Есть известная притча о том, как Бог слепил человека из глины.
Есть известная притча о том, как Бог слепил человека из глины.
Реплика: Альфред Нобель, тот самый, именем которого названа знаменитая Нобелевская премия, оказывается, серьезно работал на войну. Он изобрел детонатор, динамит, взрывчатые смеси, строил военные заводы.
В 1888 году в газете случайно появился некролог о том, что он умер. Умер его брат, а сообщили, что он умер.
И вдруг в некрологах и статьях о нем стали писать: "Миллионер на крови, торговец взрывчатой смесью, динамитный король". И это его перевернуло. Он не захотел уйти из жизни так, чтобы человечество помнило его только злодеем. И он все свои деньги завещал на создание фонда, проценты с которого будут выдаваться тем, кто приносит наибольшую помощь человечеству.
Вопрос такой: не хочет человек оставаться злодеем в памяти людей?
Ответ: Это очень важно для человека.
Вопрос: То есть я злодействую всю свою жизнь, а уходить хочу так, чтобы обо мне помнили, что я праведник? Съедал людей, а скажут, что я, наоборот, помогал людям и так далее.
Ответ: Да. Он сделал очень много зла человечеству тем, что изобрел все это.
Вопрос: Изобрел это и строил военные заводы, на этом зарабатывал деньги. Деньги эти во многом кровавые, получается.
Вопрос такой: общественное мнение – это такой сумасшедший рычаг, которым можно перевернуть злодея. Вот его оно перевернуло. Он захотел уйти человеком.
Сегодня мы видим, какое количество злодеев существует в мире. Если все направить на то, чтобы их перевернуть, можно так построить общественное мнение, чтобы они перевернулись? Можно или нет?
Ответ: Нет, они руководят общественным мнением, им все равно. Они так обрабатывают человечество, что остаются просто пай-мальчиками.
Вопрос: А я могу быть свободен от общественного мнения? Очень многие пишут: "Я свободен".
Ответ: Это всё пишут. Именно поэтому и пишут. Никто не свободен, и на всех это очень давит.
Вопрос: В принципе, можно человека вот так вести, регулировать? Именно общественным мнением.
Ответ: Если бы общественное мнение хорошо себя понимало и правильно воздействовало на людей, то мир был бы другим.
Вопрос: То есть вы возлагаете на это надежды?
Ответ: Я не возлагаю никаких надежд, потому что общество таково, что оно не заинтересовано в этом. А человек заплатит еще пару миллионов, и будет хорошее мнение. Вы же видите, как покупаются все эти средства массовой информации.
Реплика: Да. И они выстраивают общественное мнение. Я был с вами в 2006-м году в Аросе. У вас был такой "Доклад Ароса". Там собрались миротворцы – те, которые хотели сделать мир лучше. Вы поехали туда в надежде, что сможете их убедить в этом.
В вашем докладе в Аросе вы говорили, что если создать такое общественное мнение, что мы поощряем только тех, кто занимаются отдачей обществу, добрыми делами, то мир начнет потихонечку меняться. У вас тогда еще была надежда на то, что мир будет меняться.
Ответ: Это было другое время, 17 лет назад.
Вопрос: То есть это было какое-то время надежд?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Что произошло за этот отрезок времени?
Ответ: Человечество стало совсем другим. В худшую сторону. Сегодня я бы вообще так не говорил… А тогда это слушали с каким-то интересом.
Реплика: Не с каким-то, а с большим. Я как раз стоял на камере, снимал публику, которая слушала. Там была профессура, там были светила мира. И они все очень внимательно слушали. Очень! Весь доклад.
Ответ: Сегодня я бы не говорил так. Это звучало бы наивно.
Вопрос: Если создать хорошие средства массовой информации, если создать такое общественное мнение?
Ответ: Никак это не поможет. Никак!
Вопрос: Это что-то с вами произошло или что-то произошло с миром?
Ответ: Нет, это в мире такое эгоистическое движение, что абсолютно всем на все наплевать. Не надо никаких тут даже доказательств.
Я вообще не верю в доброе изменение мира. Я верю только в то, что человечество доведет себя до такого состояния, – я надеюсь, что не до конечного, – когда оно поймет, что ему надо меняться и серьезно.
Вопрос: То есть, вы говорите, что только когда человечество ужаснется, оно поменяется? Сегодня у вас именно это направление?
Ответ: Да, оно должно увидеть свой конец.
Вопрос: Вы ведь какие-то надежды возлагаете? Мы с вами говорим, что-то транслируем, вы что-то транслируете, так или иначе. Это смотрят многие-многие люди.
Ответ: Я надеюсь, люди увидят, что они идут к быстрому и неотвратимому концу. И тогда, возможно, они поймут, что здесь должен быть какой-то выход. Но они этого выхода не видят.
Скажи сегодня людям: "Давайте относиться друг к другу хорошо!". Ну и что дальше?
Реплика: Да. Они сразу вспомнят мультфильм про кота Леопольда: "Давайте жить дружно". Все время там было: "Давайте жить дружно". Это детский такой подход для них. А для вас очень высокий.
Ответ: Это очень высокий подход, но, к сожалению, звучит несбыточно. Хотя я над этим не смеюсь и понимаю, что, в принципе, это должно быть. Но через сколько страданий еще должно пройти человечество, прежде чем оно скажет: "Хватит!"…
Вопрос: Но за шаг до пропасти, о чем вдруг придет мысль человечеству или человеку?
Ответ: Я думаю, что когда люди поймут, что они теряют всё, допустим, детей, что-то такое страшное, что уже некуда убежать, отворачиваться, и надо принимать решение, в таком случае, возможно, они будут согласны что-то изменить. Потому что изменение все равно придет свыше, но тогда, когда мы будем к этому готовы. А готовность – она вот такая: когда дети и внуки будут под угрозой гибели, исчезновения, истребления, тогда мы сможем что-то сделать с собой.
Реплика: Но это такая формула, что я не могу остановиться по дороге, а только должен прийти к этой точке.
Ответ: Да. По дороге к этому мы идем и остановиться не можем.
Вопрос: То есть ни разум мой, ни логика, это все не сработает?
Ответ: Должно быть чувство, причем чувство самое внутреннее: тупиковое, неотвратимое.
Но будем надеяться, что, с одной стороны, мы своим распространением что-то сделаем. Но, с другой стороны, человечество должно увидеть свой конец и решить. Я думаю, что это можно сделать.
Вопрос: То есть можно услышать?
Ответ: Да. Видишь, если Нобеля перевернуло, то и других людей тоже может.
Вопрос: Все-таки у вас есть эта надежда, точечка какая-то?
Ответ: Выход должен быть. Иначе все наше существование бессмысленно. Но как нам сделать, чтобы это произошло быстро, гладко, даже, может быть, как-то управляемо? Это проблема.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.05.2023
Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста
В одной японской причте повествуется, как однажды самурай пришел к мудрецу и спросил его, есть ли на самом деле ад и рай.
Путь к миру лежит через ядерное оружие?
Вопрос: Часовой мастер рассказал такую историю. Работа его требует большого внимания, точных действий. Но иногда во время работы у него начинает дергаться указательный палец левой руки. В этом состоянии работать невозможно.
Как он поступает? Он не делает массаж пальцу, не пьет таблетки для снятия спазмов. Он звонит своей матери, которая живет за тысячи километров и говорит ей: "Мама, вы опять переживаете за меня. Прекратите волноваться, из-за вас я не могу работать".
Скажите, как вы относитесь к этому? Это не попахивает мистикой – то, что вдруг такой контакт?
Ответ: Такие контакты есть, конечно. Тем более матери и ребенка. Ребенок понимает, что в этот момент мама думает о нем.
Вопрос: А вообще, как получается, что своими действиями, своими мыслями мы можем неосознанно навредить любимому, близкому? Почему нам не дают понять это?
Ответ: Мы должны развиваться, чтобы прийти к этому своей доброй волей, захотеть, чтобы так это было.
Вопрос: А я могу контролировать свои мысли, понимая, что они наносят вред? Допустим, если я понимаю, я могу контролировать?
Ответ: Это тренировки. Это большие психологические тренировки.
Вопрос: А я могу понять, что любое мое действие влияет и действует на ближнего?
Ответ: Да, это абсолютно.
Вопрос: Тогда, в принципе, мир может измениться?
Ответ: В принципе, мир и создан для того, чтобы мы его изменили.
Вопрос: Если я развиваю радость, если я постоянно развиваю добрые отношения, если я только этим занимаюсь, понимая, что это помогает моим близким, любимым – это путь на самом деле, вот так двигаться?
Ответ: Насчет близких, любимых – это другой вопрос. У любого человека, даже у любого злодея могут быть такие мысли о помощи близким, любимым.
Вопрос: Но вообще развитие мысли в направлении радости, помощи – это возможно или нет? Возможно такое состояние или эгоизм не даст нам этого делать?
Ответ: Если только ты существуешь в очень особой среде. А иначе… Эгоизм же все-таки находится в нас. И мы ничего не можем с ним поделать.
Вопрос: Если я просто в мире живу, не живу в среде, как вы говорите, тех, которые хотят развить это, то, вы считаете, ничего не получится?
Ответ: Нет.
Реплика: Это не очень хорошо...
Ответ: Ты хочешь искусственно переделать то, что сделано природой?
Вопрос: А если человеку ввести понимание того, что он этим вредит, допустим, близким людям, это его не изменит?
Ответ: Если близким людям, то – да, а в общем – нет. То есть для какого-то узкого круга людей вокруг человека, может быть, это действенно.
Вопрос: А для чего нам перекрыли понимание, что мы вредим своими мыслями? Я понимаю, Творец, высшая сила, перекрыла нам эту мысль. То есть я могу думать плохо о другом, не думая о том, что я тем самым нарушаю весь баланс, например.
Ответ: Конечно.
Реплика: Вообще мировой!
Ответ: Мировой.
Реплика: Такой мысли нет у человека.
Ответ: Потому что это далеко от него. Где же он видит это рядом с собой?
Реплика: Да, он не делает такую связку, зависимость.
Ответ: Это невозможно для человека. Если бы он мог явно видеть, что этим он вредит своему маленькому ребенку или каким-то родным, то, конечно бы, он этого не делал. Но тогда бы весь мир потерял 90% своих духовных ресурсов. Что бы мы тогда делали, если бы были такими подневольными доброжелателями?
Вопрос: Так вы что же – не за это?
Ответ: Нет, конечно! Чтобы мы были просто хорошими котиками?
Вопрос: А как же тогда нам выйти из этой ненависти?
Ответ: Только поднимаясь над ней, в противоположность ей. Тогда имеет смысл жить, существовать. А так – это просто амеба.
Вопрос: "Подняться над ненавистью" – что это значит?
Ответ: Подняться над ненавистью – это раскрывать в себе все большую ненависть к другим и еще выше подниматься над этим. Левой-правой, левой-правой и так далее. Где левая – это зло, и правая – добро. И так подниматься. Это и есть "сулам" – лестница.
Зло необходимо. Поэтому Творец и говорит: "Я создал зло, а вы, люди, с помощью того, что Я вам дал, покоряйте это зло и уравновешивайте его добром".
Вопрос: И Я вам снова буду добавлять зло?
Ответ: Да, это уже процесс.
Вопрос: То есть это и есть лестница: зло – добро, зло – добро? Так и двигаемся. Что там, в конце, после всего этого подъема?
Ответ: В конце все зло обращается тоже в добро. Мы получаем как бы двойное добро.
То есть будущее зла – так или иначе перейти в добро. Только благодаря нашей работе.
Вопрос: Последний вопрос: а если я хочу уничтожить зло? Я, естественный, нормальный человек.
Ответ: Ты этого никак не сможешь сделать. Зло не уничтожить. Можно только над ним подняться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.05.2023
Как мысль может изменить реальность?
Как можно обратить в пай-мальчиков злодеев, которые тянут наш мир в пропасть?
Раньше войны велись на мечах, кровь лилась рекой, и мы, казалось, были более жестоки. Сегодня войны изменились, и что произошло с нами?
Реплика: Был у нас сюжет о том, как у пожилой женщины скончался муж, с которым прожита жизнь, и жили они душа в душу. Она задавала вопрос, как это принять, и что она не может представить, что его нет.
И вы сказали практически одно слово, что должна быть покорность. И тут пришла масса вопросов. Оказалось, огромное количество людей находятся в таком состоянии, что они потеряли близких и живут с этим. И основной вопрос у них один: как быть покорным?
Ответ: Склонить голову перед Творцом. Все делает Он, все зависит от Него – все добрые дела и все плохие. Нет никого кроме Него. Склони голову и прими.
Вопрос: Как я, человек, который никогда не общался с Творцом, никогда не думал об этом, могу это представить себе?
Ответ: Нет, ты все время с Ним! Он в тебе, и ты в Нем. И вы связаны взаимно друг с другом всю жизнь и все жизни. Так что не надо здесь представлять себя каким-то удаленным, отвергнутым. А вот склониться, покориться Его воле и затем все-таки сделать шаг Ему навстречу, чтобы оправдать Его, – это нам необходимо.
Реплика: Это красиво, конечно, но это так непросто.
Ответ: Это непросто.
Вопрос: И вы все это вкладываете в слово "покорность"?
Ответ: Да. Я думаю, это самое подходящее слово. Потому что человек радуется, когда он находит это слово. Когда ему есть перед кем склониться, согласиться, и ему не надо никакое оправдание. Само это ощущение покорности перед вселенской силой – оно покрывает все.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 22.05.2023
Не надо терзаться уходом близких
Реплика: Руслан спрашивает: " Почему вы не говорите, как есть – "Бог"? Вы говорите "Высшая сила", "Творец", "Природа", то есть не так, как везде пишут".
Ответ: Не хочу путать людей с тем, что они уже слышали до меня! "Бог, Бог!". И что такое Бог?
Вопрос: Но все же говорят "Бог", а вы говорите "Творец". Что вы вкладываете в это понятие – "Творец"?
Ответ: Творец – это который создает, творит, созидает, делает нас каждую минуту и в нас. А Бог – это какая-то такая сила, занимающая пустоту вокруг нас.
Вопрос: То есть вы волнуетесь, что человек, когда вы скажете "Бог", будет воспринимать не то, что вы хотите, чтобы он воспринял?
Ответ: Бог и Творец вызывают не одни и те же ощущения в человеке.
Вопрос: А какие ощущения в человеке вы хотите вызвать, когда говорите "Творец"?
Ответ: Это мудрая сила, которая берет меня за руку, как маленького мальчика, и ведет вперед.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 22.05.2023
Один часовой мастер рассказал очень интересную историю о его ментальной связи с матерью, живущей от него за тысячи километров.
Вопрос: Есть такая притча: однажды два друга поспорили, и один дал пощечину другому. Последний написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Они дошли до реки. Тот, который получил пощечину, стал тонуть, но друг его спас. И тонувший написал уже на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас меня".
Тот, который спас жизнь своему другу, спросил его: "Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?" Друг ответил: "Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда нам делают хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть".
На самом деле наш мир существует по-другому. Если нас обижают, мы помним это, может быть, даже всю жизнь. Если нам делают хорошее, это забывается, забывается, забывается, а дальше еще обиды и так далее. Они ведут человечество.
Скажите, пожалуйста, это правильный посыл так жить: обида – на песке; а то, что хорошо тебе делают, выгравировать на камне?
Ответ: Это зависит от работы человека над собой. Если он хочет приподняться над животным в себе, тогда он будет писать свои обиды только на песке. А иначе очень трудно жить.
Человек должен поднимать в себе вечное, совершенное, находящееся выше эгоизма, и все это записывать в себе на своем сердце. А все мелкое, ничтожное, обидное, маленькое записывать в себе как на песке.
Реплика: Но записи на песке будет больше, чем на камне. Ее очень много.
Ответ: Неважно, это же все временное, это все стирается, смывается.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а как пишется на сердце? Вы говорите: "Писать на сердце". Многие представляют сердце как сердце. Что такое "писать на сердце только хорошее"?
Ответ: Писать на сердце означает, что я пытаюсь впечатлиться от особенных поступков ближнего так, чтобы они врезались в меня как зубило в камне, т.е. высечь на сердце.
Вопрос: Что это дает? Допустим, у меня будет много таких записей. Что произойдет после этого?
Ответ: Ты будешь из них состоять, вот и всё. Ты таким образом высветишь в себе сердце, состоящее из добрых дел других людей.
Вопрос: Допустим, у меня высечено на сердце то хорошее, что сделал мне мой друг. А если вдруг он сделает мне что-то плохое, как это изменит меня?
Ответ: Ты это смоешь.
Вопрос: Смогу я это сделать?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть, чем больше хороших записей будет у меня на сердце об этом друге, тем быстрее я смогу смыть плохое, что от него произойдет?
Ответ: Тоже верно.
Реплика: Сегодня очень многие пишут вам такие письма, что вы все время говорите, что Творец добр, делает только добро. И сейчас вы как бы говорите: "Это и надо высечь на сердце". Именно это.
Ответ: Да.
Реплика: Но трудно высекается. Смотришь на мир и…
Ответ: А ты представь себе, что ты все время находишься в этом состоянии, когда ты ощущаешь, что Творец добр и творит добро с тобой и со всеми. Насколько сладко становится жить!
Реплика: Сладко – это если можно себя переломать.
Ответ: Ты не переламываешь себя. Ты поднимаешь в себе такое отношение к Творцу – выше своего животного.
Реплика: Но вы же понимаете, что мое животное ощущает весь этот ужас, который творится вокруг.
Ответ: Научи его, что надо не это воспринимать в жизни, а именно добро, которое между тем проявляется.
Вопрос: Если я делаю это как упражнение: все время стараюсь представить Творца как доброго, творящего добро и записать это на своем сердце, то произойдет это?
Ответ: То это произойдет, конечно же. Так и будешь существовать.
Вопрос: И я смогу все оправдать, что происходит вокруг меня и так далее?
Ответ: Постепенно.
Вопрос: Но смогу?
Ответ: Сможешь.
Вопрос: Это можно воспринять как практический совет?
Ответ: Конечно. Это всё практически.
Вопрос: То есть главный вывод такой: все хорошее мы записываем, высекаем на своем сердце?
Ответ: Воспринимай жизнь как самое хорошее, что есть у человека, потому что он получает это непосредственно от Творца. А все, что он не может так воспринять, относи к противоположному свойству природы, которое дано нам для того, чтобы мы переделали себя и воспринимали всё как абсолютное добро.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.05.2023
Каким должно быть отношение к обидам
Вопрос: Природа человека – эгоизм. Но когда я читал факты гибели "Титаника", меня просто поразило, что оркестр остался играть до конца. Тонул "Титаник", кого-то сажали в шлюпки: женщин, детей, кто-то оставался, паниковал, а оркестр играл, играл, играл до конца и потонул вместе с "Титаником".
Кроме всего прочего, там был какой-то миллиардер, который мог купить 30 этих "Титаников", но он остался на корабле и сказал: "Пока женщины и дети не спаслись, я не могу оставить "Титаник"". Пары оставались. Женщин спасали, а они оставались с мужьями, чтобы закончить жизнь вместе, как и жили вместе.
Скажите, пожалуйста, откуда берется в человеке это благородство? Особенно поражает меня этот оркестр, который остался играть. Вполне могли спастись, как говорят о них. Откуда берется эта сила?
Ответ: Это может быть от того, что они все вместе играли и поддерживали этим друг друга.
Насчет женщин и мужчин – естественно, что мужчины в таких случаях вдруг ощущают в себе обязанность спасти женщин. Детей, женщин. И это может проявиться везде и во всем.
Вопрос: То есть то, что четверо музыкантов стояли вместе, поддерживая друг друга и играя до конца, вот эта сила их держала?
Ответ: Она и держала. Потому что они соединились в этом месте, и поэтому их это держало.
Вопрос: Вы не раз говорили, что эту силу "вместе" мы должны все время искать, постоянно. Мы, каждый в отдельности и мир. В таком случае любые состояния можно как бы проскочить?
Ответ: Да, в таком случае мы не утонем.
Вопрос: А что есть в этой силе?
Ответ: То, что каждый держит других. И то, что между ними появляется, – это уже особая сила Творца.
Вопрос: А куда девается страх в этот момент?
Ответ: А они не чувствуют себя, они чувствуют других, и поэтому нет страха.
Вопрос: То есть когда моя забота не о себе, а о другом, то страх уходит?
Ответ: Да. Природа страха – это исключительно забота о себе. А когда человек думает о других, ему при этом не страшно за себя. Он переключается на жизнь, на судьбу другого, и это для него самое главное. Он как бы выходит из себя.
А природа паники, которая была вокруг, наоборот, замыкается на себя.
Вопрос: Можно ли тут дать какой-то совет? Как в такой момент, в момент страха, в момент внутренней паники, которых сейчас много, вдруг выйти на другой уровень жизни?
Ответ: Для этого нам надо устремляться к связи между собой, быть вместе. И тогда мы начнем ощущать себя общей частью чего-то общего, более высшего. И нам будет легко и хорошо.
Вопрос: Я хочу спросить вас как каббалиста. Вы все время говорите о связи между людьми, о доброй связи, и в то же время все время говорите о связи с Творцом. Если выходить на эту связь – с Творцом, что происходит со мной, со страхом, вообще со всем?
Ответ: Он просто исчезает.
Вопрос: А во что превращается страх?
Ответ: Его нет, он улетучивается. Потому что связь с Творцом находится выше животного уровня нашего существования. И поэтому стоит нам именно к этому устремляться.
Вопрос: Как выйти на эту связь? На связь человека с человеком еще как-то можно себе представить. А на связь человека с Творцом как можно выйти?
Ответ: "Возлюби ближнего как себя".
Реплика: Но это ведь ближнего как себя.
Ответ: Ближнего – это другого, подобного себе.
Вопрос: А где здесь Творец?
Ответ: А Творец именно в этом объединении и почувствуется. Он ощущается именно между тобой и другим. Если ты устремляешься почувствовать другого, как себя, то тогда вместо себя и другого ты чувствуешь Творца, который на самом деле заполняет все, и нет никого кроме Него.
Вопрос: А что это за ощущение такое?
Ответ: Это ощущение выхода из себя в иное измерение, в иное пространство, в ощущение вне себя. Это то, что придает человеку ощущение нового существования.
В общем, надо стремиться.
Вопрос: Вот у этих четырех музыкантов, которые были вместе, в этот момент хотя бы немножко ощущение Творца было между ними?
Ответ: У них я не думаю, чтобы было ощущение Творца на самом деле, но ощущение вечного, совершенства, возвышения над животной жизнью – это, вполне возможно, что они пережили.
Вопрос: То есть музыка, которую они играли, она была в них все время?
Ответ: Да, они в ней были.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.05.2023