Эпидемия нарциссизма. Чаще используют местоимение "я" вместо "мы". Личный успех ставится выше заботы о других. Это невроз?
Как человек любит себя? Я смотрю на другого – мне не нравится. Смотрю на себя – у меня то же самое абсолютно! Но лучше, чем у него. Почему? Потому что это мое. И всё. И ничего другого. Как в анекдоте: "А наше все же лучше".
Этот процесс заключается не в подавлении моего "я", этой функции и так далее, которая все равно будет вылезать. В чем-то она вылезет! Это как опухоль или что-то такое. Ты не хочешь, чтобы она росла, она вылезет в другом месте и еще хуже будет. Так что это надо лечить не так.
Не давить ни в коем случае! Мягко научить человека, чтобы он увидел в выпячивании его "я" не положительное явление, а в чем-то отрицательное. И тогда человек сам себя постепенно будет лечить.
Самое главное – не давить на него. Потому что у него и так самооценка, и так все это такое напряженное. И ты тут еще давишь – можешь порвать.
В таких случаях что делают? Ты огромный, ты большой, ты сильный, ты умный – иди в спорт. Иди в те состояния с обществом, в которых ты можешь выделяться и это будет принято правильно. Это спорт. А там тебя поставят на место. Особенно если это спорт групповой, это очень хорошо.
Вопрос: Следующий нервоз называется "Синдром упущенной выгоды". Это сожаление "ведь я бы мог быть где-то еще, кем-то другим, лучше жить, я преуспел бы…" Что с этим делать?
Ответ: Не начинай!
Вопрос: Но это гложет. По себе знаю. Это как червь там сидит и тебя гложет: "Что ты наделал?! А ведь мог же!" – и так далее. Как с этим работать или бороться?
Ответ: Я считаю, что, во-первых, на все есть свой рок. И поэтому все, что есть, все, что было, и все, что будет, – это все пусть течет и не останавливается.
Вопрос: И я ничего с этим сделать не смогу?
Ответ: Не должен делать! Человек должен жить в таком состоянии, когда ему могут сказать в любой момент времени: "Ложись и умирай". И я ложусь и умираю. Ну и что?
Реплика: Если бы можно было вот так отпустить себя. Можно вот так отпустить?
Ответ: Абсолютно!
Вопрос: И так и надо? То есть, не оглядываясь назад…
Ответ: Не командуй своей жизнью и миром, и вообще ничем и никак. Просто плыви. Остановят тебя – остановят.
Вопрос: Тогда это уже перестает быть нервозом? Сразу же происходит успокоение.
Ответ: Конечно. Я прожил, я что-то сделал, я надеюсь, что что-то и хорошее сделал в жизни, и на том спасибо.
Вопрос: Дальше психологи говорят: Невроз FOBO или "проблема идеального выбора". Когда ты стоишь перед тремя дорогами, и каждая вроде ведет тебя к идеалу, к твоей мечте. И человек скован мыслями: "Что выбрать? Что выбрать?" Как тут выбрать, куда идти?
Ответ: Я не считаю, что это вообще выбор в таком случае.
Вопрос: Выбор между чем-то, чем-то и чем-то. "Чем-то одно лучше другого. Это еще лучше", – так ты думаешь. Потом тебя мысли гоняют, что: "Нет, это лучше и это". И так ты стоишь и мучаешься. Как в таких случаях действовать? Бросать жребий?
Ответ: Вообще, да. И в Торе так сказано – "пур", "жребий".
Вопрос: Если бы перед вами стоял выбор, что бы вы главное определили и пошли по этому выбору?
Ответ: Как мне оторваться от себя и только после этого сделать правильный выбор. И только после этого выбор, который я сделаю, будет верным.
Вопрос: То есть я должен, стоя перед этим камнем, постараться оторваться от себя? Перед этими тремя дорогами. Чтобы "я" мое не командовало?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А как это делается?
Ответ: Оторвись.
Вопрос: То есть внутренний голос здесь не надо слушать особенно?
Ответ: Нет. Тут нельзя ни на что полагаться.
Вопрос: А на примеры? Допустим, другие тебе говорят: "Смотри, пошел туда. Я уже ученый, я уже доктор наук. Я уже Нобелевский лауреат. Иди по этой дороге". А другой говорит: "А я уже бизнесмен". Тут сразу много всяких шумов вокруг. Не слушать это окружение?
Ответ: Вообще лучше тогда ничего не выбирать. Ты полагаешься на волю Божью, что называется. Ты ничего не делаешь, сидишь и все. Как сказано: "Сиди и ничего не делай – предпочтительно". А дальше – Бог пошлет.
Вопрос: Можно на Него положиться?
Ответ: Нет, ты должен работать, ты должен делать все, что надо. Но такие кардинальные судьбоносные решения – это человеку всегда тяжело.
Ко мне когда-то часто обращались – выбор профессии, института для людей или еще чего-то – я обычно не давал советов. Сам человек должен разобраться в себе, куда его душа или рука тянет.
Вопрос: Все-таки я за вашим опытом хочу пойти, о вас лично спросить. Что вы выбираете, когда у вас есть какой-то выбор? Как вы решаете?
Ответ: Я решаю всегда в максимальную пользу общества, потому что точно знаю, что это желает Творец.
Я не знаю, ошибаюсь я или нет. Как правило, мы и не знаем, ошибаемся или нет.
Вопрос: Как правило, наверное, мы все-таки ошибаемся?
Ответ: Неважно. Ты же не знаешь, а что было бы в другом случае. И поэтому я представляю себе: где здесь наибольшая польза для Творца? Что Творец хотел бы, чтобы я сделал. А это, как правило, в пользу общества, для людей.
Вопрос: Дальше: необходимость адаптации. Человек не успел на кого-то выучиться, сегодня это очень актуально, а эту профессию уже заменяют компьютеры, искусственный интеллект. А он учился на это, вложил в это пять лет! И он тут не знает, что делать.
Что делать в таких случаях? Сегодня это сплошь и рядом. Ненужные профессии! А институты, университеты существуют. Вас учат, а вы выходите оттуда – вы уже никому не нужны с этой профессией.
Ответ: Значит, человек должен все-таки понимать, что тот багаж, который он накопил, – это не зря. Все равно общество нуждается в образованных людях. И хотя они и не применяют себя, может быть, по этой специальности, по которой они мечтали работать, продвигаться, но все равно это капитал – люди с высшим образованием, серьезные. Это очень много значит.
Вопрос: Даже если ты учил неизвестно что, и это вообще никогда не пригодится – высшую математику…?
Ответ: Неважно. Он все равно что-то проходил, он что-то слышал. Он какие-то экзамены сдавал, он был в каких-то учебных процессах. У него другая информация, у него другое заполнение мозга и сердца.
Вопрос: То есть вы хотите сказать, что не бывает неправильных профессий?
Ответ: Любая профессия формирует человека и делает его все-таки правильной частичкой общества.
Вопрос: И можно переформироваться потом на что-то другое?
Ответ: Конечно, он уже привык учиться, слышать, слушать, читать, писать. У него появилась к этому тяга. Рука тянется к ручке и к листу. Это же не сравнить с босяками, которые сидят в пивной и не знают, что с собой делать. Только на гитаре бренчат.
Вопрос: То есть это всё не неврозы, оказывается?
Ответ: Это всё не неврозы. И это все нуждается в серьезной доработке, понимании общества и адаптации.
Вопрос: То есть, если я направляю вектор к обществу, а не к себе, тогда все это перестает быть неврозом?
Ответ: Да. У тебя сразу убирается множество проблем в обществе, болезни и так далее.