Бытует мнение, что в любви всегда один любит, а другой позволяет себя любить.
Бытует мнение, что в любви всегда один любит, а другой позволяет себя любить.
Реплика: Бернард Шоу сказал: "В конце концов наши отношения испортились до такой степени, что оставалось только одно: договориться, что мы чрезвычайно уважаем друг друга".
Ответ: Да. 🙂 Только это и осталось.
Вопрос: Почему можно довести отношения до такого состояния и потом не сорваться, не разбить, не убить, а именно прийти к тому, что мы уважаем друг друга, сесть за стол?
Ответ: "Мы уважаем друг друга" – то есть мы точно знаем, что не должны колоть друг друга, не должны слишком сближаться друг с другом, на расстоянии должны уважать.
Вопрос: Это называется, что мы поднимаемся над ненавистью?
Ответ: Мы поднимаемся, мы принимаем во внимание наши отношения. И мы понимаем, что к другому мы пока прийти не можем. Но постепенно, конечно, все может снова вернуться.
Вопрос: А что делать, чтобы это снова не вернулось? У нас испорчены отношения, мы ненавидим друг друга. А тут говорится: "Надо сесть и начать уважать друг друга".
Ответ: Разойтись и постепенно начинать сближаться – то, что все говорят, в общем-то. Но постепенно начинать сближаться так, чтобы четко-четко понимать, до каких границ я могу доходить, до каких границ может дойти противоположная сторона.
Я должен видеть, что он старается не задевать меня, и должен показать ему, насколько я стараюсь не задевать его. А потом по сближению мы уже будем чувствовать, насколько мы можем сближаться. И это уже зависит от внутреннего такта.
Вопрос: Но это необходимое движение по сближению дальше?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И к чему оно в результате приходит? Мы соединяемся во что-то или нет?
Ответ: Можем соединиться так, что будет еще лучше, чем с теми, с кем у нас были хорошие отношения.
Вопрос: То есть от такой ненависти мы можем прийти к такой близости?
Ответ: Да.
Вопрос: А это так и происходит, что от самой большой ненависти люди приходят к самой большой близости?
Ответ: Так обычно и сказано.
Вопрос: То есть это самый важный путь: разойтись и начинать потихонечку сближаться?
Ответ: Да, это очень приветствуется. И вся древняя политическая надстройка, программа, политика – она всегда велась именно в таком ключе.
Вопрос: А почему мы сегодня не особенно это слышим?
Ответ: У нас есть оружие. То есть все заменено. Раньше было что? У меня сабли – у тебя сабли, у меня копья – у тебя копья, кони здесь – кони там. А сегодня это всё размен на количество самолетов, танков, ракет и все прочее, и поэтому договариваться не о чем.
Вопрос: А как прийти миру к такой мудрости, к такой житейской, простой? Вы сейчас сказали о не высшей мудрости, а о нашей земной. Или это все-таки высшая мудрость, вот так поступить?
Ответ: У мира сегодня нет идеалов. И у мира нет уважения к кому-то. Если когда-то это было Папа римский, какой-то особенный король или кто-то еще, то сегодня этого нет.
Вопрос: А почему так стерлись идеалы?
Ответ: Потому что сила – она взамен всяких других измерений.
Вопрос: То есть идеалом становится, что я сильный?
Ответ: Да, у меня в кармане бомба и всё.
Вопрос: А зачем это? Мы все время говорим о высшем провидении, о высшей силе. Зачем ей подводить мир к такой пустоте?
Ответ: Чтобы мы поняли, что у нас вообще на самом деле ничего нет. И на самом деле нам надо искать какие-то настоящие идеалы, чтобы по ним равняться, взвешивать и сравнивать. А пока этого не видно.
Вопрос: А что является идеалом на самом деле?
Ответ: На самом деле идеалом является, я бы сказал, любовь.
В век атома, когда мы можем всё разбить и ничего не оставить, противоположна этому как раз любовь. А что ты можешь еще сделать? Ничего. Если бы мы могли друг друга поколотить, а потом помириться, это другое дело. А когда уже имеются в виду атомные разборки, то тут может быть только противоположное им – любовь.
Именно поэтому я считаю, что в наш век есть возможность прийти к такому состоянию, к такому сближению, которое будет называться "любовь". Потому что выхода нет.
В наше время возможен мир впервые за многие тысячелетия! Потому что и у меня есть всякие атомные причиндалы, и у тебя. И поэтому нам ничего не остается делать, как отложить это в сторону и попытаться сблизиться друг с другом, чтобы найти друг в друге интерес.
Вопрос: У вас один простой ответ: жить по любви?
Ответ: Да. Так, как Лонгфелло писал, американский поэт XIX века: "Закопайте в землю луки… Закурите трубку мира и живите впредь как братья!". Вот что надо.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.09.2022
Следующий год будет переломным
Суд в Калифорнии освободил 69-летнего Мориса Хастингса, который 38 лет провел в тюрьме по ложному обвинению в убийстве.
Реплика: Есть такие конкурсы красоты – "Мисс Вселенная". Когда-то, кстати, это был бизнес Трампа. Всем казалось, это самый беспроигрышный бизнес. Но вот недавно его выставили на продажу из-за нерентабельности.
Впервые этот конкурс начался в 1952-м году. Проблемы с рентабельностью начались, как известно, перед "короной". Говорят, что это связано с падением числа зрителей.
Но у меня лично ощущение, что сегодня в мире внешняя красота стала меньше привлекать.
Ответ: Я думаю, что она стала более внутренней. Она получила более высший запрос, потребность от масс. Но в чем ее сегодня установить на самом деле, вследствие такого огромного балагана, который есть в мире? Это просто невозможно.
Вопрос: А можно сказать что-то о внутренней красоте человека? Как мне верить, что этот человек внутренне красивый? Из чего мне исходить, из каких критериев?
Ответ: Доброта, взаимопомощь, сострадание и так далее. Таких как бы простых истин. Того, что берет человека. Это внутренняя красота человека.
Вопрос: Вы сказали первое слово "доброта" и даже остановились. Для вас это самое главное, похоже. Что вы в это вкладываете?
Ответ: Это человек, который может воспринимать другого как близкого себе. Это потрясающее свойство! Это подарок Творца.
Вопрос: То есть вот это вы считаете самым большим свойством – доброту?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 10.11.2022
"В конце концов наши отношения испортились до такой степени, что оставалось только одно: договориться, что мы чрезвычайно уважаем друг друга". Джордж Бернард Шоу
Реплика: Александр пишет: "В последние месяцы нет хороших новостей вообще. Я вижу по родным, близким, друзьям, как они отключают сопереживание. Просто ничего не смотрят, не слушают, не заводят разговоры, если они опасны для их спокойствия.
И я понимаю их. Не может человек жить в стрессе все время. Но если мы перестаем переживать, сопереживать, чем мы тогда становимся? Во что мы превращаемся? Что будет с нами, с миром? Объясните, пожалуйста".
Ответ: Я думаю, что мир начинает прозревать. Мир начинает осознавать, куда он сам себя вогнал, или куда он позволил себя загнать. И я думаю, что следующий год будет годом настоящего прозрения. Переломный. Когда даже Америка, а особенно Европа – они изменятся.
Реплика: Все с ужасом ждут следующий год, с большим страхом…
Ответ: Я, наоборот, считаю, что это будет годом прозрения, осознания, что ядерной войны точно быть не может. И вообще войны быть не может. Это уже мы видели, и увидели сейчас. В общем, мы вышли в хороший финал.
Вопрос: А вот Александр спрашивает о сопереживании: мы потеряем его или не потеряем? Что произойдет с ним, с сопереживанием?
Ответ: Не надо никаких сопереживаний. Мы должны просто понимать, что мы должны сделать все, чтобы дать миру правильное представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Все должны осознать то, что поднимать руку один на другого не имеет права никто. Угрожать силой никто не имеет права. Вот тогда мы увидим настоящий мир.
Вопрос: Какие чувства будут у человечества, у человека преобладать в этом новом мире, к которому вы идете? О чем человек будет думать?
Ответ: Человек будет думать только об одном: как ему развиваться в направлении добра. Как он может проявлять добро от себя ко всем.
Реплика: Так хочется этого! И кажется, что это так далеко.
Ответ: Нет. К этому придут, конечно. Нам деваться некуда. Но нам надо говорить об этом больше. И пытаться, чтобы это сбылось быстрее.
Вопрос: А вот эта точка добра, связи и так далее может пробудиться в человеке, в котором этого не было? Он, наоборот, был совершенно другим, он ястреб. В нем может проявиться эта точка?
Ответ: Он получит это ощущение, что именно таким образом человечество должно жить.
Вопрос: Откуда оно придет к нему, к такому?
Ответ: От окружающей среды. Через воздух.
Вопрос: Он однажды проснется, и такой щелчок, и скажет: "Как я жил?"
Ответ: Да. Что по-другому жить нельзя. Что жить можно только отдавая, потому что невозможно больше уже доказывать людям, что "палкой к счастью" ничего не добьешься.
Реплика: Обычно это происходило так: когда ты пытался кого-то давить, кого-то унижать, а это возвращалось к тебе бумерангом, тогда человек задумывался. А вы говорите, что это возможно и по-другому. Возможно, что вдруг раз – и будет такой переворот в человеке.
Ответ: Я думаю, в человечестве происходит очень сильное накопление всевозможных отрицательных ощущений, и они в итоге должны дать свой результат.
Вопрос: Перевернутся? В совершенно обратное?
Ответ: Да.
Реплика: Дай Бог!
Ответ: Надо надеяться!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 03.11.2022
Красоту внешнюю жюри определяет на конкурсах красоты. А как увидеть красоту внутреннюю?
Вопрос: В Нью-Йоркском университете провели новое исследование. Оно показало, что учебная программа государственных школ не работает. И было предложено культурно-чувственное образование.
Например, изучают классическую поэзию и не идет. Ее кладут на рэп, например, и вдруг все начинает работать. И они попробовали, это действительно начало работать. Появилась вовлеченность в учебу, разительные успехи в учебе. То есть было обнаружено, что в учебе отсутствует чувственная составляющая, и это разрушает все усилия.
Как вам такая идея, если создаются, например, арии по биологии, романсы по высшей математике? Вот если так учить и преподавать?
Ответ: Конечно, это будет понятней ученикам.
Вопрос: То есть не надо, чтобы они делали какие-то усилия понять?
Ответ: Ничего этого не надо. Зачем? Это должно войти чувственно и легко.
Вопрос: То есть мы должны под них работать, под ученика. Если ему хочется, пускай поет высшую математику. Как вам такая учеба? Вам нравится? Хотелось бы в такой школе учиться?
Ответ: Я думаю, что это помогло бы многим людям вобрать в себя математику, физику и так далее. Это все можно переложить на очень простые вещи.
Вопрос: Вы все время говорите о том, что главное – это даже не образование, а воспитательный процесс. Есть ли он в этом?
Ответ: Воспитательный процесс точно есть. Они этим обучают учеников, как учить других – младших и так далее.
Вопрос: А можно сказать, что когда они поют всем классом, то это процесс сближения?
Ответ: Сближения, адаптации. Конечно.
Вопрос: То есть всё, переложенное на совместное пение, на совместное действие, – собирается в "копилочку"?
Ответ: Конечно, да. Таким образом вообще можно достичь очень многих успехов. Но кому это надо, между нами говоря?
Вопрос: То есть вы считаете, что это так хорошо, что в результате никому не надо. А если бы это было плохо, то может быть, кому-то и понадобилось?
Ответ: Так устроен мир.
Вопрос: То есть мы не хотим, чтобы наши дети бежали в школу, хотели быть вместе в классе дружно…?
Ответ: Что толку с этого?! А там их поджидает какой-то громила, бьет, отбирает деньги на завтрак и еще что-то там. Я знаю, что так это происходит.
Вопрос: Разве нам не нужно такое мягкое воспитание?
Ответ: Нам нужно воспитание другое. Такое, при котором самые-самые дремучие ученики поймут, что надо быть в связи, в доброй связи между собой. А иначе их же общество их отторгнет.
Это самое страшное. Когда с тобой никто не здоровается, когда ты отвергнут, и на тебя все фыркают, и девочка, которую ты вчера обожал, проходит мимо тебя, задрав нос. Это всё очень хорошие воспитательные методы.
Вопрос: То есть эти методы, допустим, образовательно-воспитательные. А вы имеете в виду воспитательные именно вот такого плана, жесткого?
Ответ: Да, сначала, конечно, надо это. Если я не связан с коллективом добрыми узами, то мне ничего не поможет.
Вопрос: То есть вы говорите: "Выбросьте всё образование из своей головы, оно никому не нужно"? Я специально утрирую.
Ответ: Да, это "не утрирую". Это основа.
Реплика: "А возьмитесь за связь в классе, настоящую связь. И чтобы она была главным и основным? И к этому прибавьте всё образование, всё, всё, всё".
Ответ: К этому все остальное уже придет.
Вопрос: А это захотят воплотить когда-нибудь?
Ответ: Для этого нужны просто хорошие воспитатели, которые умеют войти к ученикам в сердце и правильно распределить между ними такие роли, и как-то создать такую атмосферу.
Вопрос: А сами преподаватели должны находиться друг с другом в этой атмосфере?
Ответ: Это, конечно, далеко. И куда нам воспитывать преподавателей! Но может быть, можно будет с ними договориться, чтобы сначала они объединялись в учительской, а потом такими шли в класс. И тогда мы получим хорошие результаты во всем. Доброжелательность в первую очередь, взаимопомощь, желание лучше учиться.
Вопрос: Тоже получим?
Ответ: Обязательно, потому что этим мы будем подводить других, и на нас будут фыркать наши же ученики. И так далее.
Вопрос: То есть наш класс должен быть лучшим, мы все вместе должны быть лучшими. Это вывод тоже оттуда?
Ответ: Да, но не давить на то, что мы должны быть лучше других.
Вопрос: А это могут взять в основу всё-таки воспитательные органы, министерства образования, воспитания?
Ответ: Нет. Это востребуется по-настоящему, когда ты сможешь хорошо платить учителям.
Реплика: Платить учителям – и тогда они будут вот так выстраивать процесс? Они же сами должны захотеть, чтобы такое происходило в классе. Правильно?
Ответ: Дело в том, что они долго на этом не продержатся. Потому что в них такого воспитания еще нет. Надо зажигать заинтересованностью.
Вопрос: Но деньги тут влияют серьезно?
Ответ: И материальная заинтересованность, естественно. То есть здесь две составляющих: материальная заинтересованность и идейная заинтересованность.
Вопрос: Идеей учителя могут зажигать друг друга?
Ответ: Я не думаю.
Вопрос: А вы же помните свою первую учительницу? Я помню, вы рассказывали с таким теплом.
Ответ: О! Это была особая женщина. Молодая. Она вышла замуж за военного, когда учила нас. Мы жили на краю военного гарнизона. Он ее часто встречал с работы. Помню, я махал ему рукой.
Она была очень-очень преданная нам, любящая нас.
Вопрос: Может быть, вот это залог настоящего успеха?
Ответ: Да. Но потом, на следующий год я уже перешел в другую школу. Пошла другая жизнь.
Вопрос: Если учительница вот так живет – любя класс, любя учеников… Или это тоже долго не продержится?
Ответ: Это у меня осталось на всю жизнь. Это детские впечатления.
Они дали мне пример, какой может быть первая учительница.
Вопрос: Мы начали с рэпа, с того, чтобы переложить на понятную для ребенка музыку, и тогда дело пойдет. Что нужно сделать, чтобы все-таки была эта атмосфера в классе?
Ответ: Если учительница или учитель могут доверительно говорить с детьми, то они запросто могут настроить детей на правильное отношение к учебе, к жизни, к другим.
Вопрос: Но так или иначе, как вы говорите, это должно пойти через ту связку, которая существует в классе?
Ответ: Да. Это главное, это основа.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 10.11.2022
Реплика: Вы как-то говорили, что чтобы принять решение в жизни – можно даже подбросить монетку и так далее.
А вот одна француженка, Лори ее зовут, придумала такую вещь: на своем Телеграм-канале она начала вести опрос, что ей делать, и поступает точно, как ей советуют ее почитатели.
Она написала: "Как я поступаю, зависит от тебя, ты выбираешь мое будущее". Подписчики голосуют, и принимают за нее важные решения жизни. И она отчитывается им: "Благодаря вам я заблокировала своего парня, которого не очень-то и любила, совершила вертолетную экскурсию, хотя боюсь высоты, ушла со стажировки, где мне не нравилось". Она пишет: "Я ни о чем не жалею, мне ужасно интересно, к чему меня приведет этот опыт".
Можно вот так довериться коллективу?
Ответ: Это хорошо. У нее есть на что опереться. Многие ее почитатели, читатели все-таки дают ей уверенность.
Вопрос: Вы считаете, что на этот групповой мозговой штурм можно положиться?
Ответ: Нет, не то, что он говорит верно или неверно. Но он придает ей уверенность! А там хоть трава не расти. Главное, что в каждый момент времени она считает, что поступает верно. И это ощущение исправляет-таки неверный шаг, вот что интересно.
Вопрос: То есть вот эта моя уверенность делает неверный шаг верным?
Ответ: Да.
Вопрос: А шаги у нас в основном все-таки верные или неверные?
Ответ: Любой шаг из наших шагов – он неверный. Все шаги неверные, потому что они эгоистические!
Вопрос: Все направлены на то, что мне удобно и что мне выгодно. Это вы называете неверным шагом?
Ответ: Да. С дальним прицелом – это абсолютно неверный шаг. Я могу в ближайшей перспективе где-то что-то украсть, что-то сделать такое, и будет казаться, что я удачлив. А вообще, конечно, ничего из этого хорошего не выйдет.
Вопрос: Какой шаг вы называете верным?
Ответ: Для пользы большинства. Абсолютного большинства!
Вопрос: А коллектив может подсказать такой шаг? Для нашей пользы сделать такой шаг?
Ответ: Естественно! Если мысль коллектива будет такой, что ты для нашей пользы делаешь шаг, и человек делает этот шаг, то этот шаг более-менее верный.
Вопрос: Можно что-то посоветовать людям, как им поступать, чтобы это было верно?
Ответ: Работай на массу.
Вопрос: А если я эту массу считаю быдлом?
Ответ: Ну и что? Тем более.
Вопрос: То есть я работаю на массу, которую презираю?
Ответ: Конечно. А кто не считает себя умнее остальных?
Вопрос: Вы думаете, что внутри каждый считает себя умнее всех? И если он, считая себя умнее всех, поступает все-таки для них, вот это и называется настоящий шаг?
Ответ: Да. Это я советую, а там дальше…
Вопрос: Но сами понимаете это совет такой… Что-нибудь, может быть, жизненное можно немножко подсказать?
Ответ: Я уже дал тебе жизненный совет. Это кредо, жизненное кредо.
Вопрос: Понятно. То есть, когда за коллектив шли умирать, погибали за людей – это был эгоистический шаг или что это было? Подвиги героические совершались?
Ответ: Нет, им было легко. Они сливались с коллективом, и им было легко. Когда ты бежишь со всеми вместе в бой, кричишь: "В атаку!" и так далее, прямо захлебываешься связью с остальными, ты не чувствуешь себя. Это упоение в бою.
Вопрос: А здесь когда вы говорите: "Для других, для масс ты делаешь", - что вы подразумеваете?
Ответ: Ты делаешь то, что для их пользы! А не просто делаешь вместе с ними, для того чтобы влиться в них и не чувствовать личности.
Вопрос: Для пользы их что может быть?
Ответ: Что для пользы их, для пользы большинства, это я не знаю в каждом конкретном случае. А в идеале – это взаимная отдача, любовь, связь.
Вопрос: То есть ты это транслируешь туда: "Я для вас живу"?
Ответ: Да. И это правильный шаг.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 10.11.2022
Подбросить монетку или подумать?
"Поколения достигнут своего освобождения благодаря праведным женщинам поколения". (Малый Мидраш)
Вопрос: Как вам это?
Ответ: Мною это воспринимается вполне нормально.
Вопрос: Тогда что такое ключевая фраза – "праведные женщины поколения"?
Ответ: Это те, которые понимают, как надо себя вести, как надо воспитывать поколение. Они смотрят на все их поколение как на своих детей, которых надо приводить к правильному пониманию жизни. Это называется "праведная женщина".
Вопрос: В чем праведность? Что такое правильное понимание жизни?
Ответ: Праведность заключается в отдаче, в любви, в связи всех между собой. Как в правильной семье.
Вопрос: Такой посыл есть в женщине?
Ответ: Есть, именно в женщине это есть. И она должна взять мужчину, мужскую силу и вынудить, заставить, научить, направить эту мужскую силу на созидание, на правильное отношение к миру.
Направление – это женщины. Сила – это мужчины.
Вопрос: То есть вы ощущаете, что в будущем это произойдет именно так?
Ответ: Да. Надо разорвать связь между мужчинами и женщинами в том, чтобы женщина управляла мыслью, намерением, направлением и так далее. Исправленная малхут действует через мужскую часть. Именно тогда это связка сработает.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 03.11.2022
Женщина будет управлять мужчиной?
В этом мире мужчина правит женщиной, но в будущем женщина будет править мужчиной, как сказано: "Женщина будет управлять мужчиной". (Мидраш к Псалмам)
Вопрос: Это какое-то внутреннее высказывание. Что такое "женщина в будущем править будет управлять мужчиной"?
Ответ: Конечно, имеется в виду человеческое желание, которое называется женским. Оно будет исправленным, и поэтому оно будет управлять.
Вопрос: А вы могли бы попроще объяснить эту фразу: "Сегодня мужчина управляет женщиной, а в будущем женщина будет управлять мужчиной"?
Ответ: Я думаю, к этому мы и идем, и мы это понимаем. Мы видим, что мир меняется постепенно. Женщины проходят во всевозможные организации, занимают различные очень серьезные посты.
Не секрет, что главная в доме – это женщина, и так в Торе написано.
Вопрос: И вы говорите, что по этому высказыванию, мы, мужчины, поддадимся этому?
Ответ: Мужчины поддадутся этому. Вообще мужчина внутри себя к этому готов. В нем остается много чего от мальчика, которого воспитывает мама. Это есть в каждом из нас. И поэтому я думаю, что это все выйдет наружу и будет в таком выпуклом, правильном виде осознано всеми.
Реплика: Сейчас, когда мы видим, какие развиваются войны, конфликты и так далее, в основном там очень много завязано на мужской части.
Ответ: Именно поэтому и войны, и конфликты. Если женщины будут больше управлять миром, то будет меньше войн, конфликтов и вообще всех проблем.
Я не имею в виду тот тип женщин, которые выходят на улицы и кричат. А женщины – настоящие женщины, которые сознают себя женами, матерями. Они ведут семьи, заботятся о семьях, о детях, о будущем и так далее. Это практически не мужская работа, это больше женская работа.
Вопрос: Забота о стране – это больше женская работа?
Ответ: Женская. Любая забота – это женщина. И любое исполнение женской воли – это мужчина.
Вопрос: То есть у вас это соединяется: женщина – дом и женщина – руководитель страны?
Ответ: Конечно. Это то же самое.
Вопрос: То есть она ощущает вдруг всех как своих детей? Все – это как мой дом?
Ответ: Да. Кто еще может думать об этом?
Вопрос: Где найти таких женщин? Скажите, пожалуйста.
Ответ: Они будут, и они есть. Надо только дать им место немножко выдвигаться. И они сегодня уже выдвигаются вперед, но мужчины еще всё-таки давят. Но это все вопрос времени.
Вопрос: То есть вы за это?
Ответ: Да!
Реплика: Сопротивление будет большое, я думаю.
Ответ: А я не вижу ни одного мужчины, который мог бы сделать для мира большую пользу, чем женщины, женское управление.
Это не сегодня, это постепенно, когда сойдет вся эта спесь, давление, крики и прочее. Когда мужчины не будут подзуживать женщин, направляя их друг на друга, и так далее. То есть здесь надо еще расти и тем, и другим. Но в общем, именно в женском характере заложена предрасположенность к миру, к удобству всех, к правильному воспитанию и так далее.
Вопрос: Как воспитать таких женщин? Они сами будут воспитываться в соответствии с тем, что происходит? Как они выдвинутся? Как они почувствуют то, что вы говорите: что дом – это мир?
Ответ: Мы это должны делать. Это должны делать мы.
Мы – это каббалисты, которые понимают, каким образом надо действовать, которые не стесняются, не боятся, не стыдятся и говорят то, что надо.
Реплика: О нашей природе красочней всего рассказывает известная притча. Жил-был бедняк, у него был богатый сосед. И бедняк взмолился к Творцу: "Я хочу быть таким же богатым, как он".
Творец сказал ему: "Пожалуйста. Я тебе дам все. Я тебе дам это, а ему буду давать вдвойне. Ты будешь богатый – он будет вдвойне богатый. У тебя будет дом – у него будет два дома".
Тогда бедняк сказал: "Тогда выколи мне один глаз, чтобы соседу выкололи два". И есть еще другое окончание: "Тогда избей меня до полусмерти". Тут существует очень много всяких вариантов.
Ответ: Да. Это мы видим сегодня тоже – в стычках, в войнах.
Вопрос: Еще есть такое: "Не так страшно, что моя корова умерла, как то, что у соседа жива". Человечество придумало очень много таких красивых цитат.
Скажите, почему мы не можем сосредоточиться именно на своем счастье?
Ответ: Ты не можешь испытывать счастье в отрыве от других. Только в сравнении.
Реплика: Но дали же мне дом, есть у меня теплый дом, есть у меня всё богатство. Почему я должен все время смотреть, что у него два дома, и от этого страдать?
Ответ: Для этого необходимо исправить природу человека. Никак иначе!
Вопрос: То есть я буду страдать, что у него лучше и больше?
Ответ: Да. Это и есть эгоизм. То есть я не смотрю на то, что есть у меня, я смотрю на то, что есть у другого. И у меня может быть в несколько раз больше, чем у него, но у него есть. И пока он существует и есть у него что-то, я именно это и хочу.
Посмотрите на детей, как они отбирают игрушки друг у друга. Ты их убеждаешь: "Тебе не надо, смотри, у тебя же есть", – нет, это неважно. Прячет свою игрушку за спину и требует то, что у другого. Вот это и есть природа.
Реплика: Но я же как родитель ему назидательно говорю правильные вещи. Я говорю: "Дай другому…"
Ответ: Но он же не хочет слушать.
Реплика: Он не хочет слушать, но я же хочу, чтобы он это сделал.
Ответ: Это не имеет значения, это Творец хочет.
Вопрос: Через меня?
Ответ: Как бы да. Ты как Творец тут выступаешь. И не помогает.
Вопрос: То есть я все равно эту формулу подхватываю, когда я родитель?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Мне эта формула нравится.
Ответ: Потому что ты уже не ребенок.
Реплика: Да, но я говорю ему: "Поделись с ним, дай ему".
Ответ: Нет, он будет держать, прижимать к себе.
Реплика: Это точно. Но я веду к тому, что а я-то сам продолжаю быть таким же как ребенок. Я смотрю: там лучше, и уже нервничаю.
Ответ: Абсолютно верно.
Вопрос: Мы так съедаем сами себя. Мы просто выжираем все внутри себя. Мы от этого и умираем?
Ответ: Видимо.
Вопрос: И что же делать нам с этим со всем?
Ответ: Продолжать.
Вопрос: До каких пор?
Ответ: Пока живем. 🙂
Мы все равно должны распространять нашу идею, план Творца, и это сработает.
Реплика: Каков он – план Творца?
Ответ: Чтобы мы поднялись выше нашей эгоистической природы. И это получится.
Вопрос: И тогда как я буду смотреть на соседа, если поднимусь над природой?
Ответ: Как на партнера по реализации одного общего замысла.
Вопрос: Что и он двигается к тому, чтобы подняться над эгоизмом?
Ответ: Да. Надо просто просвещать!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.10.2022
Многочисленные исследования давно показали, что учебная программа государственных школ практически не работает, и школьников нужно обучать иначе.
Реплика: Ирина пишет: "Вы можете объяснить этот закон, написанный в Торе, от которого, по-моему, все беды – "око за око, зуб за зуб"? Она считает, что все беды от этого.
Ответ: Я считаю, что нет. А как еще вы сможете объединить людей и дать им правильное понимание их взаимной связи?
Реплика: Видимо, Ирина считает так: "Не отвечать". Не проявлять такого, что тебя ударили и ты ударь – око за око, зуб за зуб. Вот ты ударил, а я не отвечаю.
Ответ: Это вы просто неправильно понимаете природу человека. Потому что если природа человека эгоистична, то только таким образом его можно научить.
Мир не зря развивается таким образом – в непрерывных войнах. Люди постепенно учатся этому. Я думаю, что мы близки к тому, чтобы всё-таки осознать, что поскольку мы эгоисты, то к нам может быть применен абсолютнейший закон действия и противодействия.
Око за око. И так мы будем действовать, пока не осознаем, что не надо ни ока, ни зуба, а нужно просто правильно относиться друг к другу.
Вопрос: То есть "око за око, зуб за зуб" ведет к тому, что мы откажемся от этого закона? Он для этого и существует?
Ответ: Да. Потому что на самом деле это закон абсолютной природы, правильной природы. Тот, кто берет, должен столько же отдать и даже больше того, чтобы научиться в следующий раз не бить первым, не вредить.
Вопрос: Потому что будет бояться, что ему ответят?
Ответ: Да.
Вопрос: И это естественный закон. В детстве мы это проходили. Я лез на кого-то, кто-то мне отвечал, – я понимал, что в следующий раз я уже не полезу.
Вы сказали: "Он приведет к другому закону". К чему приведет этот закон "око за око, зуб за зуб"?
Ответ: Это сказано уже в Библии, что не поднимет народ на народ меч.
Вопрос: А что будет в результате?
Ответ: Каждый будет ограничивать себя тем, что не станет ничего требовать с другого и ничего не отдавать другому. Все будут пытаться найти правильное решение любых конфликтов.
Реплика: Закон Содома был "моё – моё, твоё – твоё".
Ответ: Поэтому он и не сработал.
Реплика: Вы только что говорили приблизительно об этом: "Я не буду к тебе лезть, я не буду с тобой воевать, моё – моё, а твоё – твоё".
Ответ: Нет, там нельзя было даже и отдавать друг другу. То есть отрицалась любая связь – и плохая, и хорошая. Ни к кому другому ты не имеешь права подойти, ни дать, ни взять.
Вопрос: Да. Ни нищему, никому. Никого не принимать у себя дома. Ты живешь, и он живет. И здесь между нами пропасть. Вот в этом и была вся погибель Содома?
Ответ: Надо же научить людей, что так тоже нельзя.
Вопрос: Тогда каков правильный закон, к которому мы приходим? После всех этих "око за око", "моё – моё, твоё – твоё", какой правильный закон, к которому мы все придем?
Ответ: "Твоё – твоё, и моё – твоё".
Реплика: Это тяжелое правило! Невозможно!
Я понимаю, Бааль Сулам – это великий каббалист, он написал, что мы придем к такому, что "твоё – твоё, моё – твоё", и вы в это очень верите. А это абсолютная фантастика для человека.
Ответ: Это природа духовного уровня.
Вопрос: Когда только на отдаче и ничего взамен?
Ответ: Ничего. И ничего себе не прошу, потому что общая сила природы, называемая Творцом, стоит на выполнении этого закона. Если мы пожелаем, чтобы он выполнялся, то эта сила – Творец – проявится между нами. Он только ждет вот это наше желание.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.10.2022