Рождение – эмоционально очень сильное событие для ребенка. И тем не менее никто его не помнит.
Рождение – эмоционально очень сильное событие для ребенка. И тем не менее никто его не помнит.
Реплика: У Илона Маска есть такое высказывание: "Я хочу быть частью того, что меняет мир. Ошибки совершать не страшно. Главное – каждый раз ошибаться в чем-то новом". Я прошу вас прокомментировать.
Ответ: Это верно.
Вопрос: То есть ошибки мы совершаем все время?
Ответ: Без этого нельзя.
Вопрос: Всегда говорилось: "На ошибках учимся". Мы вообще учимся на ошибках?
Ответ: Не все. Но ошибки приходят для того, чтобы на них учиться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.06.2022
"Многие не любят перемен, но мы должны научиться принимать их. Особенно если альтернатива переменам – это катастрофа". Илон Маск
Невозможно требовать от американцев, чтобы они были такими же, как финны.
Реплика: Ученые уже давно изучают эффект присоединения к большинству. То есть это когда ты выбираешь то, что выбирает окружение, то, что одобряют близкие, друзья, то, что в моде. Ты это и выбираешь, у тебя как бы своего мнения особенно нет.
Ученые отмечают, что часто идти вслед за большинством нас побуждает ФOMO – страх упущенных возможностей. Это состояние, которое возникает, когда вы начинаете думать, что за чужим забором трава зеленее, чужая жизнь интересней и так далее.
Они, в основном, всё направляют на то, что есть страх упущенных возможностей.
Ответ: Конечно.
Вопрос: Поэтому мы и выбираем то, что все выбрали?
Ответ: Я не знаю, кто выбирает, но, в основном – да. В основном – потому что кажется, что у других зеленее, лучше и так далее.
Вопрос: А человек может вырваться из этой несвободы? Из того, что я живу, как все живут, как они выбирают – я выбираю. Можно вырваться?
Ответ: Я думаю, что только, если человек будет работать над собой. Если у него при этом будет другая защитная система, и он будет понимать, ради чего он это делает.
А что бегать просто так за большинством? В большинстве ничего нет, кроме грубой животной силы, которая направляет меня выбрать то, что она выбирает.
Она просто тянет и говорит: "С нами ты будешь обеспечен, все будет нормально, будь, как все, тебе больше не надо, иначе тебе будет плохо и так далее". Это мы уже видим, как работает.
Свободным может быть человек, который стоит над коллективом, который может быть свободным от коллектива, и когда он решает, к чему примкнуть. Тогда он или сам создает коллектив, или уже примыкает к известному коллективу.
Вопрос: Но когда сам решает?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Что для этого он должен взвесить – что я к ним примыкаю?
Ответ: Цель! Собственную и цель коллективов. И выбрать из них, к какому коллективу примкнуть.
Вопрос: Какая цель определяет, свободен человек или нет? Например, вам скажут: "Он пошел по этой цели". Вы говорите: "Это свободный человек". Если он выбрал эту цель, это свободный человек. Можно вот так?
Ответ: Если, в первую очередь, он не попадает под влияние никакого коллектива.
Вопрос: Что же делать с природой человека, которая вся под коллективом и под общим мнением?
Ответ: Это мы и видим.
Вопрос: То есть ему нужно вырваться из своей природы, по большому счету?
Ответ: Да. Это особые люди, которые такими рождаются, развиваются, и поэтому они не в состоянии вообще быть ни в каком коллективе. И тогда они находят свою реализацию.
Вопрос: Этому можно научить человека?
Ответ: Нет.
Вопрос: Рожденный несвободным, он несвободным и продолжает быть?
Ответ: Да.
Реплика: Это вообще приговор.
Ответ: Это не приговор, это природа, которая так действует.
Вопрос: Вы видели таких свободных людей в своей жизни?
Ответ: Очень мало. Обычно такие люди выбирают настоящую несвободу. Они ищут такой коллектив, к которому могли бы подойти, в который могли бы влиться и отдать себя до конца. Потому что они понимают, что отдельно существовать невозможно. И поэтому, чтобы реализовать себя, главное – это найти правильный коллектив.
Рожденный свободным, человек забирает свою свободу и идет за коллективом. Он жертвует своей свободой, для того чтобы правильно себя реализовать. Потому что реализация – она все равно в массе, в коллективе.
Вопрос: Это его героизм на самом деле? Это гораздо круче, чем если ты остаешься свободным, потому что родился свободным?
Ответ: А что толку? Это одинокое существование.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.06.2022
Человек – отпечаток окружающего общества
Вопрос: Мы, в принципе, осознаём, что природа гармонична. Еще в школе мы изучаем всякие пищевые цепочки, видим, как одно связано с другим. На этом была основана наука бионика, когда я смотрю и как бы копирую то, что вижу в природе.
Например, вертолеты, наверное, создали, потому что стрекоз видели. Птиц видели – создали самолеты, жуков видели – создали машины.
Почему все это сводится к тому, что машины превращаются в танки, и все наши научные достижения, так или иначе, идут на вооружение?
Ответ: Потому что, для того чтобы взять от природы примеры и создавать их, нужны естествоиспытатели, ученые, которым интересно, и они создают то, что есть в природе, в механике.
Но потом приходят другие люди, которым на природу наплевать, и они желают использовать эту механику для того, чтобы покорять, управлять, насаждать. И этим заканчиваются все добрые побуждения.
Реплика: То есть мы берем что-то положительное из природы, строим из этого то, что надо для нашей жизни, а это все, так или иначе, забирают потом плохие дяди и делают из этого орудия войны. Почему?
Ответ: Потому что наша природа такая.
Вопрос: Почему мы отдаем им это? Почему мы соглашаемся?
Ответ: Потому что они умеют обманывать. Они стоят у власти, у них армия, сила, деньги, – все у них. А у таких людей – наивных, добрых, которые желают просто понять, как устроен мир, у них нет ничего, кроме своих мозгов и слабых рук.
Вопрос: Это судьба нашего мира? Судьба такая, что все, так или иначе, туда пойдет?
Ответ: Да. Пока мы не исправим природу человека.
Вопрос: Мы начали с того, что природа гармонична, и все это понимают. Почему мы не берем от гармонии природы? Мы копируем то, что она создала, и создаем что-то для себя. А почему в нас не входит что-то от гармонии, от основы природы, что она гармонична?
Ответ: Мы не можем эту гармонию соблюдать. Мы не в состоянии ее обнаружить, видеть, изучать. Мы не можем ей подражать.
Вопрос: Потому что мы обратные ей?
Ответ: Да.
Реплика: Но знание мы получаем об этом.
Ответ: Но что с того, что я знаю, что в природе так устроено, – я не могу это соблюдать.
Реплика: А как сделать, чтобы это стало главным? Сначала взять гармонию природы, а потом уже все технические изобретения…
Ответ: А для чего? Зачем мне брать от природы какие-то ее законы, возможности, для того чтобы отдавать другим, для того чтобы сеять добро?! Зачем это мне надо?
Реплика: То есть мне нужно повелевать и властвовать…
Ответ: О! Для этого я все буду изучать, и мой эгоизм будет меня подталкивать к этому, и давать все возможности.
Вопрос: То есть вот это и есть наша природа?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Тогда почему вы все время взываете к другой природе?
Ответ: Я хочу изменить человека!
Вопрос: Как? Ведь наша природа такая.
Ответ: Нет, есть возможность изменить. И тогда уже мы будем действительно всё делать в подобии природы – доброй, высшей природы.
Вопрос: Тогда к этой доброй высшей природе мы пойдем прежде, чем будем что-то создавать?
Ответ: Конечно. Мы сначала исправим себя, а уже потом будем брать что-то от природы и подражать, по-настоящему подражать ей.
Вопрос: То есть это не фантастика – перевернуть свою природу и сделать ее подобной природе?
Ответ: Без этого мы не выживем и все равно будем обязаны себя изменить.
Реплика: Сейчас вы все время говорите: "Мир стал взаимосвязанным". Так или иначе, это все видят.
Ответ: Это для того чтобы показать нам, что нам некуда деваться.
Вопрос: И это будет все больше и больше?
Ответ: Да! И никуда не денешься! Мы увидим, что никаких войн, никаких стычек, никаких преступлений человека к человеку просто невозможно будет делать.
Ты будешь при этом проявлять себя как враг всего человечества. Тебе не простят ничего. Мир будет настолько сжиматься, понимать, что ты вредишь всем, что ты не дашь себе этой возможности. И постепенно-постепенно добрые силы природы изменят человечество.
Мы пройдем такую стадию, когда нам будет страшно нарушить добрые взаимоотношения. Это первый этап.
Вопрос: То есть первый этап – чтобы пришел страх нарушить эту связь между нами?
Ответ: Да, сокращение – так называется в каббале. Сокращение эгоизма.
Реплика: Но это я просто из эгоизма боюсь, из своей природы боюсь.
Ответ: Да, но нет другого выхода, я обязан его сократить, иначе меня побьют.
Вопрос: То есть я не могу вступить в войну, потому что меня побьют, ограничат, я буду голодать и так далее?
Ответ: Конечно! Исходя из всевозможных отрицательных отношений ко мне. Только таким образом!
Вопрос: То есть ты воюешь – тебя закрывают. Поэтому ты прекращаешь воевать?
Ответ: Да.
Реплика: Но ты же будешь чувствовать себя побежденным. Это страшно.
Ответ: Нет, это неважно. Тебя таким образом будут учить.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.07.2022
Реплика: Пишет вам Ар, так он сокращенно себя называет: "Я постоянно слушаю ваши ролики. Скажите, пожалуйста, почему вы всегда говорите, что только евреи изменят мир? Зачем брать на себя, на нацию такую большую ответственность? И кто вообще дал вам такие полномочия? Только не говорите, что это написано в Библии. Ответьте на мой вопрос, учитель".
То есть, похоже, это наш начинающий ученик, и он тоже не понимает, почему только на евреев возложена такая ответственность.
Ответ: Потому что методика исправления мира, которая называется "каббала", находится именно у евреев, была передана им уже тысячи лет назад.
Реплика: Но выделяя наш народ, мы этим вызываем такое сопротивление…
Ответ: Я все понимаю, но лучше, когда ты понимаешь, что именно это истина, и тебя за это ненавидят. И ненавидят еще, может быть, за то, что ты должен, согласно этой истине раскрыть миру метод исправления, и именно поэтому тебя ненавидит человечество.
То есть я принимаю этот вызов и говорю: "Да, вы правы, проблема – в нас, мы виноваты. Но от того, что вы меня убьете, от этого вам легче не будет. Лучше послушайте и подумайте, как действительно мы можем использовать эту вечную истину".
Реплика: Но доказательств этому особенно как бы нет.
Ответ: Доказательство будет, если мы это выполним – то, что указано.
Реплика: То есть вы говорите так: пока это, скажем так, на словах. Для многих людей – на словах.
Ответ: Конечно. Но, с другой стороны, они могут сказать: "Так вот почему мы их ненавидим на самом деле! Значит, правильно ненавидим".
Вопрос: А если человек не находит в себе ненависть? Масса людей не находит в себе ненависти к евреям. Мы как бы усиленно им говорим: "Вы ненавидите евреев! Нас ненавидят!" Но они не находят.
Ответ: Тогда идемте ко всем нам, будем вместе это делать! Будем вместе исправлять мир.
Реплика: В общем, замкнутый круг. Все время на ваши ролики огромное количество комментариев. И все именно в этом направлении избранности народа: "Что вы о себе говорите? Кто вам дал право? Почему вы так уверены в этом?"
Ответ: Так они сами же это говорят! Ведь все человечество все равно относительно евреев имеет какие-то особые мнения, отношения, подозрения, требования и так далее. А я просто хочу это дело осветить нормально, раскрыть, в чем проблема. Ведь этой проблеме тысячи лет. Хватит нам ее как-то затушевывать или отказываться.
Вопрос: Какими должны быть действия человека, не еврея, который, допустим, хочет вас услышать?
Ответ: Он просто должен услышать то, что я говорю.
Вопрос: А на еврея вы возлагаете какие-то конкретные действия?
Ответ: Да. Еврей обязан узнать, почему он особенный. И в соответствии с этим, раскрыть эту свою особенность всем народам мира. И вместе с ними, всеми народами мира, взяться за изменение человечества, природы, всего, что есть.
Вопрос: Из чего во что?
Ответ: Из абсолютного эгоизма человечества сделать обратное действие – связь. Именно это на евреях. А на всех народах мира – прислушаться к тому, что евреи говорят, может, и правда, они говорят что-то дельное. И в этом может заключаться наше спасение.
Реплика: Но это только некоторые евреи говорят. Большинство евреев вообще не говорят того, что вы говорите.
Ответ: Они не знают и не понимают так же, как и народы мира, что на них лежит ответственность самим прийти к связи и привести к ней мир.
Все равно люди услышат.
Вопрос: Какая у вас надежда? Вы это повторяете постоянно.
Ответ: Моя надежда основана на том, что мир не закончится просто так и не придет в какое-то другое состояние. Он в итоге вынудит все народы мира и евреев в том числе, в основном, задуматься над тем, в чем же заключается исправление мира, что на самом деле нам надо сделать и к чему мы должны прийти, – и в первую очередь евреи.
Это непросто. Но время идет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.08.2022
Вопрос: Наше время заполнено дезинформацией и ложью. Говорят так: "Дезинформация возникает в условиях политического разочарования, экономического кризиса или социальных волнений". Сегодня все эти факторы налицо. А еще есть интернет, то есть ложью можно манипулировать. Есть компании, которые могут ее раскручивать и создавать общественное мнение.
Ощущение, что мы живем внутри только дезинформации и только лжи, – это ощущение правильное?
Ответ: Да. Но оно управляемое Творцом.
Вопрос: То есть не этими борзописцами?
Ответ: И руками, и мозгами людей управляет Творец. Он вложил нас внутрь полной дезинформации и назвал этим миром. Поэтому не относись к людям серьезно.
Все эти борзописцы пускай пишут. Надо же как-то существовать человечеству. Вот Творец и напридумывал всякие должности.
Вопрос: Надо хотя бы пытаться отличить дезинформацию, ложь от правды, от истины? Надо вообще искать?
Ответ: А их нет – ни того, ни другого.
Вопрос: Тогда такой вопрос: для чего Он это сделал?
Ответ: Для того чтобы нам надоело это состояние настолько, что мы просто захотели бы всеми возможными средствами вылезти из него. И всё.
Вопрос: В притче Бааль Сулама говорится о том, что червяк находится внутри червивого яблока: "Вот это мой мир". И вдруг он вылезает наружу и говорит: "Есть, оказывается, другой мир!" Вот это мы, находящиеся внутри этого яблока?
Как выйти наружу? Как увидеть настоящий мир?
Ответ: Простому человеку это невозможно. Простому – имеется в виду обычному, из миллиардов людей. Это невозможно.
Но есть отдельные души, которые уже созрели из миллиардов душ, и они в состоянии уловить призыв, как у этого червяка, и двигаться к выходу из червивого яблока.
Вопрос: Когда он двигается к выходу из червивого яблока, он прокладывает путь другим червячкам?
Ответ: Это не его дело. Он даже сам не знает, что он идет, как он идет, куда идет.
Реплика: Неизвестно, куда идешь, как идешь?
Ответ: А зачем тебе это знать? К чему?
Реплика: К свету. Как обычно говорят.
Ответ: К какому свету?! Ты к свету и не пошел бы.
Реплика: То есть я привык внутри этого яблока существовать…
Ответ: Там, где темно и сухо, там тебе надо быть. И яблочко гниющее – оно сладкое.
Вопрос: Значит, человеку и это дается сверху – выходить? Он не сам это все делает? Не на своих усилиях?
Ответ: Нет. Откуда человек может это делать? Даже потом, когда он уже понимает, как им управляют, он видит, что это все совершено абсолютно не им.
Вопрос: То, что мы делаем внутри червивого яблока, все наши действия, все экономические программы, войны, построение всяких новых миров, формаций, все века, все годы – все это внутри гнилого яблока?
Ответ: Это для того, чтобы накопить внутри себя достаточный гниющий слой. Чтобы потом можно было еще им питаться, когда ты выходишь из "яблока". В общем, вылезем – посмотрим.
Вот тогда мы и узнаём, что, находясь в этом "червивом яблоке", конечно же, мы не можем руководствоваться другими принципами, а той природой, которая в нас. То есть маленьким эгоизмом, маленькими наслаждениями, и продолжать в этом расти, создавая вокруг себя этот перегной.
Вопрос: Я создаю это все и дальше от меня даже не зависит, что я потянулся хотя бы немножко выйти, чтобы я уже переел это все и хотел бы выйти оттуда? Есть же другой мир, кроме этого яблока.
Ответ: Это Творец, если пожелает, Он тебя немножко направит.
Вопрос: От меня исходит какая-то просьба к Творцу, чтобы Он меня направил, или нет? И Он отвечает на эту просьбу, когда она действительно созревает?
Ответ: Если она настоящая просьба – в группе, с другими "червячками", то да.
Вопрос: Самое главное – к этому прийти, на самом деле? Поэтому Он нас и содержит в этой банке?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему так много дезинформации о Творце?
Ответ: Две вещи. Во-первых, потому что Он управляет всем и вся. И второе: потому что нам ничего неизвестно о том, кто Он, что Он и что Он делает. Поэтому можно делать до бесконечности все, что хочешь. И каждый с точки зрения своей информационности, точки в сердце, будет тебе тут плести что угодно.
Вопрос: А я, обычный человек, буду выбирать. В соответствии с чем я выбираю тот или иной путь к Творцу?
Ответ: Что приятней для твоего эгоизма. "Червячку" бы поживиться.
Это помогает нам относительно быстро пройти все состояния и начать различать, где же то состояние, в котором существует что-то новое, свежее, совершенно для нас неожиданное, что мы можем отобрать из всех других состояний и так составить из них новый уровень существования – приближаться к выходу из этого гнилья.
Вопрос: То есть все-таки есть какая-то надежда?
Ответ: Не надежда, а абсолютно точное будущее. Если я примыкаю к этому, то вот оно уже перед нами.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.06.2022
Итальянские ученые обнаружили большое сходство между строением галактик в наблюдаемой вселенной и нейронной сети в человеческом мозге.
Ученые говорят, что часто следовать за большинством нас побуждает страх упущенных возможностей. Может ли человек вырваться из этой несвободы?
Реплика: В Китае новые запреты. Телеканалам нельзя показывать айдол-шоу, эстрадные шоу, реалити-шоу. Говорится так: "Надо противостоять ненормальной эстетике, к которой относятся женоподобные мужчины, вульгарные селебрити, демонстрация богатства и упавшей морали".
Планы Китая – запретить мультфильмы, содержащие любые упоминания о насилии, крови, грубости, порнографии. Говорится, что пропагандировать можно только правду, добро и красоту.
Ответ: Я с ними согласен. Мы вдруг начали считать, что человеку все можно, что он находится на таком духовном уровне, что может все относительно себя правильно воспринять. Что вот это хорошо, а вот это плохо. И хорошо, что мне показывают плохое, для того чтобы я от него еще дальше отошел.
Это все неверно! Человек будет воспринимать и впитывать всё! И дурное, конечно же, больше, чем хорошее.
Поэтому китайцы правы – ничего из этого хорошего не выйдет. Запретить! Это как с детьми: мы даем ребенку только то, что может быть для пользы его развития, а не все, что угодно.
Реплика: В принципе, эта философия свойственна для людей искусства. Я знаю режиссеров, которые говорят: "Я показываю плохое, для того чтобы человек ужаснулся и не сунулся туда. Я хочу показывать плохое, страшное!"
Ответ: Я бы этого режиссера самого отправил куда-нибудь на исправление.
Человеку надо показывать то, что может быть абсолютно точно использовано им для его духовного возвышения, для того чтобы Человек в нем рос, а не росло в нем животное.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.06.2022
Почему все наши добрые побуждения заканчиваются ничем?
Реплика: "Агрессия – это часть человека, от которой нельзя избавиться", – говорят психологи.
Ответ: Да. Никак.
Реплика: "Ее истоки, – они говорят, – в животном прошлом человека".
Ответ: В эгоизме.
Вопрос: Психологи утверждают, что агрессия – она от побуждений живых существ, животных, человека, выжить". То есть когда голод, страх, война, вот тут и возникает агрессия?
Ответ: Вообще в каждое мгновение в жизни. Это основа человека. И каждое мгновение жизни я должен что-то побеждать.
Вопрос: Агрессию можно направить в мирных целях? В немирных – все понимают. А в мирных целях?
Ответ: В мирных – это значит против себя самого.
Вопрос: То есть сейчас агрессия направлена из себя наружу? А вы говорите: "Этот вектор необходимо повернуть на себя"?
Ответ: Потихоньку, понемножку все-таки как-то поворачивать к себе.
Вопрос: Получается, что агрессия для этого и существует, чтобы я потихоньку смог ее повернуть на себя?
Ответ: Да.
Вопрос: Против чего я направляю агрессию в себе? Что я должен атаковать в себе?
Ответ: То, что я хотел бы атаковать других, – это во мне заложено.
А если я хочу повернуть это против себя, то тогда это настоящая борьба уже с собой, в которой из этого строится свойство отдачи, свойство связи с другими.
Вопрос: То есть получается, что я атакую вот это мое "я"? Мое "я", которое утверждает себя?
Ответ: Твое "я" – это ненависть к другим, желание властвовать над другими. И если ты переделываешь его на обратное, понимая, что невозможно оставаться в таком свойстве, то тогда ты получаешь вместо этого свойство отдачи и любви – духовное свойство.
Вопрос: То есть агрессия на себя – это хорошо? Из плохого – агрессия на других – это переходит в агрессию на себя, и это хорошо? И для этого она существует?
Ответ: Да. И тогда ты действительно начинаешь относиться к самому себе как к врагу. И это хорошо.
Реплика: Человечеству надо так постараться…
Ответ: Постарается, никуда не денется. Будут такие страдания, что пожелает этого.
Вопрос: Одни враги вокруг для человечества. Все так ощущают, что только враги вокруг. А вы говорите: "Враги – они внутри тебя". Эта формула мне понятна. Но она может войти в ум, в сердце человека?
Ответ: Если ты это понимаешь, то и другие поймут.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.06.2022
Как правильно использовать злость, грусть и печаль
Вопрос: Очень много нам пишут о страхе, что им все пронизано, что есть страх за себя, за близких, за детей, страх смерти. Причем ситуацию нельзя изменить, она пугающая.
Основной вопрос: как победить страх? Возможно ли это?
Ответ: Отпустить ситуацию. Не думать о том, что будет в следующее мгновение. Ничего мы сделать не можем. Мы об этом ничего не знаем. И поэтому нам лучше всего отпустить.
Вопрос: Но это вообще в силах человека?
Ответ: Это в силах. Это достигается немножко тренировкой, но, в принципе, это необходимо.
Вопрос: То есть я могу существовать внутри настоящей драматической ситуации, угрожающей смертью, всем, чем хотите, как будто бы ее нет?
Ответ: Да. Ты придумываешь драматическую ситуацию, как ты говоришь, и ты же ее аннулируешь. Или другие вещи: говоришь, что этого быть не может, потому что не может быть. Я уже знаю, что со мной все будет нормально, хорошо. Или меня вообще это не интересует, и хоть сейчас! Это самое лучшее – отпустить вожжи и ничем не управлять.
Вопрос: То есть вы считаете, что страх возникает от того, что человек управляет этой ситуацией?
Ответ: Он хочет управлять и не может. Вот тут возникает страх.
Вопрос: А когда я отпускаю, я как будто бы ею управляю, но с другой стороны, получается?
Ответ: Конечно. Подумай о том, что ты, конечно, умрешь, конечно, всё будет уже потом, и после тебя что-то будет. Ты не закрываешь этот мир на замок и уходишь куда-то там. Неизвестно, как это можно представить. Так что ничего страшного. Представь себе это нормально, согласись с этим и всё.
Вопрос: Я понял общую ситуацию, что надо отпустить. А вы можете дать несколько шажков – как ее отпустить?
Ответ: Нет, у разных людей это получается по-разному. Есть люди, которые начинают думать: "Что же будет с миром после меня? Как будут мои близкие, родные? Что будет с моим наследством? Что будет с моим творческим наследством?" И так далее.
Вопрос: Тогда такой вопрос: для чего человеку дается страх?
Ответ: Чтобы он еще тоже что-то исправил. Свое отношение к жизни и смерти.
Вопрос: А во что он должен перейти? Если он дается сверху, во что он должен перетечь, этот страх?
Ответ: Он должен перетечь в абсолютную покорность воле Всевышнего, Творца и к тому, что у него есть еще что сделать за те мгновения, а их может быть еще огромное количество, до тех пор, пока он действительно закончит свой земной путь.
Вопрос: В принципе, человек что-то должен сделать, так или иначе? Что он должен сделать?
Ответ: Успокоиться. Ничего другого. Это и есть то, что человек должен сделать.
Реплика: Когда-то вы говорили, что Творец находится в покое, и человек должен прийти к такому же покою.
Ответ: Да.
Реплика: Тогда дайте нам определение покоя.
Ответ: Покой – это когда следующее мгновение тебя не беспокоит. Абсолютно не беспокоит! Не то, что ты живешь в нем. Если ты живешь в нем, так оно тебя не беспокоит, потому что ты в нем живешь. А вот просто – не беспокоит. К этому надо прийти.
Вопрос: Тогда я живу в этом мгновении?
Ответ: И этого мгновения нет. Не надо думать, что ты вообще существуешь.
Вопрос: То есть я как сплавляюсь по реке, так и сплавляюсь?
Ответ: И это тоже отношение к жизни нехорошее. "Поднять весла" и "сплавляться" – это тоже нехорошо.
Реплика: Вот эта точка не очень ясна.
Ответ: Она никому не ясна. Это и есть та точка, в которой мы достигаем абсолютного спокойствия.
Сказать иначе это можно только так: "Я полагаюсь на управление Творца. Он управляет всем, в том числе и мной в каждое мгновение моего существования. И вообще всей Вселенной и всеми. Так что мне не о чем беспокоиться. Я хочу влезть в Его исправление, в Его управление, в Его власть над всем этим? Нет". Если нет, тогда сиди тихо и продолжай свою жизнь.
Чтобы не было разницы между тем, что ты сейчас существуешь, и после того, как ты решишь, каким образом ты должен существовать.
Вопрос: Такая точка покоя?
Ответ: Да. Это говорит о согласии. Это говорит о том, что ты согласен с Творцом. А это непросто. Ведь мы всегда хотим схватить Его за руку, проверить, что там задумано, и поспорить, что надо, может быть, сделать чуть-чуть по-другому.
Вопрос: А тут не надо никого хватать? Вот так и всё?
Ответ: Отпусти.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.06.2022