У нас нет тел, и мы существуем в огромном силовом поле.
У нас нет тел, и мы существуем в огромном силовом поле.
Вопрос: Прошел год после катастрофы 7 октября. С этого момента началась война.
Террористы из Газы ворвались на территорию Израиля и убили 1432 человека, среди которых 341 женщина и 36 детей, включая 10-месячного малыша.
251 человек были захвачены и увезены в Газу в качестве заложников. 97 из них до сих пор находятся в плену.
Вот эта фраза, которая звучала: "Тишина за тишину" – не сработала. То есть мы даем тишину, если вы с нами тихо. И вот нас начали убивать 7 октября.
Прошел год. Я хотел бы вас спросить: что нам следует понять о себе и нашем обществе после этих событий?
Ответ: Нам следует понять, что нам надо никого не бояться. Не показывать никому, что мы можем прощать, если нас идут убивать. Мы не должны этого делать.
Мы должны четко знать, что наше спасение только в наших руках, только в нашем оружии и ни в чем ином.
Вопрос: Как вы считаете, события 7 октября изменили наше восприятие себя как нации?
Ответ: Я думаю, что изменили. Изменили.
До 7 октября мы надеялись на какое-то более-менее человеческое, взаимное отношение к нам. После этого мы понимаем, что такого быть уже не может никак! И поэтому отсюда большая уверенность в том, что мы не влезем в какое-то другое месиво эгоизма, жажды крови и так далее, куда нас затащили 7 октября.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как мы можем сделать так, чтобы боль от этих событий продолжала идти с нами? И надо ли это делать?
Ответ: Это надо. Это навсегда! Сколько мы живем на Земле, столько мы должны будем помнить о том, что наши соседи – это наши самые отъявленные враги. И ни в коем случае не давать себе никакой слабинки в этом.
Вопрос: Как же мы придем к миру?
Ответ: Вот тогда и будет мир.
Вопрос: То есть, когда ты говоришь о мире, в то же время ты все время знаешь, что они этого не хотят? Так получается?
Ответ: Да. Что они этого не хотят и не думают об этом. Но когда ты думаешь о войне, тогда они будут стремиться к миру.
Вопрос: То есть, если я вас спрошу, какие шаги сделать, чтобы идти к миру, то вот это и есть шаги, о которых вы говорите?
Ответ: Да.
Вопрос: Думая о мире, все-таки…
Ответ: Вооружайся.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, вы все время говорите о единстве, единстве народа, что это главное наше оружие. Это понятно, в принципе, человеку, что действительно единство – это, наверное, самое важное. Тогда почему мы не можем соединиться? Объясните, пожалуйста.
Ответ: Потому что мы действительно внутри себя еще не представляем, насколько это необходимо.
Вопрос: Нет еще понимания?
Ответ: Нет.
Вопрос: Но оно приходит через удары или…?
Ответ: Постепенно через удары мы начинаем осознавать, что это все-таки является самым важным.
Вопрос: Но через удары?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть если мы сейчас это не осознаем, вы ожидаете, что будет продолжение?
Ответ: Несомненно.
Вопрос: Как же нам это осознать? Осознать все-таки мирным путем, как говорится, светом, а не тьмой?
Ответ: Мы должны быть таким сильным светом, чтобы они убоялись.
Вопрос: Когда вы сейчас говорите "мы должны стать светом", что вы имеете в виду?
Ответ: Что мы в нашем желании к миру готовы сделать всё, чтобы те, кто против него, перестали существовать.
Вопрос: Наше желание к миру, когда вы говорите, – это к миру с соседями, к миру?
Ответ: Да.
Реплика: И при этом вы говорите, что мы должны упреждать все время.
Ответ: Конечно.
Вопрос: То есть у Израиля должна быть все время политика упреждения удара.
А как же так получалось, что мы 20 лет жили, а на юге в это время рыли подземную Газу, а на севере вооружалась "Хесболла"? И мы всё это знали, и мы как-то так жили. Вы можете мне сказать? Вот я сейчас пытаюсь войти в мозг руководства, допустим, или даже в наш. Рядом вот-вот будет ужас какой-то с нами, а мы не упреждаем. Почему, можете сказать? Что это за усыпление такое было?
Ответ: Хотели показаться друг другу и всему миру, что мы добрые, хорошие, миролюбивые. Но это вообще ужасное заблуждение.
Вопрос: Да? Мы не должны считаться с миром, с мнением мира?
Ответ: Никак!
Вопрос: А с чем мы должны считаться?
Ответ: Только с необходимостью нашего существования, народа Израиля, потому что оно имеет своей целью высшее состояние человечества.
Вопрос: То есть вы называете эту нашу точку, даже материальную, центром мира?
Ответ: Да.
Реплика: Сегодня это всё больше и больше начинает проявляться. Вы это говорили всегда на самом деле. Что это центральная проблема, центральная точка мира.
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, какой процесс исцеления мы должны пройти?
Ответ: Мы должны объяснить всем, что вообще мир существует ради того, чтобы мы привели все народы мира к единству, к сплоченности вокруг самого главного в мире. Это возлюби ближнего, как себя.
Вопрос: То есть вы говорите, что весь мир должен нас как бы еще привести к этому?
Ответ: Да.
Вопрос: Он должен нам все время транслировать, что мы должны это сделать?
Ответ: Да.
Вопрос: Для них?
Ответ: Для всех. Это центральная точка существования всего мироздания.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.10.2024
Вопрос: Пожалуй, самый важный день у евреев – это Йом Кипур, День искупления. Он объединяет религиозных евреев, нерелигиозных, которые вообще не исполняют никаких законов и заповедей. Этот день соединяет нас.
Скажите, пожалуйста, перед этим днем есть десять шагов, которые называются "десять дней искупления". Что это за ступени такие, которые ведут к Йом Кипур?
Ответ: Это постепенное-постепенное понимание человеком, как он живет, как он прожил, и как он думает дальше жить. В принципе, это когда человек думает о себе: кто я, что я, для чего я. И так далее.
Поэтому этот день, Йом Кипур, – он, в общем-то, день особый. Его отмечают все. Даже если никак не отмечают внешне, то внутренне как-то человек все-таки думает об этом.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, мы просим прощения в Йом Кипур. Я ведь, может быть, даже не знаю, за что я прошу прощения, но я прошу. Как это влияет на мою жизнь? Даже если вот так, автоматически прошу прощения.
Ответ: Дело в том, что, во-первых, просить прощения – это тяжелая работа. Это заставляет человека задуматься о его жизни, о том, что он думал годом раньше и как прожил этот последний год. И в общем-то это день, когда человек судит себя.
Вопрос: Йом Кипур еще называют днем очищения. От чего мы очищаемся?
Ответ: От эгоизма, от того, что портит всю нашу жизнь и мешает нам быть единым народом, устремленным в будущее к Творцу. День очень непростой.
Вопрос: Почему перед Йом Кипур для нас важно просить прощения именно у других людей? Это называется "слихот".
Ответ: Потому что сказано, что если ты не прощен другими людьми, то тебе и Творец не поможет.
Это самое главное – выйти на такой уровень связи с другими, когда ты просишь за них, а они просят за тебя.
Вопрос: Я должен просить прощения, допустим, у других людей с мыслью, чтобы они меня простили? Или просто потому, что так надо в этот праздник?
Ответ: Нет, ты должен достичь такого состояния, когда ты просишь других о том, чтобы они простили тебя. Потому что как бы мы ни желали строго оценить себя, мы всё равно обычно всё это пропускаем.
Вопрос: А когда другие?
Ответ: А когда другие, то мы должны быть чуткими, то есть мы должны проявлять максимальную вежливость, когда любой человек из народа становится абсолютно равным с другими. И никто не может быть спасен от своего эгоизма, от того вреда, который мы можем принести друг другу.
Вопрос: Это очень интересно. Он нас выравнивает всех, да?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть простой рабочий или премьер-министр…
Ответ: Нет абсолютно никакой разницы.
Вопрос: Вот этим – тем, что мы просим прощения, тем, что мы судим себя?
Ответ: Да. Все члены общества, народа – они не выше и не ниже. Мы также понимаем, что как находится каждый из нас перед этим великим обращением свыше к нам, так мы и должны поступать.
Вопрос: Мы с вами идем поступенчато и добрались до того, что мы постимся в Йом Кипур. Есть пять запретов, то, что нельзя делать в Йом Кипур. Скажите, пожалуйста, в чем суть поста? В чем суть этих запретов?
Ответ: Запрет на еду, на питье и так далее – это все связанно с тем, чтобы человек покорился немного, чтобы он понял, что есть высшая сила, и он должен пред ней предстать абсолютно отстраненным от своих эгоистических желаний, побуждений и так далее. Вот это самое главное.
Вопрос: То есть это такая внешняя попытка себя ограничить?
Ответ: Да, это внешняя попытка, но она очень воздействует на людей. Когда человек не ест, не пьет, читает определенную литературу, участвует в определенных даже, может быть, действиях с другими: молится и так далее, – он при этом себя поднимает на другой уровень.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что значит быть записанным в Книгу жизни? Все время говорится: "чтобы быть записанным в Книгу жизни". Книга жизни – что под этим подразумевается?
Ответ: Книга жизни – это как бы какая-то книга, листы которой чисты, и мы на них можем записать свои действия: добрые или не очень добрые.
Если ты вел себя праведно, то тогда ты записываешься в эту Книгу жизни. То есть, есть какая-то высшая воля, рука, которая якобы записывает твое имя в эту Книгу жизни.
Наши дела – они все записываются, то есть они все отображаются в природе вокруг нас. Мы сами эту природу освещаем своими действиями. И поэтому тут уже все зависит от понимания человека, какие действия для него добрые, какие злые, как он относится к другим – добром или злом.
Вопрос: То есть это можно представить, что вся природа – как белый лист, а мы отпечатываемся на нем?
Ответ: Да.
Вопрос: И желательно что? Чтобы мы белыми буквами входили туда или все-таки…?
Ответ: Желательно белыми.
Вопрос: Почему искреннее раскаяние перед собой важно не меньше, чем перед другими?
Ответ: Это важное действие, к которому человек может привести себя и действительно серьезно раскаяться в своих поступках, проступках за прошедший год и упросить в этом искреннем раскаянии, чтобы его не судили по всей строгости его поступков.
Вопрос: А чего боится человек, когда хочет, чтобы его оправдали, не судили, как вы говорите? Чего он боится?
Ответ: Самое главное – если человек желает, чтобы его простил Творец, потому что он не желает быть удаленным от Творца. Это, в принципе, главное. Все остальное –второстепенное.
Вопрос: То есть мой страх – быть отдаленным от Творца? И этого я боюсь больше всего?
Ответ: Да.
Реплика: А все остальное: здоровье, деньги, все, что хотите…
Ответ: Это все приходит и уходит.
Вопрос: И когда говорим о записи в Книгу жизни, – именно вот это?
Ответ: Это, да. Чтобы не быть далеким от Творца и все время пытаться приблизиться к Нему.
Вопрос: Вы сказали, что человек себя судит. То есть правильная ли цель у него в жизни и так далее. Скажите, Йом Кипур, это один день в году, – он помогает человеку найти путь к цели жизни, к тому как жить?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Но ведь это один день!
Ответ: Это неважно, это 24 часа. Если человек их проводит в раздумье, то он может многое исправить из того, что сделал.
Вопрос: За эти 24 часа?
Ответ: Да.
Вопрос: Тут вы правильную правку сделали: 24 часа – у меня сразу другое ощущение. А если мы еще на минуты разложим, на секунды, то вообще.
Скажите, пожалуйста, мы стараемся очистить сердце в этот день. Один день в году. Что нам мешает заниматься этим каждый день? Что-то же мешает.
Ответ: Наш эгоизм! Он тянет нас в разные стороны, к разным целям, и мы забываемся. А здесь у нас один день, вокруг нас весь народ занимается тем же. Собираются в молельные дома, читают всевозможные особые молитвы. И поэтому у человека есть бо́льшая возможность углубиться в себя.
Вопрос: А можно эти ощущения, которые получаешь в Йом Кипур, все-таки дальше транслировать на каждый день? Как-то разбить на следующий год?
Ответ: Есть, конечно, часть из наших действий, которые мы ощущаем, как некий малый Йом Кипур. То есть в каждой молитве каждый день...
Вопрос: После Йом Кипура? Ежедневно?
Ответ: Да, все-таки присутствуют такие элементы, когда мы порицаем себя, ощущаем себя неправыми, просим прощения и так далее.
Вопрос: То есть, есть малый Йом Кипур практически в каждом дне?
Ответ: Да.
Вопрос: И это правильно, так человек должен жить?
Ответ: Так человек должен жить, конечно.
Вопрос: То есть он должен себя каждый день судить?
Ответ: Это и есть в наших молитвах. Но не настолько, как в Йом Кипур.
Вопрос: Действительно, молитвы Йом Кипура – в них такая силища! Эта молитва в Йом Кипур может изменить судьбу человека, если он входит в нее всем сердцем?
Ответ: Я думаю, что да. Это особое состояние мира, особое состояние природы, особое состояние человека, особое состояние народа. И поэтому Йом Кипур может все менять.
Вопрос: То есть если мы вложимся в этот Йом Кипур, допустим, вкладываемся в этот Йом Кипур, мы даже можем останавливать войны?
Ответ: Да.
Вопрос: Йом Кипур помогает человеку начать жить по-новому?
Ответ: Возможно. Насколько это поможет или нет, трудно сказать. В принципе, если уже человек желает измениться, он не должен ждать Йом Кипур, он должен сделать это сейчас. И тогда он увидит, что действительно все можно изменить, и для этого подходит абсолютно любой день в году.
Вопрос: Давно мы так не говорили про Йом Кипур...
Скажите, пожалуйста, вы сейчас говорили о Йом Кипур – ощущение, что вы говорили не просто о еврейском празднике, вы как бы обо всем мире говорили. У вас такое понимание Йом Кипур?
Ответ: Абсолютно! Это день искупления для всего мира. И если человек отнесется к молитвам, как к самосуду, то, в принципе, это его очистит.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.10.2024
Почему Йом Кипур (День Искупления) – день радости, а не повод пребывать в состоянии нервного стресса и страха?
Вопрос: Вам задают много личных вопросов. Спрашивают вас: вы когда-нибудь испытывали настоящий страх? Если да, то как вы к нему относились и относитесь?
Ответ: Настоящий страх я не испытывал, наверное. Страх смерти у меня был, и страх неудачи у меня был.
Вопрос: А какой-то животный страх?
Ответ: Это страх страданий. Это тоже было, но я бы не сказал, что это самые высшие виды страха.
Вопрос: А как вы выходили из этих состояний?
Ответ: Я уходил внутрь своих занятий, внутрь каббалы, и пытался найти их корень. И когда я его находил, то чувствовал, что я эти страдания сам создаю. И страхи уходили.
Вопрос: Может быть, вот это как раз и хотят услышать в ответ: надо уходить туда, искать корень?
Ответ: Это проблема. Если человек чувствует, что у него есть достаточно сил, чтобы бороться с такими виде́ниями страданий…
Вопрос: То, что навевает страхи?
Ответ: Да. То это проблема. Он должен сначала понять, что он идет на страдания. Должен будет пережить эти страдания, принять их, подняться выше них и так далее. Это непростая задача.
Вопрос: То есть вы сейчас говорите о страданиях и тем самым говорите о страхах?
Ответ: Да, это страх страданий.
Вопрос: То есть я должен идти как в фильме "Иду на грозу"? Я должен идти навстречу им, и тогда я могу идти к корню?
Ответ: Да.
Вопрос: А если я просто боюсь? Вот просто навалился на меня страх. Что мне делать?! Как из этого выйти? Сейчас страхи у всех людей практически.
Ответ: Тогда надо, тем более, резко выходить из этого состояния.
Вопрос: Как?
Ответ: При любых условиях не оставаться в этом. Я считаю, что самое лучшее для человека в этом случае – это серьезный спорт. Велосипед. И вперед. Вперед, и крутить по часу в день.
Вопрос: А если вы посоветуете свою науку, если вы посоветуете каббалу, то это не всем подходит?
Ответ: Нет, не всем. Это подходит только тем, которые могут поставить свой разум выше чувств. Иначе не получится.
Вопрос: Еще вопрос: "Вы пишете, что постоянно были с вашим учителем. Получается, что детей растила ваша жена. Я женщина, мне очень важно знать именно ее ощущение, уж извините".
Ответ: Да, так и было.
Вопрос: Какое ощущение у вашей жены? Спрашивает женщина.
Ответ: Она, по крайней мере, имела детей, участвовала в их процессе обучения и так далее. А я занимался только своим учителем.
Реплика: Это героическая жизнь со стороны женщины.
Ответ: У нее – да.
Вопрос: И это вы вполне ощущаете?
Ответ: Вполне! Она заслужила все, что может дать Творец.
Вопрос: А вы по-другому не могли?
Ответ: Нет.
Вопрос: И сегодня это тоже понимаете, что вы не могли по-другому?
Ответ: Я это понимаю, конечно.
Вопрос: И она это понимает?
Ответ: Да!
Вопрос: Вопрос такой: о чем вы думаете, когда преподаете своим постоянным ученикам? И о чем думаете, когда вы на публичной лекции, перед вами те, кто вообще ничего не знает?
Ответ: Когда я на публичной лекции, и никто ничего не знает, то я должен преподать им самые-самые понятные для начинающих азы каббалы, чтобы они почувствовали, что они понимают, принимают и адаптируют это в себе.
Вопрос: То есть это практически вы должны спуститься на их уровень…
Ответ: Да, конечно. А если я уже со своими учениками, то я пытаюсь там действовать так, чтобы каждый урок состоял из двух, а может быть, и трех ступеней. Чтобы они поднялись по ним и начали бы смотреть немножко свыше на ту точку зрения, которая у них была до начала этого урока. Вот так.
Вопрос: С чем с урока должен выйти ученик?
Ответ: С тем, что он поднялся над тем, с чем пришел, и это его удовлетворяет, устраивает, приподнимает. И он таким образом чувствует себя заслужившим.
Вопрос: То есть он должен выйти с какой-то галочкой, что я чего-то достиг?
Ответ: Да, обязательно.
Вопрос: Потом куда-то это девается в течение дня, и следующий урок снова, да?
Ответ: Относительно, да.
Вопрос: А с чем должен выходить начинающий после вашей лекции для начинающих?
Ответ: Что он пришел, наполнился и уходит, в общем, довольный.
Вопрос: А вам надо, чтобы у него была тяга к вашей науке, чтобы вы пробудили это в нем?
Ответ: Конечно, я об этом волнуюсь и думаю, но это зависит от человека.
Вопрос: Еще вопрос: что для вас означает Израиль? Считаете ли вы себя патриотом Израиля?
Ответ: Израиль означает для меня особое место, действительно святое место в мире, в котором могут существовать и будут существовать все евреи.
Насколько я считаю себя патриотом? Я не думаю об этом. Во мне есть просто практическая, я думаю, правильная оценка этой страны.
Вопрос: Тогда вопрос: какая она?
Ответ: Что это место для нас. И мы должны за него цепляться всеми способами.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.09.2024
Судный день – как записать себя в Книгу жизни
Вопрос: Есть такая притча. Старик каждый день сидел у реки и ловил рыбу. Однажды он поймал золотую рыбку, которая пообещала исполнить одно желание. Старик попросил: "Пусть каждый человек в деревне будет счастлив". Рыба исполнила желание.
Старик вернулся в деревню и увидел, что все заняты своим счастьем и забыли о нем. Старик понял, что истинное счастье – не в желании для других, а в умении быть счастливым самому.
Вопрос: неужели вы с этим согласитесь?
Ответ: Почему нет?
Реплика: Все-таки пожелал счастья другим. Произошел такой случай, что я могу пожелать другим счастья, и вдруг я делаю вывод, что надо бы самому быть счастливым, а не другим желать счастья.
Ответ: Если ты не будешь представлять себе, что значит счастье, твое счастье, что же ты можешь сделать другим? Это непросто.
Вопрос: То есть сначала мне надо понять, что такое счастье?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда можно спросить: что такое счастье?
Ответ: Счастье – это когда ты не чувствуешь никаких ограничений. Оно может быть сверху, когда ты миллиардер, молодой и так далее.
Реплика: Полон сил.
Ответ: Да. И может быть наоборот, когда ты понимаешь свои ограничения, и они тебя не ограничивают.
Вопрос: То есть они меня устраивают. Вы говорите как бы: я наслаждаюсь тем, что есть. Вот это называется "без ограничений"?
Ответ: Да.
Вопрос: И это человек может пожелать себе?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И тогда он может пожелать другим такого же счастья?
Ответ: В общем, да.
Вопрос: А можно ли сказать, что в данном случае старик пожелал счастья для других и упустил свое собственное счастье?
Ответ: Нет. Этого не может быть. Он автоматически строит себя по отношению к другим.
Вопрос: То есть он так или иначе воспринимает, что такое счастье?
Ответ: Да.
Вопрос: Знаете, много писем приходит на все наши клипы. Вот родители пишут: "Мы столько сделали для счастья наших детей, а в результате мы остались одни, и дети наши занимаются своим счастьем, а не нами совсем". Что бы вы ответили этим родителям, которые нам пишут?
Ответ: Нечего ответить. Это естественная природа человека. И упрекать родителей за то, что они сейчас упрекают своих детей, неразумно.
Вопрос: Понятно. А упрекать детей за то, что они оставили родителей, родители могут? Или лучше этого не делать?
Ответ: Тоже неразумно.
Вопрос: То есть тут, если мы говорим об ограничении, то лучше вот так с этим жить?
Ответ: Да.
Вопрос: И это правильно – с этим жить?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы как-то рассказывали, что ваш учитель говорил об отношениях с детьми: "Закрой рот и открой карман". Дай детям то, что им надо, и всё, оставь их в покое. Это правильный подход?
Ответ: Да.
Вопрос: С какого возраста надо так относиться к детям?
Ответ: Где-то лет с 14-ти.
Реплика: Даже с 14-ти лет оставить ребенка, чтобы он...
Ответ: Да. Не оставить вообще полностью, но постепенно отдаляться.
Вопрос: Тогда еще вопрос, исходя из всего этого. Надо ли хотеть сделать других людей счастливыми? Эта мысль должна быть?
Ответ: Я считаю, что это очень эгоистический вопрос. Начинаешь влезать в чужие жизни – оттуда не выбраться.
Вопрос: И какой же вывод из этого?
Ответ: Не лезь к другим.
Реплика: Не лезь в другую жизнь.
Ответ: Не лезь.
Вопрос: А как жить?
Ответ: Живи. Живи просто и все. Зачем тебе надо сравнивать свою жизнь с чужими жизнями, ориентировать себя на какие-то чужие достижения? "Я буду счастлив, если они будут счастливы".
Вопрос: Да, эта формула известная. И она эгоистическая, вы считаете?
Ответ: Самая эгоистическая.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.09.2024
Некоторые миллиардеры запрещают своим детям пользоваться смартфонами. Помогает ли это в воспитании?
Вопрос: Война началась 7 октября и после 7 октября в кардиологические отделения больниц стали приходить люди с больным сердцем. Но это не инфаркт, не закупорка сосудов. Это называется "синдром разбитого сердца". На иврите это звучит: "тисмун эт лев шавур".
Его симптомы похожи на инфаркт, но это не инфаркт. Изменяется форма сердца, функция сердца нарушается, оно не сокращается, а расширяется. Это следствие выброса в кровь адреналина при длительной скорби или стрессе.
Дальше идут предложения врачей, которые говорят, что нужно вести здоровый образ жизни, бег, меньше стрессов, уменьшить нагрузку на работе, хобби, отпуска и так далее. То есть для современного человека, который в беге, в стрессе, в поиске места в жизни, это не звучит.
Скажите, пожалуйста, как сегодня "не разбить" сердце при том, что вокруг происходит?
Ответ: Для этого надо знать, что все происходящее – это реакция природы на наше поведение. Так что мы тут мало чем можем помочь, если не будем действовать четко в соответствии законами природы.
Вопрос: А если я буду знать, что такое мое поведение, наши отношения друг с другом влияют на все эти стрессы и войны? Что с этого будет?
Ответ: Так я буду все-таки вести себя по-другому. Я буду избегать этих стрессов, я буду избегать быть в противоречии с другими. То есть я буду вести себя нормально, чтобы не было стычек.
Вопрос: Вот интересно, есть физическая боль: пытки, страдания, карцер, – и все равно человек выходит из тюрем, из этих пыток и живет, я не знаю, до 120-ти. Здоровый человек. А тут такой, душевный стресс – и всё, и жизнь заканчивается. Что это такое, почему это так?
Ответ: Потому что наш организм приспособлен к физическим страданиям, но к чувственным, нравственным он не приспособлен. Мы не можем это выносить.
Вопрос: Почему? Все-таки тело здоровое.
Ответ: А потому что это выше нашего природного образа жизни, нашего тела.
Вопрос: То есть нарушается какая-то высшая функция, а земная остается в порядке?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть я со здоровым телом, грубо говоря, ухожу?
Ответ: Люди существовали в таких условиях, что нам не вообразить.
Вопрос: А тут – раз! – и все. В нас существует какая-то высшая составляющая?
Ответ: Да. Жизнь можно пережить, если у тебя есть цель. Если ты можешь эту цель поднять выше страданий и ограничений, тогда ты можешь существовать.
Вопрос: То есть ухватился за этот дух и держишься, а тело может сдавать?
Ответ: Тело не будет сдавать, если ты держишься за эту силу выше жизни.
Вопрос: То есть вы это связываете?
Ответ: Конечно. Человек должен видеть впереди себя цель и ради чего он страдает.
Вопрос: Тогда и тело будет держаться?
Ответ: Да. Проблема в нас, в нашей жизни, что мы сегодня этой цели не видим.
Вопрос: Это касается и простой цели? Например, долгожители где-то живут, у них есть какая-то простая цель, они за нее держатся, и тело держится вместе с ними. Это касается и простой цели, не только высокой?
Ответ: Да. У него есть свои овцы, козы или собачка…
Реплика: Да, воздух, природа. И живет?
Ответ: Да.
Реплика: Сейчас очень много фильмов о старушках, стариках, которые доживают до 100 лет, живя где-то в лесу, в горах, неизвестно где. И думаешь, как они держатся? Держатся. И как-то так работают. Удивительно! И не надо ни больниц, ни врачей.
Ответ: Нет. Если она встает и знает, что ей обязательно надо сделать то-то и то-то, то все это перекрывается.
Вопрос: Даже себя накормить?
Ответ: Да.
Вопрос: Надо ли научиться все-таки чувствовать боль другого?
Ответ: Боль другого надо научиться чувствовать, потому что этим мы создаем вокруг себя положительное поле взаимного объединения. А оно необходимо для существования.
Вопрос: Можно ли найти смысл в душевных страданиях?
Ответ: В страданиях люди находят большие смыслы. Но страдание на самом деле должно привести человека к какому-то результату. Или он будет писать: литература, музыка и так далее. Там много на страдании основано. Он должен будет себя менять, свое отношение к миру, философию жизни своей и так далее.
Вопрос: И все это вы приписываете страданиям?
Ответ: Страдания – они движут человечеством.
Вопрос: Можно их принять?
Ответ: Основная масса людей принимают страдания, не могут противопоставить себя им. Но есть люди, которые подавляют страдания в себе и выходят на следующий уровень.
Вопрос: А мы приходим к корню страданий – почему они происходят?
Ответ: Корень страданий – он вообще очень глупый. Корень страданий – в неприятии страданий. В неприятии страданий, когда я считаю, что то, что я переживаю и страдаю, – это мне как бы не положено.
Вопрос: А если бы я принял, я бы не страдал?
Ответ: Тогда бы – да. Тогда бы я нормально свыкся с этим уровнем жизни.
Вопрос: Для чего мне даются все эти страдания?
Ответ: Это мне дается для того, чтобы я правильно посмотрел на свою жизнь, убедился в том, не являюсь ли я источником своих же страданий, каким образом я могу подняться выше страданий, выше их причины, и таким образом я могу от них избавиться, посмотреть на страдания свыше.
Вопрос: И что я увижу?
Ответ: Я увижу, что все мои страдания – они чисто философские. Где существуют страдания, есть какая-то философия у меня, когда я не принимаю страдания, как положенные мне. А если я принимаю, то могу подняться выше этого.
Вопрос: При этом понимание, что это идет такое управление мною, – это необходимо?
Ответ: Это то, что Творец желает, чтобы было.
Вопрос: Вот это должно быть в сердце и в разуме? И тогда это называется, что ты…
Ответ: Я согласен с Ним и иду таким путем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.09.2024
Даже на непростые вопросы нужно давать откровенные ответы.
Какой должна быть настоящая школа