Я разбил ее на шесть коротеньких частей и прошу вас прокомментировать ее, насколько возможно. Начинается она так: "Да будет Твоя воля, Господь, наш Бог и Бог наших отцов, вести нас мирным путем, направить наши шаги мирной стезей".
Неизвестно, сколько мы будем в пути и когда доберемся до пункта назначения. Может быть, мы думаем, что это будет всего лишь пару минут, и вдруг это затягивается на годы. Если вообще есть конец у этого пути…
Вопрос: То есть вектор от меня туда?
Ответ: От меня, обязательно. Это же молитва.
Вопрос: То есть вы считаете, мирным – это чтобы я никому не причинил вреда?
Ответ: Да.
Вопрос: Дальше говорится так: "Проложить нам благополучную дорогу". Что понимается под словом "благополучная дорога"?
Ответ: Чтобы она была мирной и тебе, и всем остальным, кого ты встречаешь на пути.
Вопрос: То есть это как бы дополнение, продолжение?
Ответ: Да.
Реплика: Дальше: "И привести нас к цели нашего путешествия для жизни, радости и мира".
Ответ: Чтобы в итоге все, что я сделаю сегодня в пути, послужило бы благом для всего мира, для всех.
Вопрос: Когда вы сейчас сказали "в пути", что вы вложили сюда? Что такое путь человека?
Ответ: Это так и называется – "тфилат а-дерех". То есть "молитва пути".
Вопрос: Когда вы говорите "пути", вы говорите "отрезок жизни" или что это?
Ответ: Все! Вообще все! Где ничего не кончается. Причем это называется "молитва пути" – "тфилат а-дерех". Не "в пути" или еще как-то. Это молитва твоего направления, существования. То есть такой должна быть твоя жизнь.
Вопрос: И дальше: "И избавить нас от рук всех недругов и от подстерегающих нас в засаде, от диких зверей и от рук разбойников, которые могут нам встретиться в пути, и от всех напастей, постигающих мир".
Что это значит?
Ответ: Человек смотрит на свое перемещение из одного состояния в другое. Это не из одной деревни в другую.
Чтобы он прошел мирным путем. Чтобы ему не надо было ни с кем ввязываться ни в какие проблемы, и чтобы он благополучно добрался до своего места назначения. Следующее место – это когда он был бы связан с другими людьми с еще большими узами доброты.
Это называется путем. А к чему же он выходит из дому?
Вопрос: То есть он выходит к большей и большей связи все время, он так идет?
Ответ: Да.
Вопрос: А разбойники в таком случае, кто они такие? Всякие напасти – кто это по дороге?
Ответ: На самом деле те, кто посылают ему: можно сказать, или сам Творец, или злое начало человека. То есть те преграды, которые посылаются.
Вопрос: Чтобы прийти к доброму состоянию, есть преграды? Это все наши ошибки, грехи – все это?
Ответ: Да, но не надо думать об этом так, будто все это мне за то, что было. В каббале это вообще не принято – "за то, что было". Это за то, что мне посылает Творец, чтобы я еще больше был с Ним связан и таким образом добрался до истинного пункта назначения.
Вопрос: Получается, вы говорите, что все преграды нам посылаются, чтобы я больше окреп в пути?
Ответ: Чтобы я был больше связан с Творцом.
Вопрос: А если меня ослабевают, если я становлюсь слабее, что тогда?
Ответ: Творец так делает. Это все равно все делается Им.
Вопрос: А мне нужно молиться, чтобы дорога была более гладкая или нет?
Ответ: Мы молимся не за гладкую дорогу, а за то, чтобы дорога привела нас к сближению с Творцом.
Вопрос: То есть в результате, как вы сказали, к большему сближению с другими – это большее сближение с Творцом?
Ответ: Да.
Реплика: Дальше такое продолжение: "Пошли благословение на все дела наших рук и дай нам обрести милость, благословение и милосердие в Твоих глазах и в глазах всех, кто нас видит".
Ответ: Чтобы мы как можно лучше относились к миру и ко всему, что встречается нам на пути, пытаясь оправдать все, не отключаться от того, что все исходит от Творца, и поэтому быть благожелательными проводниками добра. Это и есть "пошли благословение на все дела наших рук".
Вопрос: То есть благословение может быть, только если я устремляюсь к большей близости? А если не устремляюсь, то нет на это благословения?
Ответ: А как тогда ты можешь просить?
Вопрос: Это правильно. И концовка такая: "И услышь голос нашей мольбы, ибо Ты Бог, внемлющий молитвам и мольбам. Благословен ты, Господь, слушающий молитву".
То есть молитва всегда заканчивается этим?
Ответ: Да, мы благодарим Его за то, что Он слышит молитву.
Вопрос: А Он слышит нашу молитву?
Ответ: Он не просто слышит. Ведь Творец – это та сила, которая находится в нас. И поэтому все, что мы думаем и произносим, мы произносим практически Его желанием, Его устами, если можно так сказать, и вообще все это делает Он Сам. Творец вкладывает молитву в мои уста.
Вопрос: Тогда последний вопрос. Вы говорите, Он в нас, и мы в Нем. Можно это понять, этот дуализм?
Ответ: Объяснить это я не могу. То есть который существует во всем.
Реплика: Вроде бы, молитва на дорогу, простая молитва как бы…
Ответ: Это не на дорогу, это на дорогу жизни.
Вопрос: А оказывается, она на дорогу жизни. Можно сказать, что практически все молитвы так написаны – на дорогу жизни?
Ответ: Да. Все, что подразумевается в Торе, в молитвах, это все имеется в виду выход человека в жизнь. Это и есть путь.
Вопрос: И последний вопрос. Я сейчас прочитал молитву. А если я произношу ее внутри, через сердце?
Ответ: Вот так и должно быть.
Вопрос: То есть я могу вот так выходить на дорогу… Со своей молитвой из сердца. И она важнее, чем молитва написанная?
Ответ: Конечно, она важнее. Она ведь идет из твоего сердца, она-то и влияет на Творца.