Из письма: "Обращаюсь к вам с просьбой: научите говорить с Творцом".
Из письма: "Обращаюсь к вам с просьбой: научите говорить с Творцом".
Реплика: Есть такая притча или анекдот. Идет на небесах распределение – в ад или в рай. Подходит очередь известного проповедника, он спокоен, и вдруг его направляют в ад.
Он говорит: "Как так в ад?! До меня водителя-лихача отправили в рай". Они говорят: "А ты как думал? На твоих проповедях все спали. А когда он вез людей, все молились".
Как нам к этому относиться? Нас должны подводить к молитве, пока мы при жизни, или как это должно происходить?
Ответ: Нас подводят. Если мы стремимся достичь связи с Творцом, то тогда нам ставят всякие препоны, условия, и мы поневоле видим, что нам эти условия не выполнить никак. Только если мы получим серьезную помощь свыше.
Вопрос: То есть, если мы стремимся к связи с Творцом, то тогда мы можем благодарить за все эти вещи и препятствия?
Ответ: Палку.
Вопрос: Вы все время говорите: "Поцеловать палку, которая тебя бьет". Тогда мы ее целуем? А так мы должны…
Ответ: А так мы движемся с нашим эгоизмом такими извилистыми путями, как рыбка плавает.
Вопрос: Как мы должны относиться тогда ко всему, что нас, пока не направленных к цели творения, подводит к молитве?
Ответ: Мы должны подгонять друг друга. Мы должны давать пример. Мы должны немножко встряхнуться.
Вопрос: Как мне, обычному человеку, который не стремится к цели соединения с Творцом, который стремится жить спокойно и просто на нашей земле, относиться к тому, что меня приводит к молитве – к тем несчастьям, к тем бедам?
Ответ: Естественно, что человек не хочет ни страданий, ни молитвы, ничего.
Вопрос: И как мне относиться к этому? Мне что, бежать от них?
Ответ: Конечно. Лучше всего убегать от них – то, что все и делают.
Вопрос: То есть, если я ни к чему не стремлюсь, а хочу просто хорошо прожить эту жизнь на этой земле…?
Ответ: В таком случае "не надо страданий, и не надо вознаграждений".
Вопрос: И какой совет таким людям?
Ответ: Таким людям совет: попробуйте жить спокойно. Еще ниже, еще тише, еще спокойнее. И так вот прожить.
Вопрос: Чтобы волны проходили над нами?
Ответ: Да. Но это судьба. Есть такие люди, которые хотят этого. А есть такие, которые не согласны с этим. А есть такие, которые не согласны, и все-таки парочку ударов – и они соглашаются.
Вопрос: То есть, так или иначе, эти удары укладывают человека, если он находится здесь и хочет здесь прожить жизнь?
Ответ: Это зависит от корня души.
Вопрос: А совет тем, которые стремятся к Творцу, к связи?
Ответ: Для них самое главное – сближение с Творцом, и неважно каким путем: или получить еще по дороге парочку ударов, или еще как.
Вопрос: То есть, так или иначе, они к этим ударам будут и должны относиться как к помощи?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть эта притча направлена больше к тем, кто направлен к Творцу?
Ответ: Страдания всегда, но если они не критические, а обычные, бытовые и все прочие страдания – они всегда хороши.
Вопрос: Вот так и относиться?!
Ответ: Да.
Вопрос: И что тогда, если так я начну к этому относиться?
Ответ: Имеются в виду страдания, которые не отвлекают от построения правильной жизни, правильной связи с другими и с Творцом. А если уже они чересчур, тогда это не те страдания.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.08.2022
Если я перевожу свое внутреннее устремление, свое стенание в обращение через товарищей к Творцу, то оно превращается в молитву. Молитва должна исходить из нескольких человек вместе, как минимум из двух, но желательно из десяти (из миньяна). И тогда Творец обязательно услышит ее и ответит.
Молитва от десятки означает, что мы все ощущаем это требование, но разумеется, каждый по-своему. И мы хотим объединиться, потому что в этом объединении достигаем свойства лишма и раскрываем Творца, и через наше соединение соединяемся с Творцом. Тогда внутри этого объединения Он может дать необходимую нам силу единства, чувство единения и связи с Творцом.
Все это постигается внутри объединения, а потому это слово должно быть для нас как путеводный маяк.
У каждого из нас есть своя молитва из своего состояния, ведь ни один не похож на другого. Но все наши молитвы соединяются в Творце, который является источником для всех нас, а потому понимает нас, соединяет, наполняет. Все делает Творец – это его работа. И потому наши занятия называются работой Творца.
Мы объединяем наши молитвы, потому что понимаем, что ни один из нас ничего не достигнет без общего объединения с помощью Творца. А потому мы обращаемся к Нему, прося соединить нас и поднять на более высокую ступень, чтобы стать такими же отдающими, как Он. Когда в это включаются все, мы достигаем совершенной отдачи, и она переходит к Творцу.
Мы начинаем общую молитву со своей десятки, чувствуя, насколько мы далеки, а затем сближаемся, и снова отдаляемся, и снова сближаемся, словно по нам проходят волны.
Десятка – это наша основа, но вокруг нее мы начинаем ощущать множество других таких систем, которые хотят соединиться между собой, словно звездные системы соединяются в одну галактику. А галактики соединяются в метагалактику, и так мы все больше сплачиваемся, каждый раз раскрывая детали все дальше вглубь каждого и все шире внутри общего единства.
Таким образом, мы раскрываем работу Творца, углубляясь внутрь частного, а Его суть и величие внутри общего, чувствуя, как Он наполняет все и всем управляет.
Мы ищем объединения, воображая его во всевозможных формах и прося о нем Творца. Я хочу всех обнять и включить в себя, всех понять и почувствовать, связаться со всеми. И благодаря этому я начинаю чувствовать, как заполняю всю вселенную. Это значит, я начинаю понемногу постигать общую Малхут.
Из урока на тему "На пороге лишма", 21.10.2022
Вопрос: Как вложить в любую связь то, что смогло бы повлиять на обычного человека, у которого нет никаких расчетов?
Ответ: Я должен вкладывать в свою работу, во все, что я делаю, альтруистическое намерение: я хочу, чтобы люди ощутили, что их спасение находится в связи между ними, ведь в ней мы находим особую высшую силу природы, которая может сделать для нас все самое лучшее, что мы пожелаем. Во всем: здоровье, семья, образование, воспитание, настроение, общественные отношения, мир, безопасность – все, что угодно.
Это жизнь, как в раю. Причем больше, чем в раю. Потому что из нашего мира мы переходим в духовное состояние без всякого ощущения смерти, даже физической. Мы просто приподнимаемся на следующий уровень.
Как я в моем теле не ощущаю неживой материи, и даже растительной – стригу ногти, волосы и не чувствую их потерю, так же, приподнимаясь на следующий уровень, в правильные взаимоотношения между людьми, создавая этот уровень в связи между нами и живя в нем, я постепенно теряю ощущение животного уровня.
Я начинаю ощущать себя только лишь на уровне "человек" и прихожу к состоянию вечного совершенного существования. К этому мы должны прийти.
Реплика: Но вы говорите: если человек не захочет сам произвести внутренние изменения, что угодно вкладывай туда – на него это никак не подействует.
Ответ: Нет, под влиянием общества он захочет измениться, потому что мы являемся следствием общества. Ничего не сделаешь! Если общество пронизано этой идеей, то человек поневоле соглашается с ним и действует в этом же направлении.
Вопрос: Когда вы с кем-то общаетесь, даете уроки, как вы действуете на ту публику, на того человека, с которым контактируете, чтобы это изменило его?
Ответ: Я просто действую из себя. Поскольку я являюсь носителем этой идеи, то человек, общаясь со мной через мои материалы в любом виде медиа, заражается ею, и постепенно она начинает работать в нем.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Вложить частичку себя"
Мир – следствие наших намерений
Вопрос: Как проверить, находишься ли в таком состоянии "ло лишма", из которого приходят к "лишма"?
Ответ: "Ло лишма" означает, что человек стремится к правде. Он слышал и теоретически имеет представление, что это такое, но вместе с тем, все еще находится в намерении получить ради самого себя.
Если измерять "ло лишма" по шкале от 0% до 100% в случае с товарищем, взявшим у меня в долг 1000 долларов, то 0% ло лишма - это когда товарищ обязан вернуть мне 1000 долларов.
1% ло лишма - это когда он возвращает мне 999 долларов, а я принимаю это как возврат всей тысячи. А 100% ло лишма - это когда он возвращает мне 0 долларов, пустой конверт. И я проверяю это своими органами чувств, вижу, что там ничего нет, и принимаю как долг, возвращенный сполна. То есть это показывает, насколько я могу идти выше своих получающих желаний.
Но разумеется, все это продвижение возможно только за счет воздействия окружающего света. Когда же мы переходим из ло лишма в лишма, начинает действовать прямой свет.
Бааль Сулам дает такое определение "ло лишма" в статье "Предисловие к ТЭС", п.12: Занятие Торой и заповедями ло лишма означает, что человек верит в Творца, в Тору, в вознаграждение и наказание, и занимается Торой потому, что Творец повелел заниматься ею, но кроме доставления удовольствие Творцу, хочет также насладить самого себя.
Из урока по статье из книги "Шамати"
Как переключить внимание на Творца?
Вопрос: В чем отличие мысли и действия? Мы всегда судим о людях по их действиям, но мысли практически производят те же самые действия. Допустим, человек захотел кого-то убить, но мы не судим о нем по мыслям.
Ответ: В нашем мире мы судим о человеке по действиям, а в духовном мире – по мыслям. В этом и отличие. Поэтому мы должны исправлять мысли, что называется, намерение.
Реплика: Наверняка люди такое творят в мыслях!.. Они поубивали бы уже друг друга.
Ответ: Потому мы и находимся под уровнем духовного мира, не обладаем его силами, иначе бы взяли эту силу и уничтожили весь мир. Но тебе дают возможность обладать ею только в той мере, в которой ты находишься в правильном ее применении, и не иначе.
Духовная программа создана таким образом, что всегда сначала идет намерение и только потом – действие. Поэтому, как только у тебя может возникнуть какое-то плохое действие и предварительно ему плохое намерение, то ты немедленно падаешь с этой ступени и не имеешь сил двигаться дальше.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Мысли и действия"
Намерения человека – это он сам
Вопрос: У человека, который рождается в нашем мире, уже есть намерение? Он ведь не рождается просто с желанием получать?
Ответ: Да, есть, но это маленькие микронамерения.
Вопрос: Мы видим, что у маленького ребенка есть желание насладиться. Даже нельзя сказать, что он наслаждается ради себя. Но когда он подрастает, в нем проявляется такая, можно сказать, хитрость, что он это делает осознанно ради себя – осознанно использует других.
Получается, что у нас есть желание, разум и еще одна функция?..
Ответ: У нас есть разум, желание и намерение. Самое главное – это намерение. Оно определяет, куда человек устремляется в своих действиях.
С помощью разума мы можем менять намерение. Желание само по себе является чисто механическим. А вот как мы можем над желаниями возвысить намерение и изменить характер самого желания – ради себя или ради других – это уже возможность человека.
Разум – очень важная функция. Благодаря ему мы можем изменить намерение.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 02.10.2022
Вопрос: Если у меня возникает какой-то недостаток, и я понимаю, что его вызвал Творец, мне все равно стоит добавлять какие-то внешние слова?
Ответ: Да. Говори от себя, причем как можно больше. А Творец поймет и переведет всё, как нужно.
Вопрос: Но это один уровень. А есть еще более высокий уровень: просить какие-то вещи, которые против моих желаний?
Ответ: Против твоих желаний, и самое главное – за других.
Если ты просишь за других, за весь мир, за всех, хочешь, чтобы все они поумнели, стали лучше, ближе друг к другу, более мягкими, добрыми, и желаешь быть внутри них, то это самые простые и самые действенные молитвы.
Творец – это общая сила, внутри которой мы существуем. Он может слышать молитву любого желания. Вот что здесь работает. Я могу не говорить или говорить на любом языке, или свистеть, или петь. Мы запускаем свои желания.
Вопрос: Получается какая-то физика. Есть какая-то одна огромная сила, а каждое наше желание – это тоже маленькая сила, и оно ощущается?
Ответ: Конечно, физика. А почему это должно действовать как-то по-особому? Мы можем сами направлять силы природы, взращивать их, концентрировать. Мы можем управлять всей природой.
Реплика: Но когда читаешь молитвенники, это кажется какой-то лирикой, а вы говорите про силы.
Ответ: В молитвеннике написано уже то, что мы должны желать. А чтобы действительно прийти к этому, нужны объяснения, образование. Надо заниматься.
Я предлагаю обращаться к нам и изучать, как мы можем с помощью молитвы изменить свою жизнь. Удачи!
Из ТВ программы "Духовные состояния", 25.09.2022
Реплика: Молитва в сердце возникает автоматически. То есть любой недостаток, который проявляется: хочу пить, хочу есть, хочу, хочу…
Ответ: Это есть у каждого живого существа, у всего существующего.
Вопрос: А как к этому относится Творец?
Ответ: Никак. Он сам возбуждает эти желания, и Он же удовлетворяет их.
Вопрос: Так Он хочет, чтобы я попросил? Или в этом нет смысла?
Ответ: Если ты просишь против своей природы, выше своей природы, тогда это совсем другое дело. Ты осознанно обращаешься к своей природе и к Творцу, и желаешь изменить себя.
Вопрос: Если, допустим, я заболел и хочу вылечиться, то, в принципе, Творца нечего об этом просить, потому что Он же вызвал эту болезнь?
Ответ: Все равно просьба помогает. Помогает любое обращение к Творцу. Так лучше обратиться к Нему и просить, о чем угодно, только быть прямо направленным на Него.
На самом деле молитва должна состоять из правильного направления, называемого "кавана" – намерение, и тогда она будет очень действенной.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 25.09.2022
Вопрос: Можно ли сказать, что неживая, растительная и животная природа тоже молится на своем уровне?
Ответ: Любое существо, даже неживое, не говоря уже о растительном, животном и людях, молится. В основе всех их лежит желание. А верно направить это желание может только человек, который обучается этому. И тогда его желание становится правильно направленным, работает на его пользу и на пользу всех.
У любого творения есть хисарон (недостаток, потребность), который создал Творец. Поэтому желание той же неживой материи – сохранить свою форму, и это как бы его просьба.
А у человека есть возможность не только сохранить себя, а еще и изменить себя. И попросить об этом осознанно.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 25.09.2022
Вопрос: Каков механизм включения работы высших сил в системе при молитве многих? Допустим, сейчас большое количество людей начинает поднимать просьбу к Творцу. Какие механизмы при этом включаются?
Ответ: Мы исходим из того, что являемся одним единым духовным объектом, так называемой "душой" или "Адамом".
Если мы действительно желаем запустить этот единый духовный объект, в который мы все включены, соединить себя в нем, поднять общее желание объекта "Адам" к Творцу, чтобы Творец его исправил, наполнил, приблизил к себе, то в итоге это происходит. И от этого мы чувствуем позитивные следствия.
То есть человек своей молитвой запускает огромные процессы в общем организме, который называется творением или человечеством, поскольку он действует через высшую силу, Творца. Поэтому маленький человечек может запустить огромные силы природы.
Нет более счастливого момента в существовании человека, чем когда он чувствует себя отчаявшимся в собственных силах. (Бааль Сулам, Письмо 57)
Вопрос: Как вы думаете, сколько времени занимает у человека отчаяться в том, что сам он не может себя исправить, а надо попросить кого-то свыше?
Ответ: Всю жизнь, кроме последнего мгновения, когда он настолько отчаялся, что кричит Творцу, и тот его слышит и исправляет.
Вопрос: Имеет ли моя молитва за других какое-то целебное воздействие на меня? Допустим, я прошу за других и от этого мне тоже будет хорошо?
Ответ: Конечно, так и говорится в молитве: я прошу за всех-всех и за себя в последнюю очередь.
Вопрос: Сегодня ученые пришли к выводу, что если человек делает какие-то добрые, альтруистические дела, то это хорошо воздействует на его психическое состояние. В каббале это тоже приветствуется?
Ответ: Конечно. Это работает на всех уровнях. Чем меньше человек думает о себе и больше о других, тем лучше ему становится.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 25.09.2022
Реплика: Очень трудно себе представить, что человек ходит и с утра до вечера думает: "Как мне полюбить всех ближних?! Если я не полюблю их, лучше не жить. Не хочу я так жить!"
Ответ: Если мы начинаем об этом думать и понимать, что смысл нашей жизни заключается в том, чтобы исправить себя с эгоизма на альтруизм, то, в общем, так и получается.
Реплика: Представляете, восемь миллиардов человек сидят и думают: "Как же нам полюбить друг друга"? Это же утопия.
Ответ: Если бы они на секунду так себя представили, это была бы молитва восьми миллиардов! Она бы сразу исполнилась.
Вопрос: И вы верите, что когда-то это произойдет?
Ответ: Да. Постепенно в человечестве накапливаются всевозможные отрицательные эмоции, отрешения, разочарования. В итоге все к этому придут.
Бааль Сулам, статья "Шамати" 209, "Три условия молитвы": Существует три условия молитвы.
Первое условие: верить, что Творец может спасти человека несмотря на то, что есть в нем наихудшие свойства, привычки и обстоятельства.
Вопрос: Что значит "верить"?
Ответ: Человек состоит из всевозможных свойств и желаний. Поэтому наша учеба настраивает нас на то, чтобы отобрать из всех наших желаний, свойств, намерений те, которые будут направлять все человечество к добру.
Верить – это значит быть уверенным, что если я так поступаю, то в итоге вызываю на себя правильное воздействие высшей силы и постепенно исправляюсь.
Таким образом, первое условие: я должен быть уверен, что Творец может мне помочь.
Второе условие: я уже сделал все, а спасение так и не пришло.
Значит, не все сделал. Нет другого выхода, кроме просьбы. Постоянно обращать свою просьбу к Творцу. Это единая внутренняя сила природы, которая в состоянии всех нас исправить. Поэтому кроме молитвы, кроме просьбы об исправлении практически ничего нет.
Третье условие: Если Творец не спасет, лучше смерть, чем такая жизнь.
Нам надо прийти к следующему состоянию: я настолько хочу себя исправить и быть подобным Творцу, что если этого не достигну, то ради чего-то другого не стоит жить.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 25.09.2022
Вопрос: Ваш учитель Рабаш пишет, что человек должен молиться Творцу, чтобы помог ему идти выше знания. И эта работа должна быть в радости, как будто бы он уже удостоился духовного знания.
Как можно такое просить? Что делать с обычными просьбами, которые автоматически возникают у нас?
Ответ: Если человек настраивает себя на связь с другими, на любовь к другим, если он обращается к Творцу для того, чтобы подняться над своей эгоистической природой, то у него все постепенно получается.
Реплика: Но ведь это против нашей природы.
Ответ: Да. Поэтому я сказал "постепенно получается".
Вопрос: Еще ваш учитель пишет, что грех человека в том, что не просил помощи у Творца. А если бы попросил, то наверняка получил бы.
Получается, что единственный грех человека – это не то, что он сделал какие-то нелицеприятные действия, а то, что не просил помощи у Творца.
Ответ: Да. "Почему не просил?"
Вопрос: А разве какие-то действия, которые ты сделал против человечества – это не считается грехом?
Ответ: Надо было просить, чтобы у тебя не было таких действий, мыслей, побуждений.
Вопрос: То есть если уже что-то сделано – это не грех?
Ответ: На все есть возможность исправления.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 25.09.2022