Вопрос: Один из самых больших праздников для евреев – праздник Шавуот, когда у горы Синай народ получил Тору.
В принципе, это великое событие для мира, ведь с этого, можно сказать, началось вообще все. Как вы определяете этот праздник для мира?
Ответ: Для мира я никак не могу его определить, потому что мир ничего об этом не знает, не принимал и не принимает по сей день в этом никакого участия. Да и народ Израиля тоже я бы не сказал, что особенно празднует этот праздник. Это просто праздник Дарования Торы.
А вот получение Торы – это совсем другое дело. Оно уже идет индивидуально к каждому. Когда каждый, если он понимает, что это такое, то согласен принять на себя те указания, те советы, которые Тора дает человеку. И тогда уже действительно у человека постепенно начинает организовываться внутреннее понимание, что же такое Тора и что она дает ему. И тогда он может это праздновать.
Реплика: Получается, я ошибся, говоря "получение". Вы меня поправили. То есть это дарование Торы. А получение – это целый процесс, который будет дальше.
Ответ: Это уже снизу вверх. А дарование – это сверху вниз. То есть дарование – это то, что как бы дает Творец. А получение – это то, к чему я должен прийти, получить ее.
Вопрос: Тогда скажите, как это сделать? Я знаю, в первоисточниках говорится, что стоял народ, стоял как один человек с одним сердцем, такое было состояние, и в этот момент он получил как бы инструкцию жизни.
Мы должны до этого состояния дойти, чтобы что-то начать раскрывать?
Ответ: Конечно. Это все говорится не о прошлом, а о будущем.
Вопрос: А сегодняшний разбитый, разрозненный мир даже не может вообще представить, что там есть?
Ответ: Да.
Вопрос: Постоянная ваша фраза, что мы должны прийти к этим добрым связям, к связям друг с другом, – это именно для того, чтобы мы начали этот процесс получения Торы, по большому счету?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда все-таки разъясните, что мы получим? "Свод законов" мне понятен.
Ответ: Это не просто свод законов. Мы получим совершенно новую установку на отношения между людьми и на отношения каждого человека к миру. Это любовь. "Возлюби ближнего как себя". Все, что там заложено, только лишь в этом и заключается.
Реплика: Получается, вы сводите Тору к одному практически. Вы сказали: "Возлюби ближнего как самого себя".
Ответ: Да. То есть прийти к состоянию, когда мы полностью связаны любовью, заботой, взаимным соучастием друг с другом – все люди вместе.
А Тора представляет собой высшую силу, высший свет, который в мере нашего усилия, нашего усердия сблизиться и объединиться влияет на нас и помогает нам достичь такого состояния связи.
От нас требуется только усилие и усердие, т.е. стремление к этому. И тогда я смогу вызвать на себя этот высший свет, высшую силу. И он меня исправит и свяжет с другими, со всеми людьми мира.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, это все-таки зависит от нас, от меня? Или это подарок сверху – это мое усилие?
Ответ: Сверху – это предложение: хотите – получи́те. А от нас зависит принятие его и реализация.
Вопрос: Как вы считаете, на каком этапе сейчас находится еврейский народ и мир в этом процессе уже получения Торы?
Ответ: Я бы сказал, не на настолько уж далеком. Потому что мы прошли путь осознания зла, насколько наша природа обратна природе Торы – любви, связи, взаимной помощи и так далее. И поэтому нам не так уж много надо сделать. Нам надо просто как бы сделать заключение из того, что мы прошли, и с осознанием зла нашей природы принять на себя закон взаимной любви.
Реплика: То есть подход, как говорится, к этой горе, горе Синай…
Что такое "гора Синай"?
Ответ: Гора Синай: гора – это понятно; а "Синай" – от слова "ненависть". Гора ненависти, над которой мы должны подняться.
То есть человечество должно подойти к этой огромной горе ненависти и подняться над ней. И тогда оно сможет связаться между собой в одну единую систему, в один единый народ и достигнет абсолютного счастья.
Вопрос: Вы говорите "все человечество в один народ"?
Ответ: Да, потому что Тора в общем говорит обо всех людях Земли.
Реплика: Тогда последний, уточняющий вопрос. Когда вы говорите "Тора", каждый представляет себе книгу.
Ответ: Нет. Тора – это система исправления всех людей, вплоть до их полной связи между собой.