Аман - величайшая личность в истории.
Обсуждая тему Песаха, мы изучаем не детали праздника, приходящего согласно календарю на стене, а духовный путь, продвижение к концу исправления. Путь этот не короткий, он включает множество этапов. И самый первый этап – начать правильно относиться к своему желанию насладиться, к своей природе, понять, почему это состояние называется изгнанием, Египтом.
Каждый, кто желает попасть на землю Израиля, подняться на высшие духовные ступени, сначала обязан пройти через изгнание в Египте. Мы изучаем духовное в состоянии изгнания, то есть в отдалении от духовного.
Изгнание учит и воспитывает нас, переформатирует в правильной форме. И когда мы поймем, что оно совершенно необходимо, тогда уже сможем выйти из изгнания к освобождению. Освобождение невозможно без предварительного изгнания.
В чем заключается это изгнание? Не в материальных невзгодах, не в страданиях от голода, жажды, тяжкой работы. Изгнание нужно представлять как изгнание именно из духовного. Но ведь мы еще не знаем, что такое духовное! И именно в то время, когда мы находимся в состоянии изгнания, мы начинаем чувствовать, каким должно быть духовное, где оно существует, почему мы далеки от него и чего нам не хватает.
Так мы понемногу начинаем получать келим, желания к духовному. И когда эти желания достигают полной меры, мы сбегаем из состояния изгнания. Оно действительно становится для нас невыносимым, и мы не можем в нем оставаться.
Из урока на тему "Песах", 05.03.2023
Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. 6 миллионов евреев были уничтожены во Второй мировой войне, но до сих пор мы не понимаем настоящих причин этой Катастрофы.
Реплика: Что бы Вы пожелали всем людям в 2023 году?
Ответ: Я желаю всем нам абсолютной взаимной любви. Больше ничего не надо! Любви. Просто любить друг друга. Ни за что. Просто за то, что мы все – люди.
Вопрос: Можно так жить, как вы сейчас сказали?
Ответ: Можно.
Вопрос: Что для этого надо сделать, чтобы просто так любить человека, людей?
Ответ: Понимать, что лучше этого чувства, этих отношений нет ничего другого в природе, и на любви построена вся природа. Все, что скрыто от нас в природе, в высшей природе, – это только любовь.
Вопрос: Мы можем, если все захотим, взять и притянуть силу природы?
Ответ: Да, природа только этого и ждет. Любовь – это самое высокое, самое сильное, самое центральное чувство и сила в природе.
Вопрос: А можно вот так взять и от ненависти перейти к любви? Сейчас я кого-то явно ненавидел, и вдруг – раз! – проходит какое-то время, и мы переходим к любви. Может такое быть или это фантастика?
Ответ: Это мы можем. Мы находимся в таких крайних состояниях, обратных этому чувству, что можем это сделать.
Потому что мы видим, к чему мы приходим, куда исчезают все наши усилия, все наши достижения, все падает из рук, мы ничего не можем достигнуть. Мы как слепые глупые щенки. Так мы живем. Ужасно! У меня нет слов!
Но если мы попросим природу, чтобы она нас изменила, мы получим такое изменение сил, чувств, свойств, которые даже не ожидаем. Потому что Творец – это любовь.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.01.2023
Пожелание человечеству на новый год
В новом году я желаю всем нам абсолютной взаимной любви. Больше ничего не надо!
Наступает Новый год, и многие люди ожидают от него чуда.
Ханука. Каббалистический смысл еврейских праздников
Ханука. Каббалистический смысл еврейских праздников
Превосходство света ощущается именно из тьмы.
Праздник Ханука, который отмечается в эти дни в Израиле, был учрежден еще во II веке до н. э. И символизирует он свет, которым в итоге должен наполниться весь мир.
Реплика: Праздник Ханука называется еще праздником Света, он был установлен во II веке до нашей эры. Тогда восставшие Маккавеи победили греков, сирийцев и евреев, которые примкнули к грекам, то есть эллинизированных евреев.
Был освобожден Храм, очищен, началась храмовая служба. И вроде бы еврейский праздник здесь происходил. А вы как-то сказали, что праздник Ханука – это праздник Света для всего мира. Вы можете это объяснить?
Ответ: Потому что как бы восстановилась связь между народом, а через него и с народами всего мира, с высшим источником света.
Вопрос: Через Храм?
Ответ: Через понятие, что такое Храм. Это духовное место, а не физическое, где происходит связь между людьми, причем абсолютно неважно какими и как, и Творцом. То есть если люди желают приблизиться к Творцу, то место их сближения, объединения, слияния, соединения, встречи называется Храмом.
Вопрос: Всегда, когда говорится о Хануке, отмечается, что был очищен Храм. Что такое очищение?
Ответ: Очищение от всех вредных мыслей и намерений, которые были эгоистическими. И люди, которые хотели сблизиться с Творцом, должны были принять на себя Его свойства – свойства отдачи и любви. "Возлюби ближнего как себя".
И они этого достигли. Потому это и называется очищением и освящением Храма. Это находится в сердцах людей. Никакого здания, никаких камней и ничего другого. То есть "Храм" – в нас.
Вопрос: А когда говорится, что народ очистил Храм, вот эти восставшие люди очистили?
Ответ: Люди очистили свои сердца и соединили все вместе во взаимной любви. И тогда они начали чувствовать в этом объединении между собой духовные свойства. Это и называется чудом.
Вопрос: А когда говорится "чудо Хануки", когда там нашли один небольшой кувшин с чистым маслом, и светильник должен был гореть 8 дней, а масла было всего лишь на один день. И все-таки зажгли светильник, и он горел 8 дней. Говорят, что это было чудо Хануки.
Что это за чудо такое, когда всё как бы над разумом: мы думаем, что это один день, а это 8 дней горит? Что это такое за чудо?
Ответ: Это потому что люди хотели быть объединенными между собой и поднимать свои чувства от себя, вместе от всех, к Творцу, к общему свойству. И это общее свойство, которое раскрылось между ними, и было проявлением чуда Хануки.
Вопрос: Что такое эти высококалорийные пончики, которые мы поедаем в Хануку?
Ответ: Это всевозможные проявления этого праздника. Когда масло, которое олицетворяет собой связь между людьми, намерение отдачи и любви к Творцу и так далее, проявляется таким образом, что делают все на масле. И это является как бы главным предметом Хануки.
Вопрос: А почему они такие сладкие? Дети едят их с удовольствием.
Ответ: Потому что так и должно быть. Это чудо, которое происходит, когда мы аннулируем свой эгоизм и хотим соединиться между собой, - оно сладкое.
Вопрос: А почему этот праздник еще называют "детским" праздником?
Ответ: С одной стороны, потому что в нем нет практически никаких ограничений, и говорится только о любви и привязанности, о связи, о сближении людей между собой. И кроме того, это начало возрождения людей, сближения людей между собой.
Вопрос: Это и есть этот праздник?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вы говорите, что это праздник мировой, касается всего мира?
Ответ: Не только мировой, он великий праздник.
Он великий праздник на самом деле. Он у нас проходит так, будто это пончики и зажигание свечей каждый день, и всё в этом есть. А на самом деле это великий праздник, когда люди зажигают в своих сердцах связь между собой, любовь к Творцу.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.12.2022
Чем дальше мы углубляемся в выяснение праздника Ханука, тем больше убеждаемся, что он содержит внутри себя весь путь, все события, все состояния, проходимые человеком, желающим раскрыть духовный мир, высшую силу.
Казалось бы, это какая-то древняя история, превращенная в народный, почти детский праздник: зажигание свечей, сладкие пончики...
А на самом деле, в Хануке заключена вся борьба человека, вырывающегося вверх из этого мира. Он преодолевает все препятствия, поставленные перед ним Творцом, чтобы над ними, как "преимущество света из тьмы", раскрыть высший мир, свое вечное и совершенное состояние.
А оно раскрывается именно против состояний временных и несовершенных, которые приходят к нам во времена больших крушений и войн, познания эгоистической природы человека.
Выяснения, выяснения, выяснения... во всех состояниях, которые нам суждено пережить. И никто, идущий этим путем, не может обойти или перепрыгнуть ни одно выяснение, ни одно препятствие, а обязан пройти их одно за одним. Никому не дадут меньше или больше работы, чем остальным: у каждого могут быть свои акценты и свои меры, но на самом деле, любой из нас проходит каждый шаг этого пути.
Ведь мало того, что мы - части одного тела, но за счет разбиения мы еще и включились друг в друга, и каждый находится во всех. Когда-то, до разбиения, было взаимное проникновение только среди отдающих желаний.
Но после грехопадения первого человека, получающие и отдающие желания перемешались между собой, вместе с наполнявшим их в момент разбиения высшим светом. Получается, что каждое состояние включает в себя все остальные, и только выясняется через недостатки исправления, а потому каждый обязан пройти все состояния.
Свойство отдачи, Бины должно раскрыться в Хануку. Она объясняет нам весь наш характер, наш путь, выход человека из раскрытия этого мира к раскрытию высшего мира, показывает от чего он должен отделиться, освободиться, отдалиться и к чему приблизиться, прилепиться, присоединиться и в каких формах.
Все это заключено в празднике Ханука, в тех исправлениях, которые нам надо пройти. Можно назвать его праздником духовного зарождения и вскармливания, то есть пока еще малого состояния. Но это уже духовное состояние: пусть человек пока не может их практически использовать, но он уже обретает понятия и силы, принадлежащие высшему, духовному миру.
Он входит на ступень Бины, а это вход в Райский сад! Начиная с этого этапа и далее, он строит себя в подобии Творцу. А до праздника Хануки он только исправлял себя, чтобы подняться выше своего эгоизма, освободиться, отделиться от него. Читая статьи, посвященные Хануке, мы стремимся проверить, прояснить, понять те условия, благодаря которым сможем обрести свойства отдачи, Бины.
Из урока на тему "Ханука согласно каббале"
Ханука – остановка посередине пути
Праздник Суккот символизирует радость. Это – замечательный, приятный, легкий и простой праздник, который люди очень любят. Правда, он требует заблаговременной подготовки, и все же проникнут радостной атмосферой. Почему?
Прежде всего, после самоотчета, после получения Торы в Шавуот, девятого числа месяца ав мы увидели себя разбитыми – это символизируется также разбиением скрижалей. Затем мы пришли к осознанию зла и в еврейский Новый год (Рош а-шана) приняли решение о том, что обязаны исправиться.
А далее наступил Судный день (Йом кипур). На языке каббалы это описывается как объятие правой и левой линии, проявление свойств суда (диним) и милосердия (хасадим), подслащение…
И наконец, настает праздник Суккот – особенные исправления, когда я уже могу взять свои желания и поднять их к отдаче. Символ этого процесса – суккотний шалаш. Всё предельно просто: я задействую простейшие, "бросовые" желания, олицетворенные ветками и листьями шалаша.
В них нет ничего, но именно из них я выстраиваю себе временное жилище – навес, дающий хоть какую-то сень над головой. Он сделан из вещей, не имеющих никакой ценности, их можно найти повсюду.
И вот, выстроив это состояние, это временное пристанище, в нем я могу радоваться. Таким образом, оно символизирует духовный сосуд (кли), в который я получаю свет. А навес – символ экрана (масах): я не хочу получать свет напрямую, тень должна намного преобладать над ним, так чтобы он едва пробивался сквозь крышу.
И я рад тому, что сформировал над собой экран, который позволяет скрывать высшее изобилие, оставаться в тени. Я сам – хотя, конечно же, при помощи света, возвращающего к Источнику, – могу укрываться от наслаждений в духовном сосуде. <
Ну а затем процесс продолжается: я исправляю себя еще и еще в своих растущих сосудах-желаниях, я нахожусь вместе с ними в "шалаше", т.е. могу приоткрывать и использовать их посредством навеса.
И тогда я прихожу к празднику Симхат Тора ("радость Торы"). "Тора" – это свет, возвращающий к Источнику, который я получил на Шавуот. Эту силу я использовал на исправление сосудов и теперь выхожу из "шалаша". Иными словами, у меня есть неограниченный экран, и я больше не должен заботиться о навесе.
Выход из "шалаша" – символ того, что отныне я волен странствовать по всей реальности, по всему миру. Уже не надо строить экран над головой – теперь он во мне. Я пребываю в собственноручно исправленном сосуде.
"В тени его сидел я и наслаждался…"
И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: "Скажи сынам Израиля так: в пятнадцатый день седьмого месяца этого – праздник Суккот, семь дней Богу. В первый день – Священное Собрание: никакой работы не делайте.
Семь дней приносите огнепалимые жертвы Богу; в восьмой день – Священное Собрание будет у вас, и приносите огнепалимые жертвы Богу; праздничное собрание это, никакой работы не делайте. [Тора, "Левит", "Эмор", 23:33-23:36]
Праздник Суккот продолжается семь дней, в каждый из которых совершается восхождение на духовные ступени хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.
А на восьмой день происходит особое собрание, когда человек получает наполнение светом милосердия (хасадим) – светом любви, дружбы, радости, сострадания, соучастия, доброты. Это называется "объятием с правой стороны", как сказано: "Левая рука Его у меня под головою, а правая – обнимает меня".
То есть Рош а-Шана и Йом Кипур – это "левая рука под головой", Суккот – "правая обнимает меня". А в последний, восьмой день Суккот происходит сочетание мужской и женской части кли/сосуда.
За это время желание человека проходит освещение высшим светом, и поэтому на протяжении всех дней праздника наблюдается проявление все большего света доброты и все большего слияния мужской и женской части желания в единое "объятие".
Поэтому важен каждый день праздника Суккот, который проводится в особом шалаше, возведенном под открытым небом, где устраивается священное собрание и трапеза.
Человек, находясь в шалаше в течение семи дней, как бы получает все окружающие света, которые исправляют, наполняют и подготавливают его к раскрытию, связи и контакту с Творцом.
Это происходит на восьмой день по выходу из шалаша. Поэтому восьмой день называется Симхат Тора – Радость Торы. Тора – это свет, который исправляет человека и наполняет его радостью.
Реплика: Считается, что каждый вечер в шалаш по очереди приходят почетные гости: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид.
Ответ: Все эти гости олицетворяют света исправления на семи духовных ступенях. Ведь это не исторические персонажи, а духовные состояния. Каждая из ступеней носит особый характер, и, только пройдя их, то есть, исправив себя в семи различных характерных состояниях, человек становится готовым к раскрытию Творца.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги"