Поскольку Тора является источником всех религий и всех духовных практик, прокомментируйте, пожалуйста, очень глобальные цитаты из Торы, относясь к миру как к народу.
Под словом "вас" подразумевается мир. Что это означает?
Вопрос: И только Творец может вывести нас из этого состояния?
Ответ: Та же сила, которая создает отрицательную силу, инверсирует себя и обращается в положительную. То есть сила, которая нас туда загнала, она нас и выведет?
Вопрос: Дальше говорится о процессе: "И я знаю, что не даст вам царь Египта уйти, если не принудить его к этому крепкой рукой". (Тора, Шмот 3:19)
Что это означает для нашего мира сегодня?
Ответ: Если не надавить на эгоизм, который Творец создал и поддерживает в нас, если не приложить к этому еще бо́льшую силу, которая вынудит эгоизм начать меняться, отступать, то это никогда не произойдет. Творец его держит. Значит, Творец Сам Себя должен победить, превозмочь. И таким образом мы выходим из-под власти эгоизма.
А то, что сейчас мы страдаем, мир страдает – это естественное состояние мира, которое он должен пройти, для того чтобы четко оценить, что такое хорошо и что такое плохо.
Вопрос: И это именно Творец с нами делает?
Ответ: Да. Мы должны еще в детстве почитать книжку "Крошка-сын к отцу пришел" и реализовать в себе эту учебу.
Вот сейчас он чувствует, что он кроха и что он должен выяснить, как же жить. И поэтому он спрашивает у своего отца: "Что такое хорошо и что такое плохо?". Я же не знаю, где я нахожусь. Я делаю каждый шаг, и мне кажется, что хорошо, а оказывается плохо. И вот ему объясняют.
Вопрос: Вот и объясняет ему Отец, что не даст вам царь Египта уйти. И Я заставлю крепкой рукой это сделать.
На кого направлена крепкая рука: на царя Египта или на меня?
Ответ: Крепкая рука направлена на царя Египта, который в тебе, на эгоизм, который в тебе, чтобы ты захотел, чтобы добрая сила природы покорила злую силу природы. Это все только в нас.
Реплика: И дальше такое предложение: "И простру Я руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сотворю в его среде. А после того он отпустит вас". (Тора, Шмот 3:20)
Ответ: То есть должно проявиться все зло, которое есть в эгоизме, и человек должен его видеть, чувствовать, ощущать в настоящем и в возможном будущем. И тогда он увидит, как Творец меняет это все на противоположное, и этим человек прославляет Творца.
Речь идет о десяти казнях, которые отрывают человека от его эгоизма. Это десять свойств, мы называем их "сфирот", от которых мы отрываемся.
Вопрос: А можно без казней оторваться?
Ответ: Если ты захочешь сам оторваться, без них, то можно.
Вопрос: А я смогу захотеть этого?
Ответ: Для этого надо заниматься самовоспитанием, то есть убедить себя в том, что даже то маленькое зло, которое сейчас раскрывается в тебе, оно раскрывается в тебе относительно других, и ты должен сделать так, чтобы возненавидеть эти свойства в себе. Тогда ты от них постепенно отдалишься. Вплоть до полного отрыва.
Вопрос: Кто такие Моше и его брат Аарон для мира? Что это такое?
Ответ: Это две силы, которые выводят нас из состояния эгоизма в свойство связи и любви между нами и между нами и Творцом..
Вопрос: Как они приходят к человеку? В какой момент?
Ответ: Человек начинает извлекать их из себя. Они в нем существуют. Вообще все существует в человеке. Человек – это маленький мир. Только единственное, нам надо настроиться так, чтобы найти эти силы в себе, извлечь их, начинать с ними работать, и относиться так ко всему, что вокруг нас, через эти два свойства.
Тогда мир меняется. Если через них я смотрю на мир, он становится другим.
Вопрос: Моше и Аарон приходят к фараону. Послал их Творец: "Идите", – и они пошли. И просят: "Отпусти народ мой". И сказал фараон: "Кто есть Бог, чтобы я послушал Его голоса?". Что это такое?
Ответ: Народ – это человек со всеми своими свойствами. Чтобы человек вышел из-под власти эгоизма под другую власть. Это называется "отпусти народ мой".
А фараон отвечает: "А кто этот Бог?" – потому что фараон точно как бы этого не знает. Задача фараона – разыграть человека, чтобы тот вообще не понял, где он находится. Чтобы затем он четко смог определить, что является фараоном, а что – Творцом, Египтом и вне Египта.
Фараон – это наш эгоизм, который говорит: "Я не хочу знать никакого Творца. Я Его не знаю". Потому что "знать" – это значит понимать, подчиняться.
Вопрос: То есть эгоизм будет всегда сопротивляться Природе, Творцу?
Ответ: Абсолютно! Мы никогда не сможем выйти из нашей природы, оставаясь в ней. Это "тарте дэ сатре" – противоречит одно другому.
Вопрос: Реакция фараона на просьбу Моше и Аарона отпустить народ была простой. Фараон сказал: "Давайте сделаем так, чтобы обременить их работой". Вот этих, кого хотят вывести из эгоизма, эти желания. "И будут они выполнять ее, а не заниматься пустыми речами". (Тора, Шмот 5:9)
То есть все это для фараона пустые речи. Он как бы мстит, он говорит: "Вы хотите вывести народ? Мы их сейчас завалим работой".
Это можно сопоставить с тем, что мы сейчас в мире завалены работой?
Ответ: А что толку, что хотят или не хотят? Они себе этим только удлиняют страдания. Что еще можно сделать? Навалить на них еще больше работы, – то, что делает Фараон. Запереть их в каких-то маленьких заботах. Сделать из них такие общественные, семейные и прочие состояния, что они будут просто как маленькие букашки.
Вопрос: То есть эти заботы, проблемы, которые сейчас в мире существуют, сумасшедшее количество новостей – это и есть пустые работы, которые на нас навалены? Все наши действия на уровне этой земли ни к чему не приведут?
Ответ: Я думаю, люди это уже понимают. И к этому же добавляются войны, страдания, страхи, тревоги.
Вопрос: Чтобы оторвать нас от всей этой бесполезной работы?
Ответ: Да. Такое состояние, что человек просто как зайчонок сидит под лопухом и дрожит. Это настолько жалкое состояние у такого великого, потенциального существа как человек.
Вопрос: Человек, вы считаете, начинает уже это понимать?
Ответ: Он уже это слышит в чем-то. Он не знает, как выйти из этого состояния, но он понимает, что "да, это я, это мы". А дальше? Вот дальше он не видит.
Если бы у него было хоть немножечко, чуть-чуть какое-то маленькое зрение вперед, сквозь щелочку так подсмотреть, что еще есть возможность, то тогда, конечно, в нем появились бы силы. Не в нем самом в одном, а в единении между ними. Вот это здесь надо раскрыть! Потому что действительно люди правы: "Откуда мы и что мы, и куда мы? Ничего. Каждый по себе".
Вопрос: А вы говорите, что весь секрет – в объединении. Вот это вы можете нам раскрыть?
Ответ: Невозможно выйти из этого состояния, в котором мы сейчас находимся. Мы будем продолжать в нем киснуть, пока оно нас не зацементирует, как в пирамидах фараона.
Это то, что хочет от нас Фараон. Чтобы мы добровольно согласились войти вместе с ним в эту огромную усыпальницу, и всем красиво там лечь, как они там лежат. И таким образом продолжить наш вечный путь в эгоизме. Не меняясь, как эти мумии.
А если мы пойдем на путь связи и объединения, то мы сможем разорвать эту прочную эгоистическую накидку, которая нас покрывает, закрывает, затыкает все наши органы чувств, и сможем рвануть оттуда, вырваться.
Вопрос: И это сейчас стоит перед человечеством? Мы как бы под "накидкой" находимся?
Ответ: Да, и мы из нее выйдем обязательно. Обязательно выйдем.
Реплика: Дальше говорится так: "И возвратился Моше к Творцу, и сказал: Господин мой! Почему Ты содеял зло этому народу, почему Ты послал меня? С тех пор, как я пришел к Фараону говорить от Имени Твоего, он хуже стал поступать с этим народом. Ты не спас свой народ". (Тора, Шмот 5:22-5:23)
Ответ: Человек не понимает, что же еще ему надо сделать, для того чтобы выйти из эгоистического состояния. А для фараона недостаточно этого желания человека – выйти из эгоизма. Ему надо экстра – дополнительное, огромное желание. Чтобы человек обратился к нему. И не с укором, а с мольбой, чтобы Творец шел впереди и выводил всех их за ручку из Египта. Вот этого еще нет.
Поэтому Творец посылает Моше обратно. Он говорит: "А ты иди и проси". И вот так туда и обратно десять раз, пока Моше – уже всё, иссякли все силы, все намерения, все возможности, и тогда только получается рвануть из Египта.
Вопрос: То есть тогда приходит последняя десятая казнь, когда фараон говорит: "Выходите"?
Ответ: Да.
Вопрос: Последняя казнь – это смерть первенцев. Что это такое с точки зрения каббалы?
Ответ: Это то условие, которое было у человека, когда он существовал в мире еще до всяких этих раскрытий. Что я существую в эгоистическом мире, я нахожусь в нем, я нахожусь под властью высшей силы. И я таким образом развиваюсь и так живу.
И смерть первенцев означает, что я разрываю все свои первоначальные, первичные эгоистические основы и отрываюсь от всего, что связывало меня с прошлым.
Вопрос: А почему это так страшно для фараона?
Ответ: Потому что действительно рвется связь с ним, с фараоном. Всё, человек отказывается быть под его властью, быть связанным с ним. Человек готов поднять себя выше, во что бы то ни стало! Что бы ни случилось, только не быть под властью фараона!
И фараон тогда только отпускает человека. Он для этого и существует, чтобы довести человека до такого состояния.
В тот момент, когда у человека возникает эта мысль и желание: "Будь, что будет, неважно что, только не с Фараоном, не под ним", – тогда все и происходит. Это называется "смерть первенцев", т.е. всей основы эгоистического существования человека.
Вопрос: Человечество должно дойти до такого крика, до такого вопля, до такого состояния? Только тогда можно вырваться из-под власти эгоизма?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Это возможно – каждому человеку прийти к такому состоянию?
Ответ: Каждому человеку, в его мере. Все будет.