Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Рош аШана – доброе обновление

каббалист Михаэль ЛайтманПраздник Рош аШана – это начало нового года по еврейскому календарю. Как любой другой народ, празднуя новый год, мы надеемся, что он принесет нам доброе обновление.

Празднику Рош аШана предшествует период, называющийся "Слихот" (Покаяние), когда мы производим критический анализ всего, что сделали за прошедший год, проверяя, насколько хорошо или плохо относились к людям.

Иудаизм построен на принципе любви к ближнему как к самому себе, поэтому человек обязан произвести расчет, действительно ли он вел себя по-доброму по отношению ко всем людям в мире. И тогда он видит, что не всегда соответствовал этому принципу, а потому раскаивается и просит прощения за то, что обидел людей, совершил преступление или непреднамеренную оплошность.

И после такого покаяния мы приходим к началу нового года. Рош аШана – это особый день, с которого начинается новый год. Ведь согласно Торе мир создан за пять дней до Рош аШана. А на шестой день был создан человек, Адам, который как известно прегрешил и был изгнан из Рая. А потому мы обязаны сделать исправление прегрешения Адама, ведь мы все являемся частями его души.

На самом деле есть четыре начала года. По-настоящему год начинается с выхода из Египта, о котором сказано: "Теперь вы стали Мне народом". А потому новый год, новый период следует отсчитывать с момента выхода из Египта, то есть в Песах. 

Второе начало года – это Рош аШана, который мы празднуем сейчас. А затем еще будет праздник начала года для деревьев – Ту би-Шват. И есть еще одно начало года в ознаменование дарования Торы.

Получается, что мы празднуем четыре начала года. Но самый традиционный праздник начала еврейского года – это Рош а-Шана.

Традиционные символы празднования Рош а-Шана – это яблоки с медом и круглая хала. Они выражают нашу надежду на добрый новый год. Также в праздник принято есть гранат, символизирующий своими зернышками большое количество добрых дел, которые мы обязуемся сделать в новом году.

В праздник принято есть круглую халу, поскольку круг – это символ совершенства. Яблоки и халу обмакивают в мед в ознаменование доброго, сладкого года.

Принято есть голову рыбы и желать друг другу не оставаться в хвосте, а быть головой. Рыба также олицетворяет существо, живущее в воде, а вода символизирует милосердие, Хэсэд. Ребенок при рождении выходит из материнских вод, в которых вырос.

Все эти символы указывают на то, что мы вступаем в новый период, в новую жизнь.

Из программы "Мир"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рош а-Шана

Рош аШана – начало новой жизни

Рош аШана – первая станция на пути к исправлению

Грозные дни начала года

каббалист Михаэль ЛайтманНачало года (Рош аШана) называется "грозными днями", потому что с нами происходят очень резкие изменения. Мы работаем против огромного, "грозного", подлинного эгоистического желания с помощью огромной и "грозной" силы Творца.

Это начало исправления в его самой первой точке, где встречаются желание получить и желание отдавать – эти два крайние полюса и начинают соединяться в своей противоположности.

В Рош аШана человек проверяет себя и видит, что полон грехов, и обязан исправить себя, чтобы приблизиться к Творцу. А потому он решает, что должен сделать шаги в сторону Творца. Но он понимает, что приближение к Творцу возможно только после исправления своего сердца, построения в нем здания Малхут, которое будет подобно свойству Творца, Кетэру, отдаче и любви.

А это можно сделать только за счет соединения с товарищами – иначе не изменить свое сердце. Он обязан прилепиться сердцем к товарищам, перемешаться с их сердцами до такой степени, чтобы все они стали одним сердцем. И тогда в этом одном сердце он сможет почувствовать отношение к ним Творца.

Желательно, чтобы это было десять человек, не больше и не меньше, в соответствии с общей структурой, изначально созданной Творцом. Ведь формы отношения Творца к творениям проходят десять метаморфоз, пока от свойства Творца не приходят к свойству творения.

Чем крепче мы соединяем наши сердца в одно сердце, тем больше мы предоставляем места Творцу властвовать в нем. Мы просим Творца быть Царем над нами в этом построенном для Него святом доме, в Храме Его величия. Мы хотим, чтобы это стало местом отдачи, где воцарится Творец, наполнив собою связи между нами. А мы будем стараться все время улучшать и увеличивать эту связь, чтобы в нас все больше раскрывался Творец.

Из урока на тему "Рош аШана", 21.09.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рош аШана – начало новой жизни

Рош аШана – первая станция на пути к исправлению

Грозные дни в преддверии Нового года

Главное в любви

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли между праздником Ту бе-Ав и Пуримом какое-то сходство?

Ответ: Да, конечно. Оба праздника говорят о максимально высоком состоянии.

Вопрос: Вы могли бы дать коротко формулу любви?

Ответ: Формула любви? Не знаю. Мне кажется, это HO.

Вопрос: Вот так просто? 🙂

Ответ: Да. Самое главное в любви – это оправдание другого. Постоянное! Все время уступай другому, все время оправдывай его и говори ему побольше комплиментов.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 05.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развивать истинную любовь

От Дня любви к Пуриму

День любви

Ноу-хау каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается то, что предлагает человечеству наука каббала, от обычного воспитания, где говорится: "Любите друг друга, будьте хорошими детьми"? В чем заключается наше ноу-хау?

Ответ: Наше ноу-хау в том, что мы должны создавать группы, в которых люди общались бы между собой и начинали чувствовать, что, сближаясь, они действительно входят в совершенно другое ощущение мира, что именно в сближении, причем даже не детей, а взрослых, они должны подниматься над своим эгоизмом, над той силой, которая их отдаляет друг от друга.

Люди должны понимать, что, сближаясь вопреки противодействующим эгоистическим силам, они смогут ощущать совершенно иное состояние свое, других, связь между собой и остальными.

Они должны начинать чувствовать новое состояние общества, которое основано на дружбе, любви, взаимопомощи. Вот этому нам надо их обучать.

Это, в принципе, и заложено в основе праздника Ту бе-Ав (День любви), который идет за 9 Ава, олицетворяющем разбиение, отдаление. А 15 Ава (Ту бе-Ав) означает, наоборот, объединение, сближение.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 05.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развивать истинную любовь

Почувствовать свое будущее

Любовь превыше всех различий

Развивать истинную любовь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В череде еврейских праздников "Ту бе-Ав" ("День любви") занимает достаточно скромное место, хотя, судя по названию, это очень высокий праздник.

В чем суть этого праздника, скрытая на сегодняшний момент?

Ответ: "Ту бе-Ав" ("День любви") – это праздник возрождения, зарождения, единения, я бы даже сказал, совокупления всех частей природы.

Вопрос: На сегодняшний день мы видим, что происходит в мире. С одной стороны, на протяжении развития человечества любовь – это что-то важное для человека. Люди пишут о любви, говорят о ней, стремятся к ней в каком-то виде, думают, что они любят друг друга – близких, родственников, друзей и т.д. С другой стороны, разрушают друг друга, ненавидят один другого.

Вот такая разница потенциалов. Почему так происходит?

Ответ: Любовь и ненависть – это два полюса, которые цементируют любое общество. Одно без другого невозможно. Любовь к человеку заложена еще из отношения к нему родителей, особенно матери к ребенку. Поэтому мы так приветствуем любовь, благодарим за нее, и из этого уже развиваемся. 

Но дело в том, что нам надо развивать совершенно другую любовь – любовь между всеми людьми, и не потому, что есть любовь матери к ребенку или ребенка к матери, или между мужчиной и женщиной и так далее.

То есть здесь должна быть абсолютно другая основа, которая закладывала бы между нами связи привязанности, дружбы, любви, взаимопомощи, взаимной поддержки – таких скрепов, которые соединяли бы все человечество, независимо от каких-либо внешних признаков: черный, белый, желтый, красный, неважно, какой человек. Этого требует от нас общая природа.

Я надеюсь, мы осознаем, что именно такой подход к миру нам необходим и придем к этому.

Вопрос: Природа дает нам инструменты, чтобы подойти к такому подходу?

Ответ: Да, для этого у нас всего достаточно. Особенно очень много говорится об этом в науке каббала, поскольку вся она базируется на становлении любви между людьми.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 05.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

День любви

С праздником любви!

"День любви" после дня разрушения

Почувствовать свое будущее

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Между нами постоянно происходит какая-то борьба, взаимное отторжение. Как людям внедрить внутрь взаимное дополнение, начать на самом деле сосуществовать вместе – не вместе на словах, а вместе на самом деле? Какую роль в этом играет понятие истинной любви, о которой вы всегда говорите?

Ответ: Людей надо учить. Их надо постоянно обучать тому, насколько важно быть связанными друг с другом, насколько им необходима поддержка друг в друге. А самое главное – это цель.

Они должны объединяться, постоянно чувствовать, что от дня ко дню они все больше сближаются. И это сближение поднимает их всё выше и выше к Творцу – к единой силе природы. В этом они должны чувствовать свое будущее.

Практически, ради этого мы и существуем, чтобы в течение нашей жизни сделать несколько шагов по направлению к Творцу. А далее продолжим. Неважно, как и когда.

Вот это нам необходимо учесть. И поэтому те основы, которые мы можем получить от матери, от школы, мы должны развивать далее.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 05.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь – это объединение

Предопределять будущее

Единственный фактор, определяющий будущее

Новости: День любви (клип)

На любви стоит все мироздание.

Грехопадение 17 Тамуза (клип)

Грехопадение и жертвоприношение в Храме - истинный смысл знакомых понятий.

Разрушение Храма 17 Тамуза (клип)

Разрушение Храма привело к исчезновению света и любви в Храме, и вместо них Идол воцарился в нем и начал править миром.

Можно обойтись без египетских казней?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мир сегодня похож на народ, который находится в египетском изгнании. И то, что сейчас происходит, похоже на египетские казни.

Поскольку Тора является источником всех религий и всех духовных практик, прокомментируйте, пожалуйста, очень глобальные цитаты из Торы, относясь к миру как к народу.

Сказано так: "И сказал Творец: "Выведу вас из-под гнета египетского на землю, источающую молоко и мед". (Тора, Шмот 3:17)

Под словом "вас" подразумевается мир. Что это означает?

Ответ: Что Творец выведет нас из-под власти нашего вселенского эгоизма, который, в принципе, Он создал и поддерживает, для того чтобы показать нам настоящий выход к доброму, взаимному, правильному существованию. Это и является нашим ближайшим добрым будущим.

Вопрос: Значит, мы находимся во власти эгоизма. Это и есть египетский плен?

Ответ: Да, в нем находится все человечество. 

Вопрос: И только Творец может вывести нас из этого состояния?

Ответ: Та же сила, которая создает отрицательную силу, инверсирует себя и обращается в положительную. То есть сила, которая нас туда загнала, она нас и выведет?

Вопрос: Дальше говорится о процессе: "И я знаю, что не даст вам царь Египта уйти, если не принудить его к этому крепкой рукой". (Тора, Шмот 3:19)

Что это означает для нашего мира сегодня?

Ответ: Если не надавить на эгоизм, который Творец создал и поддерживает в нас, если не приложить к этому еще бо́льшую силу, которая вынудит эгоизм начать меняться, отступать, то это никогда не произойдет. Творец его держит. Значит, Творец Сам Себя должен победить, превозмочь. И таким образом мы выходим из-под власти эгоизма.

А то, что сейчас мы страдаем, мир страдает – это естественное состояние мира, которое он должен пройти, для того чтобы четко оценить, что такое хорошо и что такое плохо.

Вопрос: И это именно Творец с нами делает?

Ответ: Да. Мы должны еще в детстве почитать книжку "Крошка-сын к отцу пришел" и реализовать в себе эту учебу.

Вот сейчас он чувствует, что он кроха и что он должен выяснить, как же жить. И поэтому он спрашивает у своего отца: "Что такое хорошо и что такое плохо?". Я же не знаю, где я нахожусь. Я делаю каждый шаг, и мне кажется, что хорошо, а оказывается плохо. И вот ему объясняют.

Вопрос: Вот и объясняет ему Отец, что не даст вам царь Египта уйти. И Я заставлю крепкой рукой это сделать.

На кого направлена крепкая рука: на царя Египта или на меня?

Ответ: Крепкая рука направлена на царя Египта, который в тебе, на эгоизм, который в тебе, чтобы ты захотел, чтобы добрая сила природы покорила злую силу природы. Это все только в нас.

Реплика: И дальше такое предложение: "И простру Я руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сотворю в его среде. А после того он отпустит вас". (Тора, Шмот 3:20)

Ответ: То есть должно проявиться все зло, которое есть в эгоизме, и человек должен его видеть, чувствовать, ощущать в настоящем и в возможном будущем. И тогда он увидит, как Творец меняет это все на противоположное, и этим человек прославляет Творца.

Речь идет о десяти казнях, которые отрывают человека от его эгоизма. Это десять свойств, мы называем их "сфирот", от которых мы отрываемся.

Вопрос: А можно без казней оторваться?

Ответ: Если ты захочешь сам оторваться, без них, то можно.

Вопрос: А я смогу захотеть этого?

Ответ: Для этого надо заниматься самовоспитанием, то есть убедить себя в том, что даже то маленькое зло, которое сейчас раскрывается в тебе, оно раскрывается в тебе относительно других, и ты должен сделать так, чтобы возненавидеть эти свойства в себе. Тогда ты от них постепенно отдалишься. Вплоть до полного отрыва.

Вопрос: Кто такие Моше и его брат Аарон для мира? Что это такое?

Ответ: Это две силы, которые выводят нас из состояния эгоизма в свойство связи и любви между нами и между нами и Творцом..

Вопрос: Как они приходят к человеку? В какой момент?

Ответ: Человек начинает извлекать их из себя. Они в нем существуют. Вообще все существует в человеке. Человек – это маленький мир. Только единственное, нам надо настроиться так, чтобы найти эти силы в себе, извлечь их, начинать с ними работать, и относиться так ко всему, что вокруг нас, через эти два свойства.

Тогда мир меняется. Если через них я смотрю на мир, он становится другим.

Вопрос: Моше и Аарон приходят к фараону. Послал их Творец: "Идите", – и они пошли. И просят: "Отпусти народ мой". И сказал фараон: "Кто есть Бог, чтобы я послушал Его голоса?". Что это такое?

Ответ: Народ – это человек со всеми своими свойствами. Чтобы человек вышел из-под власти эгоизма под другую власть. Это называется "отпусти народ мой".

А фараон отвечает: "А кто этот Бог?" – потому что фараон точно как бы этого не знает. Задача фараона – разыграть человека, чтобы тот вообще не понял, где он находится. Чтобы затем он четко смог определить, что является фараоном, а что – Творцом, Египтом и вне Египта.

Фараон – это наш эгоизм, который говорит: "Я не хочу знать никакого Творца. Я Его не знаю". Потому что "знать" – это значит понимать, подчиняться.

Вопрос: То есть эгоизм будет всегда сопротивляться Природе, Творцу?

Ответ: Абсолютно! Мы никогда не сможем выйти из нашей природы, оставаясь в ней. Это "тарте дэ сатре" – противоречит одно другому.

Вопрос: Реакция фараона на просьбу Моше и Аарона отпустить народ была простой. Фараон сказал: "Давайте сделаем так, чтобы обременить их работой". Вот этих, кого хотят вывести из эгоизма, эти желания. "И будут они выполнять ее, а не заниматься пустыми речами". (Тора, Шмот 5:9)

То есть все это для фараона пустые речи. Он как бы мстит, он говорит: "Вы хотите вывести народ? Мы их сейчас завалим работой".

Это можно сопоставить с тем, что мы сейчас в мире завалены работой?

Ответ: А что толку, что хотят или не хотят? Они себе этим только удлиняют страдания. Что еще можно сделать? Навалить на них еще больше работы, – то, что делает Фараон. Запереть их в каких-то маленьких заботах. Сделать из них такие общественные, семейные и прочие состояния, что они будут просто как маленькие букашки.

Вопрос: То есть эти заботы, проблемы, которые сейчас в мире существуют, сумасшедшее количество новостей – это и есть пустые работы, которые на нас навалены? Все наши действия на уровне этой земли ни к чему не приведут?

Ответ: Я думаю, люди это уже понимают. И к этому же добавляются войны, страдания, страхи, тревоги.

Вопрос: Чтобы оторвать нас от всей этой бесполезной работы?

Ответ: Да. Такое состояние, что человек просто как зайчонок сидит под лопухом и дрожит. Это настолько жалкое состояние у такого великого, потенциального существа как человек.

Вопрос: Человек, вы считаете, начинает уже это понимать?

Ответ: Он уже это слышит в чем-то. Он не знает, как выйти из этого состояния, но он понимает, что "да, это я, это мы". А дальше? Вот дальше он не видит.

Если бы у него было хоть немножечко, чуть-чуть какое-то маленькое зрение вперед, сквозь щелочку так подсмотреть, что еще есть возможность, то тогда, конечно, в нем появились бы силы. Не в нем самом в одном, а в единении между ними. Вот это здесь надо раскрыть! Потому что действительно люди правы: "Откуда мы и что мы, и куда мы? Ничего. Каждый по себе".

Вопрос: А вы говорите, что весь секрет – в объединении. Вот это вы можете нам раскрыть?

Ответ: Невозможно выйти из этого состояния, в котором мы сейчас находимся. Мы будем продолжать в нем киснуть, пока оно нас не зацементирует, как в пирамидах фараона.

Это то, что хочет от нас Фараон. Чтобы мы добровольно согласились войти вместе с ним в эту огромную усыпальницу, и всем красиво там лечь, как они там лежат. И таким образом продолжить наш вечный путь в эгоизме. Не меняясь, как эти мумии.

А если мы пойдем на путь связи и объединения, то мы сможем разорвать эту прочную эгоистическую накидку, которая нас покрывает, закрывает, затыкает все наши органы чувств, и сможем рвануть оттуда, вырваться.

Вопрос: И это сейчас стоит перед человечеством?  Мы как бы под "накидкой" находимся?

ОтветДа, и мы из нее выйдем обязательно. Обязательно выйдем.

Реплика: Дальше говорится так: "И возвратился Моше к Творцу, и сказал: Господин мой! Почему Ты содеял зло этому народу, почему Ты послал меня? С тех пор, как я пришел к Фараону говорить от Имени Твоего, он хуже стал поступать с этим народом. Ты не спас свой народ". (Тора, Шмот 5:22-5:23)

Ответ: Человек не понимает, что же еще ему надо сделать, для того чтобы выйти из эгоистического состояния. А для фараона недостаточно этого желания человека – выйти из эгоизма. Ему надо экстра – дополнительное, огромное желание. Чтобы человек обратился к нему. И не с укором, а с мольбой, чтобы Творец шел впереди и выводил всех их за ручку из Египта. Вот этого еще нет.

Поэтому Творец посылает Моше обратно. Он говорит: "А ты иди и проси". И вот так туда и обратно десять раз, пока Моше – уже всё, иссякли все силы, все намерения, все возможности, и тогда только получается рвануть из Египта.

Вопрос: То есть тогда приходит последняя десятая казнь, когда фараон говорит: "Выходите"?

Ответ: Да.

Вопрос: Последняя казнь – это смерть первенцев. Что это такое с точки зрения каббалы?

Ответ: Это то условие, которое было у человека, когда он существовал в мире еще до всяких этих раскрытий. Что я существую в эгоистическом мире, я нахожусь в нем, я нахожусь под властью высшей силы. И я таким образом развиваюсь и так живу.

И смерть первенцев означает, что я разрываю все свои первоначальные, первичные эгоистические основы и отрываюсь от всего, что связывало меня с прошлым.

Вопрос: А почему это так страшно для фараона?

Ответ: Потому что действительно рвется связь с ним, с фараоном. Всё, человек отказывается быть под его властью, быть связанным с ним. Человек готов поднять себя выше, во что бы то ни стало! Что бы ни случилось, только не быть под властью фараона!

И фараон тогда только отпускает человека. Он для этого и существует, чтобы довести человека до такого состояния.

В тот момент, когда у человека возникает эта мысль и желание: "Будь, что будет, неважно что, только не с Фараоном, не под ним", – тогда все и происходит. Это называется "смерть первенцев", т.е. всей основы эгоистического существования человека.

Вопрос: Человечество должно дойти до такого крика, до такого вопля, до такого состояния? Только тогда можно вырваться из-под власти эгоизма?

Ответ: Конечно.

Вопрос: Это возможно – каждому человеку прийти к такому состоянию?

Ответ: Каждому человеку, в его мере. Все будет.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах для всего мира

Катастрофы в мире – современные египетские казни

Первенец – следующее состояние человека

Шавуот: все, что угодно – только не это

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Праздник Шавуот – это праздник дарования Торы на горе Синай. Еще он называется "Праздник урожая". Получается, что все законы, вся мораль, все духовные практики, все религии стартуют от этой точки – от горы Синай.

Ответ: Есть предложение свыше, раскрытие свыше миру методики его существования и постепенного исправления до такого уровня, когда он входит в вечность и совершенство.

Вопрос: Что было сказано свыше миру?

Ответ: Миру сказано так: наш мир существует на низкой, материальной ступени, и мы в нем существуем как эгоистические, самые вредные, самые ничтожные, никудышные, по сравнению со всеми остальными порождениями природы.

Но у нас есть возможность подняться до самого высокого уровня всей природы, то есть до ее высшего корня, который находится в бесконечности относительно нас по высоте.

И мы можем это сделать. Иначе наша жизнь здесь, на этой планете, будет все время прерываться жизнью и смертью, жизнью и смертью у каждого из нас, у всех. А между жизнью и смертью будут еще и войны, страдания, голод и прочие-прочие проблемы. Так что все наше существование будет одними сплошными страданиями. 

Вопрос: А что было сказано? Как идти к этому хорошему состоянию, о котором вы говорили?

Ответ: Очень просто. Главный закон Торы – это "возлюби ближнего как себя". Всё! А далее, иди и выполняй.

Вопрос: Именно в этот момент так было сказано? И что же мы не услышали этого?

Ответ: Мы не услышали ничего. Мы услышали, что там говорится, и сразу же вроде бы спросили: "А другая Тора у Тебя есть?"

Ответ был: "Нет, другого нет. Это самое лучшее для тебя, хотя ты этого не понимаешь. Поэтому бери и выполняй".

Реплика: То есть получается, тысячелетия мы избегаем этого простого закона...

Ответ: Да. Только не это!

Вопрос: Это и символизирует праздник Шавуот? Живите по этому закону, и все будет хорошо?

Ответ: Да. Но Шавуот – это уже все-таки праздник продвинутых людей. Это люди, которые были внутри своего эгоизма, ощутили его вредность, вредоносность и неизбежность. Они поняли, что единственная возможность избавиться от него – это просто бежать от него, бежать! И когда они убегали, то готовы были на все, вплоть до гибели, только не оставаться внутри эгоизма!

И поэтому бросились в море и преодолели его посуху. И пришли к состоянию, когда они готовы получать законы Высшего мира вместо наших эгоистических естественных законов. В принципе, "сделаем и услышим".

Это было при получении Торы. Что называется получением Торы? Я принимаю на себя законы Высшего мира. Я хочу жить не в нашем земном мире так, как мы сегодня существуем, и всё хуже и хуже (это нам обещает Тора), а подняться выше к свойствам, к законам Высшего мира. А те законы – они простые: любовь к ближнему, любовь ко всем, принимать всех как части своего тела, своей души, своего "я".

Вопрос: Они настолько актуальны сейчас, как никогда…

Ответ: Да, всё больше и больше. Потому что мы эгоисты, воспринимаем всё в соответствии с тем, что ощущаем в наших эгоистических свойствах. И поэтому что же мы можем сделать? Мы чувствуем, что неправильно живем, а на то, как жить правильно, мы закрываем глаза, не можем принять на себя этот высший закон любви к ближнему.

Что тебе стоит? Ты за это будешь что-то платить? Нет. Ты будешь от этого страдать? Нет. Ты не сталкиваешься немедленно с какими-то противоположными отторжениями, антагонистическими отношениями, – ничего нет! Возьми и выполняй. "Не могу!"

Вот если бы, наоборот, была такая игра, что против тебя есть какой-то враг, а ты против него. А тут даже этого врага не видно, он внутри тебя, твой эгоизм, и ничего сделать не можешь. Поэтому таким образом он нас покупает.

Вопрос: И как быть с этим змеем внутри меня? Как мне его все-таки скрутить? Время пришло наконец-то!

Ответ: Это целая методика. Тут сказано, как это делать.

В основном, это не я делаю, а высшая сила. Она все это делает, но по моей просьбе.

А моя просьба может быть, только если она будет подкреплена еще людьми вокруг меня. Я буду думать за их исправление, а не за мое исправление, и вот так мы и будем вместе помогать друг другу. Только лишь соединись с еще несколькими товарищами в том, что вы хотите достичь такой взаимной связи.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.05.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шавуот – вечность длиной в день

Шавуот – праздник обретения связи с Творцом

Праздник дарования силы исправления

Главное, что должен сделать человек

каббалист Михаэль ЛайтманРассказ о выходе из Египта включает в себя всю историю человечества, еще недосказанную, на сегодняшний день практически еще не начатую.

В Торе это всего лишь небольшой рассказ. Но сама Тора – это инструкция. Надо понимать, как она написана.

То есть выход из рабства своих эгоцентрических ощущений – это самое основное из всей Торы, что должен сделать человек.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.04.2022

Если забуду тебя, Иерусалим

каббалист Михаэль ЛайтманНеважно, живешь ли ты в этом городе. Важно, живет ли он в тебе.

С тех пор как мы освободили Иерусалим, он, вместе со всей страной, не знает покоя. Впрочем, так было всегда, на протяжении всех тысячелетий его истории. Почему? На этот вопрос у нас нет убедительного ответа. Можно объяснять постфактум отдельные детали, но общая картина как была, так и остается для нас непостижимой.

Взгляните: сегодня история повторяется. В который уж раз мы вернулись в Иерусалим, намереваясь никогда больше не уходить отсюда, – но город остается раздробленным, как и весь народ. Он больше не разделен рядами колючей проволоки, но разделен непримиримостью. Наши враги по-прежнему орудуют в нем, живут в нем, претендуют на него. Да и евреи по-разному относятся к своей столице.

Мы не объединили Иерусалим, потому что не объединили себя самих. Он должен был стать символом нашего сплочения, а стал символом раскола среди нас, а также раскола между нами и миром. В такой ситуации его очередное падение – вопрос времени.

Мы упускаем что-то очень важное. Даже не упускаем – скорее отказываемся признать, отворачиваемся от неудобной правды.

Что такое для нас Иерусалим? Стена плача и то, что вокруг нее? Место, куда сходились когда-то наши предки на три паломнических праздника? Средоточие традиций? Этого мало. Если так, Иерусалим превращается в источник порчи и разобщения, начавшегося еще в древние времена и до сих пор не исправленного. 

Если же Иерусалим – это идея, то какая? Религиозная? Светская? Левая? Правая? Прогрессивная? Ортодоксальная?

Мы запутаны. И потому День Иерусалима для нас нынешних – по сути, печальная дата.

В первые годы после репатриации я приезжал сюда со слезами на глазах. Поднимаясь через Иудейские горы к святыне, вспоминал дедушку, который мечтал о таком. Это было волнующее чувство связи поколений и эстафеты, передаваемой через время.

Однако настала пора задуматься: что же мы передаем? И что должны передавать?

Чувствует ли еврейский народ, что ему досталось нечто уникальное, нечто такое, что нужно хранить и взращивать всем вместе? Причем в первую очередь – в себе, а потом уже в географической точке на карте. Готовы ли мы сплотиться вокруг того, что не принадлежит ни одному течению, ни одной части народа, что оживает лишь в прямой связи сердец?

Нет, мы не приемлем подобной возможности. Каждый стоит на своем. Нет общего ощущения – лишь отдельные секторальные понятия. Нет единой "земли Израиля" – общего желания быть единым целым. Наоборот, чем больше мы твердим о единстве, тем меньше от него остается.

Город-истукан

Йерушалаим на иврите означает цельность, совершенство, мир. Иначе говоря, полную противоположность тому, что с нами происходит. Как следствие, Храмовая гора блестит золотом, а наш суверенитет над ней весьма сомнителен. Да и вообще, сомнительны наши притязания на свою землю. Согласно свежему опросу, даже среди израильских арабов, в абсолютном большинстве мирных, 75% считают, что евреи не имеют права на суверенитет в Израиле.

И проблема тут в нас. Это мы так живем, так относимся друг к другу, что враги могут резать нас на улицах и отрезать куски страны под покровительством всего мира. Это мы сами не готовы стать едиными. И потому другие не воспринимают нас как народ, который вправе стоять на своем.

Наше сердце разбито. По большому счету, мы хотим лишь, чтобы нас оставили в покое, хотя тогда мы перегрыземся друг с другом до смерти, как встарь. Свое право жить здесь мы не доказали даже самим себе. Да, когда-то это была наша земля – и что с того? Мы сами утратили ее, утратив внутреннее единство. И теперь хотим вернуть, оставаясь раздробленными? Не выйдет. Дробясь на несовместимые части, мы дробим и расшатываем свою страну, пока она не развалится. Наше прошлое – тому свидетельство.

Но хуже всего то, что мы игнорируем очевидное и слепо надеемся, что новый виток истории окажется удачнее предыдущих. Вместо того чтобы сделать выводы, сделать что-то правильно, мы тянем время до нового краха. И он наступит однажды для нас или для наших детей – ведь они тоже не знают, что такое земля Израиля, что такое Иерусалим. Они тоже погрязают в иллюзиях и разбиваются в осколках того, что было когда-то народом.

Давайте же признаем: в Иерусалиме сегодня правит не единство, а страх. Мы по-прежнему выживаем, как будто не вышли из изгнания. Мы раздроблены и не можем прийти к твердому решению, не можем вернуть эту землю правотой, а не одной лишь силой.

Мы правы только по отдельности, но не вместе. Наш Иерусалим – идол, а не святыня. В сердце его не Храм единства, а Кнессет – дом раздора. Мы испоганили его сварами, превратили его древние камни в мертвого истукана и похоронили память о том, чем он был изначально.

Мы забыли, убили Иерусалим в себе.

Столица мира

Удивительные метаморфозы происходят с памятью еврейского народа. Он всё записывает, но ничего не помнит. Собственное прошлое для него – самая большая загадка. Столько всего разобрано и перекопано, но в действительности мы оторваны от своего наследия двумя тысячелетиями спячки.

Что же такое для нас Иерусалим?

Подлинный Иерусалим – это духовный центр мира. Проще говоря, центр единства всех людей, проводник взаимопонимания, сближения, взаимной заботы, источник решения конфликтов и противоречий. Это и есть "свет для народов". И "включить" его можно только собственным примером, только начав с себя.

Вот что требуется от нас сегодня – возродить свое исконное начало, позволяющее подниматься над любыми раздорами, над любой рознью. Так мы сможем "включить свет" для всех.

Но мы поступаем наоборот – и несем тьму себе и всем. За это нас и ненавидят, пускай не сознавая истинной причины.

Чтобы Иерусалим вновь обрел цельность и совершенство, нужно наладить между нами новую, добрую связь, научиться новому отношению к себе и другим, к жизни и к миру. И хотя такая задача кажется слишком высокой, неприступной, на самом деле стоит только начать – и мы сразу увидим подвижки. Ведь мир превратился в глобальную, взаимосвязанную систему, которой необходимо сейчас именно это – интегральная взаимосвязь на основе общих человеческих ценностей. Само развитие подводит нас к такому подходу. Без него мы будем только скатываться во всех сферах своей деятельности, поскольку все они эгоистичны.

Настало время вспомнить, что настоящий Иерусалим – это единение, взаимоотдача. Не просто символ, а реальное состояние народа, заложенное в его основе древними вавилонянами, которые пошли когда-то за Авраамом. С тех пор многое изменилось, но наша суть остается всё той же, как бы старательно мы о ней ни забывали, – единое сердце единого мира, проводящее цельность, полноту, совершенство, процветание ко всем.

Как только народы ощутят в нас эту правду – не фанатичную, но твердую, непоколебимую, – они примут ее как должное, как то, чего давно ждали от нас. Примут с радостью и благодарностью.

Вот почему я не устаю повторять: корень проблемы и ее решение в нас. И если уж мы справляем День Иерусалима, то надо справлять его осознанно, а не формально. Надо понимать, чтó за этим стоит, что кроется в этом имени.

Иначе остаются пустые слова и несделанные дела – верный признак грядущего поражения.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Иерусалим – совершенный город

Иерусалим – сердце мира

Иерусалим – символ объединения

Условие независимости государства Израиль

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам пишет, что условие независимости государства Израиль возможно, если народ станет основой для духовного развития всего человечества. Как вы себе это представляете?

Ответ: Если мы будем стремиться к тому, чтобы быть духовным центром мира, показывать всему миру свойство отдачи, любви, объединения, то тогда получим силы, чтобы держать себя, поддерживать других и достигнем того, что нас будут понимать, любить, уважать.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Независимости 2022

70 лет подготовки закончились – пора действовать

"Независимость" по закону любви

Блиц-ответы каббалиста: День Независимости

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы лично празднуете День Независимости?

Ответ: Я чувствую его. Я не знаю, что вообще значит праздник. Но я рад, что такое случилось.

Вопрос: У вас есть национальная гордость?

Ответ: За что? Надо что-то сделать, чтобы гордиться.

Вопрос: Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на израильское общество?

Ответ: Что это заготовка для хороших дел, но не более того.

Вопрос: Как относился ваш учитель к Дню Независимости?

Ответ: Он его праздновал в себе.

Вопрос: В этот день есть огромное количество церемоний, мероприятий. А что бы вы предложили организаторам?

Ответ: Разобраться, что такое День Независимости, что такое независимость, как ее достичь и реализовать.

Вопрос: Как сделать этот день более существенным? Как провести его со смыслом каждому человеку лично.

Ответ: Разобраться в том, для чего нам дано такое состояние. Мы пока не достигли независимости, чтобы праздновать ее. Наоборот, мы зависим от всех и вся. Как сделать так, чтобы стать независимыми? Для этого мы должны подняться над собой, ближе к Творцу. 

Вопрос: Вы думаете, что люди готовы к изменениям?

Ответ: Люди могут быть и не готовы, но время для этого пришло.

Вопрос: Какое будущее вы видите во взаимоотношениях с арабами?

Ответ: Я думаю, что все закончится хорошо. Без кровопролитных войн мы сможем прийти к взаимному пониманию.

Вопрос: Когда на самом деле Израиль станет независимым?

Ответ: Независимым материально он будет, когда станет независимым духовно.

Вопрос: Какое практическое действие вы бы посоветовали всем, чтобы приблизиться к этой независимости?

Ответ: Подняться над своим эгоизмом и попытаться сблизиться с другими.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Независимости 2022

От чего зависит независимость Израиля

День Независимости всего мира

Страница 14 из 72« Первая...1213141516...Последняя »