С Днем независимости!
На этой неделе мы отмечаем "День Независимости" – 74-ю годовщину провозглашения государства Израиль. С одной стороны, в народе есть ощущение огромной гордости за то, что в такой короткий срок и под непрекращающимися угрозами нам удалось построить на этой земле страну с развитой экономикой и мощной армией.
А с другой стороны, у многих есть чувство, что все это очень непрочно. Опросы показывают, что половина израильтян опасаются, что Катастрофа еврейского народа может повториться.
Когда же придет такой день, что мы почувствуем стабильную прочность нашего существования на этой земле? Тогда, когда действительно захотим, чтобы так было. Мы не понимаем, что стабильность и безопасность зависят только от нас, израильтян.
Нам кажется, что мы зависим от тысячи разных внешних факторов. Но на самом деле, они зависят от нас, а не мы от них. В нас находится духовная сила, а мы ее не используем – это сила объединения и любви между нами, внутри народа Израиля.
Нет другой силы в мире, на которой можно было бы что-то построить. У нас нет стабильности, потому что мы не раскрываем эту силу между нами. Она проявляется, если мы относимся друг к другу с любовью, теплом – это сила Творца. С помощью этой силы надо строить государство, народ, весь мир.
Мы до сих пор не достигли спокойствия на этой земле, потому что не хотим серьезно строить на подлинной основе наш народ и государство. Нужно лишь перестать смотреть на своего соседа еврея как на чужого, постороннего человека. Только это не дает нам достичь мира и спокойствия.
Мы обязаны относиться друг к другу как к братьям, а не как к товарищам по несчастью. Надеюсь, мы все поймем, что такое независимость, как ее достичь, построить и правильно использовать силу независимости.
Независимое государство – это собрание людей, в объединении которых раскрывается высшая сила, связывающая нас силой поручительства и приносящая нам свободу от эгоизма. Это и означает "быть свободным народом в своей стране", то есть свободным от своего эгоистического желания.
Такое состояние называется независимостью. Ведь мы становимся независимыми от эгоизма, поднимаясь над ним в своем объединении, и в такой форме строим государство, народ. Стране, построенной таким образом, гарантирован мир и спокойствие.
И Израиль непременно станет таким, а как скоро это случится – зависит от народа Израиля. Желаю нам всем поскорее это увидеть.
Из программы "Взгляд изнутри", 02.05.2022
Борьба за независимость от эгоизма
День Независимости Израиля: единство – самое сильное в мире оружие
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
День независимости Израиля с точки зрения науки каббала.
70 лет назад никто не думал, что миру грозит Катастрофа, которая унесет жизни свыше 70 миллионов человек, среди которых 6 миллионов евреев, уничтоженных только за то, что они евреи.
Сегодня мы тоже не верим, что Катастрофа может повториться, но я нисколько не сомневаюсь в том, что это может случиться.
Вопрос: В Книге Зоар написано: свойство фараона лежит в знании, и нет никакой возможности выйти из-под его власти разумом, но только силой веры выше знания. Что это за сила веры?
Ответ: Отдача выше получения. Если человек хочет перейти в духовное состояние, он должен понимать, что все духовное построено на свойстве отдавать, когда отдача для него важнее, чем получение ради себя.
Все, что он понимает в знании и может объяснить себе, лежит в его эгоистических свойствах. А он желает подняться над ними и обрести свойство отдачи.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.04.2022
Вопрос: Приближается День памяти Катастрофы мирового еврейства. Что для вас лично означает этот день?
Ответ: То, что надо все-таки вспомнить Катастрофу европейского еврейства, кроме всех огромных трагедий, которые пережил еврейский народ за свою долгую историю. То есть это массовое истребление евреев в современном мире, в современную эпоху. Никто не думал заранее, что такое может быть. И сегодня как-то даже не верится, что такое может быть.
Но это то, что случилось, и я нисколько не сомневаюсь в том, что это может случиться и сегодня тоже. Это может произойти абсолютно точно, как это было 70 лет назад.
Вопрос: Это звучит достаточно страшно. То есть история ничему не учит?
Ответ: Нет, ничего не изменилось. Люди не изменились абсолютно. И все эти концлагеря быстренько построят.
Вопрос: Почему мы вызвали и вызываем на себя ненависть?
Ответ: Это вопрос. Потому что мы такие. Потому что мы не хотим менять себя и этим самым не желаем менять историю. Пока мы не изменимся – мир не изменится.
Реплика: Но мир ведь не утверждал: "Вы должны измениться". Мир просто уничтожал евреев, ненавидел.
Ответ: Человек появился в этом мире, для того чтобы меняться самому и в соответствии с этим вынудить меняться мир. Если человек не меняется, мир практически остается тем же. То есть он меняется, но меняется с очень маленькой скоростью.
Человек рожден, чтобы меняться, становиться альтруистом, ближе к другим, объединяться, и показать другим, что так надо жить.
Если евреи этого не делают, а они обязаны это делать, значит весь мир не делает этого за ними. И тогда уже получается совершенно новая картина мира. То есть вместо того, чтобы двигаться вперед с определенной скоростью, мир тормозится. И это торможение вызывает такие вот эксцессы.
Вопрос: Но вы утверждаете, что мир подспудно, подсознательно чувствует вину евреев в том, что мир не меняется, не становится счастливее, и в этом виноваты евреи?
Ответ: В этом виноваты евреи, и это чувствуют все народы мира.
Вопрос: Что значит "чувствуют"? Это очень мистически звучит - "они чувствуют". Они же не говорят: "Вы должны меняться"…
Ответ: Почему не говорят?! Спросите у людей! Спроси у нормальных, образованных людей нашего времени, европейцев, американцев, они вам скажут. Потому что они контактируют с евреями.
Реплика: В основном, о евреях говорят так: "Они банкиры, они владеют всем капиталом мира, они управляют миром. Поэтому мы их не любим, ненавидим", – и так далее. "Они избранные", – избранные в понимании, что они особые. Вот так говорят о евреях.
Как это потом перешло на простых евреев, которые не являются такими управителями мира? Шесть миллионов евреев было уничтожено, это же не просто так! Шесть миллионов! Детей, женщин.
Ответ: Ненависть к евреям – она абсолютно ко всем. Она находится внутри людей подсознательно, потому что в этих людях существует корень к изменению мира. И этот корень анти-эгоистический. Он вынуждает людей меняться, поэтому евреи – они немножко другие. И человек обычный, у которого есть такое, особенное чутье, он чувствует в человеке, что это еврей или не еврей.
Вопрос: Потому что, как вы говорите, в еврее есть какая-то особая точка?
Ответ: Особая точка, которая побуждает его менять природу.
Вопрос: И человечеству это необходимо, именно эта точка?
Ответ: Да.
Вопрос: Эта точка "заразна"? То есть она может переходить на других, получается?
Ответ: Да.
Реплика: Так мы рождены с этой точкой и вынуждены путешествовать по миру…
Ответ: Никуда не денешься от этого, надо ее реализовывать.
Вопрос: То есть чем дальше мир будет заходить в тупик со всей ненавистью, с войнами, тем больше он будет обращаться к евреям и с еще большим антисемитизмом? Даже с бо́льшим, чем было во Вторую мировую войну?
Ответ: Конечно! Он будет их ненавидеть в той мере, в которой будет необходимо менять мир, а мир меняться не будет.
Реплика: Я был и в Освенциме, и в Дахау, я проехал все эти лагеря, снимал там много фильмов. У меня было такое ощущение, что до такого уже никогда человечество не дойдет. Никогда!
Ответ: Легко! Любого человека можно в секунду переубедить и сделать таким антисемитом, что он будет сам в первую очередь убивать.
На нас возложена ответственность разобраться, почему это есть. Ответственность раскрыть миру причину ненависти к нам и не сбрасывать, что это всё выдумки. Это на самом деле есть и находится в природе, и потому это не пропадет, и не зависит ни от воспитания, ни от интеллигенции, ни от чего.
Наоборот, чем человек интеллигентнее, чем образованнее, тем с бо́льшим желанием он желает раскрыть эту причину – в чем отличие его от еврея. И, в принципе, когда он это понимает, то он этим очень недоволен и готов действительно это всё удалить. Удалить из мира вообще!
А когда мы придем к такому состоянию, что мир обнаружит, что мы обязаны меняться с эгоизма на альтруизм, с ненависти на любовь, но это очень трудно сделать, тогда представляете, какое возникнет отношение к евреям?! Лучше об этом не говорить заранее.
Сейчас мы начинаем вступать в этот переходный период. И мы желаем его начинать раскрывать уже сейчас.
Мы, наша организация, желаем его раскрывать уже сейчас, для того чтобы можно было показать всем остальным, что это возможно. Что это трудно, но это возможно, – перейти в совершенно иное состояние вещества, можно сказать – от ненависти к любви.
Вопрос: То есть вы говорите следующее: если мир начнет это потихоньку понимать, то давление на евреев увеличится еще больше и больше?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть мы тем самым сейчас направляем мир на евреев?
Ответ: Конечно. Мы говорим: "Давайте будем помогать". Потому что мы все обязаны перейти на эту стадию – подъема над эгоизмом.
Эта стадия подъема над эгоизмом – она сейчас в мире начинает прорастать. И мы должны помочь ей прорастать, как в поле: поливать, удобрять, пропалывать и так далее.
Мы должны помочь всему миру! Это и называется "быть светом для народов мира".
И мир тем самым приблизится к этому. Но когда он приблизится к этому, у мира будет существовать вопрос: зачем, почему, как? То есть мы должны будем суметь объяснить это миру.
Затем мы должны будем увлечь народы мира за нами к этому состоянию, к изменению с эгоизма на альтруизм. Они не будут проходить тех же состояний, что и мы, подъемов и падений.
Но они должны будут привязаться к нам и вместе с нами идти вперед. И вот тут и показывается основной момент выхода из Египта, когда мы в виде Моше (Моисея), который идет впереди, а весь народ мира за ним. Тут все народы мира с эгоистического уровня поднимаются на альтруистический.
Это и называется временем построения Третьего храма.
Реплика: Обидно для народов мира звучит то, что мы – Моше, мы – ведем.
Ответ: А пускай возьмут у нас эту проблему. Я готов идти за ними.
Вопрос: Только бы вели туда? И тогда мы уже не будем ждать следующей Катастрофы, которая может произойти? Тогда мы ее уже обходим?
Ответ: Да. И тут опять все зависит от нас.
Реплика: Сколько на нас навалено ответственности! Спокойно не поживешь.
Ответ: Ничего тут страшного нет, если мы согласны выполнять, чтобы Творец все делал через нас. Ему нужны представители в этом мире? Пускай делает через меня, я согласен. Вот и всё.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.04.2022
Вопрос: Как фараон, отрицательная сила в нас, может приблизить людей, желающих постичь Творца, к Его раскрытию?
Ответ: Сила фараона только кажется нам отрицательной. На самом деле она как бы дразнит нас, приближает к Творцу.
Она возбуждает в нас эгоизм и влечет вперед якобы за эгоистическими наполнениями. А когда мы приближаемся, то вдруг оказывается, что мы не можем с помощью эгоизма раскрыть ничего и никого. И мы остаемся будто у разбитого корыта.
То есть мы приходим к постижению Творца через осознание зла нашей природы.
Вопрос: Фараон означает работу в разуме, когда человек хочет понять весь этот процесс своим умом. И что в этом плохого?
Ответ: Дело не в этом. Ни плохого, ни хорошего в этом нет. Но понять этот процесс своим умом невозможно, так же как нельзя нашими глазами увидеть духовный мир. Мы понимаем, что наше зрение воспринимает только определенный объем информации в определенной частоте, и ничего другого. Здесь необходима правильная настройка, а она достигается усердием.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.04.2022
Фараон – обратная сторона Творца
Реплика: В Торе сказано, что Творец говорит Моше: "Пойдем к фараону". Он не говорит: "Иди к фараону воевать с ним".
Ответ: Более того, Моше вообще не хочет идти к фараону, он боится. А Творец говорит: "Не бойся, Я пойду с тобой". Он как бы успокаивает Моше: "Ничего страшного, пойдем вместе".
На самом деле это не хороший поход, потому что фараон с тех пор начинает бросаться на Моше и даже на Творца, говоря: "Кто такой Творец, чтобы я слушался Его?"
Вопрос: Что значит "идем к фараону"? Как человек ощущает это?
Ответ: Человек хочет обратиться к Творцу, чтобы Творец помог ему подняться из своего эгоизма на уровень отдачи, любви, альтруизма. Это и является выходом из египетского пленения, бегство от фараона.
Вопрос: Как происходит этот процесс? Человек слышит какой-то голос, и он ему говорит: "Идем к фараону, пошли вместе"?
Ответ: Никаких голосов здесь нет. Не надо делать из каббалы психологическую проблему.
Фараоном называется твое эгоистическое состояние. Для того чтобы его урегулировать, ты должен взять его, поставить напротив своего альтруистического состояния и исправить одно с помощью другого. Ты готов употребить свойство отдачи и любви, чтобы исправить свойство получения и ненависти.
Реплика: Но у нас нет инструментов, чтобы это ощутить. Это все равно что ребенок, находящийся внутри матери, не может понять, существует ли мир, пространство, время, движение. Наверное, то же самое и здесь? То есть вы говорите какие-то слова, но в них нет объема, как получить эти ощущения.
Ответ: Ощущения можно получить, только если ты начнешь пытаться выявить это в себе.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.04.2022
Вопрос: Как понять, что фараон – это обратная сторона Творца?
Ответ: Если Творец добр, толкает нас к добру, объединению, желает поднять нас, привести к состоянию выше всей природы, то фараон занимается прямо противоположным: толкает вниз, не позволяет расти как людям, желает для нас простой, обычной, ограниченной, скотской жизни.
Фараон как бы по модулю равен Творцу. Только это обратная Его сторона.
Вопрос: Получается, насколько велик Творец, настолько велик и фараон?
Ответ: Да, но разница между ними в том, что силой фараона можно действовать ради себя, а силой Творца – ради других.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.04.2022
Вопрос: Почему фараон постоянно меняется? Сначала он был хороший, потом – плохой и так далее. Что это значит?
Ответ: Сам по себе он не меняется, а меняется только лишь его проявление относительно человека. Сначала человеку кажется, что фараон хороший, всем его обустраивает, ведет, принимает, дает хорошее место в Египте.
А затем постепенно проявляется как бы другой фараон – плохой. Так и сказано в Торе: встал новый хозяин над Египтом. А это тот же самый хозяин, но поскольку человек изменился и требует иного отношения к себе, то и фараон изменился и не дает ему того, что бы он хотел. Вот и получается плохой фараон.
Вопрос: Кто такой фараон и в чем его особенность?
Ответ: Есть только одна сила в мире – это свойство Творца.
Любовь, объединение, наслаждение других и так далее – это то, что мы можем определить относительно нас, как свойство Творца. А не относительно нас мы вообще не понимаем и не можем определить, кто Он и что Он, и даже не можем сказать, что что-то вообще существует в природе.
И есть противоположное Творцу свойство – это свойство "фараон", свойство нашего эгоизма.
Иными словами, существуют, если можно так сказать, всего две силы: положительная и отрицательная. Отрицательная сила – это фараон, положительная сила – Творец, которые проявляются так относительно человека.
Вопрос: В чем отличие проявления силы, называемой "фараон", от сил "змей" или "Амалек", или "Аман"?
Ответ: В общем это одна и та же отрицательная, эгоистическая сила природы, только она олицетворяет различные действия и поэтому имеет разные названия.
В природе есть плюс и минус, которые существуют параллельно и в зависимости от своего проявления называются по-разному.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.04.2022
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Как выйти из египетского рабства?
Сегодня по миру проходит волна египетских казней.
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Что олицетворяет собой Фараон? Чему можно научиться у Фараона?