Ведущая программы – Норма Ливне, тележурналист.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ программа "Мир. Рош аШана (Новый год)"
Ведущая программы – Норма Ливне, тележурналист.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ программа "Мир. Рош аШана (Новый год)"
Реплика: Накануне Йом Кипур совершают обряд "капарот" – "искупление". Он выглядит как языческий обряд, когда берут петуха, крутят над головой, а потом убивают.
Ответ: Дело в том, что обычаи многих религий сегодня кажутся нам дикими. На земном уровне человек во имя искупления как бы жертвует вместо себя петухом, представляя себя в виде этого петуха.
На самом деле, это все, конечно, не так должно быть, ведь, с точки зрения каббалы, всё происходит на духовном уровне.
Реплика: Еще есть обычай желать, чтобы нас записали в Книгу Жизни – "Гмар хатима това" ("Хорошей записи в Книге Жизни").
Ответ: Книга Жизни – это тоже аллегория, символ высшего света, который записывает все действия человека. В той мере, в которой он желает пользоваться этим светом для своего исправления, своего подобия Творцу, записываются его добрые дела.
Получается, что человек сам в течение не только года, но и всей жизни записывает свои дела: привлекая высший свет исправления – добрые дела, не привлекая – злые.
Вопрос: Есть мнение, что как проведешь Йом Кипур, так и будешь жить в следующем году. Это как-то влияет на нашу обычную жизнь?
Ответ: На самом деле ничего в нашем мире не влияет на духовный мир, кроме наших отношений друг к другу. Так и сказано, что Йом Кипур их не исправляет. Человек должен сам их исправить.
Творец может как бы простить в этот день все прегрешения, кроме злого отношения к другим. Это выше Его установки, под которой создан наш мир, Вселенная. И чем мы ближе друг другу чувственно, духовно, тем мы ближе к Творцу.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Рош аШана и Йом Кипур"
Желаю вам доброй записи в Книге жизни
Вопрос: Через десять дней после Нового года, называемых днями искупления, начинается Йом Кипур – день исправления. Какие исправления происходят в эти дни – с точки зрения духовной работы человека, который уже двигается вперед?
Ответ: Человек, который движется вперед, в эти десять дней проверяет себя. Он должен четко определить, чем он отличается от Творца. В этом проявляется его забота о том, чтобы соблюдать духовные законы подобия Творцу.
Десять дней символизируют 10 сфирот, 10 свойств. И в каждом свойстве он смотрит, насколько он отличен от Творца.
Вопрос: Он может это конкретно проверить?
Ответ: Человек, который находится в духовном мире, обязан это делать. Он это и делает. А на земном уровне это остается как привычный обычай, и человек, не занимающийся духовным, просто просит, чтобы у него был хороший год.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Рош аШана и Йом Кипур"
Желание насладиться не исчезает и не гаснет в нас, но постепенно мы учимся использовать его ради отдачи. В нас остается свойство получения, которое называется Малхут, а на него облачается свойство отдачи, свойство Бины, и потому мы становимся подобными Творцу и называемся человеком, Адамом, то есть подобным (эдомэ) высшей силе.
Так человек может продвигаться, становясь все более похожим на Творца, и это значит, что он поднимается по ступеням подобия высшей силе. Он хочет предпочесть власть Творца власти творения, то есть предпочесть желание отдавать желанию получать. Так он поднимается из этого мира, где царствует свойство Малхут, в высший мир, где властвует свойство Бины.
Мы до сих пор не понимаем, что значит "вера выше знания", то есть власть Бины над Малхут. Это кажется нам пустыми словами, пока мы не совершаем этот переход из Малхут в Бину. Малхут остается, но скрывается внутри Бины, а Бина обволакивает Малхут и придает ей форму, то есть определяет ее поведение, управляя Малхут.
А Малхут поддерживает Бину, и чем больше растет Малхут, тем выше она поднимает Бину. Поэтому Творец говорит творениям: "Вы сделали Меня".
Творец находится на самой низкой ступени из всех возможных для нашего эгоизма, и потому скрывается от нас. Но чем выше мы поднимаем Его над ступенью Малхут, тем больше можем Его раскрыть. Мы возводим Творца, Бину, царствовать над Малхут. Так мы побеждаем свой эгоизм и устанавливаем Творца царем над миром.
С того момента, когда мы принимаем внутреннее решение, что Бина будет властвовать над Малхут, вера будет властвовать над знанием, в нас начинает развиваться человеческий уровень. И эта веха нашего развития называется "Рош аШана" (новый год). Мы постановляем, что в этот день родился первый человек, Адам Ришон, то есть родился человек в нас, уже в чем-то подобный Творцу. С этого момента начинается новый период, "новый год".
Для того и создан этот мир, чтобы человек поднял свойство отдачи над свойством получения, заменив власть эгоизма на власть отдачи. И чем выше поднимается свойство Бины, тем выше поднимается с ним наше желание насладиться, пока вся Малхут не поднимается до Бины, а затем до Кетэра. Этим мы заканчиваем все исправление творения, приготовленное нам Творцом.
Из урока на тему "Вера выше знания", 08.09.2021
Рош аШана – первая станция на пути к исправлению
Вопрос: Вы говорили, что Творец – это просто сила без материи, а материю для нее мы должны каким-то образом создать сами. Что это за законы, которые проявятся там?
Ответ: Сила без материи – это Творец. Когда эта сила облачается в материю, в желание, по закону подобия себе, тогда она становится как бы материальной. Хотя это не материя, а просто желание человека, которое становится подобным свойству отдачи.
Поэтому Адам состоит из этих двух свойств, из желания получать, создающего из себя внешнюю форму желания отдавать.
Адам и Ева – это две силы, которые, таким образом взаимодействуя между собой, составляют систему, называемую "Адам". Адам состоит из двух частей. Женская часть включается в него как материя, а он эту материю оформляет под подобие Творцу. Поэтому и называется "Адам", что значит "подобный Творцу". Этого должен достичь каждый из нас.
Вопрос: Блюда, которыми в Рош аШана мы накрываем праздничный стол, олицетворяют какие-то внутренние изменения. А зачем это нужно есть?
Ответ: Дело в том, что когда мы хотим передать какие-то законы, то мы их вкладываем в народные обычаи и придаем им что-то вроде присказок. Таким образом они сохраняются и передаются из поколения в поколение.
А если ты начнешь рассказывать: "Свет хасадим, свет хохма…" – и так далее, то из этого ничего не получится. Если у людей нет адекватных чувств, они не будут это беречь. Поэтому так все передается.
Чтобы сохранить внутренний смысл духовных явлений и действий, каббалисты облачили это в какие-то материальные проявления.
В Рош аШана мы едим морковь, символизирующую доброту. Яблоко обмакиваем в мед, чтобы у нас был добрый, сладкий год. Гранат олицетворяет собой 613 желаний, которые нам надо исправить с получения на отдачу, с эгоистических на альтруистические.
То есть все это – своеобразные знаки в нашем мире. Так из поколения в поколение передаются народные обычаи, хотя каббалисты вложили в них гораздо более глубокий смысл. Мы их знаем и ценим, потому что таким образом передаются традиции. Но самое главное – то, на что эти обычаи указывают. А они указывают на свой внутренний очень высокий смысл. Это мы и должны выполнять.
Вопрос: То есть каббалист ощущает желание получать с намерением ради себя. И в этом мире, для того чтобы каким-то образом передать всем остальным признаки исправления, он берет яблоко, которое символизирует желание получать, макает его в мед, как бы подслащивая правильным намерением, и таким образом получается такая семантика?
Ответ: Это всего лишь внешние признаки, не более того. Надо понимать, что при этом каббалист желает, чтобы плод того дерева, который специально сбросил человека с духовного уровня, сейчас с помощью "амтакат а-диним" ("подслащивание суда"), то есть подслащивания медом, исправил бы злое начало человека, и он поднялся бы до уровня своего исправления.
В Новый год мы желаем друг другу доброй записи в Книге жизни. Согласно традиции, все поступки человека записываются на небесах. И мы хотим быть записанными в хорошую книгу для праведников, а не в книгу грешников. А потому желаем это друг другу, поздравляя с Новым годом.
В молитве Рош аШана есть такие слова: "Счастлив человек, который не забывает о Тебе". О чем же нам нельзя забывать? О любви друг к другу, объединении. Ведь главное правило Торы – это любовь к ближнему как к самому себе. И особенно в праздник Рош аШана, в начало нового года мы хотим, чтобы все было в меду, сладким, добрым, хорошим и желаем друг другу хорошего года.
Сближаясь между собой, мы этим приближаемся к высшей силе, к Творцу. И если нам не удалось это сделать в прошедшем году, то мы хотим прийти к этому в новом году, приблизившись друг к другу и этим приблизившись к Творцу, что самое главное.
Суть праздника Рош аШана в том, чтобы короновать Творца на царство как единственного правителя в этом мире. Ясно, что Творец – это одна, единственная и особая сила, действующая во всей реальности, и это факт, не требующий нашего согласия.
Но с другой стороны, мы сами хотим почувствовать, что Творец – величайшая сила в мире, определяющая все. А мы желаем быть его служителями, беспрекословно выполняющими его приказы.
Мы хотим, чтобы Творец правил над всей землей, то есть над всеми нашими желаниями на сто процентов. Вот это мы считаем для себя хорошим новым годом.
Из программы "Мир", 24.08.2021
В канун праздника Рош аШана (Нового года) я хотел бы пожелать всем того, чего нам больше всего не хватает – связи, близости между собой, любви. Это всегда спасает наш народ, это находится в кодексе, в записи, в хромосомах самого народа.
Вопрос: Символами Рош аШана являются определенные продукты на праздничном столе. Хотелось бы понять, откуда это? Почему мы едим голову рыбы, зерна граната, морковь?
Ответ: Это все взято из так называемых намеков на новый год. Ведь мы ожидаем, что он будет хорошим, что мы преуспеем в грядущем году в большем постижении Творца, который раскроется в еще большем объединении между нами.
Поэтому мы просим Творца снабдить нас правильными намерениями и желаниями, правильным движением друг к другу, чтобы мы могли в объединении между собой раскрыть Его, поскольку Он раскрывается на доброй связи между людьми.
Именно это мы и считаем "головой года" – Рош аШана. То есть самое главное – объединение между нами, в котором раскрывается Творец. Мы желаем, чтобы оно стало нашей головой. И как символ этого, мы едим голову рыбы.
Рыба, кстати говоря, – это не мясо и не овощи, а нечто нейтральное, как бы не относящееся к нашему миру. Она – из воды. Вода олицетворяет собой свет Хасадим, свет милосердия. А рыба – это то, что растет в этом свете добра.
Вопрос: То есть каббалисты не просто так выбрали именно голову рыбы?
Ответ: Голова – это глава года, когда мы желаем отметить, что хотим сейчас подняться на новый уровень и идти новым путем.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Рош аШана и Йом Кипур"
Реплика: Рош аШана (Новый Год) ведет свой отсчет с того дня, когда 3760 лет до нашей эры родился первый человек, Адам, постигший духовную систему, которую мы называем "Творец".
Ответ: Адам – первый человек, родившийся в нашем мире духовно, ведь люди на Земле существовали и до него. А он был первым человеком, который достиг духовного уровня, и поэтому назывался "Адам" от слова "эдомэ" – "подобный" высшей силе.
Вопрос: Сейчас мы говорим, что каждый из нас тоже должен стать Адамом. Допустим, я хочу раскрыть эту высшую силу. Что это за состояние?
Ответ: Мы не можем раскрыть эту силу по своему внутреннему наитию, как это делал Адам или люди после него. Но он сразу же стал разрабатывать методику постижения высшей силы и даже написал книгу "Скрытый ангел" ("Разиэль а-Малах").
Так продолжалось долгое время, пока это знание не дошло до Авраама и его последователей.
Наука каббала – от слова "получение" – изучает, как постичь, получить, раскрыть эту высшую силу, которая называется "Творец", при жизни в нашем мире.
Вопрос: Наши желания постоянно эволюционируют от базисных – к пище, сексу, семье, безопасности – до желаний к власти, богатству. Несколько сот лет назад в человеке появилось желание к знаниям. А когда в нем проявляется желание постичь первопричину, то есть узнать, в чем смысл жизни, то это значит, что в нем проявляется желание "Адам"?
Ответ: Да, он должен взрастить в себе Человека. И когда желание постичь первопричину первый раз реализуется в нем, тогда считается, что в нем родился Человек.
Вопрос: А кто такая Ева?
Ответ: Хава (Ева) – это его желание, в связи с которым он постигает Творца.
Дело в том, что духовное желание делится на мужскую и женскую часть, на правую и левую линию, которые так и называются – "Адам" и "Хава". И именно на связи между ними рождается постижение Творца.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Рош аШана и Йом Кипур"
Адам первым пробил потолок этого мира
Вопрос: Все еврейские праздники символизируют определенные духовные состояния, к которым человек приходит в результате духовной работы. С другой стороны, в эти даты, как вы говорили, есть какое-то пробуждение, какая-то подсветка свыше. Что это за состояния – праздники?
Ответ: Дело в том, что мы находимся в поле света. Это не обычный физический, а духовный свет – свойство отдачи и любви, свойство жизни, энергия для всех видов существования.
Этот свет эманирует, изменяется, влияет на нас, и своими переменными воздействиями постоянно растит нас, воспитывает, делает всё более и более сложными, составными, и таким образом двигает нас вперед. В этом и заключается наша духовная эволюция.
Практически физическая эволюция тоже исходит от того же света, только на самом низком уровне.
Существует соответствие между физическим и духовным уровнем. Свет воздействует на весь объем мироздания – неживой, растительный, животный, человеческий, на наши духовные свойства и состояния, на ступени, которые мы изучаем в науке каббала, и заодно изучаем, как осваивать их, как действительно начинать их ощущать и подниматься по ним.
Все это находится в определенной зависимости друг от друга, в определенном кругообороте, который называется "год". В соответствии с этим меняется воздействие света на нас и на окружающий мир. Поэтому в нашем мире мы отмечаем различные даты – символически, относительно духовного мира, в котором эти состояния реализуются.
Месяц – это лунный цикл. Год – это обращение Земли вокруг Солнца. А недели нет. Так образом, сутки и все прочие временные отметки исходят из воздействия высшей силы, света, который меняет все вокруг нас и одновременно с этим наш физический мир.
Поэтому в материальном мире мы можем отмечать всевозможные даты, то есть его соответствия духовному миру. Только в нашем мире эти даты осуществляются автоматически, в соответствии с движениями Солнца, Луны, Земли и так далее, а в духовном мире эти воздействия происходят только благодаря человеку – насколько он в своих действиях устремляется ко всему большему подобию духовным Земле, Луне, Солнцу и т.д.
В этом и заключается смысл всех праздников, так называемых "моадим", и событий в нашем мире.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Рош аШана и Йом Кипур"
Ведущая программы – Норма Ливне, тележурналист.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ программа "Мир. Месяц Элуль"
15 Ава – это особый праздник, который называется "День любви", ведь любовь – это конечная цель наших исправлений. Сказано, что не было более радостного и хорошего дня, чем этот. И речь не идет о земной любви, между мужчиной и женщиной. Это день любви всех ко всем и к высшей силе, которая тоже окутывает нас своей любовью.
В этом заложен совершенно другой смысл. День любви – это даже не день, а состояние, к которому мы приходим после разрушений и проблем. И когда мы обращаемся за помощью к Творцу и с его помощью устанавливаем между нами единение и любовь, то это состояние уже продолжается вечно.
В Мишне написано, что в день 15 Ава девушки надевали белые платья и выходили с песнями в сад водить хороводы, а юноши приходили туда, чтобы выбрать себе невест. Но речь тут идет не о молодых людях, а о чаяниях нашей души, о силе получения и силе отдачи, которые надо постараться соединить, чтобы прийти к их слиянию и рождению нового мира.
Если мы хотим достичь исправления, то должны соединить две противоположные силы, чтобы сила получения и сила отдачи работали вместе и родили новое состояние, "новое поколение", создаваемое соединением правой и левой стороны, мужского и женского начала. Именно женщина рожает новое состояние, новое поколение и приводит к исправлению мира.
Белый цвет символизирует свойство высшей силы, полную отдачу, чистое, доброе намерение, открытость. И все это происходит в садах, где зреет виноград, фрукты, что свидетельствует об обновлении жизни. Мы и до этого полагали, что живем – но это была не жизнь, а сплошные страдания.
Мы лишь по безвыходности считали это жизнью. Но теперь мы действительно понимаем, что такое жизнь в любви, соединении, преданности друг другу и Творцу. И теперь мы все соединяемся между собой и с высшей силой в одно целое, одно кли, и тогда действительно чувствуем, что сейчас начинаем жить.
Каждый ищет во всех остальных возможность дарить, сблизиться, любить, бескорыстно отдавать без всяких границ. Так мы приходим к соединению, из которого рождается новая жизнь: из двух сил, правой и левой, рождается третья – средняя линия, которая раскрывает нам небеса и дает увидеть жизнь на совершенной духовной ступени.
Из программы "Мир", 20.07.2021
15 Ава – шаг от ненависти к любви
Наступает Ту би Ав (15 Ава) – день любви. Известно, что 9-го Ава – это день скорби, разрушения, катастрофы, день, в который раскрывается все зло. А через шесть дней наступает "Ту би Ав" – совершенно противоположный день, когда мы празднуем день радости, день любви.
И вся эта радость построена на скорби 9-го Ава. Те люди, которые раскрыли и ощутили 9-е Ава как разрушение, теперь смогут раскрыть день 15-е Ава как день радости и любви, объединения.
Мы хотим построить между нами хорошие, добрые отношения, но не способны на это, и два раза происходит крушение наших надежд (разрушение двух Храмов). Сначала рушится надежда жить в дружбе, что называется Храмом на уровне мохин дэ-нэшама, а потом мы даже делаем попытку прийти к любви, которая тоже рушится (Храм на уровне мохин дэ-хая).
Два раза мы терпим неудачу: строим связь, и она рушится, и снова строим, и снова разрушение. Но каждое новое строительство происходит на обломках предыдущего разрушения, и потому после двух этих крушений, на третий раз, нам удается построить Храм любви, объединения, солидарности, единства.
Мы проходим по ступеням строительства и крушения, раскрывая все разбиение 9-го Ава и против него, приложив усилия, сможем раскрыть соединение и любовь, раскрытие между нами высшей силы 15 Ава.
Казалось бы, как из разрушения можно прийти к строительству и любви? Но дело в том, что оба эти состояния исходят из одного корня. Речь идет не о здании, а о строительстве внутри сердца. В тот миг, когда мы ощущаем крушение в сердце, ненависть и отторжение, разбиение на разбиении, и действительно не хотим больше находиться в этом состоянии, то переворот от ненависти к любви происходит очень быстро.
Для этого надо только понять, что все разрушение происходит между нами, мы разрушаем Храм тем, что не хотим приблизиться друг к другу. И тогда приходит осознание зла, что всему причиной наш эгоизм и надо его разбить, чтобы подняться над ним от ненависти к любви. Это называется "возвращением к ответу", и оно может произойти мгновенно. Поэтому день скорби так быстро сменяется днем любви.
Прежде всего надо ощутить, что мы действительно находимся в разрушении, в ненависти, которая вызывает все беды в нашей жизни, все несчастья. И так мы приходим к необходимости достичь любви.
9-е Ава символизирует разрушение Первого и Второго Храмов, а 15 Ава (Ту би Ав) олицетворяет собой Третий Храм и потому называется Днем любви. Любовь, самое сильное соединение – это итог всех наших исправлений. И надо понять, что дело тут не в здании, нам не нужно строить его из камня. Это Храм, который надо построить в нашем сердце.