Истинный смысл Библейских событий.
Истинный смысл Библейских событий.
Реплика: Во всех каббалистических первоисточниках постоянно рассматриваются какие-то две силы, например, Аман и Мордехай, Моше и Фараон, и т.д.
Ответ: Нет ничего другого в природе, кроме плюса и минуса.
Вопрос: В принципе, это можно было бы рассказать просто с точки зрения взаимодействия двух сил?
Ответ: Нет, ты не можешь описать это в виде двух физических сил. Между ними существует множество всевозможных действий, условий, которые невозможно раскрыть, и поэтому их нельзя описать иначе, кроме как аллегорически, в образах нашего мира. Ты не можешь взять плюс, минус и сказать: "Вот так они приближаются друг к другу, удаляются…"
Поэтому каббала пользуется языком нашего мира, чтобы объяснить людям всю проблематику нашего исправления. Когда человек начинает исправляться, он ощущает эти свойства, но попробуй спросить у него: "Что ты ощущаешь?" – ему нечего сказать. Потому что он ощущает силы, а объяснить их может только в применении в нашем мире. В этом и проблема.
Главное – чтобы мы это прошли, почувствовали и достигли.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Вопрос: В Пурим по традиции едят сладкие пирожки, форма которых напоминает карманы Амана. Это такой символ?
Ответ: В нашем мире существует связь корня с ветвью. Поэтому мы должны всё это каким-то образом отобразить в ветвях. Народ должен быть привязан к таким вещам.
Вопрос: Разве не примитивно, что мы в XXI веке выполняем эти традиции?
Ответ: Я считаю, что наш век самый примитивный из всех предыдущих веков. Чем больше мы развиваемся, тем больше растет наш эгоизм. Поэтому мы вдруг начинаем чувствовать себя какими-то большими, критикуем предыдущие века, ученых и всех прочих. А ведь они гораздо лучше нас разбирались в структуре миров, сил творения.
Они знали эти корни, видели их, угадывали, понимали, с чем имеют дело. И не для того, чтобы сделать из этого какой-то исторический рассказ, а чтобы включить в систему исправления, чтобы каждое поколение делало свою корректировку и постепенно мы пришли бы к полному исправлению, которое называется "Пурим".
Вопрос: Поэтому они ввели в народ традицию есть сладости в виде "карманов Амана"?
Ответ: Конечно. Это всё сделали великие каббалисты. В этом есть несчетное количество всевозможных намеков на духовные свойства и действия, которые мы должны совершить.
Вопрос: В Пурим принято дарить подарки. В честь чего? В честь радости?
Ответ: Да, ведь когда мы соединяемся между собой, мы наполняем друг друга: я тебя, ты меня. А каждый отдельно не может наполнить самого себя.
Праздник Пурим – это конечное исправление. Творец создал эгоизм, злое начало, которое полностью исправляется.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Вопрос: Международный день защиты детей проводится с 1925 года, как написано: "с целью привлечь внимание взрослых к соблюдению прав детей, образования, защиты от насилия, права на жизнь".
Что значит для вас защитить детей?
Ответ: В первую очередь – от родителей. Чтобы родители понимали, как надо их воспитывать. Я тоже очень мало знал об этом, хотя мне пытались это всё привить. Я чувствую, насколько это мало. Как сделать из молодой пары, которая ничего не знает и не понимает, когда у нее появляется третий, чтобы они всё знали и понимали?
Это большая проблема. Здесь мы должны действительно что-то сделать с нами. Иначе наше общество, наше человечество, останется таким несчастным, каким оно сейчас выглядит.
Родители должны знать, как сделать из этого ребеночка человека. Во-первых, надо с первого же дня понимать, что ты хочешь дать ему, и что ему необходимо, и что он хочет от тебя получить. Это невербальная связь, душевная, духовная, нервная. Такая, которая должна быть между супругами и новорожденным.
И потом надо дать родителям необходимое образование, воспитание, которое им необходимо, чтобы воспитать его верно. Все, что необходимо двум людям, у которых появляется на руках ребенок.
Вопрос: То есть это целая наука на самом деле – быть родителями?
Ответ: Конечно! И мы к этому людей не готовим. Поэтому мы не можем сказать, что мы видим среди наших младенцев, детей, подростков, девушек, парней, по мере их роста, тех людей, которых могли бы видеть.
Это всё мы виноваты. А потом мы начинаем их винить, ругать, требовать, давить. Это все не так надо делать. Тогда уже поздно.
И потом надо сделать немножко более тесными отношения в семье, в школе, на улице, везде. Ребенок не должен чувствовать, что это совсем противоположные, разные общества. Это все должно быть гомогенно. Тут надо менять общество тоже.
Реплика: Это уже День единого общества надо создать, а не День защиты детей.
Ответ: Это и есть защита детей. От общества.
Это на самом деле наша работа, потому что иначе наше воспитание приведет нас к катастрофе. Все, что ты видишь во взрослых, – это все, что сделано в возрасте, когда им было, может быть, несколько месяцев или максимум несколько лет.
День защиты детей – это хороший день, если мы согласимся создать им такую атмосферу, окружение, которое поддерживало бы их и правильно форматировало, превратило в человека – в хорошего человека, в доброго, в заботливого, в помогающего, в желающего помогать и принять помощь от других.
Должно быть просто ровное, доброе отношение ко всем.
Вопрос: И это заслуга только родителей и общества?
Ответ: Да. И тогда мы сможем увидеть, как действительно все меняется.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.05.2021
Как уберечь детей от самоубийства
Вопрос: Какая связь между "озней Аман" ("уши Амана") и "кисей Аман" ("карманы Амана").
Ответ: "Уши Амана" символизируют свойство Бины, которое работает на Малхут (эгоизм), когда мы готовы что-то отдавать ради собственного наполнения. Это такой изощренный эгоизм: отдача ради получения. Я готов что-то отдать, для того чтобы больше получить.
А "карманы Аман" – это уже чисто эгоистические желания, которые я хочу наполнить.
Свойство "Аман" действует в нас очень умно. Аман говорит, что есть такой народ, который создает нам много проблем, и мы не знаем, что делать. Он хочет свергнуть царя. И так далее. То есть он пользуется свойствами Бины, свойствами отдачи. Он якобы хочет сделать лучше. И потому он считает, что надо этот народ уничтожить.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Вопрос: Что это за заповедь пить в Пурим вино до такого состояния, чтобы не отличить Амана-разбойника от чистого свойства "Мордехай"?
Ответ: В конце исправления мы получаем такой большой свет (его символизирует вино), что не в состоянии определить, где зло и где добро, поскольку между ними больше нет отличия. Они соединяются в одно единое постижение высшего корня, из которого исходят и плюс, и минус. Там нет практически ничего, только одно доброе отношение к нам.
Человек приобретает способность видеть всевозможные злые и добрые события как одно целое. И сегодня каббала приписывает нам так же относиться ко всему: во всем существует только "Добрый, Творящий добро" – "нет никого кроме Него".
Когда мы относимся ко всему как к добру, исходящему от Творца, тогда мы каждый раз приближаемся к Нему.
Вопрос: Человек, который достигает состояния исправления, может внутренне оправдать любые, даже самые страшные происшествия?
Ответ: Он обязан их оправдать, потому что это все исходит от Творца, и нет ничего, что бы от Него не исходило. А Он абсолютно добр.
Если мы этого не понимаем и не можем оправдать, то это говорит только о нашей неисправности.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Вопрос: Откуда пошел обычай переодеваться на Пурим в карнавальные костюмы?
Ответ: В этом мире мы не видим истины, поскольку здесь все специально так закамуфлировано. Мы не знаем, где правда, где ложь, что вообще с нами происходит. Весь мир – театр. Человек всегда надевает какую-то маску.
Пурим своеобразен тем, что, надевая маски, мы притворяемся другими людьми, потому что все творение скрывается под маской. Мы не видим ни Творца, ни друг друга, не понимаем, что и как. А потом это все раскрывается.
От скрытия мы переходим к раскрытию.
Вопрос: Это как бы маска на желание получать? Иначе если бы мы контактировали друг с другом чисто эгоистически, это было бы тяжело?
Ответ: Это было бы невозможно. И именно благодаря тому, что мы играем в масках и весь мир в масках (поэтому мир называется "олам" – от слова "алама", "скрытие"), мы приближаемся к раскрытию, к Пуриму.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Реплика: Великий каббалист Ари писал, что в будущем все праздники отменятся, кроме праздника Пурим.
Ответ: Все праздники говорят о промежуточных духовных состояниях на пути исправления от чистого эгоизма до полного альтруизма, полной любви, и поэтому последнее состояние не отменится. Это и есть Пурим.
Вопрос: Как люди писали "Свиток Эстер"?
Ответ: Они находились в этом состоянии духовно.
Реплика: Но свиток написан, как детский рассказ.
Ответ: Это нам только кажется.
Вопрос: Понятно, что там есть какая-то глубина, но если смотреть на это простыми глазами, то там написано, что пир продолжался 180 дней. Как такое может быть?
Ответ: Почему нет? Они же не сидели целыми днями за столом. Собирались руководители всех подвластных государств, вместе обсуждали, изучали что-то, смотрели танцы, ездили на охоту, трапезничали. Это все называется пир.
А за всем этим стоят духовные состояния, потому они это и описали.
Вопрос: Но за основу они взяли события нашего мира?
Ответ: Да. Дело в том, что любое событие в нашем мире имеет свой корень в духовном мире. Таким образом, описывая особые события, они указывали на их корень. Указывают и сегодня. Поэтому мы знаем, что так это происходило, и так должно произойти.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
В рассказе о Пуриме есть такой персонаж – царь Ахашверош, который иногда взаимодействует с положительной силой (Мордехай), а иногда – с отрицательной силой (Аман). И неизвестно, с кем он находится, поскольку Творец, которого олицетворяет царь, здесь представляется в двойном виде.
С одной стороны, все творение – эгоистическое, и у кого больше силы, тот и властвует над миром. Поэтому мы не можем сказать, что Творец добрый и творящий добро. В чем добрый?! В чем творящий добро?! Лучше бы Его не было, тогда не было бы зла. Это Ахашверош
С другой стороны, все-таки это Творец, потому что Он тайно, за спиной царя, что называется, за его образом, подгоняет все человечество к доброй цели.
Проблема в том, что Творец – это абсолютно добрая сила, которая существует сама по себе. Она не нуждается еще в какой-то силе, в каком-то основании для существования.
А творения созданы отрицательными, противоположными Творцу, для того чтобы отличаться от Него, а не растворяться в Нем, ведь тогда у них не будет никакой самоидентификации.
Получается, что невозможно создать творения, как только отличными от Творца. И если Творец абсолютно Добр, значит, творение должно быть другим, вплоть до абсолютного зла.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Вопрос: В "Свитке Эстер" описаны две силы: Мордехай и Аман. Что они олицетворяют?
Ответ: Мордехай – это сила Бины, свойство отдачи, любви, связи. Аман – эгоистическая сила, свойство разделения, разрушения. Но обе силы не могут действовать одна без другой.
Их правильное сочетание необходимо для того, чтобы привести все человечество к своему завершенному, идеальному состоянию, когда, с одной стороны, все эгоистические силы существуют в своем ужасном виде, а, с другой стороны, над ними властвует сила связи, сила любви.
Тогда обе силы, отрицательная и положительная, работают вместе на все человечество, как электрические силы, плюс и минус, работают в моторе или в какой-то машине. Таким образом нужно понять, как мы должны действовать.
Вопрос: То есть у каждой силы есть своя функция. Но почему тогда в свитке пишется, что сила "Аман" уничтожается?
Ответ: Дело в том, что тут есть еще много нюансов. Уничтожается не сила, а эгоистическое намерение – как правильно использовать силу.
Вопрос: То есть Аман – это намерение получать ради себя, а не само желание получать?
Ответ: Намерение ради себя. Желание получать нейтрально, это сама природа.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Вопрос: Рассказ о Пуриме изложен в "Мегилат Эстер" ("Свиток Эстер"). Что означает это название?
Ответ: "Свиток", "мегила" от слова "гилуй" – раскрытие. "Эстер" означает скрытие. То есть "Мегилат Эстер" – это раскрытие скрытия.
Дело в том, что от нас скрыто все творение: почему, для чего и как, какие силы в нем действуют. Почему мы должны проходить состояния от одного конца – абсолютно разломанного, к другому концу – собранному, идеальному. Для чего это нужно? Какими силами мы можем пользоваться?
Мы ничего не знаем! Ничего не понимаем! Все это "астара", т.е. скрытие.
Но постепенно мы сможем это раскрыть. Ведь с какого-то этапа развития человечества нам дается наука каббала. Каббала – от слова "получать", т.е. получать высшее знание, силы своего развития, когда мы можем уже начинать идти осознанно.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
"Пурим" происходит от слова "пур" – "судьба" или "жребий".
То есть как бы бросается жребий, кто ведет человечество к доброму, абсолютному, конечному, обязательному состоянию. Или оно сделает это само, осознанно, и тогда его путь будет кратким, удобным, подходящим для развитого человечества. Или это будет путь страшных ударов под воздействием силы Природы, жутких состояний, войн.
Либо мы привлекаем добрую силу, и она развивает нас. Либо злая сила, которая автоматически действует в природе, как сказано: "Я создал зло", – постоянно подталкивает нас и все равно увлекает вперед.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"
Реплика: Есть такой праздник, который называется День Иерусалима. После Шестидневной войны Иерусалим стал цельным, и этот день был обозначен как праздник Иерусалима.
А что значит Иерусалим в высоком понимании и день Иерусалима в духовном смысле?
Ответ: День Иерусалима – это день, когда народ, земля, государство обретет свою центральную точку существования: Иерусалим – "ир шалем" (цельный город), когда люди почувствуют, что у них есть единое сердце, единая мысль, единое желание к единой цели.
Вопрос: В чем цель этого единого народа?
Ответ: В том, чтобы раскрыть всему миру цель существования всего мира.
Эта цель в том, чтобы люди сблизились друг с другом так, чтобы не было никакого отличия между ними. То есть это очень высокая цель, которая должна привести всех к полному объединению.
И тогда должен будет существовать один народ, во всем мире, покрывающий всю Землю. И в этом единстве он начнет постигать высшую силу – Творца, и раскроет в этом причину, цель своего существования – существования человечества!
Вопрос: И тогда Иерусалим станет столицей мира?
Ответ: Да, он и будет Иерушалаим – "ир шлема" – цельный мир, цельная сила, цельное сердце, желание, город и так далее.
Вопрос: Когда о нем говорят: "Иерусалим – белый город", что имеют в виду?
Ответ: Белый – имеется в виду, что он весь должен быть построен на отдаче и любви. Цвет света.
Реплика: Вот когда говорят, допустим: "Париж", ты воспринимаешь это как есть. Нью-Йорк – ты понимаешь, что это такой Вавилон, там много разных наций и так далее. А когда говоришь: "Иерусалим" даже людям внешним, у них все равно есть что-то такое внутри…
Ответ: Да, потому что в каждом из всех людей, живущих на Земле, есть точка, которая еще не пробудилась, но она есть в каждом из нас, в любом человеке на Земле, которая называется "Иерусалим".
Вопрос: В этом городе живут люди разных религий. Это говорит о том, что таким мир и будет, как этот город?
Ответ: Нет, мир будет единым. И религия будет одна. Это будет религия постижения единой Высшей силы, которая именно в таком виде и объединит все народы в один народ.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 10.05.2021
Вопрос: Состояние "Пурим" символизирует Конечное исправление. Что это значит?
Ответ: Для начала нам надо исправить то, что испортил Творец. Он заявил прямо: "Я создал злое начало, а вы должны привести его к доброму концу".
Злое начало – это наш эгоизм, который в каждом элементе творения находится в различных формах, а мы, человечество, люди, и, в первую очередь, народ Израиля, должны преобразовать его в противоположную форму – альтруизм, свойство отдачи и любви, свойство связи, сближения, объединения.
Отсюда можно понять, что вся система творения движется от абсолютно изломанной, разрушенной в сторону объединения. Причем, это объединение происходит, с одной стороны, под воздействием высшей силы, Творца.
Если мы выдерживаем темп, который задает Творец по сближению и совершенствованию в нашем объединении, тогда чувствуем себя хорошо и комфортно. Мы даже можем увеличить этот темп и бежать, что называется, "впереди телеги".
А если мы его не выдерживаем, отстаем, то "телега" тащит нас за собой, и мы просто волоком тащимся за ней – такое бедное, несчастное, изуродованное человечество.
Вопрос: Когда вы говорите: "Творец", вы имеете в виду природу и весь эволюционный процесс?
Ответ: Конечно. Это не бабушкины представления. Постоянная интеграция всего человечества, сближение между людьми – это то, что требует от нас Природа.
Поэтому праздник Пурим символизирует Конечное исправление всего того эгоизма, той раздробленности, которая была создана Творцом.
Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"