Дорогие женщины! Я хочу пожелать вам всего-всего наилучшего! Правильных изменений в ваших судьбах, чтобы вы были рады жизни. Рады тому, что делается у вас в семьях, с детьми, с родными, с близкими, с миром – во всем вокруг вас.
Дорогие женщины! Я хочу пожелать вам всего-всего наилучшего! Правильных изменений в ваших судьбах, чтобы вы были рады жизни. Рады тому, что делается у вас в семьях, с детьми, с родными, с близкими, с миром – во всем вокруг вас.
Ту БиШват (15-е число месяца Шват) – это праздник, который называется "Новый год деревьев". В этот день деревья начинают пробуждаться к жизни в предвкушении лета, нового года.
Сказано, что человек подобен дереву в поле. И поэтому "Ту БиШват" символизирует начало расцвета человека, его духовного развития.
В течение года есть четыре праздника, посвященные новому году, на четырех уровнях: неживом, растительном, животном и человеческом. Новый год деревьев означает растительный уровень, который не мертвый, а растет и развивается, и потому относится к человеку.
В этот день человек должен осознать, что он сам определяет свой путь, процесс развития, цель. Нет принуждения свыше – здесь на месте, в связи между нами мы определяем и реализуем свое развитие. Поэтому нужно проверить, насколько правильна наша цель и каждый шаг. Если все это направлено на объединение, тогда мы безусловно преуспеем.
Новый год – это время суда, поэтому нужно судить самих себя и мир, чтобы определить прямой маршрут к выбранной цели. И на самом деле, такой суд надо вести каждый день, но особенно сегодня – в Новый год деревьев. Ведь это уже не мертвое состояние, а растительное, то есть живое, желающее чего-то достичь. Так постараемся сегодня в связи между нами еще раз задуматься о том, как все больше расти в направлении цели.
Из урока на тему "Ту БиШват", 28.01.2021
Я желаю нам всем особого чуда! Действительно большого-большого чуда в новом году. Одного! Чтобы мы поднялись над нашей жизнью и хоть немножечко узнали, для чего она. И тогда нам всем станет хорошо. У всех у нас появится цель. Мы будем знать, для чего мы рожаем детей, воспитываем их, к чему ведем.
Единственное, что нам нужно сделать – это раскрыть мир, в котором мы существуем. Разобраться надо, что природа делает с нами, что она желает от нас, какими мы должны быть, чтобы изменить себя. Давайте попробуем! Подумаем об этом и попробуем что-то изменить.
Я надеюсь, что этот год, 2021-й, практически первый год после удара, который мы получили в 2020-м, станет годом некоего начала прозрения. Этого я нам всем желаю. С новым, настоящим новым, годом!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.12.2020
Реплика: Чуда хочется! Очень хочется чуда. Всегда перед Новым годом в лучшие времена все ждали какого-то новогоднего чуда. Не только будучи детьми, но и становясь взрослыми, мы ждем этого чуда. И сейчас мы ждем чуда, что все изменится, что будет новая ситуация, более хорошая, лучшая. Посмотрите, какой мир! Ждет чуда!
Ответ: Если он еще ждет чуда, значит, он еще не вышел из детского возраста. Какое чудо может быть? Только то, которое мы создадим.
Вопрос: То есть вы верите в чудеса?
Ответ: Я верю в чудеса, которые мы делаем сами. Если мы их делаем. И в этом меня убедила вся моя жизнь. И нечего ждать никакого чуда. Иначе ничего хорошего не случается.
Изменится к лучшему, если ты это сделаешь. А если ты не сделаешь, то изменится к худшему.
Вопрос: То есть у вас такой материалистический взгляд на жизнь?
Ответ: Абсолютно.
Реплика: Наступил новый год, и все ждут, что всё перевернется. Люди ждут чуда, что все изменится. Понимаете, все равно в человеке это живет.
Вы говорите, что в чудо не верите. Вы верите в чудо, сделанное своими руками.
Ответ: Да. Когда я четко знаю, что я жду и что для этого надо сделать, я пытаюсь все, что можно, сделать. И если это хотя бы частично получается, то это уже чудо.
Вопрос: Тогда скажите, какое чудо может сделать человек своими руками? Так, чтобы его жизнь действительно перевернулась в лучшую сторону, и пошло к победе.
Ответ: Для этого он должен изменить себя. Потому что все остальное не в его власти. А изменить себя он может, если будет действовать со своей природой соответственно. Вот она его сделала таким, а он себя сможет переделать.
Вопрос: То есть чудом будет, если он поймет, что его природа – это эгоизм, его природа – зло? Это уже будет началом чуда?
Ответ: А иначе никаких изменений к лучшему не будет. Это я должен, к сожалению, сказать всем.
Вопрос: Если человек не начнет заниматься собой, исправлением себя, никаких чудес ждать не стоит?
Ответ: Нет. На чудеса нельзя рассчитывать никак. Их нет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.12.2020
Я желаю нам всем особого чуда! Действительно большого-большого чуда в новом году. Одного!
Реплика: Праздник Ханука называется "праздник победы света над тьмой", "чистоты над конформизмом", "духовности над материальным". И думается: конечно, это не только еврейский праздник. Весь мир сейчас стоит на пороге победы или не победы света над тьмой.
Ответ: На самом деле нет еврейских праздников. Это взаимодействие свойства отдачи, любви, и свойства получения, ненависти, которые все время находятся в борьбе между собой.
Вопрос: Но все-таки был такой день в истории, когда силы света победили тьму?
Ответ: Да. Силы связи.
Реплика: Силы связи, любви вдруг в этом нашем эгоистическом, темном мире победили тьму. Был такой фрагмент в истории.
Вы не могли бы его раскрыть? Как этот фрагмент сейчас расширить и превратить в сегодняшний? Всех интересует сегодняшний день, мало кого интересует история. В этой тоске, в этом унынии человечества, как принести сюда свет – праздник Хануку?
Ответ: Вообще, это постоянное, вселенское противодействие Рима и Иерусалима.
Рим – это власть, это сила, покорение Европы, покорение всех диких племен, которые тогда еще жили в Европе. Не секрет, что практически до X века там жили и на деревьях, и в земле, и где угодно. Варварство было в Европе, и съедали друг друга.
А Иерусалим хотел пробудить в мире совсем другой закон – закон не силы, не верховенства власти, а духа. Это было девизом, целью Иерусалима.
Конечно, люди не были к этому готовы.
Вопрос: Это время, когда был построен Храм на высоте любви к ближнему?
Ответ: Да, тысячу лет, с минус Х века до нулевого года нашей эры.
И в это время была борьба, что же переборет. В итоге Иудея пала. И в конце, когда она была уже раздавлена, в падении, произошло большое восстание. Его возглавили Маккавеи. И именно Маккавеи несли этот свет. Вот этот последний всплеск борьбы за идеалы ознаменовал собой Хануку.
Вопрос: Это был фрагмент истории. А сейчас, как это перенести на сегодня? Что такое Ханука для мира сегодня?
Ответ: Ханука – это образ света, отдачи, любви, объединения всех и вся, абсолютно неважно на каком уровне. Главное – доброжелательность всех ко всем. Выше всяких предрассудков, религий, философий – всего.
В это темное время как раз-таки есть возможность рассказать миру о том, каким он должен быть. Потому что превосходство света – именно из тьмы. И потому что мир сегодня уже, за эти 2000 лет, полностью проникся, пропитался этой идеологией – римской и греческой.
Вопрос: То есть полным материализмом?
Ответ: Да. И поскольку мир увидел, к чему он идет и где он находится, и свой конец, то сегодня уже можно рассказывать, объяснять и пытаться перетянуть мир к тому, чтобы он взглянул по-другому, другими глазами. Мы не собираемся завоевывать мир, мы хотим просто объяснить ему, что он находится в падении, и оно очень угрожающее.
Вопрос: То есть этот праздник очень злободневный, необходимый?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А как сейчас человек может разжечь в себе этот маленький огонек?
Ответ: Очень просто. У нас ничего другого не осталось, как просто вывернуть себя наизнанку: начинать договариваться между всеми нашими ненавистями, невзгодами, желаниями друг друга уничтожить, унизить, подчинить и так далее. Перестать играть в эти игры.
Сегодня мы можем сказать: "Давайте мы вспомним, посмотрим, о чем же говорили те истинные древние Маккавеи, иудеи". Они говорили только о том, чтобы восстановить между всеми людьми в мире царство понимания, взаимопомощи, любви. Не на эгоистической основе, потому что это невозможно, мы будем строить опять что-то неудачное, а на той основе, на которой базируется наука каббала.
Есть в природе сила, которая может проявиться и подчинить себе наш эгоизм. Это будет. Я не просто в это верю, я вижу, что это приближается с каждым днем.
Именно на развалинах старого мира, и сейчас мы видим, как рушится, рушится, рушится последний его бастион, построенный на капитале, будет воздвигнут другой мир – мир взаимопомощи, связи, любви, обратный прошлому.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.12.2020
Служить Творцу
Вопрос: Можно ли проследить в событиях II века до нашей эры, когда народ разделился на Маккавеев и эллинизированных евреев, сегодняшнее разделение в государстве Израиль?
Ответ: Не думаю. Я не вижу, что в Израиле есть люди, которые стремятся к исправлению. Никто не считает, что мы находимся в духовном падении.
Во времена Маккавеев шла борьба за идеологию – каким образом народ должен продвигаться, как служить Творцу, т.е. достигать принципа "возлюби ближнего, как себя".
Разве сегодня у кого-то есть программа достижения этого духовного правила? Вы видите его в программе какой-то партии или какой-то части общества? А в те времена было.
Рабби Акива и 24 тысячи его учеников, и еще многие другие считали, что принцип "возлюби ближнего" надо обязательно выполнять. Но они не смогли устоять перед своим эгоизмом, потому что весь остальной народ был направлен в другую сторону.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 16.12.2019
Праздник Ханука – это особое время. Ведь наш мир – это проекция духовного мира, и в нем есть разные символы духовных обновлений и исправлений благодаря нашей работе.
Поэтому в течение года мы проходим в этом мире благоприятные времена и особые состояния как символы нашего продвижения в построении души, восстановлении духовного сосуда, общей души Адама Ришон, которая была разбита.
И по пути от самого разбитого состояния к полностью исправленному мы проходим важные точки: начало исправления, которое называется "Новый год" (Рош а-Шана), а потом осознание разбиения – "Судный день" (Йом Кипур), исправление окружающим светом – "Суккот". А следующая остановка на этом пути – "Ханука", которая символизирует подъем на ступень Бины, ступень отдачи.
Мы отмечаем эти праздники в этом мире, но разумеется, все их исполнение происходит на духовном уровне. Если мы достигаем веры выше знания в полной мере – это называется "Ханука", а если поднимаемся еще выше к получению ради отдачи, то это называется "Пурим".
Эти состояния должен пройти в своем исправлении каждый человек и весь мир, исправив разбиение одной души Адама, частями которой мы все являемся.
Ханука называется чудом, потому что мы не можем объединиться друг с другом без помощи свыше, силы Творца. Это объединение происходит выше материальной природы, как чудо. Материальная природа – это эгоизм, желание насладиться, которое тянет только к разобщению, отдалению, собственной власти. А духовная природа – наоборот, стремится к объединению и самоотмене. И поэтому Ханука называется чудом, обретением силы Бины.
Мы привыкли считать чудом то, что досталось нам даром: я не работал и вдруг выиграл в лотерею миллион – вот чудо! А если бы я заработал этот миллион, то не считал бы чудом.
Но в духовной работе мы вкладываем очень много сил, стараемся достичь объединения, производим множество действия, а потом удостаиваемся чуда духовного раскрытия. Оно называется чудом, потому что мы до этого не знаем, к чему придем. Только когда это случается, мы видим: "Так вот он духовный мир, я не думал, что он такой! Это совсем не то, что я представлял!" И потому это называется чудом, но для него надо много работать.
Из урока на тему "Ханука", 16.12.2020
Ханука. Каббалистический смысл еврейских праздников
Самые детские праздники
Вопрос: Интересно, что Ханука и Пурим – это два великих праздника, которые не описаны в Торе. Почему они считаются самыми детскими праздниками? В Пурим дети наряжаются в карнавальные костюмы, в Хануку поют песни, едят сладкие пончики.
Ответ: Дело в том, что мы еще не достигли этих состояний в нашем мире, и потому это все символизируется в детях. Ребенок, который устремлен в будущее, как бы показывает нам, что мы должны достичь тех состояний, которые еще не прошли.
Исторически эти состояния состоялись, но внутри человека – нет. Внутренне мы еще не настроили себя на праздник Ханука, а потом на праздник Пурим.
Вопрос: То есть это как игра. Дети всегда ассоциируются с игрой. Так и здесь мы должны играть в это состояние?
Ответ: Да. Исправление малых сосудов называется Ханука ("хану-ко", "остановка в пути). Это промежуточное состояние, половина исправления. А вторая половина исправления – это уже Пурим. Оба состояния нам еще предстоит пройти – и народу Израиля, и всему человечеству.
Вопрос: Почему в Хануку принято есть пончики?
Ответ: Масло символизирует желание получать, а тесто – силу жизни. Масло должно пропитать тесто, ведь вся сила жизни идет к нам от муки. С тех пор пошел обычай жарить тесто в масле.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Духовные состояния", 16.12.2019
Чудо Хануки и материальный мир
Вопрос: Говорят, что в Хануку произошло чудо: масло, рассчитанное на один день, горело восемь дней. Как вы считаете, такое могло произойти?
Ответ: Это зависит только от нас. Если мы стремимся к тому, чтобы наши свойства совпадали со свойствами Творца, чтобы мы участвовали в разжигании света в мире с целью осветить его свойствами любви, добра, связи, то тогда с нашей стороны достаточно такого усилия. Оно исходит из нашей части – Малхут, а остальное дается свыше.
Вопрос: Как вы думаете, чудо Хануки действительно могло произойти на материальном уровне?
Ответ: Почему нет? Наш мир подчиняется общим законам. Если мы выполняем их, то можем сделать все. В нашем мире каждый день происходят все новые и новые чудеса, но мы их просто не замечаем, потому что включены в них. А если бы мы видели их снаружи, то они были бы для нас чудесами.
Вопрос: Значит, это не аллегорическое описание?
Ответ: Конечно. Абсолютно все, что написано в Торе, должно произойти и обязательно произойдет в нашем мире. Я не вижу в этом никаких чудес.
Если ко мне придет, допустим, папуас, а я нажму на выключатель и зажжется свет, то он упадет на колени перед этим явлением. Это чудо или нет? Для него это чудо, для меня – нет.
Если бы сейчас мы оказались на первой духовной ступени, то все, что там происходит, было бы для нас чудесами.
Реплика: Но если вы говорите, что это – законы, то любой человек мог бы повторить их. А сегодня я не думаю, что кто-то может повторить такое.
Ответ: Потому что мы не находимся на том уровне!
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Духовные состояния", 16.12.2019
Почему менора включает восемь светильников?
Вопрос: Что такое менора? Почему она включает восемь светильников?
Ответ: От высших свойств (Кетэр) до низших свойств (Малхут), от свойств Творца до свойств творения есть восемь ступеней, восемь сфирот, кроме высшей и низшей. Поэтому менору зажигают в течение восьми дней, на восьмой день делают обрезание новорожденному (брит мила) и т.д.
Вопрос: Как каббалисты поняли, что менора должна быть именно в такой форме?
Ответ: Каббалисты исходят из своего внутреннего ви́дения. Они ощущают это из соотношения свойств внутри себя. Соединение этих свойств вырисовывается им именно в таком виде.
Более того, так вырисовывается и наш мир – согласно нашим желаниям. На самом деле его нет, просто наши овеществленные желания таким образом проявляются перед нами.
Вопрос: Согласно каббале масло – это эгоистическое желание, фитиль символизирует экран, а когда есть экран – анти-эгоистическое свойство, сила, покрывающая эгоистическое желание – то появляется огонь. Что такое огонь?
Ответ: Огонь олицетворяет свет жизни, познания.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Духовные состояния", 16.12.2019
Как можно зажечь свет, то есть раскрыть Творца? Для этого нужны три противоположных компонента: баночка с маслом, фитиль и огонь. И как же их соединить, если масло само по себе не горит, и фитиль тоже, а огонь не может удержаться ни в масле, ни на сухом фитиле?
Огонь загорается лишь при условии, что фитиль противоположен маслу, и поэтому впитывает его. Мы не хотим принимать духовную работу, и все же вынуждены к ней приступить, и тогда поневоле впитываем из нее духовные свойства, проникаемся важностью отдачи, самоотмены, любви к товарищам, как фитиль пропитывается маслом.
Так происходит, желаем мы того или нет: еще один конгресс, еще урок, чтение статей, встреча с товарищами – раз за разом мы впитываем масло внутрь фитиля, несмотря на то, что считаем эту работу никчемной. Я не хочу этой работы, а мечтаю только о вознаграждении, о раскрытиях, чтобы все узнать и всем управлять, и все чувствовать, как это рисует себе мой эгоизм.
Но выхода нет, и я выполняю действия, благодаря которым впитываю масло как фитиль. Я все-таки проникаюсь тем материалом, который предоставляет наука каббала, и в итоге получу достаточно материала внутри, соединюсь с товарищами, и наш светильник загорится.
Тогда во всем этом процессе я увижу его истинный итог: раскрою Творца внутри творения, приносящего нам новое состояние, веру выше знания, которая называется "Ханука", стоянка в середине пути.
Вся наша жизнь складывается из противоречий, ведь иначе мы не проявили бы разницу между темнотой и светом. Мы были бы словно животные, которые не ощущают свое "я", не чувствуют себя. Для того, чтобы понять, кто такой человек, надо подняться на высшую ступень и изучать его оттуда.
Фитиль – это все, чем я пренебрегаю в духовной работе, чему сопротивляюсь. Я нахожусь в противоречии с маслом, но стараюсь соединить вместе масло и фитиль и прихожу к свету. Тогда я начинаю осознавать, что со мной происходит.
А если масло и фитиль прогорают, то нечему больше гореть, и наступает темнота. Так и человек, когда исчерпает все свои усилия и горение, теряет свет и снова возвращается во тьму. Если же он хочет сохранить свет, то должен приложить дополнительные усилия, которые называются фитилем, и добавить своего горения, которое называется маслом, поскольку свету больше не на чем зажечься и подняться.
И после такого преодоления человек удостаивается получить свет Творца, озаряющий его душу, который называется свет Хануки, то есть абсолютно доброго открытого высшего управления.
Насколько человек способен поступиться своим эгоизмом ради объединения в группе, желающей продвигаться к цели творения, он делает из себя и группы фитиль, впитывающий масло. Изначально никто этого не хочет, считая презренным, но поскольку мы все связаны, то делаем из себя фитиль, скручивая все нити в один толстый жгут.
Одна нить не способна впитать масло, но когда десять нитей скручивают вместе, то между ними возникает пустое пространство, которое всасывает масло. Масло поднимается по фитилю, и можно зажечь его с самого края, чтобы фитиль загорелся.
Мы не хотим этой работы, но соглашаемся соединиться и дать маслу подняться по нам, по нашим скрученным вместе нитям. И масло поднимается не по самим нитям, а по промежуткам между ними, по связям товарищей друг с другом. Если товарищи стараются соединиться, несмотря на свои различия, и находятся вместе, то масло начинает подниматься между ними, и Творец поджигает свечу, то есть начинает раскрываться.
Из урока на тему "Ханука", 15.12.2020
Духовный Храм
Вопрос: Что такое духовный Храм с точки зрения каббалы?
Ответ: Духовный Храм – это наша душа, каждого и всех вместе, объединение всех наших желаний, устремленных к подобию Творцу.
Мы должны соединить свои желания таким образом, чтобы в нашем единстве, в отдаче друг другу достичь состояния, которое было бы равновесно между нами. И тогда в нем, согласно нашим усилиям, мы обнаружим высшую силу, свойство отдачи и любви, которое называется "Творец".
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Духовные состояния", 16.12.2019
Греки и римляне внутри нас
Вопрос: В чем разница между греками и римлянами внутри нас?
Ответ: Греки – это эгоистические мысли, направленные в сторону знания, философии. А римляне – это эгоистические действия, направленные в сторону работы с грубыми желаниями.
Вопрос: Допустим, я хочу стать знаменитым, прославиться. Это называется греками во мне? Это те желания, которые надо исправлять?
Ответ: Нет. Речь идет об исправлении на духовных ступенях. И греки, и римляне – это те состояния, которые приходят к человеку, когда он действительно желает подставить себя под свойство отдачи. Тогда он начинает воевать с эгоистическими желаниями и сортировать их в себе на греков и римлян.
Иными словами, существуют желания нашего мира, когда ты хочешь кого-то использовать ради себя, а есть желания по отношению к Творцу. Если Творец раскрывается человеку, и он хочет использовать связь с высшей силой ради себя, то эти желания называются эгоистическими – греками, римлянами, египтянами. Их надо исправлять.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Духовные состояния", 16.12.2019