Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Духовные праздники, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманЙом Кипур – суд над самим собой

Через 10 дней после Рош аШана наступает Йом Кипур.

В Новый Год (Рош аШана) человек пробуждается, хочет стать таким, как Творец, приобрести свойство отдачи. Устремляясь к подобию Творцу, он все больше и больше ощущает себя, и на десятый день приходит к состоянию, когда видит, что он абсолютный эгоист, полностью противоположный Творцу.

Йом Кипур или Судный День – это раскрытие зла нашей природы, день, в который человек судит сам себя.

Человек начинает правильно воспринимать себя, что он эгоист, находится под властью воздействующих на него сил и не в состоянии с ними справиться. Но это, в принципе, даже не его вина, а данность, которая есть у него. И поэтому он должен себя таким образом позиционировать.

Никто его, естественно, не судит, включая Творца, который все это подстроил ему. Это осознание человеком своего духовного состояния.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовные праздники, ч.2

Духовные праздники, ч.1

Особая тишина Судного дня

Духовные праздники, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманСимволы Рош аШана

В Новый Год (Рош аШана) мы возвеличиваем Творца, ведь самая первая и самая главная задача человека духовного – раскрыть Творца и соединиться с Ним.

Поэтому возвеличивание Творца, раскрытие Его как самой важной силы, которая влияет на все существующее – это и есть Новый Год. А всевозможные обычаи этого праздника вытекают из различных частных его проявлений.

Мы едим яблоко, потому что оно олицетворяет яблоко райского сада, и окунаем его в мед, чтобы показать, что мы желаем исправить это прегрешение.

Другим символом Нового Года является гранат, т.к. его зерна символизируют части нашей души. Она состоит из 613 частей, которые мы желаем исправить, что называется, выполнить заповеди.

В Новый Год едят рыбную голову. Это означает, что мы хотим быть головой, а не телом, чтобы самим управлять своим исправлением и при этом привносить добро, любовь, добрую связь во все части мироздания. 

Вопрос: Можно ли сказать, что каждый раз, когда я пробуждаюсь к Творцу, я ощущаю Новый Год?

Ответ: Да. Когда человек начинает свою связь с Творцом – это у него называется Новый Год. Более того, это может происходить каждый день. И все еврейские праздники символизируют прохождение человеком духовных состояний.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовные праздники, ч.1

Отрывки из утреннего урока 21.08.2018

Что означают символы праздника Рош а-Шана?

Духовные праздники, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманПраздники – повторяющиеся состояния

Вопрос: Особые даты, которые отмечают каббалисты, можно называть "праздники" или "традиции", но все они несут особую духовную информацию. Часть из них существуют как исторические события, часть просто описаны в первоисточниках.

Само слово "праздник" на иврите "хаг". Что это означает?

Ответ: "Хаг" – от слова "мехуга" (возвращающаяся стрелка). То есть это повторяющиеся события, которые олицетворяют духовные состояния любого человека, желающего продвинуться в духовном.

Духовное пространство находится выше нашего мира и существует само по себе. Те люди, которые постигают духовные свойства и силы, включаются в это пространство и ощущают себя в тех или иных духовных состояниях.

Эти духовные состояния и называются "хаг", "мехуга", то есть возвращающиеся, повторяющиеся состояния. Они изначально исходят из строения системы Высшего мира и по мере его нисхождения проявились в нашем мире.

Первое состояние – Рош аШана (Новый Год). Эта дата олицетворяет сотворение человека, поэтому мы отмечаем ее. А мир создан за пять дней до этого, но мы это не празднуем. Нас интересует именно Новый Год, когда была создана система "Адам". 

Это не человек в нашем мире, а духовная система, которая управляет нами. До нее сформировалась система, управляющая неживой, растительной и животной природой. А на шестой день творения, т.е. на шестой ступени, возникла система, называемая "Адам".

Вопрос: То есть Адам – это программа, которая управляет всей нашей действительностью?

Ответ: Существует программа, которая управляет нами, и в ней есть подпрограммы. Одна из них, причем самая центральная, называется "Адам" (Человек).

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник с точки зрения каббалы

Праздники – ступени духовного восхождения

Каббалистические праздники

Духовные праздники. Цикл лекций "Основы каббалы", 2019 г.

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы. Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. на моей странице в фэйсбуке.

Праздники как состояния духовного продвижения.

В праздничном круговороте

каббалист Михаэль ЛайтманНовый год - это только начало длинной цепочки внутренних исправлений, по которой мы начали шагать. Потом мы начинаем понимать свою миссию в этой цепочке, приходим к Судному дню (Йом Кипур) и производим еще более строгий суд над самими собой.

Мы решаем, что надо сделать, чтобы достичь той силы, которую поставили перед собой как цель. Эта сила едина, и нам тоже нужно стать одним человеком, объединив все человечество.

В это объединение входит уже не только маленькая группа, когда-то сбежавшая из Древнего Вавилона, и не только народ Израиля – к этому единству с общей системой природы должно прийти все человечество. Так мы понимаем мощь и уникальность Судного Дня.

Кульминационная точка Судного Дня – это чтение рассказа о пророке Йона, посланного Творцом в Нинве с предупреждением, что если его жители не раскаются, город будет разрушен. История рассказывает, что Йона хотел сбежать от своей миссии привести к исправлению все человечество, которое олицетворял город Нинве. Но события развивались так, что он понял, что убежать не удастся, и он обязан выполнить данное ему поручение. 

Так и народ Израиля, подобно пророку Йона, зная о своей миссии и обладая силами для ее выполнения, обязан вывести за собой весь мир, весь "город Нинве".

А затем приходит праздник Суккот, когда мы садимся в тени специального шалаша, сукки, то есть покрываем себя экраном. Четыре символа праздника Суккот: лулав (пальмовая ветвь), адасим (ветки мирты), аравот (ветки речной ивы), этрог (цитрусовый плод) – символизируют полную АВАЯ, то есть четыре этапа раскрытия высшей силы в своем исправленном желании насладиться.

В нашем эгоистическом желании есть четыре слоя, которые нам нужно исправить. Эгоизм – это то, что стоит между нами и мешает нам объединиться. А если мы можем сомкнуть все формы эгоизма вместе (взять в руки все четыре символа Суккота) и направить прямо к силе единства, это значит, что мы совершаем благословение "арба миним".

После Суккота наступает праздник "Симхат Тора" (Радость Торы). Мы радуемся той высшей силе, которая все время приходила к нам и помогала произвести исправления, пройти все их этапы.

Затем мы приходим к празднику Ханука. Это состояние, когда мы ничего не хотим – только смотрим на праздничные свечи, но не используем. Ханука – это духовный праздник, ведь мы только радуемся свету, тому, как в нас воцаряется высшая сила и отделяет нас от нашего эгоизма, от зла в нас. А мы все вместе хотим присоединиться к этой высшей силе.

Следующий праздник – Пурим, стоящий напротив Йом Кипура (Ки-пурим - "Словно Пурим"). В Йом Кипур соблюдается полный пост, а в Пурим, наоборот, много едят, пьют, веселятся. Есть заповедь напиться в Пурим до такого состояния, когда не можешь отличить Амана от Мордехая, грешника от праведника.

Ведь мы уже не такие эфемерные, как в Хануку, лишенные всякого эгоизма – а наоборот, исправляем свое зло. Мы исправляем весь прежний эгоизм и злые порывы против соединения. А потому этот праздник является обратным Судному Дню, Йом Кипуру, который "Словно Пурим". В Йом Кипур только раскрываются неисправленные желания, а в Пурим они уже исправляются.

Теперь уже можно соединить все желания и стремления в одно целое. Каждый может дарить другим подарки, демонстрируя свою любовь. Так мы и приходим к состоянию: "не отличить грешника от праведника", ведь все исправлено. Разрешено делать все, что угодно, и это будет хорошо! Нет никакой разницы между людьми. Все наши порывы, желания, мысли – правильные.

А следующий праздник, Песах, символизирует наш постоянный выход из зла в добро, из рабства на свободу. Мы выходим  из своего эгоизма, "переступаем" (пасах) через него, освобождаемся от рабства, от власти своего эгоистического желания, которое правит нами, и поднимаемся над ним.

Затем начинается отсчет дней Омера, когда мы подсчитываем исправления своих желаний, пока не приходим к празднику Шавуот – Дарования Торы. Мы выясняем, что обязаны получить высшую силу, которая исправит нас, потому что в нас есть только злое начало. Ведь в придачу к злому началу, создано также средство для его исправления – Тора, свет, возвращающий к источнику.

Праздник Шавуот, получения Торы, означает, что мы обязаны получить силу свыше для своего исправления. С помощью этой силы мы строим себя, но не можем удержаться в этом состоянии и разбиваемся. Это крушение олицетворяет день 9-е Ава. Так замыкается весь круг.

Именно за счет того, что мы построили себя и разбились, мы понимаем причины своего падения и всю глубину зла. Прежде это зло было скрыто и не проявлялось в достаточной мере, но теперь мы понимаем, что нуждаемся в еще большем его исправлении. Исправляя это зло, мы достигаем конца исправления.

Это все равно, что дать себе обещание не есть сладкого, и вдруг попасть в кондитерский магазин, где столько вкусных пирожных, что совершенно забываешь о своем обещании, о том, что сахар для тебя - яд. Наслаждение берет тебя в плен, и ты оказываешься в его власти.

Такая же ситуация складывается и 9-го Ава, только в огромных масштабах. Но на этом крушении мы изучаем, на какую глубину нам требуется исправить себя, чтобы выстоять против того огромного "кондитерского магазина", который нас запутывает. Ведь нужно исправить себя не по отношению к какой-то маленькой конфетке, а относительно всего огромного эгоизма.

Так мы достигаем полного исправления – приходим к единству и этим уподобляемся всей природе. Но и этого не достаточно. История пророка Йоны напоминает нам, что мы обязаны позаботиться обо всем остальном человечестве. И тогда народ Израиля, исправивший себя, передает эту методику всему человечеству – приходит к нему словно в город Нинве, чтобы его исправить.

Так весь мир достигает состояния благоденствия, и этим замыкается весь круг, который символизируют нам еврейские праздники.

Из 434-й беседы о новой жизни, 14.09.2014

Симхат Тора: день, когда мы сделаем первый шаг

На исходе праздника кущей, на излете великого осеннего церемониала не упустить то, чем он действительно важен.

2017-10-12_simhat-tora

Еврейский календарь – лукавая вещь. Казалось бы, все расписано наперед, и красные даты "высечены" навеки. Но в действительности это обман, иллюзия, за которой живет календарь сердца. И если сегодня у нас все так же, как вчера, – взгляд на мир и на себя в нем – значит, мы застряли, стоим на месте, несмотря на смену дат. 

Застывший циферблат

Осенние праздники – одна из ключевых вех внутренней жизни человека и народа. Они символизируют переход со старой ступени на новую, когда мы подводим итоги, оцениваем себя без прикрас и переворачиваем очередную страницу книги жизни. Покаяние, пожелания доброй записи, пост – таковы этапы внутреннего восхождения, с которыми сопряжены соответствующие внешние традиции.

Но календарь зовет все выше, отрывает от обыденного, вырывает из обихода. И наступает Суккот.

Символическое переселение в шатры означает резкую смену предпочтений. Мы отказываемся от привычной, "железобетонной" шкалы ценностей и словно переходим в другую систему координат. Кровля шатра суть изначальный принцип отдачи и любви к ближнему, который мы возвышаем над всеми прочими ценностями.

Только возвышаем ли?

"В шатрах живите семь дней…" Мы честно строим шалаши, строго по инструкциям, с чувством глубокого удовлетворения. Украшаем, подсвечиваем, выставляем напоказ… И забываем о главном, о внутреннем.

Ведь ничего не делается ради галочки. И пока сердце не дрогнуло, не переменилось, наши духовные часы стоят на месте. Можно хоть год просидеть в шатрах – день Симхат Тора так и не придет.

Среди декора в забытьи

Еврейский календарь – это календарь света. Иными словами, той позитивной, созидательной силы, которую мы генерируем совместными усилиями. Без нее мы не прошли бы через тысячелетия, не пережили бы всего того, что довелось пережить нашим предкам.

Симхат Тора – это особый свет, радость подъема после долгой работы, слияние творения с Творцом. Намерение, устремление к единству, покрывавшее наше временное жилище, утвердилось в нас – и теперь мы свободны.

Вот чему мы радуемся, отчего ликуем. Став единым целым, единым народом, мы можем передать эту силу, этот свет другим, можем поднимать весь мир из хаоса, ненависти и розни к сочувствию, эмпатии, к ответственности друг за друга. Это ли не счастье…

В идеале – да. Но свет не приходит к тем, кому он не нужен, кому достаточно "отметиться" в шатре, для кого Симхат Тора – дата, а не движение души. Если мы не требуем единства, если не понимаем, что, только поднявшись над своим эго, сможем соединиться по-настоящему, если не генерируем вместе ту самую силу света – то свет и не приходит. Не к кому.

Свету нужен сосуд, желание. Иначе никак.

И тогда остается просто календарь, формальная смена дня и ночи, декорированное традициями забытье.

Все мы – зовущие себя избранными, или отрицающие это – одинаково забыли, что суть еврейского народа кроется в его способности нести свет, добрую взаимосвязь, в способности объединяться и объединять мир. Сегодня наши шатры – форма без содержания.

Первый шаг

Чтобы "сработали" праздники, чтобы пришла "радость Торы", надо подставить сердца свету. А если проще – открыть их друг другу. Все плохое произрастает в сердце, замкнутом на замок эгоизма. Все хорошее рождается между нами.

Верно, мы не можем просто так взять и перестать видеть вокруг чужаков, перестать рассматривать других как помехи или средства достижения своих целей. Но первый шаг все-таки за нами.

Не согласиться с эгоизмом. Поставить отдачу выше его "идеалов". Представить себе, хотя бы в первом приближении, общество, где ценят за участие, за помощь, где процветание – не синоним потребительства, где действовать за счет других, в ущерб другим – это плохой тон, вызывающий сочувствие и жалость окружающих.

Если затормозить на вопросе о том, "возможно ли такое", если глубокомысленно покачать головой или презрительно покрутить пальцем у виска – так и будем жить по своему фальшивому календарю, погрязая в непримиримых противоречиях.

Для начала этого нужно захотеть. Ведь желание – сосуд для света, помните? Сначала желание – потом свет. Так устроен механизм развития, хотим мы того или нет.

Главное здесь – взять направление, пускай неточное, требующее множества коррекций и поправок, но в сторону отдачи.

Мы уже делали это, и у нас получалось. Еще у горы Синай, под нависающей тенью взаимной ненависти (синá) мы сказали: "Сделаем и услышим". В нас это есть. Но нужен первый шаг, начальная подвижка, решение.

Тогда мы поймем, какая судьба нам уготовлена, поймем, что такое настоящая "радость Торы". И отпразднуем этот день в сердце.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шатер под звездами

Ynet: Тайна праздника Симхат Тора

Симхат Тора (Радость Торы) 2017 (клип)

Суккот – приближение к Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманПраздник Суккот позволяет лучше понять духовную работу, то есть пути приближения человека к Творцу. За счет нашего объединения и сокращения своего эгоизма мы создаем для Творца место, куда Он может облачиться и раскрыться между нами.

Характер этой работы меняется в зависимости от глубины желания и его состояния на разных ступенях приближения к Творцу. Поэтому есть разные времена, отличающиеся своей работой: особые дни, праздники, дни и ночи, недели и т.д.

Сейчас мы выясняем особый вид, специальную форму приближения к Творцу, который называется "Суккот". В сущности, эта работа всегда включает в себя одни и те же компоненты: желание насладиться, сокращение, экран, отраженный свет, но с разными видами связи между исправленным желанием и высшей силой, источником света.

Именно поэтому мы и изучаем праздничные традиции – не как народные обычаи, а как методику особого приближения к Творцу. Ведь существует связь ветви с корнем и поэтому в нашем мире отражается состояние духовных корней. В то время, когда есть особый окружающий свет, приносящий в этот мир материальный праздник Суккот, нам стоит изучать высшие духовные корни этого праздника.

Из высших корней в наш мир спускаются разные состояния, отражающие в нашем мире праздники, особые традиции. 

* * *

Мы находимся в реальности своего желания насладиться, которое рисует для нас весь этот мир. А чтобы увидеть истинный мир, надо подняться выше этой эгоистической картины. И для этого необходимо сделать покрытие (схах), то есть поднять важность понятий, в которых нет никакой пользы со здравой, эгоистичной точки зрения: веры, отдачи, объединения, любви.

Никто не ценит такие вещи в нашем мире. Как правило, самые эгоистичные люди, стремящиеся к власти, деньгам,  славе, любят поговорить о любви к людям. Но мы понимаем, что это только для того, чтобы запутать других и взять над ними власть.

Суккот – это переворот, происходящий после того, как человек решает начать "Новый год", новый период. Все, что прежде было для него ничтожным "мусором", отторгаемым эгоистическим желанием, он теперь собирает и поднимает выше своей головы.

Эти вещи не могут быть на высоте головы, потому что в них нет никакого рационального смысла. Но их нужно поднять выше знания, против своей логики оценив выше всего, что есть в этом мире. Мне становится важнее всего соединение, любовь, отдача – все, относящееся к исправлению желания.

Если человек думает так, это значит, что он строит Сукку и освящает ее, сидя в ее тени и наслаждаясь. Только в такой форме он может достичь "ушпизин", удостоиться почетных гостей, каждый день все больше приближаясь к Творцу. Семь дней Суккота находятся против семи сфирот, раскрывающихся в нашем исправленном духовном сосуде (кли).

* * *

Из письма Рабаша № 36: Сукка – это "тень веры", и со стороны суда должно быть "тени больше, чем солнца". Если человек не добавляет сам свойство тени, то свыше проявляют к нему милосердие, и закрывают от него солнце. И тогда он злится, ведь ему хочется как можно больше солнца, а ему добавляют тени.

Но если человек превозмогает тень, то ему дают свойство солнца, и тогда он должен добавить тени. А если он не добавляет, то ему добавляют свойство тени сверху, и так повторяется. Пока не удостоится вечного слияния.

Это называется "танец". Творец играет с человеком, давая ему то больше, то меньше, и проверяя его реакцию. А человек должен все время сохранять тень, чтобы его экран покрывал все его знания, то есть всегда оставаться в отдаче.

Из урока на тему "Суккот", 15.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Суккот: к слиянию в единое "объятие"

Теплые волны Суккота

Под сенью временного жилища

Теплые волны Суккота

каббалист Михаэль ЛайтманВ раскрытии высшей силы есть 125 ступеней – все большего и большего приближения человека к Творцу. Но процесс этот идет особым образом, ведь по мере своего приближения я вдруг снова ощущаю еще большую тьму скрытия. И снова я продвигаюсь, преодолевая темноту, совершаю раскрытие – чтобы опять оказаться во тьме.

Это словно школа, где с каждым классом учеба становится все серьезнее и тяжелее. В первом классе мы учимся играючи, во втором классе уже становится немного труднее, в третьем еще труднее. Когда мы доходим до старших классов, учеба становится очень напряженной, а в университете – совсем тяжелой.

Степень трудности резко возрастает по экспоненте, и это необходимо принимать в расчет. Но мы учимся помогать друг другу на этом пути и пользоваться помощью каббалистов и всей организованной ими системы, подготовленной для нас.

Как и в обычной науке, мы используем все достижения, начиная от самой древности и до наших дней. И хотя становится трудно продвигаться, но на научном фронте сегодня работают миллионы людей, что требует больших ресурсов, материалов и денежных средств, а потому наука развивается.

Чем дальше мы продвигаемся, тем больше повышаются требования к работе, к ее количеству и качеству, требуя массового участия. Поэтому сегодня все человечество вступает на особую ступень – многие люди ощущают пустоту жизни, которую можно наполнить только поисками Творца. 

По этой причине человек и лишается вкуса жизни, что призвано подтолкнуть его к раскрытию высшей силы. Он найдет наполнение лишь в том случае, если раскроет источник жизни, породивший его и играющий с ним в прятки.

Суккот – это особый праздник. Это время, когда все ищущие Творца уже начинают ощущать идущие от Него теплые волны, объятия – и это прекрасное чувство. Словно в игре в прятки, где при приближении к месту находки тоже  говорят: "Теплее, теплее, совсем горячо!"

Суккот - особое время даже для людей, которые пока не включились в поиски высшей силы, но уже немного ощущают ее недостаток. Если в течение праздников они хоть как-то присоединятся к нам: примут участие в обсуждениях в кругах, то почувствуют, что в этом присутствует совершенно особое вдохновенное чувство, обволакивающее весь народ.

Будем надеяться, что вместе мы удостоимся ощутить это тепло и раскрытие!

Из 441-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Радость излечения от эгоизма

Дни духовного подъема

Под сенью временного жилища

Суккот и Симхат Тора. Серия "Духовные состояния"

О каббалистической сути праздника Суккот и Симхат Тора.

Рош аШана и Йом Кипур. Серия "Духовные состояния"

Что это за духовные уровни - "Рош а-Шана" и "Йом Кипур"? Какое особое свечение пробуждается в эти дни? Как использовать это время?

Отрывки из уроков 07.10.2019, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока по статье Рабаша "Какова мера возвращения"

Для каждого духовного явления есть в нашем мире материальный отпечаток, как ветвь, соответствующая корню.

Поскольку материальная ветвь проявляется в определенное время, в определенном месте и конкретных материальных условиях, то она существует в очень сжатом виде, четко ограниченном во времени и пространстве. И поэтому есть всевозможные материальные традиции, отражающие духовные заповеди.  

Заповедь – это действие по исправлению желания с привлечением света, возвращающего к источнику, который называется "Тора". Свет производит в нас изменения, которые называются "заповеди", исправляя наше желание.

Но полезно проследить, как духовный корень опускается, проявляясь в материальной ветви. Поэтому у нас есть возможность использовать в каббале язык ветвей, а также выполнять в нашем мире действия в качестве духовных символов.

Например, в Йом Кипур (Судный день) принято раскаиваться и молиться о возвращении к Творцу. Но ведь о таком возвращении к Творцу надо просить каждый день, в каждый миг. Раскаяние должно быть постоянным. Однако в материальной ветви мы особо посвящаем этому один день в году – Йом Кипур. 

А месяц Элуль называется "Я к Любимому, а любимый – ко мне", символизируя стремление человека к Творцу. Разве нужно стремиться к Творцу только один месяц, а в другие нет? Но так это отпечатано в материальных ветвях. И поэтому, приближаясь к Судному дню, нам стоит особо задуматься о том, как достичь возвращения к Творцу.  

* * *

Если мы хотим, чтобы наши действия были направлены на духовное, на достижение свойства отдачи и подъем над своим эгоистическим желанием, то должны думать только о том, как доставить удовольствие Творцу. То есть наши действия, расчеты, мысли обязаны быть выше материального существования. Поэтому все производимые действия кажутся нам оторванными от реальности, бессмысленными в этом мире.

Нам очень трудно продолжать их день за днем, ведь каждый раз надо заново добавлять по капле свои усилия, пока не получишь новое свойство отдачи. 

Поэтому нам надо просто выполнять советы каббалистов, заранее понимая, что в этих действиях нет никакой рациональной основы в нашем мире, прагматической выгоды, которая бы нас обязала. Эти действия так же оторваны от реальности, как весь духовный мир. Мы не чувствуем в них необходимости.

Творец сделал так, что они противоречат нашему эгоизму, желанию насладиться, и это огромная помощь нам.  Ведь без такого противоречия, возможности почувствовать и оценить свое сопротивление, мы вообще не знали бы, что выполняем духовные действия и продвигаемся. Чем меньше у меня желания выполнять действие, тем увереннее можно сказать, что оно близко к духовному.

Творец специально создает в нас злое начало, чтобы мы могли оценить свои действия и мысли относительно своего эгоизма и понять, насколько они соответствуют духовному направлению. Иначе нам никогда не удалось бы войти в духовный мир, мы вообще не знали бы, что это такое.

Эгоизм работает как "помощь против себя самого". Каждый раз он отталкивает нас от духовного и забирает силы, но если мы понимаем, что все это дано нам в помощь, то именно так можем продвигаться.

Из утреннего урока 07.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 24.09.2019

Отрывки из уроков 23.09.2019

Отрывки из уроков 18.09.2019

Доброго нового года!

каббалист Михаэль ЛайтманПериод от начала года (Рош аШана) и до Судного дня (Йом Кипур) называется грозными днями. Но на самом деле все зависит от нашего ощущения. Даже самые траурные дни, как день 9-го Ава, символизирующий трагические события, случившиеся в истории еврейского народа в прошлом, в будущем станут самыми лучшими днями.

Поэтому все зависит от того, чем живет человек. Если он живет прошлым, как это делают многие, поскольку ничего не знают о будущем, то для него это грозные дни. Но наука каббала, которая вся обращена в будущее, рассказывает об этих днях как самых прекрасных и добрых. Новый год, Рош аШана – это начало добрых изменений.

А период покаяния, предшествующий началу нового года, нужен для осознания своей злой природы, которую нам необходимо исправить. Наступает самое подходящее время для исправления, благодаря которому мы приходим к добру.

Вслед за Рош аШана идет Судный день (Йом Кипур), когда человек судит самого себя, выясняя, как он может достичь ступени Творца, состояния высшей силы, лучшего которого ничего нет. Он проверяет, что нужно исправить для того, чтобы достичь этого исправленного и высокого состояния.

И как следствие, приходит праздник Суккот. После всех выяснений и просьбы об исправлении, мы начинаем строить душу. Сукка символизирует общую душу Адама Ришон, частями которой мы все являемся. 

Если мы собираемся вместе под крышей сукки, под одним покрытием, покрывая все прегрешения любовью, то раскрываем "Радость Торы" (Симхат Тора). Мы настолько соединяемся все вместе, что нас наполняет высший свет, называющийся "Тора", приводя к исправлению.

Эти дни зовутся "грозными", но их грозность следует из их величия. Как сказано о Творце, что Он "великий и грозный" – но не от угрозы, а от преклонения перед Его высотой.

Перед Рош аШана принято желать друг другу доброго года и доброй записи в Книге жизни. Но главное, нам нужно понять, что если мы объединимся, покрыв все прегрешения любовью, то этот год действительно будет для нас добрым.

И такого соединения надо достигать не раз в год перед праздником, а ежедневно, день ото дня становясь душевно все ближе друг к другу. Пока мы не почувствуем такую сердечную близость, будто стали одним человеком с одним сердцем.

И тогда мы ощутим высшую силу, общую природу, наполняющую наше общее сердце. Вот это будет действительно добрым новым годом.

Из программы "Мир. Еврейские праздники", 26.09.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рош аШана – первая станция на пути к исправлению

С новым 5779 годом! С праздником Рош аШана! (клип)

Праздники с точки зрения каббалы

С праздником Рош аШана! С 5780 годом! (клип)

С праздником Рош аШана! С 5780 годом! Давайте сделаем этот год годом совершенно новых постижений...

День любви – Ту бе-Ав (Пятнадцатое Ава). Серия "Духовные состояния"

Духовное состояние ‒ День любви (Пятнадцатое Ава). Праздник этот существует более 3000 лет...

Ту бе-Ав – время выбора невесты

каббалист Михаэль ЛайтманБина – это свойство веры в абстрактном виде, но реализуется эта вера в Малхут, ведь вера может практически работать только там, где есть свойство получения. Желание насладиться сначала появляется в стадии Хохма, однако оно еще не реализовано со стороны творения.

А желание отдачи появляется в Бине, но еще без практической реализации. И от сочетания одного с другим появляется четвертая стадия (далет), где должна быть вера и в мере веры – получение. Желание получить в Малхут – это следствие из желания отдавать Бины и желания получить в Хохма, которые Зэир Анпин полностью соединяет вместе.

* * *

15 Ава (Ту бе-Ав) считается одним из самых лучших дней для Израиля. А хороший день – это тот, когда можно больше всего отдать Творцу. Ту бе-Ав символизирует получение ради отдачи, но в счет будущего, когда Малхут уже будет исправлена. Пока же, хотя и происходит подъем миров, но за счет пробуждения свыше, а не работы низшего.

Конец исправления происходит в Пурим. А Ту бе-Ав – это соединение получающих желаний Малхут при наличии всех правильных условий, вышедших из четырех стадий, представленных как четыре группы девушек, ищущих женихов: Хохма, Бина, Зэир Анпин и Малхут.

Красавицы говорили: "Обратите свой взор на нашу красоту, ведь жена создана для красоты. Знатные говорили: "Обратите свой взор на семью. Ведь жена создана для детей. Богатые говорили: "Обратите свой взор на тех, у кого много богатства". А некрасивые говорили: "Возьмите нас во Имя Небес и увенчайте золотыми украшениями". 

Так проходили все стадии: Хохма, Бина, Зэир Анпин, пока очередь не доходила до Малхут и выяснялось, что Малхут Шамаим (власть небес) обязана быть бедной и убогой, а не богатой, красивой и знатной. И только за счет нашей работы мы становимся способны хранить ей преданность.

Этот праздник олицетворяет наши поиски, разочарование в собственных силах, готовность любыми средствами отделиться от желания насладиться и быть преданным отдаче, то есть ничего для себя не требовать. Я прошу Творца, чтобы обеспечил мне защиту против моего желания насладиться, моего главного врага. Я должен возненавидеть свой эгоизм до такой степени, чтобы не поддаться ни на какой соблазн.

Пусть мой эгоизм просто умрет – он ничего не получит! Пусть я сам исчезну, не страшно, ведь я должен пройти через точку полного сокращения и родиться уже с другой стороны барьера, что означает смерть моего желания насладиться ради себя. Вот это и будет для меня жизнь и свет – живут только по ту сторону этого барьера (махсома).

Для этого надо прийти к четвертой стадии, Малхут – к уродливой, бедной, незнатной невесте, которая и называется верой. Если несмотря на ее бедность и убогость, я способен хранить преданность ей, значит обрел веру. Таково условие обретения Малхут: согласие прилепиться только к ней, несмотря на другие соблазнительные образы.

Веру принимают без всяких условий, иначе это будет не вера, а расчет или сделка. У веры не может быть никакой корыстной основы, я хочу избавиться от эгоистического расчета. Иначе мне не войти в духовный мир – это условие входа: очиститься от эгоистических желаний и находиться только в отдаче. Свойство отдачи – это отсутствие всякого расчета на собственную выгоду.

Если я стараюсь достичь веры, то прохожу через все эти этапы, один за другим, знакомясь с "невестами", предшествующими Малхут: красивыми, богатыми, знатными. А в итоге прихожу к тому, что не хочу ничего, только бы освободиться от всей этой "знатности". Я хочу, чтобы был один Творец, а меня не было. Только так начинается духовная жизнь.

Я готов оставить все свои расчеты и прилепиться к Творцу без всякого рассуждения. Так я становлюсь духовным зародышем. Я хочу, чтобы мной управляла программа Творца, определяя все мое поведение, мысли, желания. Пусть во мне действует другой двигатель.

Сейчас во мне крутится эгоистичный двигатель, ищущий, как больше выиграть, преуспеть, насладить себя. А я хочу, чтобы во мне был новый двигатель, который все время крутит меня в сторону Творца и ничего не ищет для себя – чтобы во мне действовала новая программа отдачи. Это значит, что во мне раскрывается высший свет, давая мне новый взгляд на жизнь, и этими новыми глазами я вижу высший мир.

* * *

Из всех "невест", из всех желаний, мы после долгих выяснений выбираем такое, которое не требует ничего, кроме слияния, и хочет все свое получение основать только на вере. Это условие обретения Малхут, получения ради отдачи.

Эта невеста кажется уродливой нашему желанию насладиться, не знатной, бедной и убогой. Но именно тогда, когда я ничего не получаю для своего эгоизма, я могу быть преданным Творцу всей душой. Я готов умереть, лишь бы остаться преданным Ему. И это условие перехода махсома.

* * *

Ту бе-Ав – это выбор Малхут Шамаим. После Девятого Ава у меня ничего не осталось для себя, все рухнуло: и Первый Храм, и Второй. И тут приходит 15 Ава, когда я могу основать свое отношение к Творцу на одном свойстве отдачи. Поэтому 15 Ава считается самым большим праздником.

Благодаря раскрытию крушения в 9-е Ава, я 15-го Ава обретаю способность держаться за Малхут Небес, выбрать правильную невесту, Малхут.

Четыре невесты, из которых мы выбираем – это наше отношение к группе, ожидание получить от нее богатство, знание, знатность. Но в итоге я вижу, что ничего не получу, кроме одного: через преданность им достичь преданности Творцу. И это для меня самое большое достояние.

Все это кажется уродливым для моего желания насладиться. Я не вижу ничего хорошего в этой группе, и рад бы всех поубивать, но это именно та форма, через которую я могу прийти к Творцу, если приму ее. 

И весь мир показывает, как он ненавидит меня за то, что я занимаюсь отдачей, и как бы он поддерживал меня, будь я таким же эгоистом, как все. Мир становится очень резким в этом отношении. Никто не обвиняет меня за эгоистическое получение, но все нападают на меня за стремление к отдаче. А если я поменяюсь, то мне немедленно обещана хорошая жизнь и возвращение трех выгодных невест: стадии алеф, бет и гимел.

И здесь надо быть очень прямым и нельзя пойти ни на какой компромисс. Творец будет запутывать меня всеми способами. Но условие перехода махсома – это сказать: мне лучше смерть, чем такая жизнь. И тогда я увижу, как все эти миражи рассеиваются и исчезают. 

Настоящая невеста – это та, которая будет со мной при условии, что я согласен принять ее любой, будь она самой уродливой на свете. Нет у нее ни красоты, ни богатства, ни знатности – ничего привлекательного. Почему же я ее люблю и сближаюсь с ней? Потому что только в таком образе она может привести меня к Творцу.

Я вижу, что это Творец играет со мной через все эти миражи, соблазняя меня богатством, умом, знаниями, знатностью, подкупая мое честолюбие. Но в конце концов я понимаю, что величие Творца в скромности. А потому мне надо поубавить свою гордыню и свои требования, и искать не красоту и знатность, ум и богатство, а только желание прилепиться всем сердцем, и тогда можно жениться.     

* * *

Период 9-го Ава – это время смерти, разрушения. Но начиная с 15-го Ава и далее, с радостного дня Ту бе-Ав, в который мы выбрали правильную Малхут Шамаим, мы начинаем подготовку к конгрессу: к соединению между нами и слиянию с Творцом уже с правильным желанием.

Из урока по статье Рабаша "15 Ава", 16.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

15 Ава (Ту бе-Ав). Скромный праздник любви

Пара влюбленных – человек и Творец

День любви

Страница 29 из 72« Первая...2728293031...Последняя »