Из урока к празднику Ханука
Война Маккавеев – это война каждой группы, партии, всего народа и каждого человека с самим собой за то, чтобы подняться верой выше знания над своим эгоистическим мнением и соединиться с другими. Только таким путем происходит чудо.
* * *
Когда десятка обретает веру выше знания, она превращается в горящий светильник, кувшинчик с маслом, от которого возможно зажечь бесконечное число других светильников. Но прежде всего, это состояние, называемое Ханукой: чистое масло, подтвержденное печатью первого первосвященника, великого коэна, эта сила объединения, вера выше знания должна быть достигнута внутри десятки.
И для этого десятка должна выйти наружу и убедить других в необходимости такой веры выше знания, чтобы внешнее давление и внутреннее осознание необходимости дало им возможность соединиться поверх эгоизма каждого и превратиться в святой светильник с маслом.
Так перед выходом евреев из Египта фараон, олицетворяющий весь эгоизм, должен был узнать об этом исходе и позволить им уйти. И поэтому Моше ходил к фараону и убеждал его отпустить евреев.
* * *
Сила нашего объединения должна стать настолько мощной, чтобы взять власть над всеми силами разобщения. Но именно благодаря разобщению мы увеличиваем силу единства, сжигая силы, которые отталкивают нас друг от друга, и поднимая наше объединение выше них. Добро произрастает только из зла.
Фараон сидит внутри каждого из нас и заявляет: "Я не дам тебе соединиться с другими. Как бы ты ни старался вырваться от меня, ничего не поможет". И так, день за днем, идет эта война.
* * *
Ханука ("остановились здесь" ‒ хану-ко) – это передышка между двумя войнами. До Хануки идет первая война за отдающие желания, а вторая, уже после нее – за получающие. Это две совершенно разные формы войны, а потому между ними обязана быть остановка.
Мы меняем свой подход: сначала мы хотели достичь ступени Бины и потому все время выводили из использования свое желание насладиться. Чем больше мы отказывались от своего эгоизма, тем выше поднимались к Бине. Закончив эту войну, мы получили светильник с маслом, горящий восемь дней. То есть мы видим, что всем своим пройденным путем зажгли восемь свечей, свет отдачи, обрели свойства Бины.
И теперь, находясь в Бине, мы начинаем присоединять к себе желание насладиться, чтобы получать ради отдачи. То есть мы постепенно снова опускаемся от Бины вниз, каждый раз беря немного желания, чтобы использовать его на отдачу, пока не присоединим его все к Бине, к отдаче. Это уже работа Пурима.
От одной войны до другой кардинально меняется наш подход. Сначала у нас была установка: ничего не получать! А сейчас, наоборот: получить, пусть даже с некоторыми ограничениями. Это иное отношение, иная цель.
Ханука – это не строительство. Мы ничего не строили, а только отыскивали искры между руин, в обломках разбитого желания насладиться. А после этого уже начинается строительство Храма с использованием этого желания насладиться. То есть мы достигаем общего соединения, включающего эгоизм каждого как материал творения.
Необходима остановка, так как невозможно плавно перейти от одной войны к другой. Сначала война шла за то, чтобы не получать. И когда мы достигли пика этого отказа от получения, на всех уровнях и слоях Малхут, то есть ступени Бины, то вынуждены остановиться перед началом новой работы.
Чудо Хануки состоит в том, что благодаря своим усилиям мы получаем свет свыше, который помогает нам найти кувшинчик с чистым маслом, зажечь его, и закончить войну, а после передышки выйти на новую битву. Вся помощь, полученная свыше – это чудо.
Отрывки из утреннего урока 02.12.2018