Выход из Египта, из эгоизма, изучают в виде вопросов и ответов, чтобы и сегодня возбудить корень освобождения от эгоизма. Поэтому традиционно дети (также "дети" во взрослом человеке) спрашивают о выходе из зла, чтобы получить разумные ответы.
Чем отлична эта ночь от всех ночей?
- Ночь - тело, желание. День - свет, душа.
Чем отличается наше желание от желаний, не ищущих исправления?
- Тем, что был я рабом эго, поэтому смог просить подняться в Высший мир. И так продолжать до полного исправления
Заповедь рассказа о выходе из Египта - чтобы возбудить корень освобождения от эгоизма и входа в высший мир. А все последующие ступени исходят из этой. И эта ступень возбуждает все высшие ступени. Поэтому достаточно есть мацу только в праздник Песах.
По выходу из Египта получили намерение отдачи, свет Хасадим. На Красном море светил свет Хохма. Получение Торы снизу - в "сделаем и услышим". Чудо - свыше, а Тора – снизу, по требованию людей (не на небе она) дана людям.
Вначале учебы было наслаждение работать в эгоизме. Затем свыше дают падение, чтобы ощутил изгнание из духовного во власть эгоизма и просил освобождение. Если не может быть в отдаче, страдает, желая давать и любить, и просит об освобождении от эгоизма.
Зло является злом, если человек так ощущает. Величина зла - в помехе достичь добра. В мере важности исправления, ощущает зло в помехах исправиться. Поэтому ощущает зло в мере важности духовного. Зло рождает ненависть к эгоизму, как помехе любви к Творцу.
Сказано: "Лик Творца в делающих зло...". פני ה' בעושי רע Те, кто желают идти путем Творца, видят, что всегда делают зло, поэтому просят Творца и делают все, чтобы Он помог выйти из зла, своим светом. Поэтому "Лик Творца в делающих зло", чтобы исправить их!
Сказал Рабаш: Маца шмура (стерегущаяся) - указывает, что необходимо стеречься и отдаляться от эгоизма при выполнении духовных действий, действий исправления эгоизма. Ведь если не знаем, как стеречь себя от эгоизма, то подменяем главное в Торе - второстепенным...!
Необходимость в Торе, инструменте исправления эгоизма, возникает, когда человек обнаруживает, что он эгоист и что эгоизм - зло! А до этого учит не Тору, методику исправления эгоизма, чтобы достичь "От любви к людям к любви к Творцу", а ради знания (хохма ба гоим таамин).
Обновления в человеке начинаются с выходом из Египта, власти эгоизма, Фараона. До этого он не понимает, о чем говорит Тора. Ведь находится под властью эгоизма, не может быть под властью Творца, понимать Его. А с выходом из Египта, способен получить Тору и работать на Творца.