Зажигание между нами маленького света – свойства отдачи и взаимной любви – называется "Ханука". От маленького света, называемого нэфеш, затем руах, нэшама, хая, йехида – постепенно разгораются взаимные доброжелательные отношения, включающие друг в друга все наши свойства и чаяния, когда мы начинаем чувствовать себя как одна хорошая, добрая семья.
Это происходит постепенно. В духовном мире есть семь стадий – хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут. Только мы поднимаемся снизу вверх, от малхут до самой высшей хэсэд, зажигая в себе все больший и больший свет. Далее...
Это и олицетворяет собой Ханука (ивр. "хану-ка", "ханайя" – остановка). А после этой остановки есть еще период до Пурима, когда мы преодолеваем сфирот выше хэсэд – бина, хохма и кетэр. И тогда достигается абсолютно полное слияние и полное освещение и освящение нашей взаимной связи, когда мы действительно становимся как одно целое, одна душа, называемая "Адам".
К этому мы должны устремиться, потому что это является целью нашей жизни, нашего существования, целью творения.
Вопрос: Где в этом пути греки?
Ответ: Греки находятся между нами, это силы, которые разъединяют нас, не дают соединиться между собой, отталкивают друг от друга так же, как раньше – египтяне.
То есть все противодействующие нашему объединению, нашему слиянию силы на разных уровнях называются или египтянами, или римлянами, или греками. Но, в принципе, это наш эгоизм.
Мы и сейчас подчиняемся и египтянам, и римлянам, и грекам – так называемым народам мира, которые находятся внутри нас, – эгоистическим силам, командующим нами.
Вопрос: Получается, что сейчас мы не воюем с ними?
Ответ: Нет! Какая война? Наоборот, мы приглашаем к себе всех наших внешних недругов, не считая их врагами. Мы – эллинисты. Мы считаем, что их культура, наука, образование – самое лучшее для нас. Мы даже не собираемся объединяться.
Вопрос: То есть мы хотим жить как они, а должны жить как народ Израиля?
Ответ: Жить как народ Израиля – это не значит сидеть и с утра до вечера учить Тору. Мы должны строить правильное общество, в котором все были бы связаны законами дружбы и любви. "Возлюби ближнего как себя" – это главный закон Торы, который мы должны начать соблюдать.
Вопрос: Когда же придут Маккавеи и начнут войну?
Ответ: Мы пытаемся это сделать, насколько возможно.
Вопрос: Но это будет неожиданно? В последнее мгновение, когда все будут в тупике, в страданиях?
Ответ: Желательно, чтобы это было не так. Ведь Маккавеи пришли, когда уже не было никакого другого выхода, и Йеуда Маккавей вскричал: "Кто к Творцу – за мной!"
Будем надеяться, что мы все-таки постепенно, распространением каббалы придем к состоянию, когда люди начнут понимать нас и приближаться к этой идее.
Вопрос: Если говорить о внешнем, то Маккавеи были каббалистами?
Ответ: Конечно. "Все, кто за Творца, – ко мне!" – это каббалистический призыв, то есть: "Давайте объединяться! Мы согласны быть центральной точкой объединения". Йеуда Маккавей был великий ученый, великий мудрец, коэн, и поэтому он мог это сделать. На том духовном уровне, на котором он находился, у него действительно были силы притянуть к себе весь народ.
Вопрос: То есть Творец – это и есть единство?
Ответ: Да. Ощущение единства или ощущение Творца – это одно и то же. Творец – это не нечто существующее вне нас, а та сила объединения и любви, которую мы достигаем. Ее мы называем Творцом.