Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Подготовка к "Дарованию Торы"

каббалист Михаэль ЛайтманСемь недель отсчитай себе со времени, когда заносят серп на колосья, начинай считать семь недель. И совершай праздник Шавуот… [Тора, "Дварим", "Рээ", 16:09 – 16:10]

После Песаха начинается подготовка к лету, поре жатвы. Это время, когда нельзя заниматься большими исправлениями.

В материальном мире их символизирует запрет стричься и другие законы поведения, говорящие о том, что в это время человек не может заниматься серьезными исправлениями, для которых нет достаточно света, сил.

Такой период называется временем малого состояния (катнут), и поэтому на него не выпадают праздники, запрещено играть свадьбы, покупать новые вещи и так далее. Это значит, что мы не вооружены большими силами против своего эгоизма, потому что все это время подготавливаем себя к получению Высшего света в праздник Шавуот.

В течение 49 дней происходит постепенное накопление правильного желания, которое исправляется в очень напряженных состояниях, а затем прорывается, раскрывается, и в нем проявляется высший свет, который называется "Дарованием Торы".

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шавуот: о вручении и получении

Праздник Шавуот: путевка в жизнь

Радостный праздник дарования Торы

Шавуот: о вручении и получении

Шавуот – это дарование Торы, растянувшееся на тысячелетия. Что, собственно, вручили нам у горы Синай? Почему мы все время возвращаемся к ней? Сколько можно получать Тору?

2017-05-22_shavuot_w

Еврейский народ выкован в горниле Синая. Над самой вершиной в черной туче вспыхивали молнии, гремел гром, и мы в страхе выглядывали из стана. Повсюду разносился трубный глас. Когда мы подошли к подножию, гора дымилась и содрогалась. И Моше отправился наверх по зову Творца.

Или Тора описывает вовсе не эту голливудскую картинку, а что-то гораздо более серьезное? То, что происходит в нас, сегодняшних. Может, туча легла на сердце? Может, то была гора ненависти, нависшей над нами в дыму и огне? Может, в нас гремели и пылали страсти, заставляя содрогаться до глубин естества?

Тора – не летопись о делах прошлого, наоборот, она описывает момент, когда решается наше будущее. Впервые от всех нас требуется четкий ответ: готовы ли мы принять взаимное поручительство как Закон жизни? Ведь именно это и есть "Тора" – инструкция о том, как стать поручителями друг другу. 

С тех пор из поколения в поколение передавался главный урок: однажды дарованную Тору надо получать вновь и вновь. Получать у горы ненависти (синá), под грохот стихий, бушующих внутри. Принимая этот Закон, мы жили вместе, на своей земле. Отвергая его, мы рассеивались среди народов.

И вот что удивительно в современную эпоху: "дарованная" нам земля Израиля, подобно Торе, тоже ждет, чтобы мы ее получили. С момента провозглашения независимости прошло почти 70 лет. Полвека назад мы воссоединили Иерусалим. Но это еще не поручительство, не народ, сплоченный, "как один человек с одним сердцем". Да, физически мы "вышли из Египта", вернулись домой – но внутренне еще не прошли через Синай и потому рискуем упустить свой шанс.

Современное государство Израиль – историческое окно возможностей. А главное – оно открыто не только для нас, но и для всего мира. Ведь сегодня все человечество превращается в пороховую бочку страстей. И наш выбор станет для него решающим.

Лекарство по требованию

Шавуот, как и все еврейские праздники, несет призыв к действию. Он светел, он полон белизны, но он непрост. Если бы достаточно было на секундочку взяться за руки и улыбнуться друг другу, мы бы уже давно выстроили здесь "город-сад" всем на загляденье.

Но нет. Нам предоставили землю и возможность жить на ней по-братски, а мы вместо этого мнемся, склочничаем, пьем друг из друга кровь и пытаемся хоть как-то решать проблемы по мере их поступления.

Судьба подарила нам уникальный шанс на единство, а мы даже не понимаем, чтó происходит. Лязгают острые углы, которыми мы сталкиваемся, людей душит безразличие, обжигает злоба, оглушает канонада секторальной вражды, но мы делаем вид, что все нормально. Ничего страшного. Жить можно. За плечами у нас такой опыт бедствий, что, как бы, грех жаловаться.

Но это же передышка, не более! На самом деле нас медленно, но верно придавливают к горе. К горе собственной ненависти. Мы не выглядываем из стана, но она все равно нависает над нами. Прямо сейчас.

Естественно, пока мы не замечаем ее, нам не нужна Тора. Где-то посверкивает, откуда-то обдает жаром, сердце порой рокочет "под капотом"… Но мы же на своей земле, а не в какой-то там пустыне, верно?

Нет. Мы там, где наши сердца. В пустыне бесплодных, бездушных отношений. И если мы вдруг обнаруживаем, как эгоизм раздирает нас на куски, если, попытавшись соединиться в нечто цельное, сталкиваемся с непреодолимым внутренним расколом – вот тогда нам нужна помощь.

Оказывается, "номинальный" выход из Египта – это еще не все. Главное испытание ждет нас впереди. Все пути ведут к горе. И под ней, осознав наконец проблему, распознав болезнь, мы понимаем и принимаем лекарство. Оно и раньше лежало в этой "аптеке", но мы не чувствовали, что больны. Вот почему вручение Торы и ее получение – не одно и то же.

Эликсир или яд?

Тора – это лекарство, предназначенное исключительно для "внутреннего применения", для соединения между нами. Все наши беды, изгнания, крушения Храмов, скитания, гонения были вызваны беспричинной ненавистью, сделавшей нас далекими, чужими друг другу.

Тора позволяет нам сблизиться вновь, "выйти из-под огня". Однако если ограничиваться ее внешним применением, не устремляясь к единству всего народа, тогда "эликсир жизни" превращается в "смертельный яд".

Нет, это вовсе не метафоры, а четкие термины, к которым прибегают наши мудрецы. Не используя Тору или используя ее не по назначению, мы даже не видим, какой ущерб наносим сами себе. Иногда еще и кичимся "чистотой", хотя на самом деле погрязли в собственной грязи по уши. Крупные сектора в стране обитают "в параллельных мирах", почти не соприкасаясь. Некоторые живут за счет остального населения, да еще и противопоставляют себя ему под предлогом "праведности".

Так вот, все, что разделяет нас – напрямую или под фасадом красивых и правильных слов, – это смертельный яд. И он разъедает всех.

Если поднять глаза от повседневных забот, мы увидим, как далеко нас разбросало друг от друга. Мы не просто разобщены, нам приятно колоть, унижать, попирать. Каждый хочет быть успешнее, богаче, умнее, выше других. Особенно ярко это проявляется в зеркале СМИ, где пороки общества видны, как на ладони. Никто уже ничему не удивляется. Никому не стыдно.

Не самое приятное зрелище, зато все встает на свои места: мы блуждаем в пустыне человеческого естества, и оно горой вздымается перед нами. "И пришли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне, и расположился там Исраэль против горы" (Тора, Шмот).

Теперь у нас есть возможность получить помощь – инструкцию, силу, которая сблизит нас, так чтобы мы выстроили в обществе здоровые отношения и счастливо жили в своей стране. Таков текущий момент эволюционного развития: или мы повзрослеем сами и начнем использовать Тору по назначению, ради единства над всеми разногласиями, или невзгоды взросления заставят нас это сделать. По сути своей, ситуация, в которой оказывается любой ребенок, как только выходит из младенчества.

Средство на все времена

Лучшее, что мы можем сделать для себя и для мира, – это сплотиться у горы ненависти, горы своих сомнений и раскрыть в себе Моше – ту силу, что тянет (мошех) наверх. Она всегда срабатывает, если мы вместе.

Тогда мы поймем: не какие-то там беженцы из Древнего Египта расположились станом в пустыне, чтобы принять самый главный в жизни дар, а каждый, где бы он ни жил, к какому бы народу ни принадлежал, какую бы веру ни исповедовал, стоит у подножия. Тут одна национальность – Человек. И сердце – одно на всех.

Тора, на самом деле, – мощнейший инструмент, который мы до сих пор не научились использовать. Поодиночке не дотягиваемся до него, а вместе взяться не готовы. Она обеспечит нам безопасность и процветание, она даст миру мир. Надо только свыкнуться с тем фактом, что она действует не в отдельном человеке, а между нами.

Ведь эгоизм проявляется именно по отношению к другим. Когда-то он вспыхнул при вавилонском столпотворении и потом всегда проявлялся в социуме, в отношениях между людьми.

Поэтому Тора предназначена для того, чтобы исправлять связь человека с окружением. В любые времена и на любом уровне технического развития. Ее не заменят новейшие средства коммуникации. Все, что у нас есть, без нее не будет работать правильно. Только позитивная взаимосвязь позволит нам заложить твердую основу своего будущего.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шавуот

Праздник Шавуот

Шавуот: праздник света в израильском хаосе

Шавуот

каббалист Михаэль ЛайтманШавуот – праздник дарования Торы. Но что такое Тора? Что, собственно, вручили нам у горы Синай?

Тора не летопись о делах минувших – наоборот, она описывает момент, когда решается наше будущее. Тора – инструкция о том, как стать поручителями друг другу. Принимая ее, мы жили вместе, на своей земле. Отвергая ее, мы рассеивались среди народов.

Шавуот, как и все еврейские праздники, несет призыв к действию. Он светел, он полон белизны, но он непрост. На самом деле нас медленно, но верно придавливают к горе. К горе собственной ненависти.

И если мы вдруг обнаруживаем, как эгоизм раздирает нас на куски, если, попытавшись соединиться в нечто цельное, сталкиваемся с непреодолимым внутренним расколом – вот тогда нам нужна помощь, нужна Тора.

"И расположился Исраэль против горы". Не какие-то беженцы из Древнего Египта разбили стан в пустыне. Каждый, где бы он ни жил, к какому бы народу ни принадлежал, какую бы веру ни исповедовал, стоит у подножия. Тут одна национальность – Человек. И сердце – одно на всех.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник Шавуот

Шавуот – самый важный праздник

Шавуот: праздник света в израильском хаосе

Иерусалим, построенный из наших сердец

как один человек с одним сердцемИерусалим – это показатель духовного состояния народа. Поэтому нет сейчас другого места, где существовало бы большее разобщение, ненависть между всеми течениями в народе, чем в Иерусалиме.

Это очень жесткий город, ведь он проявляет истинное состояние в сердце каждого относительно объединения. Иерусалим может быть или центром разобщения народа Израиля, или центром его единства.

Во времена Второго Храма занимались Торой и заповедями, и благотворительностью, так почему же Храм был разрушен? Потому, что была в нем беспричинная ненависть. (Вавилонский Талмуд, Трактат Йома)

В то время скрупулезно соблюдали все заповеди, изучали Тору, занимались благотворительностью – и была только одна проблема, что они не ладили друг с другом. Это совсем как сегодня: есть много религиозных людей, которые все соблюдают со всей тщательностью, но только между ними царит разобщение, отдаление, противостояние, ненависть.

И поэтому все рушится, как сказано: "В тот день, когда не восстановлен Храм, он будто снова разрушен". Пока мы не соединимся поверх ненависти друг к другу, мы не сможем достичь исправленного состояния. 

Поэтому исправление зависит не от соблюдения Торы, заповедей, благотворительности – а только от соединения сердец. Нам надо хотя бы повернуться в сторону любви к ближнему, и тогда будет восстановлен Иерусалим и все, что в нем должно быть.

Вопрос: Разве благотворительность не означает взаимную отдачу?

Ответ: Благотворительность – это когда человек действительно готов помочь ближнему, готов раздать все, что у него есть – но кроме сердца. Сердцем он не готов соединяться. С каким намерением он дает милостыню? Ради жизни своих сыновей, вознаграждения в этом мире и в будущем мире.

Без изучения науки каббала невозможно достичь отдачи, свойства "лишма", поскольку человек не притягивает свет, возвращающий к источнику, который называется Тора. Он не стремится исправить свое эгоистическое желание. И поэтому все его милосердие только ради своей пользы.

Вот почему разрушился Храм, несмотря на то, что люди занимались Торой, заповедями, благотворительностью – ведь все это было ради собственного блага. В народе царило разобщение, которое и привело к крушению Храма. 

Мы не способны соединиться, чтобы быть в одном желании, в одном сердце, что называется "укрыться одним одеялом", то есть одним анти-эгоистическим экраном.

Всенародная любовь должна стать целью всего нашего существования. Без этого не будет народа Израиля, государства Израиль, земли Израиля. И потому это должно стать национальной программой. Всеми силами нужно воспитывать народ в духе братской любви, и разумеется, иудаизм должен в первую очередь подать пример такой любви всему народу.

Как сказано в книге "Сэфер а-Мидот", в главе "Ценность веры" : "Не будет отстроен Иерусалим до тех пор, пока не будет мира в народе Израиля". Достичь мира внутри народа Израиля, совершенных, добрых отношений – это и означает отстроить Иерусалим: не из камней, а из наших сердец.

Из урока на тему "День Иерусалима", 24.05.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Иерусалим – символ объединения

Построить Иерусалим в сердце

Иерусалим: не камни, а дух

Иерусалим – символ объединения

каббалист Михаэль ЛайтманИерусалим в духовном понимании – это точка связи между душами и высшей системой. И если говорить о самом городе, то он совершенно уникален и имеет особый статус для Израиля. Ведь это место, где находится Храмовая гора и стоял Храм – символ связи этого мира с высшим миром.

Иерусалим – символ объединения. А известно, что именно объединение делает народ Израиля особым и избранным. Без него наш народ не достиг бы ступени Бины, отдачи (что символизирует число 40 – сорок лет странствий по пустыне) и земли Израиля, которая означает "прямо к Творцу" (Исраэль, яшар-эль).

Все это стало возможным, благодаря проделанной ими работе, в подъемах и падениях, преодолении всевозможных препятствий в пути.

Когда мы работаем против эгоизма над своим соединением, то достигаем желания, направленного к Творцу, которое в общем называется "земля Израиля", и затем приходим в особый, "совершенный город" (ира шлема), называющийся Иерусалим (Ерушалаим).

А внутри него есть гора (ар), то есть особые сомнения (ирурим), благодаря которым мы обретаем сосуд для получения ради отдачи – Первый Храм, а затем сосуд отдачи ради отдачи – Второй Храм. 

Все эти состояния достигаются только из объединения. Речь идет не о камнях или географическом месте, а об Иерусалиме "в сердце". То есть о том, как построить такие отношения, которые называются "совершенный трепет", "совершенный город" (ира шлема), то есть место соединения между нами и высшей силой, Творцом.

Все выражается через объединение. Есть объединение – есть земля Израиля, Иерусалим, Храмовая гора, а нет объединения – и ничего этого тоже нет. Поэтому находимся ли мы сегодня на земле Израиля и в Иерусалиме?

По правде говоря, нет. Это пока лишь потенциальные понятия, которые призваны направить нас на достижение их сути, то есть правильного соединения. И тогда мы окажемся на земле Израиля, в Иерусалиме, на Храмовой горе...

Бааль Сулам объясняет, что мы получили землю Израиля на время как возможность реализовать свое объединение и достичь освобождения, то есть раскрытия высшей силы. Освобождение – это свобода от своего эгоизма, для каждого по отдельности и всех нас вместе.

Поэтому главная наша работа – над объединением против эгоизма, и тогда мы раскроем Иерусалим в своем сердце и все остальные более внутренние свойства, которые проявятся в нем. 

Сказал рабби Йеошуа бен Леви (Иерусалимский Талмуд, трактат "Хагига"): "Иерусалим отстроенный подобен городу, слитому воедино - городу, который делает весь Исраэль товарищами".

Это значит, что если мы достигаем духовного состояния, называющегося "Иерусалим", то становимся единым народом Израиля, словно один человек. В этом состоит символ и суть Иерусалима. Нигде в другом месте, ни в одном народе нет такого подхода. Ведь в народе Израиля все всегда раскрывается только через объединение, без которого не существует ни народа Израиля, ни земли Израиля, ни Иерусалима.

Из урока на тему "День Иерусалима", 24.05.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Построить Иерусалим в сердце

Иерусалим: не камни, а дух

Обычные камни святого города

День Иерусалима

каббалист Михаэль Лайтман50 лет прошло со дня освобождения Иерусалима, тогда почему же город все еще "в оковах"?

И после 50 лет со дня освобождения Иерусалима он, как всегда, находится в центре мира. Напряженность в отношениях с Турцией, призыв Эрдогана к мусульманам массово посещать мечеть Аль-Акса, чтобы поддержать борьбу палестинцев и не позволить Иерусалиму стать столицей еврейского государства.

Предложение президента Америки Трампа - перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим может ещё больше ухудшить и без того шаткую атмосферу безопасности. Город, который является священным для трёх великих религий и в самом сердце которого находится Стена Плача,  был и остаётся спорной территорией.

Есть люди, которые рассматривают победу, одержанную в Шестидневной войне, как завершение возвращения народа Израиля домой. И есть те, кто видит в ней начало политической трагедии государства Израиль.

Тем не менее, в момент истины все были взволнованы до глубины души со слезами на глазах. Все ощутили огромное облегчение, получив доказательство того, что мы, действительно, можем постоять за себя, - то, что всегда подвергалось сомнению до этой войны. 

Только ощущая угрозу извне, мы опять становимся чуть ближе друг другу, забываем все разногласия и ищем убежища, которое сможет нас объединить,  подобно овцам, убегающим от волка. Но так не создаётся народ, так не возрождают мечту из праха, так не ведёт себя избранный народ.

Ничто не решается по мановению волшебной палочки. Практика доказывает, что ни  какое-либо политическое решение, ни жизнь в постоянном прессинге не станет "лекарством" для народа Израиля.

Невыносимая ситуация, в которой мы существуем сегодня, бесчисленные давления на нас внутри страны и за рубежом в свете растущего антисемитизма, - всё это ставит нас перед фактом, что исправление находится  в другом месте. Не во внешних действиях на фоне глубокого социального разрыва, а, прежде всего, в исправлении отношений между нами – народом Израиля.

Мы не сможем установить здоровую систему взаимоотношений ни с одним народом или государством, не "излечив" прежде взаимосвязи между нами. Таков закон Природы, действующий на народ Израиля, - "возлюби ближнего как самого себя", это самый первый закон.  И только выполнив его, мы сумеем достигнуть мира со всеми нашими внешними врагами.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Марш в Иерусалим

Ynet: Как отстроить Иерусалим, если в сердцах разруха?

Настоящий Иерусалим

Лаг ба-Омер – праздник каббалистов

каббалист Михаэль ЛайтманЛаг ба-Омер – это самый каббалистический праздник – праздник света. Лаг ба-Омер означает 33-й день (ламед-гимел) после Песаха, то есть выхода из эгоистического желания к отдаче ради отдачи, в отдающие желания.

Поэтому после него наступает период очищения желаний: 33 дня от Песаха до Лаг ба-Омер и затем от него до Шавуота. За эти 50 дней мы заканчиваем все исправления и становимся готовы к получению Торы, то есть света, который исправляет желания уже на получение ради отдачи.

До наступления дня Лаг ба-Омер мы еще не считаемся совершенно вышедшими из Египта, ведь нам нужно исправить в себе желания, в которых есть свойства Египта (эгоизма). Но на 33-й день достигаются исправления в 33-й сфире, и нам остается исправить лишь самую нижнюю часть ступени, получающие желания.

Поэтому тогда мы можем быть уверены, что непременно придем к получению Торы. Со дня Лаг ба-Омер нам уже начинает подсвечивать свет дарования Торы, пусть пока издалека. 

Вот почему день Лаг ба-Омер так важен с точки зрения исправления. До Лаг ба-Омер мы все еще исправляем и заканчиваем выход из Египта, а после этого дня начинаем готовить себя к получению Торы в Шавуот. Выходит, что Лаг ба-Омер – это совершенно особый "день", то есть состояние, проходимое человеком на пути исправления. 

Выход из Египта осуществляется под воздействием высшего света, огромного света Хохма, который раскрывается благодаря пробуждению человека. В результате он поднимается над своим эгоизмом и отрывается от него, однако все это благодаря свету, приходящему сверху. Желания пока остаются эгоистическими, но свет дает им возможность подняться над эгоизмом и захотеть отдавать.

Все это лишь благодаря высшему свету, который держит нас как магнитом. А теперь надо реализовать это исправление, чтобы оно отпечаталось во всех наших желаниях. Всего нужно исправить 49 сфирот, за 50 дней от Песаха до Шавуота, но, исправив 33 сфиры, уже можно не сомневаться, что мы закончим свое исправление. После этого уже ничто не сможет его остановить.

Известно, что 24 тысячи учеников Рабби Акивы умерли от эпидемии в один месяц. В них проявился такой огромный эгоизм, что вместо любви к ближнему, которую заповедал учитель, они впали в беспричинную ненависть друг к другу. А потому не смогли выдержать свет исправления, который должен был раскрыться в эти дни, и умерли. Только в день Лаг ба-Омера эпидемия прекратилась, и ученики перестали умирать.

От всех учеников Рабби Акивы осталась лишь маленькая группа, под руководством Рабби Шимона. В этой группе было десять человек, которые смогли соединиться между собой, как десять сфирот, и благодаря этому написали Книгу Зоар – самую величайшую каббалистическую книгу, комментарий на Пятикнижие Торы.

Каждый раз они получали свет, возвращающий к источнику, исправляли себя с его помощью и записывали о своих исправлениях и раскрытиях. Это и называется комментарием на Тору. Сам свет невозможно описать. Но когда он освещает желания, стремящиеся к единству, то проявляет новые формы их объединения и таким образом раскрывает себя, то есть Тору.

Есть связь между духовным корнем и материальной ветвью, и потому в нашем мире бывают дни, когда приходит более сильный общий свет. Поэтому нужно использовать это особое время праздника Лаг ба-Омер и всеми силами постараться достичь объединения. Ведь это самый благоприятный для него момент – все условия способствуют исправлению.

Группа Рабби Шимона в свое время произвела исправления в десяти главных сфирот. Но теперь все человечество обязано достичь таких десяти основных сфирот и тогда раскроет те же желания и света, то же состояние. То, что Книга Зоар раскрылась, после многовекового скрытия, свидетельствует о том, что наши желания уже готовы к окончательному исправлению, и мы живем в поколении Машиаха. 

Рабби Шимон умер в день Лаг ба-Омер. Но уход праведника из этого мира – это не траурный день, а праздник, поскольку действует на благо миру. Ведь душа праведника поднимается на еще более высокую ступень, которую мы даже не можем разглядеть.

Лаг ба-Омер – это праздник каббалистов, праздник высшего света, который должен прийти и облачиться в души людей. Это тот самый свет, который был в 24-х тысячах учеников Рабби Акивы, благодаря их соединению, а потом исчез, когда они не смогли преодолеть свой эгоизм и духовно умерли. Поэтому, как  рассказывает история, они также умерли физически, от эпидемии.

Весь этот свет группа Рабби Шимона раскрыла между собой, поднявшись по 125-ти ступеням духовной лестницы, написала об этом в Книге Зоар и скрыла ее до наших дней.

В наше время Книга Зоар раскрылась и дополнилась полным комментарием Бааль Сулама, под названием "Сулам" (Лестница). Это дополнение, благодаря которому мы можем постепенно подойти к Книге Зоар и раскрыть ее, пока не откроем все 125 ступеней и не достигнем полного исправления.

Из урока на тему "Праздник Лаг ба-Омер", 14.05.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

33-й день Омера – гарантия исправления

Лаг ба-Омер – праздник Света

Костры Лаг ба-Омера

Haaretz: Пламя ненависти, пламя любви

В моей постоянной колонке в газете Haaretz опубликована моя новая статья "Пламя ненависти, пламя любви", посвященная празднику Лаг ба-Омер.

Перевод статьи на русский язык:

Пламя ненависти, пламя любви

Каждый год в Израиле происходит традиционный ритуал Лаг ба-Омер. За несколько дней до праздника дети и подростки ищут кусочки древесины, собирают их и складывают в большие кучи.

2017-05-14_haaretz_yaakov-lederman-flash90-1_w

В ночь Лаг ба-Омера, на 33-й день отсчета Омера, который начинается в первый день Песаха и заканчивается на Шавуот, по всей стране зажгутся костры. 

Помимо разжигания костров на Лаг ба-Омер существует и другая традиция. Десятки тысяч людей приходят на могилу автора Книги Зоар рабби Шимона Бар Йохая.  Люди молятся и празднуют появление главной каббалистической книги, в которой скрыта великая мудрость истины, мудрость каббалы.

Возможно, это не самый главный праздник в еврейском календаре, но, как и все еврейские праздники, Лаг Ба-Омер знаменует очередную духовную ступень в эволюции как отдельно взятого человека, так и всего нашего народа в целом.

В нескольких словах

20 столетий назад, примерно в это время года, от тяжелой болезни умерли почти все 24000 учеников великого каббалиста — рабби Акивы. Согласно Талмуду, они умерли потому, что не следовали основному закону, сформулированному рабби Акивой — "Возлюби ближнего своего, как самого себя". В живых осталось всего пять человек. Они выжили благодаря тому, что реализовали на практике этот самый важный закон каббалы.

Из этих пяти учеников стоит особо отметить рабби Шимона Бар Йохая (РАШБИ), автора Книги Зоар.

Тринадцать лет в подполье

РАШБИ  жил и учил каббале своих учеников в период, который начался после восстания Бар-Кохбы против Римской империи (около 132-136 гг. н. э.). Он был одним из самых известных противников владычества римлян на Земле Израиля. Римский император Адриан решил избавиться от РАШБИ  и послал людей, чтобы найти его и убить.

Согласно легенде, РАШБИ  и его сын, рабби Элазар, были вынуждены в течение 13 лет прятаться в пещере в Галилее. Они питались плодами рожкового дерева и пили воду из близлежащего источника. Это время не было потрачено зря.  Отец и сын углубились в мудрость каббалы и раскрыли секреты творения. Они овладели самыми высокими ступенями постижения Природы и вывели принцип единства, лежащий в основе всей действительности.

Через 13 лет РАШБИ  узнал о смерти императора Адриана и вышел из пещеры. Собрав группу  из 8 учеников, РАШБИ  с сыном уединились в другой пещере в Галилее. Там великий каббалист передал ученикам все секреты Торы, которые постиг. Вместе с учениками РАШБИ  написал величайший каббалистический труд всех поколений - Книгу Зоар, подробный каббалистический комментарий Торы.

Книга Зоар не говорит о мистических существах и эзотерических силах, как принято считать в определенных кругах, а описывает все этапы исправления человека на пути к постижению высшей цели мироздания. Эта книга – пошаговая инструкция для людей, которые развивают духовные ощущения через выстраивание правильных отношений с другими людьми.

Используя рассказы и аллегории, РАШБИ  объясняет, как мы можем прийти к любви друг к другу и через эту любовь принести мир всему миру. В главе "Ахарей Мот" Книги Зоар говорится: "Как хорошо и приятно сидеть братьям вместе. Это товарищи, которые сидят вместе, не расставаясь друг с другом. Сначала они кажутся людьми, враждующими между собой и желающими убить друг друга. Но затем они возвращаются к братской любви… И по вашим заслугам мир будет в мире".

Братья или товарищи, о которых повествует Книга Зоар, являются обычными людьми, такими же, как и мы с вами. Но они связаны одной целью - достижением того самого, основополагающего единства, о котором я упоминал ранее.

Прилагая усилия к объединению, они раскрыли, что на самом деле между ними существует испепеляющая беспричинная ненависть. И благодаря методике каббалы смогли подняться над ней и соединиться в братской любви друг к другу. Их единство было настолько сильным, что в Книге Зоар оно называется "горящим пламенем любви" или "светом Зоар".

Что означает пламя

Отсчет Омера начинается в первый день Песаха, а Лаг ба-Омер наступает  на 33-й день после его окончания. В этот день скончался РАШБИ, поэтому считается, что в этот день на Книге Зоар "была поставлена печать", и в мир пришла мудрость каббалы.

Костры, которые мы зажигаем на Лаг ба-Омер, символизируют высший свет, который пришел в наш мир, когда Книга Зоар была закончена и передана человечеству. Этот свет может установить между нами отношения, основанные на взаимной любви и отдаче друг другу.

В лабиринте

В настоящее время эгоизм человечества достиг наивысшей точки своего развития. Мы стоим на пороге полного уничтожения. Злость и ненависть стали нормой в наших отношениях.  Это та же самая болезнь, которая поразила учеников рабби Акивы. Точно так же, как беспричинная ненависть друг к другу привела когда-то к разрушению Храма и смерти учеников рабби Акивы, сегодняшние отчуждение и агрессия в обществе приведут к разрушению уже всего мира.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мы должны использовать методику единства, которую наши предки раскрыли 20 столетий назад -  соединиться над нашей отчужденностью и взаимным недоверием и зажечь такое же великое пламя, которое горело в прежние времена.  Тогда свет Книги Зоар водопадом безграничной любви прольется на все человечество.

Мой учитель, рав Барух Шалом Ашлаг (РАБАШ), писал: "В каждом из вас есть искра любви к другим. Однако искра не может разжечь свет любви. Поэтому, только соединившись вместе, искры образуют яркое пламя" (Труды РАБАШа, т.2).

Эгоистичный, но не безнадежный

Сегодня становится ясно, что наше общество нуждается в фундаментальном изменении в плане перехода от взаимной ненависти к взаимной любви. Мы должны воплотить в жизнь великое правило Торы - "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Однако это произойдет, только если мы все вместе захотим измениться. Природа человека эгоистична и "помышления сердца человеческого есть зло с юности его", как говорит Тора. Но как бы ни был длинен и тяжел путь, он начинается с первого, пусть даже неуверенного шага. Пришло время сделать этот шаг и начать двигаться по дороге, ведущей к единству, сплоченности  и братству.

Лаг ба-Омер символизирует проявление огромного света любви и единства в нашем мире через  великую Книгу Зоар. Праздник - это отличная возможность всем вместе начать путешествие к тому, чтобы стать "как один человек с одним сердцем". Я верю в силу и мудрость нашего народа. Еврейский народ всегда демонстрировал чудеса объединения перед лицом неминуемой опасности, и опасность отступала. Настало время показать всему миру пример единства и любви к ближнему.
Мы обязаны провести в этот мир свет и поделиться им со всеми народами. Стать "светочем для народов" мира.

Источник

Лаг ба-Омер. Пещера "Идра Раба" 2000 лет назад… (клип)

Две тысячи лет назад… В тайной пещере в Галилее…

Ступени независимости

каббалист Михаэль ЛайтманДостижение независимости – это, в сущности, вся работа человека на этой земле. Весь процесс с момента нашего рождения в этом мире и до вхождения в духовный мир, и последующее развитие души вплоть до конца ее исправления – это продвижение к независимости.

Независимость реализуется, не более, не менее, чем в достижении равенства с высшей силой, с Творцом. До тех пор, пока человек не достигнет ступени Творца, его мощи, подобия ему по всем свойствам, он не завершит своего развития и не обретет независимости.

Бааль Сулам "Предисловие к книге Паним Меирот уМасбирот": Сказано в Зоар, что благодаря этой книге выйдут сыны Израиля из изгнания. И также еще во многих источниках говорится, что только распространением науки каббала в массах, удостоимся мы полного освобождения, ведь содержащийся в ней свет является единственным средством, способным возвратить человека к его Источнику.

Отсюда ясно, что лишь таким образом можно достичь независимости, которой мы так сильно желаем, и стать свободными даже в материальном смысле. Лишь так мы сможем освободиться от внешней угрозы, которая не оставляет нас ни на мгновение, каждый раз вынуждая бороться за свое выживание.

Ведь возможность вернуться на свою землю дана народу Израиля как шанс на ограниченный срок именно для того, чтобы достичь независимости, которая зависит от  раскрытия науки каббала в массах. 

Мы существуем внутри системы природы, в особой сети, действующей по своим законам. Можно изучать частные формы проявления этих законов на неживой, растительной и животной ступенях, и этим занимается физика (неживой уровень), ботаника (растительный), биология, зоология, генетика (животный, то есть все относящееся к живым организмам).

А есть еще часть, относящаяся к внутреннему миру человека, которым немного занимается психология, психиатрия, но их возможности очень ограничены, и, по сути, эта область остается практически неизвестной.

Единственная наука, которая действительно занимается внутренним миром человека – это наука каббала. Она изучает человека как внутреннюю систему, действующую по определенным, заданным законам, и позволяет познать эти законы и использовать, чтобы изменить природу человека и привести его к хорошей форме существования.

Как за счет знания законов физики, химии и других мы можем улучшить среду своего обитания, сделав ее комфортной, так мы можем улучшить внутренние качества человека за счет знания законов, которые объясняет нам наука каббала.

Эти законы не изменяются из поколения в поколение и абсолютно подготовлены для нашего использования, в отличие от законов психологии, которые то и дело меняются, назавтра объявляя полезным то, что еще вчера считалось вредным.

Внутренняя природа человека подчиняется абсолютным и неизменным законам. Законы эти исходят из Творца, из самой высшей силы всей постигаемой нами природы и распространяются до самых глубин творения, природа которого обратна Творцу.

Поэтому Бааль Сулам пишет, что только за счет раскрытия науки каббала весь мир может выйти из изгнания к освобождению. Первым это должен сделать народ Израиля и показать пример всем другим народам, что называется "быть светом для народов мира".

Таким образом, мы выходим из всех ограничений этого мира, вместо того, чтобы вынужденно существовать в нем лишь ради того, чтобы содержать свое тело, стараясь в каждое мгновение обеспечить ему как можно более комфортные условия. Мы тратим всю свою жизнь на обслуживание тела, которое в итоге все равно умирает, обращая в прах все наши усилия.

Но мы можем начать работать над собой, чтобы достичь настоящих, вечных ступеней существования, которые выше, чем забота о своем животном теле. И тогда нашей главной заботой становится постижение высшей силы и подобие ей по свойствам.

В мере того, насколько мы сравниваемся с Творцом, мы получаем возможность быть такими же вечными, как Он. А затем мы начинаем подниматься по ступеням, достигая все большей мощности вечности и совершенства.

Главное, это подняться над своим телом, которое дано лишь для того, чтобы сопровождать нас какое-то время, пока мы не выйдем из него. Если я посвящаю себя заботе о нем, то есть помещаю себя внутрь него, то занимаюсь изначально проигрышным делом.

Ведь я вкладываю все свои силы и всю свою жизнь в то, чтобы развивать и наполнять то, что неизбежно умрет. То есть все мои старания совершенно бесполезны. И поэтому мы просто обязаны реализовать возможности, которые дает нам наука каббала.

Из урока на тему "День Независимости", 25.04.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Борьба за независимость от эгоизма

От чего зависит независимость Израиля

День Независимости: с чего начинается независимость?

День Независимости Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманЯ очень рад, что бо́льшая часть моей жизни прошла здесь.

Я рад, что мой народ после тысячелетних изгнаний существует как народ и как граждане в своей стране.

Я рад, что от года к году мы все-таки крепнем и строим все лучшую и лучшую страну на зависть всем и на злость врагам.

Я надеюсь, что мы сможем преодолеть еще множество проблем, существующих в нашем народе, которые, в основном, касаются его объединения в одно единое целое.

Я очень надеюсь, что на следующий год – год семидесятилетия страны – мы достигнем состояния, когда действительно станем "как один человек с одним сердцем", о чем было сказано еще при рождении нашего народа 3000 лет назад.

Давайте сделаем так, чтобы это обязательство исполнилось.

Удачи! И хорошего Дня Рождения!

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Независимости

День Независимости всего мира

День Независимости: парадокс, ведущий к полной независимости

Мои мысли в Twitter, 01.05.17

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерДень Независимости. "Никогда больше" - это не заклинание. Это инструкция для каждого из нас. Никогда больше не пренебрегать ближним.

 

День Независимости. - Мы независимы, когда едины как Семья.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 30.04.17

Мои мысли в Twitter, 28-29.04.17

Мои мысли в Twitter, 27.04.17

День независимости Израиля (клип)

День независимости Израиля

Борьба за независимость от эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманНужно понять, что означает понятие независимости для Израиля, ведь оно кардинально отличается от того, что считается независимостью на других уровнях: неживом, растительном, животном и среди других народов.

В итоге, все человечество должно достичь независимости в понимании Исраэль, поскольку это группа, выполняющая программу исправления всего мира, словно на предварительном этапе, в лаборатории.

Поэтому достижение независимости в этой группе нужно рассматривать как будущее достижение независимости всего мира. А сегодня особенно ощущается, как миру ее не хватает. И для того, чтобы понять, что такое независимость, нужно прежде ощутить, что значит быть рабом своего желания насладиться.

Понемногу люди начинают осознавать, что эгоистичная природа человека держит его в рабстве и беспощадно использует, не давая ему возможности ни жить, ни умереть.

Вся жизнь – это лишь бегство от страданий, словно жалких, избиваемых животных. Небольшие радости считаются уже счастливой жизнью. Поэтому нужно понять, что независимость – это, в первую очередь, независимость от нашей природы, от своего эгоизма

И у этой независимости есть уровни, ведь вместо власти эгоизма нам нужно попасть под новую власть, так как невозможно без оживляющей силы, с помощью которой можно управлять своей жизнью. Но мы сами выбираем эту силу, предпочитая ее всем другим возможностям.

Поэтому независимость – это очень широкое и высокое понятие, включающее в себя всю реальность. Ведь независимость присуща только Творцу, и если мы действительно хотим достичь независимости, то нам надо подняться до Его состояния, Его ступени, Его природы.

Такой независимости очень непросто достичь. Ведь для этого нужно не просто перейти в природу отдачи, а построить ее поверх своей эгоистичной природы.

Поэтому если мы хотим получить независимость, то должны быть готовы к непрерывной борьбе со своим эгоизмом до самого конца исправления. Только против него мы можем учредить свою независимость, чтобы одно стояло против другого: независимость против рабства.

А потому каждое состояние человек должен воспринимать так, будто вышел из Египта или стоит перед этим исходом. Здесь необходим очень серьезный подход, ведь если мы хотим духовно расти, то нам предстоят тяжелые битвы против сил разобщения, являющихся проявлением нашего эгоизма.

Они будут постоянно подниматься и вклиниваться между нами, пытаясь нас всячески поссорить. И над всеми такими явлениями нам надо будет объединиться.

Прежде всего, надо понять, что все мешающее нашей независимости – это рабство. Поэтому, без того, чтобы войти в Египет, невозможно выйти на свободу. Эта задача стоит перед народом Израиля, который должен показать всему человечеству пример достижения независимости, единства, исправления. А вслед за ним все народы достигнут того же.

Поэтому мы пока празднуем не День Независимости, а только возможность ее достичь!

Из урока на тему "День Независимости", 25.04.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит независимость Израиля

День Независимости: как обрести независимость

День Независимости в Израиле: начало освобождения человечества

Песах. Почему мы рождаемся, живем и умираем? (клип)

Смысл жизни находится выше нашей жизни, на уровне системы управления нами...

Страница 44 из 72« Первая...4243444546...Последняя »