"Радуйтесь и веселитесь в праздник Симхат Тора". Что скрывает самая популярная книга в истории человечества? Чему мы должны радоваться? Возможно, она несет нам богатство? Здоровье? Согласие в семье? А если нет, то для чего она предназначена и чем способна порадовать нас?
Все мы понимаем, что Тора – это не просто свиток пергамента в синагогальном ковчеге, не просто общее название частей Пятикнижия и не просто наследие прошлого, как бы ни воспринимали его различные части нашего народа. В терминах каббалы Тора – это источник внутренней духовной силы, Высшей силы, или "света", несущего благо всему миру.
Свет – это сила, предшествовавшая творению, создавшая материю Вселенной при Большом взрыве 14 миллиардов лет назад и распространившаяся повсюду.
Кроме того, каббалисты описывают свет как закон природы, или свойство, способное дарить бесконечное изобилие. Свет противоположен нашему эгоистическому естеству, стремящемуся получать максимум наслаждений.
Свойство отдачи породило звезды, галактики и вообще всю неживую природу, а также растения и животных. Последними в этой цепочке стали мы, люди, призванные получить самый ценный дар – абсолютное, вечное благо.
Пускай мы не сознаем того, но вся наша жизнь вращается вокруг света. Мы исследуем его доступными средствами, нам кажется, что вот-вот мы раскроем его суть, проникнем в неизведанную область, поднимемся на новые высоты мироздания. Однако даже новейшие технологии и передовой край современной физики ущербны в своей основе. Они базируются на эгоистическом восприятии и потому не позволяют нам осознать, постигнуть противоположные свойства света, свойства отдачи.
Разность потенциалов
В отличие от традиционной науки, каббала исследует фундаментальные законы творения и духовную реальность. В каббалистической картине мира свет постоянно несет нам изобилие, но, будучи противоположны ему по свойствам, мы не можем насладиться его отдачей.
Как объясняют каббалисты, человек по природе своей стремится получить удовольствие, даже если это сопряжено с ущербом для других. Хуже того, иногда именно чужие беды доставляют нам удовольствие.
"Все изъяны ощущаются человеком лишь по причине отпечатанного в нем самонаслаждения". Бааль Сулам
Такими мы созданы, такова наша природа, и обвинять нас, собственно говоря, не в чем. Однако когда сила получения и сила отдачи сталкиваются друг с другом, мы попадаем под удар…
Современная эпоха представляет собой переход к новому этапу развития человечества. Каббала уделяет ей особое внимание, поскольку в случае неверного истолкования процессов она может сопровождаться большими потрясениями.
Ключевая черта нашего времени – всеобщая взаимосвязь. Из разрозненных частей человечество превратилось в единую, общемировую, замкнутую систему. В ней все мы воздействуем друг на друга, все соединены бесчисленными "ретрансляционными станциями", нитями коммуникаций, но главное – сердцами.
Общей системой движут законы отдачи, свойства света. Однако мы не понимаем этих закономерностей. Врожденная психологическая настройка не позволяет нам выйти на их частоту и использовать их себе на пользу. Чтобы прийти в соответствие с законами отдачи и наладить добрую жизнь, нам надо развить в себе те же свойства и по-новому выстроить отношения между нами.
С другой стороны, пока мы цепляемся за старые эгоистические стандарты, две силы продолжают фронтально сталкиваться между собой. Этим и вызван кризис, поразивший все сферы жизни человечества. Какими бы ни были внешние причины, суть всегда одна – наше несоответствие свету.
Мировой кризис символизирует окончание текущего этапа развития, ставит точку, после которой мы уже не сможем двигаться вперед привычными методами. Настал деликатный момент истории, который связан с глубинным, качественным переломом, со сменой базовой парадигмы прогресса.
Окидывая взглядом все потребительское богатство, созданное за последние десятилетия, мы задаемся вопросом: куда оно нас ведет? Делает ли оно нас счастливее? Помогает ли решать социальные и международные проблемы? Пытаясь разгадать эти загадки, общественные и экономические науки зашли в тупик.
Зарождение нового
В иврите слово "кризис" имеет изначально позитивный смысл. Словом "машбер" (משבר) называлось специальное место для рожениц. А в общем это место, где зарождается новая жизнь. Рождение, поворотный момент слово κρίσις означает и в древнегреческом языке.
Сегодня кризис охватил политику, образование, общество, семью и многие другие сферы. В сущности, мы наблюдаем родовые схватки переходного периода, призванного форсировать процесс и помочь нам родиться для новой жизни.
Здесь-то на помощь нам и приходит научная, проверенная тысячелетиями методика каббалистов – методика объединения, наука каббала. Все ее источники так или иначе указывают на единство между нами как на необходимое условие дальнейшего продвижения.
Для этого себялюбие надо заменить любовью к ближнему, ненависть – взаимным участием, разобщение – сближением сердец. Лишь так, изменившись под стать свету, мы обретем заложенное в нем бесконечное наслаждение. И он же даст нам силы, чтобы справиться с собственной природой.
Все это уже опробовано, адаптировано для нас и подготовлено к применению в каббалистической методике. Устремляясь к единству, мы создаем точку контакта со светом, или с "Торой", и наполняемся ощущением жизни, несущей радость каждому. Подобно костру, греющему всех вокруг, единство согревает наши сердца, заставляя их оттаивать и сближаться друг с другом.
С чего же начать?
Достаточно, если мы попробуем свои отдельные желания соединить в одно общее. Это совместное, осмысленное, согласованное усилие активизирует воздействие света. Тогда вместо того чтобы подталкивать нас к единству бедами и несчастьями, он будет просто светить впереди, увлекая за собой.
Это средство — в наших руках. Чем лучше будут наши отношения, тем позитивнее мы будем воспринимать помощь света, и тем быстрее он сможет развивать нас.
Доля каждого
По окончании праздников важно подвести итоги и отдать себе отчет в происходящем. Главный вопрос здесь: кого мы хотим осчастливить? Только себя? Себя и других? Готовы ли мы, способны ли мы открыть сердца и заботиться об окружающих, как заботимся о своих детях?
Да, это высокая планка, но ориентир и должен быть высоким, подобно маяку – чтобы видеть его отовсюду. Благодаря ему мы всегда сумеем разглядеть, как эгоизм разделяет, разводит нас своими резонами, всеми правдами и неправдами скрывая возможность вместе выстраивать новую жизнь.
Этот самоанализ поможет выявить, заботимся мы о себе на одну промилле или на все сто процентов. Но в любом случае у нас будет повод для радости. Почему? Потому что такая самонастройка позволяет контактировать и взаимодействовать со светом, предоставляя ему возможность менять и исправлять нас к лучшему. Любое сближение между нами сближает нас и с ним.
И еще: выстраивая отношения поручительства, достойные народа Израиля, мы помогаем всему миру, становимся для него добрым примером, "светом для народов". Тогда через нас свет распространяется на все человечество.
"Сыновья народа Израиля стали поручителями, чтобы исправить весь мир силой Торы. Все зависит от них. По мере того как они исправляют себя, все создания увлекаются за ними". Йегуда Арье Лейб Альтер
В отличие от долгого периода изгнания, сегодня мы начинаем понимать, что же это такое – "симхат Тора". Настоящая радость от связи с Торой, со светом, с силой отдачи.
Сказано в Книге Зоар, что
"Тора – это свет, и всякий, кто задействует ее, привлекает высший свет".
Речь идет о безотказном средстве, ведущем нас от разобщения к единству, о силе, которая укрепляет еврейский народ, наполняет нас теплом и любовью и поднимает к новой ступени, к счастливой жизни в отдаче.
"Доля, которая есть в Торе у каждого из народа Израиля, – это его "книга Торы". И каждый со своей долей и своей книгой включается в единое целое. Тогда Тора совершенна и подслащаются все строгие ограничения мира. А когда все объединяются, возникает радость – радость Торы". Натан Штернгарц из Немирова