День памяти жертв Холокоста. Мы отмечаем эту дату с печалью, с болью, с некоторым чувством стыда, ответственности и тревоги за будущее.
День памяти жертв Холокоста. Мы отмечаем эту дату с печалью, с болью, с некоторым чувством стыда, ответственности и тревоги за будущее.
Выход из Египта. У каббалистов это совсем не история. Что же это?
Бааль Сулам, Письмо 10: Хотя у клипы Паро (фараона) и есть власть над ними, и уста и речи их в изгнании, – все равно, если бы верили в пастыря верного как следует, могли бы сыновья Исраэля услышать голос Моше, который выше уст и речей.
Быть в изгнании – это значит находиться под властью фараона, т.е. под управлением вселенского эгоизма.
В статье говорится, что с сынами Исраэля происходит такая трансформация, когда они могут выйти из-под этой власти и стать свободными от силы фараона. Практически только объединение в одно единое желание может помочь выходу из Египта и приближению к Творцу.
Праздник Песах: Чем больше ненависть, тем больше любовь
Вопрос: Фараон может одеваться в красивые одежды, и нам кажется, что это Творец, а в итоге вся работа была на фараона. Как проверять свое намерение на отдачу и как его развивать?
Ответ: Через товарищей. И тогда не ошибетесь.
Вопрос: Что такое корень возвращения из любви?
Ответ: Это значит, что мы обращаемся к Творцу уже не из того, чего нам не хватает, а из того, что мы хотим проявить любовь к Нему.
Вопрос: Что значит "держать змея за хвост"?
Ответ: Держать змея за голову или за хвост означает правильное и неправильное отношение к тому, что делает с нами Творец.
Вопрос: Что такое кровь Песаха и кровь обрезания, и какая между ними разница?
Ответ: Кровь Песаха и кровь обрезания – это окончательные проявления эгоизма. И если человек преодолевает их, они помогают ему полностью выйти из-под власти эгоизма.
Вопрос: Сказано: "И застонали сыны Израиля от работы, и возопили, и поднялся их крик Творцу". Откуда приходит этот крик?
Ответ: От чувства бессилия, что люди хотят объединиться, чтобы преуспеть и получить наполнение Творца посредством своих усилий, но видят, что не в состоянии это сделать.
Отсюда и исходит их крик, как у утопающего, который ничего не может сделать в море, кроме как взывать о помощи.
Из урока по статье Рабаша, 24.04.2024
Почему мы не едим квасное в Песах?
Песах - это не просто праздник в ознаменование некого исторического события, произошедшего с нашими предками. Песах - это гораздо больше, чем просто праздник, который мы отмечаем в честь выхода народа Израиля из Египта.
Сказано, что выход из Египта происходит внезапно, "в спешке". Это значит, что мы должны почувствовать все вместе, в нашем общем желании, насколько мы жаждем этого освобождения.
Мы стремимся почувствовать, что нам просто необходимо выйти из Египта и прийти в землю Израиля, то есть к желанию, которое направлено прямо к Творцу (яшар эль). Мы выходим из одного желания и входим в другое.
Из Египта (эгоизма) можно выйти только в спешке, иначе невозможно. Мы ждем знака от Творца, который скажет нам, что пора выходить, и спешим сбежать.
Долгие годы длится изгнание, и вдруг происходит это бегство в спешке. Ведь во время изгнания мы не знали, насколько близко находимся к освобождению. А теперь, получив от Творца разрешение выйти, мы сбегаем.
Творец дает это разрешение в тот миг, когда мы готовы выходить в темноте, то есть не требуем ничего, кроме возможности сбежать из египетского рабства. А вся разница между Египтом и землей Израиля – в приближении к Творцу. Человек бежит во тьме к Творцу, и в тех желаниях, которые у него пока есть, он ощущает темноту. Так происходит исход из Египта.
Невозможно выйти из рабства на свободу, если не ощущаешь темноту, давление и страх. Это необходимые условия для побега. Требуется ощутить острую потребность к свободе и несогласие оставаться под властью фараона.
Фараон обязывал нас работать на него, но давал за это большое эгоистическое наполнение. Как будто мы жили в этом мире в полном достатке и вдруг поняли, что пора бежать от такой жизни. Мы готовимся к этому побегу постепенно – тем, что соглашаемся заплатить все больше за возможность выйти из Египта и прийти к отдаче.
Заплатить можно своей готовностью прилепиться к Творцу, поверх всех условий. И тогда мы получаем силы для побега и разрешение выйти из Египта. Творец дает нам знак к выходу: приходит кромешная тьма, но мы раскрываем, что Творец идет впереди нас словно с факелом, указывая нам путь.
Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 22.04.2024
В любой момент будь готов к бегству
Вопрос: Выход из Египта – это последний материальный рубеж эгоистического мира. За ним находится условная линия, пройдя которую человек начинает ощущать любовь, отдачу Творца. Что это за трансформация, проходимая нами?
Ответ: Это последнее исправление, которое называется Полным Исправлением (Гмар Тикун).
Оно произошло, когда группа каббалистов под началом Моше вышла из Египта, соединилась с Творцом, получила Тору на горе Синай, и этим обрела свое окончательное исправление.
То есть все это уже было. Сегодня нам ни в коем случае не нужно ехать к горе Синай и карабкаться на нее. Единственное, что мы должны сделать – внутренне, духовно быть готовыми к объединению в движении от сердца к сердцу.
Тогда мы ощутим состояние, которое называется один народ, одно сердце. К этому нас ведет история. Все, что происходит в мире, необходимо только для того, чтобы мы ее закончили. Я думаю, что мы живем в самое счастливое время.
Из урока по запискам Рабаша, 21.04.2024
Песах – праздник начала исправления
Песах – праздник не только евреев. Это всемирный праздник освобождения от чужой, навязанной нам воли.
Песах символизирует наш постоянный выход из зла в добро, из рабства на свободу. Выход из Египта называется рождением в духовном. Но мы должны еще многое внутренне постичь. Человек должен желать выйти из ощущения этого мира, должен желать возвыситься над этой природой, жить полной, совершенной, вечной жизнью.
Реплика: Праздник Песах. Рассказывается о том, как еврейский народ вышел из египетского рабства. На самом деле, для каббалистов он звучит по-другому: есть наш эгоизм – наша природа, и здесь рассказывается о том, как мы выходим из этого эгоизма.
У меня сейчас такое ощущение, что это не еврейский праздник, а праздник мировой. Особенно в свете тех событий, которые произошли с миром.
Что значит праздник Песах для мира? Как вы это ощущаете?
Ответ: Мир ощущает, что ему плохо. А в чем причина, он не знает. И каково лекарство от того, что он чувствует себя плохо, тоже не знает. Как ребенок: плохо ему и всё. Нет осознания зла, то есть в чем причина страданий.
А причина страданий – в большом, резком росте эгоизма, который, бывает, замирает немножко и вдруг рывком растет.
Вопрос: То есть нельзя сейчас сказать, что мир как бы ощущает, что находится внутри египетского рабства, под рабством эгоизма?
Ответ: Это зависит только от того, как ощущают люди. А они ощущают просто, что им "плохо".
Вопрос: То есть праздник Песах еще не дошел до человечества?
Ответ: Я думаю, называть это праздником не совсем верно. Мир не ощущает, что его эгоизм является причиной всех его страданий.
А это необходимо! Если мы начнем присматриваться к нашей эгоистической природе, к тому, как мы относимся друг к другу, то тогда сможем прийти к заключению, что весь наш мир злой, потому что мы – такие эгоисты, потому что мы желаем зла друг другу, находимся в противоположности, в противоречии, в противоборстве друг с другом: внутреннем, внешнем и так далее. Мы находимся в рабстве этой эгоистической силы, которая нами руководит, крутит, сталкивает.
Осознать зло нашей природы – это самое важное. Потому что после этого мы уже можем прийти к пониманию, как от этого избавиться.
Вопрос: Если мы допустим, что человек начинает это ощущать, какие у него мысли? Как избавиться от этого? Кроме внутреннего крика: "Я хочу избавиться! Я не хочу быть эгоистом!" – что еще надо?
Ответ: Ничего! Только лишь потребовать у природы, чтобы она изменила нас. Ничего другого. Нам не надо делать никаких сверхусилий, потому что на самом деле мы ничего не можем сделать. Если мы находимся внутри эгоизма, то любые наши попытки, действия все равно будут эгоистическими, и этим мы будем только себя обманывать.
А вот что мы можем сделать – это собраться между собой, обсудить наше состояние, прийти к выводу, что оно просто ужасное, и нет никакой возможности нам самим от него избавиться, если только лишь не убедить нашу природу, чтобы она оставила нас в покое, что мы не желаем быть под властью эгоизма. Убери от нас эту чужую волю, эту высшую силу, чтобы она не командовала каждым из нас и не сталкивала бы друг с другом!
Вопрос: И тогда у человека возникнет ощущение, что он под властью Фараона?
Ответ: Да. В рабстве злой силы природы. И тогда он начнет правильно понимать эту историю. Он начнет к ней правильно относиться – что на самом деле, эта злая природа создана такой специально. Кем? Положительной силой – Творцом. Чтобы мы обратились к Нему лично, для того чтобы Он эту злую природу от нас убрал.
Если мы убедим Творца изъять из нас эту злую эгоистическую силу, которая нас сталкивает друг с другом и не дает покоя, то тогда это станет действительно мировым праздником, в котором все взаимосвязаны, в котором все начинают правильно относиться друг к другу – с любовью, со знанием, с пониманием того, что мы являемся одной единой системой.
Вопрос: И что тогда называется "выход народа из рабства"? Народ – это весь мир?
Ответ: Абсолютно весь мир.
Вопрос: А руководитель, который ведет их? В Торе написано "Моше" или "Моисей", – что это такое?
Ответ: Это от слова "мошех" – "вытаскивающий". Это сила, которая вытаскивает людей из их эгоизма.
Эта сила приходит свыше. Сила осознания зла, в котором мы находились, и добра, в котором мы можем находиться.
Вопрос: Вы считаете, что человечество должно докричаться до этой силы?
Ответ: Каждый должен почувствовать из себя, что он кричит, что он этого хочет. Ничего больше не надо. Не надо идти ни за какими людьми, предводителями, избавителями, "мошиахами" и так далее. Не надо ничего.
Вопрос: И что такое тогда свобода? Ведь это праздник выхода на свободу.
Ответ: Свобода от эгоизма, свобода от того, что ты находишься все время под воздействием зла и тебя это твое внутреннее зло толкает быть злым к другим. Это все и есть праздник освобождения. Это и есть праздник весны.
Только эгоизм – причина наших страданий. Ничего другого нет. В мире есть только две силы: положительная и отрицательная.
Вопрос: Почему же мы не бьем только в эту точку?
Ответ: Мы не желаем, мы упираемся руками и ногами, только чтобы не приближаться к этому, потому что все мы – эгоисты. Только в эгоизме я ощущаю себя и весь мир. Я не представляю себе, как ощущать мир вне этого свойства.
Вопрос: В принципе, наука каббала говорит только об этом – как ощутить, кто ты такой, свою природу, и как из нее выйти?
Ответ: Да.
Вопрос: Как сделать, чтобы люди начали ею заниматься?
Ответ: Если мы не захотим, так нас заставят. Но будет хорошо.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"
Вопрос: Что такое "Песах"?
Ответ: "Песах" – от слова "пасах", "посэах", "перешагивающий". Это означает перешагивать от мира, в котором действует эгоизм, к миру, в котором действует альтруизм.
Вопрос: В кануне Песаха задают четыре вопроса. Какие это вопросы?
Ответ: Эти четыре вопроса относятся к четырем уровням эгоизма, которые есть в каждом человеке. Они символизируют наше желание выйти из-под власти общего эгоизма, делящегося на четыре уровня.
Поэтому младший в семье, то есть самый маленький, начинающий расти, задает вопросы о своем духовном росте. Это такая аллегория.
Из ТВ программы "Духовные состояния"