Раздор между братьями
Итак, Авраам выявил возможность разрешить вавилонский кризис и начал рассказывать об этом всем. Постепенно вокруг него собрались единомышленники – по словам Рамбама, десятки тысяч людей. Из них Авраам создал большую группу учеников, опять-таки, распределенную по десяткам.
Однако остальные вавилоняне были против. На протяжении всей истории, вплоть до наших дней, между теми, кто изучает науку каббала, желая реализовать ее, и теми, кто их не понимает, всегда возникала напряженность. В результате, Авраам забрал своих учеников из Вавилона в ханаанскую землю – туда, где впоследствии появился Израиль.
Каббалисты следующих поколений продолжили разрабатывать школу Авраама, не отходя от ее сути, но адаптируя методику под развитие людей.
При этом сами последователи Авраама развивались намного быстрее остальных, поскольку имели возможность использовать две силы, вместо одной, и управлять равновесием в своих взаимоотношениях. А тем временем народы рассеялись из Вавилона по всему миру и, в конечном итоге, образовали современное человечество.
По ходу истории группа Авраама прошла через множество пертурбаций. В какой-то момент эгоизм в ней вырвался из повиновения, и люди утратили способность ладить, уживаться друг с другом.
Тора описывает это как конфликт сыновей Яакова, не пожелавших послушаться Йосефа, который призвал их собраться (леитасéф), соединиться под его началом. Следствием этого стал раздор меж ними, а затем – и голод. Не имея иного выхода, сыновья Исраэля начали объединяться, но только эгоистически, под действием дурной силы.
Рывок из Египта
Так они опустились в состояние "Египта", где их эгоизм вырос еще больше. Тогда им пришлось обновить методику равновесия, и та позитивная сила, которую они при этом получили, раскрыли, – называется "Торой". Это уже не малая сила периода праотцов – теперь они сами начали черпать ее, как воду из источника, чтобы уравновешивать проявлявшийся между ними негатив.
Вот что значит "получить Тору" – получить модернизированную методику и реализовать ее. Тем самым последователи Авраама уравновесили свое желание между добром и злом и оказались в состоянии "земли Исраэля", когда две сбалансированные силы обеспечивают умиротворение, благо.
Первый храм
Однако и в земле Исраэля эгоизм продолжал расти. Чтобы компенсировать его, им приходилось снова и снова черпать из Природы позитивную силу. В этом, по сути, и состоит работа Исраэля.
Так продолжалось до тех пор, пока они не оплошали, не сумев извлечь позитив сообразно с возросшим негативом.
Тогда взаимосвязь, которую они построили между собой – что называется, "Первый храм", – разрушилась, и они снова погрузились в трения, раздоры, междоусобицы, упали со ступени единства в дурные эгоистические отношения. А иными словами – ушли в изгнание, оказались отлучены от доброй силы, от сбалансированной системы.
Второй храм
"Изгнание" – это ужасное ощущение, и потому они искали возможность справиться с ситуацией. Сам эгоизм страданиями толкал их к тому, чтобы измениться, – точно так же, как ранее Фараон приблизил их к исходу из Египта. Поэтому сыновья Исраэля вновь раскрыли добрую силу, приподнялись над разобщением и сумели воссоединиться.
Новая система правильной взаимосвязи между ними называется "Вторым храмом". Речь идет не о здании, а исключительно об отношениях между людьми.
Эта система продержалась какое-то время, но дурная сила непрестанно росла, и в конечном итоге они не удержались на ступени единства. Эгоизм возобладал, им не удалось компенсировать его – и снова они оказались под воздействием негатива, упали с уровня братской любви в беспричинную ненависть. Так был разрушен Второй храм.
Продолжение следует...
Из 727-й беседы о новой жизни, 17.05.2016
Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.2