Начинается период праотцев: Авраам, Ицхак, Яаков. Сыновья Яакова ссорятся между собой и не слушают Йосефа, который символизирует объединение.
Из-за их несогласия, Йосеф один попадает в Египет, то есть в огромный эгоизм. А потом и у всех его братьев не остается другого выхода, как только спуститься в Египет.
Между ними начал проявляться большой эгоизм и толкать их к развитию. Подобно этому мы развивались в капиталистической форме последнюю сотню лет. Нам казалось, что развитие идет нам на пользу, и стоит изобретать новые приборы, машины, средства, экономику, банки и т.д. – все больше и больше. Далее...
Мы чувствовали, что наша связь друг с другом дает каждому большие преимущества, ведет к расцвету и процветанию, гарантирует нам пищу, одежду, работу. Но вдруг вся эта идиллия закончилась, и рост резко замедлился. А мы не можем понять, почему.
Мы видим, что то же самое происходит с беременной женщиной на последних сроках. В последние пару месяцев беременности зародыш замедляет свое развитие, совершенно так же, как происходит с народом Израиля в Египте.
Сначала он переживает семь "сытых лет", а потом "семь лет голода". Над Египтом встает новый царь. Евреи уже не так довольны своим развитием, видя, что оно зашло в тупик и не приносит никакой пользы.
Тут и "возопили сыны Израиля от работы", которая становилась все тяжелее и тяжелее. А главная трудность была в том, что хотя жизнь была не голодная и вполне благополучная, но она не приносила внутреннего, душевного удовлетворения. Мы все меньше и меньше довольны своей жизнью, ведь не видим в ней смысла.
Незачем рожать детей и даже незачем жениться. Большое распространение получают наркотики и антидепрессанты, человек опускается все ниже и ниже. Это и есть "семь голодных лет".
Голод заключается не в том, что нечего есть. Ведь выйдя из Египта в пустыню, они потом сокрушались о полных горшочках с мясом и чесноком, которым они питались в Египте. То есть в Египте было полное материальное изобилие, но не было внутреннего, душевного удовлетворения – смысла жизни.
Главная проблема египетского изгнания в том, что народ Израиля, то есть развивающийся человек, чувствует, что пропал прошлый двигатель развития, стимул, толкавший его вперед.
Это внутреннее состояние в человеке, о котором Тора рассказывает в виде внешнего исторического рассказа. Мы ощущаем, что больше не способны оставаться в таком состоянии. Доброе и заботливое материнское лоно превращается для нас в тюремный карцер. Мы обязаны вырваться из него и чувствуем на себя давление со всех сторон.
Жизнь превращается в тяжкую и невыносимую работу в египетском рабстве. Ведь мы хотим достичь какого-то успеха, но жизнь не приносит нам ничего хорошего. И если мы останемся в Египте, то жизнь всегда будет такой темной и не улучшится.
Поэтому и сказано, что "завопили сыны Израиля от этой работы и поднялся их вопль к Творцу". То есть мы уже ищем способ сбежать, понимая, что в Египте больше нечего делать. Но с одной стороны, мы хотим бежать, а с другой стороны, нас не отпускают. Совершенно как зародыш, который уже готов родиться, но материнская матка пока удерживает его, и в то же время давит.
Зародыш обязан пройти через действие этих двух противоположных сил – это очень полезно для него. Ребенок, который родился естественным путем, под давлением, а не через кесарево сечение, получает огромную силу для дальнейшей жизни.