Детский праздник со свечами и пончиками? Нет, он слишком дорого нам дался, чтобы так дешево откупаться от него. А давайте отметим его настоящим делом – таким, за которое не было бы стыдно и перед Маккавеями.
Праздник света выдался в этом году довольно мрачным. Мраком окутан очень Ближний для нас Восток, мрак сгущается в Европе. Но хуже то, что мы сами всё реже видим добрые проблески на небосводе израильской действительности.
Внешне жизнь течет нормально, как всегда, с её рутиной, с радостями и печалями. Спадает очередная волна террора. На носу Новый год, который нам, что ни говори, милее Хануки. Мир всё так же винит нас в своих несчастьях. Страна, слегка цепенея от местного подобия зимы, зажигает свечи каждый вечер. И мы по-прежнему чужие друг другу.
Что, нет? Не чужие? Тогда вспомните "ракетное" лето, когда мы зажглись, стали все как один и даже готовы были делать что-то для других – от души, за здорово живешь. Далее...
Хорошо, что ракеты больше не взрываются. И плохо, что мы погасли. Меноры горят исправно, только тьму они не прогоняют, хотя дети, особенно маленькие, по инерции снова и снова затягивают: "Бáну хóшех легарéш…"
Чудо нам бы сейчас не помешало. Такое маленькое еврейское чудо – когда люди пробуждаются от спячки, возрождают забытое единство и вместе добиваются успеха вопреки всему. И вот уже враги бегут, пугливо озираясь по сторонам, магнаты становятся щедрыми, политики – порядочными, а шведские министры все как один уходят в позорную отставку…
Знаете, почему Маккавеи заслужили чудо? Потому что они его не ждали. Они действовали.
Давайте на эту Хануку отдадим им должное – вместе сделаем нечто такое, от чего жизнь в Израиле станет радостнее и сердечнее. Это намного легче, чем кажется. И уж точно легче, чем отвоевать и освятить оскверненный Храм.
Маккавейская война: с кем и за что?
"Греки собрались на меня" – поется в ханукальной песне. Вообще-то, не греки, а древние греки, или эллины. А если еще точнее, то, прежде всего, евреи-эллинисты. Да-да, наши собратья, получившие от завоевателей теплые места и привилегии, эллинизированные, отказавшиеся от собственной истории и расколовшие народ.
Этот метод Селевкидского царства отлично зарекомендовал себя в других покорённых землях, но в Израиле натолкнулся на сопротивление и очень быстро вместо покорности породил восстание.
Хотя вообще-то, положение у нас было далеко не блестящим. Империя Антиоха IV насаждала здесь не просто свои порядки, а свою идеологию, свой подход к жизни, в корне отличавшийся от еврейского. Эгоизм, хищное соперничество, раздутое самомнение, рационализм в его ущербном, потребительском, шкурном виде – всё это грозило уничтожить ценности единства и взаимного поручительства, которые всегда были нашей основой.
Эллинисты считали себя вполне разумными людьми. Они сменили "иррациональную" любовь к ближнему на взаимовыгодное себялюбие и распространяли эту концепцию на весь народ. Естественно, общество начало распадаться на сектора и социальные пласты, разрослась коррупция, началась вражда. Знакомые явления, верно?
Именно с ними повели войну Маккавеи. Не фанатики, не безумцы – наоборот, единственные здравомыслящие люди в охваченной лихорадкой стране, которая отдала свой Храм на поклонение Зевсу. Иными словами, свою исконную, вечную основу променяла на стяжательский пантеон "богов", таких же мелочных и алчных, как люди, и этим привлекательных.
Маккавеи были малочисленны, зато знали, где черпать силы – в единстве народа. Они понимали, что сражаются, в первую очередь, с внутренним врагом и что Храм нужно сначала отстроить, освятить в сердцах. Они боролись за будущее Исраэля, за то, чего нам в нынешнем государстве Израиль еще предстоит достичь.
Покорённые в своей стране
Всем лидерам еврейского народа на протяжении тысячелетий приходилось заниматься одним и тем же – консолидировать его в одно целое, склеивать раздробленные части, соскребать со дна, возрождать из пепла и вновь поднимать ну ту высоту, где он един.
Маккавеи не стали исключением. Они увидели недуг, поставили правильный диагноз и применили верное средство. Их борьба вернула народу надежду. Но победную точку им поставить не удалось. Впереди еще лежали тысячелетия, по ходу которых эллины, рядящиеся в разные одежды и зовущиеся разными именами, разрывали нас на части – иногда силой, иногда идеологией.
Каждый раз всё для нас сводилось к простому выбору: вместе против всех или порознь друг против друга. Вот и сегодня нас кидает из стороны в сторону между теми же альтернативами. Мы видим, что весь мир против нас, и в то же время видим, что самые ярые наши обвинители и преследователи вышли из нашей среды… Эллинисты, верноподданные его величества эгоизма, служившие ему во все времена ещё с эпохи египетского рабства.
В 2015 году они сильны и неутомимы в своих попытках расколоть наше общество и восстановить друг против друга. В результате ядом разобщённости пропитано здесь всё: политика, соцсети, повседневные отношения. То безучастные, то необузданно враждебные друг другу, мы слепо подчиняемся этому "тренду" и не восстаем против него.
Возможно, звучит кощунственно, но если честно, все мы – немного эллинисты.
Сыграем в Маккавеев
Не будем ждать чуда. Иногда взрослым недостает детской непосредственности. У нас слишком веский и серьезный вид. Как сказал один из наших: "Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица".
Вместо рассудительных речей, высоких лозунгов и снисходительного молчания, давайте поднимемся на бой, как Маккавеи. Нет, партизанить в горы не пойдем. Мы же все-таки дети 21-го века.
Этап 1. Объявим ханукальную неделю неделей борьбы с эллинистами в себе.
Этап 2. Мобилизуемся на Маккавейскую войну.
Что это значит? Постараемся быть чуть добрее, чуть отзывчивее. На дорогах – пропускать, не подрезать, не лихачить и даже включать поворотники. Уважительно относиться друг к другу в интернете и в жизни. Проявлять терпение в очереди к врачу или в кассу. Протягивать руку помощи – не выбирая, просто тому, кому сейчас нужна помощь.
Это будет нашим общим социальным экспериментом. Не для того чтобы недельку побыть паиньками, а для того чтобы прочувствовать, проникнуться немного, каково это – жить не по отдельности, а вместе. Не по-своему, а по-нашему. Не только ради себя любимого.
Есть такое правило: "Не делай другим того, что ненавистно тебе". Без абстракций и утопий – здравый, выполнимый принцип. Надо только решить. Решиться.
Неохота? Маккавеям тоже было неохота, и отговорок у них тоже хватало с избытком. Зато потом случилось чудо, и маленького кувшинчика с маслом хватило на восемь дней. Так неужели нас не хватит? Тем более что неделя уже началась.
С праздником вас, Маккавеи!