Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Песах: от ненависти – к любви

каббалист МихаэльВопрос: Перед праздником Песах мы вычищаем дом от квасного (хамец), а затем сжигаем его. Что символизирует эта церемония сжигания квасного?

Ответ: Сжечь квасное, т.е. мое плохое, эгоистичное отношение к другим, когда  я использую всех, подавляю всех, властвую над всеми, – это значит убрать его из мира, чтобы его больше не было в моей жизни.

Обязано быть такое решение! И если все мы поддерживаем друг друга, то действительно готовы на это, как сказано: "Человек да поможет ближнему". Тогда мы приходим к такому состоянию, что сжигаем все свои неправильные связи, нет позади ничего –  мы стоим перед входом в новый мир, и переходим через Конечное море.

Этот переход называется переходом махсома – от ненависти к ближнему к любви к нему. Это еще не любовь, но начало доброго отношения к ближнему.

Из 539-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Патент Песаха: наслаждайтесь бесконечно!

Квасное квасному рознь...

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Патент Песаха: наслаждайтесь бесконечно!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У меня есть дети, в том числе братья-близнецы. Они наслаждаются от того, что обижают друг друга. Их обычное состояние – один обижает другого, и от этого получает всевозможные впечатления и радость жизни.

Насколько я понял, в Песах есть три состояния. Первое – когда мы получаем удовольствие от того, что властвуем над другими, – наше эго, фараон в нас наслаждается.

Это наше обычное состояние. Когда мы чувствуем, что эго пожирает и разрушает всех нас, и это уже слишком, наступает второй этап, который символизирует маца, "скудный хлеб". Этот этап вы называете воздержанием. В чем его суть?

Ответ: Воздержание заключается в том, что я решаю: у меня нет выбора, я не могу так вести себя с другими, я должен положить этому конец, выйти из-под власти моего эго.

Этот этап включает в себя осознание зла, что я нахожусь во власти эго, и понимание, что у меня нет выбора, нет иного спасения, кроме как выйти из него, сбежать от него. 

Вопрос: И что мы тогда делаем? Как относимся друг другу?

Ответ: Мы, т.е. множество людей в народе Израиля (не будем пока говорить обо всем мире), принимаем решение, что обязаны подняться над своим эго, перестать его использовать, и очень хотим, чтобы это случилось. Это называется "осознание зла".

Вопрос: В чем суть этого подъема?

Ответ: Мы изо всех сил хотим прекратить использовать наше эго, силой принуждаем себя к этому.

Вопрос: Это означает, что наша пища становится бедной, как маца?

Ответ: Можно сказать и так.

Вопрос: Теперь, после этапа воздержания, когда мы "ели мацу", т.е. принудили себя хорошо относиться друг к другу, вдруг нам раскрылось новое пространство. И после Песаха начинается третий этап, когда мы вновь возвращаемся к своему эго, только наслаждаемся от того, что отдаем друг другу, и получаем от этого радость жизни.

Ответ: Более того – я начинаю раскрывать жизнь в уровне связи между нами, любви, объединения. И это называется, что я вхожу из Египта в высший мир. Я раскрываю силу отдачи и любви, которая называется Элоким, Творец, высшая сила.

Так называется не образ, который мы представляем где-то в небесах, а отношения между нами. Мы ощущаем в них наслаждение в 620 раз большее, чем прежде, когда мы наслаждались в своем эго от использования других.

Теперь наше наслаждение в том, что мы наслаждаем других. И в этом мы ощущаем бесконечность. Ведь сколько мы можем наслаждаться в своем эго?.. А для того, чтобы наслаждать всех, у тебя есть бесконечное пространство.

Из 539-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на пороге свободы

Квасное квасному рознь...

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Побег от ангела смерти

каббалист Михаэль ЛайтманПасхальная Агада рассказывает о том, что у человека есть возможность самому планировать свою жизнь и стать ее хозяином. Она объясняет ему цель, к которой он должен прийти, средства, позволяющие это сделать, и что ему нужно изменить в себе – то есть все детали.

Пасхальная Агада в первую очередь дает человеку понять, чем является его сегодняшняя жизнь, насколько она ограниченная и мертвая.

Она раскрывает, как можно сделать рывок и вырваться из этой мертвой жизни в такое состояние, когда мы поднимаемся над своей сегодняшней природой и достигаем совершенного уровня, свободы.

Это называется освобождением от ангела смерти, ведь мы поднимаемся над смертью.

Вопрос: Что значит подняться над смертью?

Ответ: Это значит жить вечной жизнью. 

Вопрос: Значит ли это, что я никогда не умру? Я еще не видел ни одного человека, который жил бы вечно.

Ответ: Умирают только тела. Но мы раскрываем в себе еще одну сущность – внутреннего человека, который и является моим "Я". Это внутреннее "Я" отделяется от моего тела и в таком случае не чувствует смерти.

Тот, кто хочет действительно обрести свободу и вечную жизнь, может узнать из науки каббала, как это реализовать. Это вполне возможно, как сказано: "Свой мир увидишь при этой жизни", то есть мы способны в ней постичь высшую силу, Творца. Каждый способен этого достичь, двери открыты перед всеми – требуется лишь желание.

Из 543-й беседы о новой жизни, 31.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Входной билет в вечную жизнь

Первая ночь на свободе

Свобода есть только выше этой жизни

Мир на пороге свободы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Откуда у нас возьмутся силы удерживаться в непривычном нам состоянии Песах и использовать только мацу, "скудный хлеб", не получая от него никакого наслаждения?

Ответ: Нам помогает то, что мы получаем удары, когда используем свое эго. Примером тому – сегодняшний мир, который находится во власти фараона, во власти эго. Разве кто-то в этом мире наслаждается?..

Уберите из этого мира успокоительные таблетки, наркотики, все, что убивает людей, разрушает их и отключает от жизни, все, что дает ложное наслаждение, чтобы они могли вытерпеть эту жизнь, – и вы увидите, что весь мир страдает. Весь мир – от маленьких до больших, от бедных до богатых! Никто не наслаждается по-настоящему, а лишь старается поменьше страдать.

И тут мы приходим к еще более худшему состоянию, в котором видим, что движемся к всеобщему разрушению, когда уже не только мы в наших испорченных отношениях с детьми, в семье, но и целые страны, целые народы начинают смертельно ненавидеть друг друга и страдать друг от друга.

Ведь мир стал интегральным, тесным, замкнутым, и мы начинаем чувствовать себя в мире как в семье, где неспособны больше терпеть друг друга. Нам все мешают – каждый человек и каждый народ. Каждый желает подавить других своей гордостью, своим эгоизмом, своей целью. Это еще не конец, но ситуация быстро продвигается в этом направлении. 

Отсюда мы должны решить – достаточно или нет. Если нет, то мы продолжаем. Если мы не желаем выйти из этого собственными силами, то природа продолжит заботиться о том, чтобы мы страдали все больше и больше. От этого не будет спасения.

В итоге мы должны решить, что выход из этого изгнания, из этого состояния, – наша обязанность, ради нашего блага. Ведь мы обязаны достичь состояния, в котором как-то ладим друг с другом – и с детьми, и в семье, и в стране как единый народ, и во всем мире – между всеми народами и странами.

Мы обязаны принять решение – оставить наше эго, которое не дает нам правильно объединиться, ведь у нас нет выбора, все мы живем на одном земном шаре, все дышим одной атмосферой. И сегодня мы видим, что если я "копаю" у себя, то мешаю тебе, а если ты "копаешь" у себя, то мешаешь мне. Настолько тесно мы связаны!

Поэтому у нас нет иного выбора, кроме как достичь какого-то объединения. Но как его достичь? И тут оказывается, что у евреев есть такая методика, позволяющая возвыситься над своим эгоизмом. Пасхальное сказание как раз и обучает нас, как мы можем действительно подняться над своим эго и достичь иной, лучшей жизни.

Из 539-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Патент Песаха: наслаждайтесь бесконечно!

Квасное квасному рознь...

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Первая ночь на свободе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем первая ночь Песаха "отличается от всех других ночей", как говорится в знаменитой песне (ма ништана), которую поют в этот вечер за праздничным столом?

Ответ: Это особая ночь, когда мы сидим вместе и объединяемся, начиная обсуждать: "В чем смысл нашей жизни?"

И в результате мы выясняем, что на самом деле, эта жизнь ничего не стоит, и мы все в ней изгнанники и рабы. Мы начинаем представлять себе, что значит освободиться: какая она – свобода?

Быть свободным человеком – это значит, понимать, для чего я живу. То есть суметь подняться выше этой рабской жизни во власти своего эгоизма, заставляющего меня все время работать для его наполнения.

Когда я, наконец, отрываюсь, освобождаюсь и немного поднимаюсь над ним, то начинаю видеть, что существует другая жизнь, в которой я свободен от своей природы. Эгоизм уже не может похоронить меня, принуждая все 70-80 лет отпущенной мне жизни напичкивать себя всевозможными наполнениями, словно фаршированную рыбу. 

Эгоизм постоянно требует от меня наполнений, а я не хочу этим заниматься. Я хочу чего-то более высокого, для чего действительно стоит жить. Ведь сейчас я живу подобно животному, думающему лишь о том, как себя насытить. Но во мне пробуждается вопрос человека: "Для чего это все и почему? В чем смысл жизни?"

Природа настолько мудра и добра, и в ней все увязано с необыкновенной точностью: все ее части, элементы, материалы. Она создала такие сложнейшие системы, что мы не можем понять даже крохотную долю их работы. И возможно ли, чтобы все это было создано без всякого смысла и цели?

Каждая клетка и орган в человеческом теле находятся в самой тесной взаимосвязи. Это чудесная машина, но для чего она существует? Неужели, только для того, чтобы поглощать пищу и выводить отходы, пока, наконец, не умрет и не разложится?

Самая простая логика при исследовании природы заставляет сделать вывод, что в человеке присутствует некий скрытый, неуловимый элемент. Видимо, в течение этой телесной жизни надо мной работает сила, производящая какой-то процесс в моем организме, но я не участвую в этом процессе осознанно и не связан с этой силой. Однако моя жизнь имеет определенный смысл.

Мудрецы всех поколений искали ответ на вопрос о смысле жизни: великие философы, писатели. Но до сих пор он нам неизвестен. И все же он обязан быть, ведь пробуждается этот вопрос именно в нашем благополучном, материально устроенном поколении, и отравляет всю жизнь.

Прежде вопрос о смысле жизни был уделом аристократов, которые рассуждали об этом, писали романы. Он добавлял какой-то вкус к их беззаботной жизни. Но сегодня уже почти каждый человек задает этот вопрос, даже самый простой. Многие намеренно подавляют его в себе, не желая напрасно страдать, потому что на него нет ответа.

Мы оказались в ситуации, когда вопрос о смысле жизни убивает нас и подсознательно толкает на неразумные поступки - достаточно посмотреть на жизнь молодого поколения.

Вопрос: Пасхальная Агада дает ответ на этот вопрос?

Ответ: Да, она говорит, что эта ночь особенная, потому что именно в эту ночь мы нашли решение и поэтому сидим сейчас за столом, как свободные люди! Мы не находимся в рабстве у своего тела, а вышли на свободу. То есть мы поднялись над телом и сели на него верхом, как хозяин на своего осла. Этим пасхальная ночь отличается от всех других ночей.

Из 543-й беседы о новой жизни, 31.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода есть только выше этой жизни

Расскажи сыну своему и всем остальным

Побег из египетской тьмы

Пасхальная Агада: свобода есть только выше этой жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Читая Пасхальную Агаду за праздничным столом, мы ничего в ней не понимаем. Что нам нужно понять из этого чтения?

Ответ: Нам нужно понять, что наша природа эгоистична и этим убивает нас. Если мы хотим стать свободными людьми, то единственный выход – подняться над ней.

Нам надо взять управление над собой в свои руки. Вместо того, чтобы просто констатировать свои хорошие или плохие состояния, сменяющиеся каждое мгновение, мы можем заранее планировать, к каким состояниям хотим прийти.

Мы будем сами планировать свою жизнь, станем ее хозяевами, до такой степени, что в каждую секунду своей жизни будем следовать заранее намеченной нами программе.

Мы будем знать, что случится с нами в следующий миг, как будем выглядеть мы и весь мир, сами постановляя, какими хотим быть. Это означает быть свободными людьми, которые сами распоряжаются всем, словно боги. 

Существует высшая сила природы, создавшая нас и продвигающая по жизни от мгновения к мгновению. Многие воспринимают ее как слепую судьбу. А мы хотим быть выше судьбы, и не просто определять свою сегодняшнюю жизнь, но и знать, куда стоит ее направить. 

Речь идет не только о 60-70 годах жизни в этом мире – их мы как-нибудь протянем хуже или лучше. Но нам необходимо знать, есть ли что-то выше этого? Ведь если ничего нет, то нет никакой цели у этой земной жизни.

Вопрос о смысле жизни помещает нас на более высокий уровень реальности. Только там мы сможем стать свободными. Пасхальная Агада рассказывает, как нам выйти из рабства на свободу: свободным можно стать только выше этой жизни.

Из 543-й беседы о новой жизни, 31.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первая ночь на свободе

Расскажи сыну своему и всем остальным

Рабы ли мы?

Квасное квасному рознь...

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "квасное" (хамец), от которого мы так тщательно избавляемся перед праздником Песах?

Ответ: Квасное до праздника Песах – это злое начало, бывшее у нас в Египте, которое мы использовали, чтобы воевать друг с другом.

А квасное, к которому мы возвращаемся после Песаха, мы используем иначе – чтобы над ним отдавать друг другу. Ведь без плохих отношений, бывших у нас прежде, мы не знаем, как установить добрые отношения. То есть мы используем противоположность – там, где была ненависть, теперь будет любовь.

Но новое квасное – это не прежнее квасное, поскольку я использую его ради отдачи, ради любви.

К примеру, раньше, играя с тобой, я все время отбирал у тебя игрушки и наслаждался тем, что ты плачешь, кричишь и бегаешь жаловаться маме. Теперь я решаю, что больше не буду так делать. Тогда чем я питаюсь? – "Скудным хлебом", мацой. Что я от этого имею, какие наслаждения в жизни? – Никаких! Семь дней я нахожусь в таком состоянии. 

А затем я прохожу словно сквозь крошечное отверстие из изгнания в освобождение. Это называется переходом Конечного моря. То есть я выхожу из состояния, в котором использовал свое эго и наслаждался, как фараон, своей властью.

А потом, когда я принял решение стать другим, то же квасное, т.е. те же игрушки, которые я отобрал у тебя и наслаждался твоим плачем, я возвращаю тебе, и наслаждаюсь тем, что ты получаешь удовольствие.

Это уже хлеб после выхода из Египта – не "скудный хлеб", и даже не обычный хлеб, а роскошный торт – богаче в 620 раз, так называемый "хлеб любви".

Мы берем все зло, бывшее у нас в Египте, и обращаем его в добро. Об этом плакали евреи 40 лет скитаний по пустыне: "Где наш Египет?!", поскольку они включают его в себя, а затем исправляют, и так вновь и вновь.

Из 539-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Песах – праздник, который всегда с тобой

"Скудный

 

Расскажи сыну своему и всем остальным

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано, что на праздничном ужине в честь начала Песаха нужно рассказать своим детям о выходе евреев из Египта. Что именно нужно им рассказать и что им важно знать?

Ответ: Прежде всего, я не думаю, что в этом есть разница между взрослыми и детьми. Сказано: "Расскажи своему сыну" – то есть каждый, кто не знает и должен узнать, он для меня словно сын.

Все должны узнать, что означает "изгнание", чем оно отличается от освобождения, находимся ли мы в изгнании и нуждаемся ли в освобождении.

Изгнанием называется состояние, обратное освобождению. Это два противоположных состояния человека, и пока мы не можем определить для себя ни одно, ни другое.

Ведь если говорить о Египте, то чем там было плохо евреям? Поначалу там было сколько хочешь еды, просто царская жизнь. Фараон прекрасно относился к ним, это был настоящий рай. Почему же вдруг эти семь тучных лет сменились на семь голодных лет, и они почувствовали себя в изгнании? 

Дело в том, что человек начинает чувствовать, что в жизни нет смысла: непонятно, зачем он живет. Сегодня очень многие в этом мире могут ответить так же: "Я не знаю, зачем живу, и это отравляет мою жизнь, до такой степени, что не хочется продолжать".

От отчаяния люди становятся террористами, в поисках хоть какого-то света в жизни, какого-то идеала, ради которого стоит жить. Когда они борются со всем, что не соответствует этому идеалу, то ощущают себя героями, воюющими против врагов. Это наполняет их жизнь смыслом, а иначе они чувствуют себя мертвыми.

Сегодня во многих пробуждается такой вопрос о смысле жизни. Если у жизни нет цели, то она теряет всякий вкус и лучше смерть, чем такая жизнь. Мне уже не нужно все это мясо с чесноком, которым изобилует Египет.

Египет удовлетворял любые желания: пища, секс, семья, деньги, власть, знания. Это был рай для всех, и евреи там были самыми уважаемыми, самыми богатыми. Так чего же им не хватало: только смысла жизни. В человеке просыпается этот вопрос и отравляет ему ощущение жизни. Я чувствую себя живущим в золотой клетке, из которой невозможно выбраться.

Это и называется рабством. Я вижу, как эта самая благополучная и обеспеченная жизнь душит и убивает меня. Ведь если жизнь была бы не такой сытой, я имел бы оправдание от нее сбежать – а так эгоизм не дает мне от нее отказаться.

Наш эгоизм наслаждается жизнью в Египте, но вместе с тем в нас пробуждается вопрос: "Для чего мы живем? Люди мы вообще или животные?" Именно это происходит в наши дни.

Мы можем обеспечить себе все необходимое для жизни, но во всем присутствует горечь. Ведь вопрос о смысле жизни важнее всех материальных благ и сбрасывает нас с вершины в самую пропасть, заставляя ощущать свое полное ничтожество.

Это характерно современному миру и особенно молодому поколению. Мы начинам ощущать себя в изгнании у своего эгоизма, который держит нас в своей власти и не дает сбежать. Это и называется египетским рабством, от которого мы обязаны освободиться.

Из 543-й беседы о новой жизни, 31.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Четыре сына

Побег из египетской тьмы

Рабы ли мы?

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Песах – это особый праздник. Все отдают ему дань уважения – и светские, и религиозные. Все занимаются подготовкой к этому празднику, к пасхальному седеру (праздничной трапезе), убирают дом, покупают одежду, приглашают гостей или решают, где проведут пасхальный седер.

Хотелось бы понять суть этого праздника, его символы. Самый главный символ – это маца, которую мы едим на протяжении всего праздника Песах. Что она означает?

Ответ: Маца символизирует состояние, в котором мы используем только сосуды отдачи, без вмешательства нашего эго, нашего желания насладиться. Ведь мы не можем использовать это желание, поскольку оно все эгоистическое, полностью принадлежит фараону, нашему эго, и потому мы обязаны возвыситься над его использованием. Отрыв, отключение от наших эгоистических желаний символизирует "скудный хлеб", маца.

Мы должны относиться друг к другу только в любви и отдаче, насколько это возможно. Мы не так уж готовы к этому, не слишком понимаем это, ведь Песах – это время "малого состояния" (катнут), когда у нас еще нет сил. Праздник Песах – это выход из-под власти эгоизма, заключенного в нас, под власть объединения и любви между нами.

Это символизирует нам название праздника – Пе-сах, переход, когда мы перепрыгиваем из эгоистического состояния в любовь и отдачу между нами. Этот переход – и есть символ праздника. 

И потому это праздник свободы, ведь мы выходим из нашего эго, которое ломает нам всю жизнь и поистине хоронит нас, и удостаиваемся быть свободным народом в своей стране – свободными в наших желаниях (страна/эрец – от слова "рацон"/желание). Мы уже не хотим "пожирать" друг друга и вести себя так как прежде, а решаем стать народом Израиля, когда все мы вместе соединяемся в одно целое.

Это и есть выход из Египта – не географический, не физический, а внутренний, когда мы достигаем внутренней свободы от ангела смерти. Ведь в нашей сегодняшней жизни мы видим, что наше эго, наша злая природа, действительно "ангел смерти", хоронит нас в этой жизни. Она не дает нам наслаждаться и постоянно ввергает нас в раздоры и ссоры, чуть не до междоусобной войны.

Эго – это не желания обычных наслаждений в нашей жизни – от семьи, детей, пищи, отпуска, путешествий и т.д..

Эго – это плохое отношение человека к своему ближнему, желание наслаждаться за счет него.

Поэтому выход из эго означает выход из ненависти к ближнему, из постоянной зависти к нему, из невозможности терпеть своих соседей, из разобщенности и разделенности нашего мира на всевозможные партии и сектора.

Вопрос: Это требует от меня поступиться чем-то, отказаться от чего-то?

Ответ: Это требует отказаться от своего эго, а эго измеряется только тем, насколько плохо я отношусь к другим.

Вопрос: В конечном счете, я от этого проиграю или выиграю, на уровне моего внутреннего счастья, наслаждения?

Ответ: Уже сегодня я вижу, что от этого мы можем только выиграть, а не потерять. Наоборот, весь наш ущерб – от того, что мы плохо относимся друг к другу.

Вопрос: Если вернуться к символам Песаха, то что означает та же маца в наши дни, в Израиле 2015 года?

Ответ: Мы должны начать хорошо относиться друг к другу, и будем жить той атмосферой, которая воцарится между нами. Вначале эта атмосфера будет словно бедной и лишенной, ведь в ней не будет множества оттенков и вкусов от раздоров и ссор.

Мы будто станем "хорошими детьми", которых мать упрашивает не ссориться, не драться друг с другом, но они не чувствуют в этом никакой жизни, и только начиная конфликтовать друг с другом, получают множество разных впечатлений.

И потому вначале это называется "скудный хлеб", маца. Но затем мы начинаем развивать наши отношения, когда не только отрываемся от зла между нами и воздерживаемся от него, уменьшая себя, чтобы не относиться плохо к ближнему, а развиваем это воздержание в хорошее отношение друг к другу.

Мы будто проходим через узкий проход и постепенно входим все в более мощное, широкое русло добрых отношений друг с другом. Тогда "скудный хлеб" превращается в самый прекрасный торт, в так называемый "хлеб любви".

Из 539-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Побег из египетской тьмы

Песах – праздник, который всегда с тобой

"Скудный хлеб"

Четыре сына

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что это за четыре сына, о которых говорится в Пасхальной Агаде: умный, преступный, несмышленый и неспособный задавать вопросы?

Ответ: Все четыре сына выясняют все тот же вопрос: как нам подняться над нашим эгоизмом?

Умный сын философствует и говорит, что эти законы можно трактовать так или иначе, но нет никакого решения, которое позволяло бы нам выйти из Египта, то есть подняться над своим эгоизмом. 

Преступный сын говорит: "Да зачем нам нужно над ним подниматься?" Он вообще не хочет этим заниматься и спрашивает: "Какая польза от этой работы против эгоизма? Оставьте меня в покое, мне и так хорошо." Поэтому в наших глазах – он преступник, ведь не желает подняться над своим текущим состоянием, хотя оно плохое. Он принимает все как есть и не хочет выходить из Египта.

Несмышленый говорит, что это непонятные законы, и неясно, зачем мы вышли из Египта. Он вообще не осознает, что находится в рабстве, и каким образом можно из этого рабства подняться. 

Мы сейчас сидим вокруг праздничного стола. Один чувствует себя как умный сын, другой, как несмышленый, третий, как преступный, а четвертый, как не умеющий задавать вопросы. И этому четвертому сыну, не умеющему спрашивать, нужно сказать в тот день: "Это в честь того, что Творец сделал для нас, выводя из Египта".

Этот сын не умеет спрашивать не потому, что он глупый, заумный или преступный. Он понимает, что есть тут нечто, какой-то выход из нашей природы, который мы не способны воспринять и осознать.

Все гости за столом тоже недоумевают: "Куда нам надо выходить и зачем? Где вы видели, что можно освободиться от своего эгоизма? Такого не существует в природе". Все задают такие вопросы: и умный, и несмышленый, и преступный.

Но не умеющий спрашивать не задает вопросов, понимая, что тут скрывается какой-то секрет, о котором даже нечего спросить, ведь он нам совершенно недоступен. Есть нечто выше нашей жизни, выше нашего эгоизма, во власти которого мы находимся.

Есть причина, по которой мы созданы и существуем в таком ничтожном виде. Но непонятно, что с этим можно сделать – не видно выхода. Поэтому и сказано, что нужно объяснить ему. Ведь если человек достигает такого развития, когда ему уже нечего сказать в оправдание своему эгоизму, тогда он и находит решение.

Все в итоге должны стать тем сыном, который не умеет задавать вопросы. Это четыре ступени развития человека. Каждый из нас находится на своей ступени развития, а потому может узнать себя в одном из четырех сыновей, согласно тем вопросам, которые задает.

Из 544-й беседы о новой жизни, 31.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Побег из египетской тьмы

Все начинается с Песаха

Свобода в несвободе от любви

Я знаю, что этот скачок возможен

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как будет выглядеть жизнь, когда начнется всеобщий образовательный процесс, развивающий в нас осознание, и народ Израиля станет жить, как одна семья?

Ответ: Каждый будет относиться к остальным, как к своим детям. Он будет наслаждаться их успехами и расстраиваться от их неудач.

Он будет любить всех и желать им добра, и точно так же остальные будут относиться к нему. Это означает, что "Все Исраэль – товарищи", и так мы приходим к абсолютно доброму миру.

Все чувствуют любовь друг к другу, покрывающую всю ненависть. Это и означает выход на свободу.

Вопрос: Вы действительно верите в то, что такое возможно?

Ответ: Я не верю, а знаю, что это возможно за счет того, что мы раскроем вторую силу – силу добра. Внутри нашей природы пробудится еще одна сила, восстающая против Фараона, злой силы. Если мы пробудим эту добрую силу в себе, то она полностью нейтрализует Фараона, покрыв все преступления покрывалом любви.

Давайте же совершим этот скачок (пасах), который символизирует Песах, и придем к этому доброму миру.

Из 538-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ген свободы

Не утопия, а новая система образования

Долгожданное возвращение на свою землю

Хороший и плохой фараон

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "хороший фараон, который принял евреев"?

Ответ: Это понятие нужно рассматривать относительно человека.

Нам кажется, что эгоизм ведет нас вперед: цивилизация, распространение, расширение. "Мы полетим к звездам, все познаем, раскроем! Мы, мы, мы!" – это хороший, здоровый эгоизм. Он необходим, иначе бы мы не развивались.

К примеру, если бы мы не потакали ребенку и всё время ограничивали его, он бы не прогрессировал. Поэтому мы постоянно даем ему развиваться, даже эгоистически – неважно как, а когда он достигает определенного возраста, допустим, 13-летия, начинаем обучать его как ограничивать себя.

Считается, что до этого времени в человеке есть только зло (ецер ра). А начиная с 13 лет и далее, под воздействием воспитания может появляться добро. 13 лет – это условное понятие. Бааль Сулам пишет об этом в "Предисловии к Книге Зоар". 

Я помню, как мой сын, обучавшийся в религиозных заведениях, говорил: "Что ты от меня хочешь? Мне сейчас 9 лет, подожди до 13".

Это и есть "семь тучных лет в Египте", когда народ всем доволен. Мы пытаемся объединиться, и поначалу между нами все хорошо. Эгоизм потакает нам: "Действуйте сообща. Все хорошо, все правильно". А потом между нами проявляются раздоры.

Это то же, что происходит либо с влюбленными, когда они начинают жить вместе, либо в любом межгосударственном общении: "Сейчас мы согласуем, сделаем то-то и достигнем чего-то! Мы, мы, мы, мы!" – все нормально, эгоизм хорош, все замечательно, – и вдруг изнутри просачивается нечто отрицательное. Что бы мы ни делали, в конце концов всегда возникает помеха – встает плохой фараон.

Когда ты что-то начинаешь, знай, что если ты выполняешь действия, которые не приводишь с помощью любви и взаимосвязи, с помощью методики каббалы к равновесию между злом и добром, то зло, которое сначала привлекает тебя, потом умертвляет. "Ангел смерти" завлекает тебя, дает каплю яда, и ты умираешь.

Поэтому везде, в любых действиях нужно искать точку равновесия между двумя силами: добра и зла.

Из ТВ программы "Беседы о Песахе" №2, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Фараон – квинтэссенция зла

Современный Вавилон

Есть предел терпению природы

Ген свободы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Празднование Песаха – это особая возможность узнать что-то новое о самом себе, о своем народе, о нашем обществе и сделать качественное изменение в наших отношениях друг к другу.

Рав Кук писал, что если бы народ Израиля когда-то не совершил этого перехода из рабства на свободу, то весь мир никогда не смог бы сделать такого изменения. Действительно ли народ Израиля так влияет на весь мир?

Ответ: Народ Израиля – это особая группа людей, выбранная из всего мира, которая вышла из Древнего Вавилона для того, чтобы объединиться.

Сегодня весь мир находится в такой же взаимной ненависти, какая когда-то раскрылась только между евреями при крушении Храма. Из-за этой ненависти евреи упали с высоты единства до уровня всего этого мира, что и означает выход в изгнание.

Сегодня еврейский народ смешан со всем миром, и мы все вместе находимся в том же состоянии, которое называется Египтом, то есть в рабстве у взаимной ненависти. 

Поскольку евреи уже выходили из этого рабства, в нас есть воспоминания, гены от того прошлого состояния. И потому мы должны прежде всех выйти из этого ужасного состояния, в котором сейчас находится все человечество, и показать этим пример всем, что означает "быть светом для народов мира".

Эта задача стоит сейчас именно перед народом Израиля, живущим на земле Израиля. Поэтому мы и получили возможность вернуться сюда, чтобы реализовать свою миссию на благо всего мира. Ведь цель творения в том, чтобы все человечество стало одним народом, одной семьей, как сказано у пророков.

Из 538-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Современный Вавилон

Песах: Шаг через бездну

Праздник освобождения от пут ненависти

Не утопия, а новая система образования

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Неужели Фараон скрывается внутри каждого человека? Где он во мне?

Ответ: Фараон – это желание ущемить других и взять над ними верх. Такое свойственно любому человеку, и это даже не его естественное стремление, а чужая власть, командующая внутри него.

Вопрос: И как же возможно, от такой черной картины, в которой каждый словно злой фараон, перейти к такому миру, где каждый относится к остальным, как к  собственным детям? 

Ответ: Для этого необходим образовательный процесс, в котором человек узнает о том состоянии, в котором находится. Ведь сейчас он просто чувствует себя плохо, но не понимает причин этого зла.

Все согласны с тем, что эгоизм – это наша природа, и ничего нельзя с ним сделать. Наши призывы к объединению кажутся людям утопией. На праздничном вечере они только ждут, когда закончится традиционное чтение Пасхального Сказания и можно будет, наконец, начать есть.

Поэтому необходима новая система образования. Нужно дать народу образование, ведь человек сейчас ничего не знает. Человек рождается совершенно беспомощным в этом мире, в отличие от животного, которое правильно действует, благодаря своим инстинктам. Животное знает, что для него полезно и что вредно, оно не упадет с высоты, а младенец упадет, если оставить его без присмотра. 

Выход из Египта – это процесс образования народа, развитие в нем осознания и понимания. Каждый обязан понять: какие силы им управляют, как он относится к другим, почему его отношение такое эгоистичное, почему он не хочет отдавать другим, а хочет только брать у них и властвовать над ними.

Нужно выяснить, что это за злая сила, правящая внутри нас, и можно ли существовать с ней в нашем мире, где мы настолько связаны и взаимозависимы. Все уже видят, что дальше так продолжать невозможно, ведь мир катится в пропасть, к ядерной войне. Невозможно оставаться в рабстве у Фараона – пришло время выйти на свободу.

Из 538-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Фараон – квинтэссенция зла

Долгожданное возвращение на свою землю

Современный Вавилон

Пасхальный блиц

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое Египет?

Ответ: Египет (Мицраим – миц-ра) – это концентрация зла, в которой мы находимся, ненависть друг к другу.

Вопрос: Что такое "народ Израиля, вошедший в Египет"?

Ответ: Евреи, вошедшие в Египет, - еще не народ, и становятся им только тогда, когда собираются у горы Синай и принимают условие возвышения над эгоизмом.

Вопрос: Что такое Моше?

Ответ: Моше – это сила, которая вытаскивает человека из эгоизма и устремляет к цели творения, к Творцу, к правильному действию. В каббале это называется "точка в сердце".

Вопрос: Что означает "Творец приводит Моше к фараону"?

Ответ: Внутри человека происходит противостояние эгоизму: Моше против фараона.

Вопрос: Что такое десять казней?

Ответ: Десять казней – это необходимое условие, когда я осознаю́, что мой эгоизм не в состоянии быть далее моим прибежищем, я обязан от него оторваться, приподняться над ним. Он дает мне такое количество страданий, что я больше не могу их вытерпеть и должен отдалиться от эго. 

Вопрос: Почему отрыв от эгоизма происходит ночью, в кромешной тьме?

Ответ: Дело в том, что отрыв от эго должен быть абсолютным – даже если я ничего не вижу впереди себя, я все равно убегаю от него. Хотя я и мог бы остаться в нем и эгоистически наслаждаться своей животной жизнью, я предпочитаю выйти из него в ночную тьму.

Вопрос: Что такое "переход Конечного моря"?

Ответ: Человек понимает, что готов на полное отречение от своей прошлой эгоистической парадигмы и хочет по-новому познать мир.

Вопрос: Что значит "расступаются воды Конечного моря"?

Ответ: Конечно, это не естественное действие, которого нет в нашей природе, сколько бы мы ни пытались хоть как-то объяснить непонятные нам природные явления.

Расступаются воды – это значит, что происходит допущение человека в свойство Бины (отдачи). Он проходит сквозь Малхут в Бину и получает возвышение. То есть уничтожающие воды становятся водами, которые помогают нам двигаться к цели.

Из ТВ программы "Беседы о Песахе" №2, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Особый праздник Песах

Песах: Ночь исхода

Рабы ли мы?

Страница 62 из 72« Первая...6061626364...Последняя »