Причем сегодня нас интересует не Моше сам по себе, а та модель руководства, которая выведет народ на твердую почву, к новой жизни и процветанию.
В свое время Моше удалось произвести настоящий переворот в народе и провести его через тяжелейшие невзгоды, несмотря на все сложности и сопротивление.
Каким образом он совершил это "чудо"? Сегодня, когда общество ищет целеустремленного лидера с багажом настоящих ценностей, можем ли мы почерпнуть что-то, научиться чему-то у Моше?
У него не было никаких способностей к лидерству. Вообще, у предводителя народа Израиля не должно быть каких-то особых лидерских дарований. Есть достаточно людей, умеющих вести дела и манипулировать другими согласно своим эгоистическим устремлениям. Манипулировать можно как в дурном, так и в хорошем ключе, – однако все равно эгоистически.
С другой стороны, настоящий лидер, устремленный "прямо к Высшему" (яшар-Эль) и именующийся "Исраэль" – т.е. ведущий нас к свойству отдачи и любви, – не должен блистать интеллектом, умничать, хитрить и, тем более, обманывать. Наоборот, ему как раз надо быть бесхитростным. Ведь именно в мере этой бесхитростности высший свет через него воздействует на других.
Такой лидер желает лишь одного – максимально приобщаться к свойству отдачи и любви, которое называется "Творец", или "Высшая сила". И если человек следует этому принципу, то "высший свет", сила отдачи и любви через него воздействует на весь народ.
Тем самым лидер обучает народ и постепенно, поэтапно, терпеливо ведет его через все перипетии – пока не приводит людей к исправлению.
Тогда и они обретают ту же меру терпения, готовности к взаимным уступкам, взаимному единению – и так становятся народом Израиля. Народом, в котором все объединены для того, чтобы в них раскрывалось свойство отдачи и любви, зовущееся "Творец".
Без поблажек
Вот что олицетворяет Моше. Он несет в себе качества великого каббалиста, постигающего Божественное, – так что через него проходит свет, и тем самым народ обучается единению.
Роль такого лидера очень трудна для него самого и для народа, которому он ни в чем не может уступить. Ведь со своей высоты он видит, что никаких уступок быть не может – или продвижение, или смерть.
А народ тем временем постоянно получает добавки эгоизма. Это касается и нас: наше эго раз за разом усиливается, и над ним мы должны снова и снова исправлять себя. Себялюбие укрепляется в левой линии, и задача Моше – помогать человеку в уравновешивании эгоизма любовью, жалостью, милосердием, единением. Снова и снова, на каждой ступени.
Учитель Природоведения
Вопрос: Чего требует такой лидер? Куда он направляет народ?
Ответ: Он объясняет народу законы Природы, называющиеся также "законами Торы", "духовными законами" или "волей Творца".
Всё это – одно и то же. Ведь "Бог" (אלקים) по гематрии – "Природа" (הטבע). "Творец" – это сила Природы, творящая, формирующая, поддерживающая и развивающая всё.
Соответственно, Моше – словно "большой ученый", объясняющий нам всё, что происходит в человеке, в обществе, в Природе. Он объясняет, откуда мы и куда идем, как развиваемся, какие силы нами движут, как можно вмешаться в их действие и как переходить из состояния в состояние.
Все состояния предопределены в Природе – и Моше объясняет нам, каким будет следующее. Достичь его можно двумя способами: путем страданий или путем света, "путем Торы". И Моше старается направить нас на верный путь.
Оступаться, но не отступать
Идя за Моше, народ каждый раз сталкивается с очередной неприятностью – но не из-за того, что что-то пошло не так. Просто людям раскрывается еще большее эгоистическое желание, и вот они уже снова не согласны с Моше.
То же самое происходит и с каждым человеком в отдельности: в нем тоже есть "Исраэль" и "Моше". Свойство народа Израиля усиливается в левой линии – и тогда ему противостоит свойство Моше. "Исраэль", возобладав слева, не согласен, а "Моше" поднимается и опять наводит порядок.
Сказано об этом: "Человек не выполнит заповедь, пока не оступится на ней", "Кто возвышается над другим, над тем возвышается его злое начало". Иными словами, мы постоянно растем в своем эгоизме и каждый раз должны "покрывать" его любовью, отдачей, взаимным единением.