Вопрос: Что именно мы празднуем в Хануку, чему так радуемся, и как сделать так, чтобы наша сегодняшняя жизнь стала радостной не только в праздник?
Праздник Ханука посвящен событиям, произошедшим в 167 до н.э., Маккавейской войне. Но война шла не только с греками.
В самом народе Израиля произошел глубокий раскол, разделив общество надвое: на тех, кто сопротивлялся греческому нашествию, и тех, кто поддерживал его. Светская элита приняла новые ценности, привнесенные греками в народ Израиля.
А другая группа, назвавшая себя Маккавеи, сопротивлялась проникновению чуждой, греческой культуры в еврейский народ. Таким образом, в народе произошел раскол, внутренняя, идеологическая война. И все это в условиях серьезной внешней угрозы.
Можно ли просмотреть тут какие-то параллели с тем, что происходит в наше время в израильском обществе, и сегодня живущем в условиях внутреннего раскола и внешней угрозы?
Ответ: Разумеется, сегодняшняя ситуация сильно отличается от Маккавейской войны. Ведь греки не собирались завоевывать государство Израиль, они только хотели насадить в нем свою культуру, отношение к природе, науку, уклад жизни.
В этом состояла внутренняя суть этих войн, призванных распространить везде греческий материализм. Греки соглашались, что есть высшие силы природы, но они очень простые. Главное, чтобы человек поклонялся им, а в остальном может жить, как хочет.
Они не требовали от человека жить по законам единства, как это было принято в народе Израиля. Поэтому многие народы добровольно приняли власть греков. Если человек принимал греческую культуру, их статуи, стадионы, то он становился таким же, как они. С такими же целями позже англичане и французы колонизировали африканские страны, принеся им свою культуру.
То есть это была война культур. И в Израиле разгорелась война, потому что он не хотел перенимать от греков их сугубо материальный подход к жизни. Это привело к внутреннему расколу в народе Израиля: между теми, кто принял греческий подход, и теми, кто ему сопротивлялся.
Материальный подход к жизни приветствовался именно элитой, военачальниками, богачами, управляющими – самым верхним слоем общества.
Вопрос: А какой в то время была культура Израильского народа, которую он так защищал от греков?
Ответ: Это была та самая культура, которая сложилась в группе Авраама на основе любви к ближнему как к самому себе. Она связывала всех узами взаимной любви и отдачи. Каждый понимал, что соединен со всеми и существует только благодаря этому единству.
А реализовав такое соединение между собой, они ощутили свою связь с высшей силой природы. Ведь во всей природе действует лишь одна высшая сила, которую можно назвать Творцом.
Эта сила подсвечивает человеку согласно закону соответствия свойств. Когда мы соединяемся между собой, то тоже становимся как один, как и эта сила. А потому она начинает нам светить, и мы ее чувствуем. Мы ощущаем это свечение, присутствие светлой силы между нами, приносящей нам благословение и успех во всех наших делах.
Это словно добрая энергия, проявляющаяся в каждом человеке из народа Израиля и во всем этом народе.
Вопрос: Если эта сила несет такое благо, то почему же греки были против нее?
Ответ: Дело в том, что для раскрытия этой силы в нашем соединении, нужно вести борьбу со своим эгоизмом. Ведь эгоизм отталкивает нас друг от друга, и приходится постоянно сражаться с ним и стараться тянуться к другим.
Поэтому нам необходимо пробуждать силы окружения, чтобы оно обязывало каждого и притягивало к себе, распространяло это знание и призывало всех заботиться обо всех. Это называется взаимным поручительством. Самое важное – это наше единство. Только благодаря ему мы существуем и побеждаем.
Из 470-й беседы о новой жизни, 11.12.2014