Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Дни духовного подъема

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается внутренний смысл праздника Суккот?

Ответ: Суккот – это очень важный праздник, потому что он посвящен духовному подъему. По окончанию года мы подводим итоги своего критического самоанализа.

Если мы хорошо работали в течение прошедшего года: искали, как исправить себя для того, чтобы вернуться к Творцу, то обнаружили себя виновными во множестве преступлений.

И это именно результат хорошей работы, нашего исследования себя, своего отношения к товарищам, которое показало, сколько еще в нас есть злого начала, ненависти к другим, отторжения, эгоистических расчетов.

После такого суда над  самими собой мы выносим решение, которое называется началом нового года – Рош а-Шана (голова года). Мы хотим, чтобы Творец – сила отдачи и любви, был нашей головой, нашим царем.

Рош а-Шана – это коронование Царя как самого великого из всех, олицетворяющего отдачу, любовь, тепло, наполнение. Мы высоко ценим эти качества, а потому возвеличиваем эту силу природы и хотим ей уподобиться, вплоть до полного слияния с ней. Такое решение мы принимаем в Рош а-Шана, чтобы дальше ему следовать. 

Поэтому в Рош а-Шана есть два суда: суровый и мягкий, после которых приходят десять дней раскаяния. В это время нужно проверить себя в работе над своим объединением и выяснить, как возможно достичь единства. Ведь чем больше мы исправляем себя, соединяясь в одного человека с одним сердцем, тем более походим на Творца – одного и единственного.

Этим решением мы притягиваем к себе окружающий свет, особое свечение, и видим, какие желания в нас не подлежат исправлению, ведь их невозможно исправить на отдачу и посредством них соединиться с ближним. А другие желания возможно исправить и принести ими добро ближнему, любовь, соединение, единство.

Десять дней раскаяния отделяют во всех моих желаниях такую часть, которая пока неисправима, от той, которую возможно исправить. Это разделение называется: "Его левая рука под моей головой" – левое объятие, оставляющее вне его те желания, которые нельзя обнять.

А затем настает Суккот,  когда "Его правая рука обнимает меня". Во время Суккота, приходит особое свечение к человеку, желающему соединиться со всеми творениями и прилепиться к Творцу – к высшим свойствам отдачи и всеобщей любви.

Праздник Суккот длится семь дней, в соответствии со светами, которые нам необходимо получить: Хесэд, Гвура, Тиферет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут или  гостями, поочередно посещающими ежедневные праздничные трапезы: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид.

Написано: "Я создал злое начало и в придачу ему Тору, свет которой возвращает к источнику". Творец создал плохие свойства, а не хорошие: злое начало, наш эгоизм, не дающий нам объединиться, хорошо относиться друг к другу и отдавать ближнему.

Любовь к ближнему – это великое правило Торы, но мы не хотим его выполнять. Зло в нас – это все то, что против нашего соединения с другими. Именно о нем написано: "Я создал злое начало и в придачу к нему Тору". Тора – это не книга, стоящая на полке, а особый метод использования силы природы, который называется светом. Если я пользуюсь этим светом, подставляя себя под его влияние, то превращаю все зло, намеренно созданное Творцом, в добро.

Из эгоиста, отталкивающего и без всякой причины ненавидящего остальных, я превращаюсь в любящего, пока не сливаюсь со всеми в одного человека с одним сердцем.

До Суккота мы занимались судом над самими собой, выясняя, что можно исправить, а что нет. И оказалось, что мы полны зла, словно гранат, который полон зернышек, но весь прогнил.

В Рош а-Шана мы решили, что хотим стать отдающими и воцарить над нами Творца – силу любви. В следующие десять дней раскаяния мы проверяем десять сфирот своей души, десять частей желания, выясняя, что можно исправить, а что нет. Ведь есть в нас такие нечистые желания (клипот), которые не подлежат исправлению, и потому мы просто их сокращаем, отделяем, замораживаем.

А те желания, которые возможно, исправляются в дни Суккота. Это первое исправление желания, и происходит оно за счет приходящего к нам окружающего света. Символ окружающего света – это Сукка, специальный шалаш, навес.

Мы создаем тень, поскольку не хотим получать свет ради себя, для своей пользы, а желаем своего изменения, связи с Творцом, свет, лишь для того, чтобы отдать ближнему. Это значит, быть праведником, который берет себе только необходимое для пропитания, а все остальное отдает другим. Такое исправленное получение символизирует Сукка.

Из 439-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

В праздничном круговороте

Под сенью временного жилища

Праздничный календарь подъема и единения

Начало перемен

2014-09-28_broshura-glavnyi-sekret_100Последний в осенней серии праздников – Суккот – несет информацию о том, в какой последовательности строится взаимосвязь между нами.

Подготовка к празднику начинается со строительства сукки – особого шалаша, главным элементом которого является кровля. Для ее изготовления используют отходы с гумна и виноградника. Понятие "отходы" выражает наше пренебрежительное отношение к единству.

Построить сукку и накрыть ее кровлей – значит поднять ценности объединения над эгоистическими и сделать их самыми важными в жизни. Разумеется, это дело непосильное для одиночки. Для него необходима взаимная поддержка, взаимопомощь товарищей, окружения.

Осенний праздничный "церемониал" включает еще множество деталей. Но важно не забывать, что за всеми праздничными традициями стоит призыв к объединению народа, к переменам в отношениях между нами. А в итоге к такому состоянию должно прийти всё человечество.

Нам это понять очень трудно, практически невозможно. Как объединиться не силой страха, безысходности или лживых идеалов, но силой любви? Как почувствовать себя единой семьей не на войне, когда мы поневоле жмемся друг к другу, а в мирное время, по собственному желанию? 

Но, с другой стороны, косвенным образом, под давлением обстоятельств мы постепенно приходим к такому пониманию, начинаем задумываться об этом.

Действительно, тяжело представить себе единство между нами, когда его нет. Зная это, каббалисты описали не только цель, но и путь к ней. Они объяснили, как можно быстро и легко прийти к тому состоянию, когда чужие для нас становятся ближними, когда ненависть, безразличие уступают место заботе и любви.

Это не просто верные социальные взаимоотношения – это также пример другим, разительный и неоспоримый. Ведь учитель не может вечно прятаться среди учеников – его все равно найдут. Так пускай делает свое дело, и он по праву заслужит их уважение.

"Альтруистическое общество противно человеческому духу, а потому… народ Израиля, должен взять на себя обязанность быть примером всему миру. Причина в том, что мы пригодны для этого более, нежели другие народы; не потому что мы идеалистичнее их, а потому что мы страдали от деспотии более их всех. Поэтому мы больше всех народов готовы просить средство для истребления деспотии с лица земли". Бааль Сулам

Полный текст брошюры - здесь.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пора подводить итоги

5775 лет тому назад

Послание из прошлого

Пора подводить итоги

2014-09-28_broshura-glavnyi-sekret_100Еврейские праздники – больше, чем просто история. В свое время их учреждали каббалисты. Таким образом, преодолев временной барьер, они передали нам, потомкам, свой посыл. Посыл, который прямо касается судьбы народа Израиля. Под внешней оболочкой праздничных традиций скрыта внутренняя, актуальнейшая сегодня информация.

Праздник Рош а-Шана олицетворяет стремление к высшим ценностям, к доброму сосуществованию, к человеческому участию и заботе друг о друге. Именно эта задача кажется нам настолько утопичной, что мы предпочитаем закрывать на нее глаза.

Судный день (Йом Кипур) напоминает о том, что бегство не может длиться вечно, что эти ценности мы все равно должны передать другим народам, даже если до смерти не хотим этого, как Йона.

Действительно, с одной стороны, на протяжении истории еврейский народ всегда обвиняли во всех смертных грехах, а с другой стороны, от него ожидают некоей особенной "отдачи", которую никто другой дать миру не может.

И сегодня мы видим, что мир нуждается лишь в одном "даре". Ничто другое не решит его проблем. Как бы пафосно это ни звучало, всем народам не хватает сейчас простой человеческой любви. 

"Каждое разумное существо, оказавшись на краю пропасти, сначала старается отойти от этого края, а уж потом думает об удовлетворении всех остальных потребностей. Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщенность". Андрей Сахаров

Ненависть человека к человеку, одного народа к другому всё больше заражает нашу планету. Всё, что мы делаем – от новейших технологий до социальных революций, – в конечном итоге, ведет к новым разрушениям и обостряет вражду между людьми.

И в то же время над Израилем сгущаются тучи. Казалось бы, какое отношение к происходящему в других странах имеет маленькая, почти незаметная на карте мира точка? Но с фактами не поспоришь. Соседи нас ненавидят и хотят уничтожить, а в странах, которые соседями не являются, свирепствует антисемитизм, явный и скрытый.

"Антисемитизм, без ущерба для себя, перекочевал из поры лучины, парусных кораблей и ручных прялок – в эпоху реактивных двигателей, атомных реакторов и электронных машин". В.И. Гроссман, советский писатель

Хотим мы того или нет, нам, как и Йоне, не уйти от своей задачи – передать людям мира то, что мы когда-то реализовали, – идею объединения и взаимного поручительства.

Мы можем сказать, что сами не в силах, не знаем, не умеем... Но поможет ли нам эта отговорка? Йоне не помогло ничего.

Полный текст брошюры - здесь.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы на одном корабле

Побег

В праздничном круговороте

Пять запретов на использование эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если важно исправить не действия, а намерения, то непонятно, как это возможно? Ведь действие можно выполнить через силу, а над намерениями мы не властны?

Ответ: Так в этом и заключается вся суть исправления. Именно этого требует от нас Тора: исправить свое сердце. Все заповеди даны только для того, чтобы очистить ими свое намерение.

Действия ничего не стоят без правильного намерения. Вся общая система природы, называемая Творцом, весь этот огромный механизм творения, учитывает только наши намерения, а не желания.

Вопрос: Как с этим связан пост, который принято соблюдать в Йом Кипур?

Ответ: Пост Судного дня напоминает нам о том, что нужно прекратить эгоистическое получение и начать отдавать ближнему поверх собственной выгоды.

Желание человека состоит из пяти слоев: Кетэр, Хохма, Бина, Зэир Анпин, Малхут, поэтому как символ сокращения этих эгоистических желаний, в Йом Кипур действует пять запретов: на еду и питье, умывание, использование крема, ношение кожаной обуви, интимную связь. 

Так мы перестаем получать, а потом еще нужно будет перейти к отдаче. Но для того, чтобы начать отдавать ближнему, сначала нужно полностью сократить свои эгоистические желания, намерения о собственном благе и перестать заботиться о самом себе. Это значит, перестать пользоваться всеми черными областями, которые проявились на рентгеновских снимках моего сердца в десять дней раскаяния, предшествующих Йом Кипуру.

В этом и заключается суть Судного дня. Я еще не могу совершать действия ради отдачи – в этот день я только сокращаю свой эгоизм, чтобы ничего не получать ради себя. Если и разрешено получать, то лишь для того, чтобы пропустить через себя и передать дальше другим.

Но это случится уже позже, а в Йом Кипур действует полное сокращение – пять запретов. Это символ того, что человек не пользуется даже самыми необходимыми ему желаниями. В итоге мы делаем такое же открытие, как пророк Йона, выясняя, что же является самым главным в жизни человека.

Хотя Йона был не простым человеком, а пророком, но посмотрите, какие трудные задачи ставит перед нами Творец. Сначала Йона хотел сбежать от своей миссии отдавать другим. Но в конце концов, он был вынужден продолжить и выполнить ее, передав науку объединения, отдачи и любви всему миру, который олицетворяли жители города Нинве.

Поэтому в Йом Кипур нужно забыть о самом себе и полностью направить себя на благо других: прежде всего, своего народа, а затем всего мира. В этом заключается предназначение народа Израиля, как его объясняют каббалисты.

Согласившись на такую работу, мы выходим из Судного дня и начинаем уже исправлять свои действия на отдачу, что символизируют праздники, идущие вслед за Йом Кипуром.

Из 438-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доброта под рентгеном

В праздничном круговороте

Судный День – это День Радости

Доброта под рентгеном

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Судный день (Йом Кипур) – самый значительный день в году для народа Израиля. В чем духовный смысл этого особого дня? Как нужно относиться к нему, чтобы соответствовать его духовным корням и перевести свою жизнь на новый уровень?

Ответ: Судный день (Йом Кипур) – это не просто традиция. Он отражает особое духовное состояние в развитии человека. Нужно рассматривать этот день не отдельно, а как часть всего годового цикла.

По окончанию года, то есть цикла внутренних изменений, мы оцениваем все пройденное, что называется "покаянием". Так мы решаем, что необходимо подняться на новую ступень – начать новый год (Рош а-Шана), перейти в новое состояние, более высокое, чистое, возвышенное. Поэтому мы коронуем Творца, силу отдачи и любви, устанавливая царствовать нам нами, как самое великое свойство.

И тогда мы начинаем судить сами себя: действительно ли находимся в свойстве отдачи? Все наши свойства разделяются на десять частей, десять сфирот. И мы выясняем, какие желания в этих десяти частях можно исправить, а какие нет.

В сущности, нужно исправить человека, его душу. А душа – это все наши желания, которые пока испорчены и нуждаются в исправлении. 

Вопрос: Что именно нужно исправлять: свои действия или душу?

Ответ: В нашем мире действия совершают руками, ногами или на словах. Но наука каббала объясняет, что главное – это исправленное намерение, то есть истинное желание человека.

Недостаточно одних действий, ведь я могу выполнять их просто по привычке. И тогда мне даже труднее не делать их, чем делать. И это могут быть такие действия, которые я иначе никогда в жизни не совершил бы, если бы меня не приучили к ним с детства.

В таком случае, это уже не выполнение заповеди, а привитые с детства традиции, которые выполняются автоматически. Если для кого-то тяжело их выполнять, то для другого – тяжело не выполнять. 

Поэтому речь идет не о действии, а о намерении. Ведь действие не изменяется: как мы его делали, так и продолжаем. Но в намерении, в отношении человека к производимому действию, всегда есть изменение.

Главное – это отношение человека к ближнему. Ведь любовь к ближнему как к самому себе – это великое правило Торы. С этой точки зрения и нужно проверить себя, чтобы увидеть, насколько я способен любить ближнего.

Высшая сила – это сила отдачи и любви, и наша цель – уподобиться ей. Поэтому нам нужно достичь ступени человека, Адама, что означает "подобный" (домэ) Творцу. Но как это проверить? Где тот врач, который просветит меня рентгеном, и скажет, насколько я подобен Творцу?

Нет такого врача – человек должен проверить себя сам. Для такого рентгеновского аппарата нужен особый свет, проверяющий нас. Он называется светом, возвращающим к источнику.

Если я изучаю истинную Тору, то есть науку каббала, то благодаря ей, начинаю видеть истину. Я вижу, насколько эгоистичен, что именно во мне плохо и что надо исправить – как будто просвечиваю себя рентгеном.

Это видно только мне, а остальные могут этого не замечать. И после того как я увидел себя на рентгеновском снимке, мне стало ясно, что надо исправить. Тора организовывает мне снимок так, что я вижу только намерения и лишь на такую глубину, какую способен исправить. А всего остального я не вижу, оно может остаться на следующий год.

Сразу после наступления Нового Года я попадаю на такие рентгеновские просвечивания, которые называются десятью днями раскаяния. Я просвечиваю свое сердце, выясняя свои намерения в отношении ближнего в каждом действии, и получаю эти снимки.

Каббала объясняет, что Малхут поднимается в Бину и сравнивает себя с ней. Малхут – это наше эгоистическое желание, которое поднимается в Бину, в желание отдачи, выясняя, насколько отличается от нее, насколько мы далеки от заботы о ближнем, от добрых отношений, и думаем только о своей пользе.

Вопрос: Что показано на этих рентгеновских снимках? 

Ответ: Этот снимок – черно-белый. Он показывает, сколько в тебе есть белого, то есть намерений на благо ближнему. А черный цвет указывает на намерения ради собственной выгоды, которые мы можем исправить.

Так нам открывается поле работы. Это личная работа, предстоящая каждому, но она направлена на общность, на отдачу всем, а через них Творцу – от любви к творениям, к любви к Творцу. Творец – это сила, обобщающая всех вместе, а не находящаяся где-то извне. Сказано, что "Творец пребывает среди своего народа".

Поэтому если я стремлюсь соединиться со всеми и хочу превратиться с ними в одно целое, то раскрываю общую, интегральную силу, "обобщающую" наше единство, которая называется Творцом. Так она раскрывается в нашем восприятии.

Поэтому в Йом Кипур нужно стремиться к любви к ближнему и как можно более шире, даже за пределы народа Израиля, распространяя ее на все человечество. И по этой причине в Йом Кипур принято читать рассказ о пророке Йона, которому Творец поручил привести к исправлению город Нинве, олицетворяющий весь мир.

Из 438-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путь к состоянию "Йом Кипур"

В праздничном круговороте

Судный День – это День Радости

5775 лет тому назад

2014-09-28_broshura-glavnyi-sekret_100Первый из нынешней череды осенних праздников – Рош а-Шана ("Голова года") – еврейский Новый год. Символизируя начало духовного пробуждения, он восходит к тому дню, когда впервые у человека на Земле пробудилось устремление к чему-то более высокому, более ценному, к тому, что даст нечто большее, чем дают будни.

Имя этого человека – Адам. И задумался он, как мы понимаем, о смысле жизни. Так вот, первый день, когда у Адама появилось столь необычное желание и связанные с ним вопросы, отмечен в еврейском календаре праздником Рош а-Шана. Возможно, это единственное событие древней истории, о котором мы точно знаем, когда оно произошло, – 1 тишрея (сентябрь-октябрь) 5775 лет тому назад.

В судьбоносные моменты жизни мы тоже, подобно Адаму, задумываемся о чем-то большем. О том, что реально поможет, а не успокоит в очередной раз обещаниями – политическими, религиозными, какими угодно.

Совсем недавно наш народ встал как раз перед такими вопросами.

Полный текст брошюры - здесь.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Послание из прошлого

Главный секрет еврейского нового года

В праздничном круговороте

Судьба и жребий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Частица "пур" (жребий) есть в словосочетании Йом Кипур (День Искупления) и в слове Пурим, означающем конечное исправление. Почему и там, и там фигурирует понятие "жребий"?

Ответ: Под жребием подразумевается состояние, когда я сам ничего не выбираю. Я пробую, требую, прошу, чтобы Творец выбрал вместо меня. Пур – от слова "гораль", "судьба".

Это состояние, когда я не рассчитываю на свои силы и иду с закрытыми глазами, полностью полагаясь на следующую ступень, на свет, на Творца, ведущих меня.

Ведь подняться по духовным ступеням и достичь состояния "как кипур" и "пур", "пурим" можно, только если мы идем верой выше знания. Только так это работает.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Искупления: скорбь или радость?

День Искупления

Пурим – рождение исправленного мира

Благословение вместо суда

каббалист Михаэль ЛайтманК Йом Кипуру заранее готовили человека, который отведет козла, предназначенного для Азазеля, в пустынную землю и сбросит его там со скалы. Творец обещал, что через это служение будут искуплены грехи всей общины Израиля. 

Тот, кто отводил козла в пустыню, обычно не доживал до конца года, и потому это поручение давали тому человеку, которому суждено было умереть в этом году…

Первосвященник до тех пор не мог покинуть внутренний двор и продолжить службу, пока козел не оказывался в пустыне…

Во времена, когда еврейский народ был народом праведников, о прибытии козла в пустыню узнавали еще и по тому, что багряная нить, привязанная ко входу в Святая Святых становилась белой. ("Мидраш рассказывает", "Ахарей мот", "Служение в Йом Кипур")

Человек от имени всей общины, то есть от имени всех своих желаний, выявляет в себе такие из них, которые невозможно исправить и умерщвляет их.

Он сбрасывает козла (неисправленные желания) с вершины в своих ощущениях, в своих оценках, по шкале своих ценностей, и умирает, потому что не может их исправить. При этом он возносится еще выше.

В каждом из нас выбираются такие свойства, которые называется "животное в нас". Человек не исправлен и козел не исправлен – они могут дополнять друг друга. Состояние "животное в нас" исправляется тем, что мы сбрасываем его с вершины и разбиваем эти желания.

Благодаря этому состояние "человек в нас" умирает. То есть неисправленная часть в нас должна умереть в течение этого года. Ее смерть – благо для нас, награда. И поскольку состояние "животное в нас" умирает, мы таким образом возвышаемся. 

Это – радость, ощущение исправления, освобождения от таких эгоистических желаний, от которых иначе нельзя было бы избавиться.

Сказано, что "…о прибытии козла в пустыню узнавали еще и по тому, что багряная нить, привязанная ко входу в Святая Святых, становилась белой". Это значит, что теперь все свойства суда обращаются в свойство милосердия, т.е. происходит искупление грехов народа – он освобождается от неисправленных желаний.

Ведь козла в пустыню посылает весь народ, поэтому сбрасываются и разбиваются все их желания животного уровня. Таким образом вместо Божьего суда народ получает Божье благословение.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Козел отпущения"

"Два козла" в духовной работе

А козла отпущения отправь в пустыню…

Путь к состоянию "Йом Кипур"

каббалист Михаэль ЛайтманДа будет Твоя воля, Творец, чтобы сей год благословлен был многими дождями, солнцем, тенью и росой. Да будет он годом благоволения Небес, годом благословения, дешевизны, достатка, успеха в делах; годом, когда люди Твоего народа, Израиля, не будут ни зависеть друг от друга, ни господствовать друг над другом. ("Мидраш рассказывает", "Ахарей мот", "Служение в Йом Кипур")

На первый взгляд эта молитва воспринимается как общепринятая молитва народа: дай мне всё, что нужно для меня, для моей скотины, для всего народа, чтобы были мир и благополучие.

Но к Творцу не возносятся молитвы, заклинающие, чтобы наш эгоизм чувствовал себя комфортно. К нему возносятся молитвы, в которых мы поднимаем просьбу о своем исправлении. Оно и подразумевается под получением всех вышеперечисленных  благ. Ведь высший свет распростерт над нами и готов наполнить нас до краев: больше, чем теленок желает молока, корова хочет его накормить, разрываясь от избытка молока.

Но дело в том, что мы не готовы получить это изобилие света. Поэтому, когда мы просим, дай нам того или этого в духовном мире, во внутреннем свойстве, мы имеем в виду исправление: "Дай нам возможность сделать экран, чтобы мы могли получить наполнение высшими светами ради Тебя".

Ведь День Искупления (Йом Кипур) – это выявление желаний не на отдачу ради отдачи, а на получение ради отдачи. При этом реализацию "отдачи ради отдачи" символизирует праздник Ханука, а "получение ради отдачи" – Пурим. 

Для того чтобы подойти к состоянию "Йом Кипур", мы должны выполнить все условия, данные нам при получении Торы, то есть выяснить все 613 наших желаний, исправить их и подняться до уровня Великого Коэна.

Это значит, раскрыть в себе самые низшие желания, получить на них самый высший свет и поднять их до уровня Великого Коэна, когда Малхут мира Ацилут поднимает свои желания до ГАР мира Ацилут – Арих Анпина. Это состояние называется "Йом а-Кипурим" и символизирует выявление всех желаний, которые потом проявятся и получат свое наполнение в Пурим (кепури́м – ке-пу́рим, как Пурим).

Это огромная ступень, великий высший свет, который начинает светить на все наши желания, просвечивает душу каждого. Мы начинаешь понимать, что должны с этим сделать.

Такая серьезная работа производится под воздействием высшего света в группе, во время учебы, правильно направляемой учителем. Это подготовка к духовной ступени.

Но, в принципе, ни в коем случае нельзя представлять себе какой-то день, храм, гору, Иерусалим. Это всё – внутренние свойства человека, которые таким образом он должен постичь в себе, раскрыть, овладеть ими и взойти на ступень Великого Коэна.

Самое главное, к чему приводят все исправления, – это к точке единства. Поэтому сказано: "когда люди Твоего народа, Израиля, не будут ни зависеть друг от друга, ни господствовать друг над другом". Именно в этой точке единства ощущается связь с Творцом. Только достигнув единства, мы начинаем ощущать: единый раскрывает Единого.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сложная работа

Подготовка ко Дню Искупления

День Искупления: скорбь или радость?

Вкусить "каплю света" и умереть

каббалист Михаэль ЛайтманВо времена Второго Храма большинство первосвященников умирало в течение года после Йом Кипура.

Чтобы быть достойным войти в Святая Святых, первосвященник должен был сперва очиститься, достигнув отрешенности от всех земных устремлений.

Большинство первосвященников, служивших во Втором Храме, покупали свою должность взятками. Они никогда не достигали того духовного уровня, который требуется для входа в Святая Святых, и поэтому происходившая там встреча с Божественным проявлением была для них смертельной. ("Мидраш рассказывает", "Ахарей мот", "Служение в Йом Кипур")

Падение, произошедшее во время Второго Храма, – это то, что мы называем разбиением сосудов.

Присутствие высшего света, свойства отдачи и любви, входит в контакт со свойством эгоистического получения ради себя (хотя на самом деле никакого контакта быть не может), и происходит аннигиляция. Свет исчезает, а то желание, которое так страстно эгоистически желало света (пусть даже неосознанно), не могло устоять перед ним и погибало – Великий Коэн умирал. Его вытаскивали из святилища за веревку, привязанную к ноге, поскольку остальным было запрещено входить в Святая Святых. 

Но ему было всё равно, лишь бы на мгновение вкусить этой сладости. Человек не может отказаться от наслаждения светом, ведь без этого вся его жизнь ничего не стоит! Он открывает рот, получает каплю яда – на самом деле это капля света, но для него, эгоиста, капля яда – и умирает.

Такое случается и в нашем мире, когда за каплю удовольствия человек может отдать свою жизнь: пусть я умру, но зато смогу ощутить наслаждение. Так мы устроены: сердце и мозг, наслаждение и разум. Если наслаждение превышает разум, то разум не работает, человек буквально теряет рассудок.

Поэтому первосвященник не мог удержаться от наслаждения и погибал. Ведь если он покупал свою должность за деньги, а не за свои усилия, значит, ему не хватало экрана – инструмента для получения света ради отдачи. Если бы вместо денег он приложил усилия, то выполнил бы свою духовную работу, поднялся на этот уровень и соединил себя с высшим светом.

Сейчас, после крушения Второго Храма, когда мы упали до нашего мира, путь наверх может быть только один: если ты недостоин подняться на следующую ступень, ты ее не достигнешь. 

А во времена Первого и Второго Храма это можно было сделать, потому что человек мог "коснуться" света, ведь нисхождение происходило сверху вниз. В нашем же случае, при подъеме снизу вверх, существует запрет: мы не взойдем на духовную ступень, пока не будем к этому готовы.

Поэтому сегодня науку каббала можно раскрывать кому угодно. Он все равно ничего не узнает, пока не придет к постижению.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

С праздником достижения единства с природой!

каббалист Михаэль ЛайтманВнутренние изменения, необходимые человеку для соединения с другими, вплоть до полного слияния в единстве, объединении, взаимном участии, которое уравновешивает нас с природой – это не простой процесс. Этапы таких изменений складываются в цикл, в итоге замыкающийся в начальной точке.

Весь этот цикл нам нужно пройти для того, чтобы исправить себя и стать полезной частью природы, а не раковой опухолью внутри нее, которая пожирает все вокруг себя и разрушает Земной шар. Человек должен стать источником  здоровья, комфорта, добра и равновесия в природе.

Каждый год эти состояния возвращаются словно по спирали, повторяясь на все более высоких ступенях. В сущности, год – это количество этапов, которые нам необходимо пройти в своем объединении для того, чтобы достичь цели.

Такой цикл этапов исправления был раскрыт в древности Авраамом, который научил ему своих учеников, давших впоследствии начало еврейскому народу. И потому он отражен в годичном цикле еврейских праздников.

Нужно понять, что еврейские  праздники – это не традиция какой-то страны или одного народа, а символы особых духовных состояний, в которых мы достигаем взаимной отдачи, любви друг к другу на все более высоких ступенях и с большей глубиной вовлечения в это соединение нашего сердца и разума. 

Это не празднование каких-то исторических событий, пережитых отдельным народом, не относящихся к общей программе природы. Эти праздники отражают  духовные состояния народа как общности людей. Они уже заложены в природе как определенные ступени нашего подобия ей на пути продвижения к равновесию и гармонии с природой.

Отождествляя себя с народом и соединяясь между собой в какой-то мере, мы достигаем некой ступени единства, заложенного в природе – и празднуем именно это событие. Поднявшись еще немного, на следующую ступень единства в природе и тождественности ей – мы снова празднуем это достижение.

Человек сам не устанавливает праздники по своему решению, а празднует  достижение подобия, слияния, уже существующего в природе. Поэтому эти праздники невозможно изменить.

В нашем сегодняшнем состоянии мы абсолютно противоположны интегральной природе. Все части природы связаны в единую систему, на все сто процентов. И только человеческий род находится в полном разрушении и обратен природному единству.

Но если человечество или сначала хотя бы его часть сделает себя подобной природе, приблизившись к ее единой, общей форме, то достигнет некой степени единства. Прежде всего, нам нужно осознать, что мы ненавидим друг друга. Такова наша природа, с которой мы рождены.

Это называется осознанием зла, нашей противоположности природе, не позволяющей нам достичь гармонии с ней, гомеостазиса. Для этого необходимо внутреннее выяснение, суд над самим собой. Такое покаяние, предшествующее началу Нового Года, и называется месяцем Элуль.

В это время мы выясняем свое истинное положение относительно того доброго и прекрасного состояния единства, к которому обязаны прийти. То есть мы раскрываем, каким должно быть исправленное состояние, сравниваем его со своим текущим состоянием, видим огромный разрыв между ними, и поэтому вершим суд над собой.

Мы понимаем, какими преступниками являемся и что нам нужно с собой сделать. Тогда мы начинаем организовывать свою работу, чтобы начать продвигаться к соединению. Мы провозглашаем силу, присутствующую в природе и объединяющую все ее части – царем над собой! Эта сила, удерживающая вместе всю эту систему, становится нашей целью. Мы желаем стать подобными ей.

Это называется началом Нового Года (Рош Ашана) – началом наших изменений, нового цикла, в конце которого мы хотим стать точно такими же, как общая сила, царствующая в природе.

Из 434-й беседы о новой жизни, 14.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый год – новое начало

Не отставать от календаря исправлений

Праздничный календарь подъема и единения

Собрание исправленных свойств

каббалист Михаэль ЛайтманВо времена Второго Храма в канун Йом Кипура (Дня Искупления) каждый год повторялась одна и та же горестная сцена. Перед уходом мудрецы восклицали: "Досточтимый первосвященник, мы посланцы Верховного Суда, а ты — наш и его представитель. Заклинаем тебя Тем, Кто обитает в этом Доме, ни на йоту не менять порядок, которому мы обучили тебя!" ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

Частные желания человека уже готовы к тому, чтобы собраться вместе и выдвинуть свою сумму, свое общее желание, как единое устремление к единению с Творцом.

Вхождение общего желания в место, которое называется Святая Святых, в состоянии, называемом Великий Коэн, происходит в день, который называется Днем Искупления (Йом Кипур).

Когда человек включает все эти три состояния, соответствующие духовному понятию "мир, год, душа" (олам, шана, нэфэш), и происходит полное собрание всех исправленных свойств, тогда и возникает его контакт с Творцом – раскрытие Творца человеку. Этого состояния должен достичь каждый из нас.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сложная работа

Духовные состояния в образах нашего мира

Вход в Святая Святых

Духовные состояния в образах нашего мира

каббалист Михаэль ЛайтманСанедрин посылал к первосвященнику мудрецов, чтобы они дали ему наставления о служении в Йом Кипур (День Искупления). Они читали ему отрывки из раздела "Ахарей Мот" ("После смерти"), в которых говорится о служении в Йом Кипур и о законах Йом Кипура. ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

В чем заключается наша проблема, когда мы читаем эти строки? В том, что мы представляем их в картинах материального мира: сидит Великий Коэн, вокруг него ходят его прислужники, обмахивают опахалами, читают о служении и законах Дня Искупления.

Дело в том, что самая последняя ступень духовного мира преобразилась в такой отпечаток, который мы ощущаем нашим миром. Поэтому нам рассказывается о духовных состояниях в образах нашего мира.

А теперь переведем их в духовную картину. Речь идет не о людях, а о свойствах, которые начинают образовываться в центральной точке души, как центр группы, и поднимают качество этой группы до уровня, когда ее центр может контактировать с Творцом.

Приходящие к первосвященнику мудрецы – это части души, желания человека (коаним),  которые исправляются и поднимают центральную точку души, называемую Великий Коэн, к Творцу.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Подготовка ко Дню Искупления

каббалист Михаэль ЛайтманГотовиться к этому самому святому дню года (Дню Искупления) начинали за неделю, и все это время первосвященник жил в Храме, в особой палате.

За семь дней он должен был очиститься и подготовиться к службе. ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

Вопрос: Почему подготовка первосвященника ко Дню Искупления (Йом Кипур) начиналась за неделю до этого? За семь дней он должен был очиститься и подготовиться к службе.

Ответ: Семь дней символизируют семь ступеней, когда ты поднимаешься до верхней части системы – до уровня ГАР. Сверху вниз к нам нисходят Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Есод, Малхут. И ты должен подняться снизу вверх от Малхут до верхней ступени Хэсэд.

На третий и седьмой из этих подготовительных дней первосвященника окропляли водой, в которой был растворен пепел рыжей телицы (красной коровы) — на тот случай, если он, сам того не зная, сделался нечистым, прикоснувшись к трупу (к чему-то нечистому). ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

Третий день – это Хэсэд, Гвура, Тифэрэт или средняя линия. Седьмой день – то же самое: Нэцах, Ход, Есод – средняя линия, переходящая в Малхут. 

Вопрос: Что такое "красная корова" и ее пепел?

Ответ: В материальном мире корова – травоядное, мирное, доброе животное, дающее молоко и мясо. Люди не отдают себе отчета, что именно благодаря этому животному человечество смогло освободиться от огромного количества проблем – забот о пище. Ведь каждая корова – это целый "завод" по производству продуктов питания.

С духовной точки зрения корова олицетворяет собой свойства левой и правой линии (красное и белое) и их правильное сочетание, когда ты можешь использовать их для исправления частей своей души.

Под коровой подразумевается свойство Бины – красное свойство суда (диним), которое, поднимаясь вверх, белеет и становится свойством милосердия (рахамим).

Пепел (офар) – это самое низшее свойство. Когда бывшие высшие свойства падают на самые низшие, тогда они могут исправиться. Поэтому первосвященника окропляли водой, в которой был растворен пепел красной коровы.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Искупления

"Возвращение к ответу"

В поисках рыжей коровы и колодца воды

Раскаяние – это первый этап исправления

каббалист Михаэль ЛайтманПеред началом нового года принято читать специальные покаянные молитвы, прося прощение за все ошибки и преступления, совершенные в прошедшем году. Обычно человек просит прощения за причиненное кому-то зло – и не потому, что таким образом можно его исправить. Но раскаяние – это осознание того зла, которому мы умышленно или не умышленно стали причиной.

Известно, что даже в суде учитывается раскаяние в своем поступке и извинения перед противоположной стороной. Иногда суд постановляет, что обидчик должен попросить прощения у обиженного, и если тот простит его, то это смягчит наказание.

То есть просьба о прощении – это уже своего рода исправление, ведь я признаю, что причинил вред. И хотя я еще не исправил его, но расписываюсь в том, что обязан исправить. Раскаяние – это уже первый этап исправления, и потому нам нужно ценить его и принимать во внимание.

Просят о прощении – в конце года, в конце цикла, при завершении духовной ступени. Мы заканчиваем духовную ступень в хорошем состоянии, ведь Тора всегда говорит о возвышении – и при этом, мы переживаем крушение. В конце года приходит день 9 Ава, со всеми связанными с ним несчастьями: разрушением Первого и Второго Храмов и другими.

А вслед за этим наступает период "Покаяния" (Слихот), когда мы раскрываем итоги разбиения, осознаем, насколько разбиты, низменны, презренны, и тогда просим прощения. 

Интересно, что именно этот месяц, в который мы пребываем в раскаянии, в слезах, с разбитым сердцем от осознания своего зла, называется "ЭЛУЛЬ", что по первым заглавным буквам расшифровывается, как "Я к Любимому, а Любимый ко мне".

Но если я обнаруживаю себя во зле, значит, виноват Творец, который создал мое злое начало. Почему же я должен просить за это прощение? "Я к Любимому, а Любимый ко мне" – Он организовал все мои преступления, а я обязан в них раскаяться.

Выходит, что желанный итог проделанной работы, обретенной новой ступени – в том, чтобы раскрыть заключенное в нас зло. Мы обнаруживаем это зло и относим себя к нему, признавая, что оно внутри нас, и мы хотим избавиться от него. Иначе бы это не было осознанием зла.

Ведь если человек чувствует зло своего эгоизма, то немедленно желает освободиться от него. Раскаиваясь в содеянном, я таким образом подписываюсь, что хочу избавиться от таких свойств в себе, но только пока не знаю, как это сделать. Я пока на это не способен – мне не хватает сил, понимания. Но я уже вижу, что это – зло. То есть я констатировал свое состояние.

Речь идет о нашем соединении, ведь только в нем все исправление. Значит, все зло раскрывается против единства, которого мы не хотим, отталкиваем, избегаем любыми способами. В этом и заключается все наше зло, весь эгоизм.

Разумеется, эгоистическое начало дано нам свыше, от Творца. И плачем мы не о том, что оно в нас есть – а о том, что не хотим освободиться от него! Мы плачем от того, что солидарны с этим эгоизмом и готовы оставаться с ним навечно! Мы сожалеем не о самом зле, а о том, что согласны жить в нем.

Все претензии нужно предъявлять Тому, кто создал меня с таким эгоизмом. А в чем же состоит мое собственное прегрешение? Моя вина в том, что я не проделал достаточной работы за счет данных мне Творцом средств, чтобы освободиться от этого греха. Об этом я и плачу, о своем бездействии, о нежелании выбраться из эгоизма.

Выходит, что мы плачем о своей неспособности выйти из эгоизма и просим Творца помочь нам, обнаруживая свою слабость перед раскрывающимся злом.

Из урока по книге "Слихот", 07.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Готовясь к началу Нового Года

Покаяние в недоданном

Время покаяния – "Слихот"

Страница 68 из 72« Первая...6667686970...Последняя »