Вопрос: Алена пишет: "Уважаемый Михаил Лайтман, больше всего меня волнует сегодня воспитание детей.
Я нашла у Корнея Чуковского такую цитату: "При слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных. Вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек"".
Алена спрашивает: "На ваш взгляд, какие произведения должны окружать ребенка? В которых есть противостояние добра со злом, чтобы ребенок выбирал добрую силу, или те, которые описывают этот мир полностью добрым, без всякого зла?"
Ответ: Поначалу – полностью добрым, для младшего школьного возраста, если можно так сказать. А потом уже в более естественном виде, когда зло присутствует наравне с добром. Добро побеждает, зло отступает, и так далее, вплоть до то того, что ребенок становится уже взрослым и начинает читать книги и романы, как побеждает зло.
Вопрос: То есть такая подготовка человека.
Ответ: Выводить его из сказок и вводить его в настоящую жизнь.
Вопрос: А настоящая жизнь – где зло побеждает?
Ответ: Конечно. И поэтому он должен научиться не противостоять злу, потому что этим только навлечет на себя проблемы. Он должен научиться, что зло побеждает, а он остается в стороне – не вступает ни в коем случае в борьбу со злом.
Реплика: Понятно это движение. Сначала нежный ребенок, то есть маленький ребенок, не надо его пугать. Первая стадия понятна. Вторая: постепенно зло входит, и добро все-таки побеждает. Она тоже понятна – чтобы он был на стороне добра. Потом вы сделали резкий переворот, вы сказали: наш мир – это сплошное зло.
Ответ: То есть мы объясняем ребенку, что хотя в нашем мире присутствует добро и зло, нам надо от зла уворачиваться.
Вопрос: Вот это мы объясняем ребенку?
Ответ: Да. Ребенку! Но уже на третьем этапе.
Вопрос: То есть не принимать зло все-таки? Уворачиваться от него, вы сказали. Это третий этап. Когда он понимает, что наш мир построен на зле?
Ответ: Он из этого третьего этапа и поймет. Он будет отворачиваться, отходить, дистанцироваться.
Затем идет этап вообще интересный: когда он связывается со злом и использует его для своих эгоистических нужд – продвижения по карьерной лестнице и так далее.
Вопрос: Это уже наш маленький герой, который начал чисто-чисто, вдруг приходит к карьерной лестнице, к "подавить других" и так далее?
Ответ: Да.
Реплика: А пятый этап – он должен понять, что он такой?
Ответ: Этого мы еще в мире не достигли, у нас нет четких примеров. И поэтому я о них не хочу говорить.
Вопрос: Но хотя бы он должен прийти к тому, что это плохо?
Ответ: Он должен прийти к тому, что он не может жить в таком мире, что действительно в нашем мире эгоизма все уродуется. И ему ничего не остается делать, как просто изолировать себя от этого мира, насколько может, потому что он ведь должен существовать все-таки, обеспечивать своих детей и так далее. Но в общем – проблема.
Реплика: От этого мира проблема изолироваться. Тем более сейчас, когда средства массовой информации заходят во все места.
Ответ: Да, но если он знает этот основной принцип, то он дистанцируется от мира.
Вопрос: То есть знает принцип, что это ложь, что это то, что ему хотят ввести, все это проплачено, и ему надо дистанцироваться?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда о дистанции только скажите. Чем окружить себя? Недаром Алена спрашивает: "Чем окружить ребенка?". А сейчас я вас спрашиваю: чем окружить вот этого человека, дистанцироваться?
Ответ: Окружить его заботой о себе. Чтобы он занимался каким-то любимым делом кроме работы, кроме дома. Я помню, у меня был сосед, который любил обрабатывать дерево. И всё. Это было его занятием. Он искал всякие деревяшки, поленья, все прочее и потом обрабатывал их. Делал скворечники, всякие такие штуки. И ему это нравилось.
Вопрос: То есть вы подводите нас к такой дистанции – чтобы своим хобби занялся? Солдатиков собирать, я не знаю, дерево обрабатывать?
Ответ: Неважно, да.
Вопрос: А дальше? А все-таки как-то заниматься душой?
Ответ: Но я же говорю об обычных людях.
Реплика: А вот двинемся дальше.
Ответ: У него появится движение к душе.
Вопрос: То есть мы сейчас прошли путь от маленького ребенка до взрослого человека. К чему должен прийти в результате человек, пройдя весь этот путь, в конце концов?
Ответ: К тому, что самая простая работа руками – она смягчает душу. И, в принципе, он будет удовлетворен своим существованием.
Вопрос: Но вопрос этот возникнет в нем всё-таки маленький – душой своей заниматься?
Ответ: Может быть, да, а может быть, это и будет достаточно для уровня развития его души.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.12.2023