Спрашивали? Отвечаю!
Из чего сделан Бог и сколько "их" существует?
Спрашивали? Отвечаю!
Из чего сделан Бог и сколько "их" существует?
Вопрос: Я по себе чувствую, что перевод мне ничего не дает. Хотя я не понимаю иврит, но стараюсь почувствовать буквы иврита. И это влияет.
Разве переводы могут быть передаточным звеном чувств? Все равно надо читать, допустим, Книгу Зоар в оригинале на иврите и стараться почувствовать ее?
Ответ: И да, и нет. Не обязательно. Книга Зоар станет проявляться перед тобой как сетка сил, свойств, которые находятся в тебе, вокруг тебя, как некая внутренняя и внешняя матрицы, и ты начнешь ее ощущать.
Вопрос: И вы это четко чувствуете, когда читаете Зоар?
Ответ: Конечно! Это такая сила! Я просто поражаюсь, восхищаюсь, пытаюсь понять, принять, взаимодействовать каким-то образом, где-то, как-то. Как будто ты находишься в каком-то своем внутреннем и внешнем пространстве, с которым ты взаимодействуешь. Ты изучаешь его.
Вопрос: Но вы от этого получаете какое-то удовлетворение? Или это совсем другое ощущение?
Ответ: Этому удовлетворению нет равного.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Безграничный кайф"
Вопрос: Когда я думаю о товарищах, либо мы вместе думаем о чем-то, как правильно выстроить наши искусственные действия?
Ответ: Наши искусственные, даже полу-лживые действия в итоге складываются в одну серьезную просьбу, требование – чтобы свет действительно изменил нас.
Но это происходит, если только мы вставляем себя в его устройство, в его матрицу, пусть не желая, но все-таки пытаясь, чтобы это получилось; вместе, хотя на самом деле сердцами мы еще не вместе; изучая каббалу, хотя мы не знаем, что мы изучаем и что нам от этого нужно. Мы как бы скрываем от себя самих эти неоговоренные условия и лжем самим себе.
Но это неважно. В итоге всё складывается в те условия, которые требуются, чтобы система начала на нас действовать, как на маленьких детей. Эта та же самая система, та же самая методика, по которой развиваются малыши.
В детстве нам объясняют: "Смотри, вот это – то-то, а это – то-то. Это складывается. Это вычитается", – то есть мы уже начинаем воспринимать действительность разумом и чувствами.
Когда у меня проваляются разум и чувства к нашему миру, считается, что я уже маленький человек. И тогда я могу начинать накапливать информацию, складывать ее, синтезировать, анализировать, но именно с того момента, когда я уже человечек, допустим, с 5-6 лет.
А до этого я развиваюсь абсолютно неосознанно. Я смотрю на взрослых и делаю то же самое: повторяю то, что они говорят, делаю то, что они советуют. Так же мы поступаем относительно духовного мира.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Думаем о товарище!"
Вопрос: Среди каббалистов часто ходит такая фраза: "Давайте подумаем о товарищах", – или о чем-то еще. Неужели концентрация мысли меняет какие-то материальные вещи в нашей жизни?
Ответ: Мысль – это самое главное, что у нас есть, даже несмотря на то, что наши мысли не чистые, так как на самом деле каждый думает о себе, а не о других.
Но хотя мы думаем о других только когда хотим, чтобы нам от этого было лучше, – иначе я о другом не мог бы и подумать, ведь я абсолютный эгоист, это моя природа, – все-таки в этом внутреннем движении, в этом порыве существует какой-то маленький элемент иного, особого отношения к товарищу, что я где-то осознаю внутри себя, что мне без него не обойтись.
Я, может быть, и не хотел бы этого, но Творец все так устроил. Что же я могу сделать? Поневоле я должен его любить, не зная, что значит "любить". Но в будущем что-то такое должно произойти… Говорят, что это нужно.
Иными словами, есть очень много таких искусственных движений. Но поскольку они включаются в общий механизм, то вызывают на нас свет исправления. Я прошу, чтобы меня исправили, хотя на самом деле не хочу меняться. Но это работает. Так же как у ребенка, который не знает, чего он хочет, а это работает.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Думаем о товарище!"
Вопрос: То, что вы стали известным каббалистом, зависело от вас, или вы просто должны были прийти к этому?
Ответ: Это очень трудно объяснить. Конечно, с одной стороны, все зависит от Творца, а с другой стороны, надо сказать, что многое зависит так же и от человека.
Как правило, когда все уже произошло и осталось в прошлом, мы говорим, что все это от Творца, а в следующее мгновение я должен сказать, что все зависит от меня.
Вопрос: Вы сейчас единственный известный каббалист, который может передать определенную духовную информацию. Это ваша миссия?
Ответ: Рабаш знал, что я его не покину. Это было исключено. Но я проходил очень тяжелые, жуткие, резкие состояния непослушания, возражения. Я был иногда очень несдержанным. Не думаю, что я мог бы поступать по-другому.
Хотя даже в тех состояниях я пытался сделать для него все, что можно. Я очень любил своего учителя, но, с другой стороны, были моменты, когда я его ненавидел. Но не то, что ненавидел, а не понимал: "Как это можно?!" Это естественно.
Вопрос: Рабаш знал, что у Вас особая душа. Вы, наверное, так же чувствуете души своих учеников? Среди них есть люди, которые обладают такой душой, которая должна что-то делать в будущем. От кого это зависит: от них, или все же...?
Ответ: Конечно, от них. Больше ни от кого. От Рабаша ничего не зависело, он отдал все, что можно. Все! Что я мог в то время взять, то я и взял от него. Что не мог взять, он вложил в меня в потенциале, и потом это проявилось.
Его нет рядом со мной уже много лет, и все эти годы вложенное им постоянно проявляется во мне. Я это чувствую. Это только лишь его свет. Так работает каббалист.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как вы стали каббалистом?"
Вопрос: Ваш учитель Рабаш знал все состояния, которые вы проходите. Зная, что вы должны пройти жуткое отчаяние, безысходность, он никак не мог вам помочь?
Ответ: А разве сам он не проходил такие состояния? Он проходил их так же, как и я сейчас, так же, как и мои ученики проходят и пройдут.
Каждый каббалист проходит абсолютно все состояния. Поэтому он может писать для нас. Ни одна душа, начиная с нашего мира и до полного исправления, не может перескочить ни через одно состояние.
Вопрос: Вы рассказывали, что Рабаш был терпелив, ведь вы могли даже накричать на него. Не было такого, что он хотел бы вас выгнать?
Ответ: Нет. Он все понимал. Как-то после смерти Рабаша я встретил товарища, с которым мы вместе занимались у него. И он рассказал мне: "Я помню, что ты как-то не захотел поехать с Рабашем на море в качестве сопровождающего, потому что был жутко на что-то обижен, рассержен. И тогда я поехал с ним.
Будучи на море, он предложил мне: "Давай все-таки позвоним Михаэлю". Я позвонил тебе и сказал, что Рабаш хочет поговорить с тобой. А ты ответил: "Передай ему, что я не хочу с ним разговаривать".
Я передал ему твои слова и спросил: "Почему же вы не выгоните его?" А Рабаш ответил: "Я не выгоняю Михаэля, потому что у него особая душа"".
То есть он понимал, что я действительно нахожусь в жутком состоянии и не могу вести себя по-другому, и то, что по мне проходит, то проходит. Но этим звонком он ускорил мое духовное развитие.
Конечно, он видел, кто я, что я: с одной стороны, ничтожество, а с другой стороны, все-таки во мне есть большой потенциал, и поэтому терпел.
Но я был предан ему, насколько мог! Конечно, у меня были очень тяжелые состояния, когда я переживал, курил, кричал, ругался. Не думаю, что сегодня я мог бы вести себя по-другому. Нет.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Изгнание Лайтмана"
Реплика: Есть такие часы, которые называются "часы Судного дня".
Этот проект начат в 1947 году еще создателями первой атомной бомбы. Эти часы показывают, сколько времени осталось до полуночи, то есть до ядерного катаклизма.
Решает это совет директоров – сколько времени осталось до полуночи. В него входят 18 лауреатов Нобелевской премии.
"Сегодня до полуночи осталось, – они говорят, – девяносто секунд". Они считают и заявляют: "Мы приближаемся к катастрофе, и все люди должны отреагировать. Мы переживаем самый опасный момент современной истории! Учтите, он вполне может наступить". То есть это их предположение такое.
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему нам просто до лампады все эти заявления?
Ответ: Нам на самом деле совершенно не важны эти заявления.
Вопрос: То есть они там собрались, они говорят, они определяют, сколько до полуночи, а нам наплевать на это. Почему? Почему мы не боимся этого?
Ответ: Такова наша природа.
Вопрос: Это ваш постоянный ответ будет таким?
Ответ: А что же сделаешь? Я вот так это вижу.
Реплика: Но у меня есть дети, внуки. У меня есть моя жизнь какая-то.
Ответ: Ну и что… Тебе очень хочется, чтобы они тащили на себе эту несчастную жизнь?
Реплика: Несчастную не хочется.
Ответ: Из века в век, страдать беспробудно, бесконечно.
Вопрос: То есть во мне не будет этих часов судного дня, что они тикают, тикают, тикают, и я начинаю дрожать, волноваться: "Вот-вот это произойдет!"?
Ответ: Нет!
Реплика: Пытаюсь, хочу это все остановить!
Ответ: Если это кончается, какая им разница, это будет сегодня или через десять лет?
Вопрос: То есть эти все призывы – это всё ничего не значит?
Ответ: Нет.
Вопрос: Для чего же тогда призывают, подписывают договоры, в ООН собираются, Советы безопасности? Для чего?
Ответ: Кто-то ведь должен что-то делать и получать за это деньги.
Ничего не будет. Этот мир так и останется обреченным.
Вопрос: То есть нам, находясь в этом мире, чем надо заниматься в таком случае? Если не останавливать эти войны, если не заниматься миром в мире или чем-то еще, чем мы должны заниматься?
Ответ: Вообще, самое лучшее, если бы мы пошли спать. На самом деле. Изобрели бы такую таблеточку: сейчас все мы принимаем, допустим, в 12 часов ночи, таблетку и просыпаемся через 100 лет.
Что за это время произошло бы? Мир бы оздоровился…
Реплика: Вы же видели, что происходило во время "короны"? Животные заходили в города, экология улучшалась. Нам рассказывали, что очищались родники, озера, реки. То есть мир очистился бы от нашего загрязнения.
Ответ: Да. Было бы хорошо.
Вопрос: Неплохо, конечно. Уже никто никого не убивает хотя бы.
А в реальности? Хорошо, таблетки не будет, заснуть мы не сможем.
Вот эти люди нашли для себя цель – предупреждать мир о ядерной катастрофе. Другие, наоборот, строить ядерные бомбы. Третьи хотят жить спокойно, им не дают. Все-таки, в принципе, к чему мы все должны прийти, человеки?
Ответ: Мы должны прийти к вопросу: "Для чего все-таки живет человек?" И, конечно, не ради того, чтобы проспать свою жизнь и ничего не сделать, а получить ответ на этот вопрос: "Для чего я живу?"
Все мы должны задаться этим вопросом и получить на него ответ.
Вопрос: То есть вы лично, свою задачу видите в том, чтобы человек задался этим вопросом?
Ответ: Да.
Вопрос: К какому ответу он придет, если есть вопрос?
Ответ: Ради чего живу.
Вопрос: А ради чего?
Ответ: Ради чего? Вот это пусть каждый и поймет, для чего он живет.
Вопрос: То есть это и есть мотор жизни?
Ответ: Да, для того чтобы подтолкнуть людей к Творцу. Я считаю, что выше этой задачи нет – ради того, чтобы подняться до уровня Творца.
Вопрос: И обычный человек тоже придет к этому вопросу?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Часы Судного дня продолжают тикать
Вопрос: У каббалистов есть очень большая странная сила, которую невозможно описать. Вы говорите, что человеку, не находящемуся в постижении, невозможно ощутить духовное, невозможно ощутить отдачу. Но от каббалиста идет определенная энергетика. Это и есть энергетика отдачи?
Ответ: Нет, это не духовная энергетика. Это не то, что исходит от него, а то, что чувствуешь ты.
Реплика: Но есть огромное количество людей, и я не чувствую от них такой энергии.
Ответ: Если ты и чувствуешь что-то, не значит, что это духовное. Ты чувствуешь только то, что чувствуешь ты.
Вопрос: Но вы же, допустим, можете наполнить человека так, что он даже не станет задавать вопросы. Он же это чувствует, воспринимает?
Ответ: Потому что рядом со мной он ощущает уверенность, безопасность, совершенство, наполненность, – и вопрос пропадает. Он может бежать ко мне с другого конца мира. Прибежал с вопросом. Сел рядом со мной – вопрос пропал. У меня было то же самое.
Это абсолютно естественно. Когда ты оказываешься рядом с большим, относительно великим человеком, ты включаешься в него, прилипаешь к нему, – все, тебе ничего не надо, ты уже наполнен.
Вопрос: Но это духовное наполнение или нет?
Ответ: Я бы назвал его психологическим.
Вопрос: Получается, что духовное мы вообще не чувствуем?
Ответ: Пока нет. Откуда? Разве у тебя уже есть духовные намерения выше себя? Еще нет. Поэтому все, что ощущается – ощущается как предварительные психологические состояния.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Сила каббалиста"
Вопрос: Вы часто говорите, что вот сейчас мы пройдем махсом. И многие, особенно новички, которые очень хотят этого, потом разочаровываются.
Я помню, как в свой первый конгресс я думал: вот-вот сейчас, сейчас. А те, кто постарше, говорили: "Да это он каждый конгресс говорит такое". И так с каждым разом у человека падает важность цели.
Как приподниматься над этим? Ведь чем дольше человек занимается, тем больше для него каждый конгресс становится рутиной.
Ответ: Нет, это неправильное отношение, поскольку всё вместе складывается в одну сильную атаку. Поэтому накопление разочарований, усилий, надежд, грез и их невыполнение, несбыточность, их дальность или кажущаяся близость, ускользающая надежда, – это все аккумулируется в нас и в итоге приводит к состоянию, когда мы все-таки становимся достойными, чтобы нам открылся духовный мир.
В нашем мире нет ничего, что бы могло заменить эту работу по своей важности, необходимости, по вечности и совершенству, по устремлению к чему-то высшему. Все остальное – это животное существование.
Так что, если человек отрицает это или говорит: "Да ладно, чего там…", – его надо просто выбросить за борт корабля. Он является балластом и не имеет права оставаться.
Каждый новичок надеется на то, что сейчас он проскочит в духовный мир. Однако мы знаем, что это очень тяжело, и в то же время все равно должны верить, что это может произойти в любую минуту. Так и сказано: "Избавление Творца мгновенно и неожиданно, как выход из Египта".
То есть тебе сейчас скажут: "Все, через мгновение!" – и сразу же это случается. Это на самом деле только так. В самый неподходящий момент! Ночью, когда темно, когда нет ни никакой надежды и никаких предпосылок к этому, вдруг "бам", и все. Дается возможность срочно подняться и убежать от эгоизма, избавиться от него. Впопыхах!
Вот сейчас тебе дают такое стремление, такое давление, такой пинок сзади, что ты летишь от него во тьме, не зная куда. И не надо знать! А те, кто рассуждают своими умными мозгами, они так и останутся с ними в животном теле и в животном мире.
Так что только лишь постоянное аккумулирование усилий, интеграция всех-всех надежд и планов приведет к избавлению от эгоизма.
Я не знаю, к чему стремятся те люди, которые являются балластом, что они думают, какую надежду, цель или избавление рисуют себе. Под избавлением в каббале подразумевается избавление от эгоизма. Всего лишь.
Вопрос: А если человек полностью отчаялся?
Ответ: Пусть уходит. Если он остается в группе, но находится в отчаянии, ничего не делает, считает, что все уже кончено, этим он еще больше губит себя. Он балласт на руках товарищей, как тяжело больной, как какой-то довесок. Лучше бы ему уйти. Я советую.
Вопрос: Значит для него нет никакого выхода, кроме как уйти?
Ответ: Только если он заглушит свой разум и сердце и отдастся полностью течению группы, то увидит, как оно выносит его на широкий простор.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Переход махсома"
Вопрос: Вам задают вопрос: "Я недавно начал заниматься каббалой и, честно говоря, потому что тяжело заболел. Искал любые средства, как выбраться из этого.
Вы сегодня на уроке сказали, что можно читать Книгу Зоар, чтобы выздороветь. Я очень болен. На мне врачи уже давно поставили крест. Вы считаете, надо попробовать читать Книгу Зоар? О чем при этом думать? О своем выздоровлении?"
Ответ: Конечно. Пускай читает и выздоравливает.
Вопрос: Вы говорили, что Книга Зоар как "сгула"?
Ответ: Да. Волшебная.
Вопрос: Что происходит, когда ты читаешь ее и хочешь действительно для себя выздоровления?
Ответ: Ты притягиваешь на себя высший свет, он спускается сверху вниз, проходит через все "сфирот", достигает тебя, и этим ты излечиваешься.
Вопрос: Почему именно Книга Зоар, и вы именно на ней настаиваете? Есть много книг.
Ответ: Это самое сильное средство для нашей души. Ее написали великие каббалисты, которые были на высших уровнях связи с Творцом. И потому эта книга несет в себе очень серьезный заряд духовной силы.
Вопрос: Еще такой вопрос: "Неважно, на каком языке читать?" Она написана на арамейском, на иврите.
Ответ: Она написана на арамейском, тут ничего не сделаешь. Но после арамейского, конечно, иврит, потому что они практически параллельные языки. И тот, кто знает арамейский, понимает иврит. Тот, кто понимает иврит, он, в принципе, понимает арамейский.
Вопрос: А если на русском? У нас есть переводы и на русский.
Ответ: Пускай читает на русском.
Вопрос: То есть, в принципе, на своем языке? Понимая?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Спрашивали? Отвечаю!
"Моя дочь замужем, но рожать не хочет. Что делать?" - Самое надежное - дать ей то, что она хочет в обмен на внука.
Вопрос: Давид спрашивает: "Объясните, пожалуйста, фразу, что Тора дана для грешников. А если я не чувствую себя грешником, это значит, что я не могу учить Тору?"
Ответ: Ты можешь учить Тору. Но чтобы Тора учила тебя, ты для этого должен чувствовать себя немножечко грешником.
Вопрос: И никуда от этого не деться?
Ответ: Для этого она и дается.
Вопрос: То есть мне она должна быть нужна?
Ответ: Да.
Вопрос: А если она мне нужна для знаний? Там же много всего.
Ответ: Нет, знания тут ни при чем. Тора нужна только для исправления, для выделения эгоизма из человека и становления человека перед Творцом один к одному.
Вопрос: То есть мой путь, который я прохожу через Тору, это мой путь к Творцу?
Ответ: Да.
Вопрос: Он умышленно дал Тору именно грешникам? Именно когда мы согрешили, она была дана?
Ответ: В принципе, мы и рождаемся грешниками. А затем, уже в мере нашего осознания себя как грешника, мы можем оценить Тору, ее глубину, ее силу и ее исправление.
Вопрос: Что такое изучение Торы для вас? Сформулируйте фразу: "Я учу Тору…". Что это означает?
Ответ: Я учу Тору, то есть действую так, чтобы Тора проникла в меня, и я смог бы впитать в себя ее слова, силу, ее убеждения. Чтобы во мне это стало как моя внутренняя незыблемая часть, и я думал бы только о том, как мне реализовать то, что написано в ней. Вот это, в общем, то, что мы должны.
Вопрос: Если все свести к чему-то очень понятному, короткому, вы можете сказать, что написано в ней?
Ответ: Про любовь. Только не в нашем смысле.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024
Тора – инструкция, как прийти к любви
Вопрос: Игорь спрашивает: "Вы как-то сказали, что час кончины – это не час кончины, а новое рождение. Как это принимать? Я не верю в загробную жизнь. Тогда о чем речь?"
Ответ: Это от тебя не зависит – ты веришь или не веришь. Просто начинается новый поворот.
Вопрос: Когда вы говорите "час кончины", для Игоря что это означает?
Ответ: Расстаешься с этой жизнью, с тем, что ты ее сделал, как ты прожил и заходишь на следующий круг.
Вопрос: Это не означает, что где-то там вдруг закричал ребенок, родился мальчик какой-то, и так далее?
Ответ: Нет.
Вопрос: Тогда что для вас означает новое рождение?
Ответ: Новое рождение – конечно, это акт рождения ребенка. Но, в общем, это начало постижения Высшего мира и Творца тем, что называется "человек".
Вопрос: Час кончины – это обязательная моя физическая кончина или это не обязательно?
Ответ: Нет, не обязательно. То есть умирает все старое, все мое прожитое, все, что я считал важным.
Вопрос: А может рождаться то, что я не считал важным?
Ответ: Естественно, на следующем этапе.
Вопрос: А что я не считал важным в прошлой жизни, можете сказать?
Ответ: Как правило, взаимосвязь с людьми, любовь, отношение к Творцу.
Вопрос: Несмотря на то, что я все время говорил о любви?
Ответ: Это неважно.
Вопрос: Когда вы говорите, что возникает другая любовь, какая она "другая"?
Ответ: Более естественная, близкая, которую невозможно иначе объяснить, кроме как просто раскрытием сердцем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024
Вопрос: "Я себя не люблю, а вы говорите: "Возлюби ближнего как себя". Может быть, сначала нужно полюбить себя? Но как?"
Ответ: Начинай любить других, и тогда ты увидишь, насколько любишь себя. Только тогда человек начинает понимать, что на самом деле он жуткий эгоист!
Вопрос: Обычно эту фразу действительно переводят так: "Дай мне сначала полюбить себя, а потом я буду разбираться с другими". А вы говорите не так. Устремись к другим, полюби других, и тогда ты увидишь, как любишь себя.
То есть человек должен насильно сделать такое усилие и начать пытаться любить людей. Тогда в нем появится какая-то горечь? В нем появится что?
Ответ: Он увидит, что он разделен на свою внешнюю и внутреннюю части, и на самом деле он любит только себя, и только ради этого он готов существовать.
А дальше, если он понимает, что он должен себя переделать, то ему уже будет необходима какая-то методика исправления.
Вопрос: Вот такие люди нас находят?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Постичь любовь к другим из любви к себе
Реплика: Из письма: "Жена в восторге от ваших передач и все время мне что-то подсовывает. Я смотрю, в основном, из уважения. Что-то мне нравится, но иногда вы бросаете такие фразы, что я не знаю, как их воспринимать.
Например, вы сказали, что каждый ответственный за весь мир. Ну и зачем вы это говорите? Понятно, что это невозможно. Но поразительно мне то, что жена моя в восторге".
Ответ: То есть когда каждый почувствует ответственность за весь мир, тогда действительно мы увидим новый мир.
Вопрос: Из этого письма ясно, что он не понимает, как это, а жена в восторге. То есть в каждом из нас есть какие-то точки, которые это воспринимают или не воспринимают.
Вопрос его такой: он-то представляет весь мир, что это восемь миллиардов. Вы говорите "весь мир", то есть мы ответственны за все эти восемь миллиардов, за то, что творится в Сомали, где-то в голодной Африке и так далее. Мы ответственны за это?
Ответ: Да.
Реплика: Эта фраза требует еще какого-то пояснения.
Ответ: Дело в том, что если бы каждый человек вдруг, допустим, "по щучьему велению", пожелал бы видеть во всех остальных своих друзей, то мир бы изменился. Несомненно! А поскольку мы в это не верим, слишком это нереально, то мы продолжаем так.
Вопрос: Но мы реальные люди. Вот этот муж – он абсолютно реальный человек.
То есть ему бы разобраться дома, с друзьями. А вы говорите: разбирайся со всем миром, будь ответственным за него. Вот эта мысль, это действие может произойти только "по щучьему велению", правильно? То есть вы снова отправляете нас к Творцу?
Ответ: К Творцу.
Вопрос: Постоянно?
Ответ: Да.
Вопрос: Вот человек приходит, есть в нем эта боль. И многие пишут, есть такое сопереживание. Какая молитва должна быть у человека к Творцу? Измени все, или что?
Ответ: Чтобы Творец изменил хотя бы его.
Вопрос: Этого человека?
Ответ: Да. Чтобы он смог почувствовать боль всего мира и, исходя из этого, относился бы к миру по-другому.
Вопрос: Можно не разорваться и почувствовать эту боль? Не взорваться, не умереть от этого?
Ответ: Это можно.
Вопрос: Мы говорили, что каббалисты стремились к этому, это было их стремлением почувствовать мир, боль мира.
Вот человек чувствует всю боль мира, какими должны быть его действия, вы можете сказать?
Ответ: Просить Творца о том, чтобы мир стал лучше. И всё, ничего больше. Тот, кто сделал мир плохим, должен сделать его хорошим.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024