Записи в разделе 'Вопросы-ответы'
Эпоха конкретных объяснений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли какая-то разница в изложении каббалы для людей в прошлом и для тех, кто приходит сейчас?

Ответ: Конечно! Огромная разница в объяснении, в подходе, в конкретике, в стиле изложения. Когда-то, двадцать лет назад ты мог говорить с человеком только в соответствии с тем, как это написано в первоисточниках. Например, в Торе упоминается змей, и ты объяснял, кто такой змей и так далее.

А сегодня человек не спрашивает об этом, поскольку понимает, что это какая-то аллегория. Он требует конкретного объяснения, о чем говорит каббала, и что с ее помощью можно достичь.  

Раньше этого не было. Все излагалось иносказательно, описательно. Великий каббалист РАМХАЛЬ шестьсот лет назад описывал каббалу в виде диалога между душой и телом: сказало тело – сказала душа, сказало тело – сказала душа, и так вся книга, двести страниц. А РАМБАМ писал в виде всевозможных философских мыслей, изречений.

То есть каждое поколение, даже каждое общество накладывает свою форму изложения.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Старье"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Специфика изложения каббалы

Доступное объяснение – это профессия

Срок годности каббалы

Что делать, когда братья ненавидят друг друга?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вопрос такой: "Почему братья так могут ненавидеть друг друга? Я вижу, что то же самое происходит и с братскими народами. И у вас с арабами. Вы же братья, у вас один отец – Авраам. И такая ненависть! У меня два сына, они уже взрослые, и я не смогла их помирить. Я знаю, что они убьют друг друга, когда встретятся. Зачем Бог так делает?"

Ответ: Это следствие нашей природы, эгоистической природы нашего мира, нас самих. В каждом атоме, в каждой молекуле, в каждом собрании каких-то живых частиц все построено на том, чтобы подавить остальных и самому быть выше них.

Это природа – абсолютный эгоизм.

Вопрос: Это наш мир такой?

Ответ: Да.

Вопрос: Почему братья? Ну хорошо, это мое отношение к другому, ближнему, дальнему.

Ответ: Братья – это еще хуже, потому что внутри них все время зреет ненависть к другому, поскольку каждый из них подсознательно считает, что другой забрал у него родителей, живет за счет него. И вот это ощущение делает из них постоянно враждующих. 

Вопрос: Все-таки это братья, все-таки от одних родителей. Как это развернуть? Существуют ли какие-то способы, шаги, практики?

Ответ: Нет, не существует, потому что это идет из глубины-глубины времен, с рождения нашего мира. И поэтому так оно будет продолжаться, пока мы этот мир не пожелаем изменить – в себе!

Вопрос: Сейчас вы подходите к вопросу, который задан в конце: "Зачем Бог так сделал?"

Ответ: Чтобы мы изменили себя.

Вопрос: То есть, в принципе, пока эти братья не займутся каждый собой, все обречено?

Ответ: Да.

Реплика: Вы очень часто говорите, и Бааль Сулам, великий каббалист, писал, что будущее человечества – стать одной семьей. Мы говорим о братстве. Мы же другое подразумеваем, мы подразумеваем близость.

Ответ: Когда Творец пожелает, мы так и сделаем. А когда нам надо делать – мы видим, насколько природа против нас.

Вопрос: То есть мы своими руками, сами это сделать не сможем?

Ответ: Не сможем.

Вопрос: Тогда что нам надо сделать, чтобы это сделал Творец?

Ответ: Упросить Его, чтобы Он изменил нашу природу.

Вопрос: То есть все-таки мне должно стать плохо от моей ненависти к брату?

Ответ: Да.

Вопрос: Но становится же плохо, правда, когда брата ненавидишь? Или нет?

Ответ: Нет.

Вопрос: А это тоже Он делает, что мне становится плохо от этой ненависти?

Ответ: Да.

Вопрос: То есть вы все берете и на Него перекладываете? Пусть Он этим занимается.

Ответ: А на кого еще?

Реплика: Если всё, то руки опускаются. Мы ничего сделать не можем, пускай Он всем занимается, и всё.

Ответ: Просить.

Вопрос: То есть, в принципе, у нас одна-единственная работа – просить?

Ответ: Просить Творца.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первое убийство в истории

Братство, которого нет

Братская связь

Все, что вне меня – это моя душа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если все, что находится снаружи – это мое "я", то какой смысл тянуть все на себя?

Ответ: Тяни на себя, говори, что это все не твое эгоистическое, а что все это – ты.

Почувствуй, что другой – это ты. Какой же этот другой? Это твоя часть, отрезанная от тебя духовным ножом, которая кажется тебе посторонней. Тебе дается такая иллюзия.

Наше свойство на уровне "человек" представляется в наших ощущениях чужими людьми. Наше животное желание, которое мы чувствуем, как телесное, представляется в виде животного мира. 

Еще в нас существует растительное желание, так же как у нашего тела есть волосы и ногти. То есть растительный уровень наших желаний ощущается нами как растительный мир. Неживой мир внутри нас – это все минералы, все элементы, звезды, галактики, кажущиеся нам существующими вне нас.

На самом деле все, что я вижу вокруг – это четыре уровня желания. Те из них, которые внутри меня существуют частично, я считаю своим "Я", а те, которые я вижу вне себя, я не считаю моим "Я". 

Поэтому мне надо осознать, присоединить к себе все, что вне меня, и понять, что это моя непосредственная интегральная часть, даже более дорогая мне, чем та, которая во мне. И когда я ее проинтегрирую, присовокуплю, прилеплю к себе с помощью любви к ней, именно в ней я смогу ощутить высшую силу, свою высшую жизнь, свое вечное состояние.

А сам я всего лишь маленькая точка относительно всего этого "Я", которое находится снаружи. А что находится сейчас во мне? Что значит "Я"? На самом деле животное тело, которое мы считаем существующим, – это иллюзия. И есть еще точка – начало души. А вся душа – это все, что вне меня.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Весь мир – это я"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир – это я

Душа – в теле или вне его?

Весь мир соединяется во мне

Все ценное – в архиве

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Уместны ли каббалистические материалы, допустим, двадцатилетней давности для нашего времени?

Ответ: Мы записываем всё. Есть очень хорошие материалы тех лет.

Я ведь двигаюсь вместе с группой. Группа продвигается и уже не нуждается в таком разжевывании материала, как это было в те годы. Двадцать лет назад я первый раз проходил с учениками "Введение в науку каббала": сфирот, миры, душа, строение. Всё это я им разжевывал так, как сегодня уже не могу делать. Я вижу перед собой людей, которым это не надо говорить.

Сейчас я поневоле говорю кратко. Выражаю какие-то новые более аналитические внутренние данные, синтезирую материал с разных сторон, в разных плоскостях, по-другому, и они это уже понимают. 

То есть материал для начинающих уже не подается в той простоте, каким он когда-то преподавался. С одной стороны, это большой минус. Но, с другой стороны, есть архив.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Срок годности каббалы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доступное объяснение – это профессия

Срок годности каббалы

Ценность каббалистического архива

Если дочь растет без отца

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: "У меня родилась замечательная девочка. Но она родилась больной. Муж нас оставил. А я счастлива. Это нормально?

Спрашиваю, потому что вы все время говорите, что ребенку нужен отец. А я пока не хочу искать никакого отца моей Свете".

Ответ: Не надо, дочке не обязательно отец.

Реплика: Да? Это новость, на самом деле.

Ответ: Нет, так она живет, дочь с мамой и все.

Вопрос: То, что ушел отец, когда родился больной ребенок, это, конечно, ударом было для мамы. И она не хочет дальше заводить семью. То есть она может так и продолжать?

Ответ: Может.

Вопрос: Две женщины живут. В этом есть какой-то корень, что для мальчика нужен отец, а для девочки – нет?

Ответ: Мальчик будет тянуться когда-нибудь к отцу, к взрослому мужчине, а девочка нет. 

Вопрос: А вот говорят: "Доля наша женская", что у нас по женской части все время какие-то разводы. Это не будет продолжением?

Ответ: Нет.

Вопрос: Мама не передаст ей, что хорошо быть одной?

Ответ: Я думаю, нет. То, чего девочке не хватает сейчас с отцом, может быть, она потом почувствует, когда начнет встречаться с парнями, тогда она исправит этот недостаток общения.

Вопрос: А вообще, когда девушка встречается с парнем, кого она хочет в нем видеть? Похожего на отца? Или у девушки что-то другое существует? Вы говорили когда-то, что мужчина, когда встречается с женщиной, или парень встречается с девушкой, он ищет в ней маму.

Ответ: Это точно.

Вопрос: А когда девушка встречается с парнем, что она в нем ищет?

Ответ: Это сложнее. Может быть, ей приходят в голову мысли о своем дедушке.

Вопрос: То есть, если она не видела отца, допустим, то она вспоминает мужчину в ее жизни, на которого она хочет, чтобы муж был похож?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Это веское слово – отец!

Отцы напрокат

Как стать хорошим отцом?

Весь мир – это я

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если мое восприятие рисует мне внешнюю картину мира, и эта внешняя картинка – тот же самый я, в чем тогда смысл переходить в состояние отдачи ближнему, если он и есть я?

Ответ: Ты никогда никому ничего не отдаешь. То, что ты делаешь в своей жизни, – это развиваешь свое восприятие, занимаешься самопознанием, самопостижением, самораскрытием. Только лишь!

Все, что находится вне тебя – это твои личные органы ощущений, которые специально выглядят чужими, не относящимися к тебе, чтобы ты, привлекая их к себе, развил вместо эгоистического желания стремление к отдаче и любви, и обнаружил, что все это на самом деле твое. Это твои свойства, твои желания.

В мире нет ничего, что не принадлежало бы тебе. Присоединяя к себе эти так называемые объекты, – на самом деле это силы, свойства, желания, – ты формируешь из себя сосуд для ощущения Творца, Высшего мира.

А то, что существует что-то вне тебя, якобы не твое, чужое – это все иллюзия. Это ты сам!

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Весь мир – это я"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир внутри меня

Мир во мне или снаружи?

Весь мир соединяется во мне

Довериться своему сердцу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда вы учились у Рабаша, он наверняка вам говорил: "Не задавай вопросы. Придет время, и ты сам все постигнешь". Вы, наверное, тогда не верили, что сможете пройти к духовному постижению?

Ответ: Есть такая категория, как "вера в мудрецов", когда человеку ничего не остается как верить тем людям, которые постигли высший мир. Ты можешь не верить, идти проверять других или пытаться что-то делать сам – твое дело.

В нашем мире ты находишься в подвешенном состоянии. Возникает вопрос: как ты будешь двигаться вперед? Своим разумом? Тогда ты будешь до конца жизни изобретать перпетуум-мобиле, идти от удара к удару, как все остальные люди или как всевозможные изобретатели, любители, мичуринцы.  

У тебя нет другого выхода, кроме как довериться своему сердцу: что же оно подсказывает, к чему прилепиться? В мире полно мудрецов, все они противоположны друг другу, и все они правы, и все умнее тебя. Что же ты можешь сделать? У тебя есть только одно – твое сердце. Мозг твой напичкан неизвестно чем! Сердце твое тоже задурманено!

Поэтому тебе надо постараться самыми потаенными уголками своего сердца, всем нутром почувствовать, где правда, что тебе нужно. Но при этом попытаться очистить себя от всевозможных наслоений, нанесенных жизнью, и изнутри себя почувствовать: где же это мое? 

Может быть, ты обнаружишь, что тебе нужна медитация, саентология, новые психосоматические изобретения, неважно что. Или тебе надо все-таки попробовать себя здесь – в каббале. Именно сердце должно указать человеку его место. Ничто другое.

Не принимать во внимание никого и никак. Наш мир уже научен – умников нет. Говоришь с любым умником, а через пару дней, если не в тот же день, не в той же беседе, начинаешь понимать, что все это у него ограниченно, намыто из каких-то первоисточников, построено на полу-обмане, на полу-догадках, на полу-вере.

Зачем тебе доверяться кому-то или чему-то, что выдумал человеческий мозг? Ты должен доверять только своему сердцу. Ведь относительно него нет ни каббалистов, ни философов, ни буддистов, никого. Доверься тому, что таится в самой его глубине.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Верить каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать надо только себя

Сколько перед нами дорог?

Положиться на интуицию

Доступное объяснение – это профессия

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы однажды сказали, что старый материал не стоит слушать.

Ответ: Нет, в архиве есть очень хорошие вещи. Просто в последующих объяснениях изложение материала становится более профессиональным, поскольку находятся более четкие слова. Доступное объяснение – это ведь профессия. 

Например, у Бааль Сулама был очень хороший, своеобразный язык, но академический, четкий, выверенный. А в ту же эпоху было много великих каббалистов, таких как рав Кук, труды которого никто не понимает, хотя им написано огромное количество книг.

Величайший каббалист Бааль Шем Тов вообще не написал ни одной книги. Он специально не хотел писать. И таких было много, что умели или не умели, писали лучше или хуже. Допустим, Хаим Виталь, получивший от АРИ духовное наследие, в итоге своей жизни собрал и издал эти труды, и за ним его дело продолжили его сын и внук.   

То есть все это делается постепенно, потому что адаптация материалов к нашему миру выполняется соответственно тем душам, которые нисходят сюда. Разве можно сравнить людей, которые сидели передо мной пятнадцать лет назад и сегодня? Это совершенно разные люди.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Старье"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Срок годности каббалы

Великие каббалисты и их труды

О трудах каббалистов

Срок годности каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли у уроков по каббале срок давности? Зачем мы все время записываем и обновляем их?

Ответ: Во-первых, с каждым поколением каббала обновляется, поскольку в наш мир нисходят новые души, которые нуждаются в подходящем для них изложении каббалы.

Конечно, каббала не меняется. Структура мироздания неизменна. Но поскольку мы меняемся, то должны каждый раз получать обновленное методическое пособие по раскрытию мироздания. Поэтому каждый каббалист в своем поколении, ощущая ответственность за это, добавлял что-то к каббале.

Таким образом появилось огромное количество каббалистических книг, которых мы даже не знаем, поскольку сейчас, по счастливой случайности, вся каббала оказалась для нас скомпилирована, собрана, разложена, проанализирована и синтезирована в трудах Бааль Сулама. Поэтому нам не надо отвлекаться на другие источники.

Между прочим, я вначале не знал о Бааль Суламе. Мне не хотели о нем говорить. Вы не представляете, сколько книг я перебрал, какая у меня была огромная библиотека! А сейчас остались только наши книги. Правда, есть еще книги РАМХАЛя, АГРА – таких, признанных каббалистов. Но, в общем, кроме книг Бааль Сулама нам практически больше ничего не нужно. 

После того, как я перелопатил все остальные книги по каббале, особенно РАМАКа и более древних каббалистов, то понял, что делать нечего. Я очень рад, что в свое время раскрыл для себя Бааль Сулама и остановился на нем. И по сей день я вижу, что для нас только это является единственным источником – не первым среди остальных, а просто единственным.  

А мы, со своей стороны, тоже должны заботиться о людях, которые приходят к нам, ведь они нуждаются в адаптации трудов Бааль Сулама.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Срок годности каббалы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Споры вокруг каббалы

Единая основа различных методик

Доступное объяснение – это профессия

В духовном нет протекций

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В вашей жизни наверняка были тупиковые состояния, когда вы хотели, наверное, плюнуть на все…?

Ответ: Неужели ты думаешь, что если я чего-то достиг, то я не прошел то, что ты должен еще пройти? Неужели ты думаешь, что есть какие-то этапы, которые мне отменили по какой-то протекции, чтобы я смог их обойти? В духовном такого нет. Только в нашем мире, только в животных состояниях.

Вопрос: Насколько критично было ваше состояние? Ощущали ли у вы жуткое отчаяние?

Ответ: Еще какое! Особенно в Тверии, куда мы приезжали вместе с моим учителем Рабашем, и я был с ним один на один. Я чувствовал, что он готов дать все, а я не могу ничего взять.  

Я понимал, что все зависит от меня: вот сейчас я должен выложиться и пожелать духовное так, как ничто другое в мире. Я сидел ночами на балконе нашего домика, выкуривал по две пачки сигарет и ничего не мог сделать. Ничего. Я понимал свое абсолютно безнадежное состояние. 

Но что же делать? Ведь оно безнадежно – так оно раскрывается мне. Но выход должен быть! Для любой души есть выход. Какой же сейчас выход для меня? 

Вопрос: А Рабаш это знал?

Ответ: Конечно, знал. Что он, не чувствовал?

Человек должен пройти эти состояния! Учитель ничего не может сделать. Ты должен их пройти, а он ждет, пока ты их пройдешь. Вот и все. Как и Творец.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Бросить каббалу"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Процесс духовного взросления

Без предпочтения

В духовной работе нет привилегий

Как зовут Создателя?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Максивер спрашивает: "Скажите, пожалуйста, как зовут Создателя? Имя Его. Когда я прошу Его о чем-то, очевидно нужно называть Его имя. Ведь когда я кого-то прошу, я обращаюсь к нему по имени. Так все-таки, как обращаться к Создателю?".

Ответ: Аба.

Вопрос: То есть "Отец"?

Ответ: Отец.

Вопрос: Вот так и воспринимать Его?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда вы говорите слово "Аба", Отец, что вы в это вкладываете?

Ответ: Что это мой корень, я из него расту.

Вопрос: Можно говорить Ему абсолютно все, или все-таки существуют какие-то запреты?   

Ответ: Нет, никаких запретов. "Авину", "Отец наш".

Вопрос: Когда говорится: "Отец наш в небесах" – что это означает?

Ответ: Выше нас и определяет все пути наши.

Вопрос: Это называется "в небесах"?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сколько у Творца имен?

Творец – безымянная сила

Имена Творца – постижение Его свойств

Световой наркотик

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: После ваших лекций человек, как правило, приходит к изучению науки каббала весь такой, горящий. Он ощутил что-то необычное.

Какое-то время в нем держится это ощущение, а потом остывает. Это его проблема или нет?

Ответ: Нет. Так должно быть!

Зачем мне держать его под своим влиянием?! Ни в коем случае! Мне необходимо, чтобы он своей свободой воли стал постигать то, о чем я ему рассказал, то, что я ему предложил. Нельзя ни в коем случае оставлять его в состоянии воодушевления, ведь тогда это будет для него как наркотик.

Никакой подпитки от меня он больше не получит. Следующий раз, когда он встретит меня, в нем уже не будет того первоначального восхищения, восприятия. У него включится анализ, требование понятийного аппарата, поскольку ему надо продвигаться.  

Как обычно это бывает с детьми: первый раз мы можем заманить ребенка, а после этого хотим включить его в действия. 

Вопрос: Обычно те люди, которые первоначально всем восхищаются, становятся потом "матерыми волками". Смотришь на них, их детскость уходит. Но как человеку не уйти в некую закрытость?

Ответ: Тут я ничего не могу сказать. Не надо думать о том, каким он должен быть. Он будет таким, как должен. Мы не определяем его будущих состояний. Как получится у него, так и должно получиться.

Главное – дать ему информацию о внутреннем развитии, о внешних возможностях, что он должен делать, как он должен заниматься, читать, работать в группе, распространять – короче говоря, как он должен абсорбировать весь материал.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Световой наркотик"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Только по желанию

Как младенец на руках матери

Дать человеку порцию света

Что такое молитва (клип)

Спрашивали? Отвечаю!
Что такое молитва?

Внутренний мир человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Духовный мир – это система Творца. Как можно воспринимать эту картину?

Ответ: Я воспринимаю ее в системном виде, в виде сил. Зачем мне видеть перед собой красивые картины?

Допустим, ты видишь у себя на мониторе картинку – написано, что там 18 миллионов цветов. Ну и что? На самом деле это рисуется тебе электрическими векторами.

Зачем же мне находиться на уровне внешней картинки, если я могу быть на уровне векторов? Они дают мне более сильное ощущение внутренней яркости, если сравнивать возникающие чувства в нашем мире и в мире духовном.

Реплика: Допустим, можно сфантазировать внутри себя ситуацию и как бы воплотить во внешнее…

Ответ: А зачем? Если я могу передавать тебе без модема свое восприятие, а ты мне свое, зачем тогда нам нужна техническая связь с микрофоном и динамиками? Зачем, если на духовной ступени мы оба ощущаем внутри себя непосредственно одну и ту же картину? 

Ты ощущаешь по-своему, я по-своему, но мы чувствуем одно и то же – разные восприятия, ощущающие одно и то же явление.

Вопрос: В чем ошибка нашего мира, когда мы уходим во внешнюю форму? То есть любой человек, который что-то почувствовал, придумал, он воплощает это вовне. А как он может воплотить эту вещь внутри себя и передать другому?  

Ответ: Духовное можно передать другому, только если у нас общий экран.

Реплика: Но в нашем мире люди передают информацию через живопись, песни, какие-то другие вещи.

Ответ: Да, так они передают свои ощущения другим. А те строят на этих ощущениях свои ощущения, может быть, совершено неадекватные с тем, что хотел выразить автор.

В нашем мире каждый чувствует по-своему, мы не можем совместить свои ощущения. А в духовном мире ты можешь этого добиться, когда вы постигаете одну и ту же духовную ступень.

Допустим, я нахожусь на 15-ой духовной ступени. Ты достигаешь ту же ступень, мы встречаемся на ней и получаем абсолютно одинаковую информацию, поскольку достигли абсолютно одинакового исправления.

Каждый из нас точно подходит под эти условия (номер 15), и у нас нет никаких проблем с тем, что мы с тобой по-разному воспринимаем из одного источника – каждый в соответствии с корнем своей души, но из одного источника. Поэтому мы описываем одни и те же явления по-разному, но при этом знаем, что в своем источнике они одинаковы.

Вопрос: А как взять человека и провести его именно по этим ощущениям?

Ответ: Никак. Ты не можешь провести слепого по своим ощущениям, у него нет глаз. Конечно, ты можешь рассказать ему о том, что ощущаешь. Но что он из этого сможет себе представить?

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Внутренний мир человека"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постигая духовный мир

Фильмы духовной реальности

Между двумя мирами: высшим и низшим

Однажды на марше смерти

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть у вас ученик, а у меня – очень близкий друг Гилад Шадмон. Он с нами уже 30 лет.

Его отец в 15 лет был в Освенциме и попал на "марш смерти". Это марш, когда в 45-м году выводили из Освенцима всех заключенных и вели в другие лагеря через всю Польшу. Люди умирали от голода, их расстреливали по ходу.

И он рассказывает, что их было 12 подростков, 15-летних, и они страшно хотели есть, были очень голодны. И им попал в руки кусочек хлеба. И они решили, что сейчас каждый откусит по маленькому кусочку и передаст другому.

Он был одним из первых, и ему попался почти полный кусок. И в тот момент, когда он откусывал, у него было ощущение: "Сейчас я не могу сдержаться, сейчас я съем весь кусок". Но он сдержался, и сдержались все. Каждый откусил по маленькому кусочку и передал другому.

Меня очень впечатлила эта история. Как, по-вашему, почему он сдержался, этот абсолютно голодный подросток?

Ответ: Потому что он был связан со своими товарищами. Что еще могло его сдержать? И поэтому он сдержался. 

Вопрос: То есть это настоящая связь?

Ответ: Да, она не позволяет человеку, вплоть до того, что он просто умирает на месте.

Вопрос: То есть вот это состояние связи, о котором вы сейчас сказали, оно выше всего, получается? Выше голода, выше смерти.

Ответ: Наверное. Я не знаю, я этого не пережил. Я не могу сказать.

Вопрос: Но все-таки у вас есть уверенность, что это произошло именно поэтому? То есть он увидел этих ребят, которые рядом стоят, почувствовал?

Ответ: Да.

Вопрос: Хотя известно, что оголодавшие люди, и очень много этих примеров в истории, забывают обо всем, вплоть до самых родных, близких. Это инстинкт, они начинают есть. Они и не виноваты, наверное, эти люди?

Ответ: Нет.

Вопрос: А тут подростки. Все-таки в этом что-то есть?

Ответ: В такие годы люди могут пренебречь собой. Взрослые – уже нет. И младше этого возраста, естественно, дети – нет. А вот подростки – да.

Вопрос: То есть у взрослых что-то все-таки умирает? А подростки еще чувствуют, что в этом есть будущее, в этой связи?

Ответ: Да.

Вопрос: Еще такой вопрос. Это голодные люди, а мы сытые сегодня. И мы не думаем о других, то есть о тех, кто голоден, и так далее. И даже подростки сегодня сытые не думают о других голодных.

Почему? Что случилось? Или это надо видеть самому, или что? Что надо?

Ответ: Нет, это совершенно другие обстоятельства, не те области сознания включаются в нас, сытых. И поэтому нас нельзя сравнивать с теми.

Реплика: То есть нельзя сказать: "Вот там было такое благородство…"

Ответ: Нет! Это ты не можешь автоматически перенести.

Вопрос: Нельзя сопоставлять?

Ответ: Нет.

Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, это можно назвать благородством? В русском языке есть такое высокое слово "благородство".

Ответ: Я не знаю, благородство ли это. Это просто вот так делает жизнь.

Вопрос: То есть в этот момент приходит понимание, что связь – это всё. Над жизнью и смертью, над всем – связь?

Ответ: Да.

Вопрос: Рано или поздно, придет такое ощущение человечеству, миру, что это – всё?

Ответ: Придет.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творить добро, не думая о себе

Откуда в нас берется благородство

Благородство в нас заложено

Страница 6 из 401« Первая...45678...Последняя »