Записи в разделе 'Рабаш'
Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.6

Мне дали шанс

Когда мы приехали, там снова был тот главный старец.

Тогда я не знал, что это и есть РАБАШ – величайший каббалист, которому я буду обязан жизнью – ни много ни мало.

Я был тогда никто, чтобы понять это. Вот так закрывают человеку глаза, уши, разум, и ты не видишь, кто перед тобой, готов все бросить и уйти. Но, все-таки, держат тебя, дают тебе шанс уцепиться.

И мне дали этот шанс.

2019-03-03_kniga-o-rabashe-rabash_01

Первой зацепкой было то, что я увидел на здании табличку "АРИ – Ашлаг"[1]. Ночью я не видел этой записи. Я знал, что АРИ – это великий каббалист 16 века, мы с Хаимом пытались читать его "Древо Жизни". Я знал, и кто такой рав Ашлаг (Бааль Сулам). Мы читали его учебник "Учение десяти сфирот"[2], это было не просто. Прорабатывали его "Введение в науку каббала"[3], думали, что-то понимаем. Короче, это меня немного успокоило. "АРИ-Ашлаг" – это точно была каббала. 

Мы вошли, РАБАШ подозвал одного из стариков, он назвал его Гилелем, подозвал, как какого-то ребенка, и сказал:

– Гилель, иди сюда, поучись с ними.

Гилелю тогда уже было где-то 65 лет, это был больной старик, со слезящимися глазами и бледным лицом, он еле-еле двигался. Я еще подумал: "И это он нам будет преподавать?"

Потом я узнал, что Гилель был потомком известного хасидского рода, мог бы стать во главе династии, но как-то в молодости встретился с РАБАШем, они начали беседовать о внутренней работе, о высшем управлении, и Гилель вдруг увидел, что РАБАШ знает нечто такое, о чем он не имеет ни малейшего представления. Он был поражен, откуда у РАБАШа такие знания, он зажегся, оставил все, и прилепился к РАБАШу, как оказалось, навсегда.

Все это о Гилеле я узнаю потом, а пока буду в большом сомнении, что могу от него что-то получить. Снова буду поглядывать на дверь и думать, как бы незаметно исчезнуть… но останусь. И останусь я, благодаря РАБАШу. Вдруг замечу, какие легкие движения у него, как он, как-то по-особому, указывает на нас рукой, как кивает мне. Да-да, именно это вспоминается, он так взглянул на меня, что я решил не торопиться, остаться.

Сейчас-то я понимаю, что РАБАШ уже тогда все знал про меня.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

[1] [1] «АРИ – Ашлаг» название составлено из имен каббалистов: Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) и АРИ – полное имя Ицхак Лурия Ашкенази (1534-1572). Один из величайших каббалистов в истории человечества. Создал основополагающую систему обучения каббале. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий каббалу, может прийти к цели творения. Основной труд – книга «Древо жизни».

[2] ТЭС – Талмуд Эсер Сфирот (пер. с ивр. – Учение десяти сфирот) – основной каббалистический учебник нашего времени (6 томов, более 2000 страниц). Главное наследие Бааль Сулама. Хотя Бааль Сулам знаменит как автор комментария «Сулам» на Книгу Зоар, но для стремящихся войти в высший мир труд «Учение десяти сфирот» дает силы, необходимые для преодоления границы, разделяющей наш и высшие духовные миры. Включает в себя вопросы и ответы, материалы для повторения и запоминания, объяснения, графики, чертежи и так далее. В книге дается описание законов и сил, управляющих нашим мирозданием.

[3] Статья Бааль Сулама, которую начинают изучать перед Книгой Зоар и ТЭС.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.5

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.4

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.3

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.5

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Не хочу ехать

Мы вернулись в Реховот. Назавтра было обычное рабочее утро. Около 4-х часов дня Хаим пришел ко мне и сообщил: "Сегодня мы едем учиться". Я сказал ему, что не поеду, я не впечатлился ни от них, ни от их учителя. И иврит этот я не понимаю. Короче, это потеря времени, а мы его уже достаточно потеряли.

Но Хаим настаивал, не сдавался, сказал, что пообещал, что мы не можем не ехать, что нужно проявить уважение и приехать, хоть ненадолго.

И я согласился. Но с условием, что мы приедем, посидим минут пять-десять, а потом я сделаю вид, будто бы вспомнил, что назначил важную встречу, и мы исчезнем навсегда.

Он пообещал мне, и мы поехали.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.4

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.3

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.2

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.4

Просчитать высший сценарий

И вот мы едем. Действительно, через несколько сот метров выплывают из темноты деревья апельсинового сада, проявляется дом.

2019-02-28_kniga-o-rabashe-dom

Тускло светится одно дальнее окно. Мы останавливаемся, входим. Везде темно, кроме маленькой комнаты в конце зала. Мы заходим в нее и видим, – пять-шесть стариков сидят и учатся.

Я, помню, спросил прямо от двери: "Здесь учат каббалу?". Старик, сидящий во главе стола, сказал нам, как-то совсем запросто: "Да, здесь, садитесь". Мы сели.

Они читали Книгу Зоар[1]. Читали на арамите[2] вверху, на иврите внизу, а поясняли на идише[3]. Иврит я знал более-менее, умел читать, говорил на нем, а вот арамит и идиш… – это было слишком. Я хотел сразу встать и ехать искать новое место, я был нетерпелив, и мне было все равно, что подумают обо мне, но Хаим удержал меня. Он был привычен к учебе в религиозном заведении, был полон уважения "к мудрецу и ученикам мудреца". Поэтому жестом остановил меня, сказал: "Сидим!" 

Так мы и просидели до конца урока, я еще подумал, что и иврит их мне так же непонятен, как арамит и идиш, подумал – "Надо бежать отсюда, да побыстрее". Но старец вдруг спросил:

– Что вы хотите?

– Мы приехали из Реховота и хотим найти место, где изучают каббалу, – ответил я.

Помню, так и сказал: "Мы хотим найти место", а не "хотим изучать", потому что был уверен, что здесь не задержимся.

– Я организую вам это место. Дайте мне номер телефона, я все устрою и позвоню, – ответил старец.

Сколько же раз потом я думал, как невозможно просчитать логически этот Высший сценарий! Я ведь был готов уйти тогда, сбежать. А меня остановили. Какое счастье!

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

[1] Книга Зоар – главная каббалистическая книга, написана примерно в 120 году н.э. Автор: рабби Шимон бар Йохай (сокр. РАШБИ).

[2] Арамит – язык семитской группы. В древности арамит был разговорным языком в Земле Израиля, Сирии и Месопотамии.

[3] Идиш – (дословно «еврейский») – еврейско-немецкий диалект германской группы, исторически основной язык ашкеназских евреев, на котором в начале XX века говорило около 11 млн. человек по всему миру.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.3

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.2

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.1

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.3

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Ангел на светофоре

Приехали в Бней-Брак. Стоим на перекрестке посреди города, куда ехать неизвестно?! И тогда я открываю окно и сквозь ливень кричу человеку в черной религиозной одежде, он стоит на светофоре, словно поджидает нас. Я кричу:

– Скажите, где здесь изучают каббалу?!

Это было сорок лет назад, тогда от слова "каббала" шарахались, как от проказы. А этот человек посмотрел на меня и так спокойно сказал: "Поверни сейчас налево, поезжай до плантации, напротив нее увидишь дом, – там изучают каббалу".

РАБАШ, когда узнал об этой истории, сказал: "Это был ангел. Именно так и приводят человека в нужное место. Берет тебя некая сила, разворачивает и направляет туда, где найдешь ответ на все свои вопросы. Если приложил усилия, обязательно приведут".

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.2

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.1

Книга "Всегда со мной. О моем учителе Рабаше"

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.2

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Тебя подводят к стенке…

И вот однажды после очередных поисков учителя, мы сидели с моим другом Хаимом Малка в его квартире, в Реховоте. Я пришел после работы, уставший и опустошенный – просто приволок себя.

Был холодный, дождливый зимний вечер, с сильными порывами ветра. Хаим предложил: "Давай заварим кофе, как обычно, и будем учиться". Но я ответил: "Нет, я уже больше не в состоянии".

Я помню то свое ощущение очень явно: все тщетно, идти некуда, зачем мне такая жизнь?!

Это чудо, когда человека подводят к такому состоянию и не дают ему сбежать. Казалось бы, надо встать, хлопнуть дверью и забыть все напрочь. Деньги у меня есть и не малые, работа есть, семья замечательная, езжай куда хочешь, путешествуй, живи в свое удовольствие. Но нет. Тебя подводят к стенке, просто прижимают к ней, и вдруг вкладывают в сердце последнюю надежду.

Только потом, через много лет, я понял, что это самые дорогие моменты жизни, когда ощущаешь полный тупик. Что это и называется молитвой.

И вот в этом безнадежном состоянии я говорю:

– Хаим, мы прямо сейчас едем искать учителя. – Из тумана, из полного бессилия выплыли эти слова. – Мы должны его найти сегодня! 

– Где найти? – спросил он. – Мы же с тобой везде были.

– Я слышал, что каббалу изучают в Бней-Браке[1].

И не то, чтобы я думал об этом когда-то. За все эти годы я заезжал в Бней-Брак всего один или два раза, не знал этого города. И вдруг сказал: "В Бней-Брак".

И Хаим тоже, практически не думал ни секунды, вдруг согласился: "Хорошо, давай съездим".

Мы сели в машину и поехали. Я помню, ливень заливал лобовое стекло, я ехал практически вслепую. Но не было даже мысли остановиться, переждать дождь, вернуться, нет, – ехать, и как можно быстрее.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

[1] Бней-Брак (ивр. ‏בְּנֵי בְּרַק‏‎) – город в Израиле, находится в Тель-Авивском округе. Большую часть города составляют религиозные жители.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.1

Книга "Всегда со мной. О моем учителе Рабаше"

My Way - Мой Путь…

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.1

Главный вопрос жизни

Я пришел к РАБАШу[1] уже уставшим от поисков, изголодавшимся по истине – тщетно искал ее всю жизнь.

"Зачем живу?" – этот вопрос измучил меня, иссушил буквально. Я помню себя еще ребенком, я лежу в высокой траве городского парка, смотрю на звезды и думаю с тоской и надеждой: "Может быть оттуда ко мне придет ответ? В чем смысл моей жизни, ну, в чем?!" Я еще и не начал жить, а тоска уже съедала меня. Тоска по неведомой, высокой, подлинной цели.

15

Шли годы, я пытался найти ответ в науке, вычитать в книгах, понять логически. Но ничего не получалось. Только хуже становилось. Все больше раскрывалась пустота и безнадежность всех моих усилий. В какой-то момент даже подумал, что так и умру, ничего не добившись.

Переехал в Израиль. Четыре года отработал в армии, ремонтировал электронику самолетов.

11

Затем ушел, открыл собственный бизнес, который приносил хорошие доходы, купил двухэтажную квартиру-пентхаус, пытался подражать богатым и знатным, думал – забудусь… 

Но, нет, не получалось, вставал ночью, выходил во двор и не мог сдержаться, сами наворачивались слезы. "Да, что же это такое?!" – думал и обращался к кому-то, неизвестно к кому: "Хотя бы направление дай, где искать?!"

В какой-то момент подумал – у религиозных. Увидел: ходят благостные, успокоенные – видимо, нашли смысл жизни. Поехал в Иерусалим, к известному русскоязычному раввину, тот рассказал полностью серьезно, что змей был на двух ногах – "Разве нет? Так написано!"

– Я должен в это верить? – спросил его.

– А как же, вот, посмотри, написано черным по белому, – ответил он.

Это сразу меня отпугнуло своей полной ненаучностью.

Встретился с Брановером, доктором физики, ставшим религиозным человеком, думал: физик, человек науки… – не пошло.

Три месяца проучился в Кфар Хабаде[2], с подростками изучал Талмуд[3], читал "Танию"[4]. Ушел.

За время этих "хождений" встретил товарища, который так же, как я, искал. Звали его Хаим Малка, мы подружились, начали встречаться каждый вечер и методично прорабатывать все книги. Хаим читал вслух, а я записывал, как на лекциях в университете. Так мы проштудировали много книг РАМАКа,[5] РАМХАЛя[6].

Но чувствовал – книги не помогают, больше того – и не помогут. Понял – самим не прорваться. Надо искать Учителя. Того, кто уже прошел этот путь. Сказано – сделано, – начали искать.

Встретились с Баба Сали[7], все говорили, что он каббалист. Он оказался простым, очень открытым человеком, рассказывал то, что видел, но объяснить это не мог.

Потом я натолкнулся на центр Берга[8]. Скупил там все книги, которые только были. Встретился с самим Бергом, даже взял у него несколько уроков, пока он не подключил к объяснению космос. Тут я понял: это уж точно не мое, терпеть не мог никакой мистики…

Попал в Иерусалим к Ицхаку Зильберману. Это был всеми признанный каббалист. Жил в Иерусалиме. Учил каббалу по Виленскому Гаону (АГРА)[9] И при этом был религиозный человек, которого все уважали, а не мистик Берг, которого терпеть не могли. Он мне сказал: "Мы с тобой живем среди верующих, поэтому должны изучать Талмуд. Он обеспечит нам защиту, чтобы мы могли учить каббалу. Ведь каббалу никто не любит".

Начал учиться у него. Он немножко давал основы каббалы по книге "Сафра дэ-Цниюта" АГРА. И тоже ничего не мог объяснить! Просто читал и всё. Меня это бесило: "Ну, а в чем же дело? – спрашивал я, – о чем это?" Тот отвечал: "Когда-нибудь мы об этом узнаем". Меня это "когда-нибудь" не устраивало. Мне нужны были ответы, а не обещания. Потом Зильберман приехал ко мне домой и увидел у меня на полках книги Бааль Сулама[10]. Он побелел, указал на них рукой и сказал: "Это лучше спусти в подвал, с глаз долой". Тут я и решил, что пора заканчивать с ним.

baal-sulam_01

Так я впервые защитил Бааль Сулама, хотя и не знал тогда, что с его именем, с его наследием свяжу всю свою последующую жизнь.

Продолжение следует...

Приобрести книгу можно на сайте.

 

[1] РАБАШ – р. Барух Шалом а-Леви Ашлаг (1907-1991), сын и ученик Бааль Сулама – величайшего каббалиста XX века.

[2] Кфар-Хабад (ивр. ‏כפר חב"ד‏‎) — религиозное поселение хасидов ХАБАДа в Израиле. ХАБАД – направление в хасидизме, также называется любавичским хасидизмом.

[3] Талмуд – (учение), свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гмару в их единстве.

[4] Тания (ивр. תניא) или Ликутэй Амарим (ивр. ליקוטי אמרים) – основополагающая книга ХАБАДа. 

[5] РАМАК – р. Моше Кордоверо (1522-1570) – известный каббалист, представитель цфатской школы каббалы, автор многих книг.

[6] РАМХАЛЬ – р. Моше Хаим Луцатто (1707-1747) – каббалист, автор десятков книг по каббале и по еврейской этике.

[7] Исраэль Абухацира (также был известен как Баба-Сали, что означает «молящийся отец», или «отец Исраэль»; 1889-1984) – каббалист, духовный лидер марокканских евреев, живущих в Марокко и Израиле.

[8] Центр каббалы Берга – основан в 1971 г. Создатель центра р. Ф. Берг – ученик р. Й. Брандвейна – одного из учеников Бааль Сулама.

[9] АГРА – (Виленский гаон) – р. Элияху бен Шломо Залман (1720-1797) – каббалист, выдающийся духовный авторитет.

[10] Бааль Сулам – р. Йегуда Ашлаг (1884-1954). Основоположник современной методики каббалы. Автор комментариев на сочинения АРИ. Имя «Бааль Сулам» получил после выхода в свет его комментария «Сулам» («лестница» – ивр.) на Книгу Зоар.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Книга "Всегда со мной. О моем учителе Рабаше"

Памяти Раба"ша

My Way - Мой Путь…

Книга "Всегда со мной. О моем учителе Рабаше"

Вышла в свет новая книга "Всегда со мной. О моем учителе Рабаше".

2019-02-16_kniga-o-rabashe

Из аннотации к книге:

"И вот, наконец-то выходит книга, которую все так ждали, без которой уже не сможет обойтись ни один человек, изучающий каббалу или только прикоснувшийся к ней.

В этой книге не просто воспоминания об Учителе. В ней – изложение практического духовного пути и одновременно интимный рассказ о великом каббалисте, о том, как выстраивались отношения и совместная учеба (а значит и вся жизнь)  Учителя и ученика. 

Глубочайшая связь и конфликты, помощь и отталкивание, преданность и протест – через подъемы и падения передавал Учитель мудрость каббалы своему ближайшему ученику, в котором увидел канал связи, последнее звено для передачи тайного знания от цепочки древних мудрецов современному человечеству.

Когда говорят, что книга читается на одном дыхании – это метафора.  Книга "Всегда со мной" просто входит вместе с дыханием, открывает поток кислорода, от которого физически трудно оторваться. Она выстроена на связи двух каббалистов, на связи нерушимой и вечной.  Энергию этой связи, энергию вечности вы вдохнете, читая эту книгу".

Приобрести книгу можно на сайте.

Количество экземпляров ограничено.

Духовная драматургия

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: За долгие годы занятий каббалой мы много раз проходили статьи Бааль Сулама и Рабаша. Самое интересное, что помня почти каждую строчку наизусть, ты понимаешь, что в результате ничего не знаешь. С одной стороны, это поражает, а с другой, пугает.

Ответ: Так происходит, потому что меняются наши возможности анализировать текст, включать его в себя. Поэтому каждый раз все кажется кардинально новым, на новом уровне. Это свойство каббалистических текстов  и тех, кто их читает.

Реплика: Рабаш не оканчивал литературный институт, не изучал правила написания статей, но изложил все очень четко, по правилам жанра.

Ответ: Для меня это не удивительно, поскольку человек, который ощущает внутренний смысл природы, ее законы и их течение, пишет в соответствии с этим. В нем уже существуют все законы логики, все точки переворота.

Точно так же драматургам кажется, что они выводят правила написания литературных произведений, а на самом деле они тоже действуют из своих внутренних желаний, может быть, еще не исправленных, но в чем-то все-таки уже развитых.

Постепенно мы поймем, что настоящая драматургия – в духовном. Именно постижение духовных свойств выведет литературу и любые выражения человеческих отношений на истинный уровень.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 02.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

О статьях Рабаша

Для кого предназначены статьи Рабаша

Читая каббалистический текст

Святой язык

каббалист Михаэль ЛайтманЧтобы понять уровень человека, мы приведем здесь изречение мудрецов о строфе "Послушаем всему заключение: пред Творцом трепещи и заповеди Его соблюдай, потому что в этом весь человек", весь мир сотворен лишь ради трепета пред Творцом.

И следует понять, что это такое "трепет пред Творцом". [Рабаш, "Шлавей Сулам", "Цель группы (1.1)"]

Вопрос: Почему Рабаш начинает именно с трепета? Почему это самое главное? Ведь для того, чтобы ощутить трепет перед Творцом, должно быть постепенное раскрытие Творца?

Ответ: Дело в том, что в лексиконе Рабаша, в его подходе и методике не было никакой постепенности. Ни в чем!

Когда я привел к нему 40 новых учеников, он через пару дней сказал мне: "Иди и объясни им, что они должны платить десятину за учебу". Но многие из них не работали и не были женаты, на что он бескомпромиссно заявил: "Должны работать! Если они не работают и не женаты, я их не приму, пусть уходят". Он был очень категоричен. 

Я должен был стоять намертво, убеждая его, что надо поступить иначе: это новое поколение, новые люди, у них другая ментальность, нерелигиозная среда, они в этом ничего не понимают. Для них жениться – все равно, что войти в тюрьму, работать – все равно, что пойти на каторгу. Такой переход будет для них невыносим. Они уйдут учиться в другое место. Поэтому надо подождать, дать им время на адаптацию.

И постепенно Рабаш согласился. Я горжусь тем, что мне удалось их отстоять. Все-таки они очень хотели продвигаться духовно и были готовы на все. Не прошло и двух месяцев, как все они переженились и устроились на работу.  

Таким образом, становится понятно, почему первая статья Рабаша имеет такое же резкое начало, как и его требования по отношению к своим ученикам.

Вопрос: Бааль Сулам в своих трудах еще больше расширяет внутреннюю работу человека. Он впервые адаптирует ее для широкой публики, вне зависимости от ментальности. Но наряду с этим использует различные термины и цитаты из Торы. Как ученики проникали через них?

Ответ: Проблема в том, что каббалисты не считаются с общепринятыми ассоциациями. Они полагают, что все понимают смысл употребляемых ими терминов. Тора для них – средство исправления души. Под любовью имеется в виду любовь к ближнему, что совершенно не соответствует лексикону обычного человека, выросшего на художественной литературе. Можете представить, как было тяжело ученикам Рабаша.

Я знаю это по себе! В принципе, я пришел в каббалу с небольшим знанием иврита, но, тем не менее, у меня все это путалось.

Вопрос: То есть Рабаш не хотел менять стиль языка? Например, сейчас мы стараемся передать каббалу на языке, понятном для простого среднего человека.

Ответ: Невозможно вместо устоявшихся терминов выдумать другие. Тора – это методика исправления человека, и подразумевает под применяемыми в ней словами  именно каббалистический смысл. А то, что сейчас люди стали употреблять их для своих цивильных объяснений, романов из светской жизни, ‒ этого раньше никогда не было.

Иврит назывался святым языком – "лашон а-кодеш". На нем говорили только о духовной работе: как изменяться человеку в подобие Творцу. Даже в Древней Иудее в обиходе употреблялся арамейский или древнегреческий язык, но не иврит.

В средние века, в изгнании, евреи стали говорить на ладино, идише, арабском и других языках. То есть иврит употреблялся только лишь для выяснения духовной работы.

Поэтому под всеми словами, которые мы используем в иврите, например, "трепет", "любовь", "приближение", "отторжение", имелись в виду духовные параметры, а не физические действия. Точно так же, как в мире музыки мы употребляем итальянские названия, или латинские наименования – в медицине.

Все термины иврита четко ассоциировались с духовными понятиями.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 26.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для кого предназначены статьи Рабаша

К дню памяти Рабаша

Определение терминов – ключ к изучению каббалы

Для кого предназначены статьи Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманМы собрались здесь, чтобы заложить основу строения группы для всех тех, кто заинтересован идти путем и методикой Бааль Сулама, которая… путь, позволяющий подниматься по ступеням человека, не оставаясь в категории животного… [Рабаш, "Шлавей Сулам", "Цель группы (1.1)"]

Первую статью о работе в группе Рабаш написал на папиросной бумаге, сидя со мной на скамейке в парке. А потом мы купили ему пишущую машинку, и целый день из его комнаты доносился ее стук. Чувствовалось, что он этим живет. Он все время строил в себе нужные фразы, внутренне переживая, как высказать ту или иную мысль. Во время написания статей это был совершенно другой человек.

Мы даже не представляем, какая глубина заложена в его работах. Я по сей день все еще снимаю с них только самый верхний слой.

Вопрос: Даже с той статьи, которую мы проходили раз 200?..

Ответ: Не имеет значения. В каббале нет деления информации для начинающих и для продвинутых каббалистов, потому что глубина текста зависит только лишь от читающего, постигающего его. В этих статьях он изложил практически все. Они предназначены для тех, кто хочет подняться от животного уровня развития к уровню Человека.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 26.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Статьи Рабаша

О статьях Рабаша

Звено цепи, без которого невозможно

Великие каббалисты нашего поколения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что особенного сделал Бааль Сулам кроме того, что адаптировал каббалу для нашего поколения?

Ответ: Бааль Сулам – великий каббалист первой половины XX века. Он обобщил всю лурианскую каббалу (каббалу Ари), привел ее в систему и изложил в "Учении Десяти Сфирот". Кроме того, он написал множество статей, несколько Введений к Книге Зоар и сделал из каббалы науку.

В своих статьях Бааль Сулам впервые обратился к обычным людям. А до него каббалисты писали только для постигающих Высший мир.

Он первым стал распространять каббалу, потому что с его времени и далее мир находится в духовном возвышении, хотя пока еще не раскрывает этого. Но это накапливающийся, постепенно аккумулирующийся процесс.

Более того, Бааль Сулам начал распространять каббалу не только евреям, а всему миру, где только можно, и  открыто писал об этом: "Рад я тому, что родился в таком поколении, в котором можно распространять каббалу, и получил указания свыше делать это". 

Старший сын Бааль Сулама, Рабаш, был великим каббалистом второй половины XX века и нашим Учителем. Поэтому наша организация называется "Бней Барух" ("Сыновья Баруха") по его имени. От него мы получили каббалистическую методику, по которой сейчас занимаемся.

Он написал три тома статей, где изложил всю духовную работу человека: как постичь высшие миры. Кроме того, сохранилось много его архивных записей, которые еще не изданы, и мы над ними работаем.

Из урока на русском языке, 23.07.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вклад великих каббалистов в развитие науки каббала

Великий дар Бааль Сулама будущим поколениям

Что внес в духовную систему Бааль Сулам

Честь называться "Сыновья Баруха"

каббалист Михаэль ЛайтманРав Барух Шалом Леви Ашлаг (Рабаш) – это наш источник, из которого мы получаем всю науку каббала. Вся она вытекает к нам из его уст.

Все его статьи, все объяснения, все его учение, полученное им от своего великого отца, Бааль Сулама, переходит к нам. Будем надеяться, что мы принимаем все это и реализуем правильно, в честь этой великой души.

Разумеется, что в духовном мире не бывает смерти, и поэтому мы и сегодня управляемся той же силой, которая называется Рабаш. Мы обязаны понимать это, чувствовать и не отрываться от всего оставленного им наследия. Наша обязанность перевести статьи Рабаша на все основные языки и распространить их по всему миру.

Нам нужно как можно точнее и тщательнее выполнять все его советы и рекомендации и видеть в нем своего Учителя и духовного отца. От этого зависит все, чего мы можем достичь в духовном мире, в вечности, при своей жизни в этом мире и не только в нем.

Ведь лестница ступеней и душ не изменяется, и поэтому мы все зависим от него. Рабаш – это тот источник, из которого мы получаем жизнь, благодаря своей связи с ним и между собой. Поэтому наша организация названа в его честь "Бней Барух" (Сыновья Баруха). 

Мы действительно его сыновья и будем достойны этой чести!

Бааль Сулам пишет в статье "Предисловие к книге Паним Меирот у Масбирот" (п. 8): Пойми, насколько мы должны быть благодарны нашим учителям, передающим нам свои духовные света и души для наслаждения наших душ, стоящих на распутье между путём тяжких страданий и путём Торы. Они спасают нас от ада, который страшнее смерти.

Они приучают нас добиваться небесного наслаждения, помогают подняться на высоту изысканную и утончённую, которая является нашим уделом, готовым и ожидающим нас с самого начала. И уже сказано мудрецами: "Нет поколения, в котором не было бы Авраама, Ицхака и Якова".

Это значит, что именно каббалисты являются  источником духовной жизни, через который к нам приходит изобилие от Творца, проливаясь в наш мир как свет исправления и свет наполнения. Свет проходит от Адама и дальше через всю цепочку каббалистов, а мы уже получаем его от Рабаша. Поэтому, насколько же "мы должны быть благодарны нашим учителям, передающим нам свои духовные света"…

Из урока на тему "Ко дню памяти Рабаша", 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

К дню памяти Рабаша

Наследники Рабаша

Памяти Раба"ша

К дню памяти Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманБарух Шалом Леви Ашлаг (Рабаш) был самым близким к нам звеном из цепочки великих каббалистов, через которую высшая сила раскрывается миру и передает нам Тору.

Он является нашей высшей ступенью и единственным духовным парцуфом, от которого мы зависим, и поэтому наша учеба в основном построена на его статьях. Рабаш все сделал для того, чтобы подготовить фундамент для будущего поколения, которое придет.

Хотя это было непросто, но он нашел в себе силы полностью отменить себя перед своим великим отцом и учителем, Бааль Суламом, совершенно не делая расчет на самого себя. И благодаря этому, он постиг все духовные ступени. Мы еще увидим из его произведений, насколько высоко он поднялся. Его произведения написаны в  очень теплом стиле, с большой заботой о читателе, об ученике.

У него было очень широкое, горячее сердце, полное любви. Но если мы способны постичь, на какой глубине написаны его произведения, то увидим, что он находится в состояниях ГА"Р мира Ацилут и даже еще выше, что невозможно себе представить. 

Рабаш проложил нам путь, написав статьи и установив обычаи, которые мы стараемся сохранять. Он дал нам форму, в которой должна существовать каббалистическая группа, и так мы и продолжаем. 

Бааль Сулам был словно АРИ, создав методику духовного восхождения, а Рабаш довел ее до практической реализации, и в этом он был похож на Бааль Шем Това. Ни в одном другом каббалистическом произведении я не видел такого подробного описания порядка духовной работы: того, как человек должен организовать себя в своем ближайшем окружении, более широком, в системе миров и в отношениях с Творцом.

Все эти системы, которые человек должен пройти для того, чтобы достичь слияния с высшей силой, нигде больше не объясняются в такой систематизированной форме, как в статьях Рабаша. Человек может взять эти статьи и по ним идти, ведь они будут строить в нем правильное отношение и правильные понятия.

Других таких книг не существует. В статьях Рабаша мы получаем не просто комментарии, а точные указания о том, что нужно делать, какую реакцию ожидать получить, и как продвигаться дальше. Он объясняет нам весь процесс, который мы должны выполнить, реакцию, получаемую на него и внутренние состояния, проходимые нашей душой.

Я много раз читал эти статьи и, конечно, буду продолжать их читать, и могу засвидетельствовать, что они скрытые, а не раскрытые. Через несколько лет изучения вы начнете раскрывать в них огромную глубину.

Вы вдруг увидите, что Рабаш пишет о таком, что вы прежде не замечали, не понимали, не чувствовали. Эти статьи не простые, а очень многослойные, раскрывающиеся в зависимости от готовности читателя. Они оказывают такую поддержку и помощь начинающим в духовном пути, которую не получить даже из произведений Бааль Сулама.

Бааль Сулам – это каббалист величайшей высоты, ученый, исследователь, а Рабаш – это духовный наставник: мягкий, любящий, который берет тебя за руку и проводит через все состояния. Только когда мы вырастем в духовном, мы сможем оценить всю его значимость.

Из урока на тему "День памяти Рабаша", 06.10.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Памяти моего Учителя

О статьях Рабаша

Высшее предназначение определяет всё

Статьи Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш – это особая душа, которая в своих статьях раскрыла человечеству всю методику вхождения человека в Высший мир.

Помню, что я даже сказал ему об этом. Это было в начале моей учебы. Он поинтересовался моим мнением о его статьях, и я, углубленно ощущая их, ответил: "Вы делаете совершенно новое, чего в мире никогда не было". 

Рабаш понял суть этого огромного предприятия – взаимоотношений в группе, что видно также и по его маленьким заметкам, изданным в третьем томе его трудов. Они были написаны еще до того, как я нашел Рабаша, и в кратком виде предваряют статьи, которые он написал после того, как я привел к нему учеников, и он начал излагать все в систематическом виде.

Читая его заметки, которые, в принципе, он написал для себя, я чувствую его больше.

У Бааль Сулама этого нет. Он слишком высокий. Даже когда он пишет для себя или изливает свое сердце ученикам, его слог идет с такой высоты, как будто ты стоишь под небесами. Его любовь закована в железо. А Рабаш – гораздо ближе, у него очень мягкое сердце.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 31.10.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

К дню памяти Рабаша

Человек, открывший путь к освобождению

День памяти Бааль Сулама

Мой первый Песах у Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманПесах – это самый каббалистический праздник. Все, что написано о нем, говорит о личной духовной работе человека. И я это ощутил.

Через два месяца после того, как я нашел своего Учителя Рабаша, наступил Песах. Я впервые увидел, как серьезные мужчины, которые прошли этот праздник по 50-60 раз за жизнь или больше, были взволнованы подготовкой к празднику.

Их внутреннее волнение передалось мне. Я был среди этих столпов, половина из которых учились еще у Бааль Сулама, такой маленький, начинающий, ничего не понимающий. И я хотел как-то услужить.

Поэтому я сразу же стал расспрашивать, чем можно помочь. Они сказали, что у них не все в порядке с печкой для изготовления мацы, а она для них – самое главное. Я привез большой компрессор, подключил к печке, продул все горелки и потом прочистил железной щеткой. Они потом зажгли ее и остались очень довольны.

Но этого было мало, потому что кирпичи, на которых выпекали мацу, со временем стали непригодны к использованию. Я вызвал специалиста с завода из-под Хайфы, где были печи высотой с 10-этажный дом. Он посоветовал найти хорошие камни. Я сделал все, что мог, нашел, отремонтировал дверцы и все прочее. 

А потом я обнаружил, что, несмотря на то, что я понимал законы Песаха, у них были особые законы – огромное количество дополнений, ограничений, очень больших условностей. Это поразило меня. "Так надо - и всё!" О них обычно не спрашивают и выполняют.

Все это исходит из того, что Песах олицетворяет выход человека из эгоизма. Причем, абсолютный выход: отрыв и подъем! Оторвался и улетел в другой мир. Поэтому все законы построены на очень жестких условиях. Мне пришлось это все выспрашивать и выяснять.

Они не хотели мне говорить, чтобы я не усложнял свою жизнь дома. Они мне сразу сказали, что новенькие всегда берут слишком много на себя и потом "прогорают" на этом.

Но я все-таки разузнал все эти законы. Конечно, дома я себя так не вел, это было невозможно – с женой и маленькими детьми, в Реховоте. Тем более, что все праздники я намеревался провести в Бней Браке с учениками Рабаша. У меня было желание прочувствовать все самому, ведь они выполняли указания Бааль Сулама, а он придерживался очень больших ограничений.

Меня пригласил на обед мой Учитель, рав Барух Шалом Ашлаг, и я увидел, как у него проводится Песах. После каждой трапезы он выбрасывал тарелку, ложку, вилку в ведро. Все это оставалось там до конца Песаха и не мылось, поскольку, если бы крупица мацы попала в воду, то получилось бы квасное (хамец). Поэтому посуду мыли только после праздника и убирали до следующего года.

Во время трапезы Рабаш посадил меня напротив, но всё, что было вокруг меня, я ощущал как запретную зону – своеобразный забор. Посуда после меня тоже складывалась в отдельное ведро. Но я против этого ничего не имел, я понимал, что это закон.

Таким было мое знакомство с Песахом. Правда, я "переснял" все их обычаи, и мы пользовались этим.

Перед Песахом было очень много работы. Тогда у меня единственного была машина, и мы с Рабашем ездили на рынок покупать кофе к Песаху, тарелки и прочее.

Кроме того, он весь год собирал и откладывал деньги на Песах, и перед праздником ездил по разным местам и смотрел, что ему надо купить: кастрюли, ведра, тарелки, стаканы, причем очень простые. Он очень любил нержавейку и стекло, потому что они чистые, и не признавал никакого пластика.

Причем мясорубки, которые покупались для мяса и для рыбы, тоже должны были быть без пластика. А в наше время очень трудно найти мясорубки без пластиковой шайбы. Поэтому мне приходилось их разбирать и вытачивать где-то такие же шайбы или прокладки из металла: свинца, бронзы и т.д.

Вопрос: У Вас не было ощущения, что это какие-то причуды?

Ответ: Нет, я просто знал, что в нашем мире – это ветви из духовных корней, которые относятся к эгоистическому желанию. Поэтому они полностью отрубаются, и их не используют на Песах, а если и применяют, то в ограниченном виде. Допустим, дерево можно использовать, но нельзя в нем варить, потому что оно впитывает в себя все, что варится.

В общем, существуют тысячи всевозможных ограничений. Например, яйца надо было отваривать заранее на весь праздник, не употреблялись ни помидоры, ни огурцы, ни чеснок. Короче говоря, кроме мяса и картошки, практически ничего не было.

Разрешалось употреблять соль только лишь из Мертвого моря. Перец – натуральный, мы его делали сами. Кофе мы покупали зеленый, который сначала сортировали, потом обжаривали, мололи и после этого употребляли. Во время сортировки проверяли все зерна, не было ли на них следа от червячка. Это очень тяжкий труд.

Вопрос: Рабаш видел, как вам было тяжело перебирать кофе?

Ответ: Да. Однажды, увидев, что я уже не в состоянии продолжать, он взял зернышко и сказал: "Я сижу и проверяю зерна, потому что хочу, чтобы это зернышко было чистым и хорошим, и кофе из него мог выпить мой Учитель". Это, конечно, очень жесткое учение!

Но я не был способен этим долго заниматься! Через минуту после того, как прошло потрясение от его слов, я снова не мог заставить себя продолжать! Это неземные препятствия.

Если бы взять человека со стороны или меня, особенно в те годы, когда я только приехал в страну, и сказать: "Перебирай кофе и ты получишь за это деньги", – я бы делал это правильно и хорошо. А здесь – за то, чтобы услужить своему Учителю, которого я считал великим, и именно потому было так трудно.

Реплика: При этом Песах – глубоко внутренний праздник: отрыв от эгоизма.

Ответ: Дело в том, что все это надо чувствовать. Тогда я был молодым. И даже на второй и на третий год это все еще не настолько входит в человека. Он сопротивляется, не хочет слышать и понимать, хотя ему об этом и говорят.

Так проходит много лет, пока ты начинаешь внимать этому под влиянием света. В течение долгого времени маленькие порции света воздействуют на тебя, и ты постепенно начинаешь все осознавать.

А с начинающего спрашивать невозможно. В самом начале, когда он еще воодушевлен, он может сидеть за этим занятием с утра до вечера. Но я был не таким. Я был с самого начала очень жестким, эгоистичным, с большим сопротивлением.

Реплика: Но это все-таки внутренний праздник, – и столько усилий на внешнее соответствие! Казалось бы, очисть место, думай и работай со своим эгоизмом!

Ответ: Нет. Когда ты выполняешь все эти действия, то ты ощущаешь, насколько они противны тебе, насколько они против твоего эгоизма.

Песах – это олицетворение первой особой стадии: подъема над эгоизмом, с чего начинается все духовное восхождение. Человек это чувствует. В то время как если он накладывает тфилин, надевает талит и выполняет прочие физические заповеди в нашем мире,  то ничего не чувствует. Это слишком высокий свет, высокая ступень.

А здесь, когда ты четко знаешь, что это получение, это отдача, тут можно где-то понять, что-то почувствовать. Это очень ощущается, потому что в каждом своем действии ты выполняешь очень простую операцию: отделяешь эгоизм от себя.

И поэтому, насколько четко ты хочешь выполнять всё, настолько ты действительно желаешь отделить от себя эгоизм. Ты накладываешь на земные действия духовное намерение. Хотя оно не имеет отношения к земным действиям, но ты его прикладываешь. Такое действие является олицетворением, знаком духовного намерения. Поэтому оно так важно и так близко нам.  

Реплика: У меня такое ощущение, что на уроках вы пропускаете материал Песаха через себя! Вы даже не даете нам говорить между собой, чтобы мы читали и пропускали его через себя.

Ответ: Во-первых, не хватает времени. Во-вторых, это просто надо усваивать. Надо глотать, даже не прожевывая. И поэтому я спешу.

Вопрос: Когда наступают семь голодных лет? Когда в человеке возникает крик: "Спаси и выведи!"?

Ответ: Тогда, когда он чувствует, что его работа над собой бесполезна. Но она не бесполезна, ведь именно она привела его к осознанию безуспешности своих усилий, когда он по-настоящему нуждается через группу в Творце. Но это всё надо показать!

Причем самое главное – увязать всю цепочку от Адама: каким образом происходит работа над эгоизмом, как он видоизменяется, какие метаморфозы он проходит и каким образом, где начинается Песах и где он заканчивается, и что после него.

То есть стадия "Песах" – это отрыв от земли и уход в высшее измерение. Это ступень перехода в духовный мир, который человек совершает, живя здесь, вместе с нами, на этой земле. И потому это так важно.

Вопрос: Вы ощущали внутреннюю работу Рабаша?

Ответ: В очень страшном виде, в очень большом внутреннем напряжении.

Мы уже не ездили ни на море, ни в парк, никуда, – у нас была только одна задача: как откашировать посуду. Для этого мы выезжали на море, я заходил в воду, хотя было очень холодно (иногда в Песах чуть ли не выпадал снег) и окунал посуду. Рабаш не очень-то доверял микве. Он говорил: "На море – нет никаких вопросов". Море – это абсолютно подготовленная вода для традиционного окунания посуды.

Вопрос: Для чего надо так кашировать посуду?

Ответ: Вода олицетворяет собой свет Хасадим, который очищает любые келим/сосуды. А мы окунаем в воду келим, то есть то, с чего едим и чем едим. Окунание олицетворяет собой очищение их от эгоизма.

Вопрос: Был ли у Рабаша страх съесть в Песах что-то не то?

Ответ: Когда я пришел к нему, среди них было трое стариков с очень плохими зубными протезами: сам Рабаш, его младший брат Моше и Илель Гельбштейн, у которого я занимался первые месяцы. Я предложил им: "Давайте я сделаю вам новые протезы". Они так обрадовались: к Песаху совершенно новые зубы.

Тогда Рабаш рассказал мне, как он потерял зубы еще в молодом возрасте. Это случилось на Песах. В субботу принято есть рыбу, поэтому в пятницу Рабаш со своим учеником, американцем Краковским, поехали из Иерусалима в Иерихон, где можно было купить ее.

Приехав туда, они купили рыбу, а когда собрались возвращаться, оказалось, что у них сломалась машина, и они были вынуждены остаться на субботу у арабов в каком-то караван-сарае.

В Иерусалиме пошли страшные слухи: "Где они?! Что с ними?! Пропала такая семья! Рав и его ученики!". А они сидели в Иерихоне и не могли ни выбраться, ни позвонить, ведь это были очень далекие годы, где-то 1935-й год.

Они остались без еды. Песах. Нечего кушать. В углу стояли мешки с лимонами. И это единственное, что можно было есть.

Рабаш рассказывал: "Я ел лимоны, и они казались мне сладкими". После этого у него стали болеть зубы, трескаться эмаль. Настолько силен запрет взять в рот что-то некошерное! Причем была суббота, когда ты ограничен абсолютно всем: не можешь ничего сорвать с дерева, не можешь ничего сделать.

Это Рабаш рассказал мне тогда, когда я ему сделал протез.

На Песах они привозили соль с Мертвого моря. Тогда другой соли вообще не было. Там есть специальная гора, с которой можно было брать относительно чистую соль.

Реплика: Вы рассказывали, что иногда, глядя на Рабаша, вы ощущали, что он проходил страшные состояния.

Ответ: Он был очень скрытным, поэтому практически ничего нельзя было увидеть. Я-то знал его уже много лет, но все равно невозможно определить духовные состояния человека.

Земные состояния мы чувствуем, потому что сами находимся в них. Поэтому по аналогии можно узнать и почувствовать, в каком состоянии находится человек. А духовные состояния – никак.

Вопрос: Что значит Песах для человека?

Ответ: Это личное дело человека.

Но Песах, который справляем мы, желающие оторваться от земного эгоизма и начать работать в духовном мире, является первой системой связи между нами и Творцом.

Мы хотим ощутить Высший мир, его действия, свойства, его воздействия на нас, его реакции на наше воздействие, то есть всю систему мироздания: Творца – с одной стороны, и нас через эту систему – с другой стороны. Песах – значит переход, когда мы выходим (пасах) из отключенного от Творца состояния в осознанное, контактное состояние с Ним.

Вопрос: Выходит, что все свое мы оставляем в стороне: разум, логику и пр.?

Ответ: Это получается естественно под воздействием света. Тут не надо лукаво мудрить. Просто свет воздействует на человека, и человек становится другим.

Вопрос: Тогда, что во мне это желание выйти в Высший мир? Что во мне этот крик, сам выход?

Ответ: Это данность, которая предоставляется человеку, когда он с помощью своих внутренних сил и средств работает над собой и поднимается.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.04.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хлеб с 0% Малхут

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Чистый дом и чистое сердце

Страница 12 из 19« Первая...1011121314...Последняя »