И вскоре я снова убедился, насколько не знаю его. Мы выехали из Тверии рано, торопились вовремя приехать на урок, ребята ждали в Бней-Браке. И, вероятно, я свернул не туда, разговорились с Ребе.
Смотрю на дорогу, вижу новые названия, удивляюсь, но еду. И вдруг открывается нам целый арабский город, с улицами, магазинами… и арабами.
Одни арабы вокруг. А время было неспокойное, готовилась интифада. И вот появляемся мы в их городе, двое, бородатые, в черных халатах, шляпах, короче, все, как положено.
И я вижу, как они все вдруг оборачиваются на нас, останавливаются и начинают пальцами на нас показывать. Кто-то уже бежит за машиной, кто-то параллельно машине, и я понимаю, что сейчас им ничего не стоит остановить нас, затащить куда-то в переулок и прикончить или прямо здесь забросать камнями.
Я знал, что такое может произойти запросто, я служил в Шхеме [1], когда был в армии. Мы без оружия туда не решались заходить. Далее...
И я уже слышу, они что-то кричат друг другу, и взгляд у них такой, животный… И тут мысль: "Ребе со мной, что делать?!"
Я смотрю на него. И вижу, он – спокоен. Ни капли волнения на лице. И он еще говорит мне:
– Интересное место, я здесь никогда не был. Не торопись. Езжай спокойно.
И я сбавляю газ, как по команде. А они бегут рядом…
Но Ребе передает мне такое спокойствие, он их, как будто и не видит. Но я-то их вижу! Вижу, как впереди собирается толпа. И понимаю, что нас сейчас будут останавливать… Что делать?
И вдруг из-за поворота выворачивает автобус, и, оказывается, это наш автобус, компании "Эгед" [2]. Я тут же "приклеиваюсь" к нему. Он петляет – я тоже, он поднимается в горку – я за ним… Так мы и выезжаем из города.
И вот, когда мы выехали, я остановил машину, откинулся на сиденье и закурил. Меня трясло, руки дрожали. И я честно сказал:
– Ребе, я испугался!
– А я нет, – говорит Ребе.
– Как нет?! – спрашиваю.
– А я был уверен, что ничего не случится, – говорит он.
Как такое может быть? Я смотрю на Ребе, он спокоен, даже улыбается.
– Ну, представь себе, что они думали, когда нас видели? – говорит он.
– Что надо нас прикончить! – говорю.
– Нет, они думали, если к ним заехали двое таких, как мы, значит, они едут по делу, может быть поговорить с каким-то нашим мудрецом, может, их пригласил наш имам [3], – он говорит серьезно, кивает мне, – да-да.
Потом я понял, что он ничего такого не думал, он так меня успокоил. Просто отношение к страху у него было другое абсолютно.
Когда есть связь с Творцом, у тебя нет страха. Я видел на РАБАШе, как это работает. Как он сразу же связывал все происходящее с Творцом, с собой, со всем миром так, чтобы не было различия. И в этом единении проходили все сомнения и страхи. Когда все исходит из Творца. Когда понимаешь, что причина всему происходящему – привести тебя к слиянию с Ним, тогда о каком страхе речь?
Вот тогда, в машине, РАБАШ достал свою синюю тетрадку "Шамати" и безошибочно открыл ее на нужной странице. Это была запись "Когда страх овладевает человеком". И я уже не в первый раз прочитал сказанное Бааль Суламом: "Когда к человеку приходит страх, он должен знать, что единственной причиной тому является сам Творец…" [4]
Так жил РАБАШ. Не в страхе – в трепете перед Творцом. И я не уставал удивляться тому, что связь эта может быть постоянной. Я хотел жить так же.
[1] Шхем (ивр. שְׁכֶם) – в русской традиции Сихе́м. Город на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии.
[2] Автобусный кооператив «Эгед» (ивр. אגד) — самая крупная автобусная компания в Израиле.
[3] Имам – высокий духовный титул в исламе.
[4] «Шамати» (Услышанное), 2012 год, стр. 138, статья 206.