Быть счастливым - самое заветное желание человека. Как найти счастье в повседневной жизни?
Быть счастливым - самое заветное желание человека. Как найти счастье в повседневной жизни?
У ребенка есть стремление к познанию, которого не хватает взрослому человеку. И взрослый живет по инерции. Он хочет получать немножко наслаждений в каждый момент и не более того.
Вопрос: Если можно, я прошу вас встать на место Творца – что бы вы ответили детям? Пишет Олег, 4-й класс: "Зачем Ты сделал человека главным на земле?"
Ответ: Это проблема. Я сделал человека умным и дал ему возможность исправляться. А то, что он не хочет этого делать и остается глупым, то мне нечего делать, я соглашаюсь и молчу, и жду.
Реплика: Разум дан человеку, мы опущены на эту землю. Земля прекрасная на самом деле, природа и всё, а мы ее гадим.
Ответ: Да.
Вопрос: Мы всё-таки ошибка или не ошибка?
Ответ: Природы?
Реплика: Создателя, скажем так. 🙂
Ответ: Создателя. Я думаю, что мы – не ошибка, но почувствуем это только тогда, когда начнем исправляться. А пока мы не хотим.
Вопрос: Этот наш путь все-таки запрограммирован, – что когда-то произойдет переворот к исправлению?
Ответ: Да. Я не сомневаюсь, что он должен произойти довольно скоро.
Вопрос: Это что будет: удар, мысль, которая придет? Это вдруг будет открытие другого разума?
Ответ: Это изнутри нас мы начнем чувствовать, каким должен быть другой мир, новый мир, Высший мир.
Вопрос: И захотим к нему прийти?
Ответ: Да. Обязательно!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.11.2024
Реплика: Мир охватила эпидемия страха. У людей исчезает доверие, они перестают слушать друг друга. В итоге ими движет не алчность, как раньше, когда хотим чего-то достичь, а страх, имеющий реальные причины. Как от него избавиться? Ведь мы активно движемся к тупику.
Ответ: Я считаю, что это очень хорошо. Это не тупик. Когда приближаешься к тупику, вдруг видишь, что в нем – дверь, и она ведет в следующий мир.
Когда-то это перекрывалось верой. Человек верил в различных божков – неважно во что – и ему было легче. Сегодня эта вера пропадает, ее не поддерживают, и поэтому человек не может компенсировать страхи, тревоги, различные проблемные ощущения. Он не может соотнести их с высшим желанием, управлением, с высшей властью, все падает на него. Ему тяжело!
Страх блокирует человека. Он хочет закрыть глаза, залезть под одеяло как маленький ребенок, как будто ничего нет.
Вопрос: Как же ему вылезти оттуда?
Ответ: Его надо просвещать. Но не механическими игрушками, как пытаются это сделать ученые.
Реплика: Ученые пока задают вопросы.
Ответ: Вопросы - это хорошо. Но это же связано со смыслом жизни. Такие вопросы уже находятся выше нашего понимания. Как мы существуем? Для чего? В чем заключается жизнь? Как она начинается, и как заканчивается? В чем смысл существования самой природы?
Но просто так соотносить все с Богом… Современного человека это не успокаивает. Это было хорошо до периода просвещения, а с XVII-XVIII века и далее такой подход уже не работает.
Человек все равно будет вынужден увидеть, что перед ним вопрос о смысле бытия: для чего оно, зачем оно, в чем его смысл?
Страх находится в основе нашей жизни, потому что если бы не страх, зачем жить. Зачем мне все это?
Прокрутите перед человеком всю его предстоящую жизнь, – а она уже существует, ничего другого нет, – и он не захотел бы жить.
Если он увидит, что он проходит, и все это для того, чтобы чем-то насладиться и сразу же впасть в депрессию или в страдания, и еще тяжело работать. Две недели в году у него отпуск, если еще проведет его хорошо. Дети, которые потом садятся ему на голову, жена, не дающая ему развлечься. Любимая футбольная команда, которая проигрывает. Рыбалка, которой уже нет, потому что нет вообще этих мест. И так всё-всё…
Еще в древних источниках сказано, что если бы человек видел свою жизнь наперед, то естественно он не захотел бы родиться и существовать.
Мы забываемся, поэтому вся наша жизнь построена на забытье. Посмотрите, что мы сегодня делаем с нашей жизнью! Мы пытаемся забить себя, все время больше и больше, еще и еще. И реклама, и конкуренция… Для чего?
Ведь если оставить человека наедине со своими мыслями, он или станет террористом, убийцей или убьет себя, или станет употреблять наркотики, что то же самое.
Вопрос: Но говорят, что у человека должна быть цель, стремясь к которой он может преодолеть любые трудности. Какая цель является правильной для человека?
Ответ: Этот вопрос нельзя возбуждать в людях. Для этого надо сначала хорошо подготовиться. Так и сказано: "Если вы ставите перед слепым препятствие, то этим вы совершаете ужасное преступление". Если положить перед слепым камень или дерево, он споткнется, упадет. Как это можно? А люди – все слепые. Как говорить с ними о смысле жизни?
У них нет на это ответа, они только будут входить в депрессию. Поэтому, постепенно раскрывая вопрос о смысле жизни, вы должны заранее знать, как одновременно с этим обеспечить их правильным ответом, который они примут и он будет для них желателен. Тогда они увидят, что для них расширяются радостные горизонты, а не темные.
Реплика: Получается, что с рождения надо понемногу подмешивать в общение воспитание.
Ответ: Это и есть воспитание. А все остальное – наполнение человека совершенно ненужными сведениями.
Вопрос: Как взрослому человеку, который прожил жизнь, прийти к вопросу о смысле жизни?
Ответ: Если он прожил жизнь, нечего уже приходить.
Если же он в течение этой жизни получает откуда-то информацию о ее смысле и начинает менять свою жизнь в соответствии с обретаемым смыслом, то тогда он поднимается на другую ступень существования. Он становится человеком в той мере, в которой может ответить на вопрос о смысле его жизни.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"
Реплика: Рыба спрашивает у Бога: "Господи, ты можешь сделать так, чтобы океан стал меньше?". "Почему?" – удивляется Бог. "Потому что я не умею плавать". Бог отвечает: "Научись плавать, тогда океан покажется тебе меньшим".
Скажите, мы живем в этом мире, ропщем на жизнь, мы, в принципе, не умеем плавать в этом океане жизни. Как научиться плавать?
Ответ: У нас к этому нет никаких способностей. Мы созданы в эгоизме. Мы можем наговаривать друг на друга, но никогда не будем думать о другом хорошо. И поэтому прийти к состоянию, когда человек человеку друг, товарищ и брат, – это, в общем-то, фантастика.
Вопрос: Тогда скажите, почему Творец наполнил этот "аквариум", запустил нас, как рыбок, в этот "аквариум" и не научил плавать?
Ответ: Он предоставил нам возможность научиться самим.
Вопрос: Что это дает мне?
Ответ: Это дает нам возможность самим быть создателем своей жизни.
Вопрос: То есть я, в принципе, человек, и "с плавниками", и "с жабрами", со всеми делами готов к этой воде, но плавать не умею?
Ответ: Да.
Вопрос: И должен развить все эти "жабры, плавники"?
Ответ: Да.
Вопрос: Как, в какой момент мы это понимаем?
Ответ: Мы это сможем понять, когда у нас не будет другого выхода. Или становиться в шеренгу и вперед к обрыву, или плавать.
Вопрос: То есть нас должны подвести к вот этому тупику?
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, а как нам правильно воспринять этот океан жизни?
Ответ: Он открыт перед нами. Только все зависит от того, как мы относимся друг к другу. А это пока проблема. Мне все время кажется, что если другим будет хорошо, мне будет хуже.
Ну как можно убедить человека, что хуже тебе не будет? Наоборот, давай исправимся так, чтобы всем было хорошо и тебе со всеми, и всем с тобой. На это люди не согласны.
Вопрос: То есть даже здесь рыбка просит у Бога: "Меньше сделай океан". Она не говорит: "Дай мне возможность, научи меня плавать".
То есть мы не говорим: "Научи нас плавать в этом океане"? Мы не просим это у Творца или просим всё-таки?
Ответ: Нет.
Вопрос: Мы говорим, чтобы океан стал другим?
Ответ: Да.
Вопрос: Это тоже заложено в нас?
Ответ: Конечно, заложено в нас! Мы не можем себя изменить. Наш эгоизм – он по-настоящему противоположен природе.
Вопрос: Что значит в духовном смысле научиться плавать?
Ответ: В духовном смысле "научиться плавать" – это значит ощущать вокруг себя море любви Творца и уметь все время быть в нем.
Вопрос: В этой любви?
Ответ: Да. И когда мы в итоге научимся немножко перебирать руками-ногами, то мы и начнем понимать, что мы умеем плавать.
А по-настоящему научиться плавать мы можем тогда, когда мы будем только лишь обращаться к Творцу. Потому что и море, и океан, и волны, и небо, и земля, всё это – Он. И надо нам просто научиться быть в Нем. А быть в нем – это значит быть в свойстве отдачи, любви, связи со всеми. Это и значит научиться плавать.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.10.2024
Вопрос: Что такое деньги, устремление к цели? Как изменить привычки? Что по этому поводу думает каббала?
Ответ: Очень просто. Деньги – это покрытие. "Кесэф" – от слова "кисуф", покрытие, т.е. покрытие моих желаний.
Деньги – это не просто бумажки и не то, что лежит в банке. Если я могу свои желания, стремления к тому, чего мне хочется, покрыть экраном, то считается, что я плачу за свои желания и могу с помощью этого покрытия подняться выше них, с желания получать в желание отдавать, и тогда обрести любые, какие угодно, в мере своего желания, наполнения.
Вопрос: С помощью денег я могу удовлетворить свои желания. А что означает покрыть свои желания экраном?
Ответ: Покрыть – это значит, что на самом деле желание удовлетворяется только его покрытием, то есть изменением намерения желания с себя на других.
Если мы желаем правильно зарабатывать, на самом деле жизнь зарабатывать, то тогда нам надо знать, что такое деньги, что такое покрытие, что такое изменение намерения, что такое экран, с помощью которого я покрываю свои эгоистические желания, обращаю их в альтруистические, и в этот альтруистический свет начинаю получать высшие наполнения. Это и есть богатство.
Вопрос: Мысли человека формируют его жизнь?
Ответ: В общем, да.
Вопрос: Что такое мысли? И как изменить ход мыслей, чтобы они сформировали и изменили жизнь к лучшему?
Ответ: Мысли человека формируют его жизнь – имеется в виду отношение человека к тому, кто он, что он, что вокруг него, для чего его предназначение и так далее. Все это называется его мыслями.
Он должен ответить на вопрос: "Для чего я существую, что со мной, как я закончу жизнь?" То есть он должен поставить свои вопросы сначала чисто в эгоистическом виде, а потом начинать отвечать на них. И понимать, что если он будет заниматься только удовлетворением своего эгоизма, то он так порционно и закончит. Ну и что дальше? Пока не умрет. Потому что наше физиологическое животное тело определяет нашу жизнь.
Если я хочу подняться на следующий уровень, чтобы существовать не в животном теле, а в духовном, для этого мне надо подняться и начинать существовать в совершенно иных ценностях. Чтобы не наполнять свое физическое тело и видеть в этом смысл жизни, а наполнять себя свойствами отдачи и любви, свойствами подобия Творцу. Тогда это уже совсем другая система ценностей.
Тут уже у человека возникает большая проблема. Он находится как будто в огромном поле, которое все предназначено ему, чтобы исследовать, для чего, зачем, как, оторваться от своих прошлых ценностей, от этих богатств, денег, представлений о счастье и эгоистической удаче, и начать совершенно по-другому позиционировать себя к своему существованию.
Вопрос: "Мы – рабы своих привычек. Измени свои привычки, и тогда изменится твоя жизнь". А на что их нужно изменить?
Ответ: Их надо изменить на какие-то духовные действия, духовные отношения. Я должен сначала изучить их, узнать, откуда они у меня есть, как они у меня возникнут, как я могу это сделать.
Вопрос: Что такое по-настоящему хорошие привычки человека?
Ответ: Хороших привычек нет. Хорошего в привычке быть не может. Привычка – она всегда плохая.
Хорошее может быть, только когда мы от одного положительного действия поднимаемся к еще большему положительному, а это не привычка, это вопреки нашим привычкам. Это большая работа в усилиях над собой.
Вопрос: Но при этом нам нужно иметь какую-то дальнюю цель, чтобы постоянно преодолевать свою привычку?
Ответ: Да. И кроме дальней цели еще надо иметь маленькое общество, в котором ты можешь это реализовать.
Реплика: "Главные препятствия в жизни – это сомнение в себе и страх. Наши сомнения парализуют нас".
Ответ: Наши сомнения и страх гонят нас вперед, и это очень хорошие свойства нашей природы. Если бы не сомнения и не страх, то мы бы никуда не двинулись. Мы зарылись бы в том, что есть, чтобы минимально чувствовать зло, хоть немножко почувствовать добро, чтобы только не возникли в нас сомнения и страхи.
Пускай возникают сомнения и страхи, и они будут гнать нас вперед, давить, толкать!
Если я нахожусь в правильном окружении, то все мои сомнения и страхи реализуются правильно в моем взаимоотношении с окружением, и я иду вместе с ним вперед. Ничего в природе не создано зря! Ни в коем случае нельзя ничего умалять, затушевывать, стирать!
Реплика: "Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге".
Ответ: У человека, который развивается, никакой ясности нет, он все время находится в смятениях и в их выяснениях. И как только выясняет что-то, сразу его наполняют новые смятения.
Человек, если он по-настоящему человек, все время находится в смятении и в выяснении, в смятении и выяснении. В нем проявляются всё большие и большие желания, сомнения, мысли. И он все время выясняет: "Как же я могу по-настоящему найти жизненную цель, для чего стоит существовать?".
Реплика: В одной из передач вы нарисовали систему координат, на которой человек движется по синусоиде от малого к большему разрыву, к цели. Я привела этот пример своей знакомой, и она сказала: "Так что, нужно упасть на дно, чтобы подняться?!"
Ответ: Да, конечно! И самые великие каббалисты перед Полным исправлением оказываются в самой низшей точке! Конечно!
Вопрос: Что поднимает человека с этой точки дна?
Ответ: Окружение и высший свет, который человек получает через него.
Реплика: И одна из последних цитат: "Найдите в себе мужество пойти против течения и разбогатеть".
Ответ: Имеется в виду пойти против эгоизма. Это можно сделать. Но имей в виду, что ты – слабак, что ты ничего не сможешь сделать! Не надо идти назло и против, если ты идешь один.
Ты обязан выстроить систему, которая поможет тебе достичь цели. Это должна быть система в группе своих единомышленников, перед которыми ясная цель, и они только вместе, сообща, постоянно всё больше и больше сдвигаясь между собой, достигают цели.
Реплика: В завершение: "Бедный, неудачный, несчастный и нездоровый – это тот, кто часто использует слово "завтра"".
Ответ: В общем, конечно. Мы не имеем права откладывать на завтра ничего.
Но не только же в этом заключаются наши проблемы. Слабость не только в том, что ты откладываешь на завтра. Слабость в том, что ты закрываешь глаза, не желаешь соединяться с другими.
Откладывать на завтра или нет? – Тут проблема ведь в чем? Все действия человека зависят от взаимодействия его с окружающими. Если у него правильное окружение, он не будет на завтра откладывать, он и сегодня не будет откладывать, а будет немедленно что-то делать. Его будет вынуждать окружающая среда.
То есть самое главное – это найти правильный контакт с правильной средой. Группа должна быть. И тогда он будет двигаться вперед. Группа определяет всё. Нашел группу – обрел счастье.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"
В известной притче рыба спрашивает у Бога: "Господи, ты можешь сделать так, чтобы океан стал меньше?"
Вопрос: Есть такая притча. Сильный ветер дул на дерево, гнул его и ломал. Дерево сказало ветру: "Ты меня сломаешь". Ветер ответил: "Нет, я сделаю тебя сильнее, твои корни укрепятся, и ты станешь еще мощнее после шторма".
Скажите, как нам понять, вот сейчас такая жизнь, что нас ломают именно для того, чтобы укрепить корни?
Ответ: Это надо осознать. Если мы говорим о том, что Творец добрый, делающий добро, то у нас нет иного выхода, кроме как осознать все Его действия как добрые, делающие добро.
Вопрос: То есть укрепляющие наши корни?
Ответ: Да. Мы прожили за свою историю такие перемены, такие изменения, что должны верить в то, что перед нами наступают особые, хорошие дни, которые мы должны принять с любовью.
Вопрос: А вы действительно считаете, что все, что происходило с нами, укрепило наши корни?
Ответ: Несомненно!
Вопрос: И с нашим народом, вообще с народами?
Ответ: Да, несомненно.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а если все-таки человек чувствует себя сломленным, он на коленях. Как встать с колен?
Ответ: Думать. Думать о том, кто я, что я, для чего я, кем я управляюсь, для чего я предназначен. И человек увидит, что все это готовит его к исправлению, настоящему исправлению. Когда он поднимается выше своей природы, и там его ждет Творец.
Вопрос: Мы сейчас говорили о дереве, которое укрепляет корни. Ветер, шторм, укрепляет корни дерева. А у человека что вы называете "корнями человека", которые укрепляются от всех страданий?
Ответ: Корнями человека я называю его связь с себе подобными.
А что же еще у него есть? Только это. И если эти корни будут правильно соединяться между собой, то тогда у нас будет действительно крепкое дерево.
Вопрос: То есть можно сказать, что мы как бы вышедшие из этого единого состояния должны к нему вернуться, но пройдя все страдания, ветры, штормы?
Ответ: Да. Ничего не сделаешь.
Вопрос: Такова задумка?
Ответ: Да, потому что иначе мы не смогли бы выяснить свою суть и Творца, и направить себя к Нему.
Реплика: Суммируя всё, вы говорите, что наши корни – это связь между нами, а цель – направить себя к Творцу.
Какими могут быть практические советы как укрепить корни?
Ответ: Это тяжело сказать. Человек должен думать о сути своей жизни: для чего она дана, что в ней интересного, особенного, кому он может принести спасение, исправление. Это все человек должен осознавать.
Вопрос: То есть это и есть наша тренировка?
Ответ: Да.
Вопрос: Мы так тренируем свои мышцы, вот этими мыслями: отчего я, для чего я живу и так далее?
Ответ: Да, и это постоянно.
Вопрос: И это ваш совет абсолютно любому человеку?
Ответ: Любому человеку. И непрерывно об этом думать.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.10.2024
Вопрос: Война началась 7 октября и после 7 октября в кардиологические отделения больниц стали приходить люди с больным сердцем. Но это не инфаркт, не закупорка сосудов. Это называется "синдром разбитого сердца". На иврите это звучит: "тисмун эт лев шавур".
Его симптомы похожи на инфаркт, но это не инфаркт. Изменяется форма сердца, функция сердца нарушается, оно не сокращается, а расширяется. Это следствие выброса в кровь адреналина при длительной скорби или стрессе.
Дальше идут предложения врачей, которые говорят, что нужно вести здоровый образ жизни, бег, меньше стрессов, уменьшить нагрузку на работе, хобби, отпуска и так далее. То есть для современного человека, который в беге, в стрессе, в поиске места в жизни, это не звучит.
Скажите, пожалуйста, как сегодня "не разбить" сердце при том, что вокруг происходит?
Ответ: Для этого надо знать, что все происходящее – это реакция природы на наше поведение. Так что мы тут мало чем можем помочь, если не будем действовать четко в соответствии законами природы.
Вопрос: А если я буду знать, что такое мое поведение, наши отношения друг с другом влияют на все эти стрессы и войны? Что с этого будет?
Ответ: Так я буду все-таки вести себя по-другому. Я буду избегать этих стрессов, я буду избегать быть в противоречии с другими. То есть я буду вести себя нормально, чтобы не было стычек.
Вопрос: Вот интересно, есть физическая боль: пытки, страдания, карцер, – и все равно человек выходит из тюрем, из этих пыток и живет, я не знаю, до 120-ти. Здоровый человек. А тут такой, душевный стресс – и всё, и жизнь заканчивается. Что это такое, почему это так?
Ответ: Потому что наш организм приспособлен к физическим страданиям, но к чувственным, нравственным он не приспособлен. Мы не можем это выносить.
Вопрос: Почему? Все-таки тело здоровое.
Ответ: А потому что это выше нашего природного образа жизни, нашего тела.
Вопрос: То есть нарушается какая-то высшая функция, а земная остается в порядке?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть я со здоровым телом, грубо говоря, ухожу?
Ответ: Люди существовали в таких условиях, что нам не вообразить.
Вопрос: А тут – раз! – и все. В нас существует какая-то высшая составляющая?
Ответ: Да. Жизнь можно пережить, если у тебя есть цель. Если ты можешь эту цель поднять выше страданий и ограничений, тогда ты можешь существовать.
Вопрос: То есть ухватился за этот дух и держишься, а тело может сдавать?
Ответ: Тело не будет сдавать, если ты держишься за эту силу выше жизни.
Вопрос: То есть вы это связываете?
Ответ: Конечно. Человек должен видеть впереди себя цель и ради чего он страдает.
Вопрос: Тогда и тело будет держаться?
Ответ: Да. Проблема в нас, в нашей жизни, что мы сегодня этой цели не видим.
Вопрос: Это касается и простой цели? Например, долгожители где-то живут, у них есть какая-то простая цель, они за нее держатся, и тело держится вместе с ними. Это касается и простой цели, не только высокой?
Ответ: Да. У него есть свои овцы, козы или собачка…
Реплика: Да, воздух, природа. И живет?
Ответ: Да.
Реплика: Сейчас очень много фильмов о старушках, стариках, которые доживают до 100 лет, живя где-то в лесу, в горах, неизвестно где. И думаешь, как они держатся? Держатся. И как-то так работают. Удивительно! И не надо ни больниц, ни врачей.
Ответ: Нет. Если она встает и знает, что ей обязательно надо сделать то-то и то-то, то все это перекрывается.
Вопрос: Даже себя накормить?
Ответ: Да.
Вопрос: Надо ли научиться все-таки чувствовать боль другого?
Ответ: Боль другого надо научиться чувствовать, потому что этим мы создаем вокруг себя положительное поле взаимного объединения. А оно необходимо для существования.
Вопрос: Можно ли найти смысл в душевных страданиях?
Ответ: В страданиях люди находят большие смыслы. Но страдание на самом деле должно привести человека к какому-то результату. Или он будет писать: литература, музыка и так далее. Там много на страдании основано. Он должен будет себя менять, свое отношение к миру, философию жизни своей и так далее.
Вопрос: И все это вы приписываете страданиям?
Ответ: Страдания – они движут человечеством.
Вопрос: Можно их принять?
Ответ: Основная масса людей принимают страдания, не могут противопоставить себя им. Но есть люди, которые подавляют страдания в себе и выходят на следующий уровень.
Вопрос: А мы приходим к корню страданий – почему они происходят?
Ответ: Корень страданий – он вообще очень глупый. Корень страданий – в неприятии страданий. В неприятии страданий, когда я считаю, что то, что я переживаю и страдаю, – это мне как бы не положено.
Вопрос: А если бы я принял, я бы не страдал?
Ответ: Тогда бы – да. Тогда бы я нормально свыкся с этим уровнем жизни.
Вопрос: Для чего мне даются все эти страдания?
Ответ: Это мне дается для того, чтобы я правильно посмотрел на свою жизнь, убедился в том, не являюсь ли я источником своих же страданий, каким образом я могу подняться выше страданий, выше их причины, и таким образом я могу от них избавиться, посмотреть на страдания свыше.
Вопрос: И что я увижу?
Ответ: Я увижу, что все мои страдания – они чисто философские. Где существуют страдания, есть какая-то философия у меня, когда я не принимаю страдания, как положенные мне. А если я принимаю, то могу подняться выше этого.
Вопрос: При этом понимание, что это идет такое управление мною, – это необходимо?
Ответ: Это то, что Творец желает, чтобы было.
Вопрос: Вот это должно быть в сердце и в разуме? И тогда это называется, что ты…
Ответ: Я согласен с Ним и иду таким путем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.09.2024
Вопрос: Как человек понимает, что он готов изучать каббалу?
Ответ: Если человек спрашивает: "Для чего я живу?" – и не находит ответа, то он начинает искать его и зачастую приходит к каббале.
Если он чувствует, что не может без этого, то ему понятно, что к этому его приглашает Творец. И так он начинает изучать науку каббала.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Что дает внутреннее обустройство человека?
Реплика: Вопрос Натальи. "У меня есть взрослый сын. В детстве он радовался всему. Каждое новое открытие вызывало у него искреннюю улыбку. И книги, и походы, и фильмы, и музыка.
Но теперь, когда он вырос, мир словно потускнел для него. Он смотрит вокруг, но ничего не видит. Его сердце как будто закрыто, он словно потерял вкус к жизни.
Я часто думаю о том, где мы как родители могли ошибиться? Может, мы не дали ему достаточно? Может, упустили что-то важное? Мне страшно смотреть, как мой сын теряет интерес к этому миру! Я не знаю, как ему помочь".
Ответ: В принципе, вся наша жизнь устроена на том, чтобы у нас исчезла тяга к этому миру, к этой жизни. Это проблема. А что сделаешь?
Реплика: Вот как раз она и спрашивает вас: "Я не знаю, как ему помочь".
Ответ: Помочь ему – только объяснять, как устроен мир, как его надо преобразить, как надо видеть нам мир другой.
Реплика: Но вы же сами понимаете, что родители не очень-то знают, как это объяснить ребенку. "Ребенку" – уже взрослому парню.
Ответ: Значит, привыкнуть.
Вопрос: Что вот так он будет идти и развиваться?
Ответ: Как все живут.
Вопрос: А все, вы думаете, теряют сегодня вкус к жизни?
Ответ: Конечно. Или отключают себя от вопроса, или считают, что они поступают максимально правильно.
Вопрос: То есть вы считаете, что у него как раз вот этот вопрос и созрел: "Для чего я живу?". Потому и произошел этот переворот?
Ответ: Да. Отсутствие целеполагания.
Вопрос: То есть "куда и зачем я иду". И всё, и человек ложится и отключается?
Ответ: Да.
Вопрос: Вот эта радость детская – она куда исчезает?
Ответ: Нет этой основы, чтобы радоваться жизни. Что делать дальше? Никто не знает.
Вопрос: В какой момент приходит этот переворот в человека? Не обязательно в этом возрасте, это может быть в любом возрасте. Как это приходит, в какой момент?
Ответ: Это приходит в момент, когда у человека вроде бы все есть, но цели нет.
Вопрос: А цель отбирает Высший, Творец? Зачем Он это делает?
Ответ: Чтобы человек сознательно понял, чего ему не хватает и сознательно искал Творца в своей жизни.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, люди спрашивают: "Родители должны помочь взрослому ребенку или же лучше дать ему свободу?".
Ответ: Родители могут сократить путь ребенка намного!
Вопрос: Поиск вы имеете в виду?
Ответ: Поиск – да. Но в общем-то, все равно… Это зависит от природы человека. Если они желают помочь ребенку, они должны быть хорошими психологами.
Вопрос: Куда его направить? Вот он в таком состоянии. Наташа пишет с мужем: "Мы не можем помочь". Куда его направить?
Ответ: Вы не можете помочь, значит, вы должны все равно его направить к тому состоянию, месту, которое может его направить. Я думаю, что всё-таки надо дать ребенку максимальное развитие, и он отыщет. А без этого никак.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как родителям справиться с чувством вины? Наташа пишет и чувствуется, что есть вина за то, что так с ним произошло. Как избавиться от этого чувства?
Ответ: Если бы у родителей было четкое ощущение цели, то тогда бы они так не переживали. А так как у них самих нет, то и у ребенка нет, и они не знают, что ему дать.
Вопрос: То есть вы считаете, что этот момент – это время поиска для родителей еще ко всему прочему?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: То есть он как бы направляет их искать смысл жизни?
Ответ: Да.
Вопрос: Родители могут навредить в своих усилиях вернуть детям эту жизненную силу?
Ответ: Да. Здесь необходимо выбрать какую-то очень тонкую среднюю линию, которая будет без давления направлять ребенка на поиск.
Вопрос: Но самое важное у вас в ответе – это поиск?
Ответ: Да. Вся наша жизнь такая. Для того и дается.
Творец это делает для того, чтобы ребенок нашел в этой жизни источник. Источник своих состояний, и чтобы он захотел этот источник раскрыть. И тогда у него не будет больше вопросов. Он будет привязан к этому источнику, будет его все больше и больше раскрывать, а источник будет его все больше и больше наполнять.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.09.2024
Депрессия – недуг отсутствия смысла жизни
Вопрос: Вы говорили, что не могли успокоиться и все время искали что-то. Вы понимали, что вы ищете? Это к вам личный вопрос.
Ответ: Не совсем. Смысл жизни. Что происходит со мной? Каким образом я должен действовать, чтобы найти ответы на вопросы? Такого типа.
Вопрос: Значит, вас что-то не устраивало?
Ответ: Конечно. Не устраивала бессмысленность.
Реплика: Бессмысленно научной работой занимаетесь, бессмысленно…
Ответ: Конечно, это всё…
Вопрос: Какое-то предчувствие было, что это где-то есть, что обязан искать?
Ответ: В общем, где-то есть. Потому что природа сама по себе не терпит этой пустоты. Она сама прямо вопиет, кричит о том, что есть цель и есть правда, и она для всех, хотя для каждого может быть своя, но человек может ее найти.
Вопрос: И вот этот внутренний крик вы чувствовали?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: Был ли у вас такой момент, когда вы почувствовали, что если не достигнете цели, то незачем жить?
Ответ: Это конечно. Это было на протяжении многих лет – бессмысленность.
Вопрос: И как вы выходили из этих состояний?
Ответ: Это непросто, но много людей, я думаю, все-таки находятся в таком состоянии.
Самое главное – понять, что это не зависит от тебя, это дано тебе свыше, что это подарок природы. И ты должен продолжать искать ответы на вопрос о своей судьбе.
Реплика: То есть тут есть такая положительность: вы все равно двигаетесь, вы не останавливаетесь.
Ответ: Обязательно, да.
Вопрос: Сколько длятся эти состояния, когда "если не найду, лучше не жить"? Вот такие фразы, внутренние?
Ответ: У меня было десятки лет.
Вопрос: Какой момент в вашей жизни вы считаете самым главным?
Ответ: Самый главный момент – когда я нашел своего учителя. Я осознал, что сейчас на меня свалилось огромное счастье.
Вопрос: Неужели за все время, что вы занимаетесь каббалой, вы ни разу не пожалели об этом?
Ответ: Нет. А что бы могло быть?
Реплика: Наверное, человек, который спрашивает, может быть в каких-то сомнениях.
Ответ: Сомнения – это забыться и уснуть?
Реплика: Не знаю, может быть, что-то еще есть.
Ответ: Я ни от чего не скрываюсь и ни на что не закрываю глаза, просто другого ничего нет.
Вопрос: Вы занимаетесь уже долго, больше сорока лет, под пятьдесят. Не было никакого момента сомнения? Вы ни разу не пожалели об этом? Или сомнения были какие-то – там ли вы находитесь?
Ответ: Нет. Раскрывается пред тобой такая глубина и такие горизонты, что тебе нечего больше искать. Или ты это бросаешь, или остаешься в этом.
Вопрос: То есть у вас не было никогда сомнений, и вы в этом шли. Но разные состояния все-таки были, правильно?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А для чего эти состояния даются по дороге?
Ответ: Чтобы проверять себя.
Вопрос: То есть вопрос вы себе задавали?
Ответ: Да. "Надо ли тебе это?".
Вопрос: "А там ли я нахожусь?", – этот вопрос был у вас?
Ответ: "Там ли я нахожусь?" – не совсем. Правильные ли источники, правильная ли методика, так ли я должен себя вести – это все было.
Вопрос: И как вы отвечали на эти вопросы?
Ответ: Я отвечал тем, что я не верю ни во что и поэтому – проверять.
Вопрос: Есть ли что-то в жизни, о чем вы жалеете больше всего и хотели бы вернуться обратно и сделать это по-другому?
Ответ: Да. Я бы хотел вернуть и переделать абсолютно все, кроме моего выбора в жизни. То есть сам выбор – он правильный, а реализация его могла быть более интенсивной.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.09.2024
Каждый человек в обществе подобен шестеренке, соединенной с другими шестеренками, которые помещены в одну машину. (Бааль Сулам, статья "Мир в мире")
Вопрос: Когда Творец приводит нас в группу, у нас есть определенная роль начать функционировать именно как шестеренка. Но иногда проходят годы, прежде чем я начинаю понимать, что завишу от товарищей.
Мы только начинаем изучать механизм, но еще не работаем как машина. Может ли быть так, что какая-то шестеренка быстрее работает по своему внутреннему развитию, чем остальные?
Ответ: Это уже не наша забота, а Творца. Он запускает всю машину и следит за соблюдением правильного сочетания между всеми ее частями, поскольку их миллионы, и каждая из них выполняет свою особую роль, не похожую на других. Поэтому все это может делать только сила, которая находится вне нас.
Вопрос: Пока мы не начали функционировать как один механизм, в чем мы можем помочь каждому товарищу найти его место, чтобы он стал работать как этот механизм?
Ответ: В работе машины есть состояние, когда все ее части работают сообща и вместе движут ее механизм. И есть состояние, когда эти части запускаются сами по себе, в зависимости от того, насколько они понимают сам запуск машины и ее работу.
Поэтому мы должны изучать эту систему, быть связанными между собой и в итоге начнем понимать и ощущать ее правильную работу и наше место в ней.
Человек в своем развитии в нашем мире достигает состояния, когда он обязан знать, для чего он создан. Когда у него возникает такой вопрос: "Для чего я создан и какая цель моей жизни?" – он постепенно приближается к тому, что входит в систему нашего мира, раскрывает ее и так начинает постигать свою роль.
Из урока №4 Международного каббалистического конгресса "Укрепляемся в десятке", 13.09.2024
Вопрос: Антон Павлович Чехов написал: "Мне было тогда не больше 26 лет, но я уж отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что всё обман и иллюзия. Что по существу и результатам каторжная жизнь на острове Сахалине ничем не отличается от жизни в Ницце.
Что разница между мозгом Канта и мозгом мухи не имеет существенного значения. Что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что всё вздор и чепуха и что ну его всё к чёрту!".
У 26-летнего молодого Чехова был такой вывод в результате рассуждений. Потом еще будут написаны все его рассказы и работы. Как вы думаете, что может заставить молодого человека прийти к такому выводу, что жизнь бесцельна и не имеет ни смысла, ничего?
Ответ: Это то, что он увидел вокруг себя и в себе, и в книгах, наверное. Это его резюме на данный момент.
Вопрос: То есть может прийти такая мысль к молодому парню, когда его со всех сторон зажимает. Скажите, пожалуйста, когда приходит такая мысль, каков правильный путь?
Ответ: Правильный путь – это закрыть глаза и идти дальше в том, что от тебя требуется.
Вопрос: То есть не посылать к черту, а идти?
Ответ: Ну это ведь вообще от всего в жизни.
Вопрос: А как вы определяете, что требуется? Как он определяет, что от него требуется, что это значит?
Ответ: Что есть высший Хозяин, и Он требует от тебя выполнения такой-то работы. И поскольку Он относится к высшей природе, то Он несомненно умнее тебя.
Вопрос: И идти как бы за Ним?
Ответ: Тебе не остается ничего, кроме как покориться.
Вопрос: Скажите, Чехов сравнивает жизнь на Сахалине с жизнью в Ницце. Это уже другой расклад. Как человек может сравнивать каторгу на Сахалине с черствым хлебом с жизнью в Ницце: спокойной, утром ароматный кофе, круассан и так далее? Как это приходит к человеку, что Сахалин то же самое, что Ницца?
Ответ: Потому что, в принципе, разницы большой нет, кроме как в телесном обслуживании. А, в принципе, это одно и тоже.
Реплика: Но мы ведь живем все-таки в этом материальном мире.
Ответ: Мы принимаем во внимание все наши материальные блага. А если не принимать их во внимание, а судить четко по самой жизни, то какая разница?
Вопрос: Вы тоже так считаете, что каторжная, черствая жизнь где-то на Сахалине и в Ницце – это как бы тоже самое?
Ответ: Каторжная – я не думаю…
Реплика: Допустим, не каторжная, а просто жить где-то там в деревне и в Ницце – это то же самое?
Ответ: Да.
Вопрос: По каким шкалам вы лично сейчас ведете расчет, когда это говорите?
Ответ: Я думаю, что… Как я живу, так мне неважно, где жить. Сколько мне надо для жизни – на любом острове я могу поселиться.
Реплика: Чтобы компьютер стоял и была комната…
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, это и называется, что необходимого человеку надо не много?
Ответ: На самом деле – да.
Вопрос: Я отсюда беру все вопросы. Как можно сказать, что разница между мозгом Канта и мозгом мухи не имеет существенного значения?
Ответ: И тот, и тот объект – они действуют только исходя из своих эгоистических побуждений. Хотя Кант вроде бы проверяет себя, изучает себя, но, в принципе, и он, и муха действуют одинаково – выбирают наибольшее наслаждение.
Вопрос: Чем мы отличаемся тогда?
Ответ: Ничем.
Вопрос: А разум нам для чего дан?
Ответ: Чтобы мы поняли, как жить – с разумом или без.
Вопрос: Что значит жить с разумом?
Ответ: Жить с разумом – это очень тяжело. Это я должен изучать свои поступки, силы, которые их вызывают, и отрешенно думать о них со стороны: в чем я прав, а в чем нет.
Вопрос: Вот это постоянная жизнь человека с разумом? Вот такая? Поэтому она тяжелая?
Ответ: Да.
Вопрос: Куда нас ведут вот так? Ведь по-настоящему вы сейчас сказали, что нас ведут – дают наслаждение…
Ответ: Нас ведут к осознанию смысла жизни, который в том, чтобы мы достигли уровня Творца.
Вопрос: И вот это весь наш путь?
Ответ: Да.
Вопрос: В данном случае муху не ведут так, правильно?
Ответ: Муху некуда вести. У нее нет свободы воли, ничего этого.
Вопрос: А для чего существует муха?
Ответ: Муха существует, как и все вокруг нас, кроме людей, для того чтобы мы видели, каким образом устроен мир, и могли бы отличаться от всех тварей.
Вопрос: Как вам этот вывод Чехова, что "никто на этом свете ни прав, ни виноват"?
Ответ: Он исходит из того, что все рождаются и существуют в тех законах природы, в той природе, которая есть у них, дана им свыше. И поэтому человек не отвечает за себя и ни к чему не может стремиться сам.
Вопрос: То есть все его поступки – это поступки невольные?
Ответ: Невольные, да.
Вопрос: И он ни прав и ни виноват?
Ответ: Да.
Вопрос: Можно так относиться к жизни? Это не пассивный такой вариант?
Ответ: Пассивный.
Вопрос: А правильный какой вариант? Как относиться?
Ответ: А правильный – что мы все-таки смотрим, что жизнь – она остронаправленная. Что она имеет смысл, что мы должны этот смысл раскрыть и раскрыть его так, чтобы это абсолютно точно подходило под закон природы. А закон природы – это "возлюби ближнего как себя". Закон человеческого общежития.
Вопрос: И к этому мы должны все время идти?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.08.2024