Записи в разделе 'Смысл жизни'
Искать счастье или просто жить?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Психологи утверждают, что счастье – это неустойчивая эмоция. Погоня за счастьем дает обратный эффект. Люди переоценивают значение счастья в жизни и становятся несчастными. Все время проверяют свое состояние, то и дело спрашивают себя: "А сейчас я счастлив? А сейчас?"

И если отвечают отрицательно, то испытывают огромное разочарование. "Цель "быть счастливым круглыми сутками" недостижима, – говорят психологи, – лучше не искать счастья, а просто жить".

Ответ: Я согласен абсолютно четко! Для обычного человека – так. А если он хочет действительно обрести счастье, то должен сначала понять, а в чем оно может быть, и исходя из этого, уже достигать его.

Реплика: Счастье все время приходит, потом ускользает, приходит – ускользает. Как определить, что такое счастье, и идти к нему, чтобы оно не было призрачным, и чтобы действительно достичь счастья?

Ответ: Значит, оно должно быть настоящим. А не таким, что у каждого оно будет своим и постоянно меняться. 

Вопрос: Так все-таки надо его искать или нет – настоящее счастье?

Ответ: Его не надо искать, его надо определять. Оно существует и существует только в одном виде – в постижении смысла жизни. Только настоящего, а не то, что ты выдумываешь себе каждый раз, исходя из своего состояния.

Так вот, если знать точно, как этот смысл раскрывать, он будет вести тебя вперед, раскрывать больше и больше смысл жизни, и в обретении смысла жизни, даже если ты им недоволен и несчастлив, ты все равно будешь счастлив, потому что ты постигаешь смысл жизни.

Вопрос: Что это за смысл жизни, когда я по дороге могу быть несчастлив?

Ответ: Значит, ты еще не в состоянии развить себя настолько, чтобы этот смысл жизни постичь.

Вопрос: И вот это понимая – я счастлив?

Ответ: Да. Тем, что ты к нему идешь. Что смысл существует вообще вне тебя! Уже даже это создает в тебе ощущение счастья. Что есть жизнь и есть в ней счастье, и счастье – в постижении смысла этой жизни. Даже если я сейчас этого еще не постигаю, но я иду к этому, то я уже счастлив. Я уже впитываю в себя, предвкушаю будущую встречу с ним.

Вопрос: Это потрясающе, когда я счастлив в дороге! Что же это за счастье такое, скажите, пожалуйста?

Ответ: Это счастье ощутить гармонию Вселенной.

Вопрос: То есть я вхожу в эту гармонию и становлюсь тоже гармоничным?

Ответ: Да. Как в черную дыру, и там раскрываю абсолютно всё!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом",07.06.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Счастье – это связь с вечностью

Счастье каббалиста

Где прячется счастье?

Находясь внутри эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек думает, что он творит своими мыслями, занимается какой-то работой, существует. А на самом деле он находится в иллюзии. Но ведь должна быть точка, за что можно зацепиться, чтобы выйти из нее?

Ответ: А зачем она вам нужна?! Зачем вам надо знать, в чем заключается смысл вашей жизни, что вы делаете сами, а что приходит свыше? Вы, эгоист, хотите и это знать? Мало вы испортили на этой несчастной Земле своими эгоистическими знаниями?

Вопрос: Но ведь мысль "для чего я живу?", в принципе, только и имеет вес для человека?

Ответ: Конечно. И все равно она ничего вам не даст. Вы не сможете ее постичь и достичь, пока находитесь в своем мелком эгоистическом состоянии. Только если подниметесь над ним.

Вопрос: Можно ли подняться над этим состоянием, опираясь на мысли, на интеллект?

Ответ: Нет. Ни в коем случае! Никакого разума, никакого интеллекта, никаких свойств, данных вам от земной природы, недостаточно, чтобы выйти из себя.

Для этого должна быть целая система выхода, когда вы расстаетесь со своим эгоизмом, поднимаетесь над ним.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 13.06.2021

От Вселенной Маск ответ не получит

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Илон Маск, основатель компании SpaceX, сказал так: "Я нерелигиозный человек, но мне интересно, откуда мы взялись, что такое жизнь, как сюда попали. И я хочу получить ответ от Вселенной".

Получит ли он ответ от Вселенной: кто мы, откуда пришли, для чего?

Ответ: Нет. Никогда. И все, чем он занимается, – это всё детские игры. Потому что это не говорит о сути жизни, о сути человека. Это всё внешне и очень механически.

Что он найдет – куда бы еще переселиться? Загадили Землю, сейчас будем загаживать Марс.

Реплика: Но миллион человек он уже планирует переселить на Марс к 2050 году.

Ответ: Допустим, будут они там жить, размножаться. Даже добывать себе пищу и все прочее. Что дальше? Тут нет жизни, и там не будет жизни. 

Вопрос: То есть он не получит ответ на вопрос, которым задается: что такое жизнь? Как мы сюда попали? Для чего мы живем?

Ответ: Нет. Из самой жизни ты не узнаешь о ее источнике. Ты должен выйти из этой жизни и тогда обнаружишь, откуда она.

Выйти – это не значит умереть. Умереть – это умереть. Выйти из жизни – это значит подняться выше нее. Это не на Марс.

Вопрос: Вы тоже когда-то мечтали?

Ответ: Я мечтал! Я готов был – пускай меня посадят в ракету, поднимут куда-нибудь туда, полетать! А обратно – пускай я сгорю в атмосфере.

Реплика: То есть вы хотели исследовать, получить научные доказательства. И где-то у вас произошел вот этот срыв системы.

Ответ: Бесполезность. Бесцельность. Ну прорастем мы на Марсе, а потом еще где-нибудь, и еще на какой-нибудь звезде, и еще на каком-нибудь мертвом космическом теле. Что дальше?! Куда ты денешься от этого?! Будешь ты жить 1000 лет вместо, как по-нашему – 100 лет, или миллион лет. Это еще хуже. Если перед тобой нет серьезной, правильной задачи, подходящей под такие годы, то жить тысячу лет – это ужас!

И так с этими годами, которые есть у нас сейчас, мы не знаем, что делать. Мы не знаем! Попробуйте закрыть сейчас людей, так что они не смогут летать туда-сюда, в отпуска, в путешествия или куда-нибудь еще. Закройте их так, как они живут – сиди, получай свой прожиточный минимум, и всё. И что делать? Люди начнут убивать себя, друг друга от безысходности.

Вопрос: А если у человека все-таки возникнут эти вопросы: "Откуда мы взялись? В чем смысл жизни? Как мы сюда попали?"?

Ответ: Эти вопросы придут, но они придут еще через пару лет, когда люди перестанут разыгрываться на такие игры.

Вопрос: То есть у человека сейчас возникает другое требование?

Ответ: Понимаете, если вообще есть конец, значит, будет он сейчас или через тысячу лет – значения не имеет. Тем более, что я эту тысячу лет не могу ничем наполнить. Что, я буду смотреть на эти бездушные космические тела?

Вопрос: Это все для вас не наполнено главным смыслом – смыслом жизни?

Ответ: Нет. Я очень хотел найти в этом смысл и ничего не смог найти. Нет никакого смысла.

Не может неживая, растительная и животная природа наполнить человека, который находится на следующем уровне развития. А наполнить человека мы можем, только если дадим ему познание, сознание, ощущение еще более высшей силы, чем сам человек, чем наша природа, – высшая природа, Творец, как мы называем. Вот это можно.

И это своими руками мы сделать не можем физически, только из себя. Родить из себя. Поднять себя сами на следующую ступень. Только чем? Объединившись между собой! Потому как вся природа произошла из одного Большого взрыва, так и мы должны пройти обратно сквозь эту точку, которая разорвалась и породила наш мир, и пройти туда, в то, что было до взрыва.

Вопрос: То есть так мы через этот туннель проходим – и вдруг нам открывается мир?

Ответ: Да! Великий мир.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.05.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Марсианская программа Илона Маска

Чип Илона Маска

Как создать новую реальность

От Вселенной Маск ответ не получит (клип)

В одном из интервью Илон Маск сказал: "Мне интересно, откуда мы взялись, что такое жизнь, как сюда попали. И я хочу получить ответ от Вселенной".

Лечение смыслом жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Люди, которые обращаются к психотерапевтам, в большей части считают, что они теряют смысл жизни. Поэтому в психотерапии есть целое отделение методов, в которых очень активно участвуют всякого рода религиозные догмы, теории, озарения.

Общеизвестный психотерапевт Виктор Франкл, прошедший концлагеря, вылечил там многих людей, давая им ощущение, что жизнь каждого имеет какое-то предназначение. Перенаправляя этот вектор в правильную сторону, человек вдруг оживает даже в самых ужасных условиях.

Каково ваше мнение по поводу терапии смыслом жизни?

Ответ: Я не знаю, какими критериями вы пользуетесь для того, чтобы убедить человека, что в его жизни есть смысл.

Религия говорит о смысле страданий следующим образом: "Здесь будешь страдать, там получишь вознаграждение".

А каббала говорит, что человек должен еще при жизни подняться до такого уровня, – и это под стать каждому человеку, – чтобы ощущать и понимать, что все страдания – вовсе не страдания, т.е. преображать их в наслаждения. 

Естественно, это зависит от нашей точки зрения. Мы понимаем, что всё это – психология и не более того.

Каббала не относится к религиям. Она призывает не какие-то особые высшие силы, а реальные силы природы. Высшую силы природы она называет Творцом: Творец природы, венец природы и т.д. Но не более того, не приписывая никакие догмы и ничего другого. То есть всё находится внутри человека.

Такое отношение не зависит ни от конфессий, ни от национальностей. Все, что нужно, – это желание человека и воздействие на него правильного коллектива.

Сначала надо создать такое окружение и потихоньку, используя его как лабораторию, как испытательный стенд, вводить туда людей. И коллектив станет их правильно обрабатывать. Это возможно. Более того, это очень быстрая и сравнительно легкая методика.

Мы знаем силу воздействия окружения на человека. Оно достаточно изучено, и этим пользуются все, начиная от тайных государственных служб и заканчивая всеми остальными – и в школе, и везде.

Из беседы на тему "Каббала и психология"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две парадигмы в человеке

Смысл жизни, ч.1

Каббала – система законов Природы

Как не остаться Ван Гогом

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: "Все дети – художники. Проблема в том, чтобы остаться художником, когда ты вырос", – говорит Пабло Пикассо.

Это очень созвучно тому, что вы говорили, что вопросы бытия, вопросы жизни: "Для чего я родился?" – уже заложены в маленьком человечке, а дальше мы это почему-то теряем.

Ответ: Полностью согласен. Мы не теряем, от нас это теряется.

Мы не желаем сосредоточиться на вопросе смысла жизни: зачем мне жизнь? Для чего я существую, родился?

У маленького ребенка, кстати говоря, это очень настоятельный внутренний вопрос. Он его не может задать, он, может быть, не может на него ответить, но он с ним живет. И у него очень серьезная потребность при этом возникает и к родителям, и к окружающим. И у него в каждом его действии, если ты увидишь, есть настоятельное требование. Маленький ребенок, который сидит у тебя на руках, – требует раскрыть вопрос о смысле.

Вопрос: Почему вдруг это все исчезает? Он же требует!

Ответ: Возникает такая сила, называемая "злое начало". И она начинает его крутить. 

Вопрос: То есть нельзя гладко пройти этот путь?

Ответ: Он должен вместить в себя эту злую силу, он должен бороться с ней, он должен обнаружить себя в борьбе с ней, и только из этой борьбы он сможет выйти взрослым. А иначе он останется Ван Гогом. Будет рисовать до конца жизни и не более того.

Вопрос: И не будет задаваться вопросом "для чего я живу"? Получать большие деньги...

Ответ: Это не смысл.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 22.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Я бы не пошел по пути Ван Гога

Почему мы живем в этом мире?

Почему возникает детская депрессия?

Что изменит миллиардеров

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мировой рынок товаров роскоши, который охватывает как предметы, так и впечатления: круизы, изысканные вина, еда для гурманов, – в первый раз за все время стремительно упал во всех странах мира.

К чему человек придет? Ему не понадобятся уже дорогие круизы, объездить весь мир?

Ответ: Это уйдет.

Вопрос: Богатые, красивые одежды, кутюрье?

Ответ: Тоже уйдет. Никому это не надо!

Вопрос: Бриллианты?

Ответ: Никому не нужны! Они же бесполезны, эти стекляшки.

Вопрос: И так все это будет падать? До какого состояния?

Ответ: Пока у человека вообще не уйдет вкус ко всему этому. И он задумается: "А в чем же ценность этой жизни? Есть в ней какая-то ценность? Что-то я должен приобрести, с каким-то результатом ее закончить?" И так далее. И тогда начнется осознание зла. 

Вопрос: Вы считаете, что это падение до конца, до дна?

Ответ: Я надеюсь – да. Согласно каббале, это падение до дна. Могут быть еще какие-то всплески. Но я думаю, что это очень быстро все закончится.

Вопрос: А дно – это и есть тот вопрос о смысле жизни?

Ответ: Да, он гасит все остальное, этот вопрос о смысле жизни. Что мне бриллианты, что мне дома? Мы еще увидим этих миллиардеров, что они будут делать со своими миллиардами и вообще со всем этим.

Можно закрыть глаза и сделать вокруг себя розовый туман, будто ты находишься в прошлой жизни и так далее, как было раньше, или еще что-то представлять себе. Но в принципе, когда всё так происходит на Земле, это воздействует через воздух даже на этих миллиардеров, и они тоже теряют желание к всевозможным драгоценностям и особой жизни.

Даже на отдельном острове, со всеми условиями будет не та обстановка, не тот воздух, не та атмосфера – ни воздушная, ни нравственная, ни чувственная, никакая. Человеку не будет чем гордиться относительно других: "Смотри, кто я, что я!"

А другие смотрят на него: "Что у тебя есть? Чего?!" – "Да вот у меня дом!". "Ну и что, ты сейчас разорвешь себя на 200 человек и будешь жить в этом доме?"

"Вот, я езжу куда-то!" А куда метаться? Я живу в себе, я ощущаю в себе удовлетворение – ничего не надо! Сейчас марихуана всякая войдет во весь мир, мир будет заниматься тем, что покуривать, успокаиваться, и всё. Зачем все это надо? Все это так и будет сделано красиво.

Вопрос: Но это тоже такой период до падения?

Ответ: Это период, чтобы успокоиться от одного через другой и в итоге прийти к нормальному миросозерцанию.

Вопрос: Так в чем они найдут смысл жизни? Что они поймут?

Ответ: Поймут, что смысл жизни в том, чтобы ощутить высшую силу, вечную, совершенную. Когда мы ее ощущаем, мы становимся как она. Всё.

Высшая сила – это добро, это вечное добро, которое заполняет весь мир. Вечное! И я должен достичь его ощущения и раствориться в этом вечном добре. Я при этом не исчезаю, я просто становлюсь таким же, как оно.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бриллианты, которые невозможно украсть

Как раскрыть смысл жизни?

Миллионеры игнорируют дорогие вещи

Я бы не пошел по пути Ван Гога

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: "Если внутренний голос говорит вам, что вы не умеете рисовать, рисуйте как можно больше, тогда этот голос затихнет", – сказал Ван Гог.

Ответ: Я бы не шел путем Ван Гога. Человек должен чувствовать, к чему его тянет душа, и в соответствии с этим выбирать свой путь. И трезво выбирать свой путь, то есть проверить, есть ли у него к этому всевозможные предпосылки. А если нет, то не биться о стену.

Вопрос: А в нашей науке, в каббале, в принципе, часто внутренний голос говорит: "Ты что, ты посмотри, какие это высоты! Как ты?! Неужели их можно достичь?!"

Ответ: А какая разница? Здесь не имеет значения, все обязаны освоить эту науку, все обязаны исправить при этом свою душу. Так что тут нет людей, которые могут сказать: "Я свободен".

Я должен исправить себя, выполнить свое предназначение. И поэтому у всех в этом есть свое место. Все обязаны. Исправление души является целью всего нашего существования, Всех, абсолютно всех! Так что никуда от этого никому не деться.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 22.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать надо только себя

Приверженность духовному пути

Как найти свое предназначение?

Депрессия – следствие внутреннего запроса

каббалист Михаэль ЛайтманВсе мы знаем, что образование – это большая проблема. Я вижу, как воспитывают детей в школах. Поэтому детская депрессия не пройдет! Нам надо просто ответить детям на их запрос. 

Депрессия – это следствие их внутреннего запроса. Более того, это огромная общественная проблема, ведь она проявляется не в одном ребенке. Мы наблюдаем это абсолютно на всех детях разных стран мира.

Есть такое понятие, как депрессия у животных, особенно у домашних животных, живущих рядом со своими хозяевами. Я уверен, что она есть и у диких животных, и у растений.

То есть депрессия – это ощущение недостатка силы жизни, которая начинает чувствоваться в нашем мире. Она зависит от человека, ведь он должен подняться на другой уровень, чтобы через него духовная высшая сила, сила жизни, прошла в наш мир. И тогда исчезнет проблема с экологией, с нашим здоровьем, с общественными отношениями, со всем.

Нам не хватает жизненной силы. Мы видим, что все истощается, стареет, исчезает, теряет свою ценность, смысл. 

Мы пытаемся изо всех сил воодушевить себя всякими модами, устремлениями, заиграть друг друга с помощью техники и технологий. Но если посмотреть правде в глаза, нам необходим совершенно иной уровень существования, какая-то другая ступень, понимание, для чего мы, куда мы. Эта задача стоит перед всем человечеством, особенно сейчас.

И дети в этом случае должны сыграть очень большую полезную роль. Ведь от них мы не избавимся, это наша проблема, это наша боль. С собой мы уж как-нибудь справимся, а когда плохо ребенку, тут уже ничего не сделаешь.

Поэтому, когда я смотрю на своих детей и особенно на внуков, я начинаю чувствовать эти запросы. Они есть буквально у младенца. По нему видно, что даже в таком маленьком возрасте он внутренне что-то недополучает в своей жизни. Это трудно объяснить. Просто я вижу это своим внутренним зрением, из толщи той природы, которую раскрыл для себя, но это существует. Мы от этого никуда не денемся.

Из ТВ программы "Крупным планом. Детская депрессия"

Предыдущие сообщения на эту тему:

У каждого – своя душа

Новые запросы, старая школа

Почему возникает детская депрессия?

С радостью уступлю свое место любому

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: "Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял зачем", – сказал Марк Твен.

Ответ: В общем-то, да. Первый день – это естественно, иначе не к кому обращаться. И второй день – это когда из тебя рождается человек.

Вопрос: А когда вы поняли – зачем?

Ответ: Я думаю, что это было через несколько лет после того, как я пришел к Рабашу. Это непросто.

Если мы говорим об осознанном понимании того, для чего создан человек, не о том, что ему кажется, а именно четко обозначенная цель, то это, конечно, через много лет. Лет через пять-шесть.

Вопрос: После того, как вы пришли к своему учителю?

Ответ: Да.

Вопрос: А что вы поняли?

Ответ: Я понял, что я должен реализовать себя абсолютно полностью, потому что этого ждет он. 

Вопрос: А вы тогда понимали, что будет сейчас – такое количество учеников, такое количество зрителей будет слушать, будут к вам обращаться?

Ответ: Я и сейчас этого не понимаю, потому что я не принимаю это во внимание. Даже если весь мир сейчас соберется и включит средства связи, и будет внимать нашему уроку. Что я могу им еще сказать, кроме этого? Только методика сближения между людьми к Творцу.

Реплика: И в вас даже не екнет: "Смотри, весь мир слушает, я к этому так долго шел! И мой учитель так этого хотел!"

Ответ: Нет.

Вопрос: Какое у вас отношение к этим людям, которые вас слышат, видят, хотят слушать вас?

Ответ: Болит сердце за то, чтобы они преуспели.

Вот это важно. И каждому я уступил бы свое место, если оно ближе к Творцу, чем его. Абсолютно! Вот просто сразу бы все отдал!

Вопрос: Когда нас было 10 человек, у вас было ощущение, что придет много людей?

Ответ: Да. Но тогда мы ставили перед собой эту задачу и хотели, чтобы было много.

Сегодня у меня нет стремления к тому, чтобы было много. Сегодня у меня есть стремление больше к качеству нашей связи. Чтобы все ученики связались между собой в одну систему, и в ней начал бы раскрываться Творец все больше и больше. А остальные уже подтянутся. Сегодня работа – над качеством центральной группы.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дорогу осилит идущий

Мой путь

Счастливы ли вы в своей жизни?

Почему возникает детская депрессия?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Последние 15-20 лет очень распространенным явлением стала детская депрессия. Врачи не знают, что с этим делать. Они не могут найти причину. Взрослой депрессии все-таки можно найти какие-то разумные объяснения.

Ответ: Дело не только в этом. Взрослую депрессию мы можем подавить. Можно заставить человека быть ниже, ограниченней. А детей нам нужно развивать.

Человеку, находящемуся в депрессии, дают успокоительные, транквилизаторы, даже немного наркотики, чтобы только "усыпить" его. Разве мы можем так поступать с детьми? Этим мы отрываем их от естественного роста. Проявление депрессии в детях противоположно той тенденции, которую они должны в себе развивать, преодолевать, расти. Здесь мы встречаемся с таким явлением, которое нам не одолеть.

Вопрос: Дело в том, что пациентами становятся дети в возрасте 5-6 лет. Откуда у шестилетнего ребенка депрессия и осознание, что его ничто не радует?

Ответ: Вопрос о смысле жизни! Об этом писали многие великие каббалисты, в частности, рав Кук и Бааль Сулам. 

Сколько я себя помню, в детстве у меня был такой вопрос. Не в явном виде, но был: "А зачем? Для чего? Почему? К чему вообще это всё?" Этот вопрос не давал жить, не давал радоваться. Надо было находить оправдание, чтобы повеселиться: загулять себя, чем-то увлечь, чтобы убежать от этого вопроса. И это все было в детском возрасте.

Но давайте исходить из того, что душа не имеет возраста. Тогда нам будет легче. Не будем смотреть на подрастающее поколение, как на детей.

Душа есть душа. Мы получили ее от своего прошлого кругооборота жизни, в котором дожили до старческих лет. И сегодня в нашем новеньком молодом тельце живет старая душа, прожившая на этой земле много-много поколений и очень много прошедшая. 

Дело в том, что вы оцениваете ребенка по маленькому тельцу, а вы смотрите по той душе. Она уже старая, мудрая, понимает, что все это ни к чему. Она уже прожила столько, что вы ее не можете запутать. Что вы будете с ней делать?

Вот она и выдает вам через депрессию свою внешнюю пустоту, отсутствие наполнения. Ну и что, что это проявляется в маленьком ребенке?! А если в тридцатилетнем, в сорокалетнем – это по-другому?

Депрессия возникает не от жизни. Абсолютно! Мы видим, что среди людей, у которых есть все в жизни, большее количество депрессий и самоубийств.

Реплика: Обычно о таких говорят: "От жиру бесятся".

Ответ: Нет, не от жиру. Просто человеку надо знать, для чего он живет. А когда у него есть все и не стоит вопрос о хлебе насущном, он действительно не видит ради чего жить.

Пока твое тело вынуждает тебя заботиться о нем, у тебя нет возможности освободиться для других вопросов. А как только ты его обеспечиваешь всем необходимым, сразу же возникает вопрос о смысле жизни.

Этот вопрос появляется и у детей. Почему нет? Я не вижу особой разницы. То, что он возникает в детях, говорит о том, что наши души в течение многих кругооборотов жизней в этом мире пришли к состоянию, когда им действительно надо получить ответ: "Для чего мы существуем?"

Вопрос: Вы хотите сказать, что мы изначально неправильно подходим к человеку, ориентируясь на него, как на биологическое тело?

Ответ: Конечно! Ведь это совсем не человек, а его животное тело. Животное! А чем оно отличается от других животных?

Но его внутренняя часть, наше "Я", к этому телу не имеет отношения. Оно проходит множество всевозможных усовершенствований, окунаясь в тело, выходя из него, сопровождая его. В итоге, эти метаморфозы приводят его к такому развитию, когда – всё. Мы уже живем в таком поколении, в котором нам надо обязательно ответить на вопрос: "Для чего?!"

Из ТВ программы "Крупным планом. Детская депрессия"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему дети не хотят жить

Подростковая депрессия

Депрессия среди молодежи

Я бы не пошел по пути Ван Гога (клип)

"Если внутренний голос говорит вам, что вы не умеете рисовать, рисуйте как можно больше, тогда этот голос затихнет". Винсент Ван Гог

Великая игра Природы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Сейчас в нашем поколении одновременно с опустошенностью возникает устремление к чему-то, что человек пока не осознает. А потом, как сказал Бааль Сулам, окажется, что все это – игра, как в притче с рабом.

Ответ: Конечно, это великая игра природы или Творца. Природа и Творец – это одно и то же.

В итоге, все мы будем смеяться над тем, что произошло, как смеялись над собой, когда были маленькими детьми, росли, путались, играли, падали, что-то разбирали-собирали и не знали, что и как. Но именно благодаря такому балагану, в течение многих лет развития мы становимся взрослыми. И никогда мы не знаем, что делаем. 

Посмотрите на маленького ребенка. Разве он что-то знает? Но он все время делает какие-то попытки. В принципе, наше развитие очень непонятное. И оно должно быть непонятным. Вот что интересно!

Как я могу заранее понять свое следующее состояние, если оно более развитое, чем настоящее?! Я должен через день или через минуту, или через год быть лучше, выше, сильнее, чем сегодня – то есть быть более развитым. 

Как же сейчас я могу его понять?! Своим разумом не могу! А как тогда можно его достичь? Именно с помощью этого беспорядочного, диффузного движения.

Оно кажется нам беспорядочным, потому что мы своими мозгами не осознаем, что в нем великолепный порядок, высшая гармония, гармония более высшей ступени, но я еще ее не понимаю. Для меня она является полным балаганом. Мы смотрим на детей: "Это жуть! Смотри, что они делают!"

Недавно я наблюдал за своим внуком. В течение получаса он ходил и собирал шишки под деревом, а потом их разбрасывал, а потом снова собирал и снова разбрасывал.

Ну собери один раз и всё! Нет. Его природа все время гонит его, толкает на такие интересные действия.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №13

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нас спасут миллениалы?

Потребность поколения

Эпоха "разочарованного поколения"

Для того чтобы жить, нужно умереть?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Таиланде есть традиция – чтобы начать новую жизнь без проблем и стресса, нужно пойти в храм, устроить собственные символические похороны. Люди берут цветы, ложатся в гроб, после чего их покрывают простыней, читают молитвы. Сначала нужно лечь головой на запад, потом развернуться в другую сторону. Стоит это мелочи, три с половиной доллара – только на свечки.

Во время пандемии это был массовый ритуал, потому что люди приходили. И после этого они говорили: "Я ожил, я начал жить". Всё! Уходила депрессия, уходили все состояния.

Объясните мне, пожалуйста, этот парадокс – для того чтобы жить, нужно умереть.

Ответ: 🙂 Это верно. Тогда человек по-другому смотрит на жизнь.

Если он психологически переживает такую свою якобы смерть – и расстается с этим течением жизни, то он по-другому смотрит на свою новую жизнь.

Вопрос: То есть нужно действительно войти в эту драматическую ситуацию, действительно так ее пережить? И тогда начинаешь жить. 

Поэтому на кладбище так хорошо? Вот когда ты идешь по кладбищу или сидишь там на лавочке, посмотришь вокруг. Ты думаешь: как все мелочно в этом мире! Кто-то страдал от того, что царапнули машину, кто-то от того, что сосед на него накричал. И вдруг все сводится вот к этому.

Ответ: То, что ты говоришь, сказано уже в трактате, которому, наверное, 4000 лет. Там сказано, что человек, который хочет осознать себя по-новому, должен пойти на кладбище и посидеть на камне. Так что это верно.

Я бы устраивал туда коллективные экскурсии. И усаживал бы наше правительство, чтобы оно там посидело, подумало и решило бы какие-то вопросы. И еще какие-то группы населения.

Вопрос: Чтобы вот так посмотрели на тленность этой жизни?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.03.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь после смерти

Что такое смерть с точки зрения каббалы?

Жизнь под страхом смерти

Жизнь в поиске

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос о смысле жизни

Вопрос: Когда вам впервые пришел вопрос о смысле жизни?

Ответ: Я с ним родился. Он преследовал меня буквально с детских лет. Я все время искал, но не знал, где найти ответ. Думал, что найду его в науке или еще где-то, но очень быстро оказывалось, что только попробуешь – видишь: это не твое.

Были годы, когда я не знал, что именно я ищу. Я просто ощущал: "Пусто, скучно. Для чего? Что может являться целью в жизни?"

Вопрос: Как вы пытались заполнить эту пустоту?

Ответ: Во-первых, я пытался выбрать профессию. В то время в России не было особо много возможностей. Родители заставили меня пойти в мединститут, я поступил, но сразу же бросил. Буквально в течение нескольких месяцев я понял, что это не мое, поскольку не дает решения наболевшего вопроса.

Но если бы я окончил этот институт, то стал бы хирургом, потому что ты видишь явный результат своей работы. Пациент находится в тяжелом состоянии, ему может помочь только жесткое вмешательство, ты вмешиваешься и видишь результат. Тем не менее, это все равно было не то. 

Я поступил на факультет автоматики, вычислительной техники в Институт Ульянова-Ленина в Ленинграде. Потом перевелся в Политехнический институт на кафедру профессора Ахутина, биологическая медицинская кибернетика. Постоянно искал-искал. Одновременно с этим последние годы немного работал в Институте переливания крови, в Военно-медицинской академии и даже в СКБ, где делали альфа-пояса для космонавтов. Но я не видел в этом успеха.

Быть ученым? Ну, будешь доцентом.  А дальше? Меня это как-то очень быстро разочаровало.

Вопрос: Есть какая-то граница, ты доходишь до нее, и дальше нет развития. И Вас это изначально останавливало?

Ответ: Да. Это меня постоянно преследовало. В чем-то я был несчастен. Но несчастье, что называется, помогло и вывело меня к каббале, уже через много лет. Я понял, что мне нечего делать в науке, нечего делать вообще в России. В то время началась репатриация. Я несколько лет запутывал следы, пока через мой родной Витебск, через Литву, через маленькое местечко Побраде, после двух лет отказов получил разрешение и уехал. В 1974 году я прибыл в Израиль. 

 

Поиск в Израиле

Приехав в Израиль, я продолжал искать ответ на вопрос о смысле жизни. Специально обосновался рядом с институтом Вейцмана. Думал, может быть, я там найду что-то такое. Тоже ничего. Была возможность заняться разработкой медицинской аппаратуры, что ближе всего к моей специальности. Но это тоже меня не интересовало. Отдавать этому всю свою жизнь я не хотел. Тогда уж лучше пойти на какую-то автоматическую работу и быть свободным душой и сердцем.

Поэтому я пошел работать в армию, на обслуживание самолетов. А в свободное от работы время продолжал искать: как же все-таки найти, ради чего стоит жить. Этот вопрос, эта страсть, это стремление, пустота подгоняли меня, хотя к этому времени у меня уже были жена и ребенок, и я был счастлив в семейной жизни. Я и по сей день счастлив, что живу с этой женщиной столько лет.

Тем не менее, что-то не давало мне покоя. Мне предложили поискать в религии. Я начал ходить на какие-то курсы, ездил на выходные в "Ярхей Кала". Вроде бы что-то говорят, а толку никакого. И я все время старался понять: "Ну а дальше, дальше что?" А дальше у них самих не было никаких вопросов.

Я пытался стать таким, как они. Мне нравилось, что они говорят о вечности, о Творце, о душе, о связи с вечным. Но где эта связь? Они отвечали: "Мы читаем и учим, и в этом связь". А где эта связь на самом деле? Где тот коннектор, с которым ты подключаешься к этой связи? Где ты ощущаешь ее явно? Ты сам в этом участвуешь? "Нет, вот в книгах написано". Этого им было достаточно.

Но я все равно искал, пока рав Фишер из Голландии не сказал моим попечителям, которые хотели сделать из меня простого верующего еврея: "Наверное, его надо познакомить с каббалистами – с теми, кто глубже занимается этим. Есть такие люди, которые в этом нуждаются".

И они познакомили меня с равом Зильберманом. Через него я понял, что есть каббала, есть книги, которые на самом деле серьезно говорят об этом. Он стал потихоньку заниматься со мной на арамейском языке. Ведь каббала в первоисточниках изложена на арамите. Она идет из Вавилона, где арамейский был разговорным языком.

Но меня не устраивал и его подход. Верующие просто изучают книги, и он точно так же изучал каббалу. А где контакт, где связь? Их тоже не было. Он считал, что читать, для того чтобы больше узнать, вполне достаточно.

При чем тут "узнать"? Я хочу в этом быть! Что мне делать, чтобы узнать саму суть жизни, все, что вокруг происходит, видеть творение от его начала и до конца? Почему, как, для чего? Какова конечная цель?

На это рав Зильберман сказал: "Вопрос, конечно, хороший. Это разбирается тут и там в каббале. Насколько мы понимаем каббалистов, настолько понимаем". И я его оставил.

 

У Берга

Как-то раз в поисках учителя по каббале я зашел на одну из лекций в институт Берга, но увидел, что все это, конечно, несерьезно. Тогда я попросил познакомить меня с Бергом и сказал ему прямо: "Я готов платить, сколько хотите, только мне нужны частные уроки". С финансовой точки зрения я был состоятельным человеком и действительно много им пожертвовал. Но я требовал частные уроки.

Так я стал ездить к нему домой практически каждый день, к пяти часам утра. Через несколько недель я понял, что нам с ним дальше делать нечего.

Тем не менее, от него я узнал немного больше, чем от остальных, потому что в свое время он учился у рава Брандвейна, ученика Бааль Сулама. Берг немного рассказал мне о Бааль Суламе, о раве Брандвейне, как он у него занимался, будучи еще очень молодым. Он поведал, что существуют еще другие книги – книги Бааль Сулама, и ими можно пользоваться. В принципе, это я узнал от него.

Но через две-три недели, увидев, что больше мне нечего от него почерпнуть, я прекратил занятия. А где искать дальше? Кого? Я не знал.

 

Вот он – истинный учитель!

Как-то, буквально случайно, приехав в Бней Брак, я решил поехать поискать учителя. Это было зимой, в Иерусалим в это время года ездить было тяжело, и я подумал, почему бы не поискать в Бней Браке. На одном из перекрестков, высунувшись из машины, спросил: "Где тут занимаются каббалой?" Религиозный человек, стоявший там, ответил: "Поверни налево, поезжай до рощицы, там ты найдешь место, где занимаются каббалой". Вот так, как ангел с неба.

Приехав туда, я увидел стариков, занимающихся каббалой. Я обратился к ним, и они дали мне учителя. Так я начал там заниматься. Оказалось, что их руководитель – старший сын Бааль Сулама. Раньше об этом мне никто не говорил.

Таким образом я оказался у человека, который являлся самым главным, я бы сказал, единственным каббалистом в то время. К тому же, он был старшим сыном Бааль Сулама и получил от него все. И действительно, когда он начал со мной заниматься, я понял, что неделей-двумя здесь не обойтись.

Я почувствовал это по тому, как мои вопросы не летели куда-то в пустоту, а сразу же попадали на правильную почву. Я получал ответы прямо в лоб. Причем не ускользающие ответы, мол, удовлетворись верой и какими-то заповедями, или подождем, увидим потом. А абсолютно четкие, серьезные, спокойные ответы, причем с формулами, с графиками, с логическими объяснениями, без всяких уступок.

 

Таким я создан

Вопрос: Ваши родители знали о вашем поиске смысла жизни?

Ответ: Они всегда знали, что я ищу. Все происходило на их глазах на протяжении многих лет. Естественно, они понимали, что я не уступлю никак и ни в чем, ведь я не мог без этого, тогда не стоит жить. Поэтому они меня не останавливали.

В то же время я был серьезным, здравым, очень реалистичным человеком, не витал в облаках. Я презираю мистику и очень далек от религии, от веры. Я очень реальный, знаю, что мне надо обеспечивать семью, детей, стою твердо двумя ногами на земле, не поддаюсь никаким дурным влияниям. Все это они прекрасно знали. Они видели, что у меня есть очень серьезная цель, таким я создан и так иду вперед.

Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение"

Страница 18 из 41« Первая...1617181920...Последняя »