Смысл жизни стоит выше страха смерти.
Смысл жизни стоит выше страха смерти.
Вопрос: Почему вы считаете, что только каббала дает правильный, истинный ответ на вопрос о смысле жизни, а значит, и как строить семью, общество, воспитание человека?
Ответ: Да просто потому, что находясь на том же уровне, являясь следствием природы, его создавшей, человек не может подняться даже для осознания вопроса о смысле жизни. А не только его решения, будучи внутри самой природы.
Эйнштейн говорил о том, что для того, чтобы прыгнуть на стол, необходимо прыгнуть выше стола. А значит, нам необходим метод подъема "над собой" – что и дает нам каббала, привлекая эту, поднимающую нас, силу – О"М.
Вопрос: Если нет смысла в физическом существовании человека, и самое главное – это душа, то для чего жить?
Ответ: Для того чтобы развить душу. Ведь только лишь находясь в этом мире, мы можем развить и наполнить свою душу, прийти к совершенному, вечному состоянию.
Этот мир очень важен! Надо лишь знать, как его правильно реализовывать, потому что, только исходя из этого мира, и только в нем, мы можем достичь высшей духовной цели.
Казалось бы, наш мир такой ничтожный. Мы, как букашки, ползаем по маленькому шарику, затерявшемуся в космосе. Нет, это не верно.
Если мы станем связываться с Высшей силой, ощущать свою связь с ней, то начнем правильно видеть всю систему природы и чувствовать себя находящимися в центре мироздания, поймем, как нам действовать и что делать. К этому нам надо прийти.
А пустота, которая образуется в нас, помогает нам в этом и толкает вперед.
Из урока на русском языке, 31.01.2016
Главное приобретение в жизни - душа
Вопрос: Есть ли в каббале аналогия такому понятию как пустота?
Ответ: Пустота – это особая категория желания, которое не может наполниться, и поэтому ощущает себя пустым от наполнения, которое хотело бы иметь.
В человеке, задающем такие вопросы, просыпается стремление познать смысл жизни: почему она заканчивается, что следует за ее концом, отчего она такая нелепая, случайная.
Иными словами, пустота – это желание достичь чего-то, что пока остается недосягаемым, ведь наша материя – это стремление наполниться наслаждением, удовлетворением. И если наполнение отсутствует, то это состояние называется "пустота".
Из урока на русском языке, 31.01.2016
Пустота – возможность наполнения
Люди развиваются в течение многих тысячелетий, и в какой-то момент в них начинает просыпаться вопрос о смысле существования – самый главный вопрос, волнующий человека, если он немного приподнимается над животным уровнем.
Поскольку мы развиваемся не как животные, которые из поколения в поколение практически не меняются, а в каждом поколении в нас происходит возобновление наших желаний, причем на следующем уровне, и постоянно раскрываются внутренние пустоты, то и вопрос о смысле жизни занимает нас все больше и больше.
Мы вдруг начинаем спрашивать себя о том, о чем раньше не задумывались. И поэтому возникают науки. Ведь те вопросы, которые человек задавал себе в ХХ веке, несравнимы с теми, что были у него в Х веке.
Таким образом, вопрос о смысле жизни проявляется в человечестве в определенное время, причем поначалу только у единиц. В течение тысячелетнего развития появлялись особые личности, которые задавались этим вопросом, и исходя из него, сочиняли музыку, литературу, поэмы, песни, писали картины.
Все это толкало нас вперед. Развивались науки, ремесла, техника. Человек хотел не просто эгоистически лучше устроиться в жизни, а спрашивал себя: "В чем смысл жизни?" – он искал.
Наши желания градуируются по лестнице желаний. Сначала идут телесные, животные желания: пища, секс, семья. А затем – человеческие желания, относящиеся к внутреннему наполнению: богатство, власть, слава, знания. Все они трансформируются из поколения в поколение и становятся более утонченными, острыми, внутренними.
Вопрос о смысле жизни стал возникать у людей после средневековья, когда начался период Возрождения. Техническая, научная, культурная революция в Европе была толчком к появлению совершенно нового отношения к жизни, к религии.
Люди перестали бояться того, что они неверующие, что будут преследоваться за инакомыслие. То есть эгоизм человека настолько возрос, что уже не мог дальше уподобляться стереотипам.
В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" Бааль Сулам пишет: Тем не менее, если мы обратимся к поиску ответа лишь на один известнейший вопрос, уверен я, что все проблемы и сомнения изучать науку каббала или нет, исчезнут из поля зрения, и вы увидите, что их просто нет. Потому что, если речь идет о гнетущем вопросе, задаваемом всеми людьми: "В чем смысл нашей жизни?" – то этот вопрос остается без ответа.
Можно сказать, что все происходящее сегодня в мире происходит потому, что мы не можем найти ответ на вопрос о смысле жизни. Посмотрите, чем занимается человечество, что оно вытворяет?! И все от того, что не понимает смысла своего существования.
Годы этой нашей жизни стоят нам так дорого, иначе говоря, мы претерпеваем ради них огромное количество страданий и мучений, чтобы в итоге завершить их. Кто же наслаждается этими годами, которые мы проводим в поиске, в бегстве, в страданиях? Или если точнее, кого я наслаждаю тем, что так существую? Тоже никого!
И правда в том, что уже утомились исследователи разных поколений размышлять над этим; и нет надобности говорить о нашем поколении, в котором никто не захочет даже помыслить об этом вопросе.
Зачем мне задумываться о смысле жизни, если я понимаю, что не найду ответа? Дайте мне лучше наркотик или алкоголь, чтобы заглушить в себе этот вопрос, который делает из человека ничтожество. Ведь если животное не задается этим вопросом, оно просто существует, реализуя свои исконные желания к пище, сексу, семье.
А желаний к богатству, власти и знаниям у животной природы нет. Так же и у людей, находящихся на этом уровне. Поэтому им проще жить. Люди же, в которых развиваются человеческие желания, чувствуют себя несчастными.
Но вместе с тем существо вопроса остается неизменным во всей своей силе и горечи, и иногда застигает нас врасплох, прожигая разум и унижая в прах, прежде чем нам удается найти всем известное "ухищрение" – отдаться или плыть без рассуждений по потоку жизни, как и вчера.
Именно это мы пытаемся подсознательно делать. Поел, поспал, пошел на работу, товарищи, секс, футбол, хобби, – только чтобы закрутить себя и не задаваться этим вопросом. Ведь он – хуже смерти, поскольку смерть – это сиюминутное решение проблемы, а с этим вопросом можно жить очень долго, и в итоге ни к чему не прийти, кроме как к самоедству.
Поэтому Бааль Сулам избрал эту тему как предисловие к великому труду "Учение Десяти Сфирот". В этом предисловии он хочет показать, что для того, чтобы изучать каббалу, человеку не нужны никакие особые помыслы, высокие цели.
Если ему плохо, и он не знает, для чего живет, и это не дает ему покоя – ведь он не может просто так жить и должен оправдать свое существование, – тогда он должен раскрыть науку каббала, потому что она отвечает именно на вопрос о смысле его личной жизни.
Из урока на русском языке, 31.01.2016
Вопрос: Какая польза человечеству от того, что каждый будет думать о смысле жизни?
Ответ: Поиск смысла жизни – это желание, без которого невозможно продвигаться дальше. Мы будем продолжать страдать от всевозможных проблем. Но если нас заботит, только как избежать боли, то это существование животного, которое прячется от ударов, сыплющихся со всех сторон.
После нескольких хороших ударов, мы начинаем спрашивать: "За что нам это? Почему?" Несчастья, проблемы, удары прибавляют нам ума, ведь мы начинаем задумываться, откуда они приходят и зачем. Мы уже спрашиваем о причине, которая приводит нас к решению. Ведь мы не хотим получать удары.
А решение состоит в том, чтобы соединиться и раскрыть высшую силу – таким образом мы поднимем себя на "человеческий" уровень. Ступень человека, Адама, предполагает всеобщее объединение, при котором между нами возникает одно духовное тело, собранное из наших желаний – общее желание. В нем мы раскрываем свою жизнь – проявляющуюся в нем высшую силу.
Сейчас в моем теле протекает сила жизни на биологическом, животном уровне. И подобно этому, при нашем объединении и образовании духовного тела, общего желания, в нем начинает протекать сила, которая называется "Творец". То есть, если я соединяюсь с другими и раскрываю между нами новую жизнь, то со своей сегодняшней животной ступени поднимаюсь на новую – человеческую.
В настоящее время в нашем мире существует только три уровня: неживой, растительный и животный. Даже люди все еще находятся на животном уровне, ведь живут лишь ради своего тела, его желаний. Но если они объединяются, создавая одно духовное тело из своих желаний, словно из органов, то оно начинает жить. Сила жизни, раскрывающаяся в таком теле, называется высшей силой или Творцом.
Эта новая ступень, которой нам предстоит достичь, называется "человек", Адам. Ведь мы соединяем свои желания по подобию (домэ) высшей силе – этой новой жизни, рождающейся в нас. Наши желания становятся подобными свету, раскрывающемуся в этом сосуде, и потому эта ступень называется Адам, человек.
Из урока по избранным отрывкам трудов Бааль Сулама, 14.03.2016
Из статьи Бааль Сулама "Предисловие к Учению Десяти Сфирот", п.2-3: Если мы обратимся к поиску ответа лишь на один известнейший вопрос: "Стоит ли изучать науку каббала или нет?", уверен я, что все проблемы и сомнения исчезнут из поля зрения.
Есть в нашей жизни такая существенная и важная проблема, что отпадают все сомнения в необходимости изучения науки каббала, которая может ее разрешить. Речь идет о гнетущем вопросе, задаваемом всеми людьми: "В чем смысл нашей жизни?"
Возможно, не каждый задает этот вопрос в таком прямом виде. И тем не менее, он пробуждается в человеке по разным жизненным причинам. Это даже не очень зависит от наличия жизненного успеха, ведь проблема в том, что эта жизнь неизбежно закончится. Человек пытается найти в этой жизни разные цели, достойные того, чтобы стать целью жизни, и не находит. А потому он в итоге спрашивает: "В чем смысл этой жизни?"
Годы этой нашей жизни стоят нам так дорого, иначе говоря, мы претерпеваем ради них огромное количество страданий и мучений, чтобы в итоге завершить их. Кто же наслаждается ими? Или если точнее, кого я наслаждаю?
Чья жизнь принесла такую огромную пользу, чтобы стоило ради нее жить, страдать и умереть? Если посмотреть на всю человеческую историю, на всю перспективу, мы не найдем ни одной достойной причины, оправдывающей человеческие страдания.
Это факт, что сегодня огромный процент мирового населения пребывает в разочаровании и депрессии. Именно это может быть причиной террора, беспорядков, войн. Поэтому нам необходимо найти ответ на этот насущный вопрос о смысле жизни: ради чего стоит жить, в чем польза от нашего нахождения на этой Земле?
Если вглядеться в жизнь тела, его клеток, органов, систем органов, то мы увидим, что все существует ради продолжения на более высоком уровне – все выше и выше. Из атомов складываются молекулы, из молекул живые существа и т.д. Так возникает неживая природа, растения, животные, человек.
Но на человеческой ступени развитие как будто заканчивается. Мы не видим себе продолжения. И кроме того, не заметно, чтобы человеческое развитие привело нас к какому-то процветанию и особому успеху. При всей нашей современной мощи и возможностях, жизнь вертится внутри того же бессмысленного круга.
И это при том, что природа необычайно мудра и не создает ничего бесполезного и бессмысленного, а всегда только с целью продолжения. Однако мы не видим продолжения человеку. А потому в нем просыпается вопрос: "Для чего я живу?"
И правда в том, что уже утомились исследователи разных поколений размышлять над этим. Но вместе с тем, существо вопроса осталось неизменным во всей своей силе и горечи, и иногда застигает нас врасплох, прожигая разум и унижая в прах, прежде чем нам удается найти всем известное "ухищрение" – отдаться без рассуждений потоку жизни, как и вчера.
Нам хотелось бы забыть об этом больном вопросе. Мы глушим его, занимая себя всевозможными делами, хобби, работой. Всю свою жизнь мы подсознательно устраиваем так, чтобы быть постоянно занятыми и поменьше задумываться о смысле жизни.
Но все же этот вопрос пробуждается, и у нас нет на него ответа. Поэтому развиваясь из поколения в поколение, человечество в итоге впадает в отчаяние, словно безнадежный больной, который обречен. Единственная возможность – это запутать себя, стараясь плыть по течению жизни как вчера. Но проблема в том, что это уже не удается сделать.
В разрешение этой туманной загадки сказано: "Вкусите и увидите, что добр Творец". Все, что нам нужно - это раскрыть высшую силу – добрую и творящую добро, сотворившую нас для более возвышенной цели, которая нам пока не видна. Человечество обязано подняться со своей сегодняшней ступени на высшую. Нам еще предстоит раскрыть это и реализовать восхождение.
Для этого нам необходимо исправить себя – свое желание, состоящее из 613 частей. Таким образом, мы достигаем прекрасного, правильного, взаимного соединения с окружением, внутри которого раскрываем высшую силу. Эта сила всегда пребывала между нами. Но за счет нашего объединения, мы проявляем ее, начиная ощущать, как между нами перетекает сила духовной жизни.
Точно так же, в живом теле протекают разные потоки: крови, лимфы, нервных импульсов, благодаря которым тело живет. Именно в этом заключается разница между живым телом и мертвым.
Вот так и мы, если постараемся взаимно, по-доброму соединиться между собой, исправив свои эгоистические желания, так чтобы эти отношения можно было назвать любовью к ближнему как к самому себе, совершенной связью, то раскроем силу жизни, которая потечет в нас. Эта сила жизни называется высшей силой, Творцом.
Этого мы обязаны достичь при этой жизни за счет изучения науки каббала.
Из урока по избранным отрывкам трудов Бааль Сулама, 14.03.2016
Вопрос: Что реально дает каббала обычному человеку?
Ответ: Я не знаю, что значит "обычный человек". Все определяется его желаниями, ведь мы представляем собой желание насладиться.
Если это желание насладиться, как у кошки поймать мышку, то я – кошка. Если как у коровы на лугу пощипать траву, значит, я – корова.
Если мое желание – посадить дерево, построить дом, вырастить детей, значит в этом мире я – человек. Если у меня желание к богатству, знаниям или почестям, то я – уже большой человек в этом мире, я уже стремлюсь вырасти до этого уровня. Но всё это – в рамках нашего мира, и зависит от того, какие у меня потребности.
Но дело в том, что в нас есть такие желания, которые мы не можем удовлетворить в нашем мире, – это потребность раскрыть смысл жизни. Вроде бы простой вопрос, но он остается без ответа.
Когда человек начинает спрашивать себя, для чего он живет, и ни в чем не находит ответа, и этот вопрос ведет его дальше и дальше, то он уже называется Человек, потому что спрашивает о себе, о своем предназначении, – не о животном, которое в нем, а о человеке внутри себя.
Вопрос: Познание духовного запрограммировано в человеке?
Ответ: Да. Эта тяга может пробудиться в простом парне с Урала, а в каком-то "Эйнштейне" пока еще дремлет. Это не имеет значения.
Из урока на русском языке, 10.01.2016
Вопрос: Почему страдают невинные и беззащитные существа – дети? Если Бог есть, как Он может терпеть столько боли и допускать столько горя?
Ответ: Мир полон страданий, причем 99% этих страданий ты не можешь оправдать. Кто-то кого-то убил, что-то украл, причинил людям горе…
Но когда ты ощущаешь, что страдания на земном уровне приведут к какому-то исправлению, восполнению справедливости, наполнению, излечению от какого-то проступка, ты начинаешь оправдывать эти страдания.
Как правило, мы этого не понимаем. Дело в том, что страдания приходят не за проступки, как, например, страдания маленьких детей, которые еще ничего плохого не сделали. Они приходят только для того, чтобы заставить нас искать их смысл и являются стимулом к этому ("стимул" – это острая палочка, которой покалывают ослов).
Проблема в том, что мы не ощущаем, почему нас надо покалывать. А покалывания – очень серьезные. Зайдите в детские отделения, в больницу, посмотрите, что делается во всем мире!
Огромное количество страданий в итоге суммируются в общем желании и вынуждают его быть более мудрым, начинать понимать, что оно создано для какой-то миссии.
Именно ощущение несправедливости, бесцельности страданий, отсутствие понимания их источника, т.е. причины, почему делается такое, пробуждают вопрос: "Ведь должна же быть какая-то причина! Откуда это исходит?!"
Поэтому страдания, которые у нас остаются с вопросительным знаком, направляют нас на поиск их настоящей причины, и в итоге мы ее находим. А затем от смысла страданий мы переходим к смыслу жизни.
Но, в принципе, в страданиях, которые мы испытываем, нет ни одного даже маленького намека на то, что они – за что-то! Они только лишь – к чему-то!
Из урока на русском языке, 03.01.2016
Вопрос: Почему не существует ни одного всеми признанного ответа на вопрос о смысле жизни?
Ответ: Чтобы человек сам искал ответ: "Смысл жизни – внутри этой жизни или в достижении чего-то сверх нее?"
Вопрос: Есть ли вообще такое понятие, как смысл жизни? Он должен быть один у всех или у каждого свой?
Ответ: Если у меня нет ответа на этот вопрос, то моя жизнь не имеет смысла. Зачем существовать? Ведь этот вопрос задается на уровне человека, а не на уровне животного.
Получается, что я спрашиваю себя не о сути своего животного существования, а о том, что находится выше этого. И если я не нахожу смысла в материальной жизни, то зачем тогда существовать, лучше было бы не родиться. А если родился, значит надо разобраться зачем.
Не может быть, чтобы природа, которая предусмотрела все с такой точностью в каждой части своей системы, не предусмотрела бы и смысл своего существования.
Из логики природы, из ее великих законов не может вытекать отсутствие этого процесса. Он должен заканчиваться и продолжаться на следующем уровне. То есть все это обязано иметь смысл, только мы пока не можем его раскрыть.
Из урока на русском языке, 25.10.2015
Вопрос: Как каббалист отвечает себе на вопрос: "Для чего я живу?"
Ответ: С точки зрения каббалы наша жизнь делится на две части.
Первая часть ответственна за наше материальное (животное) состояние человека: забота о теле, потомстве, пропитании, безопасности и т.д. – то есть обо всем том, о чем, в сущности, заботится любое животное.
Вторая часть нашей жизни – это возможность постичь уже то, что находится выше нашего тела, потому как у нас есть иные потребности. Если человек ощущает необходимость в постижении смысла жизни и думает, как прийти к состоянию, когда для него раскроется высшее управление, высший мир, новая реальность, тогда он приходит в науку каббала.
Сегодня в нашей системе занимается уже более двух миллионов человек в мире, и эти люди постепенно постигают вторую часть смысла существования, то есть выход в высший мир.
При этом человек продолжает работать и жить в нашем мире, как сказано: "Свой мир (имеется в виду высший мир) постигни еще в этом мире", – и живи одновременно в двух мирах.
Смысл существования человека в материальном мире – постичь высший мир и продолжать в нем свое дальнейшее развитие.
Наш мир – это одна из ступеней большого кругооборота. А следующий этап – это высший мир, из которого приходят все сигналы управления нашим миром. Поэтому именно там и раскрывается смысл нашей жизни.
Из урока на русском языке, 20.09.2015
Вопрос: Что бы Вы могли посоветовать человеку, который потерял вкус к потреблению, к науке и культуре, к любым ценностям и подспудно ощущает, что смысл жизни не в этом?
Ответ: Я могу посоветовать ему вложить себя в следующую ступень развития человечества, помахать всем рукой, сесть в поезд, который повезет его к новым постижениям, и оторваться от перрона нашего мира.
В этом поезде он пройдет серьезную внутреннюю коррекцию, внутренние изменения, и, подъезжая к следующему уровню существования, получит дополнительные инструменты постижения, познания, ощущения.
В нашей истории есть немало примеров, когда маленькие дети, по воле случая оказавшиеся в лесу и выросшие среди диких зверей, уже не поддаются перевоспитанию.
Что бы с ними потом ни делали, они остаются зверьми, не будучи в состоянии даже освоить человеческий язык. Они спят, передвигаются и ведут себя, как животные. Такие случаи по сей день описываются в научных журналах.
То же самое происходит и с нами. Находясь в окружении нынешнего общества, мы, как звери, не в состоянии себя переделать, только подспудно чувствуем, что не можем больше в нем оставаться. Но как выбраться из этого?!
Поэтому перед нами стоит задача создать небольшие полузамкнутые поселения, которые бы не полностью отделялись от других, но внутренне вели бы себя по иному принципу – взаимопомощи, связи, и этим воспитывали бы в людях проявление новых свойств природы, изначально заложенных в нас, но подлежащих развитию.
А поскольку мы воспитывались среди "зверей", и потому сами являемся таковыми, нас надо поместить среди людей, чтобы мы стали людьми. Это большая проблема, но думаю, что с помощью современных средств информации и связи ее можно решить. По крайней мере, потребность к этому уже постепенно возникает.
В наше время всем становится ясно, что удовлетворить себя материально – сегодня не проблема. Тем не менее, внутри человека остается огромный вакуум, который надо заполнить. А сделать это с помощью имеющихся у нас средств невозможно. Мы уже не наполняемся ни наукой, ни культурой, ничем другим.
Нам обязательно надо понять, для чего мы существуем. И не только понять, но и войти в контакт с настоящим смыслом в жизни, который находится выше нас и дает нам ощущение вечного совершенного существования. Ниже этого находится лишь животное существование – жизнь в теле. Поэтому наступает следующий этап.
Однако сначала должно пройти новое "средневековье" и только затем – подъем к вечному состоянию. Как все произойдет, я точно сказать не могу. Но это уже зарождается – так же как каждая последующая формация зарождается в предыдущей.
Реплика: Вы даете довольно оптимистичный посыл на фоне всеобщей безысходности.
Ответ: Эта безысходность правильная, положительная. Именно она дает человеку импульс для следующего развития. То же самое было и в средние века, и до них.
Смотрите, какие периоды мы прошли в течение истории нашего развития: эпидемии, мор, переселение народов, климатические удары, природные катаклизмы и прочее. Сейчас это все происходит намного интенсивнее и быстрее ведет нас вперед. Так что, я лично – оптимист.
Из ТВ программы "Последнее поколение" №16, 19.08.2015
Мировая экономика: на пороге кардинальных перемен
Вопрос: Вы объясняете, что наука каббала отвечает на вопрос "Для чего человек живет?". Я пока не понимаю, каков ответ на этот вопрос. Для чего мы живем?
Ответ: Чтобы ответить на вопрос "Для чего мы живем?". Ведь отвечая на него, мы постигаем цель жизни, ее смысл.
Вопрос: В чем смысл жизни?
Ответ: Смысл жизни – постичь корень, высшую силу. Как только ты постигаешь ее, перед тобой открывается новый путь развития. Ты начинаешь все больше уподобляться этой высшей силе, и тогда постигаешь себя и окружающую тебя реальность совершенно иначе, в новых органах чувств. Ты раскрываешь иной, высший мир.
Тогда наш материальный мир становится для тебя лишь средством, а главное – постичь высшую силу во всей ее полноте, уподобиться ей и стать таким же как она. В этом – смысл жизни.
Из программы на радиостанции 103FM, 21.06.2015