Поскольку мы развиваемся не как животные, которые из поколения в поколение практически не меняются, а в каждом поколении в нас происходит возобновление наших желаний, причем на следующем уровне, и постоянно раскрываются внутренние пустоты, то и вопрос о смысле жизни занимает нас все больше и больше.
Мы вдруг начинаем спрашивать себя о том, о чем раньше не задумывались. И поэтому возникают науки. Ведь те вопросы, которые человек задавал себе в ХХ веке, несравнимы с теми, что были у него в Х веке.
Таким образом, вопрос о смысле жизни проявляется в человечестве в определенное время, причем поначалу только у единиц. В течение тысячелетнего развития появлялись особые личности, которые задавались этим вопросом, и исходя из него, сочиняли музыку, литературу, поэмы, песни, писали картины.
Все это толкало нас вперед. Развивались науки, ремесла, техника. Человек хотел не просто эгоистически лучше устроиться в жизни, а спрашивал себя: "В чем смысл жизни?" – он искал. Далее...
Наши желания градуируются по лестнице желаний. Сначала идут телесные, животные желания: пища, секс, семья. А затем – человеческие желания, относящиеся к внутреннему наполнению: богатство, власть, слава, знания. Все они трансформируются из поколения в поколение и становятся более утонченными, острыми, внутренними.
Вопрос о смысле жизни стал возникать у людей после средневековья, когда начался период Возрождения. Техническая, научная, культурная революция в Европе была толчком к появлению совершенно нового отношения к жизни, к религии.
Люди перестали бояться того, что они неверующие, что будут преследоваться за инакомыслие. То есть эгоизм человека настолько возрос, что уже не мог дальше уподобляться стереотипам.
В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" Бааль Сулам пишет: Тем не менее, если мы обратимся к поиску ответа лишь на один известнейший вопрос, уверен я, что все проблемы и сомнения изучать науку каббала или нет, исчезнут из поля зрения, и вы увидите, что их просто нет. Потому что, если речь идет о гнетущем вопросе, задаваемом всеми людьми: "В чем смысл нашей жизни?" – то этот вопрос остается без ответа.
Можно сказать, что все происходящее сегодня в мире происходит потому, что мы не можем найти ответ на вопрос о смысле жизни. Посмотрите, чем занимается человечество, что оно вытворяет?! И все от того, что не понимает смысла своего существования.
Годы этой нашей жизни стоят нам так дорого, иначе говоря, мы претерпеваем ради них огромное количество страданий и мучений, чтобы в итоге завершить их. Кто же наслаждается этими годами, которые мы проводим в поиске, в бегстве, в страданиях? Или если точнее, кого я наслаждаю тем, что так существую? Тоже никого!
И правда в том, что уже утомились исследователи разных поколений размышлять над этим; и нет надобности говорить о нашем поколении, в котором никто не захочет даже помыслить об этом вопросе.
Зачем мне задумываться о смысле жизни, если я понимаю, что не найду ответа? Дайте мне лучше наркотик или алкоголь, чтобы заглушить в себе этот вопрос, который делает из человека ничтожество. Ведь если животное не задается этим вопросом, оно просто существует, реализуя свои исконные желания к пище, сексу, семье.
А желаний к богатству, власти и знаниям у животной природы нет. Так же и у людей, находящихся на этом уровне. Поэтому им проще жить. Люди же, в которых развиваются человеческие желания, чувствуют себя несчастными.
Но вместе с тем существо вопроса остается неизменным во всей своей силе и горечи, и иногда застигает нас врасплох, прожигая разум и унижая в прах, прежде чем нам удается найти всем известное "ухищрение" – отдаться или плыть без рассуждений по потоку жизни, как и вчера.
Именно это мы пытаемся подсознательно делать. Поел, поспал, пошел на работу, товарищи, секс, футбол, хобби, – только чтобы закрутить себя и не задаваться этим вопросом. Ведь он – хуже смерти, поскольку смерть – это сиюминутное решение проблемы, а с этим вопросом можно жить очень долго, и в итоге ни к чему не прийти, кроме как к самоедству.
Поэтому Бааль Сулам избрал эту тему как предисловие к великому труду "Учение Десяти Сфирот". В этом предисловии он хочет показать, что для того, чтобы изучать каббалу, человеку не нужны никакие особые помыслы, высокие цели.
Если ему плохо, и он не знает, для чего живет, и это не дает ему покоя – ведь он не может просто так жить и должен оправдать свое существование, – тогда он должен раскрыть науку каббала, потому что она отвечает именно на вопрос о смысле его личной жизни.