"В чем мое предназначение?" ‒ спрашиваем мы себя. Однако ответ стал известен благодаря раскрытию науки каббала, которая рассказала о том, как найти свое предназначение.
"В чем мое предназначение?" ‒ спрашиваем мы себя. Однако ответ стал известен благодаря раскрытию науки каббала, которая рассказала о том, как найти свое предназначение.
Человек создан для того, чтобы достичь в своем развитии осознания, понимания, ощущения, что он находится в руках высшей силы.
Эта сила управляет всем, что мы называем миром. Мы должны ей подчиняться, исследовать ее и, соответственно нашему пониманию, приближаться к ней.
Именно это мы и пытаемся делать.
Из ТВ программы "Практическая каббала", 28.03.2024
Вопрос: Анна Ахматова написала так:
"Тот счастлив, кто прошел среди мучений,
Среди тревог и страсти жизни шумной,
Подобно розе, что цветет бездумно,
И легче по водам бегущей тени".
Во-первых, мы идем среди мучений и тревог, вы с этим согласны? То есть жизнь – она такая?
Ответ: Наверное. Да.
Реплика: Вопрос второй. Она говорит, что счастлив тот, кто подобно розе, цветет бездумно.
Ответ: В общем, да. Так, как законы природы толкают ее развиваться, так она и растет.
Вопрос: Как роза растет по природе, так и человек должен расти?
Ответ: Да.
Вопрос: Подобно чему мы должны расти?
Ответ: Подобно природе. Это значит, изучая природу, мы должны находить в себе возможности ей подражать.
Вопрос: Там же все-таки все на инстинктах простроено, а мы разумные существа.
Ответ: А мы разумно должны это делать. Это очень-очень непросто. Но именно так и должны делать.
Вопрос: То есть мы видим, как природа подчиняется всеобщей гармонии, и мы со своим разумом должны подчиниться ей?
Ответ: Да.
Вопрос: Что мне для этого надо сделать с разумом, который мне говорит, что у меня есть мое "я", у меня есть мое мнение – и так далее?
Ответ: Аннулировать это все, насколько возможно.
Вопрос: И это путь к счастью, если я смогу аннулировать?
Ответ: Да.
Вопрос: Анна Ахматова говорит, что надо жить легко. Она пишет: "Жить как тень, бегущая по воде". То есть ты не поворачиваешь воду вспять, ты как тень, бегущая по воде. По-вашему, это по природе?
Ответ: Человек должен уподобляться тени, бегущей по воде, но при этом он должен понимать, что для этого ему необходимо работать над собой.
Вопрос: И снова мы возвращаемся к тому же – к отмене?
Ответ: Да.
Вопрос: Что же это за правило, которое нам так трудно сделать?
Ответ: Эгоизм надо отменять!
Реплика: Это так трудно! Так трудно этот шаг сделать!
Ответ: Главное – не забывать.
Вопрос: Для чего тогда мое "я"?
Ответ: Именно для того, чтобы отменить его.
Вопрос: Я талантлив в чем-то, я успешен, я знаю, что мое мнение правильное. Что мне вот тут сделать?
Ответ: Все это надо выковырять. Как ножом ты выковыриваешь из яблока, допустим, червивое место и выбрасываешь.
Вопрос: Мое "я", которое выпирает, – это червивое место?
Ответ: Да.
Вопрос: Что останется тогда?
Ответ: Останется что-то хорошее, годное для жизни.
Вопрос: Что же с моим мнением? Что с ним делать?
Ответ: Если оно останется после такого преобразования, то с ним ты и будешь жить.
Вопрос: Для чего мне дается мое "я"? Получается, оно дается именно для того, чтобы я мог его…
Ответ: Чтобы ты его аннулировал, и вместо него нашел бы в окружающем мире, в природе такие силы, которые вкупе дали бы тебе возможность создать себя подобным природе, подобным Творцу. Вот это главное.
Вопрос: Все-таки в каком случае человек может назвать свою жизнь счастливой?
Ответ: Я думаю, что счастливым человек может называть себя в том случае, если он делает шаг вперед к всеобщей, единой природе и входит в нее, как интегральное целое с ней.
Вопрос: Вы лично как свою жизнь оцениваете? Как счастливую?
Ответ: Я оцениваю свою жизнь – в общем, как счастливую. Я очень много искал и много времени потратил на то, чтобы проверить себя – что и как. Я не достиг высшей категории своих поисков. Но я счастлив, что я все-таки узнал, где находится истина и как к ней подобраться. Остальное продолжим.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.03.2024
Вопрос: Алан Александр Милн написал очень много всего, а помнят в основном "Винни Пуха".
Он пишет так: "Вот чего никогда не знаешь, когда именно одному человеку становится скучно с другим. Чужой рассказ об успехах в гольфе невыносим, а каким интересным кажется свой. Человек не способен взглянуть на собственный рассказ с нетерпимостью постороннего слушателя".
Скажите, пожалуйста, как нам увидеть, что мы скучны?
Ответ: Я не знаю, надо ли нам это видеть. Надо просто молчать.
Я – за молчание. Вообще это нормально, когда люди сидят и молчат, или думают о чем-то общем, или даже каждый о своем. А зачем говорить?
Реплика: А условиться они должны: "Давай посидим помолчим". Так вот, помолчим, подумаем.
Ответ: Надо, чтобы это было и так понятно.
Вопрос: То есть не надо заводить другого?
Ответ: Не надо ничего! Со всех сторон идет этот шум: информационный, музыка, неизвестно что и как. А, в принципе, это все не надо.
Вопрос: Тогда мы не скучны? Тогда мы сидим, молчим.
Ответ: Да, мы можем посидеть и помолчать.
Реплика: Но это если хорошие отношения или какие-то теплые отношения между людьми.
Ответ: Да, понимание.
Вопрос: То есть все-таки здесь надо, чтобы между нами возникли такие отношения, что мы можем посидеть помолчать?
Ответ: Да.
Реплика: Это не так просто, это уже близость.
Ответ: Все разговоры ведут к дракам, к каким-то неурядицам. Сиди, молчи и будет все хорошо. Начинаешь говорить, вылезают какие-то нестыковки.
Вопрос: Этот принцип между близкими людьми точно сработает. Но для этого надо быть близкими все-таки.
Скажите, пожалуйста, по поводу того, что мы скучны. Есть такие авторские режиссеры, которые говорили: "Мне неважно, сколько людей посмотрят мой фильм. Пускай они дорастут до моего фильма".
Как вы к этому относитесь: не "я скучен", а просто "они не доросли до меня"?
Ответ: Без этого нельзя. У каждого человека, который выпускает какое-то произведение, есть такая гордыня – творческого человека.
Вопрос: И ее он не сможет убить?
Ответ: Не надо ни в коем случае!
Вопрос: То есть вот эта мысль, что люди должны дорасти до моего произведения, вы ее принимаете?
Ответ: Да.
Вопрос: А есть другая подача – голливудская. То, что я скармливаю, я знаю, что это все съедят. И я специально вот так скармливаю – низкого пошиба или по известной схеме. Как вы к этому относитесь? Я не скучен, меня смотрят миллионы.
Ответ: Я не знаю. Я тоже не очень-то понимаю такого человека, который на потребу миллионов создает что-то. Он не оставляет внутреннего, морального впечатления, не берет за сердце, но это надо людям.
Вопрос: То есть все эти подачи правильные, вы считаете?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда такой вопрос. Мы так или иначе возвращаемся к Творцу, мы от Него никуда не уходим во всех наших роликах. Никуда не уйдешь.
Вот Его задача каким режиссером быть, как вы считаете? Каким режиссером быть: понятным, или режиссером, до которого надо дорасти? Что его режиссура вытворяет с нами?
Ответ: Чтобы мы думали, находили решение и старались его реализовать.
Реплика: Все-таки Он относится к нам как к думающим, мыслящим.
Ответ: Да. Обязательно!
Реплика: Это высокая позиция.
Ответ: А иначе смысла жизни у нас не будет. Он закладывает определенную ступень нашего развития в каждый момент времени каждому человеку.
Вопрос: То есть вся Его режиссура, а Он великий режиссер, великий сценарист, мы это уже видим, к чему Он нас ведет?
Ответ: К осознанию необходимости возвыситься над своей природой.
Вопрос: И весь этот фильм, который мы видим, – это его конец практически?
Ответ: Да.
Вопрос: Это называется хороший конец? Прошедший через войны, через страдания, через катастрофы?
Ответ: Это хороший конец, конечно! Потому что мы согласны с тем, чего мы достигли, и надеемся уже на заключительный момент, чтобы я в своей природе раскрыл Его.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.03.2024
Вопрос: Сидят два бурундука под теплым сентябрьским солнцем, и один спрашивает второго: "А скажи, в чем смысл жизни?".
Подумал второй и говорит: "Помнишь прошлый год? Засуха, лес горит, есть нечего, лисы голодные нас ищут, мы голодные. Надо крутиться, чтобы выжить. И смысл этот не искали. Выходит, тогда он был. А вот смотри сейчас: мы в безопасности, лисы нас не трогают, люди не трогают, еды много, жизнь путем, но мы ищем ее смысл. Значит, мы его потеряли?".
То есть логика у бурундуков железная. Скажите, пожалуйста, почему, когда нам хорошо, мы не ищем смысл жизни?
Ответ: А зачем? Нет никаких желаний, всего хватает. И поэтому мы не ищем никакого смысла жизни. Жизнь – вот она есть? Есть. Наполнена? Да. Дает нам всякие наслаждения? Да.
Вопрос: Значит, есть смысл жизни?
Ответ: Нет, смысла жизни нет, но нет страданий.
Вопрос: То есть Творец должен сделать какую-то такую штуку, чтобы заставить нас искать смысл жизни?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А это необходимо?
Ответ: А как же иначе? А как с ребенком? Если ты не будешь его заставлять, он не будет расти.
Вопрос: То есть я все время должен подталкивать? Вывод у вас такой, что человек должен пройти страдания?
Ответ: Да. А люди не понимают, они думают: "Давай уберем с мира страдания, и будет хороший мир. Почему Творец не создал его таким?" Потому что иначе бы человечество не двигалось вперед.
Вопрос: То есть если бы было солнышко, мы бы выходили на улицу, было бы нам хорошо, мы бы улыбались друг другу, вот так вот и жили, и жили, и жили… Вы говорите, что мир бы остановился в таком случае?
Ответ: Да. Ты бы видел весь мир, как он просто в лежку лежит, люди умирают, все хорошо и истлевают.
Вопрос: Это если нет страданий?
Ответ: Да.
Вопрос: Это ведь человек никогда не поймет. Человек не хочет страданий, ведь это правильно?
Ответ: Да, но, в принципе, мы ведь должны немножко повысить какой-то свой умственный уровень, требования, взглянуть на себя со стороны.
Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, так или иначе страдания же к чему-то ведут?
Ответ: Страдания ведут к осознанию их причины. Когда мы страдаем, мы хотим узнать причину, и как от нее избавиться.
Вопрос: К какой главной причине должны привести страдания? Они же когда-то должны к чему-то привести.
Ответ: Постепенно-постепенно они приводят человечество к осознанию того, что вся причина страданий в самом человеке.
Реплика: То есть я начинаю с того, что сосед мой, или соседи мои, соседняя страна…
Ответ: Это мы на самом деле уже давно-давно прошли. Если бы мы действительно желали узнать причину страданий, то мы бы быстро поняли, что она в нашем эгоизме.
Вопрос: То есть она во мне и это главное, что нас гонит?
Ответ: Да.
Вопрос: В тот момент, когда я понимаю, что вся причина страданий во мне, в моем эгоизме, что происходит? Прекращаются страдания? Нас незачем гнать?
Ответ: Конечно.
Реплика: То есть, если мы говорим, что Творец подталкивает все человечество страданиями, то Он успокаивается в тот момент, когда мы понимаем, что вся беда в нас.
Ответ: Он не успокаивается. Творцу незачем менять Себя. Мы меняемся. И страдания улетучиваются.
Вопрос: Вся беда во мне, наконец-то я это понимаю. Дальше что, каковы мои следующие действия?
Ответ: Если я начинаю стремиться избавиться от страданий, я начинаю искать причину страданий. Я нахожу, что причина моих страданий – она во всяких видах, формах моей ненависти ко всему окружающему. И тогда я начинаю менять свое отношение ко всему окружающему.
Вопрос: То есть я свою ненависть должен все время подрабатывать?
Ответ: Да. И постепенно-постепенно меняя ее, я начинаю чувствовать, что это ведет меня к хорошей жизни. И всё. Как только я над этой ненавистью поднимусь или заменю ее, как получается, на любовь, на теплое отношение, страдания прекращаются.
Вопрос: Это называется какой жизнью? Это уже не земная какая-то жизнь, потому что у нас-то жизнь другая.
Ответ: Неважно. Допустим, земная.
Вопрос: Вот так начинает жить человек и человечество?
Ответ: Да.
Вопрос: Это возможно вообще, вы верите в это? Это логично.
Ответ: Нет. Я не верю в это. Но если бы мы захотели, то мы бы осознали, как можно вынудить Творца так повернуть нас, чтобы мы сделали это.
Реплика: То есть мы бы почувствовали, что вся причина…
Ответ: Вся причина в ненависти.
Вопрос: И надо попросить Его?
Ответ: Да. Надо попросить Его. И всё.
Реплика: То есть это уже другая психология – психология "я могу измениться". А вы говорите, что я измениться не могу.
Ответ: Я измениться не могу никак. Я могу, единственное что – упросить Творца, чтобы Он изменил меня. И тогда воссияет солнышко.
Вопрос: Мы Творца не чувствуем, не видим. Мы произносим это слово "Творец", и несмотря на это, все равно обращение мое к тому, что я не вижу, не знаю, не понимаю вообще, действенно?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вы за то, чтобы человек, который вообще не понимает ничего, обращался бы к Творцу? И это сработает, вы говорите.
Ответ: Да. И это сработает. Мы видим, как маленькие дети, новорожденные кричат. Что они кричат – непонятно, но это признак, что им плохо.
Вопрос: Они обращаются: "Сделай так, чтобы мне было хорошо!". Так же должен и человек сделать?
Ответ: Да.
Вопрос: Но, в принципе, крик его должен быть, как вы говорите: "Мою ненависть переверни, сделай меня любящим"?
Ответ: Но это уже осознанное, и потом другие состояния.
Вопрос: Это высокое состояние. К нему мы должны прийти, к этому именно?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.03.2024
Вопрос: Стояли на книжной полке две книги: одна в дорогом, красивом переплете, другая в дешевом и бедном. Хозяин прочитал дорогую, красивую книгу, сказал: "Ни уму, ни сердцу". Прочитал дешевую, заплакал и сказал: "Ничего более полезного для души я еще не читал". Но на полке все-таки оставил обе книги: одну – для души, а другую, красивую, для людей.
Скажите, пожалуйста, почему? Ведь он нашел истину. Почему он так плохо думает о других?
Ответ: Он не плохо думает. Во-первых, он не имеет право отнимать у них свободу выбора, навязывать что-то.
Во-вторых, только таким путем, когда у тебя есть две стороны одной медали, ты можешь показать человеку, какой из путей и куда его приводит. Поэтому надо оставлять обе книги.
Реплика: То есть он внутренне нашел истину. А для них ставит, чтобы они потихонечку тоже как-то к ней приблизились.
Ответ: Конечно.
Вопрос: Все-таки можно жить только внутренней работой, только этой неказистой книжкой, но в которой истина?
Ответ: Нет. Надо сочетать эту работу с практикой. А практика – это борьба. Это физическая борьба с теми, кто против. Поэтому и вернулись мы в эту страну, на эту землю, и Творец приготовил нам заранее, чем заниматься. Эти все испытания.
Вопрос: То есть если мы дойдем до истины, то эти испытания как бы падут? Они же для того и существуют, чтобы нас подтолкнуть?
Ответ: Конечно. Они существуют для того, чтобы мы создали себя! То есть чтобы в нас вошла эта истина.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, мы все-таки встречаем человека по душе или по внешности?
Ответ: Я не знаю. Это смотря кто и как.
Вопрос: Я даже спрошу еще проще: любовь с первого взгляда – она все-таки по душе или по внешности?
Ответ: С первого взгляда – это когда тебе бросается в глаза. И тогда бросается в глаза то, что ярче.
Вопрос: А любовь с первого взгляда, когда ты уже жить не можешь, когда ты ходишь, только думаешь, допустим, о ней?
Ответ: Нет, если это уже идет в осознание, то тогда первый взгляд не поможет.
Вопрос: То есть взгляд – он внешний все-таки?
Ответ: Да, это все просто слепит. А потом, когда ты уже начинаешь ближе смотреть, то это уже не любовь и не первый взгляд. Это уже ощущение подобия, близости, понимания, преданности и так далее.
Вопрос: Люди, которые живут по 50, 60 лет вместе, это уже идет из подобия свойств? Иначе они бы не смогли так продолжать?
Ответ: Конечно. Те люди, которые живут больше десятка лет, даже всего лишь десяток лет, они уже живут тем, что нажили вместе. Теми общими чувствами, свойствами, пониманиями и так далее.
Вопрос: Есть такой математик – Григорий Перельман, который отказался от премии в миллион долларов и никуда не захотел уезжать. Жил, или живет с мамой, одиноко и так далее. Вот у него ничего внешнего нет. И одет точно так же. Он живет внутренним. Что это такое? Или у ученых это естественное состояние?
Ответ: Это естественное состояние жизни таких людей, как он, которые живут ради того, чтобы понимать творение. Для него ощущение картины творения в себе, внутри себя – это самое главное. И он отключен от всего.
Его не интересует ни политика, ни войны, ни что угодно, а только лишь именно его беспокойство, я бы сказал, мозговое, которое не дает ему покоя.
Вопрос: В каком мире они живут, такие ученые? Не в этом же, получается?
Ответ: Нет, не в этом, конечно, не в своем сегодняшнем мире. Они живут в каком-то межзвездном пространстве.
Вопрос: То есть он живет этим миром достаточным? Что ему достаточно? Сандалии, брюки, рубашка, и пошел?
Ответ: Да, так он и ходит.
Вопрос: А так мир у него другой. Богатый это мир?
Ответ: Это мир, в котором он чувствует себя богатым и достаточным. Так что нет ничего другого.
Вопрос: Я вас как ученого спрошу. А как он нас всех воспринимает, всех вокруг, которые делают о нем фильмы, о нем говорят, и так далее?
Ответ: Никак.
Вопрос: Как будто мы не существуем?
Ответ: Да. Для него это не существует.
Вопрос: Такие большие ученые – они вот такими и были?
Ответ: Их очень немного. В каждом из них существует свой какой-то маленький чертик.
Вопрос: Каббала – это наука о внутренних переживаниях, о желаниях. А то, что мы занимаемся распространением каббалы, всё-таки мы ее делаем внешней для людей и потихонечку притягиваем? Или что? Что мы делаем?
Ответ: Мы желаем притянуть людей к внутреннему состоянию каббалы, которое рассказывает о раскрытии Творца человеку в нашем мире.
Вопрос: И для этого мы делаем ее для них привлекательной? Это правильно?
Ответ: А как ты еще сделаешь?
Вопрос: То есть мы должны ее прихорашивать для них?
Ответ: Конечно, все люди – это как дети. Всегда мы к чему-то подходим издали, постепенно.
Вопрос: То есть это можно – взять сложные тексты и потихонечку популяризировать их?
Ответ: Конечно, да. То, что сделал Бааль Сулам, то, что до него делали Ари и другие великие каббалисты. Они уделяли этому много времени и внимания.
Вопрос: Чтобы именно принести к людям эту науку?
Ответ: Да. Это очень непросто. Хотя, их самые высокие тексты – это для нас высокие. А для них это было нисхождение к таким, как мы.
Вопрос: То есть это правильный процесс: не поднимайтесь до меня, а я спущусь до вас и подниму вас?
Ответ: А что же ты можешь сделать? Иначе никогда у нас не будет контакта с теми душами, которые достигли Творца и находятся на том уровне.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 26.02.2024
"Тот счастлив, кто прошел среди мучений, Среди тревог и страсти жизни шумной, Подобно розе, что цветет бездумно, И легче по водам бегущей тени". Антеру де Кентал, пер. Анна Ахматова
"Вот чего никогда не знаешь – когда именно одному человеку становится скучно с другим. Чужой рассказ об успехах в гольфе невыносим, а каким интересным кажется свой! Человек не способен взглянуть на собственный рассказ с нетерпимостью постороннего слушателя". Алан Александр Милн
Вопрос: Села бабочка-однодневка на многолетнее растение тысячелетник и начала восторгаться всем, что видит: "Солнце-то какое доброе, красивое! Роса какая! А луг какой! А небо какое! А воздух!"
"Ничего, бабочка, – сказал тысячелетник, – завтра ты ко всему этому привыкнешь". "Завтра для меня уже не будет", – ответила бабочка и навсегда закрыла глаза. И тысячелетник вдруг подумал, что он за тысячу лет не увидел того, что эта бабочка за единственный день своей жизни.
Вопрос такой: чего мы не видим, мы, живущие так долго?
Ответ: Мы не видим самого главного – начало и конец.
Реплика: Начало мы видим. Вот начало – рождается ребенок. Это для нас начало.
Ответ: Это он рождается. Но когда мы рождаемся, мы же не видим. И то же самое, когда мы умираем.
Вопрос: А если бы мы это увидели?
Ответ: Это был бы полный цикл.
Реплика: Но все-таки этот тысячелетник, проживший тысячу лет, не увидел того, что увидела бабочка за один день.
Ответ: Потому что она увидела переход из рождения в смерть.
Вопрос: Скажите, что мы должны были бы увидеть, если бы жили один день? Кроме этого перехода, что мы еще должны увидеть? Увидел переход, и что?
Ответ: Он нам объяснил бы очень многое: для чего рождаешься, для чего умираешь, как надо правильно относиться к этим событиям.
Вопрос: Когда я знаю, что у меня только один день, что это мне дает?
Ответ: Тогда ты знаешь, что ты весь в этом дне. Ты держишься за него. Ты пытаешься "выпить" все, что в нем есть.
Вопрос: Что в нем есть?
Ответ: Есть связь между прошлым и будущим. В основном, эта связь и дает человеку понимание того, что значит жизнь. Иначе мы проживаем так, как будто не чувствуем, где мы.
Вопрос: То есть это не жизнь?
Ответ: Это не жизнь. Это не жизнь, когда ты чувствуешь, что у тебя все течет. А вот когда ты хочешь удержать каждое мгновение, как будто бы оно последнее, тогда это жизнь. Ты хочешь его выпить, захлебываясь! Ты хочешь от начала до конца, и все, что между ними, все это втянуть в себя!
Вопрос: Тогда такой вопрос: что значит правильно прожить это мгновение?
Ответ: Правильно прожить – это значит постичь. Жизнь – это мгновение. Кто им управляет?
Вопрос: Это надо постичь?
Ответ: Да. И потом, для чего оно дано мне? Что я должен был сделать? Чего не сделал? А может, у меня еще есть эта возможность?
Вопрос: Это вы говорите о постоянной работе в это мгновение?
Ответ: Да, в это мгновение. Одно мгновение.
Вопрос: Потом будет следующее, и я задаю те же вопросы и так же двигаюсь?
Ответ: Я не знаю, будет ли следующее. Это неизвестно.
Вопрос: То есть я вот так живу это мгновение?
Ответ: Да.
Вопрос: Так человек не живет, ведь правда?
Ответ: Человек так не живет, а надо бы!
Вопрос: Нас научат так жить каким-нибудь образом?
Ответ: Нет. Я думаю, что это уже включено заранее. Такой уж человек.
Реплика: То есть нами так управляют, что у нас выключают этот аппарат: разум, все эти вопросы. И мы так живем и живем.
Ответ: Творец специально так создал.
Вопрос: А для чего Он это сделал?
Ответ: Чтобы с нас много не спрашивать.
Вопрос: А так бы Он спросил?
Ответ: Конечно!
Реплика: То есть: "Для чего ты живешь? Для чего ты живешь каждое мгновение? Кто управляет миром?" И так далее, и так далее.
Ответ: Да. Если бы Он поместил в творение практически Свой разум, начало, конец, все действия и так далее, и мы должны были бы на это ответить…
Вопрос: То есть то, что вы сейчас говорили, – это как бы вопросы, которые задавал бы Творец, если бы находился на месте творения? Можно так сказать?
Ответ: Да. Это вопросы, которые я задавал бы Ему.
Вопрос: То есть это вопросы, которые мы задавали бы Ему, если бы мы были настоящим Его творением?
Ответ: Да.
Вопрос: Что должен человек понять?
Ответ: Человек должен понять, что все-таки в жизни существует тайна, которую ему надо все время раскрывать. Не кто-то когда-то раскрыл, а теперь он может прочесть и узнать, а он должен сам ковыряться в себе, в жизни, в Творце и искать.
Вопрос: И это вы называете настоящей жизнью человека?
Ответ: Это жизнь.
Вопрос: До чего он дойдет, если будет так двигаться, такими будут его шаги?
Ответ: Каждый до чего-то своего. У каждого абсолютно четко своя задача в жизни!
Вопрос: Он должен прийти к этой задаче, к этому своему корню так или иначе?
Ответ: Его толкают к этому, а идет ли он потом, я не знаю. Никто не знает. Творец. И то заранее, может быть, неизвестно.
Вопрос: То есть от Творца зависит, иду я или не иду, вообще всё?
Ответ: Да.
Вопрос: Я должен обратиться к Творцу: "Открой мне мой путь"? Или это бесполезно?
Ответ: Проси!
Вопрос: Молитва моя прожить жизнь правильно, хорошо, должна быть или нет?
Ответ: Должна.
Жить надо так, чтобы ты каждое мгновение пытался все-таки раскрыть тайну жизни.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.02.2024
Вопрос: Однажды человек нашел яйцо орла и положил его к курице. Орленок вырос вместе с цыплятами, он кудахтал как они, копался в земле, искал червячков, хлопал крыльями и пытался летать. И однажды уже выросший орел увидел в небе гордую птицу. Она парила, взмахивая большими крыльями.
Зачарованный орел спросил: "Кто это?" "Это орел, царь всех птиц, – ответил ему сосед, – он принадлежит небу. А мы, куры, принадлежим земле". Так орел и жил как курица, и умер как курица, ибо он верил в свое куриное происхождение.
Скажите, пожалуйста, кто мы такие, мы, человеки? Мы орлята, которых подбросили к курам, или мы действительно курицы и летать не можем?
Ответ: В принципе, мы, конечно, орлы. Не просто орлята, а даже орлы. Но мы не можем сыграть эту роль, хотя нам все со всех сторон кудахчут.
Вопрос: То есть мы орлы, которых всё-таки поместили к курам? Или вы считаете, вообще все человечество может быть орлами?
Ответ: Но пока оно только куры.
Вопрос: От чего это зависит, я курица или я орел?
Ответ: От самосознания.
Вопрос: То есть я должен осознать, что я орел. Кто мне это должен или сказать, или нашептать?
Ответ: Высшее предназначение. Ты должен его прочувствовать в себе, должен понять, что иначе это не жизнь.
Реплика: То есть не жизнь – быть курицей, а жизнь – быть орлом.
Ответ: Для тебя – да.
Вопрос: Что это означает, что я орел?
Ответ: Быть орлом – это значит стремиться к порядку в мире, потому что иначе это будет не жизнь, а сплошной курятник.
Поэтому у нас нет другого выхода, мы обязаны, насколько мы ни чувствуем себя приниженными, ничтожными, маленькими, запутанными, из поколения в поколение неудачниками, мы должны все равно поднять себя и пытаться взлететь.
Вопрос: То есть, в принципе, когда-то проявится то, что я орел, так или иначе?
Ответ: Да. Тогда это и проявится.
Вопрос: Здесь говорится, что человек взял яйцо орла и поместил к курам. Так же Творец взял и поместил нас на эту землю. Как бы летать вы не можете, вы можете только ходить по земле.
А вы говорите: "А мы все-таки можем летать". Творец нам вложил, что мы можем летать? Сверху вложено?
Ответ: Да, в нас возникает это чувство.
Этот вопрос в нас возникает. И самое главное – все люди на земле подталкивают нас к этому. Хотя, конечно, не к этому явно подталкивают, хотят, чтобы мы заняли такое место, такую роль, но в общем это так.
Вопрос: То есть в нас есть эта орлиная точка?
Ответ: Да. Посмотрите на протяжении истории: хотя нас давят, жгут, что ни делали, и все равно в итоге встают, правда немного, но единицы в каждом поколении, которые идут вперед.
Вопрос: Все-таки от меня зависит выбор окружения или не от меня?
Ответ: От нас.
Вопрос: То есть я выбираю окружение?
Ответ: Да. Получив духовное наследство, книжное наследство от наших великих учителей, мы можем четко сказать, громко перед всеми, что оно у нас есть в руках, и мы обязаны его реализовывать.
Вопрос: И мы можем летать?
Ответ: Да.
Вопрос: Так или иначе мы слышим на земном уровне, что кому-то говорят: "Сиди, не рыпайся, ты курица". А кому-то говорят: "Ты царь зверей, ты орел, царь птиц". Скажите, когда таким образом кого-то опускают, кого-то поднимают, о чем это говорит?
Ответ: Это говорит о том, что каждый человек должен выбрать для себя, какое предназначение он выбирает.
Реплика: А то, что так говорят, – это…
Ответ: А кто говорит? "А судьи кто?".
Вопрос: То есть в любом случае это решение самого человека?
Ответ: Только!
Реплика: Несмотря на то, что тебя гнобят и так далее, у тебя должно быть это решение?
Ответ: Неважно. Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.02.2024
Бабочка-однодневка села на тысячелистник и начала восторгаться всем, что видит. "Завтра ты к этому привыкнешь", – сказал тысячелистник. "Завтра для меня уже не будет", – ответила бабочка. А тысячелистник вдруг подумал, что он за долгие годы не увидел того, что бабочка за единственный день своей жизни. Чего не видим мы, живущие так долго? Как правильно прожить каждое мгновение?
Вопрос: Что изначально вело Вас по жизни?
Ответ: Меня, как и всех остальных, вело желание познать смысл жизни, ее тайны, потому как я видел, что все должно иметь какое-то управление. Не может ни одна клетка, ни один организм, ни вся вселенная, если это взаимосвязанная система, не находиться под управлением, согласно тому, что говорят наши науки.
Но они раскрывают лишь малую часть окружающей нас природы. Мы словно соскребаем со стенки какие-то пылинки, называя это "грызть гранит науки". И действительно, перед нами огромная гранитная стена, и там, где мы можем отгрызть от нее кусочек – это и есть наша наука, а все остальное – непознанное.
Так и я явно почувствовал себя стоящим перед "гранитной стеной", которую можно чуть-чуть поскрести и набрать немного, как все.
У Эйнштейна была другая аллегория. Он говорил: "Я как маленький мальчик собираю камушки на берегу моря". Огромное море – это море мудрости. А он всего лишь собирает камушки даже еще не в море, а на берегу.
Когда я это почувствовал, то наука перестала притягивать меня. Она показалась мне настолько мелкой и жалкой, что не стоило ради каких-то маленьких, единичных знаний отдавать ей всю жизнь, быть преданным ей.
Однако это не значит, что я пренебрегал ею. Ни в коем случае! Я и сейчас люблю, читаю, интересуюсь, все эти годы.
Тем не менее, меня сильно оттолкнуло от нее. Какой смысл заниматься тем, чтобы еще поскрести "гранит", как остальные, набрать пару крошек, что-то больше понять, что-то больше узнать. Ведь если я буду заниматься, допустим, только своей биокибернетикой, то даже не пойму и не узнаю.
А биология, зоология, ботаника, геология, минералогия, землеведение, космология? Огромное количество других наук, в принципе, говорят обо всей природе, обо всем этом "граните". Но каждая скребет и набирает из разных мест разные "пылинки", и из этого создается та же геология, зоология, минералогия и так далее. Что будет мне от этого, если я буду ими заниматься?
Когда я посмотрел на это, я ощутил в себе огромную пустоту: нет ничего, ради чего стоит жить. У меня остался единственный вопрос: как узнать смысл жизни? При этом меня интересовали не мелкие знания частичных, разрозненных, удаленных друг от друга наук, каждая из которых что-то наскребла для себя, а общее познание – замысел Вселенной.
Это и называется "смысл жизни", поскольку жизнь человека, как мы наблюдаем, нечто самое высокое из всего существующего. Какой смысл Природе/Высшей силе, назовите ее Творец, Созидатель, Создатель, неважно как, создавать все это?
Это меня здорово завело. Вся моя жизнь до тех пор, пока я не нашел каббалу, превратилась в какую-то пустоту. Я работал, служил, открыл свой довольно успешный бизнес, но все это было как бы на втором плане. Внутри себя я ощущал абсолютную пустоту и никчемность существования. Так это было.
Я думаю, что сегодня так ощущают себя уже миллионы, даже, может быть, миллиарды людей в мире. Это ощущение является предваряющим поиск человека, помогает почувствовать ту систему, в которой мы находимся.
В принципе, я тогда спрашивал: "Что это? Зачем все это вокруг меня, в том числе и я сам?".
Когда ты смотришь на звездное небо, видишь эту бесконечность, то думаешь, как все это понять, охватить? Для чего? Зачем? Что? Есть такой вопрос, который сам приходит из Вселенной, когда ты смотришь на нее темной ночью. Если этот вопрос действительно не дает покоя человеку, то он приходит к изучению каббалы.
А тем людям, которые просто ощущают кризис, каким-то образом надо понять, в какой системе они находятся. Ведь если они не уравновесят себя с этой системой природы, не приведут себя к гомеостазису, к гармонии, то природа задавит их своими катаклизмами: цунами, землетрясениями, смещением земных плат, вплоть до атомной войны.
Тут уже одно из двух: либо они начнут искать смысл жизни из животного страха, либо вымрут, как динозавры, которые исчезли от того, что не соответствовали изменяющейся системе природы.
Но у динозавров не было другого выхода. А у нас выход очень простой: или изменимся, или вымираем. Останется маленькая часть, которая все равно придет к равновесию с природой. Согласно науке каббала, может быть и такое.
Причем останутся только те, кто смогут участвовать в интеграции. Они и создадут равновесие. А все остальные будут находиться в этой системе, но не в земном виде, поскольку не смогут своим нынешним животным эгоизмом участвовать в интеграции.
Однако есть легкий путь, когда люди с помощью обучения, разъяснительной работы, каждый и все вместе, помогая друг другу, придут к интеграции между собой, станут подобными природе, войдут с ней в равновесие и гармонию, и почувствуют все ее совершенство.
Я очень надеюсь на такой выход.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Смысл жизни Лайтмана"
Вопрос: В Дании запустили компьютерную программу, она довольно точно рассчитывает примерный год смерти человека. Тут нет никакой мистики, говорят авторы искусственного интеллекта. Он обрабатывает колоссальный объем базы данных о каждом из шести миллионов жителей страны.
История жизни любого человека – это цепочка происходящих с ним событий, куда входит и образование, и хронические болезни, и генетика. И это все он обсчитывает, обсчитывает, обсчитывает. Этой машине верят, потому что у нее довольно точные предсказания.
Как вы считаете, нам нужны все эти расчеты, эти машины? Они покажут с какой-то точностью, когда человек умирает.
Ответ: Но до этого я, наверное, тоже хочу что-то о себе знать: когда я стану богатым, здоровым? Когда я женюсь в третий, в четвертый, в пятый раз? И так далее.
Реплика: То есть как я буду жить, а не когда я буду умирать.
Ответ: Когда я буду умирать – это могут сказать все.
Вопрос: Но она подсчитывает вам, когда, к какому сроку вам надо все приготовить, все свои дела сдать и так далее. Нам надо такое?
Ответ: Мне это не надо.
Вопрос: Вам не надо. И человеку тоже, похоже, не особо?
Ответ: Я не знаю. Есть люди, которые очень заботятся о том, чтобы, умирая, оставить все в порядке, привести все свои дела в порядок и так далее.
Вопрос: Создание таких машин не означает, что мы как бы запускаем руку в планы Творца?
Ответ: Нет. Человек просто хочет нормально закончить свой жизненный путь, не входя ни в какие конфликты ни с кем, и поэтому он хочет знать день своей смерти.
Вопрос: То есть он хочет приготовить все бумаги?
Ответ: Да. Этим многие занимаются.
Реплика: Вы как-то рассказывали, что когда вы приехали в Канаду хоронить своего отца и думали поддержать маму в этот час, вы увидели, что ваша мама более-менее спокойна. Потом вы ее спросили: "В чем дело?" А она вам сказала, что она встретила человеке, который точно назвал ей день смерти вашего отца.
Ответ: Да.
Вопрос: Она еще попросила, чтобы вы позвонили этому человеку, и вы с ним говорили. Когда человеку даются такие способности, как этому экстрасенсу, предсказать день смерти, это к чему-то его обязывает? Это что-то значит или это просто такая животная способность?
Ответ: Я не увидел в нем ничего особенного, хотя, в принципе, предсказывать такие даты тоже не каждый может.
Вопрос: Он точно предсказал?
Ответ: Да. И когда я ему позвонил, он говорит: "А-а, это звонит мне сын такой-то". По одному моему голосу.
Вопрос: То есть вы не представились?
Ответ: Не представился, никак. И он мне сразу же сказал кто и что, и как, когда, и что я могу приехать к нему.
Вопрос: Когда и для чего даются такие способности человеку?
Ответ: Он сам не знает. Он не знает, и другие не знают.
Вопрос: То есть, в принципе, этот искусственный интеллект – в нем тоже ничего особенного нет, кроме всех этих наших земных вещей?
Ответ: Да.
Вопрос: Последний вопрос. Теперь о Творце, который знает корень души человека и ведет его от начала и до конца. Он ведь должен провести человека от чего-то к чему-то?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: От чего к чему Творец проводит человека?
Ответ: От маленького эгоистического желания и до большего, исправленного. Не окончательного, может быть. Ну и дальше, и дальше, и дальше.
Вопрос: То есть, так или иначе, путь человека – это ощущение, что я эгоист, и к исправлению. Это и есть весь путь человека?
Ответ: Да.
Вопрос: И не дано нам знать день смерти эгоизма, скажем так?
Ответ: Нет.
Вопрос: Мы не можем такую машину создать или такого экстрасенса встретить: когда я смогу закончить этот путь смертью моего эгоизма?
Ответ: Нет. Ты должен до последней минуты жизни жаждать, чтобы этот эгоизм из тебя улетучился.
Вопрос: И я был бы исправлен. И что я тогда обретаю?
Ответ: Тогда ты будешь чувствовать Творца всем сердцем и всеми своими чувствами один к одному.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Вопрос: Постоял витязь на распутье, посмотрел на три грозные надписи и отправился домой грамоте обучаться.
Во-первых, такой вопрос: сколько все-таки перед нами дорог? У каждой что-то написано. Скажите, что на них написано, что мы не понимаем это? Мы, которые школы закончили, кандидаты, доктора наук, мы не понимаем, что написано. Нам надо вернуться и как-то научиться читать. Что там такое написано?
Ответ: Там написано: не ищи счастья, а раскрой его в себе.
Вопрос: И почему-то это мы прочитать не можем. Что тут такого, что я не хочу с этим согласиться и по этой дороге пойти? Или даже прочитать.
Ответ: Да потому что дороги нет, на самом деле. Нет дороги. Это просто камень какой-то, который его останавливает. И он должен сейчас учиться, как достичь этой внутренней свободы на том месте, где он стоит.
В принципе, тебе не надо никуда идти. Ты сейчас, стоя перед этим камнем, должен найти истину. То есть человек должен идти внутрь себя. И тогда у него получится.
Вопрос: Что я найду там, в себе?
Ответ: Ты найдешь в себе себя: кто я, что я, для чего, зачем, что я хочу найти. Это все ты найдешь только в себе.
Вопрос: Мы говорим, что природа человека понятна, по большому счету. Это желание получить, эгоизм. Что я найду там, кроме этого?
Ответ: Все начинается с эгоизма.
Вопрос: То есть старт так или иначе будет: я пойму, что там моя природа, вот это она?
Ответ: Да, и как я могу ее, эту свою природу, обуздать.
Реплика: То есть я чувствую, что она мне не в счастье большое.
Ответ: Она мне не в счастье. Вот она вывела меня на эту дорогу, я должен по ней ехать дальше. Куда? Что? Ничего неизвестно и толку никакого. И буду я так искать все свои несчастные следующие годы, пока не вернусь к тому же камню, на том же перекрестке, только уже уставшим, поседевшим, как Дон Кихот на дохлом коне. И всё.
Вопрос: И всё? И это закрутила меня моя природа?
Ответ: Да.
Вопрос: Вот эта разборка: лучше сейчас, чем позже – и должна произойти?
Ответ: Конечно!
Вопрос: Это и есть та дорога, которую я должен пройти?
Ответ: Да.
Вопрос: Это участь каждого человека – выйти к "камню" и вот так постоять перед ним?
Ответ: У каждого есть такая возможность. А насколько он готов удовлетвориться этим, остановиться на этом, я не знаю.
Вопрос: То есть вы считаете, что многие те, которые пускаются по этим дорогам, идут по этим дорогам, – это всё неправильно?
Ответ: Да.
Реплика: Это ведет нас наше эго, требует, и мы бежим по дорогам? А надо бы постоять, не торопиться никуда.
Ответ: Надо бы остановиться, подумать и вернуться.
Вопрос: И вернуться домой?
Ответ: Да.
Вопрос: Вот тут сказано: "Вернуться домой, поучиться грамоте". Поучиться грамоте. Что такое "научиться грамоте"?
Ответ: Научиться грамоте – это значит правильно разгадывать те вопросы, которые возникают в твоем сердце. Это и есть вопросы. И грамота – я бы сказал, что это как тебе говорит твое сердце. Научиться слушать его, разговаривать с ним и удовлетворяться тем, что сердце тебе подсказывает.
Вопрос: Сердце – что это?
Ответ: Сердце – это мое "я".
Вопрос: Это не разум?
Ответ: Нет, сердце – это я. И я желаю ощутить себя, узнать себя, раскрыть себя, будто я говорю сам с собой и стою сам перед собой. Это значит говорить со своим сердцем.
Вопрос: То есть мне надо стать перед собой на самом деле? А я все время бегу от этого своего "я"?
Ответ: Да, мы от самих себя убегаем. Всегда перед собой стою я, а мы от него убегаем.
Реплика: Что-то там, наверное, мы не хотим знать.
Ответ: Я не хочу с ним разговаривать.
Вопрос: Это и есть грамота? Научиться грамоте – это говорить со своим "я" напрямую?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Творец доведет нас за ручку куда надо