Из письма: "Я ничего не понимаю из того, что вы рассказываете, но чувствую, что это правда. Как с этим быть?"
Из письма: "Я ничего не понимаю из того, что вы рассказываете, но чувствую, что это правда. Как с этим быть?"
Вопрос: Конфуций сказал: "Люди живут так, как будто никогда не умрут. А когда умирают, понимают, что никогда и не жили".
Вопрос такой: как научиться жить, чтобы, умирая, ты ни о чем не жалел?
Ответ: Я думаю, это заключается в том, чтобы человек стремился к тому, чтобы умереть. То есть я живу, как я считаю, что надо жить в моих ограниченных возможностях. А придет час умереть, я не буду ни о чем сожалеть.
Вопрос: Чтобы эта формула и существовала? Но я вкладываюсь в каждый день, в каждую свою минуту, чтобы жить?
Ответ: Да.
Вопрос: Что вы называете жизнью?
Ответ: Жизнью я называю соединение человека с мыслью Творца.
Вопрос: Но я же не знаю мыслей Творца?
Ответ: То, что Творец желает, чтобы мы познали, постигли, это я пытаюсь узнать и воплотить.
Реплика: То есть жизнь – это все время узнавать это. И здесь по этому пути есть у нас всякие падения, подъемы…
Ответ: Это только помогает нам, чтобы объединиться и постичь глубину мудрости Творца.
Вопрос: А можете сказать, какова главная мысль Творца?
Ответ: Главная мысль Творца – чтобы человек захотел объединиться со всеми людьми, со всей природой в одно, единое целое и внутри всего этого раскрыть Творца.
Вопрос: А если у человека есть ощущение, и он живет с этим ощущением, что он может быть бессмертным, это хорошо или плохо?
Ответ: Я представляю себе, что значит быть бессмертным, но я представляю себе в то же время, как можно мучиться, если Творец не позволит выйти из той ограниченности разума, задач, которые проносятся, постоянно циркулируют в уме и сердце человека. Поэтому будем надеяться, что у нас еще впереди этот выбор.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.01.2024
Вопрос: Захотелось тщеславному зайцу, чтобы его дом сторожила лиса. Построил будку, пригласил в нее лису. И с тех пор больше в дом не заходит, лиса не пускает.
Это очень похоже на нашу жизнь. Мы сами выбираем на свою же голову всяких лис, чтобы нас стерегли, а потом они нас и выживают из нашего дома. Обирают и так далее. И мы горюем, что такая наша судьба. А сами ведь выбрали их, чтобы они стерегли дом. Почему мы не видим, что это лисы? Мы, зайцы.
Ответ: У тебя на этих лис желание. И ты не можешь этому желанию сопротивляться. Ты думаешь, что у тебя это будет лучше, чем у других.
Вопрос: То есть эта лиса меня будет стеречь?
Ответ: Да.
Вопрос: Тут очень интересно говорится: "Захотелось тщеславному зайцу". То есть тут что-то со мной все-таки не то?
Ответ: Ему надо что-то большее, чем обычно положено было бы.
Вопрос: То есть чтобы выбрать не лиса какого-нибудь, это я должен перестать быть тщеславным. Тогда кого мы выберем, если с собой немножко поработаем?
Ответ: Гордое, простое одиночество.
Вопрос: Почему вы так подняли это одиночество и сказали: "Гордое, спокойное одиночество"?
Ответ: А потому что это вообще то, что есть у нас. И в этой жизни, и после этой жизни, все время мы одиноки.
Вопрос: С семьями, с детьми?
Ответ: Это неважно. Все равно ты с собой.
Вопрос: Тогда я вас спрашиваю, как каббалиста: где здесь Творец? Я с собой, – где здесь Творец?
Ответ: Это то, что Творец тебе приготовил.
Вопрос: Это можно считать добром, подарком?
Ответ: Да. Когда ты начинаешь ощущать, что весь этот мир перед тобой, а ты, в общем-то, в нем не нуждаешься, тогда ты видишь счастье.
Вопрос: Я не нуждаюсь в этом мире. В чем я нуждаюсь?
Ответ: Ни в чем. У тебя все есть, все было и все будет. Тебе ничего не надо.
Вопрос: Это вы называете одиночеством?
Ответ: Это я называю счастьем.
Вопрос: Что мне ничего не надо, у меня все есть?
Ответ: Да.
Вопрос: И так, добавляя, можно сказать, что это Творец меня этим всем обеспечил?
Ответ: Да. Это называется связью с Ним.
Вопрос: А одиночеством вы назвали именно это состояние?
Ответ: Это состояние одиночества. Но оно тебе сладко, хорошо, спокойно.
Реплика: Мы привыкли бороться с одиночеством. В Англии даже министр одиночества избран. Еще где-то. Одинокие страны.
Ответ: Это их проблемы.
Реплика: Люди ищут каких-то контактов. Даже не ищут, они одинокие. Для них ищут контакты, чтобы их свести с кем-то.
Ответ: Я считаю, это совершенно не надо!
Вопрос: Для вас – это понятно. Для вас это внутренний диалог с Творцом, есть эта высшая сила. А для обычного человека?
Ответ: И ему тоже это надо. Надо этому научить.
Вопрос: К нам приходили письма: "Я одинок, как мне жить вот в этом своем одиночестве?"
Ответ: А чего ты хочешь от других? Ты хочешь, чтобы перед тобой разыгрывали что-то, чтобы тебе было кому плакаться? Не надо ничего этого.
Вопрос: Не грустно это?
Ответ: Нет, не грустно.
Вопрос: Где здесь радость в этом? Вы даже сказали о счастье только что.
Ответ: Радость и счастье в том, что я могу быть сам с собой в своей жизни, и никто мне больше не нужен.
Вопрос: То есть вы, в принципе, сейчас призываете человека найти себя в этом одиночестве?
Ответ: Человек в общем одинок.
Вопрос: Это для вас как формула такая?
Ответ: Да. И он должен быть в себе. Тогда ему будет хорошо. И не должен требовать, ожидать ничего и ни от кого.
Вопрос: То есть он должен жить с ощущением, что у него уже все есть? Все, что ему надо, у него есть?
Ответ: Есть. Заготовлено заранее. В этом и есть его внутренняя радость и его счастье.
Реплика: Как-то мне не очень с этим уютно все-таки. Мы все время говорим о добрых связях, о теплых отношениях к другим.
Ответ: Если на другом уровне подняться, то там уже совсем другое дело. Ты говоришь уже о методе исправления мира.
Реплика: Мира сначала в себе, так получается.
Ответ: Мира в себе.
Реплика: А соедините, пожалуйста, два эти мира.
Ответ: Когда ты будешь думать об этом мире, что в нем есть все для всех и ничего не надо никому, чтобы все удовлетворились только тем, что у них есть, тогда ты получишь настоящий счастливый мир.
Вопрос: То есть он не состоит из многих-многих одиночеств?
Ответ: Нет. Он состоит из людей, которые счастливы тем, что каждый сидит в своей маленькой нише, и ему хорошо. Потому что свыше над всеми есть Творец.
Вопрос: То есть он не хочет никаких захватов, ничьих квартир и так далее. Ему хорошо там, где он. И это правильно – вот так к этому прийти?
Ответ: Это все намного выше еще. Но, в общем, да.
Вопрос: А можно сделать еще шажочек выше? Или этот еще немножко объяснить?
Ответ: Мы не затаскиваем человека в какой-то темный угол, в мышиную норку. Наоборот, мы хотим расправить его голову, плечи, разум.
Вопрос: А правильно сказать, что уже сейчас у тебя все есть? Такой посыл правильный?
Ответ: Да.
Реплика: То есть вот этим ты и живи, у тебя всё есть. И счастье, и радость...
Ответ: Всё есть!
Реплика: И Творец с тобой.
Ответ: Только раскрой.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Сказано: "Поле, благословенное Творцом". Вся наша жизнь – это как поле, по которому человек идет и собирает с него все, что кажется ему полезным для жизни. Но если он хочет, чтобы его состояние было как поле, благословенное Творцом, то он должен относиться к своей жизни как подарку, данному ему свыше.
Творец находится внутри этого поля жизни и дает человеку получить с него все необходимое для того, чтобы произрастить на этом поле урожай и насладиться плодами, выращенными с благословения Творца. И тогда получается, что его поле – это действительно поле, благословенное Творцом.
Полем называется высшая сила Творца, облачающаяся в мир. И на этом поле могут произрасти добрые плоды, а могут вредные сорняки – все зависит от человека и от того, как он принимает все это, то есть от того, что он хочет вырастить на этом поле.
Творец приготовил для человека поле, землю, семена – не хватает лишь работы человека. А она зависит от отношения человека к этому полю его жизни: хочет ли он, чтобы на этом поле выросли хорошие, правильные плоды, или ему безразлично, и он вообще об этом не задумывается.
Поэтому, если человек относится к своей жизни как к полю, благословенному Творцом, то он должен связаться с Творцом и приложить все усилия, чтобы на этом поле произросло все, что нужно.
Из урока по статье из книги "Шамати", 17.01.2024
Поле, на котором вырастет будущий мир
Реплика: Встретились на развилке две дороги: узкая и широкая. Широкая говорит:
– Посмотри, на кого ты похожа. Ты в острых камнях, колдобинах. Ты посмотри на меня: я красивая, гладкая. Вдоль меня кафе, рестораны, виллы.
Сказала, вздохнула и замолчала.
– Что ты вдруг замолчала? – спросила ее узкая дорога. – Ведь тебе хорошо живется.
– Хорошо-то хорошо, да только в конце меня пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Люди даже не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Я боюсь однажды сползти в нее. Ну, а ты как живешь?
– Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, в гору, им нелегко. Но в конце моего пути, уже там, на горе, они такие все светлые, радостные, счастливые. И я больше всего хочу там оказаться.
Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке дорог человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу.
Ответ: Да, это то, что есть перед людьми.
Вопрос: Почему человек не идет по узкой дороге? Он же слышит, что там, в конце рай! Допустим, слышит.
Ответ: Это будет где-то потом, когда-то. А сейчас перед ним шикарная дорога. И он спокойно по ней идет. Может присесть у любого заведения, ресторана или кафе, перекусить и отдохнуть, и пойти дальше. Так нас и завлекает жизнь.
Реплика: Тут человек стоит, не зная куда идти. То есть он слышит это размышление дорог: в конце одной ад, в конце другой рай. И все равно он никуда не идет. Вот это на разрыв какой-то, он не знает куда идти!
Ответ: Это наше ежесекундное ощущение.
Реплика: То есть эти дороги – это не просто я стою и сейчас решаю.
Ответ: Все время находишься в них.
Вопрос: Я все время на перепутье дорог?
Ответ: Да, каждое мгновение.
Вопрос: Как же я решаю все-таки, по какой идти?
Ответ: Ты ничего не решаешь. Все решается свыше. И тебя ведут, как надо вести. И это уже заранее известно и предначертано. Так что главное – согласиться с этим, не переживать, соединиться с Творцом, который все это делает. И Он тебя доведет за ручку, куда надо. А ты только послушно исправляй себя. То есть будь в каждое мгновение согласен с Ним.
Вопрос: Так или иначе я останавливаюсь на этой развилке на какое-то мгновение, или на какое-то время, и дальше должен согласиться с Ним и пойти, куда Он меня направляет?
Ответ: Да.
Вопрос: Это называется "куда сердце ведет"?
Ответ: Так говорится. Это по определению прямой линии. Прямой линией называется как бы кривая, в каждой точке которой происходит перегиб.
Реплика: Для меня еще с первых классов было: это две точки, и между ними можно провести прямую.
Ответ: Нет. Прямую ты не можешь провести, ты не знаешь последнюю точку. Но в каждой точке ты совершаешь поворот, и поэтому получается прямая линия.
Вопрос: Человек не выбирает свою дорогу – вы так говорите. За него выбирает ее Творец. И вы все время проводите эту линию – согласиться с Творцом?
Ответ: Да.
Вопрос: Отчего я соглашаюсь: от усталости, от мудрости? Чего тут больше, можно вас спросить?
Ответ: Да потому что это единственно верный вариант. Я не настраиваю себя на что-то сверхъестественное. Я не принимаю никаких особых решений. Я хочу просто в согласии с Творцом плыть по течению жизни, потому что она изначально выше меня.
Вопрос: Как все-таки к этой мудрости прийти? Мы все время что-то выбираем.
Ответ: Тогда будь революционером. Пожалуйста!
Вопрос: Но уже видно, что это дело провальное. Настоящая революция – это когда я соглашаюсь?
Ответ: Это когда ты соглашаешься с Творцом, потому что это против твоей природы.
Вопрос: Это и есть подняться над своей природой?
Ответ: Да. Наша жизнь – это борьба с собственным эгоизмом, борьба с тем, что нам хотелось бы. И поэтому только такой подход – он на самом деле разумный.
Вопрос: То есть в нас живет "я решаю"? А переворот – это "Ты решаешь, а не я решаю"?
Ответ: Да. Поэтому надо подпрыгнуть, ухватиться за Творца и таким образом лететь вперед.
Вопрос: Творец, за которого я должен ухватиться – что это?
Ответ: Это природа всего-всего мироздания. Великая сила, мудрейшая сила, которая все это крутит. И мы маленькие частички в ней.
И действительно нам дано осознать, что выше нас есть что-то, которое нами управляет. Согласиться с тем, что Он управляет, в этом заключается наша мудрость, если мы сможем ее раскрыть.
Реплика: А эта добавка, которую вы все время говорите, что это добро – с этим, по-моему, сложнее всего согласиться.
Ответ: Если Он управляет и нет никого кроме Него, то что же нам остается? Самое разумное нам, чему должны мы следовать, – это подчиниться Ему. Подчиниться не от слабости, а от разумности.
Вопрос: И тогда автоматически я понимаю, что двигаюсь к добру?
Ответ: Да. И мы будем двигаться тогда к добру.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Как узнать, к чему у меня призвание?
Реплика: Роман спрашивает: "Я регулярно смотрю ваши передачи. Они помогают жить, особенно в это непростое время. Но иногда я в недоумении. Посмотрел сегодня ваш ролик о четырех свечах, когда все свечи гаснут, и остается только одна – надежда.
И я вдруг слышу в вашем ответе, что надо просто дожить этот день. Что значит дожить? Сейчас, сами понимаете, непросто ни с работой, ни с деньгами, ни с жизнью этой, и возраст уже не тот, и болезни. Так что же стоит за этой фразой, которую вы повторяете: "Надо дожить"?"
Ответ: Надо плыть по жизни. Как будто ты в лодке, в реке, и она тебя куда-то несет. Не на камни, не на водопады, а просто течение несет. Вот так надо нам все-таки смотреть на жизнь. А что еще я могу посоветовать людям, которые живут в наше время? Надо просто плыть.
Вопрос: И при этом я знаю: есть течение и есть лодка?
Ответ: Есть течение, есть лодка, есть я в лодке. И я должен согласиться с тем, что я плыву по течению. Против течения я не могу плыть. Куда-то выбраться из этой реки я не смогу. Единственное, что я могу, – это согласиться с тем, куда меня несет течение.
Вопрос: Кому направлен этот ответ?
Ответ: Себе в первую очередь. Так человек должен понять.
Вопрос: В этой лодке плывут и мои товарищи?
Ответ: Если так говорить, то да. Все мы плывем в лодке по течению жизни, в реке жизни. И лучше всего понимать, что это так. Прожил день – прожил. Второй день – еще раз. И так далее, и так далее.
Вопрос: То есть вы не за то, чтобы какие-то планы закладывать?
Ответ: Нет! Эти планы все равно не сбываются, и все равно мы только переживаем из-за них.
Вопрос: То есть вы волнуетесь, что мы приходим к разочарованию?
Ответ: Смотря какие цели мы ставим перед собой в жизни.
Вопрос: И все-таки, какие цели надо ставить? Я плыву в этой лодке, я же хочу куда-то доплыть, или я не хочу?
Ответ: Если у тебя такая цель.
Вопрос: Если есть цель доплыть, то…?
Ответ: То тогда да. Надо проверить ее – стоит ли? Сможешь ли ты достичь эту цель? Если сможешь, то да. А если нет, то потихоньку выгребай хотя бы поближе к ней. Но всё-таки спокойно. Не рвись.
Реплика: Вот это немножко усложняет.
Ответ: Почему усложняет? Мы должны рваться?
Реплика: Мы привыкли рваться к цели, мы привыкли идти к цели.
Ответ: Я не думаю, что в наше время это разумно. Есть периоды, которые несут тебя и всё.
Вопрос: То есть говоря нашими словами: "Нет никого кроме Него"?
Ответ: Да.
Вопрос: И вот так я должен жить?
Ответ: Творец все равно создает нам новые условия, и мы, желаем или нет, все равно будем их реализовывать – то, что Он желает.
Вопрос: Что значит поддаться этому? Это, с одной стороны, опустить руки…
Ответ: Нет. Согласиться с тем, куда несет нас река жизни – это не значит опустить руки. Это значит реально воспринимать поток реки жизни и следовать вместе с этим потоком, понимая, что против него ты не можешь идти. Нет таких героев, которые смогли бы идти против течения.
И все равно мы желали бы, конечно, что-то изменить, но это что-то может быть только очень-очень небольшое в нашей жизни.
Вопрос: А где тут радость? Все-таки хочется радостно.
Ответ: Радость – она не в созидании того, что я сейчас бросаюсь в воду и начинаю перекрывать реку, и так далее. Радость – она в том, что я нахожу в моем обычном, простом жизненном пути особые точки движения и стараюсь двигаться по ним.
Вопрос: Что вы имеете в виду? Особые точки – это радостные точки? Вы это хотите сказать?
Ответ: Они радостные или нерадостные, все равно мы их должны пройти. Поэтому нам надо принимать жизнь более как течение.
Вопрос: Всё-таки отмениться, поддаться ему. Вот так?
Ответ: Если ты не отменяешься, это все равно ничего не значит.
Вопрос: А то, что мы привыкли и получали в этом радость – плыть против течения, допустим, идти против природы?
Ответ: Это твое внутреннее ощущение. На самом деле все равно никто против идти не может.
Вопрос: Мы не раз повторяем с вами, что природа человека – она эгоистическая. А человек так или иначе должен подняться над своей природой. Вы можете это связать?
Ответ: Да. Подняться над своей природой – это именно осознать, что ты все равно плывешь по течению реки. И все равно ты хотел бы, может быть, из нее и выбраться, но ты даже не знаешь, куда и как, и кто тебя там ждет на берегу, если ты вдруг появишься из-под воды со своей лодкой и так далее. Так что я не знаю, разумно ли это.
Вопрос: Надо ли знать или хотя бы предчувствовать, что там ждет в конце? Всё-таки реки впадают в море.
Ответ: Надо выбрать себе цель, которая кажется реальной и которая находится в соответствии с твоими задатками, и пытаться как-то ее достичь. То есть мы должны где-то понять, что мы оставляем реку жизни, выбираемся из нее и снова как-то плывем дальше.
Вопрос: То есть эти столбики каких-то остановок должны быть по пути?
Ответ: Да, но, откровенно говоря, в итоге все равно человек, хотя он в течение жизни желает стать революционером каким-то в чем-то и так далее, но в итоге он соглашается с тем, что это жизнь и она кончается смертью, и далее – что есть, то есть.
Реплика: Не очень оптимистично, конечно, это звучит.
Ответ: Почему не очень оптимистично?
Реплика: Все-таки хочется ставить такие цели, чтобы не то, что победить смерть, но хотя бы внутреннее, в себе ее как-то, знаете…
Ответ: Наоборот! Когда ты с этим соглашаешься, у тебя появляется особое спокойствие и особое восприятие жизни, и ты воспринимаешь ее реально.
Я не говорю о смерти. Я говорю о том, что это течение ты просто реально воспринимаешь.
Вопрос: И все-таки я еще раз спрошу. Если в этой лодке сидят те, кто занимаются, например, нашей наукой и уже, допустим, немало лет, его поведение таким же должно быть, как вы считаете?
Ответ: Его поведение должно быть таким, каким он, как всякий человек, стремится к своей цели.
Реплика: То есть если цель – подняться над своей природой…
Ответ: Если цель – подняться над своей природой, то она находится с тобой же в лодке. Ты не должен никуда прыгать и плыть к берегу, ты не должен кричать: "Эй, кто там на берегу?!" – может быть, есть кто-то. Ты ничего не должен звать к себе. Это все зависит от твоего настроения, твоего отношения к тому, что ты проплываешь. И в итоге ты попадаешь в иное измерение.
Вопрос: Как это происходит? Как меня вытаскивают из моей природы? Вот я просто плыву в лодке, со мной наша идея…
Ответ: Тебя не вытаскивают, ты никуда не выходишь. Просто та иллюзия, в которой ты существовал, потихоньку сменяется другой, третьей и так далее.
Реплика: И я уже не обращаю внимания, как Рома тут пишет, что жизнь тяжелая, возраст, болезни.
Ответ: Нет-нет-нет. Это меня уже не интересует. Я уже думаю о том, как я это проживу спокойно и далее войду в новую жизнь.
Вопрос: Как над этим быть? Над этой жизнью, которая довлеет, над болезнями, страданиями?
Ответ: Самое лучшее – отдаться этому и не сопротивляться. Потому что сопротивление ничего не даст, мы это знаем. Все вокруг нас проходят такие этапы и заканчивают одинаково. Доброжелательно относиться как к жизни, так и к смерти.
Вопрос: И это называется "так же относиться к Творцу"?
Ответ: Да. Согласиться с Ним, с тем, что Он совершил, сделал над нами, поставил нас в определенные рамки и дал нам такой вектор развития.
Вопрос: А когда говорится, что у каждого свой путь, что имеется в виду? Свой путь к Творцу?
Ответ: Да, ничего другого. И особенно нового здесь ничего нет, кроме как относительно человека.
Вопрос: То есть у каждого человека свой путь к Творцу?
Ответ: Да. Если человек это поймет, то это и называется, что он приобрел мудрость.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Однажды человек нашел яйцо орла и положил его к курице. Орленок вырос вместе с цыплятами и так и жил, как куры, ибо верил в свое куриное происхождение. Кто мы, человеки, такие: орлята, которых подбросили к курам, или мы курицы, и не дано нам летать? От чего зависит: я курица или орел? Нужно ли стремиться быть орлом?
Вопрос: Идет человек по рынку, а торговец боевыми петухами ему кричит: "Купи моего петуха, он бьется до смерти". "Зачем мне петух, который бьется до смерти? Мне нужен тот, что бьется до победы", – отвечает покупатель.
В принципе, вся наша жизнь– это бои. Маленькие, большие бои и так далее. Всё-таки мы бьемся до смерти или до победы?
Ответ: Если б мы знали. Самое главное нам – понять, что от нас требуется.
Вопрос: То есть мы не знаем цели, по большому счету?
Ответ: Нет, не знаем.
Вопрос: Тогда определите, пожалуйста, как проводить эти бои? Пускай это наши петушиные бои, но как проводить их?
Ответ: Надо просто представить себе, в чем мы хотим победить, что будет, когда победим – мы или наши соперники, враги. Будет только хуже. По дороге мы уничтожим много и тех, и других. Вследствие этого останутся разоренные страны, убитые люди и так далее.
Вопрос: Это победа или поражение?
Ответ: Будет ли это победой, я не знаю.
Вопрос: То есть зачастую, а, может быть, даже почти всегда наши победы оказываются нашими поражениями? В этом мире чаще всего?
Ответ: Да.
Вопрос: Так что же тогда окажется победой?
Ответ: Когда мы поймем, что нам надо сближаться, соединяться и вместе наводить порядок в себе и в окружающем мире.
Вопрос: Не захватывая никого и ничего? Не угрожая никому?
Ответ: Нет. Те, кто захватывают, они, как правило, и проигрывают.
Вопрос: Этим мы как бы себя побеждаем?
Ответ: Да, победа – это победа над собой.
Вопрос: Можно сказать, что каждое мгновение в жизни – это бой?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы когда-то говорили, что каждый день, каждое мгновение нужно проводить как последнее.
Ответ: Да. Человек должен давать себе отчет: сколько он еще живет, доживет ли до конца дня или нет. Что будет, если не доживет; с каким расчетом он уйдет из этого мира. Вот таким образом должен жить.
Реплика: Обычно человек не задается таким вопросом.
Ответ: Но это непонятно – почему. Ведь для всех из нас есть начало дня и конец дня. Так почему не может быть начало жизни и конец жизни.
Вопрос: Вот сейчас – раз! – через мгновение? Но неужели я это все время должен держать? Так жить невозможно!
Ответ: Наоборот, это очень хорошо.
Вопрос: Если я думаю, что я сделаю, потому что в конце дня неизвестно, что со мной будет?
Ответ: Да. Это по силам каждому. Надо просто обучить человека нормально смотреть на это, и тогда он может сделать в своей жизни очень много полезного.
Вопрос: И как вы считаете, какие выводы он тогда сделает: как мне прожить этот день, если он будет последним?
Ответ: Думать о своем отношении ко всем, к миру так, чтобы оставить в мире о себе хорошее впечатление.
Вопрос: Хорошее впечатление для мира – это что значит?
Ответ: Сделать в мире как можно больше пользы.
Вопрос: Что такое польза для мира?
Ответ: Польза для мира – это добрая связь между людьми, которая после тебя остается.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.01.2024
Вопрос: Известный венгерский писатель Милан Фюшт писал: "Если бы у меня был сын, я бы рассказал ему о том, что мир являет игривую смену картин и не стоит в этом искать ни мудрого замысла, ни возвышенной цели.
Что если он научится принимать повороты судьбы, любить переменчивость жизни, а не противиться ей всеми силами души, то он станет тем человеком, которым его замыслил Бог".
Скажите, пожалуйста, какими нас замыслил Бог?
Ответ: Это мы не можем сказать сразу. Только в результате нашей большой работы над собой. И тогда мы придем к тому, что станем в такую позицию, что нас будет наполнять отношение Бога к нам.
Вопрос: Это нам будет важно?
Ответ: Да.
Вопрос: А скажите, пожалуйста, вы согласны с тем, что "не стоит искать в жизни ни мудрого смысла, ни высокой цели"?
Ответ: Потому что обычный человек не может это делать все равно.
Вопрос: Не может найти?
Ответ: Да. Лучше, если он не будет искать ни смысла, ни цели.
Вопрос: А как будет жить?
Ответ: А будет жить для того, чтобы жить. И тогда он еще раньше поймет смысл именно такого отношения Творца к нему.
Вопрос: То есть таким простым образом, просто жить, он придет все-таки к тому, что…?
Ответ: Быстрее придет.
Вопрос: Быстрее придет, чем если он будет философствовать, жить, искать смысл и так далее?
Ответ: Да, несомненно.
Вопрос: Еще один вопрос: как научиться принимать все повороты судьбы? Вот тут сказано: "Принимай все повороты судьбы. Это игривая картина", – и так далее. Как научиться? Сегодня судьба поворачивает резко.
Ответ: Надо воспринимать все это с некоторым азартом, как игру. Когда противник делает, допустим, шаг на шахматной доске или бьет новой картой по столу, и у тебя появляется ви́дение твоего следующего шага. Тогда ты должен радоваться, что ты находишься в связи с таким человеком. И ты желаешь в связи с ним раскрыть Творца.
Вопрос: То есть тогда каждый мой ответный шаг – это и есть приключение? Мое, внутреннее. И все мысли мои: "Как, что?"
Ответ: Да.
Вопрос: А дальше вы сказали фразу: "Ты оказываешься в связи с Творцом". Вот эта мысль, пускай даже у меня не существует, но именно это и приводит к такому путешествию по жизни?
Ответ: Да. Это то, чего ты хочешь достичь.
Вопрос: Это конечный пункт моего путешествия?
Ответ: Да.
Вопрос: А он бесконечен, говорят?
Ответ: А он бесконечен.
Вопрос: И что же тогда получается?
Ответ: Ничего. Живи, радуйся в своей бесконечности.
Реплика: В комнате горели четыре свечи. Первая сказала: "Я спокойствие. Люди не умеют меня хранить". И погасла. Вторая сказала: "Я вера. Я никому не нужна". И погасла. Третья сказала: "Я любовь. Люди не ценят меня". И тоже погасла.
В комнату вошел маленький ребенок, испугался темноты и заплакал. Тогда четвертая свеча сказала: "Не плачь. Я надежда. Пока я горю, всегда можно зажечь все другие свечи".
Вопрос: Можно сказать, что пока человек надеется, он живет? Есть основа у этой фразы?
Ответ: Да, потому что надежда все-таки показывает тебе путь к развитию.
Вопрос: То есть что-то еще есть?
Ответ: Конечно! Люди пересекают океаны на парусниках, чтобы найти какую-то землю, чтобы что-то открыть. Это надежда.
Реплика: Всегда меня это поражало. Амундсен и все эти открыватели, которые до полюса доходили и замерзали там, проходили океаны на маленьких лодочках. Что ведет их?
Ответ: Мечта!
Вопрос: Вопрос еще такой: как не потерять надежду, когда уже все сгорело, все свечи сгорели: и любовь, и вера, и спокойствие, всё?
Ответ: Понимать, что все находится в руках Творца. Потому что человек убеждается, что в его руках ничего не находится. И тогда он спокойно доживает свои годы.
Вопрос: Это вы называете: вот эта свечечка – надежда? То есть всё в руках Творца – это следующий шаг?
Ответ: Да.
Вопрос: Еще один вопрос. Почему нам все время оставляет Творец этот шажок наш, эту последнюю свечечку?
Ответ: Чтобы подхватить нас в последнюю минуту, секунду, мгновение и продолжить с нами дальнейший путь.
Эта свечка – это свеча связи между человеком в этом мире и человеком в высшем мире.
Вопрос: И она все время горит, эта свеча?
Ответ: Она провожает человека дальше.
Вопрос: Есть ли такие состояния, когда эта свечка не горит, когда нет надежды?
Ответ: Нет. Она всегда горит.
Вопрос: Это и называется, что Творец добрый и творящий добро?
Ответ: Да. Иначе такой человек бы не родился. Потому что Творцу заранее известна вся его жизнь, до скончания.
Вопрос: Почему же мы очень часто не замечаем эту свечку, теряем надежду?
Ответ: Мы не так настроены на свое существование.
Вопрос: А какой правильный настрой?
Ответ: Правильный настрой – что впереди нас всегда доброта Творца.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.12.2023
Вопрос: Человек жалуется Богу на жизнь: и то не то, и это не то, и на работе проблемы, с семьей беда, и долги, и здоровье. Бог проявляется и говорит: "Это все понятно. Но ты мне вот что скажи: жизнь продлевать будем?".
Будем эту жизнь продлевать?
Ответ: Я думаю, что если Бог спрашивает человека, то человек должен ответить: "Ну давай еще".
Вопрос: То есть на все эти наши: и это плохо, и то плохо, и это плохо, и это плохо, – все равно мы будем продолжать?
Ответ: Если жить, то жить.
Вопрос: Эрих Мария Ремарк сказал так: "Главная цель человека – обрести себя. Это удается единицам. Все остальные слишком ленивы или трусливы, чтобы идти над этой тропкой над бездной. Зато тот, кто пошел по ней, получает в награду настоящую жизнь, а не серое существование".
Вопрос такой: почему это требует смелости – обрести себя? И еще он говорит, что это как проход над бездной. Почему такая драма – обрести себя?
Ответ: Потому что ты должен при этом постоянно строить себя, выдерживать себя действительно как канатоходец над бездной.
Вопрос: То есть ты балансируешь. Что в таком случае означает "упасть в бездну"?
Ответ: Быть несогласным с Творцом.
Вопрос: То есть весь этот проход – он во всем соглашаться с Творцом? Вот эта веревочка?
Ответ: Да.
Вопрос: Куда она ведет?
Ответ: В никуда. А ты что, теперь высматриваешь вознаграждение?
Реплика: Тут мы все время ломаемся на этом.
Ответ: Нет, тут нечего ломаться. Надо все это уже давно поломать и сбросить в эту бездну.
Вопрос: Понятно. То есть я иду над бездной в никуда? И это называется "обрести себя"?
Ответ: Да. Обрести себя – это значит раскрыть по-настоящему свою природу в полном виде и улыбнуться ей.
Вопрос: Это называется "проход над бездной"? И так я обретаю себя?
Ответ: Я не знаю, стоит ли говорить, что я обретаю себя. Я не за то, чтобы человек чувствовал, что он что-то выигрывает. Ничего не выигрывает.
Вопрос: А для чего мы живем тогда? Я ведь все время хочу что-то получить.
Ответ: Чем ты считаешь себя лучше животного? Об их жизни ты не задаешься вопросами. Так и о себе тоже.
Вопрос: То есть оставить всякую надежду, и так вот жить? И все-таки, последний вопрос: что такое "я"?
Ответ: "Я" – это то во мне, что постоянно ищет смысл жизни. И это является нашей жизнью.
Вопрос: Поиск смысла жизни?
Ответ: Да.
Вопрос: Мы его найдем когда-нибудь?
Ответ: Я думаю, что он нам раскроется всем, абсолютно всем! Но не в этом мире, не в этом существовании. Это абсолютно невозможно – в нашем мире осознать, ухватить, раскрыть смысл жизни.
Вопрос: Но над бездной мы всё-таки должны пройти?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть я иду над бездной и знаю, что не сейчас, не здесь и неизвестно, что я получу, и я иду и иду?
Ответ: Да.
Вопрос: И когда-нибудь что-то все-таки получу? Вы сказали: "Он раскроется".
Ответ: Получишь. Обязательно.
Реплика: Это непросто.
Ответ: Не надо говорить, что это непросто или просто! Смотря как относиться к этому ко всему. Если ты видишь перед собой Творца, жизнь, и так далее, то я так и иду, и хочу все-таки понять, что мне дано. Почему, зачем, как.
Вопрос: То есть вы все время как бы говорите так: ни о чем не загадывай, ничего не желай получить – иди. Вот так вот и живи – иди! Можно так жить?
Ответ: Да. Можно так жить.
Вопрос: Идешь и идешь. Вот это и есть жизнь?
Ответ: Да. Легче – если не спрашиваешь, труднее – если спрашиваешь.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.12.2023
Какими должны быть условия, чтобы люди созрели для решения задачи своего развития?
Вопрос: Однажды пришел ученик к своему учителю и сказал ему: "Учитель, я хочу полной реализации и совершенного постижения истины". "Подожди, – говорит учитель, – пройдет какое-то время, и это непременно произойдет с тобой". "Нет, – сказал ученик, – я хочу, чтобы это случилось сейчас, именно сейчас!".
Ученик не отставал от учителя. Тогда тот отвел ученика к реке, схватил его за голову, погрузил ее в воду и держал ее, пока тот не начал задыхаться. Потом он отпустил ученика, и тот вскричал: "Что ты делаешь?! Еще мгновение, и я бы умер!" "Отлично! – ответил учитель. – Теперь ты понимаешь, кому открывается истина".
Вопрос такой: неужели до такой степени?
Ответ: Конечно. Высшая истина открывается только тому, кто не может жить без этого, кто согласен на все ради ее постижения.
Вопрос: Как мы приходим к такому требованию?
Ответ: Это только лишь по желанию Творца.
Реплика: Потому что вокруг всего много.
Ответ: Нет-нет, всё, что вокруг, вообще не имеет никакого значения. А прийти к смыслу жизни, раскрыть его, чувствовать его можно, только если человек понимает, что иначе нельзя. То есть это должно быть выше жизни и смерти.
Вопрос: Это человек доводит себя до такого крайнего состояния или его доводят?
Ответ: Нет, это душа. Это душа, которая стремится вызволиться, освободиться от пут этой жизни.
Вопрос: То есть это особые души, и мы не знаем, когда это произойдет в нас?
Ответ: Да, но постепенно-постепенно всё-таки все большее число душ приближаются к этому состоянию.
Вопрос: Это и называем криком, молитвой?
Ответ: Да.
Вопрос: Подарок бывает Свыше?
Ответ: Это всё подарок. Абсолютно все – подарок Творца.
Вопрос: То есть мои усилия прийти к этому являются подарком?
Ответ: Да.
Вопрос: А так в нормальную голову это не придет?
Ответ: Никому и никогда, и никак. Это только исходит от Творца и только тому, кого Он предназначает для этого.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, раскрытие истины – это конец или начало работы?
Ответ: Раскрытие истины – это начало.
Вопрос: И дальше будет снова этот подход к тому, что невозможно дышать, и снова открывается?
Ответ: Но это уже по-другому.
Вопрос: Тогда последний вопрос: в чем все-таки истина?
Ответ: В постижении Творца. В постижении через Творца всего мироздания. Это постижение совершенства действий Творца.
Вопрос: Вот это мы должны постигнуть?
Ответ: Да.
Вопрос: Каждый человек должен это постигнуть так или иначе, рано или поздно?
Ответ: Да.
Вопрос: И каждого проведут через вот это – "я не могу дышать, пока не постигну"?
Ответ: Не настолько. Есть особые души, которые должны это пройти в таком большом объеме самостоятельно. А есть такие, которые проходят за ними, по их следам, в массе.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.01.2024