Конфуций сказал: "Люди живут так, как будто никогда не умрут. А умирая, понимают, что никогда и не жили". Как научиться жить, чтобы, умирая, не сожалеть ни о чем?
Конфуций сказал: "Люди живут так, как будто никогда не умрут. А умирая, понимают, что никогда и не жили". Как научиться жить, чтобы, умирая, не сожалеть ни о чем?
"Если бы у меня был сын, я бы рассказал ему о том, что если он научится принимать повороты судьбы, любить переменчивость жизни, а не противиться ей всеми силами души, то он станет тем человеком, которым его замыслил Бог". (Милан Фюшт) Это правильное отношение к жизни? Как научиться принимать все повороты судьбы?
"Главная цель человека – обрести себя. Это удается единицам. Все остальные слишком ленивы или трусливы, чтобы идти по этой тропке над бездной. Зато тот, кто пошел по ней, получает в награду настоящую жизнь, а не серое существование" (Э. М. Ремарк)
Почему обретение себя требует смелости? Действительно ли это как проход над бездной?
Вопрос: Ученики спросили мудреца: "Что будет после смерти?" Учитель ничего не ответил. Ученики настаивали: "И все-таки есть жизнь после смерти или нет?" Мудрец ответил: "Есть ли жизнь до смерти – вот в чем вопрос".
Как вам ответ мудреца?
Ответ: Это нормальный ответ. То есть каким образом мы воспринимаем наше сегодняшнее состояние, существование, – это жизнь или это смерть?
Вопрос: Так все-таки, тогда что такое жизнь?
Ответ: Жизнь, как сказано по материализму, это способ существования белковой материи. 🙂
Вопрос: Вот это жизнь: ущипнул – если чувствую, что живу, то живу. Что-то скушал вкусное, вкусно – живу. Это – жизнь?
Ответ: Да, жизнь белковой материи.
Вопрос: А жизнь, которую вы подразумеваете?
Ответ: А это совершенно другой уровень, который надо достичь.
Для этого нам надо подняться выше нашей природы и войти в объем природы духовной, высшей, когда мы будем чувствовать жизнь, в которой существует наша неземная материя. Если земная существует в свойстве получать, то неземная – в свойстве отдавать. Вот если мы достигнем этого состояния, тогда мы почувствуем, в чем заключается та жизнь.
Вопрос: То есть я сейчас получающий. Это называется "белковое существование". А если я прихожу к тому, что я отдающий, – это надбелковое?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Это вы и называете жизнью?
Ответ: Там другое определение жизни: способ отдачи всех и всем, в конечном итоге, Творцу.
Реплика: Как я понимаю, это подразумевает мудрец – что ты должен над этим миром подняться каким-то образом.
Ответ: Да.
Вопрос: А почему даже учеников мудреца интересует этот вопрос, что там, за смертью?
Ответ: Он всех интересует. Ученики до этого еще не дошли, стремятся к этому, не раскрыли это для себя, существуют тоже в нашем мире. И поэтому спрашивают. Естественно.
Вопрос: Вы задавались этим вопросом, что в том мире?
Ответ: У меня к этому был вопрос чисто научный. Но я понял, что наука этим не занимается и не сможет заниматься. Сегодня об этом говорят вообще открыто. А в дни моей молодости об этом не говорили так уж открыто, но все равно я понял.
Вопрос: И когда вы искали, вы искали что там? Или вы искали, что здесь?
Ответ: Нет, внутри себя я не искал.
Вопрос: Томление какое у вас было?
Ответ: Томление – узнать тайну жизни.
Вопрос: Тайну этой жизни?
Ответ: Да, конечно. А другой я не знал.
Вопрос: То есть живу я или не живу – вот это?
Ответ: Да.
Вопрос: А у вас было ощущение, что вы не живете?
Ответ: Что есть что-то другое, сверх этого.
Вопрос: Когда у человека возникает этот вопрос, что есть что-то сверх, это означает, что его тянет к себе вот эта жизнь? То есть, когда у человека есть такой признак, вдруг в нем возникает это ощущение, надо его ловить?
Ответ: Да, надо развивать.
Вопрос: Не бежать от него?
Ответ: Нет, конечно.
Реплика: Но оно же достаёт, и больно.
Ответ: Достает – хорошо. Значит, и ты до него достанешь.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.11.2023
Вопрос: "Путешественник спросил пастуха: "Какая сегодня будет погода?" Пастух ответил: "Такая, какая мне нравится". "Откуда ты знаешь, что она тебе понравится?" "Я научился любить то, что будет. Поэтому будет та погода, которая мне нравится", – ответил пастух".
Вопрос единственный, который волнует очень многих: "Как научиться любить то, что будет?"
Ответ: Ты просто принимаешь с открытым сердцем то, что Природа, Творец, тебе готовит. И неважно – что.
Вопрос: То есть что бы ни было?
Ответ: Что бы ни было. А что может быть?
Реплика: Много всякого может быть, что мне не понравится.
Ответ: "Не понравится" – об этом я вообще не говорю. Все, что бы мне не понравилось, я принимаю.
Вопрос: То есть вы говорите о принятии? Что бы ни было, я это принимаю?
Ответ: Да.
Реплика: Если бы мы смогли на это настроиться, если бы можно было вот так научиться жить …
Ответ: Спокойно.
Реплика: Это предел мечтаний!
Ответ: А надо каждый день умирать и всё.
Вопрос: Что это означает?
Ответ: То, что происходит сейчас, и то, что исчезнет, и то, что будет – это всё одинаково в моих глазах исходит свыше. И поэтому я уже заранее принимаю это с покорностью.
Вопрос: И никаких сопротивлений?
Ответ: Зачем сопротивление? Какие вообще могут быть сопротивления?!
Вопрос: Что тогда называется жизнью?
Ответ: Жизнью называется свойство существования белковой материи. 🙂 Интересно, как мог человек выдумать такое!
Реплика: "Белковая" – тут даже нет разговора ни о душе, ни о сердце. Белковая материя существует и всё. А вы говорите: "А ты научись течь по течению, полностью. Отдаться и всё. Принимать все, что приходит к тебе". И тогда он говорит: "Будет погода, которая мне нравится".
Ответ: Конечно. Заранее согласен с тем, что будет.
Реплика: Войны, страдания, всё-всё, что мне приготовлено, и так далее, я всё принимаю.
Ответ: Да.
Вопрос: Это тяжелая работа на самом деле. Это звучит очень желательно – вот так отдаться и отмениться. Но это очень тяжелая работа! Очень!
Какой опыт у меня должен быть, чтобы вот так отмениться?
Ответ: Все равно и так, и так будет то, что надо. То, что свыше придет, то и будет с тобой.
Вопрос: Это приходит с годами, с мудростью, или как?
Ответ: И так, и так.
Вопрос: Но все-таки надо набраться опыта, чтобы к этому прийти?
Ответ: Да. Ну, еще пять лет, еще десять лет. А дальше? Все равно нам придется испытать такое преобразование с нами, с нашим телом и так далее.
Вопрос: Так можно согласиться с этим сейчас?
Ответ: Конечно.
А что далее? Мы прорастем в новом виде, в новой жизни. Без надежды, без всяких грандиозных планов. Мы постараемся быть еще больше согласными с Творцом.
Вопрос: Из всего, что вы говорите, получается, что нас именно к этому и только к этому ведут?
Ответ: Да.
Вопрос: Это и есть жизнь – прийти к такому состоянию?
Ответ: К полному согласию с высшей силой, полной отмене перед ней.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.11.2023
Реплика: Есть такая история Алана Майера, называется "Невезение".
"Я проснулся от жестокой боли во всем теле. Я открыл глаза и увидел медсестру, стоящую у моей койки. "Мистер Фуджима, – сказала она, – вам повезло, вам удалось выжить после бомбардировки Хиросимы два дня назад. Но теперь вы в госпитале, вам больше ничего не угрожает". Чуть живой от слабости, я спросил: "Где я?". "В Нагасаки", – ответила она".
Ответ: Нагасаки же разбомбили через несколько дней.
Вопрос: Да. Сегодня возникает в мире такое ощущение, что ты не можешь быть в безопасности нигде. Так и будет, что я, например, был в Хиросиме, а очнулся в Нагасаки?
Ответ: Да. Мы будем спокойно переживать каждый день с осознанием того, что каждое мгновение может быть последним.
Вопрос: Сейчас мир приводят к такому состоянию?
Ответ: А что в этом плохого?
Вопрос: А что в этом хорошего?
Ответ: Очень хорошо! Потому что это подгоняет нас к тому, чтобы правильно оценить себя и нашу жизнь.
Вопрос: То есть вы говорите, что если я с этим буду жить, тогда я буду каждую минуту проживать как последнюю?
Ответ: Да. Это будет хорошо.
Реплика: Никогда так не жило человечество.
Ответ: Конечно, нет.
Вопрос: И его сейчас подводят вот к этой точке?
Ответ: Да.
Вопрос: Что значит прожить эту минуту, это мгновение как положено, как последнее?
Ответ: Отдай себя течению жизни, Творцу. В общем, отдай себя всего.
Вопрос: И тогда возникнет у меня ощущение безопасности?
Ответ: Какой безопасности?! Это же абсолютно противоположное тому, что ты хочешь.
Вопрос: Значит, я проживаю это мгновение для других, каждое мгновение? И это и называется жизнью?
Ответ: Да.
Вопрос: И не думаю о следующей минуте, о следующем мгновении, о завтра, ни о чем?
Ответ: Жизнь – это мгновение между прошлым и будущим.
Вопрос: Да, точно. 🙂 Мы это поем.
Это хорошо, вы считаете?
Ответ: Это очень хорошо! Тогда человек чувствует себя над этим существованием.
Вопрос: Можно этому научиться?
Ответ: Можно. Это зависит от того, насколько человек может углубиться в себя, насколько он может оторваться от земного. Он может.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.11.2023
Реплика: Астрид Линдгрен, которая написала "Малыш и Карлсон", и все мы зачитывались этой книгой, вдруг очень по-взрослому сказала такую фразу: "Всё суета сует и погоня за ветром. Все мы одинаковы. Все были когда-то славными ребятишками. Ребятишки выросли и умрут. И что с того, что тебя перевели на 50 языков?"
Откуда эта мудрость, и почему она приходит именно с годами: "Все, что я написала, вот эти 50 языков, на которые перевели "Карлсона", – это всё… Что это? Это моя жизнь, и я даже не считаю, что это какой-то итог жизни. Я за него не держусь".
К этому человек приходит только со старостью, как царь Соломон когда-то пришел?
Ответ: Да. Это то, что остается от человека. А все остальное – это остается уже в людях.
Вопрос: А с этим я ухожу, если "я сделал все, что мог, и это останется людям"? Это правильная формула?
Ответ: Да, правильная. Потому что последующие поколения переживают то, что ты им оставил.
Вопрос: Представим, что это пришло не пожилому человеку, а очень молодому. Какому-то подростку уже пришла такая мысль, что "всё – суета сует". Это хорошо или это плохо на самом деле?
Ответ: Обычно это приходит к таким людям, которым это надо услышать. И они каким-то образом в себе это перерабатывают.
Вопрос: То есть если это приходит к молодому человеку, то это только мы внешне видим, что молодому, а у него, может быть, душа уже взрослая?
Ответ: Да, видно, в нем уже есть какая-то подготовка к этому. Иначе бы он не услышал.
Вопрос: И если это приходит к нему в таком возрасте, то он для чего-то пришел в этот мир?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.11.2023
Вопрос: Мудрец произнес простую фразу, что человек должен приобретать и знания, и мудрость. И когда его спросили: "В чем разница?" – он ответил: "Знание достигается чтением книг, а мудрость – чтением той книги, которой являешься ты сам".
Что я за книга такая? Скажите, пожалуйста.
Ответ: Жизнь. Книга жизни. Опыт.
Вопрос: Это и есть я?
Ответ: Да.
Вопрос: Что значит читать эту книгу?
Ответ: Не забывать, вспоминать, понимать, как ты живешь.
Вопрос: Получается, эта книга написана во мне?
Ответ: Она пишется в тебе твоей жизнью. Но проникаться ею, понимать ее можешь только ты, если будешь ее листать.
Вопрос: С одной стороны, здесь сказано "чтение". Вы только что сказали: "Пишется". Что значит писать эту книгу во мне?
Ответ: Писать – это то, что я сам пишу ее. Каждый день, ежеминутно, в каждое мгновение я решаю какие-то проблемы, задачи перед собой и принимаю их к действию. И вот здесь мне необходимо просто понимать, как это все происходит, какое решение правильное, какое – нет.
Вопрос: Если это книга, которую надо читать, то каково правильное решение?
Ответ: Я должен продумывать, что я делаю, что мне необходимо, для чего и как, принимать решение и действовать.
Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, как принимать правильное решение?
Ответ: Правильные решения я должен принимать так, как будто они последние, окончательные, и мне не дадут возможности переиграть.
Вопрос: То есть вы вообще не даете права на ошибку. Вы как бы говорите: "Вот это твое решение и всё"?
Ответ: Как ты будешь исправлять эти ошибки? Нет работы над ошибками. Сейчас принимаю решение и всё.
Вопрос: Чем пишется эта книга?
Ответ: Книга жизни пишется сомнениями и кровью.
Вопрос: Кровью – это значит страданиями?
Ответ: Конечно.
Вопрос: То есть вся эта книга, страшно сказать, в крови, то есть в моих страданиях, в том, что я прошел, и прошло человечество? Это моя книга.
Ответ: Да. Так мы живем уже тысячи лет.
Вопрос: Это правильное писание такое? Так и должно было записываться?
Ответ: Да. Иной записи нет.
Реплика: То есть я ни о чем не сожалею, ни о чем, что проходило, о всех этих страданиях, которые были, самых страшных. Это все необходимо было, получается, чтобы написать книгу.
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие в ней последние строчки? К чему эта книга подводит?
Ответ: Она подводит к тому, чтобы мы раскрыли еще шире глаза и четко посмотрели на мир. И мы бы увидели, что это только мы рисуем картину этого мира и самих себя в нем. А на самом деле ничего больше и нет.
Вопрос: Кроме как чего?
Ответ: То, что мы всё это определяем.
Вопрос: Определяем существование этого мира? Вот такого, как он есть?
Ответ: Да.
Вопрос: А какой он на самом деле?
Ответ: Нет его никакого.
Вопрос: А что есть?
Ответ: То, что ты определяешь, то и есть.
Вопрос: Но я есть?
Ответ: То, что ты определяешь.
Вопрос: То есть я определяю, что это такой мир, и я определяю – это я в нем"? И всё?
Ответ: И всё!
Вопрос: А что есть?
Ответ: Кроме твоего впечатления о том, каким ты его рисуешь, ничего нет.
Вопрос: Допустим, я прихожу к этому, хоть это и непросто понять. Я прихожу к этому, и что? И именно к этому ведет меня эта книга?
Ответ: Да.
Реплика: Говорят, что все-таки нас ведут к счастью.
Ответ: К какому счастью?! Тебе кто-то говорит про заоблачное счастье? О том, что в конце дней будет какое-то счастье?
Вопрос: А к чему ведут тогда? Мне хочется верить…
Ответ: К тому, чтобы ты познакомился с тем миром, в котором ты оказался.
Вопрос: И вот так меня ведут этими страданиями, ударами просто познакомиться с этим миром?
Ответ: Да.
Вопрос: Но меня же для чего-то бьют. Не для того, чтобы я просто познакомился с миром. Что-то ведь я должен приобрести от всего этого?
Ответ: Ничего ты от этого не приобретаешь, кроме места на кладбище. Ничего другого.
Реплика: Мне все-таки хочется что-то услышать от вас, о каком-то замысле…
Ответ: Не надо ничего! Вот такие мысли, как у тебя, они только и тащат человека во всякие несбыточные мечты, мысли и так далее.
Вопрос: "Надо успокоиться", вы говорите?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Если можно, суммируем. Я эту книгу жизни читаю, пишу, проживаю мою книгу жизни, для того чтобы прийти к тому, чтобы…?
Ответ: Ни о чем не просить.
Вопрос: На этом можно остановиться?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть я все время прошу, получается. А вы говорите: "А прийти я должен к тому, что ничего не прошу"?
Ответ: Ничего! Вот так вот – это мир, это жизнь, и я в ней существую, для того чтобы успокоиться.
Вопрос: Можно об этом сказать, что этим самым я принимаю все, что ко мне приходит? Это и есть результат этой книги?
Ответ: Да.
Вопрос: Просто все принимаю?
Ответ: Всё.
Вопрос: Хочу все-таки добавить. Все это – это добро, это что-то хорошее? Или вы не хотите на это отвечать?
Ответ: Я не хочу говорить тебе того, что нет. Человеку очень страшно, и поэтому он все еще надеется на то, что получит что-то хорошее от этой тяжелой жизни, в конце концов.
Вопрос: А вы говорите: "Все хорошее – это то, что ты все принимаешь"? Это результат моей жизни и этой книги?
Ответ: Да. Результат твоей жизни – это понять настоящую природу, в которой существует четкий закон. И если ты его выполняешь, то выполняешь; если нет, то нет. И в этой мере ты согласен.
Вопрос: Какой это закон?
Ответ: Это закон "каждому по его труду над собой".
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.11.2023
"Всё – суета сует и погоня за ветром. Все были когда-то славными ребятишками. Ребятишки выросли и умрут. И что с того, что тебя перевели на 50 языков?" (А. Линдгрен)
Почему такое понимание обычно не дается в молодости, а приходит с годами? Что остается от прожитой жизни?
Что есть счастье? Ничтожная малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, – мое. Оказалось – ничто.
Омар Хайям
Вопрос: Омар Хайям пришел, в конце концов, к пониманию смысла жизни, что все, чем он наслаждался, и все, чем жил, – это ничто. Это правильный вывод?
Ответ: В общем, да. Конечно. Он просто вспоминает, сколько он вкладывал в это сил, как стремился. И в итоге выяснилось, что все эти усилия того не стоили. Это видно из всех его произведений.
Вопрос: Это если мы говорим о нем. А если говорить о человеке? Если человек вдруг понимает, что всё это – ничто, то это, по-моему, большая трагедия. Или нет?
Ответ: Нет, он должен быть уже заранее подготовлен к тому, что все имеет начало и конец, и всё на самом деле ничто. И он с этим спокойно согласен.
Вопрос: А что тогда "что"?
Ответ: Спокойно прожить жизнь. В кругу друзей. И вместе с ними понимать, осознавать, что смысл жизни заключается в принятии.
Вопрос: То есть я принимаю то, что мне дается, и это может принести радость и покой?
Ответ: Удовлетворение.
Вопрос: А на большее, если я больше хочу?
Ответ: "Больше хочу" – это уже нехорошо.
Вопрос: А вообще, в чем заключается жизнь человека? Если мы к этому пришли. Не просто же так: раз – и ушел, раз – и ушел.
Ответ: Чтобы понять, что она очень ограниченная, и что он должен с этим смириться и не требовать большего для себя. Пытаться помогать другим и принимать от них помощь. И вот таким образом существовать.
Вопрос: В этом есть и радость, и счастье, и все-все составляющие?
Ответ: В итоге да. Просто мы видим, что ни от чего другого ты не можешь ничего больше ждать.
Вопрос: А где здесь Высшая сила? Где здесь Творец?
Ответ: В удовлетворении человеком именно от этих благ, которые он может приобрести в своем мерном, ограниченном существовании.
Вопрос: То есть тем самым я как бы говорю, что все, что мне дано Тобой, это все хорошо? И всё, это и есть моя радость? Здесь и Творец?
Ответ: В этом-то и есть Творец, что ты соглашаешься с Ним на том, что ты большего не требуешь.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.11.2023
Вопрос: В чем заключается работа над собой в духовном плане для обычного человека?
Ответ: Дело в том, что человек, в котором пробуждается вопрос о смысле жизни, начинает связывать себя с теми, кто желает расширить рамки своего познания, узнать: «Для чего я? Зачем я? В чём цель существования?».
Все эти вопросы подталкивают его расширить свои ощущения: «В каком мире я нахожусь? Есть ли что-то выше него? Что управляет им? Где тот механизм, который приводит его в движение? Причина и следствие всего этого? Цель?» Когда мы задаемся этими вопросами и не можем найти ответа, то начинаем искать.
Помню, когда во мне впервые возник этот вопрос, мне было всего 5-6 лет, а я чувствовал себя старым, внутренне неудовлетворенным, отрешенным от всех. Все дети бегали во дворе, занимались чем-то, а я думал: «Зачем всё это?». И жить особо не хочется, и смысла никакого нет.
Конечно, жизнь забалтывает тебя, ты немного интересуешься спортом: теннис, велосипед, бег. Немного девушками, – всё-таки происходит гормональное развитие. Но где-то в глубине все равно сидит этот вопрос и не отпускает тебя. Ты ведешь себя как бы механически, понимая всю бессмысленность этого.
Ходишь в филармонию, на выставки, в музеи. Пытаешься как-то прильнуть к этому миру, познать его, вкусить то, что люди считают высоким, особым. Но зачем? Смотришь на картину и думаешь: «Кто-то пару месяцев рисовал ее, красиво нарисовал. А дальше что? А смысл?» – Нет смысла.
Я помню, как учитель в школе говорил: «Смысл жизни в том, чтобы вкусно поесть, отдохнуть, сходить в кино, почитать интересную книгу», – и так далее. Получалось, как говорят мудрецы, «поневоле ты живёшь» – получай маленькое наслаждение, расслабься и забудь о более высоком смысле, иначе вся жизнь будет казаться адом.
А что делать, если ты не можешь успокоиться? В наше время таких людей уже миллионы! Эти вопросы обязывают человека начинать расширять поле своих ощущений.
Вопрос: Какими должны быть условия, чтобы люди созрели для решения задачи своего развития? Должны же быть какие-то условия, при выполнении которых это осуществится.
Ответ: Поскольку цель нашего развития скрыта от нас, ведь как бы философы ни бились над этим, но мы эту цель не можем четко определить, а всё, что определяем, сталкивается с нашим внутренним несогласием с ней, – то нам рано ставить такие вопросы. Человечество должно еще развиваться и, может быть, в течение многих веков.
Но по мере нашего развития природным путем мы постепенно придем к тому, что сможем всё больше и больше решать глобальные вопросы. Но, опять-таки, за каким порогом мы начнем осваивать решения вопросов о смысле жизни, еще не видно даже приблизительно. В чем смысл существования человека – этого мы не знаем.
Вопрос: А то, что человечество, как мы видим, движется в сторону, не дай Бог, своего уничтожения – это задерживает его в движении к раскрытию или нет?
Ответ: Нет, я думаю, что все это взаимосвязано: невозможно движение вперед без падения, без оглядки назад, без разочарований. Это всё один путь. Но пока что мы находимся в начальной стадии развития.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 27.11.2023
Вопрос: Омар Хайям написал так:
"Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, –
Вот последний секрет из постигнутых мной".
Вопрос такой: это правильный итог жизни, когда человек постигает, что ему ничего не известно?
Ответ: Да. На самом деле так. Он заканчивает жизнь и понимает, что он не понимает от нее ничего!
Реплика: Хотя в течение жизни ему казалось, что он накапливает знания.
Ответ: Да, он был великий мудрец, философ.
Вопрос: Да, рожал детей, воспитывал их, воспитывал других, учил других. В результате он приходит к мысли, что ничего не знает и ничего не постиг?
Ответ: Нет. Что жизнь – это то, что не постигается.
Реплика: "Вот последний секрет из постигнутых мной".
То есть оказывается, что в течение жизни это секрет, человек этого не понимает. Почему это раскрывается в конце жизни? Почему ему не сказать это, чтобы он был мудрее в середине жизни, в начале?
Ответ: Он не примет это.
Вопрос: Так пройти жизнь и в результате оказаться, что ничего мной не достигнуто и что я сделал? Это правильно?
Ответ: Это, очевидно, верно.
Вопрос: Интересно, нам всё-таки это подсказывают по дороге? Есть какие-то такие пограничные столбики, что нам говорят: "Пойми, что ты ничего не достигнешь, или что ты ничего"?
Ответ: Я думаю, что это не успокоит человека. То есть молодость и сила берут свое. Он все время ищет, пока уже в зрелости, тем более в старости, он понимает, что ему главное – прожить сегодняшний день. Наступит завтра – он будет так же его проживать.
Вопрос: Это когда он приходит к мудрости, к старости. А в течение жизни у него еще много впереди, и он еще идет и идет?
Ответ: Всякие планы, конечно, есть.
Вопрос: Это правильно – вот так? Или надо все-таки где-то к середине жизни прийти к тому, что, как вы говорите: день – день, день – день, – вот так и живи?
Ответ: Но с этим трудно согласиться человеку. Это против нашей природы. Мы хотим все время идти куда-то вперед, чего-то достигать. Но на самом деле ничего мы не достигаем. Мы спокойно проживаем эту жизнь как биологические существа и всё, и на этом уходим.
Реплика: Смотрите, мы как-то всё-таки наслаждаемся вызовом, который есть.
Ответ: Это как дети в песочнице.
Реплика: Посмотрите на Илона Маска, допустим. Он все время у всех на слуху. Он наслаждается. То он запускает что-то в космос, то он хочет всех переселить на Марс, то еще что-то, то чипы имплантировать… Он полон энергии и наслаждения.
Ответ: Такие люди действительно полны наслаждения и энергии и стараются увести за собой всех. Но есть ли смысл в этом? Это вопрос.
Вопрос: Почему человек все равно не хочет прийти к итогу, что я ничто?
Ответ: За тем, что он говорит: "Я – ничто", – за этим открываются еще другие возможности.
Я ничто, а дальше? Значит, я ничто в попытке чего: разбогатеть, управлять? А что тогда? И вот тут возникают у него всевозможные дилеммы.
Вопрос: Поэтому он боится?
Ответ: Да. И он не хочет останавливаться.
Вопрос: То есть он свою жизнь бетонирует тем, что бежит, создает, изобретает?
Ответ: Да, таких много.
Вопрос: А на самом деле, вы считаете, что так или иначе все равно суждено прийти к такому концу?
Ответ: Конец-то всем известен.
Реплика: Да. Из праха вышел и в прах вернешься.
Ответ: Да. Но дело в том, что смотря какие цели он перед собой ставит, и они его оживляют, и дают силы двигаться, вставать, вскакивать утром и что-то делать.
Вопрос: И это, вы считаете, игра в песочнице?
Ответ: Да, это игра в песочнице.
Вопрос: Какая мудрость должна прийти к нему тогда?
Ответ: Если это уравновешено с его общей теорией жизни, то тогда, наверное, это хорошо. А если это только для того, чтобы бегать от Земли к Марсу и еще куда-то и обратно, то в этом, конечно, смысла нет.
Вопрос: А если человек вдруг останавливается и задается вопросом: "А что за этим, а что потом?"
Ответ: Это может быть очень плохо для этого человека. Тогда он теряет ориентир в жизни. Это еще хуже!
Реплика: Это уже называется депрессией.
Ответ: Да. Так что лучше пускай играется в песочнице и ни о чем больше не думает.
Вопрос: То есть лучше, чтобы не выскакивал этот вопрос: "Для чего я бегаю? Для чего живу"?
Ответ: Да.
Вопрос: А вы все время настаиваете и говорите о том, что человеку все равно должен прийти вопрос "для чего я живу?" Люди, у которых возникает этот вопрос, приходят к нам учиться. То есть это все-таки хорошо?
Ответ: Если они приходят учиться к нам, то они идут дальше в своем развитии, кроме того, что строят всякие кораблики на Марс. Но все равно смысл жизни мы не знаем.
Вопрос: Но если мы хотим его постичь, это же хорошо?
Ответ: Это я не знаю. Кто хочет жить во имя этого, тот, конечно, придет к нам. А остальные будут удовлетворяться меньшим.
Вопрос: Если есть этот вопрос… Хорошо, мы пришли к нему, никуда не деться. Пришли к вопросу: "Для чего это всё? Для чего я бегу? Для чего эта жизнь? Для чего?"
Если этот вопрос "для чего я живу?" не останавливает, а наоборот, дает человеку жизнь, можно сказать, то это хорошо? То есть получается, что это другого свойства человек, другого характера? То есть его не удовлетворяет.
Ответ: Да, это зависит от характера человека.
Вопрос: У вас как было, можно спросить?
Ответ: У меня это с детских лет. Поэтому игра в песочницу – она как-то так...
Вопрос: Но она была у вас, правильно?
Ответ: Была!
Реплика: Еще как! Вы же были ученый, вы хотели быть ученым и так далее.
Ответ: Да.
Реплика: Потом что-то у вас такое произошло.
Ответ: Я понял, что это все бессмысленно.
Вопрос: Это потому что вас останавливали, не давали вам пройти, куда вы хотите всё-таки?
Ответ: И это было, но всё-таки желание постичь – оно разочаровывает само по себе. Сколько бы ты ни стремился постичь, ты видишь, что это всё ведет к бесконечности.
Вопрос: Это не дает еще одно желание жить? К бесконечности всё-таки, бесконечное. Бесконечные знания, бесконечность всего.
Ответ: Нет, даже новые знания, хоть каждый день раскрывай что-то новое, всё равно назавтра надо продолжать. Я не вижу в этом никаких особых, благих порывов.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, мы немножко к тупику приближаемся. Как же человеку с этим жить? С тем, что вы говорите, как ему жить?
Ответ: Не знаю. Я иногда вспоминаю своего учителя истории из школы. И он говорил: "Жизнь человека состоит из того, чтобы посмотреть фильм, прочитать хорошую книгу, чтобы как-то было интересно. И в этом жизнь".
Вопрос: И всё? И никуда не рвись и вот так и живи?
Ответ: Да, он был уже пожилым.
Вопрос: Но вы же рвались, правда?
Ответ: Я рвался. На меня эти его слова особенно не производили впечатления. Но все-таки в чем-то они остались во мне.
Реплика: Вы говорили, что у вас одним из счастливейших моментов жизни был момент, когда вы пришли и вдруг начали получать ответы на свои вопросы. И вдруг поняли, что за этим есть то, что вы искали.
Ответ: Да!
Вопрос: Вы по-прежнему в этом состоянии находитесь, вы лично?
Ответ: Может быть, не настолько, как раньше, но иду вперед, да.
Вопрос: То есть все-таки, когда получаешь ответы на эти вечные вопросы, это и есть жизнь?
Ответ: Это и есть жизнь. Потому что эти ответы – они, в свою очередь, новые вопросы.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.11.2023
Вопрос: Большой пес увидел щенка, тот гонялся за своим хвостом. Пес спросил: "Что ты гоняешься за хвостом?" Щенок ответил: "Я уже изучил философию, решил проблемы мироздания, и я узнал, что лучшее для собаки – это счастье. И счастье мое – в хвосте. Когда я поймаю, оно будет мое".
"Сынок, – сказал пес, – я тоже интересовался мировыми проблемами и тоже понял, что мое счастье – в хвосте. Но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы ни делал, хвост следует за мной".
Вопрос такой. Мы гоняемся за счастьем. А оно, оказывается, все время рядом, здесь, оно идет за мной. Вы с этим согласны?
Ответ: Да.
Вопрос: В чем оно, можно сказать? Как мне его увидеть?
Ответ: Чтобы понять, что не надо гоняться куда-то вперед, а счастье – оно рядом или даже позади тебя.
Вопрос: Мы торопимся, хотим приобрести, и знания, и всё-всё?
Ответ: Никуда не гнаться. А зачем?
Вопрос: Но это дает какое-то наслаждение человеку.
Ответ: Не надо никуда гнаться, а наслаждение найдешь в том, что ты просто спокойно живешь.
Вопрос: Вот это и есть счастье?
Ответ: Да.
Вопрос: В "спокойно живешь" что вы вкладываете?
Ответ: Что у меня нет никаких особых целей, тем более недостижимых, а я живу для того чтобы жить, спокойно проживать эту жизнь.
Реплика: Но как жить без целей? В последнее время вы часто стали к этому возвращаться в наших разговорах.
Ответ: Да потому что и жизнь такая. Она нам явно показывает – не требуй от нее чересчур. А все, что у тебя есть, удовлетворяйся спокойно и показывай этим пример другим.
Вопрос: Что вот так и живи?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.11.2023
"Что есть счастье? Ничтожная малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, мое. Оказалось – ничто". (Омар Хайям)
Это правильный вывод? Неужели ничего не остается от прожитой жизни?