Терять близких всегда тяжело. Как продолжать после этого жить – вопрос непростой.
Терять близких всегда тяжело. Как продолжать после этого жить – вопрос непростой.
Что можно сказать человеку, который знает, что его болезнь неизлечима и дни его сочтены, а потому его мучает страх смерти?
Прежде всего, надо вспомнить, что все приходит от Творца для достижения конечной цели. А относительно конечной цели ясно, что каждый из нас в конце концов простится с этой материальной жизнью, с этим самым низким и тяжелым, самым тусклым миром.
Поэтому главное, постараться все время быть связанным с целью, как можно сильнее. Нечего бояться, ведь каждый когда-то почувствует, что эта материальная жизнь кончается, и нужно крепче связать себя со следующей, духовной жизнью.
Из урока по статье №104 из книги "Шамати", 21.12.2021
Должны ли люди бояться смерти?
Реплика: Сканирование мозга во время медитации и молитвы показывает удивительно низкую активность в задней верхней теменной доле. Врачи пенсильванского университета утверждают, что в этот момент человек начинает меньше желать, и этим он стирает границу между эгоизмом и миром, она как бы размывается.
Ответ: Естественно, потому что человек вообще все стирает в себе. Он очень сильно понижает свое эго и как бы растворяется.
Это неправильное состояние, поскольку при этом он аннулирует свое "Я", свою личность, хочет быть в пассивном состоянии слияния с окружающим в виде неживого элемента.
Реплика: А ученые называют этот момент "равновесие и близость к природе".
Ответ: Конечно, если я обращаюсь в какой-то камень, то я близок к природе. А если я эгоист, который желает познать, раскрыть, почувствовать, попробовать, то это уже какое-то "Я", которое существует в природе в своем личном виде.
Понижать свое эго неверно, потому что это против прогресса, против развития, против эволюции, против самой природы. Этим мы ближе к ее неживому уровню. Просто у нас нет другого выхода – таким образом мы приходим как бы в состояние равновесия, спокойствия, в невозмущенное состояние.
Но, в принципе, надо идти к тому, чтобы использовать явно весь эгоизм, все, что только может родиться, проявиться и развиться в нас, и на таком огромном эгоистическом пике чувств и разума быть в равновесии с природой.
Вопрос: Выходит, что именно желание влияет на работу мозга? Насколько больше ты развиваешь желание, настолько активней мозг начинает работать и обслуживать желание.
Ответ: Мозг существует только для того, чтобы достичь желаемого. Если в желании есть задача чего-то достичь, мозг помогает наполниться желаемым.
Из ТВ программы "Крупным планом. Анамнез"
Вопрос: Религии не говорят о ценности этой жизни. Выполняй побольше заповедей – попадешь в рай. В принципе, этот подход отменяет полностью и разум, и все вопросы?
Ответ: Нет, этот подход хорош для нормальной социальной схемы общества. Но он действительно не говорит о том, что в этой жизни есть ценность, только за ее границами.
А каббала говорит по-другому: мир свой ты должен постичь еще в этом мире. Раскрой Высший мир здесь и сейчас, и тогда ты обнаружишь, что находишься в вечности, бесконечности, совершенстве.
Этот духовный мир находится здесь. Он тобой не ощущаем. Разверни в себе этот орган чувств, раскрой его, и из него увидишь Высший мир. Он – твой. А когда твое тело умрет, ты даже не почувствуешь, что умираешь.
Развивая более высокий уровень, мы автоматически перестаем чувствовать предыдущий, потому что начинаем ощущать течение жизни на другом уровне.
Из ТВ программы "Крупным планом. Загадка Сфинкса"
Вопрос: Согласно каббале, человек – это душа. Так все каббалисты относятся и к происходящим событиям, и к человеку. Почему тогда это знание не дано нам изначально? Почему только у небольшого количества людей просыпается вопрос о смысле жизни, о духовном развитии?
Ответ: Мы должны развиться в нашей самой начальной точке: с точки света, которая взрывом проникла в объем вселенной, развивала ее в течение пятнадцати миллиардов лет, минус пять миллиардов лет назад стала образовываться земля из газообразного облака, затем неживая, растительная, животная природа и человек.
Это постоянный процесс развития, и мы обязаны в нем участвовать. Мы не представляем, насколько все эти стадии развития в итоге должны собраться вместе.
Сегодня, когда мы изучаем историю человечества, его развитие из поколения в поколение, мы не можем ничего сделать. Мы обязаны следовать ступенчато в своем развитии. В наших силах только его ускорить.
Сейчас в мире стала раскрывается каббала, поскольку мы задаем себе вопрос о смысле жизни. Прошлые поколения не спрашивали об этом. Они удовлетворялись религиями: "После смерти будет рай, будет что-то хорошее" или "Живу ради детей, чтобы им было хорошо". Нам достаточно было таких ответов, и мы как-то успокаивались.
Нынешнее поколение не успокаивается. Но оно только начинает развиваться, и конечно, еще не находится в состоянии, чтобы требовать настоятельного ответа на вечный вопрос о смысле жизни. Но есть уже миллионы. Поэтому раскрывается каббала.
Если мы сейчас объясним людям смысл существования и как его достичь в течение этой жизни, то тогда она обретет ценность.
Из ТВ программы "Крупным планом. Загадка Сфинкса"
Вопрос: Тело человека умирает вместе со всеми его земными желаниями. А что происходит с желанием, которое называется "точка в сердце"?
Ответ: Ничего. Если человек не развил это желание, оно как было в зачаточном состоянии, так и существует в виде точки, как капля семени. Разве мы можем сказать о зерне, не помещенном в землю, что в нем есть какая-то жизнь? Я беру это зерно, перемалываю и употребляю в пищу. А могу посадить в землю, и из него что-то вырастет.
То есть, все зависит от того, работаю ли я над тем, чтобы вырастить что-то из этой капли духовного семени, духовной жизни. Она существует во мне в потенциале, но развиваю ли я ее? Предоставляю ли я этой капле, что называется, матку, в которой она смогла бы развиться и родиться? Именно в этом я стану человеком, но уже новым, в другом мире.
Если я создаю вокруг капли семени (желания к Высшему) особую среду – группа, занятия каббалой, распространение – то облекаю ее в оболочку, в которой она развивается, и начинаю чувствовать ее развитие.
Это желание становится все большим, объемным. Я ощущаю в нем всевозможные свойства, различные движения. И вдруг сквозь него я начинаю видеть совершенно новый мир, новые ощущения, новые отношения.
Как в материальной жизни, плод, развиваясь внутри матери, не имеет никакой связи с нашим миром и просто существует в замкнутом пространстве, так и я поначалу прохожу такой период внутриутробного духовного развития. А потом рождаюсь и начинаю ощущать себя существующим в другом виде: я развиваюсь в духовном мире.
В нем мы проходим те же стадии, что и в нашем мире. Только там мы не приходим к смерти, потому что сливаемся вместе. Своими душами, то есть развернутыми, расширенными, развитыми желаниями мы начинаем сливаться друг с другом. И когда мы соединяемся, то, как клетки в теле, начинаем передавать друг другу все, что только можем, взаимно обмениваться между собой.
Вот тогда наше общее тело обретает жизнь – ощущение над собой. Как клетки тела действуют только ради того, чтобы оно существовало, так и наши души существуют ради того, чтобы поддерживать жизнь выше себя, и благодаря этому живут сами.
Из ТВ программы "Крупным планом. Загадка Сфинкса"
Вопрос: Бааль Сулам в своих статьях пишет, что человек к исходу жизни приходит к чувству внутренней опустошенности и покидает этот мир с отчаянием и какой-то внутренней безнадежностью: "Для чего все это было, к чему?"
А что происходит с этим пониманием человека после того, как умирает его тело?
Ответ: Ничего. Он просто приходит к отчаянию. Кроме обычного животного существования в нем проявляется вопрос: "Для чего, почему?" Такое ощущение конца связано с точкой в сердце, с тем микро-желанием, которое есть у нас, и развивая которое мы можем ощутить следующий, более высокий мир, общее мироздание.
Вопрос: Именно присутствие этого желания в человеке дает ему страх смерти?
Ответ: Нет, страх смерти существует и у животных. Они тоже стараются избежать ее, борются всеми силами за жизнь. Ведь животные, как и человек, постепенно слабеют и уходят из жизни. Чувствуя близкую смерть, они специально отдаляются от других, уходят и умирают. В дикой природе мы практически не видим таких картин, но так это происходит.
И то же самое человек. Он хочет удалиться от всего мира, поскольку на старости лет уже не воспринимает его, хочет тихо спокойно жить в своем углу, пока полностью угасает.
Так происходит, потому что он постепенно теряет связь с этим миром. Его органы ощущения уже работают не так, как раньше.
Вопрос: Почему все так устроено? Почему жизненный процесс идет по нисходящей?
Ответ: После сорока лет жизнь начинает угасать. Ее пик приходится на период от тридцати до сорока лет. До тридцати лет мы пытаемся как-то определиться, а с тридцати до сорока реализуем себя.
Я не говорю об ученых, композиторах, творческих личностях, которые и далее реализуют себя. Среди них даже есть люди, которые, согласно своим особым свойствам, достигают развития к шестидесяти годам. Ученые, например, за шестьдесят лет жизни накапливают огромную массу информации и знаний. И куда им уходить? Для них не существует срока пенсии.
Но обычный человек, который занимается обслуживанием своего тела, своей обычной жизни, после сорока лет чувствует, что практически некуда рваться, надо думать о том, как ты будешь дальше спокойно, ровно существовать и затем постепенно угасать.
Вопрос: Что такое жизнь согласно каббале? Что дает нам ее ощущение?
Ответ: Согласно каббале тот объем мироздания, в котором мы сегодня себя ощущаем и называем "наш мир", – это очень маленькая часть всего мироздания.
В ней мы пребываем определенное время, переживаем различные события, чтобы накопить какую-то особую информацию, а затем выйти из этого состояния в более высокое, начать ощущать полный объем мироздания в его истинном виде, – не наш мир, а общий, так называемый Высший мир, включающий, в том числе, и наш.
Поэтому в каббале о нашем существовании относительно этого полного объема говорится как о сне, как о маленьком, не явном ощущении настоящей жизни. Ведь настоящая жизнь – это совершенно не то, что мы сегодня чувствуем.
Практически мы ощущаем только наше животное существование, поскольку все, чем мы занимаемся – это обслуживанием нашего животного тела, чтобы ему было хорошо, удобно. Мы стараемся дать ему все наслаждения, которые оно желает в себя вобрать, сделать для него все максимально комфортно.
Представьте, что рядом с вами живет ваше любимое домашнее животное, и вы все время заботитесь о нем, – вот это, в принципе, является нашей жизнью. Так же, как и животные, мы желаем детей, хотим, чтобы им было хорошо, стремимся обеспечить их будущее. У животных это очень четко проявляется на уровне инстинкта. Их забота о себе и о будущем поколении – это главное, кроме самого необходимого для существования: еды и крова.
Так что, в этом отношении, в нашем мире мы – животные, относительно Высшего мира, где мы называемся "человек".
Из ТВ программы "Крупным планом. Загадка Сфинкса"
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Вопрос: Сегодня одной из самых распространенных концепций является то, что человек живет один раз. Тем не менее, согласно исследованиям социологов, страх смерти входит в тройку самых сильных страхов, которые испытывает большинство людей.
Но если человек живет один раз, зачем ему изначально дано знание, что он смертен?
Ответ: Конечно, лучше было бы, как у животных, которые не понимают, что значит смерть. Инстинктивно они боятся смерти, но ощущения состояния, что "тебя не будет", у них нет.
И у людей, которые находятся на таком, я бы сказал, еще зачаточном уровне развития, такого ощущения особо тоже нет. А затем появляется, но скорее не страх смерти, а страх исчезновения.
Зачем он дан человеку? Для того чтобы стать Человеком. Но вместо этого мы пытаемся рационально использовать этот страх для нашего возвышения, для нашего развития. В итоге мы стараемся как-то забить страх, закамуфлировать, затушевать, чтобы он не проявлялся в нас.
То, что касается смерти, мы отдаляем от себя: кладбище, морг, больницы, дома престарелых – это все где-то там, поменьше об этом думать и касаться только в случае необходимости. А то, что за ней и будет ли что-то дальше, мы вообще не знаем.
Поэтому мы пытаемся всеми силами приобщить себя к тем годам, когда мы реально существуем. Вместо того, чтобы смотреть на окончание своей жизни, человек смотрит на молодое поколение и занимается им, как будто в этом он видит свое продолжение.
А на самом деле это не более чем самообман, потому как нет у нас отгадки, нет правильного четкого видения, что существует за смертью. Почему все само по себе такое нелепое, все так странно? Зачем тогда все существует? Вот это самая главная проблема человека и человечества.
Ведь если бы не было смерти, насколько это изменило бы всю нашу жизнь: мой взгляд на мир, мое отношение к нему. Допустим, мы живем бесконечно, не меняемся, не стареем. Мы не представляем себе, как бы мы существовали, каким было бы наше отношение друг к другу, какой совершенно другой мир мы бы строили.
Из ТВ программы "Крупным планом. Загадка Сфинкса"
Вопрос: Существует определенная цель развития, и все страдания направляют меня только к высшей цели. Поэтому я должен осознавать, что, просто помогая другим в быту и не направляя их на цель, я как бы принимаю обезболивающее лекарство, а болезнь продолжает прогрессировать?
Ответ: Конечно. Если бы вы спросили у меня, что нам делать с человечеством, я бы ответил: "Дать им работать два-три часа в день, для того чтобы прокормиться, не более того. А на все остальное время посадить людей за парты заниматься своим духовным развитием, своей вечной частью.
Развивать ее, пока мы еще живы в этом мире, чтобы каждый из нас еще до смерти физического тела стал ощущать свое вечное совершенное состояние".
Из ТВ программы "Крупным планом. Судьба и Книга Зоар"
Реплика: Жан Поль Сартр написал так: "У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может".
Ответ: Да, только Бог может заткнуть Собой эту дыру.
Вопрос: То есть надо призвать Бога, чтобы эту дыру заткнул во мне?
Ответ: Да, чтобы Он Сам – Собой заткнул эту дыру.
Вопрос: А как это делается?
Ответ: Это Его дело.
Вопрос: Ощущение дыры – это ощущение пустоты? Что это?
Ответ: Это ощущение, что мне действительно не хватает Бога.
Вопрос: Человек должен ощутить, что ему не хватает Бога?
Ответ: Да. Для того чтобы заткнуть ту дыру, которую Бог заранее сотворил в нем.
Вопрос: Значит, Бог специально сотворил это?
Ответ: Эгоизм наш, который как черная дыра все поглощает. И заткнуть эту черную дыру может только Сам Творец Собой.
Вопрос: Я Ему это говорю: "Приди и заткни эту дыру, я уже не могу так жить"?
Ответ: Обязан сказать!" Я Тебя прошу, я требую, чтобы ту черную дыру во мне, которую Ты создал, Ты Сам и заткнул, потому что я с ней поделать ничего не могу!".
Это наш эгоизм. Только Творец может ее заткнуть.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.11.2021
Вопрос: Было бы неправильно относиться к человеку только как к белковому телу. Почему изначально мы созданы так, что в нас существуют два уровня: "животное в человеке" и "человек в человеке"?
Ответ: Дело в том, что мы развиваемся в течение многих тысяч лет. Но это развитие в нас, в общем-то, примитивное. Смотрите, чем заполнены сегодня средства массовой информации.
Мы не умеем воспитывать детей. Я не вижу, что им уготовлен хороший мир. Почему мы не можем это сделать? Мы ведь все-таки люди!
Но мы хуже животных. Животные стараются максимально обустроить себя и свое потомство. Мы же сознательно создаем для своего потомства некомфортный, неудобный, небезопасный мир, и вообще не знаем, что будет завтра. Мы, родители, заготавливаем для следующего поколения нехорошие условия. Разве это разумно?
Вопрос: Но вы говорите, что в человеке все заложено природой, он полностью управляем ею. Получается, что природа толкает нас на такие неразумные поступки?
Ответ: Совершенно верно. Природа толкает человека к неразумным действиям, для того чтобы довести его до понимания, что ему надо что-то делать с собой, с окружающей природой и с той природой, которая властвует над ним и ведет его к самоуничтожению.
Отсюда в человеке начнется уровень "человек". Когда он осознает, что его природа зла, что им управляют злые силы, он начнет задавать вопрос: "Почему? Зачем? Для чего все так устроено? В чем смысл моего существования? Ведь оно никудышное, несовершенное. Я бы лично так не спроектировал его для своего сына или внука".
Эти страдания и осознания, накапливающиеся в нас из поколения в поколение, приводят нас к пониманию, что надо разобраться в этой жизни, надо с ней что-то делать. Люди начинают заниматься террором, употребляют наркотики, разводятся, разбивают семьи, они не в состоянии ничего создать. Но все это накапливающиеся страдания, которые в итоге приведут к необходимости найти истинное решение.
Из ТВ программы "Крупным планом. Кентавры"
Вопрос: Если человек не использовал возможность раскрыть смысл жизни и прожил ее так, как все живут, что остается в итоге всех его усилий, страстей, стремлений, чаяний?
Ответ: Ничего. Животное тело умирает, а его информационная часть продолжает существовать в новом теле и развивается дальше. И так снова и снова. Каждое поколение заново рождается, то есть рождаются, естественно, не тела, а информация, переходящая в новые и новые части.
Нам кажется, что мы рожаем детей тем, что даем женщине свое семя, происходит оплодотворение и от этого рождается новый человек. Нет. Так только кажется, ведь это всего лишь животная часть.
Дело в том, что при этом мы передаем друг другу огромное количество информации, существующей как бы вокруг этого семени, которое оплодотворяется и начинает развиваться в матери. Эта информация находится вокруг нас во всем объеме. Она и есть самая главная наша суть, она и определяет поколения и их постепенное изменение, рост.
Мы живем в таком поколении, когда начинаем серьезно спрашивать, для чего мы существуем, потому что накопление информации вызывает у нас потребность узнать о смысле жизни. В итоге, это вопрос о смысле страданий.
Он выражается в том, что человек начинает чувствовать состояние, в котором он находится: вот эта жизнь – она как сон, она не настоящая, какая-то игра. Я встаю утром, бегу на работу, что-то делаю, – для чего, зачем? Все люди вокруг меня делают то же самое, бегают туда-сюда. Какой-то "детский сад", что-то непонятное. Я участвую в общей игре.
Я смотрю телевизор, мне все время показывают, каким ты должен быть, что ты должен приобрести, как надо себя вести, брать пример с известных и богатых. Кругом игра.
Передо мной постоянно разыгрываются какие-то картинки, и я их все время повторяю. Я посмотрел на этого артиста, и уже веду себя как он. Я что-то прочитал, что-то увидел, услышал, и в соответствии с этим, как обезьянка, начинаю так себя вести. Вот так мы живем.
Я даже ловлю себя на том, что в данный момент я вижу, как подражаю тому образу, тому примеру, который видел где-то: вот так я сейчас обращусь, вот так я сейчас повернусь, вот так сделаю. Как заведенный манекен, который участвует в какой-то общей игре. И так же – все остальные.
Когда смотришь на это сверху, возникает картина, потрясающая по своей примитивности, удивительная по заранее задуманной плоской пустоте! И когда мы это постигаем, находясь на уровне этой пустоты, то, конечно, приходим к вот такому ощущению: мы – во сне.
Так и сказано в каббале, что все мы спим, весь мир спит – относительно духовного мы находимся в бессознательном состоянии. Я не вижу, как мной управляют, я не вижу свое следующее состояние, следующую минуту.
Я, конечно, могу что-то предположить. Но на самом деле мы видим, что заранее ничего не можем спланировать, чтобы это сбылось. Получается, что мы нуждаемся в раскрытии Творца, т.е. в раскрытии общей природы. А происходит это через самопознание.
Вопрос: И в этом желании нет границ?
Ответ: Есть граница – когда ты достигаешь абсолютного раскрытия своей и внешней природы, приходишь к общей гармонии.
Из ТВ программы "Крупным планом. Индивидуалист"
Вопрос: Вы говорите, что в жизни каждого человека существует мгновение, когда ему свыше дается возможность реализовать свою индивидуальность, душу, то есть прийти к более высокому, вечному уровню существования. Что это за мгновение?
Ответ: В жизни каждого человека есть мгновение, когда он ощущает, что должен найти смысл существования, узнать, почему он живет. Причем, не обязательно из плохого состояния. Просто он чувствует, что обязан найти себя, что это не настоящая жизнь, есть что-то кроме нее.
Не может быть, чтобы она была такой. Это какая-то игра, какой-то сон, нечто такое, что на самом деле не существует. И все в нее играют, все как бы притворяются: вот я родился, живу, вот у меня семья, дети, вот я работаю, бегаю сейчас за какими-то особыми приобретениями. Игра.
Это игра в то же самое, во что играют дети. Только для себя мы возвели ее в ранг особой серьезности. А какая же тут серьезность? Ничего здесь нет.
И получается, что когда я начинаю это чувствовать, возникает вопрос: "Что делать дальше?". Где во мне находится что-то такое, чтобы бы я не претворялся, не играл? Что-то на самом деле настолько внутреннее, глубокое, тонкое, что даже страшно дотронуться – будет очень больно.
Когда человек достигает такого состояния, он получает возможность начинать исследовать смысл жизни.
Из ТВ программы "Крупным планом. Индивидуалист"
Вопрос: Что такое "животное в человеке" и "человек в человеке" согласно каббале? "Человек в человеке" – это мораль, нравственность, может быть, стремление к искусству, поэзии или нечто другое?
Ответ: Боюсь, что здесь мы с вами разойдемся в наших формулировках, поскольку, согласно каббале, человек в нашем мире относится к животному уровню. А уровень "человек" – это то его стремление, в котором он желает уподобиться Творцу.
Человек – на иврите "Адам" от слова "домэ", "подобный Творцу". То есть именно желание раскрыть Творца, чтобы стать подобным Ему, называется человеком.
Представляете, что это такое – подобие Творцу? Я не знаю, кто Он такой, где, что, зачем, есть ли Он вообще или нет. Поэтому у меня нет такого желания. Я хочу нормально, правильно, хорошо существовать в этом мире. Но Творец!.. Уподобиться Ему?..
На самом деле только это называется уровнем "человек", поскольку все остальные уровни в нас исходят из нашего животного существования, из нашей животной сути.
Из ТВ программы "Крупным планом. Кентавры"