"Человек, обучаясь ступать по духовному пути, должен стать подобен пустой чаше, для того чтобы вино музыки и гармонии могло быть налито в его сердце". Хазрат Инайят Хан
"Человек, обучаясь ступать по духовному пути, должен стать подобен пустой чаше, для того чтобы вино музыки и гармонии могло быть налито в его сердце". Хазрат Инайят Хан
Вопрос: Мы всех оцениваем исключительно по тому, стремятся ли они к объединению. Если нет, то эта методика нам не подходит.
Но кто сказал, что именно объединение – это важно и является целью всего мироздания? Почему не какая-то абстракция, как выходят из тела? Для другого человека это важнее.
Ответ: То, что важнее для другого человека, меня не интересует. Каждый может выдумывать всё, что хочет.
Мы верим каббалистам, и эта вера подтверждается нашими знаниями, когда мы идем по их пути и раскрываем высший мир.
Они рассказывают нам, что когда-то мы были одним единым целым и затем разлетелись на части, то есть эгоизм разорвал нас, оторвал друг от друга и действует между нами, как отталкивающая сила.
А мы должны эту силу аннулировать и снова соединиться. В тот момент, когда мы сделаем это, мы сразу же ощутим следующий уровень мироздания, следующий мир, называемый Высшим, Божественным, потому что он находится выше эгоизма. Тогда мы уже станем отождествлять себя не со своим телом, а с нашим общим единым желанием, которое соединили из всех частичек. Это общее желание называется "душа".
Каббалисты объясняют нам, как это сделать, и что при этом мы ощущаем. А то, что приходит в голову разным людям, так что можно сделать? С этого когда-то началось разъединение человечества.
Как пишет Рамбам, великий философ XII века, поначалу люди ощущали, что существует одна единая сила. Изначально это было известно всем. А потом они увидели, что эта сила проявляется сквозь различные действия в природе: ветер, солнце и так далее на неживом, животном и растительном уровнях. И люди стали входить в контакт с этими силами, потому что они ближе им, чем какая-то абстрактная сила, называемая "Творец".
Они начали преклоняться перед возможными знаками природы вплоть до того, что стали создавать идолов, строить храмы, делать подношения. Так стали развиваться религии и верования.
Таким образом люди оторвались от ощущения единого Творца, единой силы природы и соединения с Ним и упали в ощущение обычной животной природы.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Объединение под сомнением"
Почему душа нуждается в исправлении?
Вопрос: Игорь спрашивает: "Вы как-то сказали, что час кончины – это не час кончины, а новое рождение. Как это принимать? Я не верю в загробную жизнь. Тогда о чем речь?"
Ответ: Это от тебя не зависит – ты веришь или не веришь. Просто начинается новый поворот.
Вопрос: Когда вы говорите "час кончины", для Игоря что это означает?
Ответ: Расстаешься с этой жизнью, с тем, что ты ее сделал, как ты прожил и заходишь на следующий круг.
Вопрос: Это не означает, что где-то там вдруг закричал ребенок, родился мальчик какой-то, и так далее?
Ответ: Нет.
Вопрос: Тогда что для вас означает новое рождение?
Ответ: Новое рождение – конечно, это акт рождения ребенка. Но, в общем, это начало постижения Высшего мира и Творца тем, что называется "человек".
Вопрос: Час кончины – это обязательная моя физическая кончина или это не обязательно?
Ответ: Нет, не обязательно. То есть умирает все старое, все мое прожитое, все, что я считал важным.
Вопрос: А может рождаться то, что я не считал важным?
Ответ: Естественно, на следующем этапе.
Вопрос: А что я не считал важным в прошлой жизни, можете сказать?
Ответ: Как правило, взаимосвязь с людьми, любовь, отношение к Творцу.
Вопрос: Несмотря на то, что я все время говорил о любви?
Ответ: Это неважно.
Вопрос: Когда вы говорите, что возникает другая любовь, какая она "другая"?
Ответ: Более естественная, близкая, которую невозможно иначе объяснить, кроме как просто раскрытием сердцем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024
Смерть не кончина, а новое рождение?
Вопрос: Если все, что находится снаружи – это мое "я", то какой смысл тянуть все на себя?
Ответ: Тяни на себя, говори, что это все не твое эгоистическое, а что все это – ты.
Почувствуй, что другой – это ты. Какой же этот другой? Это твоя часть, отрезанная от тебя духовным ножом, которая кажется тебе посторонней. Тебе дается такая иллюзия.
Наше свойство на уровне "человек" представляется в наших ощущениях чужими людьми. Наше животное желание, которое мы чувствуем, как телесное, представляется в виде животного мира.
Еще в нас существует растительное желание, так же как у нашего тела есть волосы и ногти. То есть растительный уровень наших желаний ощущается нами как растительный мир. Неживой мир внутри нас – это все минералы, все элементы, звезды, галактики, кажущиеся нам существующими вне нас.
На самом деле все, что я вижу вокруг – это четыре уровня желания. Те из них, которые внутри меня существуют частично, я считаю своим "Я", а те, которые я вижу вне себя, я не считаю моим "Я".
Поэтому мне надо осознать, присоединить к себе все, что вне меня, и понять, что это моя непосредственная интегральная часть, даже более дорогая мне, чем та, которая во мне. И когда я ее проинтегрирую, присовокуплю, прилеплю к себе с помощью любви к ней, именно в ней я смогу ощутить высшую силу, свою высшую жизнь, свое вечное состояние.
А сам я всего лишь маленькая точка относительно всего этого "Я", которое находится снаружи. А что находится сейчас во мне? Что значит "Я"? На самом деле животное тело, которое мы считаем существующим, – это иллюзия. И есть еще точка – начало души. А вся душа – это все, что вне меня.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Весь мир – это я"
Вопрос: Почему нам кажется, что вне нас существуют какие-то добрые и злые люди, дела?
Ответ: Таково наше внутреннее и внешнее восприятие действительности, поскольку всё, что внутри, рисуется нам добрым, своим, а всё, что снаружи – вредным, злым, чужим.
Вопрос: Как правило, человек, что бы он ни делал, всегда может себя оправдать. А как оправдать этих "негодяев", которых мы видим снаружи?
Ответ: А ты раскрой, что это – ты. Через понимание, размышление, а затем через исправление себя, с помощью окружающего общества, вплоть до того, что ты начинаешь воспринимать мир именно так.
Вопрос: Вы часто говорите о мире, как о части себя, но, в тоже время иногда говорите: "Они, они, они…". Что вы подразумеваете под "они"?
Ответ: Они – это мои мысли, свойства, чувства, которые воспринимаются мною, как существующие вне меня. То есть это мои мысли, но я с ними не согласен.
Вопрос: Вы относитесь к ним как к внешним факторам?
Ответ: Конечно! А как же?
Вопрос: В данном случае, какова ваша задача? Изменить эти свойства?
Ответ: Работая над собой, сделать так, чтобы эти свойства ощущались положительными, и тогда в этой мере они станут моими, в моем явном ощущении. А в той мере, в которой они не будут явно ощущаться моими, они будут казаться мне внешними.
Нахождение в духовном мире означает, что я чувствую и плохие, и хорошие свойства, и вообще весь мир существующим во мне, и в то же время – вне меня. Эта дуальность помогает мне быстрее исправиться и ощутить весь мир как мое личное внутреннее целое. Как десять сфирот моей души. И ничего нет кроме этой души, а всё, что я воспринимаю, это всё – ее части.
Вопрос: Как часто вы видите прогресс в своем изменении восприятия?
Ответ: Этот прогресс старт-стопный, импульсный, который можно сравнить с тигром перед прыжком: сначала он покачивается, а затем прыгает, потом снова покачивается и прыгает. И каждый раз при прыжке достигается постижение, включение в себя какой-то еще дополнительной, якобы бывшей внешней области.
Мы изучаем в каббале, что душа разделилась на внутренние и внешние части: Гальгальта Эйнаим – АХАП. Или на "корень-душа-тело" (шорэш-нэшама-гуф), которые человек ощущает в себе, и на "одеяния и строения", то есть строения и мир (левуш-эйхаль), ощущаемые им вне себя.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Мир, каким мы его не знаем"
Вопрос: Когда мы говорим о разбиении души Адама Ришона на 600 тысяч душ, то имеем в виду те души, которые выходили из Египта, и те, которые сейчас собираются исправиться и идут к Конечному Исправлению?
Ответ: В мире есть постоянное количество душ, подлежащих исправлению. Они разбиваются на части, которые исправляются, а затем снова соединяются в общую часть. И так это продолжается, как сам по себе собирающийся пазл.
Поэтому мы желаем притянуться к общей цели, подняться самим и вместе с собой поднять еще несколько тысяч человек, относящихся к нам. На самом деле их гораздо больше, чем несколько тысяч, это сотни тысяч. Скоро мы убедимся, что всё именно так и произойдет.
А дальше, объединяясь все больше и больше, мы сможем получать более четкие сведения о наших соединениях. И так пойдем вперед, все сильнее ощущая движение к Полному Исправлению.
Мы раскроем, что такое Адам, Хава, ангелы (малахим) и так далее, поскольку станем постигать в высшем виде всю систему управления мирозданием.
Из урока по запискам Рабаша, 21.04.2024
Вопрос: Творец повел народ из Египта не коротким, а длинным путем. Это значит, что и мы после выхода из Египта должны пройти долгий путь?
Ответ: После выхода из Египта мы так и петляем по всему миру.
Вопрос: Получается, что если мы до сих пор петляем, то каждый из нас в прошлом уже занимался постижением Творца и изучением Его законов?
Ответ: Да. Сегодня в мире вообще нет новых душ. Мы должны понимать, что все подготовлено для того, чтобы мы приступили к последней, окончательной стадии исправления.
Нам надо только соединиться с тем духовным корнем, к которому мы относимся. Этого достаточно, чтобы войти в состояние, которое называется Полным Исправлением (Гмар Тикун).
Из урока по запискам Рабаша, 21.04.2024
В час кончины человека его сопровождают не серебро или золото, и драгоценные камни, и жемчуга, а лишь Тора и добрые дела. (Бааль Сулам, статья "Свобода воли", глава "Обязанность выбора хорошего окружения")
Вопрос: Как правило, человеку неприятно думать о дне его смерти. Но эта точка дает важность выбора окружения и вклада в группу. Как можно держать в фокусе точку, что в час кончины ничего тебе не поможет, а только Тора и добрые дела?
Ответ: Под кончиной подразумевается не час кончины, а новое рождение. Так нам надо понимать саму смерть. Поэтому, естественно, Тора и добрые дела – это то, что тебя сопровождает и с чем ты входишь в новую жизнь.
Из урока по статье Бааль Сулама "Свобода", 13.04.2024
Вопрос: Если мы приходим к общему желанию насладить Творца, в чем сохраняется наша индивидуальность?
Ответ: У каждого из нас есть свое желание. Мы не можем его выделить и как-то обрисовать, но оно отдельное и поэтому не пропадает. Мы все время его развиваем, дополняем, пока не начинаем чувствовать в нем Творца.
Сейчас мы еще находимся на уровне нэфеш (неживой), а следующий уровень – это уже руах (дух). Руах – уровень, на котором мы почувствуем, что в нас происходят какие-то изменения. Тогда мы станем более чуткими к своим состояниям, будем больше изучать их и поймем, о чем они говорят и каким образом можно их соединить между нами.
На этом уровне души исправляют себя тем, что переводят свет, который они получили, другим, и таким образом связываются со всеми.
Вопрос: То есть каждой индивидуальности дано проявить себя в наполнении других или в достижении желания насладить Творца?
Ответ: Насладить других или насладить Творца – это одно и то же. В принципе, это одно желание, которое я посылаю от себя наружу.
Из урока по статье из книги "Шамати", 17.03.2024
Вопрос: В Дании запустили компьютерную программу, она довольно точно рассчитывает примерный год смерти человека. Тут нет никакой мистики, говорят авторы искусственного интеллекта. Он обрабатывает колоссальный объем базы данных о каждом из шести миллионов жителей страны.
История жизни любого человека – это цепочка происходящих с ним событий, куда входит и образование, и хронические болезни, и генетика. И это все он обсчитывает, обсчитывает, обсчитывает. Этой машине верят, потому что у нее довольно точные предсказания.
Как вы считаете, нам нужны все эти расчеты, эти машины? Они покажут с какой-то точностью, когда человек умирает.
Ответ: Но до этого я, наверное, тоже хочу что-то о себе знать: когда я стану богатым, здоровым? Когда я женюсь в третий, в четвертый, в пятый раз? И так далее.
Реплика: То есть как я буду жить, а не когда я буду умирать.
Ответ: Когда я буду умирать – это могут сказать все.
Вопрос: Но она подсчитывает вам, когда, к какому сроку вам надо все приготовить, все свои дела сдать и так далее. Нам надо такое?
Ответ: Мне это не надо.
Вопрос: Вам не надо. И человеку тоже, похоже, не особо?
Ответ: Я не знаю. Есть люди, которые очень заботятся о том, чтобы, умирая, оставить все в порядке, привести все свои дела в порядок и так далее.
Вопрос: Создание таких машин не означает, что мы как бы запускаем руку в планы Творца?
Ответ: Нет. Человек просто хочет нормально закончить свой жизненный путь, не входя ни в какие конфликты ни с кем, и поэтому он хочет знать день своей смерти.
Вопрос: То есть он хочет приготовить все бумаги?
Ответ: Да. Этим многие занимаются.
Реплика: Вы как-то рассказывали, что когда вы приехали в Канаду хоронить своего отца и думали поддержать маму в этот час, вы увидели, что ваша мама более-менее спокойна. Потом вы ее спросили: "В чем дело?" А она вам сказала, что она встретила человеке, который точно назвал ей день смерти вашего отца.
Ответ: Да.
Вопрос: Она еще попросила, чтобы вы позвонили этому человеку, и вы с ним говорили. Когда человеку даются такие способности, как этому экстрасенсу, предсказать день смерти, это к чему-то его обязывает? Это что-то значит или это просто такая животная способность?
Ответ: Я не увидел в нем ничего особенного, хотя, в принципе, предсказывать такие даты тоже не каждый может.
Вопрос: Он точно предсказал?
Ответ: Да. И когда я ему позвонил, он говорит: "А-а, это звонит мне сын такой-то". По одному моему голосу.
Вопрос: То есть вы не представились?
Ответ: Не представился, никак. И он мне сразу же сказал кто и что, и как, когда, и что я могу приехать к нему.
Вопрос: Когда и для чего даются такие способности человеку?
Ответ: Он сам не знает. Он не знает, и другие не знают.
Вопрос: То есть, в принципе, этот искусственный интеллект – в нем тоже ничего особенного нет, кроме всех этих наших земных вещей?
Ответ: Да.
Вопрос: Последний вопрос. Теперь о Творце, который знает корень души человека и ведет его от начала и до конца. Он ведь должен провести человека от чего-то к чему-то?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: От чего к чему Творец проводит человека?
Ответ: От маленького эгоистического желания и до большего, исправленного. Не окончательного, может быть. Ну и дальше, и дальше, и дальше.
Вопрос: То есть, так или иначе, путь человека – это ощущение, что я эгоист, и к исправлению. Это и есть весь путь человека?
Ответ: Да.
Вопрос: И не дано нам знать день смерти эгоизма, скажем так?
Ответ: Нет.
Вопрос: Мы не можем такую машину создать или такого экстрасенса встретить: когда я смогу закончить этот путь смертью моего эгоизма?
Ответ: Нет. Ты должен до последней минуты жизни жаждать, чтобы этот эгоизм из тебя улетучился.
Вопрос: И я был бы исправлен. И что я тогда обретаю?
Ответ: Тогда ты будешь чувствовать Творца всем сердцем и всеми своими чувствами один к одному.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Вопрос: Конфуций сказал: "Люди живут так, как будто никогда не умрут. А когда умирают, понимают, что никогда и не жили".
Вопрос такой: как научиться жить, чтобы, умирая, ты ни о чем не жалел?
Ответ: Я думаю, это заключается в том, чтобы человек стремился к тому, чтобы умереть. То есть я живу, как я считаю, что надо жить в моих ограниченных возможностях. А придет час умереть, я не буду ни о чем сожалеть.
Вопрос: Чтобы эта формула и существовала? Но я вкладываюсь в каждый день, в каждую свою минуту, чтобы жить?
Ответ: Да.
Вопрос: Что вы называете жизнью?
Ответ: Жизнью я называю соединение человека с мыслью Творца.
Вопрос: Но я же не знаю мыслей Творца?
Ответ: То, что Творец желает, чтобы мы познали, постигли, это я пытаюсь узнать и воплотить.
Реплика: То есть жизнь – это все время узнавать это. И здесь по этому пути есть у нас всякие падения, подъемы…
Ответ: Это только помогает нам, чтобы объединиться и постичь глубину мудрости Творца.
Вопрос: А можете сказать, какова главная мысль Творца?
Ответ: Главная мысль Творца – чтобы человек захотел объединиться со всеми людьми, со всей природой в одно, единое целое и внутри всего этого раскрыть Творца.
Вопрос: А если у человека есть ощущение, и он живет с этим ощущением, что он может быть бессмертным, это хорошо или плохо?
Ответ: Я представляю себе, что значит быть бессмертным, но я представляю себе в то же время, как можно мучиться, если Творец не позволит выйти из той ограниченности разума, задач, которые проносятся, постоянно циркулируют в уме и сердце человека. Поэтому будем надеяться, что у нас еще впереди этот выбор.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.01.2024
Вопрос: Жил один человек и жил очень нехорошо, грешил. Решил взяться за ум, стал делать добрые дела, но особенного изменения к лучшему не замечал.
Как-то шел он по улице и видит, у старушки отскочила пуговица от пальто. Он так смотрит и думает: "Поднимать, не поднимать? – у нее пуговиц много". Все-таки решил поднять. Догнал старушку, отдал ей пуговицу и пошел дальше, и забыл об этом деле.
Попадает он на тот свет, идет распределение – в ад или в рай. Весы, левая чашка весов – зло, правая – добро. Зла очень много, добра – ничего нет. Он думает: "И тут я пролетел". Тут подходит ангел, кладет эту маленькую пуговицу на правые весы, и добро перевешивает.
Удивился человек: "Одна пуговица – и все перетянула!" И услышал, как ангел говорит: "Из-за того, что ты думал, что добрые дела делаешь, они и пропали. А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты спасся".
Вопрос такой. Это естественно, что я думаю, что сделал добро. Я все время нахожу себя в мыслях: вот сегодня я сделал добро и так далее. А оказывается, это не добро совсем. Оказывается то, о чем вообще не думал, просто забыл о чем-то, это и было какое-то доброе дело. Почему это так? Почему я не могу вести отсчет добрым делам в этом мире?
Ответ: Да просто потому, что ты должен это делать, исходя из внутреннего чистого пожелания добра. А ты делаешь это для того, чтобы галочку поставить, что сделал добрые дела.
Вопрос: То есть если во мне идет этот отсчет: "Я сделал доброе дело", – это совсем не доброе дело, получается?
Ответ: Таких людей в мире очень много, которые встают с утра и начинают считать, сколько они сделали добрых дел.
Реплика: И они к концу приходят с таким благостным состоянием.
Ответ: Попробуй записывать добрые дела в маленькой записной книжечке, держи ее с собой, и на остановке, на работе…
Реплика: Когда подал кому-то руку, помог войти старушке и так далее, и так далее.
Ответ: Да-да-да.
Вопрос: И что, по-вашему, это не является добрым делом?
Ответ: И ты живешь с тем, что накапливаешь добрые дела на будущее.
Вопрос: И всё-таки это добрые дела?
Ответ: Нет. Ты делаешь это только ради себя. Убери отсюда свою собственную выгоду, и ты на все плюнешь и ничего не будешь делать.
Вопрос: А в чем моя выгода? То, что я хорошо себя чувствую, что делаю добрые дела?
Ответ: Нет. То, что ты делаешь Творца обязанным тебе как-то вернуть.
Вопрос: Понятно. То есть смотри, я заработал на рай. А это делать нельзя.
Скажите, пожалуйста, как тогда мне жить? Как мне шаги отсчитывать, от чего? Оказывается, что мои какие-то неизвестные дела, которые я вообще считаю никакими, там, пуговицу поднял, старушку догнал, отдал…
Ответ: Никак! Если ты не преодолеешь свой эгоизм и не будешь делать действия против него, то ты никак не сделаешь доброе дело. Оно будет заранее проданным.
Вопрос: То есть я подкуплен все время?
Ответ: Да. В этом и есть вся каббала.
Реплика: Потому эта наука непростая. Есть тут что-то все время выше разума. Все время! А я без разума жить не могу.
Ответ: Ты должен подсчитывать: это стоит делать – не стоит, сколько я зарабатываю на каждом движении, обращении.
Вопрос: То есть я так живу? Так живет любой человек?
Ответ: Да.
Вопрос: А не должен?
Ответ: Нет. Не должен. А вот как это сделать? Поэтому и говорится, что надо делать все в вере выше знания.
Вопрос: Вы можете по-простому объяснить, что такое "вера выше знания"?
Ответ: Если человек представляет себе, что он делает какие-то самые-самые добрые дела, от которых ему будет потом какая-то польза, то заранее это всё провал.
Вопрос: А с каким намерением я должен делать дела?
Ответ: Абсолютно безответно.
Вопрос: Что я ничего за это не получу, никакой выгоды?
Ответ: Бескорыстно. Будет польза миру и людям, мне – ничего. Как будто об этом никто не знает и не узнает никогда.
Реплика: То есть нет моего имени нигде. Не высечено в камне, ни в титрах, нигде нет моего имени.
Ответ: Нет.
Вопрос: Вот я сделал и всё?
Ответ: Да.
Реплика: Сейчас люди искусства, и не только искусства, упадут, когда это услышат. Весь копирайт построен на том, что "это моя музыка, это мое творение, вы используете – платите" и так далее. Весь мир на этом построен! А мы идем против мира.
Ответ: Да. Можешь записывать в тетрадочку только для себя и потом сжигать. Но все равно, даже в таких действиях, когда человек думает о том, что ему будет за это, копит как бы на черный день, все равно в таком случае хорошо, если он так действует.
На самом деле это не дает ему никакой реальной выгоды, но все равно хорошо. В мире от этого будет меньше зла. А добрые дела будут начинаться с более высокого порога, с более высшей ступени.
Реплика: А эти дела, когда человек действительно говорит себе: "Я сделал доброе дело"? Он не закладывается: "Я попаду от этого в рай или нет, просто делаю доброе дело".
Ответ: Он поднимает себя на более высокий уровень и уже там должен начинать работать.
Вопрос: Знаете, мы сейчас спасли мир. Потому что мир посмотрел и сказал: "Этого достичь невозможно – веры выше знания". А вы дали сейчас ступеньку такую – все равно делай эти дела. Это не будут добрые дела, но это будет ступенька к добрым делам?
Ответ: Да. А затем человек должен привыкать, чтобы делать такие действия не ради себя, а ради мира. И вот тут уже у него начинает раскрываться душа – к миру.
Вопрос: Что это за пространство такое, которое называется "душа"? Что это за пространство такое?
Ответ: Это абсолютно пустое пространство, которое человек должен наполнить своим желанием.
Вопрос: К миру? От себя? И ничего себе?
Ответ: Ничего.
Вопрос: Это та ступень, к которой идет человечество?
Ответ: Да.
Вопрос: И может дойти до этого?
Ответ: Конечно!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.01.2024
Хорошими делами прославиться нельзя
Бескорыстный поступок или удовлетворение собственного тщеславия?
Вопрос: В статье "Последнее поколение" Бааль Сулам описывает, как развиваются все виды природы и в том числе человек. Но все животные остаются на одном и том же уровне, а человек продолжает постоянно развиваться. До какого уровня должно дойти наше развитие?
Ответ: До уровня Творца. Сначала мы должны развиваться на уровне нашего мира, а потом в своем духовном развитии начинать подниматься из нашего мира через миры Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон в мир Бесконечности.
Когда наше физиологическое тело достигнет своего окончательного развития, тогда будет развиваться только внутренняя суть человека.
В статье сказано, что у человека есть какое-то "зеркало", через которое он может увидеть и понять смысл своего исправления. Это зеркало находится внутри нас, внутри мозга, если можно так сказать, и дает нам возможность правильно определять свои свойства, свойства окружающего мира и нашу связь с ним.
Суть исправления заключается в том, чтобы привести всю природу к глобальному взаимодействию.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 04.02.2024