По словам американского философа Массимо Пильюччи, наша жизнь подобна времяпрепровождению человека, сошедшего с корабля на берег в морском круизе. Он гуляет и развлекается, но постоянно должен помнить о времени отплытия.
По словам американского философа Массимо Пильюччи, наша жизнь подобна времяпрепровождению человека, сошедшего с корабля на берег в морском круизе. Он гуляет и развлекается, но постоянно должен помнить о времени отплытия.
Во все времена вопрос старения очень волновал человечество. Человек в молодости и в старости – это два разных человека или один?
Вопрос: В истории человечества существует миллион высказываний, качественных характеристик, что такое свобода, миллион стремлений людей узнать это, миллион иллюзий, что они этого достигли. Вольтер говорил: "Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь".
Могли бы вы описать какие-то характеристики состояния свободы?
Ответ: Свобода от своего эгоизма – и есть свобода в самом общем смысле слова. Это свобода от себя, когда ничто во мне не диктует, каким я должен быть.
Когда это реализуется в ощущениях человека, он начинает чувствовать себя свободным, то есть оторванным от любых ограничений, в которых раньше существовал. В мыслях он начинает понимать, что значит действовать не эгоистически, над эгоизмом.
Вопрос: Можно ли сказать, что смерть – это ограничение человека?
Ответ: Я бы не сказал, что со смертью что-то происходит. Мы очень боимся смерти и думаем, что это краеугольная точка нашего развития, после которой все будет по-другому или еще как-то. Я не думаю, что надо особенно впечатляться этим. Факт прохождения смерти ничего не дает.
Вопрос: Выходит, что нет какой-то взаимозависимости между свободой и смертью?
Ответ: Нет. Имеется в виду другая смерть – смерть эгоизма, а не смерть животного тела.
Вопрос: Может быть так, что эгоизм умер, его не существует?
Ответ: Эгоизм не умирает. Человек должен подняться над ним, овладеть им, и только тогда, нейтрализуя эгоизм, он сможет достичь понимания, что же такое смерть.
Вопрос: Что это дает человеку и всем людям?
Ответ: Свободу от эгоизма.
Вопрос: Будет ли у всех какое-то общее ощущение?
Ответ: Да. Над эгоизмом.
Вопрос: И тогда будет какая-то новая работа, новое движение, новое развитие?
Ответ: Подъем над эгоизмом.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 13.06.2021
В чем выражается истинная свобода?
Вопрос: Знаменитый ученый-нейрофизиолог Бехтерева, руководившая около двадцати лет институтом мозга, в одной из своих работ написала: "Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а ум только улавливает ее из пространства и считывает".
Что находится за пределами интеллекта человека?
Ответ: За пределами нашего интеллекта находится весь духовный мир. А что такое интеллект? Маленький эгоистический "отросток", который не влезает ни в духовный, ни в материальный мир. Поэтому то, что происходит на самом деле, – это все большее наше развитие и разочарование: "Кто мы такие? Что мы вообще можем и понимаем?"
Вопрос: То есть мысли, которые мы улавливаем, каким-то образом создают нашу реальность – то, что человек чувствует внутри и снаружи?
Ответ: Эту реальность мы рисуем сами себе с помощью мысли. На самом деле ничего реального в ней нет. Это мнимая реальность.
Вопрос: Почему человеку кажется, что он думает?
Ответ: Для того, чтобы ему казалось, что он действительно думает, существует, что-то делает, творит. Причем акт творения начинается с мысли: "Кто я? Что я? Для чего я? Зачем? Кто меня таким образом создал? Что я делаю? Что в этих действиях мое и что нет?" Ко мне приходят какие-то мысли, побуждения: "Разве они мои? Их же раньше не было, а сейчас они есть".
То есть человеку тут есть, о чем думать. Но и это бесполезно, потому что правды он все равно не узнает.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 13.06.2021
Вопрос: Киноиндустрия научилась оживлять голливудских актеров. Умершие музыканты выходят на сцену в виде голограмм. Компания Майкрософт получила патент на создание интерактивного чат-бота, который ведет диалог от имени любого человека, даже умершего. Такая технология называется "цифровое воскрешение".
Идея цифрового бессмертия в том, что настоящее "я" – это не мое тело, а данные, информация, которые можно от тела отделить и сохранить в какой-то другой форме.
Получается, что они приблизились к этому ощущению, к состоянию бессмертия?
Ответ: Нет. Это совсем другая область – состояние бессмертия. Они взяли человека, списали с него его движения, характер и теперь могут ими манипулировать.
После того как записали это все, обработали, разложили на всякие биты, на квадратики, кусочки и теперь могут из них составлять любой образ. Могут взять себе Дюймовочку и сделать из нее Бабу Ягу. Все мы находимся в этих голограммах.
То есть мир действительно призрачный.
Реплика: Мир очень хочет прийти к состоянию бессмертия.
Ответ: Зачем оно? Так, как мы сегодня живем? Я бы, наоборот, выпустил из всяких этих голограмм такую картину, что все захотели бы заснуть. И всё! Так хорошо, спокойно. Была бы очень хорошая планета. Сказано: "Сон грешников для их пользы".
Вопрос: Скажите, пожалуйста, для вас что такое бессмертие?
Ответ: Это подъем над уровнем смерти, подъем над уровнем нашей жизни, которая считается даже хуже смерти. Каббала оценивает нашу жизнь как самую-самую низкую, существование, которое даже презрения не достойно.
Вопрос: Вот этот наш мир?
Ответ: Да. Мы должны начать из него подниматься и делать из себя настоящее кино. Чтобы каждый из нас начал играть правильного человека, образ высший, высочайший, положительный, объемлющий весь мир!
Вопрос: Именно играть?
Ответ: Играть, конечно! Мы же не такие!
Я должен играть такую роль, которую я хочу на самом деле видеть в себе, в которой я хочу видеть себя! И вживлялся бы в эту роль, вживался в нее, и демонстрировал бы эту роль перед всеми. И все так же демонстрировали бы себя относительно меня и других. И таким образом мы бы этот мир из игры превратили в реальный мир.
Ведь если все играют, то тогда эта игра превращается в истину.
Вопрос: То есть я начинаю это воспринимать как истину?
Ответ: Конечно! Меня воспринимают, и я всех остальных, и нет тогда между нами никакого разделения – это истина или это какое-то притворство. Мы играем, мы все время играем. И таким образом мы вызываем на себя высший свет, особую энергию – мировую, космическую, которая бы из нас сделала на самом деле таких людей!
Реплика: Наша сегодняшняя роль более-менее понятна: мы такие, какие мы есть. Мы видим, какие мы.
Ответ: И это тоже не настоящие мы! И это тоже навязано нам. И это мы должны с вами обнаружить – что это нами играют, что наш эгоизм нами управляет. Всё это – тщеславие и так далее – это всё не мы, на самом деле.
Вопрос: То есть то, что во мне есть: гордыня, тщеславие, превосходство над другими – это не я?
Ответ: Ты вообще не знаешь, кто ты.
Вопрос: А кого я должен играть?
Ответ: Себя как праведника. Праведник – это тот, который оправдывает всех. Всех, абсолютно. То есть чувствовать, что кроме меня все остальное – это абсолютное добро. И тогда ты попадаешь в очень интересную обстановку!
Вопрос: Но как я могу оправдать насильника, ненавистника?
Ответ: Нет-нет, об этом даже нет речи! Это просто надо делать. И ты увидишь, что никаких насилий и ничего другого такого, и вообще ничего нет. Это все нам видится в наших искаженных свойствах.
Вопрос: Это мое эго мне так переворачивает все?
Ответ: Да. Так что, это все очень интересно.
Вопрос: В это кино должно начинать играть все человечество? Или с маленькой кучки это начинается?
Ответ: Естественно, с маленькой кучки, как обычно. Но, в принципе, это должно уже разрастаться.
Мы должны понимать, что если мы сами не будем стремиться к переделке, то это закончится плохо. То есть произойдут такие необратимые изменения с человечеством, которые пробудят его, может быть, еще через многие тысячи лет.
Вопрос: Если мы сами не будем стремиться играть роль праведника?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 10.05.2021
Реплика: Последнее время теме сглаза уделяется много места. Потому что увеличилась ненависть человека к человеку. И человек боится сглаза. В то же время ученые до сих пор утверждают, что этого нет, что это все придумано.
Ответ: Нет, я не согласен с ними!
Вопрос: Люди вешают всякие брелки от сглаза. Есть онлайн учебники, как приготовить такой брелок, как сделать от сглаза амулет. Известно, что этому тысячи лет.
Как вы считаете, сглаз есть или нет?
Ответ: Есть. Но это не такой сглаз, что я на тебя вот так посмотрел.
Своим желанием мы связаны все вместе в одно общее огромное желание, которое создал Творец. И поэтому мы можем своими желаниями влиять друг на друга, каждый со своего уровня, откуда корень его души. И поэтому я, думая плохо о других, наношу вред себе и наношу вред им. Наношу вред, потому что я воздействую через свое желание.
Вопрос: Это невольно происходит?
Ответ: Да, конечно. Люди этого не знают. А от чего же наш мир такой плохой? От того, что люди так думают друг о друге!
Вопрос: От того, что они как бы сглаживают другого?
Ответ: Конечно. Разве кто-то желает другому добра?..
И получается, что весь наш мир живет только на дурном сглазе. На отвращении, на отторжении людей друг от друга.
Глаз является наивысшим органом: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание – пять органов чувств. И зрение – высшее из них.
И поэтому нам надо беспокоиться о том, чтобы смотреть правильно друг на друга, т.е. правильно относиться друг к другу.
Реплика: Вы сейчас заявили, что весь наш мир построен на сглазе.
Ответ: Где вы видели нормальное отношение человека к человеку? Только в отрицательную сторону!
Изначально мы не настроены к добру. Мы изначально не настроены на правильное отношение друг к другу. Мы ставим это или на каких-то условиях, что если он будет хорошо ко мне относиться, то и я буду к нему правильно относиться, и так далее. Но изначально у меня нет добра к другому. С какой стати? Почему я должен относиться к другим хорошо? Я говорю, как нормальный человек в этом мире. Не может быть такого!
Человек сделан в зле! Человек злой! Так что, никуда ты от этого не денешься. Только воспитание может поднять его из этого эгоистического завистливого болота, вытащить его за уши, выкупать, просушить хорошенько, подвесить его за уши на солнышко, чтобы оно его выпарило хорошенько. И после этого можно начинать чем-то хорошим его наполнять.
Вопрос: Тогда вся эта наука исправления, которая называется каббала, она о том, как нам эти злые мысли, злой взгляд, на котором существует наш мир, перевести в добрый взгляд?
Ответ: Да.
Реплика: То есть как поднять человека из этого мира в мир доброго взгляда, доброты?
Ответ: Да. Это уже будет мир духовный. Высший мир.
А наш мир создан в одном зле. И только зло, потому что все человек относит только к себе – хорошо мне от этого или плохо, – сознательно или подсознательно, неосознанно.
Вопрос: Если я такой и измениться не могу, – в чем процесс воспитания, о котором вы все время говорите?
Ответ: В том, чтобы ты изменился. Чтобы ты притянул на себя положительную силу природы, которая называется Творец, которая начала бы исправлять твою отрицательную силу.
Вопрос: То есть мы всегда говорим, что для этого мы должны понять, что во мне только отрицательная сила? И возненавидеть ее, на самом деле? С этого начинается старт? Тогда я захочу добрую силу.
Ответ: Да. Вот и все!
Эта добрая сила – вокруг нас. Абсолютно заполняет все пространство! Только мы ее отталкиваем, не желаем. Специально созданы такими, чтобы подняться над собой, выйти из себя к этой общей силе.
Вопрос: Тогда мы все-таки должны понять, что на уровне земли, в этом мире мы ничего сами сделать вот этими руками, вот этой головой не можем?
Ответ: Никак.
Реплика: И все наши попытки сейчас лучше общество сделать, лучше мир...
Ответ: Это опять те же игрушки.
Реплика: А человечество по-прежнему ищет какого-то земного лидера...
Ответ: Оно же не знает, как можно пользоваться силами природы! То, что дает нам каббала, то, что объясняет нам каббала.
Каббала нам говорит, как добраться до этой положительной силы природы, притягивать ее постоянно на себя и этим менять мир. Что значит мир? То, что я вижу и ощущаю вокруг себя или своим дурным глазом, или добрым глазом – это я называю миром. Так вот, как поменять мое злое отношение к миру на доброе? Вот это и есть вся наука каббала – наука получения, правильного впечатления от того места, где ты находишься, от этого мира.
Вопрос: Сглаз и порча – это разные вещи?
Ответ: Порча – это плохое отношение ко всем остальным, с помощью которого я действительно вношу большую порчу в ту систему сил, которая нас окружает, в которой мы находимся, как в паутине, связанные друг с другом.
Это я делаю уже сознательно. Если я сознательно отношусь зло к другим, я этим вношу злую силу в наши взаимные отношения, я этим порчу мир.
Вопрос: Это мне возвращается – то, что я сознательно порчу мир?
Ответ: Да, и мне возвращается.
Реплика: То есть если в сглазе мы говорим: "Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить", то есть человек ощущает, что что-то из него исходит плохое, то в порче я не стучу по столу, я иду прямо убить его.
Ответ: Ты концентрируешь все свое зло на то, чтобы сделать зло другому.
Ты этим портишь систему сил, паутину эту, в которой ты сидишь, и это возвращается к тебе. Но возвращается через тысячи всяких других путей, поэтому ты не можешь это связать со своим дурным глазом, который ты включил.
Человек должен научиться правильно владеть положительной и отрицательной силами. Он может ими управлять и сделать мир вокруг себя совершенным, а себя вечным.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.11.2020
Кругообороты душ – это таинственная тема, о которой есть очень много разных мнений. Есть религии, которые верят, что человек живет много жизней, то в одном виде, то в другом. Действительно ли существует такое явление как круговорот душ?
Да, существует, как написано в каббалистических книгах: у Ари в книге "Круговороты душ" и в Книге Зоар. Но это совсем не то, что представляют себе обычные люди, которые думают, что круговорот душ – это когда моя душа вселяется в другое тело, живущее сто лет назад. На самом деле, круговороты душ вообще не относятся к телам.
Все проходит кругообороты, любое желание. И все желания соединяются в одну систему, которая называется Адам и включает в себя все уровни: неживой, растительный, животный и человеческий. И каждое желание кругообращается, то есть развивается поступенчато и этим влияет на все остальные желания, соединяясь в десятки, в сотни, в тысячи и т.д. Это и называется кругооборотами душ.
Но это не значит, что в прежней жизни человек мог быть котом или цветком, или камнем. Кругообороты душ не относятся к смене внешней, биологической оболочки из плоти и крови.
Душа – это частица божественного свыше, сила отдачи и любви, которая есть в человеке. А если в человеке нет такой силы, значит пока еще нет души. Все системы материального мира, в котором мы живем сегодня, ощущая себя в физическом теле, не относятся к кругооборотам душ.
Хотя это хорошо, что тема кругооборотов душ покрыта завесой тайны. Это останавливает человека, вынуждая его быть более сдержанным по отношению к другим. Ведь он волнуется о следующей жизни в этом мире и в мире будущем, а потому лучше относится к окружающим. И на самом деле, совершать добрые дела по отношению к другим, по отношению ко всем, и быть хорошим человеком – это безусловно самый беспроигрышный вариант.
Но все рассказы о том, кем был человек в прошлой жизни – это полный обман. Кругообороты душ относятся не к нашей жизни, а к жизни души, которой нет у обычного человека. Он должен очень сильно потрудиться, чтобы достичь состояния кругооборотов души и увидеть, как можно усовершенствовать свое желание с помощью экрана, отраженного света, ударного слияния и начать подниматься со ступени на ступень.
Это и называется кругооборотом душ (нешама), самого высокого света, потому что свет Хая и Ехида не входят в духовный сосуд до конца исправления.
Для того чтобы достичь кругооборотов душ, надо сначала развить в себе душу – желание отдавать. Желание отдавать ради отдачи называется душой. Это готовность одаривать всех, делать всем добро, все больше выходить из своего эгоизма. И тогда я обнаружу, что в этом процессе есть круговороты, потому что я каждый раз обновляю свое эгоистическое желание, могу его исправить и совершить еще больше действий отдачи, любви, единения.
Так, через кругообороты, я дохожу до любви ко всему миру, обретая свойство всеобщей любви во всех своих желаниях. И это называется Концом исправления. Все желание насладиться, которое у меня было, разбитое и эгоистичное, теперь исправлено, и я вижу, понимаю и чувствую всю реальность. Получается, что весь мир действительно принадлежит мне!
Из программы "Взгляд изнутри", 24.05.2021
Каббалисты никогда не придавали никакого значения физическому телу.
Компания Майкрософт получила патент на "цифровое воскрешение" – создание интерактивного чат-бота, который ведет диалог от имени любого человека, даже умершего.
Судный день с точки зрения каббалы
Вопрос: В Книге "Пророки" упоминается Судный день. Практически все религии говорят, что Бог будет судить всех людей за разные поступки. Что означает Судный день с внутренней точки зрения? Кто кого судит и за что?
Ответ: Судный день – имеется в виду, что людям раскрывается истинная причина их существования, их страданий, и истинная возможность исправления всего, что возложено на человека.
Когда люди это увидят, то для них этот день станет самым счастливым. С одной стороны, он судный, с другой стороны – счастливый, поскольку людям раскрывается истина, как можно привести себя к вечному, совершенному существованию.
Вопрос: В связи с Судным днем также затрагивается тема о жизни после смерти. Хотя в иудаизме мало об этом говорят, но все же есть такое понятие – воскрешение мертвых. Что это значит внутри человека, с духовной точки зрения?
Ответ: Иудаизм рассматривает человека не как белковое тело, а как совокупность его положительных и отрицательных свойств, причем человеческих, а не животных. Наше тело не считается человеком. Оно считается животным. Так и сказано: "Все подобны животным".
Но то, что в нас есть, т.е. то, что определяет отношение человека к окружающему миру, особенно к другим людям, необходимо исправлять. Человеком называется тот, кто объединяет себя со всем миром. Человек на иврите "Адам", от слова "домэ" – "подобный" Творцу.
Вопрос: Можно сказать, что воскрешение мертвых желаний – это правильное их использование нами?
Ответ: Именно. Это и называется "полное исправление".
Продолжение следует…
Реплика: В Таиланде есть традиция – чтобы начать новую жизнь без проблем и стресса, нужно пойти в храм, устроить собственные символические похороны. Люди берут цветы, ложатся в гроб, после чего их покрывают простыней, читают молитвы. Сначала нужно лечь головой на запад, потом развернуться в другую сторону. Стоит это мелочи, три с половиной доллара – только на свечки.
Во время пандемии это был массовый ритуал, потому что люди приходили. И после этого они говорили: "Я ожил, я начал жить". Всё! Уходила депрессия, уходили все состояния.
Объясните мне, пожалуйста, этот парадокс – для того чтобы жить, нужно умереть.
Ответ: 🙂 Это верно. Тогда человек по-другому смотрит на жизнь.
Если он психологически переживает такую свою якобы смерть – и расстается с этим течением жизни, то он по-другому смотрит на свою новую жизнь.
Вопрос: То есть нужно действительно войти в эту драматическую ситуацию, действительно так ее пережить? И тогда начинаешь жить.
Поэтому на кладбище так хорошо? Вот когда ты идешь по кладбищу или сидишь там на лавочке, посмотришь вокруг. Ты думаешь: как все мелочно в этом мире! Кто-то страдал от того, что царапнули машину, кто-то от того, что сосед на него накричал. И вдруг все сводится вот к этому.
Ответ: То, что ты говоришь, сказано уже в трактате, которому, наверное, 4000 лет. Там сказано, что человек, который хочет осознать себя по-новому, должен пойти на кладбище и посидеть на камне. Так что это верно.
Я бы устраивал туда коллективные экскурсии. И усаживал бы наше правительство, чтобы оно там посидело, подумало и решило бы какие-то вопросы. И еще какие-то группы населения.
Вопрос: Чтобы вот так посмотрели на тленность этой жизни?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.03.2021
Эпидемия коронавируса произвела в мире такие резкие изменения, что привела его в смятение. И мы увидим, как правительства, руководители, всевозможные организации не могут найти пути, позволяющие работать с людьми. Все больше будет раскрываться потребность в науке каббала, в методике соединения между нами и с Творцом.
Шхина – это только те души, желания, направленные к Творцу. Те души, которые пробудились к Творцу, называются Шхина, и Творец начинает раскрываться в них согласно их стараниям пробудить себя к связи с Ним.
В конце концов все должны присоединиться к общей душе, каждый согласно своей ступени. Не надо думать, что души, которые просыпаются позже – более мелкие. Наоборот, души пробуждаются, начиная от легких ко все более тяжелым. В первую очередь производятся легкие исправления, которые затем помогают нам совершить более значительные и сложные исправления.
Поэтому те души, которые должны подняться вслед за нами, более тяжелые и более важные. А души, пробуждающиеся сейчас, которые называются Исраэль, то есть устремленные "прямо к Творцу", не такие трудные для исправления по сравнению с теми, кто придет вслед за ними.
Поколение за поколением, желание растет, а соответственно растет способность быть умнее, изобретательнее. И мы еще увидим, как после эпидемии Творец проделает с нами другие упражнения, чтобы пробудить в нас понимание того, как приблизиться к духовному, Он будет действовать на все наше поколение, чтобы все ощутили потребность приблизиться к Нему и соединиться с Ним.
Весь мир почувствует, что главное в жизни – это не коронавирус и не материальный успех, и не иллюзорные ценности, которыми мы наполняли свою жизнь. Творец начнет светить чуть глубже в толще нашего материала, освещая нашу внутреннюю темноту, и мы обнаружим в себе такие желания, о которых даже не подозревали.
Удар за ударом, люди постепенно начнут раскрывать, насколько им не хватает смысла жизни.
Из урока на тему "Следовать за Шхиной", 05.05.2021
Вопрос: В чем смысл смены поколений с точки зрения работы по исправлению эгоизма?
Ответ: Смысл смены поколений в том, чтобы разделить эту огромную ношу на маленькие части между многими людьми. Так написано в Книге Зоар.
В ней рассказывается притча о том, как у одного великого царя возникла мысль перенести свою столицу с одного места на другое. Но как перевезти царскую казну? Он не мог поручить это одному человеку или армии – а вдруг на них нападут.
И тогда он решил, что даст каждому из своих многочисленных подданных по одной монете. Каждый принесет ему эту монету обратно, ведь не стоит человеку злоупотреблять доверием царя, чтобы запятнать себя из-за какой-то маленькой монеты. Таким образом его подданные перевезли огромную казну на новое место, в новую столицу.
Так Зоар иносказательно говорит о том, почему мы делим всю работу на множество миллиардов людей, как шеренга, которая из поколения в поколение все время движется вперед. Так мы работаем.
И тогда та огромная работа, которую мы должны выполнить, на самом деле не такая уж страшная. Конечно, она тяжела для каждого человека, но преодолима. А если бы мы вообразили себе, что сможем преодолеть весь созданный Творцом эгоизм, подняться над ним и соединиться с Высшей силой на ее настоящем духовном уровне, то каждый из нас просто не смог бы это сделать.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение"
Вопрос: Ваша книга "Постижение духовных миров" начинается так: "Поколения продолжают сменять друг друга на этой планете". А почему происходит смена поколений?
Ответ: Когда нам тяжело сделать какую-то большую работу, тогда мы делим ее на маленькие части.
Допустим, передо мной стоит что-то огромное, я не могу даже об этом подумать – уж слишком это давит на меня. Тогда я пытаюсь не представлять себе эту огромную глыбу, которую я должен построить, предположим, какую-то пирамиду или дворец.
В прошлом люди столетиями строили большие сооружения. К примеру, в Европе триста лет возводили различные соборы. И тот, кто начинал их строить, знал, что их открытие увидят только его далекие правнуки.
Так и мы. Перед нами стоит огромнейшая проблема: мы должны подняться до уровня Творца, находясь в исходном состоянии, совершенно противоположном Ему – в состоянии абсолютного эгоизма. Как сказано: "Я создал эгоизм и создал Тору (высший свет) для его исправления".
Это исправление происходит очень медленно. Первый этап – осознание зла нашей природы. Только сейчас, в этом поколении, мы начинаем постепенно осознавать свою природу как зло, ведущее нас к безысходности, пустоте, самоуничтожению. Впереди еще очень много работы по исправлению эгоизма и возвышению.
Но самый трудный этап человечество, в принципе, прошло. Однако сколько это заняло времени! Если рассматривать это с начала зарождения нашего мира, то миллиарды лет развивалась неживая природа, потом миллиарды лет – растительная, сотни миллионов лет – животная, и несколько сот тысяч лет – человек.
А духовное развитие еще более сжато в нас. И поэтому мы должны его достичь очень быстро – за оставшиеся двести тридцать лет. Ведь процесс исправления занимает шесть тысяч лет, начиная с самого первого исправления, которое было сделано 5770 лет назад первым каббалистом.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение"
Каббалистический критерий поколения
Реплика: Однажды на лекции Эйнштейна спросили: "Как делаются великие открытия?" Он ответил: "Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие".
Ответ: Это верно. Не надо делать из себя невежду, надо быть наивным.
Вопрос: А как вы стираете знания, которые существуют в вас, в человеке? Есть знания, а я как-то должен их взять в этот момент и убрать, как будто я не знаю…
Ответ: Я же ничего и не знаю. На самом деле! Я говорю это абсолютно откровенно. Я каждую минуту чувствую себя заново опустошенным.
Вопрос: Почему? Вы 40 лет занимаетесь наукой каббала.
Ответ: Это такая наука, что она сама себя отрицает. Она вычеркивает все, что ты знал до этого, чтобы ты смог сделать следующий шаг. Но следующий шаг – он не за предыдущим, а вместо предыдущего. Они не складываются вместе. В духовном все построено на отрицании.
Вопрос: То есть я шел-шел, я на какой-то ступени нахожусь, и вдруг она абсолютно исчезает?
Ответ: Я начинаю все заново. Это прекрасно! На самом деле это самое правильное. Я как заново родившийся. Разве ребенок не раскрывает еще шире глаза?
Я себя не чувствую уставшим. Я готов каждый день, каждый урок, каждое утро начинать все заново, заново рождаться.
Вопрос: А когда человек себя чувствует уставшим?
Ответ: Если у него нет возбуждения новых желаний, новых вопросов, то тогда, конечно, он уже не может раскрыть в себе ребенка, тогда он уже старик.
Вопрос: Это уже движение к смерти?
Ответ: Да.
Реплика: То есть, когда вы говорите, что возможна вечная жизнь, вы говорите про эти постоянные обновления?
Ответ: Да.
Вопрос: Когда возможно постоянное обновление, в каком случае?
Ответ: Всегда. Оно не зависит от тела. Это ведь желание, оно не зависит от тела.
Вопрос: То есть постоянно надо начинать снова? Постоянно обновляться?
Ответ: Да. И это прекрасно!
Вопрос: А что бы вы сказали обычному человеку, не изучающему каббалу?
Ответ: Ничего. Найди себе хобби и продолжай.
Вопрос: И все время радуйся новым открытиям?
Ответ: Да. Так же, как мой учитель говорил про стадион, что это место надо уважать, оно дает наслаждение многим людям.
Он ни разу там не был, ни разу не видел, но он знал, что это игра, которую смотрят одновременно сотня или две сотни тысяч человек и радуются жизни. А радость исходит от Творца, поэтому он радуется за них, что они получают наслаждение от Творца. Они в это время не проклинают Его. Поэтому это место надо уважать.
Реплика: Эйнштейн говорил, что "невежда, который этого не знает, он-то и делает открытие".
Ответ: Человек, который ощущает в любом состоянии, что это состояние вопроса, он не останавливается на этом, ищет на него свой ответ. И он делает открытие.
Все только из этого и состоит – из вопросов и ответов.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.03.2021