Реплика: Вам пишут: "У меня умер близкий друг, еврей, и я впервые оказался на еврейском кладбище. Его семья решила похоронить его по еврейским законам. Первым ударом для меня было, что его хоронили назавтра утром. Куда они все спешили? Никто не успел с ним толком проститься.
Потом это надрезание одежды на кладбище – зачем? А то, что они бросают тело в землю без гроба, просто оборачивают в какую-то тряпку и хоронят? Эти обычаи мне кажутся какими-то нечеловеческими, в них нет теплоты прощания, все происходит стремительно, без любви. Почему? Ведь евреи – такие семейные и родственные, а тут холод и только".
Ответ: Во-первых, то, что человека хоронят не в гробу, а в земле – это естественно. Как сказано: "Ты из праха пришел и в прах возвратишься". И нет ничего ближе к нашему животному телу, уже умершему, чем земля. Надо дать человеку нормально в этой среде разложиться. Исчезнуть. Чтобы полностью все разложилось.
Ты должен превратиться в прах, чтобы от тебя абсолютно ничего не осталось. Это первое.
Второе: надо как можно быстрее предать мертвого земле. То, что он сказал, что это было сделано назавтра – это уже не еврейский обычай. Обязательно в тот же день, в тот же вечер. Если, допустим, человек умер неожиданно, неважно как, в 8, в 10 вечера – до полуночи похоронить. Как можно быстрее.
Вопрос: Почему такая скорость? Не попрощаться с покойником?
Ответ: Не надо с ним прощаться и видеть его не надо! Нет! К телу не прикасаются. Жизнь ушла из тела – тело уже считается неприкасаемым. Это нечисто.
Вопрос: А то, что надрезают одежду?
Ответ: Это знак траура. Разрывают одежды.
Вопрос: А почему, вы можете объяснить с точки зрения каббалы?
Ответ: Одеждой называется "левуш" – это внешняя форма души. И потому как ушел от нас наш близкий, то часть нашей души ушла с ним.
Вопрос: А почему он пишет, что здесь холод какой-то, нет теплоты, нет никакого уважения к телу.
Ответ: Почему нет? Наоборот, это уважение к телу, только в таком виде, которого он не понимает.
Это не отношение к мертвому телу, как к живому, а то, что положено мертвому телу, ты должен это все выполнить. В этом заключается наше отношение к мертвецам. И, кроме того, сделано это таким образом, чтобы любой человек, который расстался с жизнью, был бы равен всем остальным. Его не хоронят в пышных одеждах и в золотом гробу. Ничего!
Даже более того, делают все максимально так, чтобы тело как можно быстрее сгнило, оторвалось от своих оболочек.
Реплика: И тут мне вспоминается фараон…
Ответ: Наоборот. Абсолютно наоборот.
Реплика: Да. Вы тоже были в подвалах Эрмитажа. Там лежат мумии и, в общем-то, можно даже черты лица определить. Так они умели законсервировать их. То есть совсем другое отношение у человечества.
Ответ: Противоположное.
Вопрос: Почему?
Ответ: Это же, я бы сказал, гимн эгоизму.
Вопрос: Гимн эгоизму, да. Вот об этом я хотел поговорить. Все-таки это гимн эгоизму – так хоронить, с почестями?
Ответ: Конечно! То есть он вечен, он совершенен, он продолжает существовать. Мы еще закопаем вместе с ним его слуг, и коней, и все прочее. Наварим, нажарим ему каких-нибудь блюд и так далее.
А у евреев, наоборот, даже есть такой обычай: класть в землю известь вместе с телом, чтобы тело быстрей разложилось.
Вопрос: То есть в прах должно уйти как можно быстрее?
Ответ: Да. Оторваться от нашего наинизшего, наихудшего мира. То есть завернуть в тряпку, причем в простое белое полотно, ничего больше, положить в землю и закопать.
Реплика: Не принял мир эту многовековую традицию.
Ответ: Конечно. Потому что это далеко от эгоизма. Эгоизм не позволяет настолько не уважать тело.
Реплика: То есть мы живем в мире, который уважает тело. Это даже видно по письму, что нет тепла, все очень холодно. Надо попрощаться с телом.
Ответ: А здесь ничего нет. Здесь мертвая оболочка, которая ничего не стоит, и которая должна как можно быстрее сгнить. Не надо с ней считаться никак. Все, что есть, отошло к духовному корню, и там это находится.
Вопрос: А можно назвать, что это идет кругооборот? То есть тело быстрее разложится, и душа быстрее вернется для будущего исправления.
Ответ: Конечно. Так тоже считается, но тело к этому не имеет никакого отношения. Оторвалась душа от тела – всё.
Реплика: Если бы еще люди слышали, что читается "Кадиш", и что там говорится. В результате там говорится не "какое горе, что ушел! Как ты нас покинул?!", а спасибо Тебе, Творец, что Ты забрал это тело? Это человеку не понять, конечно!
Ответ: Конечно. "Как Ты велик, Боже, за то, что Ты сделал это с нашим близким. Да возвеличится имя великое Твое, Творец".
Реплика: Объясните это, пожалуйста.
Ответ: Нет прерывания жизни и смерти. Это просто переход в нашем понимании из одного состояния в другое. Так почему мы должны страдать?
Когда вода обращается в пар, а потом пар сгущается и выпадает в виде дождя, и снова, – кругооборот воды в природе, мы должны сожалеть о том, что было, и что есть, и так далее? Нет. Мы просто говорим: "Спасибо за эти преобразования".
Вопрос: А это, интересно, придет в мир? Когда мы начнем так относиться к телу, это уже будет называться продвижением?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А что такое семь дней? Это называется "шива".
Ответ: Семь дней траура – это уже абсолютно каббалистические оценки.
Вопрос: Семь дней сидят дома?
Ответ: Да. Пока душа еще полностью не расстается с телом, не выходит полностью из тела и не разрывает с ним связь.
Вопрос: Это семь дней?
Ответ: Семь дней. Потом 30 дней. Потом год.
Вопрос: Можно это завершить одним предложением? О теле и о душе что-нибудь.
Ответ: Я думаю, лучше всего сказать так: пытайтесь жить в душе, а не в теле.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.11.2020
Обычаи евреев и других народов