Вопрос: Если все мы – части единой системы и только вместе можем достичь высшего света к шеститысячному году, какой смысл его достижения отдельными душами? Они все равно вынуждены подождать всех остальных.
Ответ: Мы не должны никого ждать. Если у вас есть желание постичь свою душу, раскрыть ее и достичь, вы можете это сделать буквально сейчас, независимо от других.
При этом вам нужна группа, чтобы помочь выйти "из себя", из своего эгоизма наружу. В той мере, в которой вы будете работать на отдачу, на любовь, вне себя, вы начнете ощущать внешнее пространство. Это ощущение формирует в вас совершенно новые желания, новые знания. И все это называется "ваша душа".
Из урока на русском языке, 10.06.2018
Свой райский сад увидишь при жизни
Вопрос: Что означает в каббале термин "выйти из себя"? Выйти куда и откуда, и самое главное, кто выходит?
Ответ: "Выйти из себя" означает выход моего "я" из эгоизма, из свойства получения в альтруизм, в свойство отдачи. Где мое "я", там и я сам: либо внутри моего "ослика", либо вне "ослика".
Вопрос: Есть ли доказательства, что душа существует?
Ответ: Конечно. Я ее чувствую, я ее нашел, я ее открыл. Я ее заработал!
Вопрос: Можно ли ее показать?
Ответ: Как я покажу тебе свою душу?..
Вопрос: То есть остается верить?..
Ответ: Не надо верить, докажи себе сам. Только ты сам и никто другой сможешь доказать, показать и ощутить ее.
Но если другие люди тоже выходят "из себя", то так же как в нашем мире мы контактируем друг с другом через свой эгоизм, так и в духовном мире мы можем контактировать друг с другом через эту душу. Более того, мы будем ощущать Высший мир, как сейчас ощущаем наш мир в своем эгоизме. Хотя каждый ощущает его в себе, но все-таки чувствует общность.
Из урока на русском языке, 10.06.2018
Вопрос: Вы пишете в своем блоге: "Пока человек не развил в себе душу, у него есть так называемая витальная сила, энергия, как у любого живого существа". Что это за сила, которая не имеет никакого отношения к душе?
Ответ: В человеке существует эгоистическая сила, ее наслаждение, наполнение. Она называется витальной силой (от лат. "vitalis" – "жизненный").
Она есть на всех уровнях материального мира. Только в нас дополнительно к животному эгоизму, который стремится сохранять себя в нормальном живом виде, есть еще добавочный эгоизм, когда человек, глядя на других, хочет то, что есть у них даже во вред себе. Главное, чтобы это было у него и не было у остальных.
Витальная сила все время меняется, увеличивается. У нее нет движения назад, только вперед, только в увеличение альтруистического свойства. Поэтому душа непрерывно растет. Ее рост идет по синусоиде: подъем и падение, подъем и падение. Но падения, так же как и подъемы – это накопление потенциала души.
Вопрос: Значит, в биологическом теле есть витальная душа?
Ответ: Нет, эгоизм представляется нам в виде неживой, растительной и животной природы, т.е. животного тела, кажущегося человеком. А витальная сила оживляет это тело, эту материю, состоящую из атомов и электронов.
Но если войти вглубь материи, мы ничего не обнаружим, кроме пустоты. Внутри любого атома 99 плюс 99 – пустота. А остальное все, что крутится, – сплошная энергия, в том числе и наше тело.
Энергия – это желание! Поэтому витальная сила – это просто энергия, которая представляется тебе в виде тела, рисуется на твоей подложке, на твоем желании, и таким образом ты ее видишь. Так ты представляешь себе весь мир.
Вопрос: Получается, что эту энергию я вижу в виде белкового тела, а витальную силу, т.е. саму энергию, я просто не вижу?
Ответ: Ты не видишь ее, потому что у тебя нет к ней адекватных внутренних состояний. Если бы они у тебя были, то было бы, на чем их ощущать. Ты чувствуешь только эгоистические силы, т.к. способен воспринимать их, а восприятия альтруистических сил у тебя пока нет.
Вопрос: Что же остается после смерти тела, если человек – это энергия?
Ответ: Определенная витальная энергия в нем переходит с одного уровня на другой. Согласно закону сохранения энергии, в мире ничего не исчезает.
Вопрос: Значит, с точки зрения каббалы смерти нет? Есть переход состояний?
Ответ: Смерти нет. Да и жизни, в общем-то, нет. Жизнью в каббале называется свойство отдачи, которого в материальном мире тоже нет. Поэтому всё, что нам представляется, называется "надуманный мир".
Из урока на русском языке, 10.06.2018
Куда уходит душа после смерти?
Вопрос: Из каких частей состоит духовный объект под названием душа? Она неизменна или подвержена изменению?
Ответ: Душа состоит из десяти сфирот. Она постоянно изменяется в зависимости от работы человека над собой. Но всегда это десять частей, связанных в одну единую интегральную систему, и в ней – все.
Душа одна на всех или у каждого своя, так же как наш мир один для всех и у каждого свой. Только то, что мы воспринимаем в своем эгоизме, называется "наш мир", "этот мир", а то, что мы воспринимаем в свойстве отдачи, и может быть даже любви, выходя из своего эгоизма, называется "духовный мир" или "душа".
Вопрос: Душа и Высший мир – одно и то же?
Ответ: Ощущение Высшего мира называется "душа" или "десять сфирот". Десять сфирот – это скелет души.
Сфира от слова "светящийся" ("сапир") – это точка, которая была эгоистической, а стала отдающей, альтруистической. Поэтому она светится.
Из урока на русском языке, 10.06.2018
Вопрос: Почему в каббале обретение души связывается с любовью к другим людям?
Ответ: Потому что любовь к другим является условием обретения души. Это тот практикум, благодаря которому ты выходишь "из себя" и начинаешь ощущать то, что вне тебя – общую душу. Она называется "Адам". Тогда ты начинаешь обретать сначала свойство отдачи, а потом еще и любви.
Вопрос: В статье "Тело и душа" Бааль Сулам пишет, что на этот счет есть три теории: теория веры, теория дуализма и теория отрицания. Какой из них придерживается каббала?
Ответ: Никакой, потому что все три теории говорят о том, что придумано человеком. Люди выдумывают для себя какие-то теории, потом пытаются привязать их к своей жизни и от этого только страдают.
Реплика: В теории отрицания говорится, что души вообще нет, есть только тело.
Ответ: Пожалуй, эта теория самая вероятная, потому что тогда никто ни в чем не ошибется: я – животное, у меня есть только животное тело, и я в нем существую.
Вопрос: А почему плохо ошибаться? Даже если бы не было души, ее стоило бы придумать, чтобы человеку было легче умирать. Он страдает от того, что не знает, что с ним будет после смерти. А когда ему говорят, что есть некая душа, которая продолжит жить, ему становится легче.
Ответ: Для этого человек должен серьезно задуматься о том, как выйти из своей ограниченности и найти душу, получить, ощутить ее, соединиться с ней, т.е. с той частью своего восприятия, которая находится вне его. Это происходит только лишь после выхода из своего эгоизма и обретения свойства отдачи.
Из урока на русском языке, 10.06.2018
Вопрос: Может ли человек, обладающий душой в каббалистическом понимании, быть бессердечным, бессовестным по человеческим меркам?
Ответ: Душой обладает только тот человек, у которого есть связь с общей душой. Его свойства выходят за рамки эгоизма, который все поглощает, вбирает в себя. А он, наоборот, хочет отдавать, распространять. Таким образом он связан с общей душой двусторонней взаимной связью.
Вопрос: Но со стороны он может выглядеть бессовестным и бессердечным?
Ответ: Нет, потому что он связан с общей душой. Но в глазах эгоистов он может выглядеть очень странным, а может быть, даже грубым, потому что не удовлетворяет их мелким эгоистическим понятиям.
Из урока на русском языке, 10.06.2018
Вопрос: Почему человечество привлекают разговоры о душе? Почему это слово не дает людям покоя, кажется чем-то очень высоким?
Ответ: Потому что никто не понимает, о чем речь. Все думают, что у них есть душа, и это что-то тайное, скрытое в человеке. В нашем мире под душой подразумевают совесть человека, говорят "душевный человек", "сострадательная душа".
Всем хочется думать, что душа есть у каждого: большая, маленькая, чувственная, возвышенная. То есть, все, что в человеке связано с его пульсом, давлением, нервами, называют душой.
Вопрос: Тогда что такое душа с точки зрения каббалы?
Ответ: В принципе, душа находится везде. Мы живем внутри души. Все, что ты можешь и не можешь себе представить, называется "душа".
Вопрос: То есть можно сказать, что все мы – крупицы души, которая каким-то образом разрознена?
Ответ: Так представляется нам в нашем дифференцированном мозгу. На самом деле все мы – одно сплошное душевно-духовное тело, в котором нет никакого разделения. Но наш мозг, работая дифференцированно, разделяет все. Он не может охватывать все интегрально, только фрагментарно. С этой точки зрения все восемь миллиардов человек – части одной души. Всё созданное называется "душа", а мы – ее части.
Вопрос: Если так, то для чего столько понятий: я, вы, мы, душа, Творец?
Ответ: Только для того, чтобы мы объединились. Различные понятия, весь набор слов, имен и т.д. указывает на каждое действие, на каждый объект. А в итоге, когда все соединятся в одно целое, это исчезнет. Останется только один Творец, один белый свет.
Из урока на русском языке, 10.06.2018
Из сказанного выше мы сможем понять, что подразумевают каббалисты, когда говорят о сущности понятия "душа", как части Высшей силы. Не отличаясь ничем от этой Высшей управляющей силы, душа является ее частью.
Подобно камню, отсеченному от скалы, где суть камня и суть скалы одинаковы, и нет никакого отличия между камнем и скалой, кроме того, что камень – это только часть скалы, а скала – это целое.
Как можно представить душу как отдельное понятие, как часть Высшей силы, часть свойства отдачи? Как и чем можно отделить их друг от друга? (Бааль Сулам, "Учение Десяти Сфирот", ч.1, "Внутреннее созерцание")
Творцом создано только желание насладиться. Если оно работает с намерением ради собственного наслаждения, то называется эгоистическим, а если ради наслаждения других – альтруистическим.
Душа – это альтруистическое желание, у которого есть намерение ради других, ради отдачи, ради любви. Поэтому человек может работать либо на себя – это эгоизм; либо на других, включая Творца, – это альтруизм или душа. И есть еще нейтральное не оформившееся состояние.
Именно намерение делает из эгоизма душу.
Изначально Творец создал желание получать (Ж.П.), наслаждаться. Воздействие высшего окружающего света "ор макиф" (О.М.) дает ему возможность поставить экран, сделать первое сокращение – "цимцум алеф" (Ц.А.): "Я для себя ничего не принимаю".
После этого желание получать может принять прямой свет "ор яшар" (О.Я.), чтобы передать его другому в виде отраженного света "ор хозэр" (О.Х.) и наполнить его внутренним светом "ор пними" (О.П.).
Это и есть вся структура, ничего больше нет. Если человек так организует свои внутренние свойства, то обретет душу.
А всё, что он видит и чувствует сейчас, как неживую, растительную, животную и человеческую материю, он воспринимает в четырех стадиях своего простого желания, – того, которое работает на получение, а не отдачу.
Наше желание делится на пять частей (0, 1, 2, 3, 4), в которые мы соответственно получаем света нэфеш, руах, нэшама, хая и ехида.
Вопрос: Можно ли сказать, что если я через свое неживое желание пропускаю свет, то вижу неживые объекты?
Ответ: В наше желание заходят света 0, 1, 2, 3, 4, и мы соответственно ощущаем неживую, растительную, животную и человеческую природу. Поэтому мы видим вокруг себя мир.
Вопрос: Если я вижу вне себя такое разнообразие животного мира, значит во мне так много животных желаний?
Ответ: Растительных еще больше! Ты просто не отдаешь себе в этом отчет.
Желания проявляются постепенно. Вдруг ты перемещаешься куда-то, видишь больше, меньше, но это всё – в твоем желании. На самом деле ты никуда не перемещаешься, ты живешь внутри своего желания. Тебе кажется, что ты летишь на самолете, открываешь новые миры, плывешь в облаках, – ничего этого нет, всё – внутри желания! Это твой мир.
Что же существует вне нас? Чтобы ответить на этот вопрос, нам дается наука каббала – от слова "получение". То есть это наука о получении ощущения, познания, постижения, сопряжения с тем, что действительно находится не во мне, а вне меня. Это совершенно другой мир – высший.
Вне меня находится Творец. Но поскольку я Его постигаю из своих свойств, то мое постижение всегда градуировано, и я раскрываю Творца "по частям".
Желание насладиться, которое произвело на себя сокращение ("цимцум алеф") и работает с получением наслаждения, для того чтобы отдавать его, проявляет себя как Творец и называется душой. Если во мне какие-то свойства и желания становятся подобными Творцу, они называются "моя душа".
Из урока на русском языке, 15.04.2018
Вопрос: Существует ли реинкарнация с точки зрения каббалы? И если да, то для чего?
Ответ: С точки зрения каббалы существует реинкарнация, которая называется "гильгулим", то есть "кругообороты". Но это кругообороты не наших жизней, не возвращение в наш мир – смерть и снова рождение. Это кругообороты в духовном пространстве, если мы его достигаем.
А наш мир не имеет совершенно никаких кругооборотов. Человек, который проживает в нем обычную жизнь, просто умирает, то есть его животная жизнь на этом заканчивается. С этой точки зрения в человеке нет ничего. Есть потенциальный зародыш души, который он не реализовал, но он не имеет никакого отношения к материальному телу.
Реплика: Но вы сказали, что реинкарнация – это кругооборот душ…
Ответ: Для этого надо достичь души, и тогда ты будешь участвовать в ее кругооборотах. Но это не зависит от жизни материального тела.
Реплика: То есть это может произойти через мгновение, потом еще через некоторое мгновение…
Ответ: Даже не мгновение, это происходит по другой оси времени.
Вопрос: И что тогда реинкарнация? Это возникновение другого желания?
Ответ: Да. Желания постоянно меняются. Мой Учитель написал на эту тему несколько прекрасных статей, вы можете их почитать.
Меняется намерение на желание. Чем больше намерение, выше намерение, чем оно больше на отдачу, тем человек считается выше. И поэтому изменение его намерения с маленького на большое приводит к таким кругооборотам.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.06.2018
Реплика: Одна из проблем человечества – это самоубийства. Каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство (800 000 в год). В Америке с 99-го года уровень самоубийств вырос на 30%.
Недавно покончили с собой вполне благополучные люди: Энтони Бурден, известный шеф-повар и телеведущий CNN, младшая сестра королевы Нидерландов.
Вы можете это объяснить?
Ответ: Пустота. Ничего нет. Причем такая пустота, которая давит, разрывает, не дает уснуть, ее не загонишь внутрь даже наркотиками. Человеку просто ничего другого не остается.
Нам надо правильно посмотреть на жизнь, взяться за воспитание.
Вопрос: К чему человек должен прийти?
Ответ: К смыслу жизни. А смысл жизни понимается тогда, когда ты переходишь грань жизни и смерти. Только тогда, когда жизнь для тебя стоит меньше, чем она сама, ты можешь правильно взвесить, ради чего жить, и подниматься выше своего эгоизма, выше своей жизни.
Вопрос: Именно когда я за нее не хватаюсь, не держусь за каждое желание?
Ответ: Не только не держишься, а живешь тем, что каждую минуту отказываешься от своего эгоизма и над ним поднимаешься.
Ты каждую минуту выше смерти, как бы переживаешь ее. В этом заключается отрыв от нашего мира и вход в Высший мир.
Реплика: Это очень тяжело.
Ответ: Это не тяжело, это счастливая возможность для всех нас.
Вопрос: Значит, не надо ценить мою эгоистическую жизнь?
Ответ: Человек, который хочет постичь настоящее существование, должен презреть эту жизнь саму по себе, и ценить ее только за то, что она является подложкой, основанием для того, чтобы строить на ней высшую жизнь. А высшая жизнь – выше смерти, когда ты каждое мгновение умираешь в животном виде и растешь в духовном.
Рост в духовном виде – это жизнь не для себя, а вне себя: ради Творца, или ради системы, ради человечества, неважно, чего – главное, выйти из своего "я".
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.06.2018
Каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Пустота... Она давит, она разрывает, она не дает уснуть. Но нам надо правильно посмотреть на жизнь.
Вопрос: Зачем мне постигать другие души?
Ответ: Это части твоей души. Нет ничего лишнего в творении. Ты должен постичь свою полную душу, которая представляет собой соединение всех частных душ во все времена и во всех состояниях. Соединив их в себе, ты станешь как Адам относительно Творца.
Но не думай, что ты должен ждать, пока другие души себя исправят. Это ты должен их исправить в себе.
Из урока на русском языке, 04.03.2018
Почувствовать, что значит, быть Творцом
И нет ничего удивительного в том, как человек может постичь все души вместе, так как духовное не зависит от пространства и времени и нет там смерти. (Бааль Сулам, "Из себя узрю Творца")
Если все ограничения только в человеке, значит, постепенно отметая их, он приближается к Творцу. Это иллюзия приближения, отдаления.
Желание получать "ради себя" ограничивает человека, вплоть до полного скрытия от него Творца.
Вопрос: Почему в материальном мире есть смерть, а в духовном ее нет? Или в духовном мире тоже есть состояние смерти?
Ответ: Смотря что понимается под смертью.
Смерть в духовном мире – это полное истечение света из желания, а в материальном мире – истечение из животного тела живительной силы.
В духовном мире смерть/отсутствие света – абсолютно осознанное состояние.
Вопрос: Может ли каббалист препятствовать истечению света из желания? Можно ли управлять светом?
Ответ: Только лишь через свое желание.
Из урока на русском языке, 04.03.2018
Вопрос с Facebook: Очень сложно принять существование другого мира, кроме того, что мы видим перед собой. С другой стороны, вечная жизнь очень притягивает. Как выйти на новый уровень ощущения?
Ответ: Если у вас существует настоящее желание к раскрытию Высшего мира – здесь, сейчас, в этой жизни, то вы должны прийти и начать серьезно заниматься каббалой, без всяких других вопросов. Все, что вам раскроется, – раскроется.
Ощущение вечной жизни – это понимание очень проблематичное. Кто ощущает, как ощущает, что он ощущает как вечную жизнь – непонятно, не подлежит никакому определению. Это внутреннее ощущение человека. И то, что он ощущает как свою вечную или невечную жизнь, никто другой почувствовать не может, поэтому говорить об этом нечего.
Если в человеке существует реальная, жесткая, настоятельная потребность раскрыть высшее управление в этой жизни: кто мной руководит, для чего я существую, как устроен мир, и так далее, – то он должен прийти и серьезно этим заниматься.
Вопрос: Тогда, что такое вечная жизнь с точки зрения науки каббала?
Ответ: Вечной жизнь называется потому, что она находится выше нашего эгоизма, который постоянно пожирает нас и приводит к физической смерти. А здесь имеется в виду – подняться на такой уровень, когда физическая жизнь или смерть над тобой уже не властны, ты не считаешься с ними.
Ты поднимаешься на уровень "вера выше знания", то есть уровень Бины выше Малхут, и ощущаешь жизнь, которая течет совершенно по другой оси времени – время другое, ось другая, развитие другое. И тогда все земные параметры – время, счастье, совершенство, вечность, бесконечность – пропадают, потому что все они находятся в рамках, в осевых определениях только нашего мира.
Вопрос: Как вы считаете, подсознательно человек хочет этого?
Ответ: Подсознательно этого хочет каждый человек, потому что все мы происходим из единой души Адама. А горит ли это в нем, прорезалось ли в нем желание вернуться к своему источнику, корню, к которому его неосознанно тянет, – есть в нем это или нет, и насколько это неосознанное влечение обязывает его к реализации, ‒ это у всех разное. Люди, в которых это настоятельно горит, приходят в каббалу.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.05.2018