Очень трудно говорить о такой глыбе, потому что мы не понимаем, что такое каббалист. Он живет вместе с нами и одновременно в другом мире. Он действительно живет в двух мирах.
Каббалист исходит из того желания, которое характеризует его в общей системе души, называемой "Адам". У каждого из нас разный корень. Он называется "точка отсчета" или "точка в сердце". И поэтому каждый раскрывает Высший мир по-своему.
Но все точки в сердце раскрывают эту систему относительно в едином ключе. Тем не менее, всем, кто писал до Бааль Сулама, было очень сложно дать, к примеру, комментарий на Книгу Зоар.
А до появления Книги Зоар никто не мог написать что-то подобное ей, несмотря на то, что некоторые каббалисты знали больше, чем рабби Шимон. Но они не могли изложить все так, как он. Далее...
То есть в каббале существует очень много таких условий: ты можешь быть великим, духовно гениальным, но не можешь ничего описать – в тебе нет этого задатка.
У Бааль Сулама было и то, и другое. Это поразительно! За всю историю каббалы, практически, не было каббалиста с такими способностями.
Моше был самым великим каббалистом, и все-таки написанное им Пятикнижие изложено в таком ключе, таким языком, что все толкуют его как хотят.
А то, что написал Ари в своем труде "Древо Жизни", совсем невозможно понять – тут необходимо четкое постижение духовного мира, и только тогда станет ясно, о чем он говорит. В этой книге изложены чисто физические данные, как в учебнике физики.
Поэтому, когда Ари начал преподавать, то единственный, кто его оценил, был великий каббалист своего времени Рамак. Он отправил к Ари всех остальных учеников, подчеркнув, что это нечто новое. Но ни они, ни он сам до конца своей жизни так и не поняли систему Ари. Ведь Рамак относился к предыдущим душам, которые нисходили в наш мир до Ари.
Поэтому Бааль Сулам открыто говорит: "Все, чего я достиг, я достиг вследствие того, что в меня облачилась душа Ари", – то есть его следующий кругооборот.
Имеются в виду не тела, ведь их нет, как и нашего мира тоже. Существуют раздробленные, разбросанные желания в огромном эгоистическом пространстве. В это пространство вкраплены, как изюминки в торте, стремления к объединению, к слиянию с Творцом. Но мы их не чувствуем, поскольку находимся в море эгоизма, – мы сидим в этом тесте, и поэтому не ощущаем своего эго.
Каждая "изюминка", каждая точка в сердце постоянно проходит всевозможные исправления.
Бааль Сулам является следствием той же "изюминки" Ари – той же души Ари, которая продолжает свою работу. Это называется "кругооборот". То есть это не отдельная душа, а та же душа, продолжающая свою работу, только в других внешних условиях – в другом поколении.
А что значит поколение? Имеется в виду не происходящее с нами на нашей Земле. Когда множество точек в сердце, зародышей душ все время меняются, находясь пока еще в неправильном соединении между собой, они представляют себя якобы ощущающими наш мир.
Главное, надо думать не об этом мире, представляющемся нам в пяти животных органах чувств, а о том, что происходит через точку в сердце.
Вопрос: При перевоплощении души индивидуальность сохраняется?
Ответ: Душа действует в различных внешних условиях. Ари привнес в наш мир "Древо жизни". В следующий раз пришел тот же Ари, который стал именоваться Бааль Суламом и привнес нам в жизнь "Учение Десяти Сфирот".
Вопрос: То есть он занимал то же духовное пространство, что и Ари?
Ответ: Еще больше.