Первоначальные проявления желания называются "Высшими мирами". Их всего пять, кроме мира Бесконечности.
Мир Бесконечности – это начальный, еще не оформленный мир, включающий в себя все желание и весь свет. Из этого состояния начинает рождаться мир Адам Кадмон – прообраз всех остальных миров, затем мир Ацилут – самый главный мир, и второстепенные миры: Брия, Ецира, Асия.
Это желание называется "Адам" или "Адам Ришон" (Первый Человек). "Адам" – от слова "подобный", потому как в будущем это желание должно стать подобным Творцу. А "первый"– потому что, в принципе, это первая форма желания, которая действительно подобна Творцу. Далее...
В попытке полностью уподобиться Творцу желание раскрывает, что в нем есть особая внутренняя часть, называемая "каменным сердцем" или "змеем", которая абсолютно противоположна Творцу.
Каменное сердце невозможно прочувствовать. Поэтому, когда Адам, не ощущая каменного сердца, пожелал стать полностью подобным Творцу, оно взорвалось от негодования, что его заставляют это сделать.
Взрыв расколол остальное сердце на части, вкрапливаясь своим каменным желанием оставаться самим собой в каждую частичку разорванного нежного сердца. И теперь в каждой его частице существует или маленький змей, или камень – так называемый "лев а-эвен".
В Торе рассказывается, что евреи, покинув Египет и пересекая пустыню, вошли в лощину, и вдруг со всех сторон к ним устремились змеи. Это аллегория того, что в них стали возникать внутренние эгоистические желания.
Тогда Моше сделал змея из меди, который увел за собой всех остальных змей. Моше обманул их, показав: "Есть в народе змеи, не волнуйтесь".
Получается, что, с одной стороны, благодаря тому, что медный змей спас народ от напавших на них змей, люди смогли пройти по опустевшему ущелью и добраться до Земли Израиля.
Но с другой стороны, этот змей остался в них, и, будучи уже в Земле Израиля, они должны были воевать и уничтожать его в себе. Однако им не удалось избавиться от него до конца. Поэтому произошло разрушение Первого Храма, затем Второго Храма, и они ушли в изгнание.
Так по сей день змей остается в человечестве. Но зато сегодня мы уже находимся в состоянии, когда можем его исправить – полностью освободить себя от эгоизма.
Вопрос: Со "змеем" в сердце можно бороться только с помощью другого змея?
Ответ: Множество змей (эгоистических желаний), которые напали на евреев в пустыне, должны были ожить в сердце каждого человека. Но медный змей, сделанный Моше, был как лекарство, ведь подобное лечится подобным.
Недаром символ медицины – змей, ведь яд является еще и лекарством, так же как эгоизм. Если бы не было змея-эгоизма, мы бы ничего не достигли. Именно он развивает, подстегивает, убивает нас и возрождает снова. Он – и прогресс, и мучитель.
Благодаря ему мы развиваемся. Это можно будет оценить только в конце исправления, когда раскроется полностью этот замысел, коварство змея, но в добром виде: как он существовал внутри нас и работал вне нас над тем, чтобы мы смогли обмануть нашего внутреннего змея, принять противоядие и обратить эго в любовь.
Змей – это намерение "ради себя".
Вопрос: Разве эгоизм похож на змея? Почему каббалисты не выбрали для этого, к примеру, крокодила?
Ответ: Нет ничего более тупого, совершенно бесполезного, направленного только на убийство, чем крокодил. А змей умен, его можно приучить.
Постигая духовный мир, человек видит, что именно змей четко соответствует эгоизму.