Вы часто говорите, что если мы не придем к исправлению в этом кругообороте, тогда продолжим в следующем.
Вы часто говорите, что если мы не придем к исправлению в этом кругообороте, тогда продолжим в следующем.
Вопрос с английского блога: В посте “Призывайте Его, пока Он близко", где говорится о связи с Творцом, Вы подчеркиваете, что "главное, не упустить появляющиеся возможности и чутко реагировать". Не могли бы Вы привести конкретные примеры "возможностей" и правильной "реакции" на них?
Ответ: В каждую минуту надо стремиться ощущать себя в связи с Творцом – и у вас появится новое ощущение. Ведь вы находитесь в связи с группой и учитесь вместе с ними. Но вам недостает постоянных усилий удержать себя в связи и ощутить в этом "разговор" Творца с вами.
Вопрос с английского блога: Интересно, есть ли у животных душа? Если да, то есть ли у них возможность развития?
Ответ: Душа есть только у того, кто достигает свойства отдачи и в мере овладения этим свойством.
Вопрос с английского блога: Товарищи – это моя точка в сердце? Присоединение моего желания к их желаниям раскрывает свойство отдачи?
Ответ: Точка в сердце – это Я, а душа – это стремления к отдаче/Творцу, полученные от окружения и исправленные светом.
Вопрос: Что значит работать "в темноте"?
Ответ: Оказаться "в темноте" – это когда ты не можешь встать утром на урок, ведь у тебя нет никакой мотивации и силы, толкающей тебя вперед, никакой перспективы и надежды на будущее. Это полное отчаяние и бессилие, потеря желания что-либо делать.
Наше желание – это наше горючее. Если есть желание, если оно раскрывается, то мы хотим его реализовать. А если желание не раскрывается, то ты превращаешься в мертвое тело.
До такой степени, что мы видим сегодня в мире, если новое желание не раскрывается для многих людей, то они не понимают, для чего жить, и готовы покончить с собой или принимать наркотики и антидепрессанты. Все это последствия недостатка желания, ведь оно уже достигло своего насыщения на том уровне, до которого мы должны были развиться в этом мире.
Дальше некуда, потому человек чувствует, что в материальных приобретениях уже нет большого смысла. Собственно, ну сколько тебе нужно? Ты же видишь, что в итоге все пропадает и отменяется, и нет никакой уверенности на завтра ни в чем. Даже сам Земной шар тоже будто приходит к своему концу.
На самом деле, у человека всегда была какая-то зацепка за вечность. Он всегда представлял себе, что его жизнь не закончится. Либо он обманывал себя с помощью религий, каких-то верований, либо просто в нем жила такая внутренняя, инстинктивная вера, что есть что-то еще, и жизнь на этом не кончается.
Но сейчас, все эти кризисы и разбиения показывают пример, как все кончается! Одно закончилось, другое, третье… Не остается ни образования, ни культуры, ни желания заводить семью и рожать детей, ни желания зарабатывать деньги, когда видишь, как пропадает то, что накапливалось всю жизнь. День ото дня все нарастает отчаяние и бессилие, неуверенность и потеря надежды на будущее.
И человек видит в этом пример, как пропадает надежда на вечность, которая как-то еще теплилась в нем – ведь он не животное, которое может об этом не думать. Он человек, и в нем есть такая точка, которая относится к человеческому уровню – а эта точка вечная. И потому у него была какая-то надежда, что существует вечность, и он продолжит жить!
Он старался не думать о смерти, не желая пробуждать в себе такие мысли, ведь это порождало такие вопросы, на которые у него не было ответа. Он этим только лишал себя покоя и выводил из равновесия. Но все-таки, где-то там, у него в подсознании теплилось, что есть вечность.
И вдруг теперь, он приходит к тому, что все рушится. Весь Земной шар готов расколоться. И это пробуждает в нем вопрос: "Так, нет будущего?! Все разрушается? У всего есть конец? Для чего же я живу?"
И тут он сдается и впадает в отчаяние, не видя смысла вообще двигаться и не имея достаточной мотивации. И это самая большая проблема нашего времени.
Когда наступает настоящая "тьма", только искусственным путем можно вывести себя из этого состояния и преодолеть его. Ведь в действительности, в нашей жизни нет никакой надежды. Мы живем, как белковые тела и заканчиваем свое существование, умирая.
Есть жизнь, которая ощущается внутри животного, биологического тела. А если тело умирает – жизнь умирает, исчезает ощущение жизни, и ничего не остается. В этом смысле, у человеческого тела нет никакого преимущества перед животными.
Единственный выход - это, при этой жизни подняться на уровень духовной жизни. Только так можно достичь вечности. Если ты воспользуешься этой возможностью и в то время, пока находишься в этой земной жизни, сможешь выпрыгнуть в следующее измерение – значит, тебе удалось стать вечным. А если нет – у тебя не будет никакого продолжения.
И человек это чувствует. Эта правда начинает сейчас раскрываться и ослабляет человека – ведь, получается, что незачем жить. Эта вечная точка в нем, требующая от каждого человека вечности – корень всей проблемы, ведь требует сегодня ответа. Потому что она чувствует, что весь прежний подход, все прошлое спокойствие, когда он в тайне утешал себя, что относится к вечности – теперь исчезает! И нечего делать.
Наше желание относится к 4-му уровню, в каждом из нас имеется подготовка к ступени "далет". Хотя мы своим телом относимся к неживой, растительной и животной ступени, но внутри этого животного – есть точка с человеческого уровня. И хотя бы этой одной точке я должен дать ответ, иначе она не оставит меня в покое. Ведь эта точка с более высокого уровня, а потому она важнее всего остального животного уровня во мне.
Мы видим, если дать человеку все блага, но сказать, что скоро он умрет и ничего у него не будет, то ему останутся только наркотики, чтобы отключить себя от этих мыслей – так задавить эту точку, чтобы ее не ощущать.
Наполовину, мы скрыли эту больную точку за счет религии и ощущения существования вечности. Когда вышла книга Моуди "Жизнь после жизни" (то есть после смерти), люди очень радовались. Они очень любили читать и пересказывать все эти рассказы. И что там, собственно говоря, было – но это вселяло в них надежду на будущее.
То есть половина этой точки с человеческого уровня в нашем животном теле, гасилась за счет надежды на существование вечного будущего, а вторая половина молчала просто потому, что мы старались о ней не вспоминать. Вся эта погоня за материальными желаниями: деньги, секс, семья, слава, почет, знания – в гипертрофированной форме, были лишь для того, чтобы чем-то немного заглушить эту точку. Увлечь себя игрой, чтобы не задавать слишком много вопросов. Внушить публике, что мы полны жизни…
И главный кризис в том, что все это рухнуло. В этом вся причина.
Что происходит с человеком, который сходит с ума?
Вопрос: Может ли постижение духовного при нашей жизни изменить длительность нашего земного существования? Влияет ли одно на другое?
Ответ: Человек должен стремиться закончить с этим земным путем свой высший духовный путь. Если он достигает такого состояния, тогда действительно жизнь удалась. Это зависит от него.
Сколько лет на самом деле просуществовать – от него не зависит. А как наполнить свое существование исправлениями – зависит от него.
Но все равно, его земной путь таков, что в течение этих лет он точно может достичь своего исправления. Так дается. Остальное зависит от человека.
Из виртуального урока, 10.07.2011
Книга Зоар. Глава "Трума", п.432: … Все жители мира знают, что умрут и вернутся в прах, поэтому многие из них совершают возвращение к Господину своему по причине этого страха и боятся грешить перед ним.
Вопрос: Что значит "умереть"?
Ответ: "Умереть" или "жить" – все это говорится о желании. Согласно Зоар "живой" – означает "отдающий", а "мертвый" – "получающий.
В духовном нет жизни и смерти. Это в нашем мире мы говорим о жизни и смерти, поскольку ощущаем только одну форму существования, и видим, что эта форма будто бы исчезает от нас. Мы думаем, что жизнью называется тело, когда оно дышит, а смертью – когда перестает дышать.
Но для человека, начинающего ощущать духовное, такое различие становится очень странным: как это возможно, что по такому признаку мы определяем разницу между существующим и не существующим, живым и мертвым? Ведь он переходит к восприятию иной формы существования, и для него исчезают земные понятия жизни и смерти.
Если человек переходит к более важному восприятию, и для него отдача считается жизнью, а получение – смертью, то он поднимается с уровня животного на ступень человека, и тогда называет жизнью – пребывание на человеческом уровне, а смертью – на животном, а не связывает жизнь и смерть с существованием животного тела.
Тогда это животное тело словно исчезает из его ощущения, теряет свою значимость для определения его состояния, жизни и смерти. Даже если тело умрет, человек уже находится на другой ступени желания, в ощущении жизни и смерти относительно духовного, и с ним он слит.
Поэтому этот мир уже не образует ему перерывов в процессе развития души.
Из урока по Книге Зоар, 08.07.2011
Бааль Сулам, "Свобода воли": Сказано: "высечено на скрижалях". Читай не "высечено" (харýт), а "свобода" (херýт) – свобода от ангела смерти.
Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору как приправу". Что же такое "Тора"? Это инструмент, в котором заключен свет, возвращающий к Источнику.
Таким образом, мы можем привлекать высший свет, и он возвращает нас к Источнику, чтобы из злого начала мы обратили себя в доброе начало. Тем самым из получающего желания, которое называется "ангелом смерти", мы переходим в дающее желание, называющееся "ангелом жизни". Это и есть освобождение от ангела смерти.
Ведь в своем получающем желании мы можем ощущать только этот мир и ничего больше – животное существование. Мы живем, страдаем и в итоге умираем. Мы даже не можем вообразить, насколько низко и ущербно такое бытие.
Пока мы не достигнем отдачи, вся наша жизнь здесь – это бегство от страданий ради столь мизерных удовольствий, что им нет места в духовном. Самая малая духовная ступень в мириады раз больше, полнее, цельнее, чем все наслаждения нашего мира во все времена. Это невозможно себе представить.
Чтобы удержать столь большое духовное наслаждение, нужно приготовить сосуд с намерением ради отдачи. Как бы то ни было, только в свойстве отдачи мы сможем подняться над ангелом смерти.
Из урока по статье "Свобода воли", 24.06.2011
Всемирный конгресс " UNIDOS", Мадрид, урок №1
Бааль Сулам говорит, что очень рад родиться в таком поколении, когда можно обнародовать науку каббала. Ведь она учит нас тому, как связывать воедино две силы – отдачу и получение, как складывать их друг с другом, чтобы их сумма (Σ) и стала "человеком".
Это действительно наука, мудрость. Это непросто, это тяжело. Ведь мы привыкли плыть по течению – и вдруг появляется еще одна сила, влекущая нас куда-то. Куда?
Интеграция двух сил приводит к уникальному результату. В нашем мире, который мы видим и ощущаем, живут формы неживой, растительной и животной природы. Мы тоже относимся к животному уровню и еще не достигли чего-то большего.
Человеческий уровень, который мы начинаем приоткрывать в себе, – и есть духовная ступень, распахивающая перед нами новый мир.
В природе один уровень дает жизнь другому: животные питаются растениями, а растения получают силы от неживой природы. Однако неживой уровень не понимает, что значит расти, развиваться, жить, поглощать и выделять, ощущать окружение.
Растительный уровень, в свою очередь, не понимает, что значит быть животным, передвигаться, рожать потомство, держаться в стае, и тем более, испытывать тонкости существования "развитых животных" – людей, живущих очень сложной жизнью.
Низшая ступень не в силах понять высшую, это совершенно другой мир. Вот и мы сейчас, находясь пока что на животном уровне развития и живя лишь по указке своих желаний, не понимаем, что такое человеческая ступень. Это невозможно показать, продемонстрировать, так же как животное не может продемонстрировать растению свое мироощущение.
Человек, интегрировавший две силы – точку в сердце и сердце, желание наслаждений и желание отдачи, – выходит на человеческую ступень развития и не может передать свои ощущения тем, кто еще не достиг ее. Можно сказать лишь одно: он чувствует себя вне всех ограничений материального тела, поскольку поднялся на другой уровень. Он существует в связи со всеми предыдущими уровнями, питается от них – но только питается, а сам находится на своей ступени.
Так и мы с вами, поднявшись на человеческую ступень (будем надеяться, что как можно быстрее), сохраним связь с этим миром, со всеми формами жизни в нем, однако кроме того у нас будут совершенно иные ощущения и помыслы. Мы ощутим вечность и совершенство на новой ступени.
Вся наша проблема в том, что мы хотим получить наслаждение, высший свет, тогда как он не может существовать в нас и тотчас исчезает из-за "короткого замыкания", когда плюс и минус аннулируют друг друга. А потому между двумя этими силами надо правильно работать в средней линии. Мы создаем их верное сочетание: ставим посередине своего рода "резистор" (R), благодаря которому плюс с минусом действуют должным образом и выдают нам результаты своей работы – мы получаем от них силу.
Сопротивление между точкой в сердце и эгоизмом называется на языке каббалы "экраном" (масах). Именно в этом месте мы получаем и ощущаем новую жизнь на человеческой ступени (Адам).
И тогда мы становимся свободными от смерти. Ведь каждый раз когда я хочу получить свет, не в силах адаптировать себя к нему, – наслаждение с желанием исчезают, и я слегка вкушаю от смерти: мне больше нечем наслаждаться, я впадаю в отчаяние, ничего не хочу и отступаюсь. В итоге человек "засыхает" от этой работы, видит, что у него ничего не получается, и начинает "увядать". Животное, растительное и неживое в нем постепенно сходит на нет, пока человек не умирает.
Но если мы поймем, как правильно объединить в себе силу отдачи и силу получения, плюс и минус, то обретем ощущение жизни на человеческой ступени – жизни вечной и совершенной.
Лекция в Риме
Вопрос: Выйти из нашего эго и подняться – это значит достичь духовности? Превращает ли это нашу душу в бессмертную?
Ответ: Наука каббала говорит о том, что изначально ни у кого из нас нет души, есть только точка - зачаток души, как капля семени, предшествующая человеку.
Если я хочу обрести душу, то должен соединиться с ближним, приобрести желания других, чтобы они стали мне так же близки, как мои собственные желания.
Эти желания, которые я присоединяю к себе, - становятся сосудом моей души, и в них я раскрываю высший мир и высший свет – вне меня. Во мне находится лишь точка – зачаток души, и конечно же, кроме моего физического тела, которое живет и умирает, как все живое.
В сущности, весь предмет науки каббала – как построить душу, ощутить в ней бесконечную реальность и существовать в ней. Такова цель человека – на протяжении своей земной жизни достичь вечной жизни. Поэтому в Торе есть такое строгое условие/заповедь – любовь к ближнему.
Лекция в Риме
Вопрос: Получается, если человек смог подняться над всеми своими материальными интересами и соединиться с высшей природой, Творцом, то физическая смерть уже не имеет для него значения?
Ответ: Это правда. Когда я спросил об этом своего учителя в самом начале своего пути, он сказал так: человек, изучающий каббалу, должен достичь такого состояния, когда начнет относиться к жизни своего материального тела так, словно в конце дня он снимает грязную рубашку и бросает ее в стирку, а назавтра надевает новую. Точно так же и наше тело.
Это очень реальные вещи. Они следуют из изучения самого себя, когда я выхожу из ощущения восприятия своей жизни внутри своих телесных желаний. Ведь сейчас мы живем ради своего материального тела! Но если я выхожу из его ощущения и связываюсь с высшей реальностью над ним, то немедленно начинаю ощущать вечное течение жизни.
Лекция в Риме
Вопрос: Можете ли вы объяснить связь между человеком, его душой и Творцом? Вы говорите, что у человека нет души, пока он ее не разовьет?
Ответ: У каждого человека есть точка души – подобно капле семени. Для того, чтобы развить ее, нам необходима сила. Как капля семени прикрепляется к стенке матки и получает питание от матери и начинает расти – так и мы должны присоединиться к обществу, и отменить себя относительно этой подходящей нам группы, словно утробы матери.
Если я так отменяю себя, то не буду в ней посторонним телом – словно капля семени, которая не воспринимается как нечто чужое. И потому тело ее не отторгает, и зародыш может расти.
Так и я отменяю себя перед группой и получаю от нее силы. И тогда моя духовная точка, начало моей души – начинает расти. Она растет именно по тем же стадиям, как зародыш внутри матери. Это объясняется в каббалистических книгах на тысячах листов. Эти стадии так и называются: "зародыш-вскармливание-взросление" (ибур-еника-мохин) нашей души.
И если человек не начал этот процесс, то есть, благодаря своему соединению с другими, еще хоть как-то не раскрыл высшее измерение, существующее вне него, – то его тело умирает, а эта точка души так и остается лишь точкой. Она вновь облачается в тело и сопровождает его, давая возможность расти.
Но если человек достиг хотя бы самой маленькой, первой духовной ступени, он уже чувствует, что относится к другому измерению – духовному и вечному. Оно вечно, потому что находится выше нашего материального, "животного" эгоизма, относящегося к нашему телу. И тогда тело может умереть и разложиться, но человек будет отождествлять себя не с ним, а с тем духовным состоянием, которого достиг.
Вот к этому нам и надо прийти! Хотя бы к самой первой ступени. А потом уже гораздо легче продвигаться, потому что человек начинает видеть шаги, которые ему дальше нужно сделать.
Лекция в Риме
В подъеме над эгоизмом, кроме прочего, кроется удивительное открытие: мы начинаем обнаруживать, что, по сути, весь мир находится в нас, а не вовне. И это логично, ведь на самом деле я не знаю, чтó там снаружи.
Человек воспринимает лишь то, что входит в его органы чувств и через нервную систему попадает в мозг, который обрабатывает итоговую "картинку". Так мы и ощущаем мир. Достаточно перерезать нерв, чтобы какая-то часть реальности выпала из наших ощущений.
Так вот, поднимаясь над собой, человек видит, что его восприятие вовсе не находится снаружи, а целиком зависит от его органов чувств, от желания, от мысли, от чувства и разума. И потому, зная, как менять эти параметры, мы можем расширять свое восприятие, подниматься над ограничениями пяти органов чувств.
Отсюда и название "наука каббала" – что буквально означает: "получение". С ее помощью человек постепенно выходит из материальных органов чувств своего животного тела и расширяет ощущения до бесконечности. Наряду с жизнью в нашем мире, он продвигается до такого уровня, когда уже не ассоциирует себя с материальным телом, поскольку над ним видит реальность намного бóльшую.
Теперь он не обуславливает свою жизнь восприятием в пяти органах чувств. И даже когда тело умирает, человек остается в реальности, которую обрел над ним. Он не чувствует исчезновения – ведь новое измерение проникло в его восприятие еще до смерти тела.
Таким образом, человек живет на двух уровнях: на материальной ступени, как все мы, и на "внетелесной" ступени, возвышающейся над эгоизмом.
Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.
Примечания в скобках – мои.
Суть человека – это желание получать
Желание (получать, насладиться) является основой, (единственной) сутью человека.
Бааль Сулам. Шамати. Статья 153. Мысль – следствие желания
Суть всех частей творения - желание получать, не более и не менее (отличие между всеми частями творения во всех мирах - только количественное и качественное отличие в желании наполниться).
Бааль Сулам. Предисловие к Книге Зоар, п.20.
Суть души - это лишь желание получать (наслаждение, наполнение), и пойми это. И все отличие одной сути от другой, которое мы только можем выявить – не что иное, как отличие в их желаниях получать.
Бааль Сулам. Предисловие к Книге Зоар, п.21.
Душа – это результат воздействия света на желание. Своим влиянием свет приводит желание к особому действию, и оно принимает форму под названием "душа" – иными словами, свойство отдачи, любовь, выход из себя наверх. Когда в желании пробуждается такое свойство, это и есть душа.
Душа называется "частью Творца свыше". Творец желает лишь совершать отдачу, любить – это Его свойство в чистом виде. А в человеке оно пробуждается над желанием, оно произведено из его желания, из "материала" – то есть уже сам "материал" ведет себя таким образом. Сказано об этом: "тьма воссияет, как свет". Желание – это тьма, но посредством особого действия над собой оно может светить, подобно свету. Вот это подобие и называется "душой".
Речь идет всё о том же желании, только принявшем другую форму, другое свойство – отдачу вместо получения. Так свет производит душу, воздействуя определенным образом.
Если в человеке действует свойство отдачи, то у него есть душа. А если свойство отдачи в нем не действует, если он еще не исправил себя, то души в нем нет. Это не какая-то субстанция, которая может войти и выйти, а свойство, которое обретается посредством исправления.
Отсюда и определение: "часть Творца свыше". Если в человеке есть душа – в той же мере он ощущает Творца. Ведь душа и Творец – это одно и то же, одно свойство. Только так и можно раскрыть Творца, так и раскрыли Его каббалисты: они исправили себя на отдачу и в этой исправленной части начали проявлять новую реальность, новое ощущение. Они назвали его "высшим миром", а свойство, которое там царит, назвали "Творцом" (Борэ) – что значит: "приди и увидь" (бо-рэ).
"Творец" – это то, что раскрывается в исправленном творении.
Из урока по статье "Свобода воли", 27.05.2011