У кого болит душа?
Вопрос: Есть такая психологическая установка, называется "синдром отложенной жизни". Это когда человек воспринимает свою жизнь как черновик или репетицию перед чем-то большим, значимым, которое потом наступит, как будто люди собираются жить вечно.
Говорится о некоем сенаторе. Человек пробуждается, и вдруг ему, сенатору, политику, становится незначимым престиж, политический успех. По-настоящему он хочет наслаждаться жизнью: позавтракать с другом, побыть в обществе жены, почитать книгу, журнал.
Что произошло? Ему диагностировали рак. Неужели только это может побудить человека вдруг очнуться и начать жить?
Ответ: Конечно! Несомненно! Когда точно ему обеспечен близкий конец, все остальное просто исчезает с горизонта, теряет свою важность. Всё.
Вопрос: То, что было самым важным в жизни, вдруг становится суетой? Вот такой страх должны нам ввести?
Ответ: Конечно! Точно! Это как Воланд говорил в "Мастере и Маргарите". Так что никуда не денешься.
Реплика: Вообще это не очень говорит о том, для чего нам дан разум, человеку разумному.
Ответ: Только для того, чтобы мы осознали, что мы на этом и живем. Как только четко нам известен конец, то всё, что кроме конца, нас уже больше интересовать не может.
Вопрос: И вдруг мы ищем настоящие ценности, зная, что конец вот он?
Ответ: А что мы можем найти, если конец?
Реплика: Этот сенатор нашел какие-то простые истины.
Ответ: Пойти выпить, закусить с товарищами и с женщиной, и так далее. Это всё происходит тоже после переоценки этих событий, ценностей. Так что все теряет свой вкус. Здесь ничего не остается, как каждую секунду, которая у тебя есть, прожить так, чтобы поменьше чувствовать боль. И всё.
Вопрос: И побольше наслаждения?
Ответ: Ему нужны наркотики и всё. Отключайся спокойно, дружок.
Вопрос: А что вы тогда называете истинным мгновением, прожитым достойно, правильно?
Ответ: Я вообще не за то, чтобы жить только одним мгновением. Это не моя философия.
Моя философия – что жизнь должна состоять из таких мгновений постоянно, из мгновения в мгновение, еще и еще. И тогда можно будет думать о том, что не важен этот рак или какая-то другая роковая болезнь, или конец вообще, который у всех, кстати говоря. И тогда человек будет четко понимать, что ему дано, для чего, ради чего, как он должен это прожить, что оставить, что сделать с собой.
Вопрос: А что вложить в эти мгновения? Допустим, я согласен с вами: жить каждое мгновение и готовить следующее мгновение.
Ответ: Возвышать себя над своей животной природой и как можно быстрее, ярче, эффективнее достичь свойства отдачи и любви, которое не относится к нашему миру. И таким образом, что называется, подготовить себя к миру будущему. Вот и всё. Это будет очень эффективное использование этого мира, этой жизни, во имя будущего мира, будущей жизни.
Вопрос: То есть вы считаете, что когда человеку ставится вот такой предел, который называется "неизлечимая болезнь" или что-то, она делается именно для этого?
Ответ: Для этого! И надо подготовить людей, которые будут обслуживать этих так называемых несчастных. Я не считаю их несчастными. Я считаю, что им дана великая возможность исправить себя, изменить себя, поднять себя до уровня следующего мира.
Вопрос: До уровня этой любви?
Ответ: Да. И пускай входят в него спокойно.
Вопрос: Получается, что несчастными остаются те, которые остаются в этом мире, прожигая его наслаждениями этого мира?
Ответ: Да. А эти могут уже заранее подняться до этого! И вдруг видят: а болезни-то нет. И тогда вопрос: а для чего я все это делал? 🙂 Это меня кто-то так подло обманул.
Вопрос: Да. Врачи скажут: "Голубчик, у вас все в порядке". То есть такой трюк делает Творец с человеком? И вы за такие трюки на самом деле?
Ответ: Я за то, чтобы обмануть человека, чтобы он решил правильное уравнение со своей жизнью и смертью. И из этого решения чтобы изменил свою жизнь.
Вопрос: Вас слово "обманул" не корежит?
Ответ: Нет, конечно. Это ж эгоист! Еще как его надо обманывать! Эгоизм нужно надувать всю жизнь, как сейчас нас надувают. Но тут уже надувательство серьезное, пограничное.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.07.2022
Как решить уравнение с жизнью и смертью
Реплика: Многие из нас не первый день занимаются каббалой, но как маленькие дети пытаются понять, как же правильно обращаться к Творцу и никак не могут к этому прийти.
Ответ: На протяжении тысяч лет миллионы людей в мире идут к этому, как маленькие дети. Но некоторые из них растут, развиваются, становятся умненькими, отличаясь от детей, которые хотя еще и молоды телом, но мертвые духом.
Это внутренний поиск, и это прекрасно! Мы не можем измерить, увидеть со стороны, как сотни людей, собирающихся вместе, устремляются к выходу из нашего мира, с нашего уровня ценностей, нашего мелкого желания, намерений, которые направлены только на то, чтобы просуществовать минутку и хорошо, и следующую минутку, и следующую. И всё. Такое амебное существование.
Ведь чем занимается такой огромный организм с его потенциальными возможностями? Это такая растрата всех ресурсов! Где это видано?!
А у нас собираются тысячи людей, которые думают: "Как мы можем себя приподнять из этого амебного состояния?"
Человечество занимается самой простейшей операцией над собой: как в каждый момент времени чуть-чуть перемещать себя в более комфортное состояние. Люди двигаются как амебы, словно находятся в каком-то растворе: вот так чуть-чуть лучше, вот так чуть-чуть лучше, – и всё.
А занимаясь каббалой, они пытаются подняться, перестроить свою программу, оставив свое тело на земном уровне. Пусть оно продолжает существовать в этом растворе, но нужно самим подняться, создать в себе еще один уровень сознания, восприятия, существования, которое не зависело бы даже от тела. Родить из своей точки в сердце, как из капли семени, себя нового – Человека!
То есть родиться через маленький проход, чтобы эта капля прошла через небольшое отверстие и по ту сторону барьера стала рождаться, развиваться.
Разве это не прекрасно?! Разве для этого не стоит прикладывать усилия?! Причем все они не бесполезны! Для чего оставаться в амебном состоянии, если есть возможность переродиться? Да неважно, что получится! Даже если ничего не получится! Просто мы не можем растрачивать себя на то, чтобы оставаться в этом состоянии.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Самая важная молитва"
Реплика: Аркадий пишет: "Михаэль Лайтман, вы все время говорите о сердце, что надо сердцем почувствовать, сердцем понять, сердцем услышать. И все кивают головами, пишут возвышенные комментарии, как будто бы понимают. Но это непонятно. Скажите практически, что такое сердце, которое слышит, понимает, чувствует? А то все это напоминает философию, полностью оторванную от жизни".
Ответ: Сердце, которое понимает, осознает все, чувствует, слышит, – это связанные сердца. Больше ничего.
Реплика: Но ассоциации сердца у человека разные…
Ответ: Убери всё, что мешает им быть в связи друг с другом, и ты получишь это общее сердце.
Вопрос: Когда вы говорите "сердце", вы говорите о чем? О желании?
Ответ: О желании. Это не помпа.
Вопрос: Каким должно стать мое желание, чтобы соединиться с желаниями других?
Ответ: Может, это и помпа – когда я накачиваю других. Живу для того, чтобы накачивать кровь, гнать свою кровь через других. И так каждый через всех.
Вопрос: Когда вы говорите "кровь", что вы имеете в виду?
Ответ: Живительную влагу. Это жизнь.
Вопрос: И когда вы говорите "жизнь", что вы имеете в виду?
Ответ: Жизнь – это ощущение связи со всеми и ради чего ты должен жить.
Вопрос: К чему мы приходим, когда начинаем так жить?
Ответ: Подняться над собой, жить ради других, быть связанными всем вместе, и тогда мы поймем сердца всех.
Вопрос: Тогда это все будет как одно сердце. А кроме "сердца" – можно заменить это слово на что-нибудь?
Ответ: Нет. Так уж мы привыкли, и так говорится, везде пишется.
Вопрос: Каббалисты пишут – "сердце". А почему именно сердце, а не мозги?
Ответ: Оно ответственно за жизнь. Мы чувствуем в нем наполнение – сжатие, расширение. Мы живем согласно этому ритму.
Вопрос: А когда я говорю: "Сердце болит", – что я имею в виду?
Ответ: Оно сжимается на самом деле, это очень серьезные нервные связи. И поэтому человек чувствует: больше, меньше, – работу сердца. Поэтому оно настолько серьезно.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.02.2023
Человек, занимающийся каббалой, внутренне чувствует, что это именно то место, где он должен быть.
Он ощущает, что именно это – правда, потому что она ни в коем случае ничего за него не решает. А он на каждом пути не только двигается куда-то в определенном направлении, но и сам строит свое будущее состояние. Его нет!
Все религии и верования расписывают: где-то ад, где-то рай, где-то земля обетованная, какой-то храм, какие-то черти, вурдалаки, ангелы – неважно кто, что и как. Этого ничего совершенно нет!
Творца нет! Вообще нет!
Даже нет человека! Есть животное, в котором существует точка, зачаток души без всякого направления, и дана инструкция, как из этой точки создать всё остальное.
Наш мир называется "этот мир", потому что его тоже нет, есть просто животное состояние. А будущий мир – это каждый раз следующее состояние, и всё, что находится в этих состояниях, ты творишь сам. В итоге – даже Творца.
А каббала – это инструкция выхода человека из животного состояния. В нем есть только маленькая точка – зачаток его следующего духовного состояния, которое он должен в себе взрастить, создать. И к этой точке прилагается инструкция.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Отличие каббалы от других методик"
Нам надо быстро переделывать взгляд человека на мир, воспитывать его, поднимать.
Религии, наоборот, делают людей замкнутыми, фанатичными, ничего не принимающими в расчет: "Выполняй все традиции и будущий мир тебе обеспечен, а на этой земле будь, что будет".
Но будущего мира нет! Умирает животное тело, от него ничего не остается. И души у человека нет, если он не достиг свойства Творца – отдачи и любви. Именно это свойство в человеке называется душой.
Люди не понимают тех великих возможностей, когда ты можешь стать действительно человеком вечности. А иначе – нет.
Либо ты просто живешь в белковом теле, которое умирает, разлагается на исходные элементы и всё. Либо, находясь в этом животном теле, ты обретаешь нечто новое – духовное существование, развиваешь его в себе, переходишь в него, живешь в нем. И даже когда твое тело умирает, ты не думаешь о нем, как будто состригаешь волосы или ногти, потому что они более низкого уровня, растительного или животного относительно тебя – человека.
Ты уже находишься на следующем уровне, в следующем измерении. Вот эта возможность есть перед всеми! Зачем же нам смотреть себе под ноги, когда мы можем смотреть на небо?! Люди не понимают этого.
Их не пугают ни войны, ни уничтожения, ни страдания. Они как-то поддерживают друг друга и забываются: "Будь, что будет. Прошел еще один день и хорошо".
Причем они выдают это за зрелость, за реалистичность подхода к жизни, за силу, гордость, устраивают какие-то состязания, кто сильнее, как дикие звери в борьбе за самку. Но там это инстинкт и для сохранения, и для передачи правильного генотипа из поколения в поколение. Там это имеет смысл! А здесь ради чего?!
Вопрос: Почему Творец устраивает людям такую затуманенность разума?
Ответ: Это переход из одного состояния в другое. Рождение всегда происходит переворотом плода: был вверх головой, должен перекрутиться вниз, и снова, рождаясь, повернуться вверх.
Рождение – это такая точка переворота, бифуркация, которая все меняет. И когда ты к ней подходишь, ты становишься невменяемым, потому что должен отойти от своего прошлого состояния и прийти к будущему. Этот переход очень сумеречный и очень проблемный. Это проблема рождения нового человечества.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Где у человека душа?"
Вопрос: Во сне мы видим разные образы, переживаем всевозможные ситуации. А когда просыпаемся, то понимаем, что все это было ненастоящее и то, что ты видел во сне, просто не существует. Причем на следующий день ты его вообще забываешь.
Каббала говорит, что наш мир – это иллюзия. Значит ли это, что когда человек, выйдя в духовное, пробуждается от земной спячки, иллюзия исчезает?
Ответ: Нет. Дело в том, что эта иллюзия не исчезнет до полного исправления всего мира. И даже если у человека пропадают телесные контакты с миром, все равно его присутствие в этом мире не исчезает. То есть, грубо говоря, мертвые находятся вместе с нами.
Ведь все это – желание, которое рисуется перед нами. Оно может приобретать особые формы, но само по себе оно вечно.
Свет создал желание, которое должно приобрести форму, подобную свету, перейти от свойства получать к свойству отдавать. В этом заключается весь путь. Но само желание существует параллельно свету, они как бы равноценны.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Реальность во сне"
Реплика: Восточная притча. Один восточный владыка захотел узнать всю историю человечества. Мудрец принес ему пятьсот томов. Тот говорит: "Кто это сможет прочесть? Изложи в сжатой форме".
Через двадцать лет мудрец вернулся с пятьюдесятью томами. Но царь был уже стар, снова отослал его.
Прошло еще двадцать лет. И постаревший, седой мудрец принес владыке один единственный том, содержащий всю премудрость мира. Но царь лежал уже на смертном одре, и у него не осталось времени, чтобы прочесть даже одну книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке: "Человек рождается, страдает и умирает".
Такова история человечества?
Ответ: Это пятьсот томов. Да.
Вопрос: Представляете! Вся эта мудрость, история, столько всего изложено, а в результате мы приносим одну строчку: "Человек рождается, страдает и умирает". Вот такой наш мир?
Ответ: Конечно. А мы крутимся в нем, для того чтобы дописывать еще и еще тома, тома, тома.
Вопрос: Вопрос: для чего рождаться?
Ответ: Для чего рождаться? В принципе, это человеку непонятно. И поэтому он не видит ни начало, ни конец. Он видит себя только на животном уровне: рождение животного тела, страдания животного тела, какие-то наслаждения животного тела и смерть животного тела. Больше ничего.
Реплика: Мы не можем подняться над землей, как говорится…
Ответ: Выше если мы не можем подняться, то не понимаем смысла.
Вопрос: То есть если мы не можем подняться выше, то это – вся история человечества: человек рождается, страдает и умирает. А если мы можем подняться или хотим подняться выше, то какой становится история человечества?
Ответ: То надо отрешиться от животного тела, приподняться над ним. Не жить его желаниями, чаяниями и так далее. И тогда ты начнешь чувствовать, что требует от тебя твое духовное тело.
Вопрос: Тогда во что превращается эта формула? Получается, что рождается – это когда я поднимаюсь над эгоизмом? Это рождается. А дальше – страдает – во что тогда превращается это?
Ответ: Отделяется от эгоизма, поднимается над ним и начинает ощущать природу в другом виде: в отдаче, в любви, в связи, взаимности. То есть не в получении, как в животном теле, а в отдаче, как в духовном теле.
Вопрос: А "страдает" превращается тогда во что?
Ответ: В наслаждение.
Вопрос: То есть вы так сказали: "Наслаждается и живет вечно". Это формула настоящего человечества?
Ответ: Да.
Реплика: Мне очень горько, что наша земная формула – "рождается, страдает и умирает".
Ответ: А без этого не было бы другой. Мы не смогли бы достичь своими силами, своими возможностями вечной формы.
Вопрос: То есть должна быть вот такая начальная формула, чтобы мы ее постигли и захотели из нее выйти?
Ответ: Да.
Реплика: Это же всё тысячелетия происходит. Тысячелетия, тысячелетия, тысячелетия…
Ответ: Ну так что?
Реплика: Мы пишем тома истории!
Ответ: Это же души! А что там история и тома! Все это ничто!
Вопрос: Получается, что человек должен рождаться, чтобы жить вечно. Правильно?
Ответ: Конечно. Я думаю, что мы уже приходим к этому постепенно.
Мой оптимизм исходит из абсолютного пессимизма нашего мира. Я думаю, что человечество встряхнется. Что ради этой жизни мы жить не согласны.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 05.01.2023
Реплика: В интернете есть такая личная, очень трогательная история. "Мой дедушка умер 5-го июня. Он лежал в больнице и перед тем, как навсегда уйти, медленно снял кислородную маску, поднес свою руку ко рту. Мы подумали, что он сделал это из-за боли, но оказалось, что он послал три воздушных поцелуя моей бабушке. Так и ушел".
Как это происходит? Когда у нас есть впереди еще долгая жизнь, мы как бы заботимся, чтобы эти, допустим, три воздушных поцелуя перешли в какую-то котлету от бабушки или что-то еще хорошее от бабушки. А когда у нас впереди уже не остается ничего, мы можем совершить какой-то такой поступок, чтобы другому было хорошо.
Это, кстати, очень многие говорили: перед смертью признаются в любви, уходят с таким чувством благодарности к кому-то. То есть ты кому-то даешь тепло. А в жизни у нас так не получается. Почему?
Ответ: Эгоизм. Пока еще эгоизм живет, здравствует и процветает, желает себя наполнить, у тебя нет возможности думать о другом.
Вопрос: Бескорыстно я ничего сделать не смогу?
Ответ: Нет.
Реплика: А здесь эгоизм говорит, что уже сам понимает, что заканчивается…
Ответ: А здесь эгоизма уже нет, ты уже не чувствуешь себя в своем теле, ты постепенно-постепенно уходишь из него, и тебе становится легко, свободно.
Вопрос: Это и есть мгновение свободы?
Ответ: Да.
Вопрос: А всю свою жизнь я был просто рабом эгоизма?
Ответ: Да. Поэтому и называется человек, который умер, "нифтар" – "освобожденный от эгоизма".
Вопрос: А можно жить так, чтобы все время как будто бы ты уходишь?
Ответ: Так и надо жить!
Вопрос: Вот так – на этой границе?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда ты сможешь дарить, отдавать, любить?
Ответ: Это и называется: быть постоянно прилепленным к Творцу.
Реплика: То есть я должен жить, как будто через мгновение меня не станет.
Ответ: Даже не то, что не станет через мгновение. Как будто ты уже сейчас оторвался от этого тела, от его забот обо всем и желаешь только быть в связи с Творцом.
Вопрос: То есть тогда я не забочусь ни о своем будущем, не забочусь, что это мне вернется как-то?
Ответ: Этого ничего нет и так.
Вопрос: Какое это освобождение сразу!
Ответ: Конечно, поэтому и называется "нифтар" – "освобожденный". Или говорят: "Ле метим хофши" – "мертвый свободен".
Вопрос: И так можно научиться жить в течение всей жизни?
Ответ: Спокойно.
Реплика: Тогда мы научимся дарить, любить, отдавать.
Ответ: Конечно.
Реплика: И не будем в этой постоянной, черной заботе жить.
Ответ: Да.
Реплика: Хорошо бы так научиться.
Реплика: В Нью-Йорке радостное событие: губернатор легализовал компостирование людей после смерти. То есть умершего помещают в сосуд с подходящей подстилкой, идеальной для микробов, и микробы быстро делают свое дело. В результате из тела получается 36 мешков почвы, богатой питательными веществами. Почву эту можно использовать как удобрение.
Цитата экспертов: "Для многих людей превращение в почву, из которой можно вырастить сад или дерево, очень важно".
То есть я с радостью думаю, что буду удобрением для какого-нибудь баобаба или яблони и так вот умираю?
Ответ: Да. А ты хочешь, чтобы тебя как фараона оставили мумией? Не надо. Лучше так.
Вопрос: Как вы относитесь к тому, что человек вот так уходит, с такой мыслью, и тело его разлагается?
Ответ: Если мы немножко подумаем об этом, то примем это с удовольствием. Я возвращаюсь в природу. Это правильно, это хорошо. Пускай люди знают и думают об этом.
Вопрос: А то, что в еврейской традиции было все время – хороните, чтобы быстро разлагалось тело? Это тоже исходило из того, что необходимо полное разложение?
Ответ: Да.
Реплика: В других традициях существует большое поклонение телу.
Ответ: Нет, тут наоборот – надо, чтобы от тела ничего не оставалось. Утилизировать.
Вопрос: А почему? Есть в этом какая-то основа?
Ответ: Послужи нормально миру – вернись в общую природу.
Вопрос: Это вы по-простому так отвечаете?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.01.2023
Вопрос: Откуда у людей появилась необходимость обслуживать свое тело, как минимум, физически? Ведь если посмотреть на животных, то они не занимаются спортом.
Ответ: Животные инстинктивно занимаются спортом. Не бывает так, чтобы животное поело и улеглось спать. Оно поест, немного побегает и потом ляжет.
Нет такого, чтобы оно съело в два раза больше. Допустим, тигр поймал антилопу. Так он съест свою долю, а остальное оставит, не будет переедать. Он не заготавливает запасов. Природа не позволяет ему это делать, чтобы он все время находился в движении, в работе.
А человек из-за того, что у него появился разум, стал позволять себе свыше его природного, естественного образа жизни. Но зато у него освободилось время для прогресса.
Он начал вырабатывать электричество, которого нет в природе, энергию, бензин, создавать двигатели, мельницы, заниматься интенсивным земледелием, использовать животных, коней и так далее. То есть он начал освобождать себя от постоянной заботы о необходимых процессах, и у него появилось время.
Но на что он его тратит? В этом вся проблема. В каббале так и сказано: нельзя передавать науку эгоистам, потому что в итоге они освободят себя для всего, что натворили.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Кайфануть"
В Нью-Йорке губернатор легализовал компостирование людей после смерти.
Спрашивали? Отвечаю!
Можно ли назвать каббалу инструментом индивидуального спасения?
Человек постигает науку каббала индивидуально, но только в устремлении к доброй взаимосвязи с другими. Раскрывая Творца, свойство отдачи, он воспринимает это как спасение души – своей души, которая постепенно охватывает все мироздание.
Как сказал Илон Маск, "слишком долго деньги сыпались на дураков. Должно произойти некоторое банкротство". Нас ждет серьезный кризис, но есть простое решение.