Фрагмент ТВ программы "Сила Книги Зоар"
Вопрос: Если реальность зависит от окружения, то что представляют собой кругообороты душ в этом контексте?
Ответ: Кругообороты душ – это изменения в желаниях. Ведь кроме желания ничего нет.
Желание изменяется, - и внутри этого переменного желания мы ощущаем себя в этом или в следующем кругообороте, в намерении ради получения или ради отдачи.
В чем разница между этим миром и будущим, между Творцом и творением? Все это – разные состояния желания.
Желание, пребывающее в состоянии отдачи, называется "Творец". Желание в состоянии получения называется "творение".
Сейчас внутри нашего желания мы ощущаем, что живем здесь, в этом мире. Желание изменится – и мы начнем ощущать, что живем в иной реальности. Изменение желания – это все.
Поэтому мы не можем представить себе состояния, в которых еще не были.
Но для каббалистов, пребывающих и в желании отдавать, и в желании получать, обе части реальности – выше земной жизни и смерти, ведь им подвластны и те, и другие явления в желании.
Разумеется, человек, который еще не исправил себя, проходит кругообороты, то есть различные изменения желания – пока не завершит свой путь тем, что обретет власть над всеми желаниями, над всеми свойствами, которые только могут раскрыться.
Из подготовки к уроку, 01.04.2010
Вопрос: Почему печень в духовном относится к состоянию зародыша, когда есть как бы более важные органы: мозг, сердце?
Ответ: Зародыш – это самые маленькие желания, которые только начинают развиваться, и они называются "печень".
Когда эти желания развиваются дальше и становятся больше, они начинают называться "сердце". Развиваются еще больше – и называются "мозг".
Это всегда все те же 10 сфирот, которые раскрывают свою все более развитую, глубокую, богатую и сложную форму: "печень" –> "сердце" –> "мозг".
Поэтому их материальные ветви в нашем мире тоже обладают теми же свойствами. Например, печень можно отсечь, и даже если от нее останется лишь часть, она всегда восстановится и вырастет.
Врачи говорят, что она подобна змее, от которой можно отрезать хвост, а он снова вырастает. Потому что печень относится к самому первому, "неживому" уровню – нефеш.
С сердцем уже так не поступишь, это совершенно другой уровень – руах. Это уже самостоятельный орган. Печень отменяет себя, она механически выполняет свою работу.
Сердце же должно действовать согласно собственному участию, и потому оно принадлежит ступени руах.
А мозг – это уже ступень нешама (душа), он связан с духовным. Мозг не действует сам по себе, просто повинуясь своей природе, как печень и даже сердце.
Мозг обязан быть связан с высшим, он получает приказы и питается от духовного, работая как приемник духовных сигналов.
Это видно по их действию. Печень очищает кровь, а кровь относится к неживому уровню. Такова ее функция – очищать от отбросов, работая как "уборщица".
Сердце уже дает жизненную силу всему телу, движение, и потому называется руах – жизненный дух. Но это еще не сама жизнь, а только ее дух. Сама жизнь приходит уже от души (нешама).
Из урока по книге "Бейт Шаар Каванот", 24.03.2010
Вопрос с английского блога: Если я стал заниматься Каббалой в этой жизни, но не достиг своего исправления до смерти тела, вернусь ли я к Каббале в следующем кругообороте и с какого уровня? Останутся ли у меня какие-то каббалистические знания?
Ответ: Вы должны быть уверены, что достигнете полного исправления сейчас! Если и нет, то в следующем жизни вы быстро вернетесь к каббале на тот уровень, которого достигли в этот раз.
Вопрос с английского блога: В каком случае товарищи, чей друг скончался от болезни, должны связать это с Творцом? В том случае, если он очень серьезно занимался Каббалой?
Ответ: Мы не может судить, в чем дело, потому что не видим системы душ и не понимаем, почему происходит смерть с каждым из нас, как например Ари умер в 38 лет и пр.. Когда раскроете систему душ, поймете роль тел.
Вопрос с английского блога: Как лучше и проще объяснить ребенку концепцию смерти и кругооборотов согласно Каббале?
Ответ: Как и взрослому – и примет и успокоится и не испугается!
Подняться над смертью к вечной жизни
Вопрос: Я слышал, что каббалисты не отмечают свой день рождения. Почему?
На этот вопрос я ответил в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Вопрос: Как узнать свое место в общей системе душ?
Ответ: Для этого нужно вернуться к корню своей души. Только тот, кто завершает свое личное исправление и поднимается к своему корню, узнает свое место в общей системе.
И то лишь относительно, ведь вся система еще не достигла своего полного исправления.
О таких высоких состояниях сейчас бессмысленно спрашивать. Это все равно, что маленький ребенок спросит, кем он будет в возрасте пятьдесят лет. Даже в рамках того же мира мы не способны понять такие вещи.
А в духовном разница между ступенями настолько огромна, и происходит инверсия всех свойств, что человек не может узнать даже следующей над ним ступени.
Она всегда приходит из отмены себя и принятия состояния, с которым не может вначале согласиться. Такова природа духовных ступеней.
Поэтому бессмысленно сейчас спрашивать о корне своей души, о конце своей работы – а нужно правильно реализовать то, что нам нужно выполнить здесь и сейчас. И тогда мы продвинемся.
Постепенно мы наберемся опыта и перестанем задавать такие вопросы, поскольку поймем, что каждая следующая ступень – это новый мир.
А все наши вопросы возможны только на том же уровне, где мы сейчас находимся.
Наше непонимание духовного мира сейчас – это непонимание самой его первой, крохотной ступени, находящейся над нами. И даже она от нас скрыта, и мы не способны ее никак разглядеть.
Она находится перед нами, но мы должны усовершенствовать свои свойства шаг за шагом, приведя в соответствие этой ступени все свои 613 желаний.
И тогда мы войдем в соприкосновение с высшим светом, что назовется нашей следующей ступенью.
Затем мы настроим свои 613 свойств на более продвинутое состояние и вместе с высшим светом раскроем еще более высокую ступень. Так мы поднимаемся.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 16.03.2010
Зоар, глава "Хаей Сара, п.201: "И вернется прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его".
Когда сотворил Творец человека, Он взял прах его из священного места и выстроил его тело из четырех духов мира, каждый их которых дал ему силу.
А потом излил на него дух жизни, как сказано: "Вдохнул в ноздри его душу жизни".
А затем встал он и узнал, что включено в него и высшее, и низшее. И тогда слился с Творцом и познал высшую мудрость.
Четыре духа мира – это Хохма, Бина, Тиферет и Малхут. Они называются четырьмя краями света, а также делятся на правую и левую линии - Хохма и Бина, и Тиферет – среднюю линию, в конце которой находится Есод, а затем - место слияния с Малхут.
Так все разделяется на правую, левую стороны и середину, на верх и низ. Таково строение нашей души, внутри которой мы раскрываем реальность.
Мы и сейчас раскрываем нашу реальность внутри нашей души. Только из-за того, что эта душа мала, не исправлена и действует эгоистически, ради получения наслаждения, - мы называем ее нашим телом.
Но на самом деле это то же самое строение, то же самое желание. Ведь Творец не создал несколько желаний – только одно.
Оно лишь раскрывается нам в очень малой мере, в очень неисправной, мизерной форме. И то, что мы ощущаем в нем, называется "этот мир".
Мы должны раскрыть это желание, сделать его больше, немного изменить его в подобии свету, - и тогда ощутим в нем душу или жизнь в будущем мире.
Из вечернего урока по книге Зоар, 11.03.2010
Зоар, глава "Иша ки тазриа", п.20: В час, когда душа спускается, дабы ввели ее в этот мир, опускается она сперва в земной райский сад и видит славу дýхов праведников, стоящих рядами.
А затем идет она в ад и видит грешников, что кричат: "Ой! Ой!", и никто не жалеет их. Обо всем дают ей свидетельство.
Грешники свидетельствуют о том, как наказывают их за каждый грех, а праведники свидетельствуют о добром вознаграждении, которое получают за каждую заповедь.
И этот святой образ стоит над душою, пока она не выходит в этот мир.
Речь идет всегда об одной душе, об одном человеке. Райский сад и ад, праведники и грешники – все они включены в одного человека.
Если мы входим внутрь системы нашей души, погружаемся в нашу внутреннюю реальность, исследуя там все возможности, - это и означает, что мы путешествуем между Райским садом и адом, наблюдая, что там происходит, то есть строим маршрутную карту дальнейшего продвижения.
Из вечернего урока по книге Зоар, 10.02.2010
Провел беседу "Анатомия души" в рамках программы "Ступени возвышения".
Мой собеседник - Нив Навон, зав. отделом распространения материалов в сети Интернет.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Вопрос: Бывают ли такие души, которым ни в раю, ни в аду места нет?
На этот вопрос я ответил в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Во "Введении в книгу Зоар" Бааль Сулам объясняет, что в науке каббала мы изучаем все относительно души.
Мне не известно, что происходит где-то вне меня. Я только знаю, как я ощущаю, раскрываю, воспринимаю и оцениваю.
Поэтому, когда мы читаем о процессах, происходящих между Зеир Анпином, Биной и Малхут, о связи и действиях между ними, то все это происходит во мне, в связи между мной и другими.
Ведь мы изучаем, что происходит в нашей душе, что она ощущает и раскрывает. Где она ощущает и раскрывает? – Внутри себя.
А где эта душа? – Та самая связь между мной и другими и есть моя душа.
Но сейчас я ощущаю себя существующим в своем внутреннем, земном теле, и потому это мой мир, и ничего большего я не воспринимаю.
Из урока по книге Зоар, 31.01.2010
Вопрос: Вы говорили, что все сказанное в книге Зоар мы должны искать внутри себя.
Но ведь Зоар говорит только об исправлении души, а душу мы получаем только в духовном.
Как же я могу исправить нечто внешнее внутри себя? Как я работаю – снаружи или внутри?..
Ответ: Действительно, иногда мы говорим, что духовное находится вне нас. "Вне нас" – имеется в виду "вне нашего желания".
Ведь я весь – желание получать, желание самонасладиться. И потому я говорю, что духовное находится вне моего желания наслаждаться.
Речь идет не о расстояниях и пространствах, а о свойствах: в свойстве получения нет духовного. Духовное – вне его, снаружи. Поэтому, говоря "вне нас", я подразумеваю "вне нашего нынешнего желания".
С другой стороны, мы говорим, что духовное находится внутри нас – гораздо глубже всех наших нынешних желаний.
Если я проникаю сквозь все мои сиюминутные желания к пище, сексу, семье, деньгам, почестям и власти – все глубже и глубже вовнутрь, в гораздо более внутренние, личные, важные, вечные, великие желания – там я нахожу духовный мир, духовное желание.
Это духовное желание называется "точка в сердце" – самое внутреннее желание, которое сейчас раскрывается во мне. Почему оно самое внутреннее и самое большое? – По своей высоте.
Ведь речь идет о цели всей моей жизни, о том, что останется после нее, для чего стоит жить. Все эти самые внутренние, глубинные вопросы сосредоточены внутри одной точки.
Каббалисты говорят мне: сейчас это всего лишь точка. Но читая книгу Зоар и "копаясь" внутри этой точки, ты начнешь раскрывать, что внутри нее есть целый мир – крокодилы, дома, звезды, солнце, луна, люди, грешники, праведники.
Эта точка начинает расширяться, показывать свои действия, и ты вдруг обнаруживаешь, что в ней есть все, что рассказывает Зоар в самых разных стилях – или языком каббалы, или языком сказаний, или в форме исторического романа, или в виде описаний законов и заповедей.
Но вся книга Зоар говорит лишь о том, что происходит внутри этой точки – только каждый раз каким-то особым стилем.
Поэтому я читаю книгу Зоар и очень хочу познать внутри себя все, о чем в ней говорится. Ведь каббалисты говорят: там, внутри этой точки, - твоя вечная часть. Тело умирает и разлагается, а эта точка – остается. Поэтому мне стоит раскрыть ее.
И более того, мне говорят: если ты познаешь эту точку, расширишь ее, начнешь раскрывать в ней духовное хотя бы немного – ты остаешься с этим ощущением, и для тебя нет жизни и смерти.
Ты уже отождествляешь себя с этой точкой и видишь жизнь внутри нее. Эта духовная жизнь настолько захватывает тебя, притягивает твое внимание, что все твои желания и стремления сосредоточены там.
Ведь речь идет о таких высоких внутренних вещах, что этой земной жизни ты придаешь значение только в той мере, в которой можешь еще больше развить, раскрыть и расширить свою точку в сердце.
Тогда ты вдруг начинаешь видеть, как эта точка становится все больше, и ты раскрываешь в ней целую реальность - внутреннее измерение, которое раньше не ощущал.
Сначала ты не чувствовал, что внутри тебя есть точка в сердце, затем ты ощутил ее, а теперь вдруг раскрываешь в ней целый мир. С этим миром ты уже существуешь вечно.
Из вечернего урока по книге Зоар, 18.01.2010