Мудрости царя Соломона: мудрая жена и глупая жена
Мудрости царя Соломона: мудрая жена и глупая жена
Царь Соломон был человеком чрезвычайно мудрым. Многие его высказывания цитируются, и в них, как и в высказываниях всех каббалистов, заложен глубокий внутренний смысл.
Мудрости царя Соломона: ненависть и любовь
"Сделал Бог человека прямым, - сказал как-то царь Соломон, - люди же ищут многих ухищрений".
Мудрости царя Соломона: вдвоем лучше, чем одному
Старайся видеть достоинства товарищей, а не их недостатки, соединяться с ними вместе в истинной любви, до состояния, что "все прегрешения покроются любовью".
Бааль Сулам. Письмо 4
И не будет у тебя недостатка, как только собрать все части, отпавшие от твоей души, и соединить их в одно тело. И в это совершенное тело Творец поместит свое присутствие навечно. И родник великой мудрости и высшие реки света будут как неиссякаемый источник.
Бааль Сулам. “Последнее поколение”
Жизненная задача состоит в том, чтобы удостоиться слияния с Творцом, тщательно соблюдая условие действовать лишь Ему на пользу. Или же удостоить многих, дабы пришли к слиянию с Ним.
Бааль Сулам. Предисловие к книге "Паним Меирот у-Масбирот", п. 22
Человек живет не ради себя самого, а ради всей цепочки целиком, таким образом, что каждое звено в цепочке не получает свет жизни в себя, а лишь передает свет жизни во всю цепочку в целом.
Бааль Сулам. Письмо 49
Предписываю я, чтобы начали вы всем напряжением сил любить друг друга и участвовать в страдании друг друга, и радоваться радости друг друга, насколько возможно. И надеюсь я, что исполните вы в этом слово мое и будете соблюдать его в полноте и совершенстве.
Бааль Сулам. Письмо 10
Делайте, что в силах ваших, а избавление Творца – в мгновение ока, а главное, что стоит перед нами сегодня, – это единство товарищей, и прилагайте в этом всё большие усилия, ибо оно искупает все недостатки.
Бааль Сулам. Письмо 47
Я составил распорядок, который позволит вам не откатиться назад. И главное в этом – единение товарищей. И если вы, несмотря ни на что, будете придерживаться этого, то, безусловно, будете продвигаться, получая все большие силы, поднимаясь все выше.
Бааль Сулам повлиял своими действиями так, что даже у обычного человека есть возможность достичь слияния с Творцом. А ранее только особые личности удостаивались единения с Создателем. А прежде Бааль Шем Това достигали связи с Творцом только великие душой...
Мои мысли в Twitter, 27.09.20, ч.2
Гилель (мудрец древности. Трактат Шабат 31:1): Вся Тора в том, что "Всё ненавистное тебе, не делай другим". А остальное – комментарии! Т.о. все заповеди призваны объяснить исполнение заповеди "Возлюби ближнего, как себя". Потому что этим достигается слияние с Творцом.
Р. Акива: Возлюби ближнего, как себя (Ваикра, 19:18) – общее (клаль) правило Торы (Б.Р. 24:8). "Общее" указывает на части, из которых создается правило. Т.е. все 612 заповедей Торы являются суммой правил, входящих в одну заповедь "Возлюби ближнего". Вся Тора дана достичь ее.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот, тому беда. Царь Соломон
Вопрос: О чем идет речь?
Ответ: О том, что надо понимать, с кем ты имеешь дело, и поступать только в той мере, в которой ты можешь действовать на мир хорошо, добром. Вести его своими нравоучениями, своими воздействиями к правильным поступкам.
Береги то, что ты выдаешь миру, чтобы это было всем понятно, и чтобы они могли этим воспользоваться для своей пользы.
Вопрос: А что такое польза для мира?
Ответ: Польза для мира – это только его объединение.
Вопрос: То есть все, что ты можешь сделать, и все, о чем ты можешь сказать, - это только в сторону объединения. И это называется "беречь свои уста"?
Ответ: Да.
Вопрос: А что значит "широко раскрывать рот"?
Ответ: Это когда ты не контролируешь свои воздействия на мир и можешь этим очень навредить миру.
Вопрос: Человек может не поджигать мир?
Ответ: Нет. Наша природа такова, что мы поневоле действуем якобы на пользу себе, а значит, во вред миру.
Реплика: Но вы сами себе противоречите. Человек не может не поджигать мир, каждое слово…
Ответ: Нет, мы говорим о человеке обычном, а не о каббалисте. Каббалист четко контролирует, ощущает, какие воздействия он выдает в мир, каков его посыл, и как мир это воспримет. Даже если самому каббалисту будет от этого не очень хорошо, но в итоге он научит мир. Не сегодня, так завтра мир поймет, что он должен двигаться другим путем.
Вопрос: А каббалист может выдавать только добрую информацию для мира?
Ответ: Каббалист может выдавать в мир только добрую информацию, потому что он ощущает внутреннюю силу природы, и оттуда черпает методику своего выхода в мир, то есть обращения в мир.
Вреда от него быть не может. Мир, может быть, не понимает этого, но вреда от каббалиста быть не может. Хотя обычно его выход в мир кажется очень неприятным, резким, несвоевременным.
Вопрос: Но это каббалиста не останавливает?
Ответ: Потому что он видит, какую пользу все-таки он может привнести в мир, насколько он может двинуть мир вперед в правильном направлении, и поэтому он не делает с собой большого расчета. Хотя потом страдает.
Хватает пса за уши тот, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. Царь Соломон
Вопрос: То есть человек теребит свою судьбу?
Ответ: Конечно! Если ты вмешиваешься в чужую ссору, ты вызываешь к себе в другом человеке озлобленность на уровне пса.
Мы знаем, что лучше всего не вмешиваться. Самое лучшее – дать человеку разобраться в том, в чем он находится, без всяких мудростей и советов, иначе ты станешь врагом для обоих.
Вопрос: Допустим, происходит ссора. Что делает человек?
Ответ: Внешний – ничего. Оставляет их и отходит в сторону.
Полиция или что-то другое, что обязано сгладить ситуацию, – это их дело. Но отдельный человек не имеет права вмешиваться.
Вопрос: Потому что он не знает, кто прав, кто виноват?
Ответ: Вообще не имеет права вмешиваться. Иначе эти состояния не найдут своего решения.
Вопрос: Царь Соломон говорил, что ссора – внутри меня. Какая ссора существует внутри человека?
Ответ: Постоянная, потому что человек создан из двух желаний: эгоистического и альтруистического. Но по-настоящему человек тот, в котором постоянно существует внутренняя борьба между добром и злом, который специально настраивает свое добро на зло.
Зло постоянно поднимается, желает всё себе и всё прочее. А человек, если он хочет себя самовоспитать, все время развивает в себе добро и постоянно находится в этой внутренней борьбе.
Поэтому все эти притчи построены на раскрытии зла в человеке, но в той мере, в которой он пытается раскрыть в себе добро.
Вопрос: То есть зло во мне, эгоизм есть все время, это моя природа?
Ответ: Да. А ты просишь Творца, чтобы Он дал тебе еще и добрую природу – для того чтобы эти две природы ты мог уравновесить! Ты можешь сказать: "Прошу Творца, чтобы вычеркнул из меня эту злую природу". Нет! Это неразумно.
Чтобы дал мне добрую природу, и чтобы эти две природы существовали во мне в равновесии. Не одна больше другой, и чтобы положительная не была выше отрицательной.
Средняя линия между ними – это изумительное состояние! И я все время нахожусь на этом равновесии. На двух ногах стою над ними. Только тогда я могу абсолютно полностью ощущать и минус, и плюс, и вся природа подо мной.
Вопрос: Значит, человек, включающий в себя свою природу и природу Творца – это гармоничный человек?
Ответ: Конечно! Тогда он называется "Адам" – подобный Творцу, потому что все его внутреннее свойство, противоположное Творцу, тоже становится подобным Творцу.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.12.2019
Мудрости царя Соломона: нет человека праведного на земле
"Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот, тому беда".
Реплика: Царь Соломон вкладывал в свои изречения потрясающие мудрости, за внешней простотой которых таится большая глубина.
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил.
Ответ: Я бы сказал по-другому, что нет человека праведного на земле, который сделал бы хоть что-то праведное, не согрешив перед этим. И каждый раз в мере своего греха он может поступать праведно. Одно против другого.
Вопрос: Что такое, по-вашему, грех?
Ответ: Грех – это любое состояние, когда я могу причинить вред другому. Это не обязательно должно быть в действии, это может быть в намерении. Когда я это осознаю, тогда мгновенно перехожу к следующему состоянию, в котором исправляю себя в правильном, добром отношении к другим, и на этом заканчивается мое исправление.
Поэтому то, что ты видишь добрые действия, может быть, ты просто не понимаешь, что прежде чем человек сделал какое-то добро, это было зло, осознанное зло, решение перейти к добру и состояние добра, которое ты уже видишь.
То есть должно пройти четыре ступени от состояния зла до состояния добра, и тогда это реализуется.
Вопрос: То есть, прежде чем я сделал какой-то добрый поступок, я до этого согрешил?
Ответ: Если ты сделал добрый поступок, то обязательно! А если ты не чувствуешь, что раньше согрешил, то и поступок твой не добрый.
Серьезно! Есть такие рассказы, притчи, что каждый веселый, по-настоящему мудрый человек, внутри себя обратный, депрессивный и так далее.
Райкин с каким характером был! Именно благодаря этим состояниям, которые он переживал, когда чувствовал совершенно отталкивающие состояния мира от себя и себя от мира, он выходил на сцену и мог изобразить противоположное. Иначе у него не было бы этих эмоций, этого понимания, как можно сказать обратное. Это всегда так.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.12.2019
Мудрости царя Соломона: кто устоит против ревности?
"Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности?"
Гнев – это естественное проявление. Ярость тоже. Но ревность – это сравнение себя с кем-то, или меня с кем-то сравнивает кто-то третий – это самое страшное! То есть это самое глубокое поражение эгоизма.
Когда мне говорят, что я не прав, – ну, не прав. Относительно чего-то абстрактного. Но когда меня ставят рядом с кем-то и говорят, что ты ничто по сравнению с ним, – это всё! Если человек не может это обойти, забыть, плюнуть на это и так далее, то ему остается только одно – воевать против этого.
Или он уничтожает того, кто это сказал. Или он уничтожает того, с кем его сравнивают. А еще лучше, их обоих.
Вопрос: Вот это самое ужасное состояние! Что делать, когда возникает такое ощущение?
Ответ: Ничего нельзя сделать. Надо только подняться на ту ступень, где происходит рождение этих законов природы. И там мы увидим их причину и их правильную реализацию.
Вопрос: В чем тогда причина ревности?
Ответ: В моем эгоизме. То есть я пораженец. Меня поразили, мой эгоизм. А без него мне не жить. Я должен здесь что-то сделать: или убить себя, или убить его, – одно из двух. Остаться так жить я не могу!
Вопрос: Я не могу быть выше этого?
Ответ: Нет. То есть я могу, но для этого нужно специальное обучение, тренировки, психологическая помощь и т.д. А иначе, если я в этом остаюсь, жди убийства.
Вопрос: Как каббалисты решают вопрос с ревностью?
Ответ: Каббалисты решают этот вопрос очень хорошо. Они считают, что для этого надо раскрыть замысел Творца: почему ты получил от Него такое извещение, и как ты должен благодаря ему подняться над собой. И получается, что ты будешь благодарить Творца за то, что Он дал тебе такие ужасные ощущения. А на самом деле они только для того, чтобы поднять тебя.
Вопрос: Вы сейчас сказали такую несоединяющуюся фразу: "Извещения ужасные, и я за это благодарю". То есть я благодарю за ужасные извещения?
Ответ: Конечно! Меня же это поднимает! Потому это называется "выше нашей природы". Но это надо проходить под руководством, в группе и т.д.
Вопрос: То есть каббалист понимает, откуда это приходит и для чего? И тогда все подслащается?
Ответ: Да. Советую вам найти учителя, который вам поможет преодолеть все отрицательные ощущения. Это на самом деле возможно.
"Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи".
Ненависть возбуждает раздоры – это нам вроде бы понятно.
Любовь покрывает все грехи – это тоже правильно, потому что любви без греха быть не может. Надо проявить зло, для того чтобы понять необходимость в добре. Проявить ненависть, для того чтобы понять необходимость в любви.
Вопрос: А не может быть так – просто люблю?
Ответ: Нет! Это может быть только у матери относительно своего младенца. Только лишь! У тех людей, у которых нет никаких животных причин для этого – как у животных, – у них не может быть для этого никаких начал.
Вопрос: То есть у них не может быть любви?
Ответ: Любовь – это когда я готов сделать для другого все! От себя к нему.
Вопрос: Но может быть такое – я готов сделать для человека все?
Ответ: Нет. Наша природа так не устроена. Мы этого делать не можем.
Вопрос: Мы от природы грешны?
Ответ: Это не называется "грех". Это наша природа, это не плохо и не хорошо.
Вопрос: Так или иначе, наша природа – к другому относиться как к чужому?
Ответ: "Боливар не выдержит двоих". Там это хорошо показано. Ты меня извини, конечно, но не получится. Или я, или ты. Так, конечно же, я.
Вопрос: И как здесь "все прегрешения покроет любовь"? Как тогда это объяснить? Что здесь за тайна?
Ответ: Если мы правильно относимся ко всем грехам, которые раскрываем между собой, к ненависти и прочему, – мы вызываем силу объединения вплоть до любви, которая покрывает нашу ненависть. Ненависть остается внутри. И благодаря ей мы достигаем уровня любви.
Вопрос: А как мы это вызываем? Мы начинаем ненавидеть нашу ненависть к другому?
Ответ: Да. Но это уже, что называется, приходит свыше. А иначе это только у матери с детьми. И тоже до определенного предела. Природа нам показывала такие вещи! В голодоморе и прочее. Когда вообще вдруг исчезает материнский инстинкт.
Реплика: Это, конечно, ужасно!
Ответ: Это не ужасно, это природа. В природе нет ничего ужасного, это просто так!
Вопрос: В этой простой истине царь Соломон говорит о том, что человек ненавидит, и вся его работа – призвать любовь, чтобы подняться над ненавистью?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 05.12.2019
Мудрости царя Соломона: мудрая жена и глупая жена
"Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками".
Желание человека называется его женой. Если это желание мудрое, то оно устремлено к объединению. И тогда в объединении с остальными собирается такое соотношение сил, что они могут раскрыть между собой Творца. Именно на соединении их положительных и отрицательных качеств.
Вопрос: А глупая жена?
Ответ: А глупая жена не может ничего соединить. Она не понимает, как соединиться над своей ненавистью, эгоизмом, индивидуальностью, и поэтому все просто разрушается.
Вопрос: То есть глупая жена – это мое желание только себе? Жить только для себя? Это глупость?
Ответ: Да. Мы видим: не успели страны собраться в Европейское сообщество, и оно уже разрушается. Советский Союз – распался. Все очень быстро распадается. Следующая – Америка на проводе. Затем Китай.
Вопрос: Это вы называете глупой женой?
Ответ: Это эгоизм, который мы не можем правильно направить к жизни, к расцвету, к процветанию. Он разрушает. Америка разрушится на свои штаты. Китай разрушится на свои области. Абсолютно четко!
В итоге, если мир не будет работать над объединением, он станет распадаться как когда-то на городища. Города, деревни, княжества. Снова так будет.
Реплика: Но ведь это уже было…
Ответ: Неважно. Мы пытались соединиться нашим эгоизмом и сейчас убеждаемся, что эгоизм не может нас объединить. В Европе это видно очень четко.
А в итоге что мы должны будем делать? Если будем правильно использовать эгоизм, конечно, мы сможем объединиться вокруг земного шара. Но если нет, мы будем уединяться друг от друга, как Содом и Гоморра. То есть ни в чем не помогать друг другу. "Мой дом – моя крепость".
Вопрос: То есть, мудрая жена – это которая правильно работает с эгоизмом? Она как бы над ним поднимается, отменяется? А глупая жена тянет все на себя?
Ответ: Да. В следующем поколении в мире будет все больше управляющих женщин, потому что женщины больше заботятся о взаимности, о какой-то взаимной связи. Но это ненадолго. Это потом проявится в еще худшем виде.
Вопрос: То есть женщины будут командовать следующим поколением?
Ответ: Женщины будут больше командовать миром, чем мужчины. И будет вроде бы казаться, что миру от этого хорошо.
Да и мужчины ведь деградируют. Они готовы все это отдать женщине и относиться к ней, как к маме. А потом выяснится, что это намного хуже, чем мужское руководство.
Я говорю то, что будет. Потому что женщины будут воевать за свой дом. За свое! И в этом отношении они будут более ужасными, более жесткими, чем мужчины. Когда женщина воюет за свой дом, она ничего не хочет принимать во внимание. Это для нее самое главное.
Мужчина – ему что там! В кабак или куда-нибудь пойти и все.
Реплика: Футбол посмотреть.
Ответ: Да. А женщина – нет.
Поэтому пока они строят – строят, и нам кажется, что это хорошо. Но это будет переломный момент, как обычно с нашим эгоизмом, и он станет работать против себя. И тогда эти женщины будут пытаться уничтожить друг друга. То есть дай мне все, для того чтобы я уничтожила свою соперницу. Вот в таком диком, примитивном, личном виде.
Вопрос: Это вы говорите о нашем материальном мире?
Ответ: Да, о нашем мире. О том, что будет.
Вопрос: Это имеет какие-то высшие духовные корни?
Ответ: Конечно! Глупая жена видит себя, как хозяйка всего. Кто против нее, она восстает на него и готова воевать за это. То есть она может быть очень большой разрушающей силой.
А мудрая жена понимает, что все надо решать совместно, и поэтому вместо одного дома нужно строить хорошее общежитие для всех.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 05.12.2019
Реплика: Синонимом человека мудрого является, как часто говорят, царь Соломон.
Это было лучшее время в Иудейском государстве. При нем был построен Храм. Им были написаны великие книги. Он занимался воспитанием, и вообще во всех вопросах был дока.
Есть такие цитаты, которые приписывают ему. Они очень глубокие и в то же время очень простые. Прокомментируйте их, пожалуйста.
"Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а чтобы поднять его нет другого, да и если двое лежат – тепло им, одному же как согреться?"
Так все просто…
Ответ: Нет, это не просто! Это великие и вроде бы простые истины, но недостижимые, чтобы просто так взять и сделать обычному человеку.
Здесь имеется в виду внутреннее единение людей, причем над ненавистью, когда каждый из них представляет собой отдельную сущность. Это очень большая работа человека над собой, притом по серьезной методике.
Вопрос: Вы считаете, что это не просто так сказано: хорошо быть вдвоем, а не одному?
Ответ: Нет, это же царь Соломон! Разве он будет просто так говорить?
Вопрос: То есть он точно понимает, что люди вместе быть не могут?
Ответ: Конечно! Именно раскрытие внутренней ненависти необходимо для того, чтобы обнаружить, до какой степени мы должны дойти, чтобы так сблизиться друг с другом, согревать друг друга. Это не телесное согревание, это когда ты работаешь над моей душой, а я работаю над твоей душой.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 05.12.2019