Из книги "Источник живой воды" (Ки Тецэ, гл. 21)
Четырьмя именами, согласно делам своим, зовется человек: адам, иш, гевэр и энош.
Энош (אנוש) – указывает на нижнюю, самую малую ступень. Такой человек всю жизнь преследует телесные вожделения, забыв об источнике своей души, откуда она и куда в итоге возвратится. И зовется "энош" от сказанного: "Бог дал мне забыть (нашани)" (Тора, Берешит, 41:51). Ибо забыл о конце своем.
Гевэр – кто немного преодолевает (митгабэр) и не следует за вожделением, как животное, а довольствуется тем, что находит. Однако ограничивается не из трепета перед Творцом, а понимая, что человек должен быть выше животного, не следовать за позывами телесных желаний. И называется "гевэр", так как немного преодолевает дурное вожделение. Однако этого недостаточно для облачения в него света, поскольку не устремляется к Творцу: "Когда же я увижу лик Творца, чтобы на деле доставить Ему удовольствие?"
Иш – следующая ступень развития. В нем есть намек на единство с Творцом в свойствах, которыми сотворен мир. Это указывает на кроющееся в человеке добро, отчего его душа желает учения Творца и соблюдения Его союза, чтобы слиться со светом жизни и доставить Ему удовольствие. Но еще горит в нем эгоизм, сбивающий с пути к Творцу.
Адам – самая высокая ступень, от слов "уподоблюсь высшему" (эдамэ ле-элийон. Пророки. Ишайау, 14:14). Такой человек уже полностью вышел из трех низших категорий, в которых подобен животному, и сливается с Творцом. Он объединяет свои помыслы, слова, дела и движения, явные и скрытые, в единстве с Творцом, истинно и искренне, без всяких посторонних мыслей.
Предыдущие сообщения на эту тему:
Название народа, языка и земли
Из себя найду я Творца
Желания: неживое, растительное, животное, человек
Тема : Из каб. источников, Конспекты статей
Комментировать